Спасо суморин монастырь в тотьме

  • 8 марта
  • gnbws
  • Боня
  • ВВС
  • Вологда
  • ДМ
  • ДР
  • ДР блога
  • Дидюля
  • ЖЖ
  • Захарова Марина
  • ИвашовВ.
  • Мовсар Минцаев
  • НЕ МОЁ
  • ПРАЗДНИК
  • Реликт
  • СТИХ ИНЕТА
  • ТЦ
  • Шопен
  • август
  • авдеев сергей
  • автолейка
  • азовское море
  • акварель
  • аквариум
  • аквилегия
  • ангел
  • англ.яз.
  • ани лорак
  • анна герман
  • анна олсон
  • антонов
  • антуриум
  • архитектура
  • атамань
  • афремов
  • бабочки
  • база отдыха
  • балкон
  • бамбук
  • белка
  • белые ночи
  • берёза
  • библиотека
  • боня
  • бор
  • борщевик
  • ботанический сад
  • британец
  • брусника
  • брянчанинов
  • букеты
  • былое
  • ваенга
  • валенки
  • валерия
  • вальс
  • васильев
  • великий устюг
  • верба
  • весна
  • винтаж
  • возледоманашего
  • война
  • вологда
  • вологда деревянная
  • вологда старинная
  • вологжане
  • вологодское кружево
  • вологодское масло
  • вологодчина
  • вопрос
  • восход
  • вотчина деда мороза
  • вредители
  • встречи на прогулках
  • вышивка
  • вышивка крестиком
  • вязание
  • гадание
  • газманов
  • галактика
  • генератор цвета
  • георгин
  • герань
  • герман
  • гледен
  • глинка
  • глюки жж
  • говорок
  • говорят дети
  • голуби
  • горцевич
  • горячий ключ
  • грачи
  • гречка
  • грибы
  • гриль
  • грипп
  • гроза
  • грузия
  • гуамское ущелье
  • гусеницы
  • д-р ватсон
  • даджет
  • дантово ущелье
  • даценко лидия
  • дача
  • двина
  • двор
  • девичий виноград
  • девушки
  • дед
  • дед мороз
  • делюсь опытом
  • день учителя
  • деревенские этюды
  • деревня
  • детям
  • джексон
  • дин мартин
  • динозавры
  • для внуков
  • дом
  • домики
  • дороги
  • дочка
  • дубровин
  • дэнис леван
  • еда
  • ель
  • емельяново
  • есенин
  • жаворонки
  • жж2017
  • живопись
  • животные
  • жуки
  • зависимость
  • закат
  • затон
  • здоровье
  • земляки
  • зима
  • зодиак
  • зонтики
  • зоопарк
  • зоосад
  • иванов
  • игрушки
  • игры
  • идеи для сада
  • изместьев
  • именины
  • имя
  • инжир
  • интерьер
  • ирисы
  • история песни
  • июнь
  • кабачок
  • кактусы
  • календарь
  • каменная туча
  • каменный мост
  • капельки
  • кафе
  • качели
  • каша
  • кинкейд
  • кино
  • китай
  • клипарт цветочный
  • клон
  • клубника
  • клён
  • коллаж
  • колокольный звон
  • колокольня
  • комнатные цветы
  • кони
  • конкурс
  • космонавт
  • косы
  • кошки
  • краснодар
  • кружевоплетение
  • крыжовник
  • ксюша
  • кубань
  • кувшинки
  • куклы
  • кукобой
  • кулинария
  • курочки
  • кустанович
  • кухня
  • лабиринт
  • лаваш
  • латынцев
  • лебеди
  • легенды о цветах
  • ледник деда мороза
  • ледоход
  • ледяные скульптуры
  • лекарства
  • лето
  • лилии
  • линеечки
  • лисички
  • личное
  • лук
  • луна
  • любавин
  • любимые мелодии
  • люсин сад
  • люся
  • лягушки
  • лён
  • магнолия
  • майонез
  • малежик
  • манник
  • масленица
  • масло
  • мастер-класс
  • масяня
  • метки жж
  • мещёра
  • мир животных
  • мои путешествия
  • мои стихи
  • мои фото
  • мои цветы
  • мой клипарт
  • мой коллаж
  • мой край
  • мой ролик
  • молоко
  • монастырь
  • море
  • мореходы
  • мороженое
  • москва
  • мост
  • мошенники
  • моё фото
  • муз.открытка
  • музей
  • музыка
  • мультики
  • мыс бык
  • мысли вслух
  • надежда
  • нас познакомил интернет
  • насекомые
  • натюрморт
  • небо
  • новая школа
  • новогоднее
  • новости
  • новый год
  • новый источник
  • облепиха
  • одуванчик
  • океанариум
  • опоки
  • опунция
  • орхидеи
  • орхидея
  • осень
  • отель
  • павлин
  • пазлы
  • памятники
  • памятники природы
  • память
  • парижанка
  • парк
  • пасха
  • пауки
  • паштет
  • пейзаж
  • пересыпь
  • перловка
  • песенка о бабушке
  • песенник
  • песни с друзьями
  • пионеры
  • пицца
  • плоды
  • победа
  • погода
  • подруги
  • подсолнухи
  • пожар
  • поздравление
  • помогалочки
  • пословицы
  • почта
  • праздники
  • природа
  • причёски
  • проблема
  • просвирник
  • птицы
  • птицыпочетвергам
  • пугачёва
  • путешественникам
  • путешественники
  • путешествия
  • пушкин
  • пьеха
  • пётр первый
  • радуга
  • разделители
  • рассада
  • река
  • ретро
  • рецепты
  • речная прогулка
  • рисунки внуков
  • родина
  • родные
  • рододендрон
  • родословная
  • розы
  • романс
  • рубцов
  • рукоделие
  • рукоделье
  • русский язык
  • русь
  • рыба
  • рыбы
  • рябина
  • сад
  • сад сестры
  • садовые цветы
  • саксофон
  • саруханов
  • светилово
  • свистулька
  • своими руками
  • свёкла
  • сев.кавказ
  • северная чернь
  • северный хор
  • семья
  • сергей авдеев
  • сестра
  • синяя птица
  • сирень
  • скамеечки
  • сковорода
  • славься
  • славяне
  • сладости
  • слова
  • словари
  • смоковница
  • снег
  • снегири
  • снежинки
  • собака
  • собор
  • советы цветоводам
  • солнечный остров
  • соловей
  • сосновые шишки
  • сосчитай
  • спектр
  • сретение
  • старость
  • стелла
  • стихи
  • стихи из инета
  • стишки
  • стройка
  • сувениры
  • суперребёнок
  • сурина
  • сухона
  • сушилка
  • сын
  • табби
  • таманский полуостров
  • тамань
  • театр
  • теплица
  • теплоход
  • теснина
  • тест
  • тест на логику
  • тесто
  • тильда
  • тотьма
  • травы
  • трошин
  • трц
  • тушнова
  • тюльпаны
  • укусы насекомых
  • улицы
  • урожай 2016
  • уроки эдитор
  • усадьба
  • утки
  • утёсов
  • учусь ФШ
  • фасоль
  • фацелия
  • фиги
  • фикус
  • флешмоб
  • флоксы
  • фонарь
  • фонтаны
  • фото из окна
  • фото инета
  • фото сына
  • фуксии
  • хлорофитум
  • холодец
  • холодильник
  • хомчик
  • хор турецкого
  • храмы
  • христианство
  • художники
  • хурма
  • цветы
  • цветы луга
  • цветы луговые
  • церковь
  • ципина гора
  • цитаты
  • цыплята
  • чай
  • чайки
  • черёмуха
  • чёрная икра
  • шаламов
  • шефлера
  • шиповник
  • школа
  • школа №42
  • школьные годы
  • шопен
  • шрифт
  • шуберт
  • эдитор
  • эдитор 1
  • эля
  • энциклопедия сада
  • эсхинантус
  • юмор
  • юнона и авось
  • я
  • я родом из прошлого века
  • яблоки
  • ягоды
  • яйца фаршированные
  • ярмарка
  • ёлка

Спасо-Суморин монастырь

Субтитры

Четыре с половиной века назад здесь, на берегу речки с забавным названием Песья Деньга поселился прилуцкий монах Феодосий. Он выкопал себе землянку и поставил крест, а местная крестьянка подарила принадлежавшую ей землю для строительства будущей обители. В 1554 году жители Тотьмы направили с Феодосием прошение царю Ивану Васильевичу о разрешении построить монастырь. Такая грамота была получена, и строительство монастыря началось с деревянной церкви во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и келий для братии. Расширяя свой монастырь, преподобный Феодосий еще в 1555 году приобрел у тотьмичей мельницу, сенокос, овин и гумно. А на солеварнях, которыми издавна славилась Тотьма, получил по царской грамоте несколько труб, что позволило братии монастыря иметь постоянный источник дохода на нужды быта и строительства. Здесь, на месте нынешнего каменного Спасо-Преображенского собора до конца 17 века стоял деревянный шатровый храм, построенный еще преподобным Феодосием. Новый, каменный, возведенный при архимандрите Игнатии, был украшен резными иконостасами с позолотой и увенчан пятью главами. Сейчас Спасо-Преображенский собор не действующий, его предстоит реставрировать. В этом соборе бывал Петр I, здесь похоронены два Вологодских и Устюжских епископа, а рядом с алтарной частью собора находится могила Ивана Александровича Кускова, основателя русского поселения-крепости в Калифорнии Форт Росс. В этом же соборе находились и мощи преподобного Феодосия вплоть до постройки другого величественного монастырского храма — Вознесенского собора, и в 1825 году были перенесены на новое место. Красивый и возвышенный Вознесенский собор, начали строить в 1799 году по проекту сына известнейшего архитектора Казакова. Лишь спустя 25 лет с начала работ собор был полностью готов и освящен. Общая высота храма составляет 34 метра, он украшен коринфскими портиками, пилонами, эллипсными окнами. В 1860-е годы собор был расписан академиком живописи Платоном Семеновичем Тюриным. Известный художник 19 века, бывший крепостной, родившийся под Соколом, он проявил свои художественные таланты еще в детстве, получил вольную от крепостной зависимости и, став академиком живописи позже участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. Стены средней части главного храма украшены пилястрами, капители которых изначально были позолоченными. 15ое сентября 2016 года вошло в историю монастыря как день возвращения в обитель мощей ее преподобного основателя, Феодосия Суморина. Поруганные советской властью, нетленные останки святого долгое время хранились в музее, затем в одном из вологодских храмов, после чего были перенесены в Тотьму и вновь долгое время покоились в разных храмах города, ожидая времени, когда их можно будет вернуть в обитель преподобного. Торжественный крестный ход, возглавляемый митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием перенес мощи в Вознесенский собор, где теперь они будут покоиться вечно в раке, установленной слева у алтаря. В 1568 году преподобный Феодосий скончался, и был похоронен как раз на месте нынешнего Вознесенского собора. До сих пор в соборе отдельно отмечено место, где произошло одно удивительное событие. 15 сентября 1796 года при строительстве каменного Вознесенского собора в проделанном для стен рве был обнаружен гроб. Поскольку он мешал строительству, его решили перенести, но по неловкости уронили крышку, и увидели в нем покрытое монашеской схимой нетленное тело — голова, руки и вся одежда были целы. По вышитым на схиме словам стало ясно, что это тело основателя монастыря, преподобного Феодосия. Спустя 228 лет пребывания в земле, оно не подверглось тлену. Была создана особая комиссия Святейшего Синода и еще два года обретенные чудесные останки хранились в стене не сохранившейся церкви Иоанна Златоуста, но даже при этом комиссия постоянно фиксировала множество исцелений, происходивших по молитве у этих мощей. И наконец 3 января 1799 года по новому стилю, мощи были перенесены в Преображенский собор и открыты народу. Свой наиболее пышный вид монастырь обрел в XIX веке. В 1800 году была начата постройка не сохранившейся сейчас колокольни, высота которой достигала 64 метров, и вплоть до постройки современной колокольни Софийского собора она была самой высокой в епархии. На втором этаже колокольни располагалась церковь Иоанна Златоуста, а сама колокольня была украшена лепными фигурами. На самом верху располагались 17 колоколов, самый большой из которых весил 5 тонн. Слева и справа от колокольни располагались одноэтажные братские корпуса, где жили настоятель монастыря и монахи. Сейчас эти помещения частично используются Тотемским музейным объединением, но преимущественно пустуют и разрушаются. Из четырех некогда украшавших монастырь высоких башенок и ограды сохранилась лишь одна, построенная в начале XIX века. Остальные были разобраны при советской власти на кирпичи. Просматривая хозяйственные книги XIX века, мы узнаем что в монастыре жило 35 монахов и настоятель, занимались они выращиванием и помолом ржи, держали коров, заготавливали сено, ловили рыбу на Сухоне. После революции Спасо-Суморин монастырь был закрыт. Мощи Феодосия подверглись издевательствам большевиков, два главных храма в обители были обезглавлены. В 1930-е гг. разобрали колокольню. Шло время, и монастырь постоянно использовался под разные нужды — в 1921 г. на базе детского приюта, существовавшего при бывшем Спасо-Суморине монастыре, открылся детский дом-коммуна, который принял более ста детей. В годы Великой Отечественной войны здесь функционировал военный госпиталь. С 1930 по 1954 г. на территории монастыря был открыт Тотемский лесной техникум. В конце 80-х здесь расположилась дорожно-строительная бригада. В 2014 году в монастыре создано архиерейское подворье. На сегодняшний день в обители лишь один монах — настоятель монастыря иеромонах Феодосий Писарев. Видя современное состояние монастыря у многих пришедших сюда возникает вопрос — «зачем». Зачем было разрушать красивые древние здания, сжигать иконы, глумиться над останками святого основателя, сносить башенки, стены, величественную колокольню… ведь из ее кирпичей так ничего и не удалось построить. Не природная, а людская стихия сделала все это. Время слепой ярости и разрушения, гордости вместо смирения, алчности вместо взаимопомощи… И в это состояние очень легко вернуться. Молитвами преподобного Феодосия, Господи, убереги нас от этого.

Феодосий, иеромонах Святогорский (формат PDF).

Отец Феодосий был монах в полном смысле этого слова — подвижник и муж духовно опытный, под руководством Глинского игумена Филарета (Данилевского) стяжавший редкий дар непрестанной умносердечной молитвы Иисусовой.

В 1844 году иеромонах Феодосий вместе с казначеем Глинской пустыни иеромонахом Арсением (Митрофановым) и другими братиями изъявил желание, ради сохранения строгих иноческих порядков, заведенных старцем-игуменом Филаретом, перейти в восстанавливавшуюся Святогорскую пустынь. Назначенный духовником братии и приходящих богомольцев, отец Феодосий всецело посвятил себя делу спасения ближних. Особенно обременен был отец Феодосий заботой о ближних в праздничные дни, когда в обители собиралось по несколько тысяч людей, желавших у него преимущественно исповедываться и потом причаститься Святых Христовых Таин. Настоятель архимандрит Арсений вспоминал о нем: «Если бы вы знали, сколько он принес пользы для одних военных, которые заезжали сюда, по дороге на Кавказ, и слагали здесь бремя греховное, иногда — за несколько дней до кончины, ожидавшей их на поле битвы…»

Как духовник святогорского братства опытом своим отец Феодосий много способствовал духовному благоустройству обители. В этой должности он был великим и самоотверженным тружеником, достойным преемником своего преподобного старца — глинского игумена Филарета. Ничто не ускользало от его опытного взгляда, он ревностно заботился о духовном преуспеянии братии, от которой за труды, опыт, многие благодатные дарования получил наименование «духовника духовников». «Двери его келии, — вспоминал А.Ф. Ковалевский, — были всегда открыты для нуждающихся в его советах братий; всякая вражда и нестроение меж ними всегда прекращались его действенным словом, причем строго держась завета Апостольского «Солнце да не зайдет во гневе вашем»; немедля примирял он враждующих и не позволял священнослужителям без этого приступать к алтарю Господню. Первым словом его к пришедшему на исповедь было: «Мирен ли ты со всеми?» И с этого обычно начинал он всегда свои духовные советы братии».

Для более безмолвного творения Иисусовой молитвы отец Феодосий часто уходил с четками в руках в лес. Живший в тесной прихожей его келии послушник Трофим замечал, что по возвращении из леса лицо старца сияло какой-то необыкновенной светлостью, так что сначала пугался, боялся к нему подойти и заговорить. Но однажды, по своей простоте, он все же осмелился спросить старца: «Что это, батюшка, когда приходите Вы из леса, лицо у Вас такое светлое и сияющее, так что мне даже страшно бывает на Вас глядеть?» Со смирением, скрывая свои благодатные дарования, отец Феодосий отвечал: «Это тебе так кажется, брат, солнце нажжет мне лицо, вот и сияет, а ты этому не дивуйся и никому об этом не говори».

Отец Феодосий не только сам занимался непрестанным творением молитвы, но и других старался приучить к этому спасительному упражнению. Примером обучения новоначальных молитве Иисусовой служат отношения отца Феодосия со своим келейником Трофимом. «С келейником своим отец Феодосий сперва строго обращался, — писал А.Ф.Ковалевский, — испытывал его нрав и склонности: то деньги оставит в келии неспрятанными, то чай, сахар или мед поставит на стол, а сам уйдет, но видя, что все остается цело и нетронуто, стал вполне доверять ему. Вечером, после правила, отпустив приходивших к нему исповедоваться братий, он призывал его к себе и заставлял по четкам громко и не спеша произносить молитву Иисусову с земными и поясными поклонами… Видя его усердие, преданность и простосердечие, отец Феодосий иногда открывал смиренному Трофиму тайны своей подвижнической жизни. Так, однажды, придя из леса в порванной рясе, он просил Трофима зашить ее. Трофим осмелился спросить: «Как и чем порвана ряса?» Отец Феодосий откровенно ответил: «Боролся в лесу с бесами: напали они на меня стаей, все хотели четки из рук вырвать и кричали, чтобы не молился я молитвой Иисусовой. Но Бог помог, четки удержал, хотя и порвались они местами, зато уж рясе досталось». Сказав это, подвижник строго приказал сего никому не говорить, а сохранить в тайне. В келии отец Феодосий не имел кровати, а спал на полу. Трофим в досках пола, где он спал, однажды заметил клопов и хотел залить их кипятком. Старец не позволил ему. «Клопы, — сказал он, — своими угрызениями напоминают мне неусыпающего червя, который уготован грешникам, и вызывает во мне покаяние. Не лишай меня этих насекомых, чтобы я потом не жалел».

Под духовным руководством отца Феодосия просияли добродетелями ученики его: архимандрит Герман (Клица), преподобный Иоанн Затворник, духовник иеромонах Иоанникий (Аверкиев) и другие.

Отец Феодосий скончался 20 октября 1850 года на 58-м году жизни и, по словам святогорской братии, оставил по себе «благоговейное воспоминание» как о великом духовном благодетеле и «общее сожаление», так как в обители не было более равных ему в духовной опытности. О блаженной загробной участи отца Феодосия свидетельствует видение, которого сподобился преподобный Иоанн, Затворник Святогорский, за день до своей кончины. Он видел во сне покойных старца игумена Филарета Глинского, архимандрита Арсения и духовника иеромонаха Феодосия, соборно совершавших молебное пение святителю Николаю и звавших его к себе.

Жизнеописание отца Феодосия было опубликовано еще в XIX веке в книге «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков», где он значится в подвижниках благочестия Харьковского края.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви, рассмотрев житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия, которые «иже во святых горах на Донце» подвизалися, принял историческое решение (Журнал № 38): «Благословить для местного прославления и чествования с числе прочих в лике преподобного иеромонаха Феодосия».

Феодосий (Сергеев Владимир Александрович), иеромонах († 01.08.2018)

Дата рождения

  • 15.07.1970

Образование

  • Лианозовский радио-технический техникум (1992 г.)

Хиротонисан

  • 29.03.2004 — постриг
  • 27.04.2005 — диакон
  • 05.10.2008 — священник

Награды

  • 2015 г. – наперсный крест

† 01.08.2018
1 июля 2018 г. на 49 году жизни трагически скончался иеромонах Феодосий (Сергеев), насельник Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря.
Иеромонах Феодосий, в миру Сергеев Владимир Александрович, родился 15 июля 1970 г. в Москве в семье служащих. В 1987 году, окончив среднюю школу № 222, поступил в Лианозовский радиотехнический техникум, где учился до 1992 года. С 1988 по 1990 год проходил военную службу. С 1990 по 1991 г. работал в инкассации, потом до 1995 года занимался частным предпринимательством. В 1995 году принял Св. Крещение в храме Рождества Богородицы во Владыкино.
С 1998 по 2009 гг. проходил послушания в Нило-Столобенской пустыни (общие, трапезника, посудомоя, водовоза, чтеца, просфорника, помощника благочинного). По словам о. Феодосия, в монастырь его привела любовь к Богу и стремление к духовному совершенствованию. Наместник обители (ныне покойный) архимандрит Вассиан (Шуста), рекомендуя инока Феодосия к хиротонии отзывался о нем, как о зарекомендовавшем себя только с положительной стороны, все возложенные послушания выполняя ответственно и своевременно, являя достойный пример для братии.
29.03.2004 г. пострижен в иночество с наречением имени Феодосий в честь свт. Феодосия Черниговского.
27.04.2005 г. рукоположен в сан диакона.
1.04.2007 г. пострижен в монашество с сохранением имени.
5.10.2008 г. рукоположен в сан иерея.
С 2009 г. определен на служение в Старицкий Успенский мужской монастырь с назначением на должность благочинного монастыря, которую нес до 2011 г.
11 ноября 2011 г. иеромонах Феодосий награжден Почетной грамотой Общественной палаты г. Ржева Тверской области за подвижничество, большой вклад в духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, активное взаимодействие с общественностью и органами местного самоуправления и благотворительную деятельность.
В 2015 г. к празднику Святой Пасхи иеромонах Феодосий награжден наперсным крестом.

Приходы

  • Нило-Столобенская пустынь — клирик (2005-2009)
  • Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь — клирик (2009-2018)

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Возбранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, всем с верою приходящым источаяй многоцелебные дары, похвальная восписуем ти творящии всечестную память твою: ты же, яко имея дерзновение ко Господу, моли спастися душам нашым, да зовем ти:

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Икос 1

Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности уготова тя в жилище себе, Егоже тя обителищем быти уведевше похвальная восписуем ти:

Радуйся, благочестивых родителей богоприятное испрошение:

радуйся, от благочестиваго корене отрасль святейшая.

Радуйся, от юности твоея Богу послуживый:

радуйся, воздержанием Ангелов удививый.

Радуйся, в молитвах теплый предстателю:

радуйся, скорбящих сладкое утешение.

Радуйся, просящым скорый помощниче:

радуйся, болящым скорый и безмездный врачу.

Радуйся, земный ангеле:

радуйся, небесный человече.

Радуйся, сосуде изабранный Духа Святаго:

радуйся, телес наших здравия и душ спасения ходатаю.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 2

Видя тщету мирских попечений, блаженне Феодосие, жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси: сего ради оставив дом родителей твоих, водворился еси с работающими Богу во иноческом житии, во еже непрестанно и благоприятно вопити Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум плотскому человеку неразуменный от юности твоея стяжавый, преподобне отче Феодосие, горняя мудрствовал еси, а не земная, темже взываем ти:

Радуйся, мудрости небесныя жилище:

радуйся, терпения адаманте.

Радуйся, братолюбия зерцало:

радуйся, иноков правило.

Радуйся, на скрижали сердца твоего закон Божий написавый:

радуйся, сам себе и весь живот твой Христу Богу предавый.

Радуйся, ум твой к небеси вперивый:

радуйся, страх Божий в сердце твоем до конца сохранивый.

Радуйся, вместо тленных нетленная стяжавый:

радуйся, гордость мирскую поправый.

Радуйся, Духом Святым наученный:

радуйся, некнижный паче книжных просвещенный.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго осени твое сердце, преподобне отче Феодосие, яко тебе, в Спасителевой обители Бога ради неусыпно потрудившася, и к чудотворной раце преподобнаго Димитрия неленостно прибегавша, яви соучастника святыни его, с нимже и ныне водворяешися в горней обители, дивному во святых своих Богу всегда вопия: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя, отче Феодосие, преподобный Димитрий Прилуцкий, паче прочих избранна и любезна, предуготова тя к вящшым подвигом спасительным, егда от междоусобия Российских вельмож, и от Казанских татар и черемис, многия скорби, имущия быти предрече, таже победу над оными и конечное раззорение царства Казанскаго провозвести, да и ты с ним предстанеши ко Господу с теплым своим предстательством: мы же ведуще вся сбывшаяся, и уразумевше тя крепка молитвенника о душах наших, вопием ти:

Радуйся, во плоти удостоенный собеседования со святым Димитрием:

радуйся, великий благочестия столпе.

Радуйся, зерцало совершеннаго терпения:

радуйся, миролюбцев обличителю.

Радуйся, сластолюбцев наказателю:

радуйся, враждебных исправителю.

Радуйся, малодушных утешителю:

радуйся, к воздержанию путеводителю.

Радуйся, к трезвенному житию наставниче:

радуйся, во унынии закосневающих исправителю.

Радуйся, многих ко Господу обративый:

радуйся, козни лукаваго победивый.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 4

Буря ярости и зверство безбожных, многих братии твоея зле исторгая жизнь при очесех твоих, велия причини тебе скорби и тесноту: обаче ты, яко доблий воин Христов, мужественно молитвою себе вооружая, под ударами злобы не изменился еси, всегда вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав игумен от братии твое терпеливодушное в безмолвии житие, преблаженне, по разхищении погаными, аще и нехотяща отлучитися святыя обители, восхоте послати тя во град Тотьму на строение соленаго варения, ты же Апостольскими стопами послушания ради шествовав, путь твой добре совершил еси, сего ради сретаем тя приветствии сими:

Радуйся, иго Христово и бремя Его понесший измлада:

радуйся, не обративыйся вспять в шествии до горняго града.

Радуйся, во умерщвлении страстей добре подвизавыйся:

радуйся, в духовном мужестве с древними отцами сравненный.

Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый:

радуйся, господствию духа плоть покоривый.

Радуйся, миром небесным приосененный:

радуйся, долготерпения искус стяжавый.

Радуйся, земная мудрования презревый:

радуйся, единаго Господа вседушно поискавый.

Радуйся, сохранивый невредно целомудрие:

радуйся, яко верный раб пред Господем во вся дни благочестно шествовавый.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси в стране Тотемстей, всеблаженне, на путь спасительный к вечному небесному отечеству ведущая, егда примером верных душы назидая, научил еси я благодарно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевый, преподобне отче, в варницах соли огненный жар велий, мысленно представлял еси себе жестокость огня в грядущем веце, на грешников нераскаянных уготованнаго, и внегда пребывал при варении пищныя соли, имея служащыя люди, яко присныя себе чада, всегда внушал еси им страх Божий, растворяя солию слова Божия, сам же на большыя подвиги к добродетели поучался еси, темже вопием ти:

Радуйся, образе кротости духовныя:

радуйся, умертвивый плоть твою постом и бдением.

Радуйся, умертвивый язык твой на глаголание тщеты:

радуйся, умертвивый ушы твои на слышание глагол душевредных.

Радуйся, умертвивый руки на грабление и творение зла:

радуйся, умертвивый чрево на объядение и пиянство.

Радуйся, трудами мертва соделавый чресла своя на нечистоту:

радуйся, умертвивый ноги к течению на совет нечестивых.

Радуйся, на камени Христовою верою утвержденный:

радуйся, Божиим свидетельством возвышенный.

Радуйся, не прением, но верою возмогати научивый:

радуйся, некнижный, многих книжных посрамивый.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедник немолчный явился еси всем зрящим тя, Преподобне, премудроси Евангельския, всегдашния чистоты и мужественнаго терпения, аще и в безмолвии хранил еси в сердце твоем сокровище веры, надежды и любви, и воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия богохранимой души твоей истинный боговедения свет, егда начал если помышляти о создании новыя обители при граде Тотьме, и вселитися ту, знаменуя тем Божие людем благословение, а о благоденственной их жизни могущественное к Богу предстательство: мы же, видевше твое, Преподобне, не точию о себе, а паче о спасении ближних попечение, воспеваем тя сице:

Радуйся, сродники по плоти Христа ради оставивый:

радуйся, всю надежду на Него возложивый.

Радуйся, любве нелицемерныя хранителю:

радуйся, служителю Божий, о верных Бога умоляяй.

Радуйся, наставниче грешных к небесным направляяй:

радуйся, и словом и житием поучаяй.

Радуйся, образе агнцем и пастырем:

радуйся, блаженныя вечности искателю.

Радуйся, непостижимыя славы Святых созерцателю:

радуйся, струя напаяющая благочестием церковь.

Радуйся, светильниче, непрестанным богомыслием сияющий:

радуйся, свещнице, любовию к Богу и ближнему светящий.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя обещанное Богу исполнити, приял еси путь ко игумену и братии, они же, и не хотяще разлучитися с тобою, с честию из обители тя проводиша. Шедше убо в путь свой радуяся, егда достигл еси места, к сооружению обители, назначаемаго на брегу Ковды реки, водрузив крест, Богу с радостными слезами возопил еси: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя радости и благодарения Богу излиял еси слезы, Преподобне отче, егда прешед реку и возшед на гору, поставил еси кущу и водрузив крест не месте, назначаемом для сооружения храма, с коленопреклонением и со слезами моляся, рекл еси: «благословен Бог, иже показа ми место, идеже вселюся в век века» сего ради вопием ти:

Радуйся, от горы сея возшедый на гору небесную:

радуйся, древним общежития начальником уподобивыйся.

Радуйся, истинный Богу поклонниче:

радуйся, великий Ему угодниче.

Радуйся, делателю винограда Христова неленостный:

радуйся, благий и верный Его рабе.

Радуйся, данный ти талант благочестия возрастивый:

радуйся, в мале быв верен, над многими ныне поставленный.

Радуйся, горлице пустыннолюбная:

радуйся, древо, посреде происходящих вод насажденное.

Радуйся, грядущая яко настоящая предсказавый:

радуйся, душевныма очима выну Господа созерцаяй.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 8

Странно бе видети, како убогий старец един обитает в пустыне на горе, презирая видимых и невидимых врагов, возлюбленный же им град обитель тому устроити и святынею обогатити тщится, мы же очима нашима вся по воле его от Бога совершаемая зряще, благодарно Ему вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Весь, пречудный Феодосие, душею и телом посвятил еси себе Богу, пребывая в непрестанных трудах, молитвах, постех и бдениих, еже видевше окрестнии людие, кротости и терпению твоему дивящеся, начаша служити потребными к построению святыя обители: о чесом ходатайствовати трудолюбно потекл еси в град царствующий к великому Князю. Мы же подвиги твоя восхваляем сице:

Радуйся, совершенный в добродетелех человече:

радуйся, ленивых подвигнувый твоими нравы.

Радуйся, кротости навыкнувый от Агнца вземлющаго грехи мира:

радуйся, за подвиги получивый вечная благая.

Радуйся, щитом веры стрелы лукаваго разжженныя угасивый:

радуйся, молитвою и постом главу ему сокрушивый.

Радуйся, предводителю добрый в пути спасения:

радуйся, преспевавый добродетельми и трудами.

Радуйся, умерщвлением страстей миру умерый:

радуйся, возделыванием добродетели живый Богови.

Радуйся, себе самаго, яко юнца в жертву Богу посвятивый:

радуйся, светильниче, елеем благодати кипящий.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество Ангельское удивися твоим подвигом и Христоподражательному житию твоему: почитаху бо тя и на земли во время трудов твоих жившии, не яко проста человека, но яко Ангела Божия посреде их светящася и премудростию учения в добродетели всех превосходяща, мы же прославляющемуся чрез тебе Богу взываем: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое твое о Христе мужество, всеблаженне, изрещи не может, яко преуспевая во бдениих и пощениих, веригами тяжкими и власяницею облеклся еси, претерпевая болезни любве ради Божия, плоть твою духови поработил еси. Сего ради вопием ти:

Радуйся, алкая и жаждая правды, ныне насыщаешися:

радуйся, в послушание Богу Отцу себе отдавый.

Радуйся, нищетою твоею Богу Сыну подражавый:

радуйся, чистоту твою Богу Духу сохранивый.

Радуйся, во плоти ангельски поживый:

радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, куплями житейскими не обязавыйся, да Воеводе угоден будеши:

радуйся, не восхотевый двема господинома работати.

Радуйся, от юности на плоть, мир и диавола вооруживыйся:

радуйся, сих врагов славно победивый.

Радуйся, отец по духу чадолюбивый:

радуйся, обитель дивну насадивый.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, славы мирския всемерно бегал еси, и егда окрестнии народи начаша тя яко велия о Христе подвижника почитати, ты во граде пред всеми явно сладкими питался еси, и от безумных людей укорения и биения с радостию претерпевал еси, Богу яко в тимпане, во умерщвлении телесе непрестанно вопия: Аллилуиа.

Икос 10

Стена ограждающая от всех прилогов диавольских был еси братии, паче по кончине твоей, в ней же о прославлении обители и заступлении требующих твоих молитв предрекл еси, ныне убо, по предречению исполняемая зряще, благодарно вопием ти:

Радуйся, душу свою за человеки положивый:

радуйся, от обители земныя в небесную преселивыйся.

Радуйся, душею тамо, телом зде пребываяй:

радуйся, от мощей твоих недугов целения источаяй.

Радуйся, в великих подвизех течение совершивый:

радуйся, розго мног плод о Христе сотворшая.

Радуйся, грозд винный питающий и веселящий нас:

радуйся, омраченныя просветивый.

Радуйся, просвещенныя утвердивый:

радуйся, отрада к тебе прибегающым.

Радуйся, России на сопротивныя победу содевающий:

радуйся, всем правоверным прошения исполняющий.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение немолчное принося Святей Троице о сохранении и укреплении Всероссийскаго царства, и всей державе Российстей от силы в силу приходящей, моли спастися, да с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарный светильник явился еси, егда мощей твоих просветился еси нетлением, источая свет благодати Божия целебными дары твоими: сего ради мы яко чада церкве Христовы стекающеся, благодарственная принося Богу, вопием к тебе:

Радуйся, преисполненный всякия благостыни:

радуйся, милости превеликия сокровище.

Радуйся, промышления о людех приятелище:

радуйся, крине райскаго селения.

Радуйся, миро Христова благоухания:

радуйся, древо чудоточное рая Иисусова.

Радуйся, чаше, изливающая токи милосердия Божия:

радуйся, чудес пучино, свыше излиянная.

Радуйся, иноков удобрение:

радуйся, всея России укрепление.

Радуйся, Тотемская похвало:

радуйся, всех смиренномудрствующих славо.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать цельбы стяжавшаго, преподобнаго Феодосия почтим сердцем и усты, и да вящшую воздадим почесть святым его мощам, потщимся всемерно подражати вере его, всегда вопия прославляющему Святых своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое, святе Феодосие, теплое предстательство, от врагов видимых и невидимых скорое заступление, призывающе тя умильно просим, не возгнушайся нас грешных, но услыши вопиющих тебе:

Радуйся, всякий недуг телесный и душевный врачующий:

радуйся, в невечернем дни царствия Божия приснопочивающий.

Радуйся, злых помыслов прогонителю:

радуйся, беснуемых скорый целителю.

Радуйся, закосневающих грешников исправление:

радуйся, немолчный наставниче.

Радуйся, ломотныя и опухольныя болезни уврачевавый:

радуйся, трясавичныя и огневичныя недуги отгнавый.

Радуйся, слепым прозрение даровавый:

радуйся, хромым и разслабленным хождение исправляяй.

Радуйся, в Бозе нам потребная созерцающий:

радуйся, многим прошения предваряющий.

Радуйся, Феодосие, великий чудотворче.

Кондак 13

О, великий чудотворче Феодосие! Моление наше приемши, умоли подвигоположника Иисуса, да избавит царствующыя грады и всякий град и страну Христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов, от болезней и грехов и от всякия напасти, да с тобою в селении праведных сподобимся пети триипостасному Богу: Аллилуиа.

Кондак 13 глаголи трижды. А по сем читается Икос 1 и Кондак 1

Молитва преподобному отцу нашему Феодосию, Тотемскому чудотворцу

О, добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Феодосие! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас грешных в толицех обстояниих сущих, виждь нас немощных отвюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашым, и не умрем в лукавых деяниих нашых. Моли о нас недостойных Спаса Господа, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Содетеля нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делом нашым, и по нечистоте сердец нашых, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповая, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и к цельбоносному гробу твоему припадая недостойнии исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обимет нас напасть, и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Феодосие, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашым спасение и велию милость. Аминь.

Преподобный Феодосий Тотемский, чудотворец

Краткое житие преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца.

празднование совершается 28 января/10 февраля

Преподобный Феодосий Тотемский родился около 1530 года в Вологде в благочестивой семье дворян Сумориных. Воспитанный своим отцом Иулианом в страхе Божием и им же обученный грамоте, Феодосий ощутил в своем юном сердце, благодаря чтению душеполезных книг, стремление к иноческой жизни. Этому желанию способствовало и обилие иноческих обителей в окрестностях Вологды. Достигнув совершеннолетия, святой Феодосий, однако, вступил по настоянию родителей в брак, от которого у него родилась дочь. Семейная жизнь не только не отвлекала святого Феодосия от деятельной любви к Богу, но лишь укрепляла его в духовном усердии. Посещая храм Божий и всем сердцем погружаясь в молитву, святой Феодосий старался избегать стояния в толпе и выбирал для себя уединенные места где-либо за колоннами. Душа его устремлялась к духовному совершенству: он много молился дома, особенно по ночам, и постоянно размышлял о смысле Божественных слов, услышанных в церкви.

После смерти родителей и супруги преподобный Феодосий, отдав все свое состояние родственникам для воспитания и попечения о дочери, удалился в Спасо-Преображенский монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенный близ Вологды. Видя благочестие преподобного Феодосия, игумен монастыря постриг его в монахи без прохождения обычного в таких случаях испытательного срока и поручил опытному старцу, воле которого новоначальный инок предал себя всецело. Преподобный Феодосий смиренно нес все нелегкие монастырские послушания: колол дрова, пек хлебы, молол муку, носил воду, трудился в поварне, исполняя все с усердием, любовью и стараясь услужить каждому из числа братии. При этом он первым успевал приходить в церковь к Богослужению и не пропускал ни одного молитвенного правила. Питался подвижник только хлебом с водой. Каждый день у гробницы преподобного Димитрия он молился о духовной помощи и вразумлении.

По поручению игумена преподобный Феодосий был направлен в город Тотьму смотрителем за монастырскими солеварнями. Преподобный заботливо относился к рабочим, был с ними ласков, кроток и милостив. Никогда прежде солеварни не приносили столько дохода. После того, как жители Тотьмы стали переселяться на новое место, расположенное в двух верстах от города, и прииски опустели, преподобный Феодосий отыскал на высоком мысу, омываемом двумя речками, место, окруженное лесистыми горами. Взяв благословение игумена Прилуцкого монастыря на строительство здесь новой обители, преподобный Феодосий стал подвизаться сначала в шалаше, потом в землянке, а затем построил своими руками деревянную келлию. С радостью восприняли жители Тотьмы известие о намерении преподобного основать в этих местах монастырь. Они стали приносить преподобному все необходимое для жизни, а многие делали крупные пожертвования. Такое усердие населения побудило преподобного Феодосия отправиться с челобитной в Москву к царю Иоанну Васильевичу. 20 февраля 1554 года он получил царскую грамоту, освобождавшую новостроющуюся обитель от всяких податей.

Митрополит Макарий (1542 — 1563) велел Ростовскому архиепископу Никандру (1549 — 1566) благословить преподобного Феодосия на построение храма и снабдить всем необходимым для его освящения. На обратном пути преподобный зашел в Спасо-Преображенский монастырь испросить благословения у святых мощей великого угодника Божия Димитрия Прилуцкого. От игумена монастыря он получил икону Божией Матери, прославившуюся впоследствии многими чудесами и ставшую известной под названием «Суморинской» (по фамилии преподобного).

По возвращении в Тотьму преподобный Феодосий немедленно приступил к строительству и в течение одного года с помощью окрестных жителей поставил здесь деревянную церковь, трапезную, келлии для братии и другие необходимые постройки. Вскоре монастырь стал пополняться иноками. Преподобный, получивший в юности хорошее образование, стремился к духовному просвещению братии; со временем он собрал в обители обширную библиотеку. Иноки его обители должны были по уставу питаться от трудов своих рук, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве, особенно за усопших.

В хозяйственном отношении монастырь был также образцовым. За глубокое смирение настоятеля Господь даровал ему Свою милость.

Умелая распорядительность и неутомимое трудолюбие преподобного позволили архиепископу Ростовскому Никандру поручить ему устроение запустевшей обители, расположенной в той же тотемской округе. Преподобный возобновил эту обитель, называемую Ефремовой пустынью, и учредил в ней братство.

Будучи настоятелем теперь уже двух обителей, преподобный Феодосий постоянно находился в молитве и трудах, являя пример для подражания братии. Предвидя скорую кончину, святой Феодосий продиктовал духовное завещание, в котором, в частности, настойчиво подчеркивал необходимость церковной молитвы за всех усопших, какими бы праведниками они ни казались при жизни.

28 января 1568 года преподобный Феодосий, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, преставился ко Господу. Только после его кончины было открыто, что преподобный носил на себе власяницу и вериги, а под схимническим куколем— железную шапку. При жизни преподобного ни тени утомления на его лице никто никогда не замечал. Погребен был святой Феодосий в основанной им обители.

Известно около 150 посмертных чудес, связанных с именем преподобного Феодосия. Многие передавались изустно, а впоследствии были записаны. Так, одна женщина привела в монастырь слепую дочь Иустину и испросила разрешение провести ночь у гробницы преподобного Феодосия. Ночью она увидела направлявшихся к церкви двух монахов, один из которых сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Потом видение исчезло, а девушка почувствовала, что ей промывают глаза и окропляют водой; слышала она также движение и пение. Утром оказалось, что слепая прозрела.

В 1626 году иконописец Попов написал икону преподобного Феодосия, пользуясь рассказами одного столетнего старца, помнившего облик святого игумена.

В 1655 году церковь, возле которой покоился преподобный Феодосий, обгорела, но деревянная гробница его осталась невредимой. Император Петр I во время своего путешествия в Архангельск посетил 17 июля 1693 года Спасо-Суморин монастырь и возложил к иконе преподобного Феодосия янтарное Распятие. В 1729 году была составлена служба святому, ее служили не только в монастыре, но также в храмах Тотьмы и округи, хотя преподобный еще не был причислен к лику святых.

С течением времени почитание преподобного Феодосия было забыто. В 1764 году при императрице Екатерине II был изда Указ о штатных и заштатных монастырях, по которому более половины всех монастырей на Руси было закрыто. За штат попал и Спасо-Суморин монастырь. Обитель стала приходить в упадок. К 1798 году в ней остались только 75-летний старец и два послушника. Хотя церкви в монастыре были каменные и недавно построенные, Вознесенская церковь грозила упасть, и было предложено ее разобрать. 2 сентября 1796 года, при перестройке Вознесенской церкви, были обретены нетленные мощи. По вышитым на схиме словам открылось, что во гробе лежало тело преподобного Феодосия Суморина, основателя и начальника монастыря. 228 лет оно пролежало в незнаемой и забытой могиле.

28 января 1798 года после троекратного освидетельствования мощей состоялось прославление угодника Божия

В 1920-х годах Спасо-Суморин монастырь был упразднен, мощи преподобного Феодосия оказались в Вологодском краеведческом музее. В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, они были переданы Вологодской епархии и находились в Лазаревском храме города Вологды. В 1994 году состоялость торжественное перенесение святых мощей в город Тотьму, где они почивают и поныне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *