Советы психолога родителям

Консультация (1 класс) на тему: Советы психолога родителям первоклассников.

Советы психолога родителям первоклассников

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

У вас событие – ваш ребёнок впервые переступит порог школы. Как он будет усваивать знания, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами так все организовать, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

О чём же необходимо помнить родителям?

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

9. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

11. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность.

pressfoto.ru

Мама ребенка, который учится в 1-м классе гимназии, рассказала о постоянных растратах, которые придумывает руководство. Женщина привела примеры, когда требования педагогов больше похожи на издевательство, чем на адекватные просьбы. Об этом сообщает «Комсомольская правда».

По словам жительницы Омска, даже обычную шариковую ручку непросто выбрать: она должна быть не гелевая, с резинкой для пальцев и с колпачком. Как оказалось, в гимназии требования не только к ручкам, а буквально ко всему. Например, в джемпере вишневого цвета с серыми ромбами нельзя приходить в учебное заведение, потому что темно-вишневый — это «слишком яркий цвет».

— Учитель сказала: завтра в нем не пустит, — ставит меня ребенок перед фактом, собираясь утром в школу. — Нужно темный. Серый или черный, — пишет в своем дневнике мать ребенка.

По словам женщины, трудности не заканчиваются на выборе одежды или школьных принадлежностей. В гимназии часто проводят родительские собрания, которые взрослым кажутся скучными и однообразными. На них родители начинают просыпаться, только когда речь заходит о новых сборах или о домашних заданиях.

— Возьмем, домашние уроки… Хм, неправильно, — осекается учитель. — Мы же вам не задаем домашнее задание. В первом классе — нельзя… Домашние тренировки. Вот. Делайте домашние тренировки — приучайте ребенка, а то во втором классе будет тяжело, — цитирует слова учителя мама первоклассника. — Оценок тоже не ставим. Нельзя. Но я вам сейчас зачитаю оценки по проверочным работам, которые мы написали. Так и живем в мире формализма — оценок вроде бы нет, но они есть. Домашки тоже нет, но мы ее делаем после уроков. Кстати, и продленки официально нет. Но… ни за что не угадаете… Она есть.

После выступления учителя глава родительского комитета освещает другие вопросы. Например, летний ремонт класса, до которого еще как минимум 5 месяцев. Тут же оказывается, что в фонде класса закончились все деньги и скоро нужно покупать подарки на 23 февраля и 8 марта. Как оказалось, подарки получат не только дети, но и учителя, директор, завхозы и даже охранник. Помимо финансовых проблем родителей беспокоят постоянные соревнования между классами: кто больше собрал денег в помощь приюту, а кто меньше прогуливал уроки.

— В элитных гимназиях дух соревнования во всем — лучше учиться, принести больше грамот с соревнований, меньше пропустить уроков, больше собрать денег и т. д. Даже родители ощущают прессинг педагогов, что уж говорить о детях, — пишет мама ребенка. — На беду наших мам и пап другой класс и памперсов для дома малютки собрал больше. А «Г» обошел нас по сбору корма для собачьего приюта.

Родители не расслабляются, потому что впереди их детей ждет очередное соревнование: строевая песня.

— Ребенок который день мучает соседей: марширует от стены до стены и надрывно голосит про разведчика. Оказывается, главное — не вот эти «ать-два, кругом», а… форма. «Комитетчица» у доски перечисляет:

— Пилотка — 350, погоны — 50, галстук — 150 рублей, кокарда, нашивка… — список тянется невыносимо долго, и внутренний калькулятор вычитает из следующей зарплаты сотню за сотней. — Нужно заказать зеленую рубашку. Мы тут нашли компанию. Всего по 800 рублей на ребенка, — рассказывает женщина.

Родители начинают сразу возмущаться, потому что никто не хочет отдавать 800 рублей. Взрослые начинают спорить и решают, где можно сэкономить.

— В итоге рубашки мы вычеркиваем, но еще долго выбираем аксессуары, цвета юбок и брюк. На часах половина девятого. А дома ведь ждут готовка ужина, стирка и рюкзак с учебниками! Добровольно выдаю из кошелька полторы тысячи — в фонд класса и на наряд для конкурса строевой песни. Вымотанная иду домой.

Поступление малыша в первый класс – это ответственный момент не только для ребенка, но и для всей семьи. Родители и малыш уже пережили торжественный момент первого школьного звонка, встречу с первой учительница.

Адаптация к школе

Жизнь первоклассника полностью изменилась. Он чувствует свою ответственность за происходящее, но не всегда может справиться с перестройки своей налаженной жизни. Теперь много сил и энергии ребенку надо тратить на школьный процесс. Ведь раньше малышу было весело играть в свои любимые игрушки и всевозможные игры, а сейчас ему приходится преодолевать усталость, а, иногда, и скуку, оставить на время любимые развлечения.

Примерно два месяца длится период адаптации.

Это время ребенок находится в состоянии стресса, у него могут появиться проблемы с аппетитом, сном, ухудшаться настроение и состояние здоровья. Задача родителей помочь ему преодолеть все трудности. Да и в школе занятия построены таким образом, чтобы ребенок постепенно погружаться в школьный процесс, привыкла к новым требованиям и своим постоянным обязанностям.

У ребенка начался новый жизненный этап. Если раньше все сократилось вокруг его желаний (поесть, поспать, погулять, поиграть) то теперь от него требуют хорошего поведения, выполнения различных заданий, прилежности и аккуратности.

Родители должны проявлять интерес к жизни ребенка, на первых порах обязательно провожать и встречать ребенка из школы, интересоваться не только оценками, но и тем, как прошел день в школе, что интересного было на уроках, с кем из своих сверстников он общался, каких друзей приобрел. Нужно внимательно выслушивать малыша, отвечать на все его вопросы, советовать, как лучше поступить, а, иногда, спрашивать совета и у него. Это позволит ребенку почувствовать свою значимость, он поймет, что, действительно, стал взрослым.

На что следует обратить внимание

Рабочее место. Оборудуйте место, где первоклассник будет делать уроки и все необходимое для школы. Хорошо, если у малыша есть своя комната. В случае ее отсутствия нужно выбрать самое удачное место в общей комнате. Удачное с точки зрения освещения. Все знают, что свет от окна и от настольной лампы должен падать с правой стороны, если, конечно, ваш малыш не левша. Стул надо выбрать в зависимости от роста ребенка и удобства.

Соблюдение режима дня. Это очень важно для первоклассника. Чтобы утром ребенок пошел в школу в хорошем настроении, его нужно вечером вовремя уложить спать. Сон малыша должен быть полноценным при открытой форточке. Если у взрослых и ребенка одна комната, надо организовать тишину после того, как он лег спать. Ребенок еще не привык к длительным занятиям, поэтому нужно давать ему отдыхать в течение 15 минут через каждые 30 минут работы. Пребывание на свежем воздухе также необходимо. Лучше всего предоставлять малышу прогулки сначала после школы, а потом после выполнения домашнего задания.

Помощь в приготовлении уроков. Надо понимать, что в самом начале школьного процесса ребенок еще не уверен в своих силах. И если он часто просит родителей о помощи, это не значит, что он плохо подготовлен или школьная программа слишком сложная. Если мама будет сидеть рядом с малышом и контролировать выполнение домашнего задания, то это позволит ребенку приобрести уверенность и он быстрее станет самостоятельным. Нужно направлять работу ребенка от сложного к легкому. Если это письменные задания полезным будет потренироваться в черновике. Во время приготовления уроков не стоит кричать на малыша, если у него что-то не получается, лучше подбодрить его и, обязательно, хвалить. Все действия родителей должны быть направлены на то, чтобы не отбить у ребенка желания учиться.

Питание первоклассника. Родителям надо продумать дневной рацион ребенка, сделать его разнообразным и питательным, стараться обеспечить ему завтрак.

На многие вопросы придется искать ответы. А пока… Надо любить своего малыша таким, какой он есть, поддерживать его изо всех сил. Пусть он чувствует эту любовь всегда и во всем. И все у него получится.

>Вакцинация ребенка Дата рождения

Консультация (1 класс) по теме: Советы и рекомендации родителям первоклассников

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

(из выступления на родительском собрании для первоклассников)

Подготовила:

Галанова Наталья Евгеньевна

учитель начальных классов

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребёнок стал первоклассником. Первый год учёбы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного. Мы, взрослые — и учителя, и родители, — думаю, хотим одного: чтобы школьная жизнь ребёнка была наполнена положительными эмоциями. Для этого важно создавать для него комфортные условия и поддерживать у ребёнка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Быть родителями первоклассника непросто.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября малыш, как по волшебству, изменится, станет настоящим учеником.

Но, что же происходит в реальности? И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся тем же вчерашним дошкольником. Ребёнок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Нам важно понимать: невозможно стать школьником в один момент. Адаптация ребёнка к школе — это процесс длительный и сложный. Первое время он находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста.

Важно помнить, что ребёнок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что его не нужно осуждать за интерес к игрушкам. Если мы активно поощряем его учебную деятельность, важно поддерживать и его игровую инициативу. Усиление интереса к игре помогает первокласснику снять напряжение. Игровая деятельность с возрастом сойдёт на нет, но если стараться её искоренить, то это не принесёт ребёнку никакой пользы.

Большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно поддерживать в них это желание. Укрепляя учебную мотивацию ребёнка, Вы, родители, постарайтесь каждый день искренне интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку ты получил?» спросите:

«Что сегодня было самое интересное?» или

«Что нового ты сегодня узнал?»,

«Чем вы занимались на уроке литературного чтения?»,

«Что весёлого было на уроке физкультуры?»,

«В какие игры вы играли?»,

«С каким настроением ты вернулся из школы? Почему?»,

«С кем ты подружился в классе?» и т.п.

Чтобы у ребёнка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах малышу необходимо ощущение собственной успешности, поэтому в первое время ему особенно важно поощрение. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не самого ребёнка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребёнка похвалить. В этом случае нужно постараться найти что-то такое, что у него хорошо получается, пусть это всего лишь «крючок» из прописи.

В школе ребёнок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Для многих детей это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие отметки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому отметки, которые получает ребёнок, ни в коем случае не должны влиять на Ваше мнение о нём и на Ваши к нему чувства. Важно помочь ему понять: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.

Школьная жизнь — это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Постарайтесь дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы тем самым поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств.

Начало обучения в школе для малыша – это, прежде всего, большие нагрузки. Школьный режим для него внове. Первоклассник становится раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения — признак переутомления.

В связи с этим, прежде всего, рекомендуется создать для ребёнка щадящий режим. Сохранить дневной сон, ограничить просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером. Хорошо помогают снять напряжение бег, подвижные игры, плавание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *