Сообщение о крещении

>Про Крещение Господне детям

Содержание

19 января — Крещение Господне

Праздник Крещения относится к числу главных православных праздников и отмечается в России 19 января.

Как рассказывается в церковных книгах, этот праздник посвящён очень важному событию в жизни Иисуса Христа. Это событие связано с ещё одним христианским святым, который известен как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель.

Как гласит церковная история, ещё раньше Христа у бездетных Елизаветы и Захарии родился мальчик, которого назвали Иоанн. По церковному преданию, он родился неспроста: он должен был исполнить в этой жизни очень важную задачу — подготовить народ к приходу Спасителя, стать его предтечей.

Ещё совсем молодым Иоанн ушёл жить в пустыню. Он одевался в одежды из звериных шкур, питался только мёдом диких пчёл и корнями растений. Так он готовился к своему служению. О нём узнали окрестные жители и стали приходить посмотреть на него и послушать его слова. Он говорил: «Покайтесь в грехах своих — приблизилось Царство небесное, готовьтесь принять Спасителя. Он идёт за мной. Креститесь в знак покаяния, я крещу вас водой, а Он будет крестить Духом Святым».

Многие верили Иоанну, каялись и крестились в реке Иордан. С тех пор Иоанна стали называть Крестителем, а Предтечей его зовут потому, что он готовил людей к приходу Иисуса Христа, появился раньше Него.

Христос тоже услышал об Иоанне и пришёл к нему в пустыню. Когда же Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос послушал Иоанна и попросил, чтобы тот крестил его тоже. Иоанн долго отказывался и говорил Христу, что это он сам должен креститься у Него. Но Христос настаивал, и в конце концов Иоанн крестил и его тоже.

Как сказано в Святом Писании, когда Иоанн крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан, открылось небо, и оттуда снизошёл на Христа Святой Дух в виде голубя, а с неба послышался голос Бога, который назвал Христа своим сыном.

Таким образом, по Священному Писанию, Крещение впервые показало миру Святую Троицу: Бог Отец сказал с неба о своём сыне— Иисусе Христе, а Дух Святой явился всем в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется ещё Днём Богоявления.

В этот день в церквах освящают воду и приносят её домой. Эта освящённая вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет. Её нужно хранить в стеклянной посуде и пить понемножечку по утрам натощак, особенно если что-то болит. Кроме того, крещенской водой можно окропить свой дом, комнату, рабочее место. Такое окропление создаёт особую благодатную духовную атмосферу.

Что такое водоосвящение?

Вера в магические свойства воды существовала задолго до появления христианства

Во время праздника Крещения совершается обряд, который называется великим водосвятием. Накануне праздника священник освящает воду в купели, поставленной в храме. Она украшается свечами и цветами. Хор исполняет особые песнопения, священнослужители читают молитвы. Затем священник произносит особую молитву, в которой призывает благодать Святого духа на воду и всех, кто пьёт её. Освящение сопровождается трёхкратным погружением в купель креста. Считается, что священная вода приобретает магические свойства, поэтому её используют в качестве оберега от нечистой силы и как средство для лечения болезней.

* * *

Нам из Ветхого Завета

Этот светлый праздник дан.

Шёл Христос из Назарета

И спустился в Иордан.

Иоанн, Христа креститель,

Видел чудо из чудес.

Как на землю, к нам в обитель,

Опустился Дух с небес.

Он слетел легко, как голубь,

Из разверзшихся высот.

И с тех пор в Крещенье в прорубь

Православный люд идёт.

Там, где снял Христос одежды,

Церковь дивная стоит.

Дарит путникам надежду,

К страждущим благоволит.

Что такое крещение?

Возможно, тебе приходилось видеть, как происходит обряд крещения в православном храме. После молитвы священник погружает младенца в священный сосуд — купель — и фазу же вынимает оттуда, передавая крёстным родителям.

В чём же смысл этого обряда? Ещё в глубокой древности люди верили в то, что имя защищает человека от всех напастей. Вот почему, окуная младенца в воду, священник как бы смывает с него возможное зло, а называя его новым именем, защищает от происков злых духов.

Этот обряд уходит корнями в глубокую древность. Ещё у древних индейцев майя были известны особые бассейны, купание в которых якобы давало неуязвимость в бою. Об этом же мы можем прочитать в древнегреческом мифе об Ахилле. Желая сделать своего сына неуязвимым, его мать, богиня Фетида, погрузила его в воду священной реки, держа за пятку. Вот почему всё тело Ахилла стало крепким, как железо, а пятка осталась уязвимой. Отсюда и пошло выражение «ахиллесова пята», т. е. уязвимое, больное место. Вот такие древние корни у обряда крещения!

> 19 января 2019: Крещение Господне, Богоявление >Когда празднуется Крещение Господне >Крещение Господне – история праздника >Особенности богослужения Крещения Господня >Богоявленский кафедральный собор в Елохово >Когда набирать крещенскую воду? >Купание в проруби (Иордани) на Крещение >Святитель Феофан Затворник, мысли на каждый день года – Крещение Господне

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Когда празднуется Крещение Господне

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).
Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

События Крещения Господня

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Что можно есть на Крещение Господне

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Крещение Господне — история праздника

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Подробнее

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Подробнее

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения — чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания — сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню — с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды — это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

19 января 1973 г.

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне , в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня , великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

19 января 1979 г.

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении : как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения , стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года — Крещение Господне

Богоявление (Тит 2, 11-14; З, 4-7; Мф З, 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Основные христианские праздники и посты

Пасха — главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в Евангелиях. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.

Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.

Троица — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.

Сретение Господне — праздник в честь встречи (Сретенья) праведником Симеоном мессии — ребенка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января церемония освящения воды (иордань).

Преображение — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в память въезда Христа в Иерусалим, жители которого приветствовали Сына Божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. В народном быту праздник получил название Вербное воскресенье, ибо в славянских странах в его ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.

Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Воздвижение — праздник в память так называемого воздвижения в IV в. в Иерусалиме над толпой верующих креста, на котором, по преданию, был распят Христос. Отмечается 14 (27) сентября.

Рождество Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии — матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Введение во храм Богородицы — праздник в память торжественного вступления трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Благовещение — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о грядущем рождении у нее божественного младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии — матери Христа. Отмечается 15 (28) августа.

Покров Пресвятой Богородицы — праздник в память явления около 910 года во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими. Отмечается 1 (14) октября.

Посты — воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в Крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста:

весенний (Великий) — начинается с понедельника после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается около 7 недель вплоть до Пасхи;

летний (Петров) — начинается в первый понедельник после Духова дня и оканчивается 29 июня, в день святых Петра и Павла; осенний (Успенский) — 15 дней перед праздником Успения; зимний (Рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Напишите пожалуйста сообщение на тему: Православные праздники.

Православные христианские праздники — это дни торжеств в честь и память событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, его матери Девы Марии и особо почитаемых Церковью Святых.
С рождением Иисуса Христа два тысячелетия назад появилась христианская религия. От Рождества Христова ведется наше летосчисление (наша эра). В Древней Руси год по языческим обычаям начинался весной. С введением на Руси христианства Православная Церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира», которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова, а начало года перенесла на 1 сентября.
По старинному обычаю и царь Петр I встречал 7208 Новый год 1 сентября. А в декабре 7208 г. вышел царский указ: «Впредь лета счислять не с 1 сентября, а с 1 января и не от «создания мира», а от «Рождества Христова». Так 1700 г. на Руси начался 1 января.
Еще в IV в. н. э. христианские праздники были размечены по юлианскому календарю, введенному Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. При этом наступление Пасхи следовало рассчитывать по первому весеннему полнолунию, а началом весны считалось 21 марта, когда день равен ночи. Но по юлианскому календарю весеннее равноденствие каждые 128 лет отступало на одни сутки и в ‘XVI в. перекочевало уже на 11 марта.
Это осложняло пасхальные расчеты, ведь от даты Пасхи зависят переходящие праздники — весь пасхальный цикл, и в 1582 г. глава католической церкви папа Григорий XIII произвел календарную реформу.
Согласно григорианскому календарю, весеннее равноденствие было возвращено на 21 марта и больше не отстает от этой даты. Для этого, в отличие от юлианского календаря, считаются не високосными последние годы столетий, которые не делятся на 400 (1900 г. — не високосный, а 2000 г. — високосный).
Григорианский календарь был постепенно принят в протестантской Европе и многих других странах.
Россия перешла на него только после декрета от 24 января 1918 г., однако Россия государственная — не церковная. Русская Православная Церковь не приняла эту календарную реформу и отмечает праздники по так называемому старому стилю. К XX в. разница между старым (юлианский календарь) и новым (григорианский) стилем набежала в 13 суток, поэтому, например, Рождество Христово у нас отмечается не 25 декабря, как в большинстве стран, а 7 января.
Главным христианским праздником является Светлое Воскресение Христово, называемое Пасхою.
Затем следуют двенадцать великих, так называемых двунадесятых праздников. По времени празднования они делятся на неподвижные (не переходящие), которые отмечают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные (переходящие), приходящиеся на разные числа месяца в зависимости от времени празднования Пасхи — первое воскресенье после весеннего полнолуния, в период с 4 апреля по 8 мая.
Дата празднования Пасхи определяется по Пасхалии и является основой для установления дат переходящих праздников, к которым относятся Вознесение Господне, День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

Празднование Крещения Господня

  • Главная
    • О сайте
    • Отзывы
    • Обратная связь
    • Церковная лавка
  • Рубрики сайта
    • Семейная рубрика
      • Жених и Невеста
      • Муж и Жена
      • Папа и Мама
      • Воспитание детей
      • Семейные трудности
      • Совет да любовь
      • Вопросы священнику
        • Новые вопросы-ответы
    • Родительская рубрика
      • Отцовская рубрика
      • Материнская рубрика
      • Воспитание детей
      • Школьная жизнь
    • Детская рубрика
      • Детям в Рождество
      • Миша и Катя
      • Чтение для детей
        • Денискины рассказы
      • Детский патерик
      • Детские беседы
      • Детские вопросы
      • Игры для детей
    • Вопросы священнику
      • О церковной жизни
      • О семейной жизни
      • О воспитанию детей
      • Об интересном и познавательном
      • О телесном и душевном здоровье
      • О светской жизни
      • О духовной жизни
      • О исповеди и причастии
      • О посте и молитве
      • О чтении духовных книг
      • Новые вопросы-ответы
      • Исторические вопросы
    • Аудио рубрика
      • Душевные песни
      • Аудиоальбомы
      • Песни-притчи
      • Аудио для детей
      • Богослужения
    • Видео рубрика
      • Фильмы о святых
      • Художественные фильмы
      • Православная планета
      • Телепередачи
      • Беседы с батюшкой
      • Мульткалендарь
      • Проповеди
      • Церковный календарь
    • Молитвы по соглашению
      • Акафисты по соглашению
      • Домашний сорокоуст
    • Непридуманные истории
      • Истории былых дней
      • Истории наших дней
      • Чудесные исцеления
      • Военные истории
    • Рассказы
      • Художественные рассказы
      • Рассказы о святых
    • Интересная рубрика
      • Интересные факты
      • Любопытная история
      • Прекрасная поэзия
      • Картины художников
      • Православный юмор
      • Русская история
      • Фоны на рабочий стол
    • Советы по здоровью
      • Здоровье взрослым
      • Здоровье детям
      • Лечебное питание
      • Церковь и здоровье
      • Вопросы о здоровье
    • Жизнь вокруг нас
      • Полезные советы
      • Картина и фото дня
      • Поздравления
      • Новогодняя рубрика
    • Церковная жизнь
      • Церковные пояснения
      • Духовная жизнь
    • Авторские рубрики
      • Патриарх Кирилл
      • монах Варнава (Санин)
      • Зинаида Полякова
      • Татьяна Якутина
      • Сергей Синявин
      • Владимир Шебзухов
    • Православная кухня
      • Скоромные блюда
      • Рыбные блюда
      • Праздничные блюда
      • Постные блюда
      • Кухня Великого поста
      • Советы по готовке
    • Церковные Праздники
      • Двунадесятые праздники
        • Рождественская рубрика
          • Рождество для детей
          • Колядки Рождественские
        • Крещенская рубрика
      • Пасхальная рубрика
        • Пасха для детей
    • Церковные посты
      • Великий пост
        • Преддверие Великого поста
        • Великий пост детям
        • Страстная седмица
      • Петров пост
      • Успенский пост
      • Рождественский пост
    • Святые угодники Божии
      • Святитель Николай
      • Святитель Спиридон
      • Блгвв. Петр и Феврония
      • Преподобный Сергий
      • Преподобный Серафим
      • Святая Матрона
    • Духовное чтение
      • Притчи
      • Проповеди
      • Поучения и советы
      • Пояснения
      • Жития святых
        • Рассказы о святых
        • Описание икон
    • Молитвослов
      • Утренние молитвы
      • Вечерние молитвы
      • Молитвы ко Причащению
      • Молитвы Господу Богу
        • Акафисты Господу Богу
      • Молитвы Божией Матери
        • Акафисты Божией Матери
      • Молитвы святым
        • Акафисты святым
      • Новые молитвы
    • Православные календари
      • Семейный календарь
      • Детский календарь
      • Календарь духовного чтения
  • Святая Матрона
    • Письмо св. Матроне
    • Отвезенные письма
    • Чудеса св. Матроны
  • Церковная лавка
    • Пояс Пресвятой Богородицы
    • Святыни блаженной Матроны
    • Православные святыни
  • Записки в Храм
    • О здравии
    • Молебны святым
    • О упокоении
  • Пожертвование
    • Сообщение о пожертвовании

Крещение, праздник – кратко, самое главное

Название первого и одного из основных христианских таинств – Крещение произошло от греческого словосочетания «погрузиться в воду».

Только после этого обряда человек причисляется к членам Церкви, когда может принимать участие в остальных шести таинствах.

До крещения обязательно оглашение – полное объяснение церковных основ.

Совершение таинства

Пройти таинство обряда – погрузиться с головой в купель (реже облиться) однократно, троекратно (у каждой конфессии свои правила). Одновременно священник произносит положенную молитву. Православие предусматривает окунуться в купель с освященной водой три раза: во имя Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Без сопровождения тайносовершительных слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (погружение), и Сына (погружение) и Святаго Духа (погружение), аминь» – не считается действительным.

Необходимо использование при этом специальных ритуалов, значимых своей символичностью, духовностью:

  1. Начинается обряд с тройного отказа от сатаны, т.е. от тьмы, тройного исповедания своего желания соединиться с Богом, произнесения Символа веры.
  2. Церковнослужитель читает великую ектению и перстосложением освящает воду. Крещаемый и вода помазуются елеем – теперь он непобедим дьяволом.
  3. Совершается само крещение – погружение, дарующее знак жизни и очищение от грехов.
  4. На уже покрестившегося надевают крест – знак спасения, и белые одежды – символ обручения с Христом, очищения от грехов.
  5. Священник проводит миропомазание.
  6. Все участвующие в обряде три раза обходят купель с чтением Апостола и Евангелия – символ вечности.
  7. Миро омывается, произносится сугубая ектения и отпуст – теперь новокрещенный имеет право участвовать во всех таинствах. Он рожден для новой жизни, очищен от грехов старого.

День, когда человек покрестился, называется днем его Ангела. Следуя традиции, желательно ежегодно отмечать его приходом в храм и приемом причастия. Таинство крещения человек может совершить только единожды, ведь это рождение к духовности, оно дается один раз.

Вторым крещением называется таинство омывания грехов, совершенных после обряда. Если грешник искренне раскаялся в содеянном, Бог дарует ему прощение. Неправильно думать, что крещение равносильно спасению, это только путь к спасению.

Если после него человек не начинает обновляться, перерождаться для новой жизни, таинство не приводит к результату.

Появление праздника

Значимость события заключается в том, что Иисус Христос после крещения в водах Иордана и установления таинства освятил его воды. С тех пор она служит целям совершения обряда.

Одним из важнейших среди православных праздников стал именно как память крещения Спасителя и отмечается 19 января. Другое его название – Богоявление: название говорит о первом явлении миру Пресвятой Троицы.

Это древнейший праздник, уходящий корнями еще во времена апостолов. Господь прошел обряд крещения для мирян. Ему очищение не требовалось – у него не было личной потребности в покаянии.

Традиции

С тех пор водосвятие стало традицией в сам праздник Крещения Господня и его канун – Сочельник. Его ввели христиане в Иерусалиме, ежегодно шествующие на Иордан, в котором состоялось первое крещение.

Тогда же были отмечены исцеляющие качества освященной воды, ее способность восстанавливать душевное и физическое здоровье человека. Проводится молебный чин для призывания благодати на воду, и верующим можно пить воду в церкви, протирать ею лицо, наполнять емкости для хранения в течение года.

Набранная вода стоит в доме до следующего наполнения и используется по мере надобности в силу своих благодатных свойств.

Сочельник

Праздничный период Крещения заканчивался Святками. В народе этот отрезок времени назывался «без креста», т.е. до окрещения младенца Иисуса. Считали, что как раз наступает момент, когда вся нечистая сила представляет собой сильную опасность. Поэтому и соблюдалось много ритуалов для очищения от нее.

Традиция предусматривала тщательное наведение порядка на всей усадьбе. Стараясь избавиться от нечисти, курили ладан, рисовали крест в углах, окропляли везде святой водой.

Семья не садилась за стол в ожидании первой звезды. С ее появлением молились и ели постные блюда – «голодную кутью».

Ночью совершали много гаданий, и не только девушки.

В сам праздник Крещения верующие отправляются в храм. Водосвятие проводится после обедни. Этот обряд совершается и в ночь перед праздником.

Вечером садятся за праздничную трапезу из 12 блюд: масляные каши, мясо, квадратные блины и т.д. По окончании праздничного застолья произносилась благодарственная молитва Господу. Из клеток выпускали белоснежных голубей во всех домах – так «отпускались» праздники.

Праздник Крещение

Вечером, 18 января, начинается крещенский Сочельник. Для верующих в православие крестьян, праздник Крещение — один из 12 больших религиозных праздников. Как и на Рождество, в крещенский Сочельник за столом собирается вся семья. Подаются лишь постные блюда. На столе обязательно должна присутствовать кутя — блюдо из риса, изюма и меда. Праздник Крещение Господне наступает 19 января. С 18-го на 19 января начинается водоосвящение. Вереницы верующих тянуться в храмы или к водоемам за святой водой, окунуться в купели или в проруби, чтобы смыть грехи. В этот день даже вода из под крана считается святой, и ей приписывают целебные свойства. Священники утверждают, что одной капли крещенской воды достаточно, чтобы освятить любое количество обычной воды.

Крещение – православный праздник, который сохранил свои обычаи и традиции в первозданном виде. По традиции праздника крещение, совершается крестный ход при большом скоплении народа на реку или ближайший крупный водоем, вырубается лунка в форме креста, и батюшка освящает воду. Купание в проруби смывает грехи и истинно верующий, согласно поверью, в течение года ничем не болеет. Погружаясь в воду, человек отрекается от дьявола и присягает в верности Христу, сочетается с духом святым.

Крещение — история праздника

Если оглянуться назад на Крещение, история праздника Богоявления – крещения господня, провела достаточно четкую черту между ветхим и новым заветом. Иван Златоуст писал: » Явление Господне не в тот день, когда он родился, а в тот день, когда он крестился». Крещение, это пожалуй, самое первое событие в публичной деятельности Иисуса Христа. Именно после него к Христу присоединились его первые ученики.

В наши дни праздник Крещение в некоторых местах приобрел языческий характер. Люди, далекие от православной религии, относятся к святой воде как к некому оберегу. Более того, в сочельник, вместо строго поста, кушают всякие яства и распивают спиртные напитки, что в принципе недопустимо для православного христианина. Согласно словам апостола Павла: «Благодать, которую нам даровал Бог, и приобщение к святыне, должны бережно храниться как можно дольше, что бы могли продолжать духовно расти».

Святой водой, взятой на Крещение, можно окроплять жилище. Окропляют щепотью руки, совершая крестообразные движения, начиная с правой стороны от входных дверей, двигаясь по часовой стрелке.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

История праздника Крещение Господне описана в Евангелие и пророком Исаия. Иоанн Креститель проповедовал о приходе Спасителя и крестил в реке Иордан всех людей изъявивших желание. Когда Иисус пришел к нему с просьбой провести обряд таинства, то пророк удивился, потому что знал, пришел Мессия. Именно его крещение дало православному миру Богоявление.

Кратко история праздника Крещения Господня

В переводе с греческого языка слово переводится как «погружение» в воду. Так происходит омовение человека, который решил стать истинным христианином.

Изначально Крещение и Рождество отмечали 6 января. Впоследствии даты разделил папа Римский Юлиан на 25 декабря и 7 января. Православная церковь празднует по новому стилю Рождество 7 января, а Крещение 19 этого же месяца.

Когда Иисус обратился к Иоанну с просьбой провести обряд, тот ответил, что он уже отмечен Господом как Спаситель. Однако будущий сын божий возразил и сказал, что надо делать все правильно, не смущая народ.

При погружении Христа в воды реки Иордан, отворились небесные врата, спустился ангел в виде голубя белого цвета. Люди услышали громкий глас Божий «Се есть Сын Мой Возлюбленный» и произошло Богоявление. Истинный смысл праздника Крещения Господня состоит в духовном очищении. Поэтому Иисус Христос ушел в пустынную местность для испытаний и борьбы с соблазнами. За ним отправились первые апостолы.

Христианский обычай тесно связан с историей православного праздника Крещение Господне, история праздника 19 января отмечает явление миру трех образов Святого Духа, Господа и Иисуса Христа.

Какая традиция существует в праздник Крещения

Существует предание, что ночью вся вода и даже в водопроводной трубе становится святой. Начинается священное событие в Сочельник 18 января, когда готовят рисовую кутью с добавлением сушеного винограда и пчелиного меда. Ее кушают только после освящения воды.

Для купания в водоемах делают крестообразную прорубь. Священный служитель произносит молитвы, затем люди трижды окунаются, чтобы смыть грехи и защититься от нечистой силы. Следует отметить, что особый ритуал без подготовки делать не следует. Такая процедура рекомендована только закаленным людям, резкий перепад температур может вызвать судороги. Простое омывание в домашних условиях тоже подойдет, обмывают руки, шею, ноги, окропляют тело трижды водой и крестятся.

Батюшки дают следующие рекомендации перед погружением:

  1. Снимать одежду перед тем, как нырнуть в прорубь.
  2. Погружаться постепенно, смочить ноги и лицо.
  3. Нырнув воду, сразу выходить.
  4. Нельзя перед этим употреблять спиртные напитки и плотно кушать. Пьянство и чревоугодие грех.
  5. Перед окунанием в прорубь необходимо посетить церковь и помолиться.
  6. Чтобы совершить обряд, необходимо приобрести новую и чистую сорочку. Считается, что такая вещь обладает целебной силой на протяжении года. Ее можно надевать, когда человек заболеет.

После церкви и освящения воды православные христиане отправляются домой, где их ждут 12 блюд. Также меню включает блины, которые привлекают в дом материальное благополучие.

Праздник Крещения 19 января отмечают в семейном кругу. Такая традиция обеспечивает жизнь без потерь близких людней и болезней. После семейной трапезы все читают благодарственную молитву Господу за пищу на столе. Затем выпускают из клетки на волю голубя непременно белого цвета. Это символизирует завершение Рождества.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Интересное о празднике Крещение

С великим днем связаны многие примечательные явления. По изменениям погодных условий православные христиане подмечали, какой будет урожай или что ждет в будущем. Наиболее распространенные приметы на Крещение:

  • чистое и звездное небо предвещает раннюю весну, теплое лето, дождливую осень;
  • ночное полнолуние сулит сильный выход рек из берегов;
  • если днем светит яркое солнце и безветренная погода, год будет спокойным без особых трагедий и невзгод;
  • если имеются намеченные планы, можно начинать их осуществление, они завершатся удачно;
  • если идет дождь, пасмурно и сильный ветер, будущий год принесет много горестей и бедствий;
  • если падает днем снег, то для всех православных христиан не страшны серьезные болезни, например эпидемии;
  • крестить малыша в этот день означало, что его ждет счастливая жизнь, о таких детях говорят, что они благословенные;
  • помолвка в это день сулит счастливый брак, супруги будут вместе жить долго;
  • незамужняя девушка выходила на улицу до восхода солнца и ждала первого идущего человека, если это был мужчина, значит в этом году ее позовут замуж;
  • все сновидения, которые снятся на Крещение, вещие, а гадания всегда сбываются.

Считается, что на крещение можно просить Господа о свершении своих тайных желаний. В эту ночь открываются ночные врата для особых молитв.

Чтобы защитить свое жилище от нечисти, надо было на ночь с 18 на 19 января нарисовать белым мелом крестное знамение на окнах и входных дверях.

Снег, выпавший на Крещение, обладает особой целебной силой. Можно положить его вокруг больного человека, он непременно выздоровеет. Женщины окунали в емкость со священной водой рябину и умывались, чтобы придать лицу румяный цвет. До крещения 14 дней после Рождества было принято ходить по воду мужчинам. Женщинам не разрешалось набирать ее и стирать, в ней водились черти.

Полезные свойства священной воды

Согласно православной вере, крещение воды – это наделение ее целебными свойствами от различных недугов. Для избавления от физических и духовных болезней ее пьют каждый час с глубокой верой в лечебное действие. Однако женщинам во время критических дней следует отказаться от приема, употреблять только в случае серьезной болезни.

Особый обряд Крещения дарит воде чудо действия, одна капля освящает большой сосуд. Она не испортится в любых условиях. Научные изучения структуры воды многих ученых доказали, что она впитывает любую информацию как положительную так и отрицательную. Крещение является светлым и добрым событием, следовательно, жидкость впитывает только позитивную энергию.

Вода, освященная в праздник, храниться в красном уголке с иконами. Нельзя ругаться и ссориться рядом, так как она теряет свое назначение лечебного напитка. Окропление водой очищает помещение от негативной энергии, а людей защищает от нечисти, недоброжелателей и врагов

Когда и где набрать воду

В церковь за священной водой люди отправляются рано утром. Каждый прихожанин старается взять первым, что иногда приводит к неприемлемому поведению. Люди спешат и толкают друг друга, даже иногда ругаются. Важно помнить, что это храм божий и не допускать проявления эмоций.

Воду можно брать 18 января, она освящается одинаково. Если нет возможности попасть в храм, можно набрать ее в квартире ночью с 00.10 до 01.30. Этот интервал наиболее благоприятный.

Относительно купания церковные служители говорят, что место не является принципиальным, христианский праздник Крещения стал народной традицией. Это может быть ванная в квартире или душ в ночь с 18 на 19 января и раннее утро. Также каждая церковь организует места к празднику Крещения, о которых можно узнать в любом храме.

Храни Вас Господи!

История праздника Крещение

Православные христиане отмечают в ночь с 18 на 19 января один из самых важных и самых древних праздников — Крещение. Отмечать Крещение начали даже раньше, чем Рождество Христово, письменные упоминания о нем находят в рукописях второго века. История Крещения интересна не только для православных христиан, но и для людей, желающих расшить свой кругозор.

Какой смысл несет в себе праздник Крещение

День Крещения Иисуса считается днем познания людьми великой тайны Богопочитания. Именно в момент Крещения Христа простые смертные стали свидетелями явления Святой Троицы: Отца (Бога), Сына (Иисуса) и Духа, явившегося в виде голубя. Получается, что Крещение символизирует начало появления христианской религии, момент, с которого началось преклонение Богу, переставшему быть неведомым. В старые времена Крещение называли Святые Светы — это означало, что Господь спустился на землю и открыл миру Неприступный свет.

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду». Чудесные свойства воды были прописаны еще в Ветхом завете — вода смывает все плохое и дает начало хорошему. Вода может погубить или возродить. В дохристианские времена омовения использовали для нравственного очищения, а в Новом завете крещение водой стало символизировать избавление от грехов и зарождение духовной жизни.

Как крестился Иисус Христос

Согласно библейским преданиям 6 января по старому стилю на реку Иордан пришел тридцатилетний Иисус Христос. В это же время там находился Иоанн Предтеча — пророк, которого послал для совершения столь важного обряда сам Господь Бог. Иоанн знал о том, что ему предстоит крещение сына Божьего, но долго не смел приступить к таинству, считая себя недостойным исполнителем столь важного дела. Иисус настоял на исполнении воли Бога Отца и зашел в воды Иордана.

Когда Иоанн начал крестить Бога Сына, над землей раздался громкий глас Отца, а на Иисуса спустился Дух Божий в виде голубя. Так Бог Отец явился людям и указал им на своего сына, которому суждено было стать Спасителем. После Крещения Иисус начал исполнять волю Божью и нести в мир новый свет.

Как отмечают Крещение православные христиане

Великому празднику Богоявления предшествует Крещенский сочельник — строгий однодневный пост, который приходится на 18 января. В этот короткий пост разрешается есть только постные лепешки на конопляном масле, именуемые в народе сочень, и кутью. В доме накануне праздника обязательно делают генеральную уборку, выбрасывают лишний мусор и очищают углы.

Главное событие Крещение — освящение воды во всех храмах. В этот день вода приобретает чудодейственную силу, она излечивает от заболеваний тело и очищает душу. Христиане используют крещенскую воду для лечения от болезней, очищения жилища, защиты от неприятностей и злых сил. Принесенной из храма водой обязательно окропляют каждый уголок дома, ее дают пить больным и детям. Удивительно, но крещенская вода сохраняет свои свойства ровно год. Все это время она не портится и не протухает.

Крещенские купания в открытых водоемах — еще одна традиция праздника, возродившаяся в России после ухода в небытие коммунистических устоев. Считается, что во время погружения в воду смываются все земные грехи и болезни. Омовение в праздник Богоявления дает возможность грешному человеку заново родиться и предстать перед Богом в обновленном виде. Традиционно верующие совершают трехкратное погружение в воду, символизирующее смерть Христа и приобщение к его воскрешению. В водоемах, покрытых январским льдом, вырубают проруби в форме крестов, такие купальни принято называть «иорданью».

К празднику готовят много вкусных угощений из мяса, меда и круп. Главными блюдами на крещенском столе были кресты из сладкого теста, оладьи и запеченный поросенок. Перед трапезой обязательно ели печенье-крестики и запивали их освященной водой. После этого лакомились оладьями с медом, а потом дегустировали все имеющиеся блюда. Считается, что в Крещение открываются небеса, поэтому все искренние молитвы обязательно сбываются.

Дохристианские традиции

Праздник Крещения совпадает с окончанием Святок — народных гуляний, берущих свое начало с языческих времен. Вечер 18 января — последний день, когда разрешается гадать на будущее. Особым интересом гадания всегда пользовались у молодых девушек, интересующихся замужеством. В ночь на Крещение и сейчас принято заглядывать в грядущие события, но нужно знать, что церковь этого не одобряет и прямого отношения крещенские гадания к церковному празднику Богоявления не имеют.

«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу, против Тайницкой башни. Отец спрашивает, хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорублена во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато — седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники много — много. В солнышке все блестит — и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев — митры. Долго выходят из-под Кремля священники светлой лентой и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола …Не видно, что у ердани, только доносится пение да выкрик протодиакона. Говорят «Погружают крест!». Слышу знакомое: «Во Иорда-ане крещающуся Тебе, Господи-и» — и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» — и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии и ба-бах! И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго». «Крещенский вечер. Наши уехали в театры. Отец ведет меня к Горкину, а сам торопится на горы – поглядеть, как там Василь-Василич. Горкин напился малинки и лежит укутанный, под шубой. Я читаю ему Евангелие, как грелся Господь во Иордане. Прочитал – он и говорит: «Хорошо мне, касатик.. будто и я со Христом крестился, все жилки разымаются. Выростешь, тоже в ердани окунайся.»
Что можно еще рассказать о празднике Крещения Господня так, чтобы почувствовать праздничный дух, благодать и Промысл Божий? Что можно вспомнить или какие мысли обдумать в этот день? Что поможет человеку на Земле прийти в умиление и почувствовать дыхание Горнего мира…
Итак. Чехов.
Как ни странно, первый раз в сознательной жизни наше поколение с праздником Крещения могло столкнуться ни через бабушку, ни через чьи-то рассказы о силе крещенской воды, а через Чехова в рассказе «Художество». Небольшой, совершенно замечательный рассказ, в котором великое и смешное идут рядом, смех сквозь слёзы, ком в горле и одновременно лёгкость на душе.
Главный герой — как многие чеховские герои — смешной, жалкий, ничтожный человек. Но…у него — Талант! Он каждый год на Крещение делает «Иордань»! Да такую, что любому видно — перед ним настоящий творец прекрасного!
«Серёжка бегает по селу, как угорелый. Он спотыкается, бранится, клянётся, что сейчас пойдёт на реку и сломает всю работу. Это он ищет подходящих красок.
Карманы у него полны охры, синьки, сурика, медянки; не заплатив ни копейки, он опрометью выбегает из одной лавки и бежит в другую. Из лавки рукой подать в кабак. Тут выпьет, махнет рукой и, не заплатив, летит дальше. В одной избе берёт он свекловичных бураков, в другой луковичной шелухи, из которой делает он жёлтую краску. Он бранится, толкается, грозит и… хоть бы одна живая душа огрызнулась! Все улыбаются ему, сочувствуют, величают Сергеем Никитичем, все чувствуют, что художество есть не его личное, а общее, народное дело. Один творит, остальные ему помогают. Серёжка сам по себе ничтожество, лентяй, пьянчуга и мот, но когда он с суриком или циркулем в руках, то он уже нечто высшее, Божий слуга». «Иордань» получается у него такая, что со многих окрестных сёл люди специально приходят на праздник. Мастер продумывает всё до мелочей — от величины специальных колышков до выражения глаз ледяного голубя на верхушке креста. А описание крещенского утра в рассказе! Так и хочется очутиться там и ощутить вместе со всеми волнение перед тем, как снимут покровные рогожи с Серёжкиного ледяного сооружения.
«Наверху раздаётся благовест… Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук,— тысячи крестных знамений!
И Серёжка не знает, куда деваться от нетерпения. Но вот, наконец, звонят к «Достойно»; затем, полчаса спустя, на колокольне и в толпе заметно какое-то волнение. Из церкви одну за другою выносят хоругви, раздаётся бойкий, спешащий трезвон. Серёжка дрожащей рукой сдёргивает рогожи… и народ видит нечто необычайное. Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливают тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие лучи, что смотреть больно… Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается ещё громче, день ещё яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтобы там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина.
Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики и давка в погоне за колышками. Серёжка прислушивается к этому гулу, видит тысячи устремлённых на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества». И именно в этот момент – совершенно неправославный или нецерковный человек — может ощутить радость и величие праздника!
Василий Никифоров-Волгин, рассказ «Крещение»
В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Гришка не поверил и обозвал меня «баснописцем». Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь?
— Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки!
—Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я.
Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма!
Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово «агиасма» слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно?
На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала:
— Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год.
В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет — точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор.
Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали «пророчества». Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: «Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой…»
Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово «вода». Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы…
При пении «Глас Господень на водах» вышли из алтаря к народу священник и диакон. На водосвятной чаше зажгли три свечи.
— Вот и в церкви поют, что на водах голос Божий раздается, а Гришка не верит… Плохо ему будет на том свете!
Я искал глазами Гришку, чтобы сказать ему про это, но его не было видно.
Священник читал молитву «Велий еси Господи, и чудна дела Твоя… Тебе поет солнце. Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды… Тебе слушает свет…»
После молитвы священник трижды погрузил золотой крест в воду, и в это время запели снегом и ветром дышащий богоявленский тропарь «Во Иордани крещающуся Тебе Господи, тройческое явися поклонение», и всех окропляли освященной водою.
От ледяных капель, упавших на мое лицо, мне казалось, что теперь наступит большое ненарадованное счастье, и все будет по хорошему, как в день Ангела, когда отец «осеребрит» тебя гривенником, а мать пятачком и пряником в придачу. Литургия закончилась посреди храма перед возженным светильником, и священник сказал народу:
— Свет этот знаменует Спасителя, явившегося в мир просветить всю поднебесную!
Подходили к ушату за святой водой. Вода звенела, и вспоминалась весна.
Так же как и на Рождество, в доме держали «дозвездный пост». Дождавшись наступления вечера, сели мы за трапезу — навечерницу. Печеную картошку ели с солью, кислую капусту, в которой попадались морозинки (стояла в холодном подполе), пахнущие укропом огурцы и сладкую, медом заправленную кашу. Во время ужина начался зазвон к Иорданскому всенощному бдению. Началось оно по рождественскому — великим повечерием. Пели песню: «Всяческая днесь да возрадуется Христу явльшуся во Иордан» и читали Евангелие о сошествии на землю Духа Божьего.
После всенощной делали углем начертание креста на дверях, притолоках, оконных рамах — в знак ограждения дома от козней дьявольских. Мать сказывала, что в этот вечер собирают в деревне снег с полей и бросают в колодец, чтобы сделать его сладимым и многоводным, а девушки «величают звезды». Выходят они из избы на двор. Самая старшая из них несет пирог, якобы в дар звездам, и скороговоркой, нараспев выговаривают:
— Ай, звезды, звезды, звездочки! Все вы звезды одной матушки, белорумяны и дородливы. Засылайте сватей по миру крещеному, сряжайте свадебку для мира крещеного, для пира гостиного, для красной девицы родимой.
Слушал и думал: хорошо бы сейчас побежать по снегу к реке и послушать, как запоет полнощная вода…
Мать «творит» тесто для пирога, влив в него ложечку святой воды, а отец читает Библию. За окном ветер гудит в березах и ходит крещенский мороз, похрустывая валенками. Завтра на отрывном «численнике» покажется красная цифра 6, и под ней будет написано звучащее крещенской морозной водою слово: «Богоявление». Завтра пойдем на Иордань!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *