Спиридон Тримифунтский и Николай чудотворец

Икона Святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского

Знаменитый оптинский старец иеромонах Амвросий, обладавший при жизни даром прозорливости и после преставления канонизированный Русской Православной Церковью, в одном из своих писем к духовным чадам упоминает о труднообъяснимом для атеистов чуде, свидетелем которого стал великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Последний, как и многие другие русские литераторы и философы (Достоевский, братья Киреевские, Константин Леонтьев, Сергей Нилус, Лев Толстой и т.д.), часто посещал Оптину пустынь — обитель, являющуюся одним из главных духовных центров России, где писатель имел своего духовного отца.

Будучи в очередной раз в Оптиной, Николай Васильевич рассказал своему духовнику и всей монашествующей братии о чудесном явлении, которое произошло на его глазах во время заграничного путешествия.

Случилось оно при паломничестве его к святым мощам угодника Божия святого Спиридона Тримифунтского — того самого святого, который был дружен со знаменитым святителем Николаем, Чудотворцем Мирликийским, всегда особенно горячо почитавшимся на Руси под именем Николай Угодник, и вместе с ним (равно как и с другими ревнителями Православия) отстоял в свое время чистоту учения в борьбе с сотрясшей тогда Церковь ересью священника Ария на Первом Вселенском Соборе в 325 г. по Рождеству Христову. В отличие от мощей Николая Угодника, покоящихся ныне в итальянском городе Бари и источающих благоуханное миро, мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают совершенно уникальными свойствами: мало того, что они остаются нетленными на протяжении целых столетий, они еще к тому же продолжают сохранять и мягкость, свойственную обычному живому человеческому телу.

В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение святому, верующие, как это заведено каждый год 12 (25 по новому стилю) декабря, с большой торжественностью обносили святые мощи вокруг города. При этом все присутствующие обычно благоговейно и трепетно прикладываются к ним. Однако на этот раз среди них находился некий английский путешественник, естественно, взращенный на скепсисе и рационализме протестантской культуры. Он позволил себе заметить, что, по всей видимости, в спине угодника сделаны надрезы и тело тщательно набальзамировано. Чуть позже он подошел к мощам поближе. Каково же было его граничащее с ужасом изумление, когда мощи святого на глазах у всех… медленно приподнялись из раки и обратились своею спиной именно к этому «идейному» наследнику апостола Фомы, прозванного «неверующим»: на, мол, дружок, поищи-ка «свои» надрезы! Какова дальнейшая судьба этого достопочтенного британца, к сожалению, неизвестно. Гоголя же это чудо потрясло до самых глубин души.

* * *
Антон Соловьев

Чудеса святого Спиридона

Четвертый век нашей эры по праву можно считать золотым веком христианства. В 325 г. состоялся первый Вселенский собор, на котором был принят «Символ веры», кратко излагающий основные догматы православного вероучения. Этот век подарил нам множество святых и выдающихся богословов, среди которых — Николай Чудотворец, родоначальник монашества Антоний Великий, святой Афанасий Великий. Священнослужители в те годы были далеки от искушения властью и деньгами — ведь не прошло еще и двух веков, как приверженцев Христовой веры убивали за их убеждения. Молодая, но уже в полной мере осознавшая себя как реальная сила, способная нести свет и добро, христианская церковь и ее клир были образцом нравственных устоев для людей.

Эта небольшая преамбула отнюдь не случайна. Ведь чтобы понять человека, тем более святого, необходимо проникнуться духом его времени.

Итак, 343-й год от Рождества Христова. Остров Кипр, одна из жемчужин Византийского государства, нежился в лучах славы и могущества величайшего из правителей — императора Константина. В это самое время в небольшом, но процветающем кипрском городе Тримифунды был избран епископом священнослужитель по имени Спиридон.

Несмотря на то что с момента его смерти прошло пятнадцать веков, о нем известно довольно много. Спиридон происходил из весьма обеспеченной семьи, ему принадлежал богатый дом и обширные земли. Он был довольно деятельным человеком, принимал активное участие в общественной жизни родного города, его уважали все местные жители. Несмотря на то что он занимал высокое положение, за советом к нему мог прийти каждый человек. Спиридон был готов выслушать любого, будь то небогатый ремесленник или крупный землевладелец.

Нередко к нему обращались в поисках материальной поддержки, и Спиридон с готовностью ссуживал изрядные суммы, не требуя ни письменных обязательств, ни тем более процентов. Он лишь говорил: «Отдашь, когда сможешь». Главной его радостью и отдохновением от земных трудов была жена, имени которой история, к сожалению, не сохранила. Спиридон очень любил ее, и с годами эта любовь становилась только крепче. В то время пребывание в браке еще не являлось препятствием для занятия высокого места в церковной иерархии: институт монашества утвердился в христианстве позже.

Однажды случилось несчастье. Жена Спиридона заболела и через несколько дней умерла. Как отмечают в сохранившихся до наших дней воспоминаниях его современники, произошедшая трагедия раз и навсегда изменила жизнь этого человека. Спиридон не роптал на Бога. Не вопрошал, за что же ему, ничем не прогневившему Господа, послано такое наказание. Он принял свое вдовство с покорностью и смирением, увидев в нем знак — знак, которым Господь призывал его изменить свою жизнь.

На какое-то время Спиридон стал замкнутым и мало общался со своими друзьями. Он редко выходил из дома без крайней необходимости, но на службах был по-прежнему добр и милосерден ко всем, и люди продолжали приходить к нему за помощью и советом.

Не прошло и года со смерти его жены, как Спиридон, епископ Тримифунды и один из самых богатых и уважаемых людей города, принял решение, которое удивило даже тех, кто очень близко знал его. Сначала он простил долги всем, кто у него занимал, а затем стал раздавать свои деньги. Причем старался, чтобы его накопления достались самым бедным и самым нуждающимся людям. Затем Спиридон продал свой дом, все имущество и земли, а вырученные деньги опять же распределил между наиболее бедными жителями Кипра.

Из всего имущества Спиридон оставил себе только одежду, которая была на нем, и дорожный посох. Но когда он уходил из родного города, его друзья видели, что этот замечательный человек по-настоящему счастлив. Счастлив так, как в те дни, когда его любимая жена была еще жива. С этого момента кончается история благочестивого епископа города Тримифунды, участника первого Вселенского собора, и начинается история святого Спиридона.

Святой пастух

Едва начав скитаться по острову, Спиридон обнаружил в себе дар к врачеванию. В одном из селений его, как лицо духовное, попросили помолиться за умирающего от лихорадки. Когда Спиридон прочитал над ложем больного молитву, умирающий тут же выздоровел. В каждом селении, куда бы он ни приходил, находился больной или увечный. После молитвы Спиридона слепые прозревали, хромые бросали костыли, а находящиеся на смертном одре возвращались к жизни.

Очень быстро слава о чудотворце облетела весь остров и даже распространилась за его пределы. Свидетелями чудес были сотни людей, и они документально подтверждены в летописях острова того времени.

Но Спиридон чурался славы и известности, говоря, как и многие святые до него и после, что чудеса совершает Бог, а он является лишь проводником Его воли. В подтверждение этих слов он показывал очередное чудо исцеления. И действительно, все, что делал святой — просто читал молитву над страждущим и просил у Господа помощи.

Сторонясь пристального внимания, Спиридон нанялся пастухом в одну из глухих деревушек. Но и здесь страждущие не давали ему покоя, а Спиридон не мог отказать никому.

Однажды к нему пришла женщина и принесла труп своей дочки, которая утонула несколько дней назад. Труп уже посинел и, даже зная о могуществе и чудесах Спиридона, никто не верил в то, что девочку можно воскресить. Видя безудержное горе матери, Спиридон вернул ребенка к жизни. В считаные мгновения синева пропала с тела, девочка открыла глаза и заговорила.

Мать, которая все равно до конца не верила в чудо, а пошла просить помощи у Спиридона от отчаяния, не выдержав, умерла от потрясения. Тогда Спиридон тут же воскресил и ее. Все это произошло при многих свидетелях и было запечатлено в хрониках острова Кипр. Церковь, детально изучив обстоятельства дела, официально признала случившееся чудом.

Надо сказать, что способность воскрешения из мертвых была дарована очень немногим святым. Впервые его совершил Иисус Христос, воскресив своего друга Лазаря. После этого воскрешения случались не часто, а уж двойное воскрешение в истории христианства вообще является большой редкостью.

Однако церковь чтит Спиридона не только как чудотворца, но и как человека, прославившегося необыкновенной мудростью. Однажды, еще до скитальческой жизни, к нему пришел крестьянин и, сетуя на неурожай, попросил немного зерна на посев. Спиридон предложил ему зайти в сарай и самому взять необходимую меру. «Разве ты не пойдешь со мной и не посмотришь, сколько я у тебя беру, чтобы потом знать, сколько требовать с меня обратно?» — спросил крестьянин. «Я просто знаю, что ты возьмешь столько, сколько тебе требуется, а отдашь столько, сколько сможешь», — спокойно ответил Спиридон. Проситель был очень удивлен ответом святого, но когда зашел в сарай, то просто физически не смог взять больше, чем действительно требовалось, — лишнее зерно высыпалось у него из рук.

Совершив множество чудес, святой Спиридон умер 12 декабря в возрасте 78 лет. Этот день — по новому стилю 25 декабря — и является основным праздником для тех, кто хочет почтить память преподобного Спиридона, епископа Тримифийского.

Чудеса после смерти

Узнав о праведной и святой жизни епископа Спиридона, один из византийских императоров приказал выкопать его тело и поместить в усыпальнице храма Святой Софии в Константинополе.

Когда останки Спиридона извлекли из могилы, удивлению присутствующих не было предела. Несмотря на то что тело пролежало в земле много десятков лет, оно совершенно не изменилось — словно святой старец был похоронен вчера. У него были целы зубы и волосы, отлично сохранилась кожа, можно было без труда распознать черты лица.

Когда мощи были помещены в Константинополе в специальную раку, обнаружилось, что святой продолжает совершать чудеса. Множество паломников, помолившись перед ракой и прикоснувшись к мощам, получили исцеление.

Мощи святого Спиридона находились в Константинополе вплоть до его захвата турками. После этого нетленное тело было переправлено на греческий остров Корфу (местное название Керкира). Узнав о величайшем сокровище, которое им досталось, керкирийцы построили для мощей храм и по сей день считают святого Спиридона покровителем своего острова.

Остров Корфу — один из немногих греческих островов, который не был под властью турок. Его жители считают себя истинными эллинами, чья кровь не смешивалась с иноземной. Конечно, турки испытывали постоянное желание завоевать этот живописный остров. В первый раз, когда к нему подошел их флот, турецкие моряки увидели огромную ужасающую тень старца и побоялись высаживаться на берег. Тогда они решили взорвать храм с мощами, надеясь, что после этого керкирийцы лишатся своего покровителя. Но святой Спиридон явился жителям и предупредил о заложенной взрывчатке. Ее вовремя нашли и обезвредили.

Чудеса своими глазами

Несмотря на то что все чудеса святого Спиридона официально признаны церковью и имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр, современному человеку очень сложно в них поверить.

Однако мне повезло: я, попав в храм святого на Корфу, своими глазами увидел подтверждение того, о чем столько читал и слышал.

Рака с мощами святого находится в храме на самом виду, она вся обвешана золотыми и серебряными украшениями — дарами тех, кому помог святой. Это вместилище реликвии заперто на замок: хранитель открывает его только для православных туристов, а католикам разрешается поцеловать лишь саму раку.

Пожалуй, для меня это было одно из самых сильных потрясений в жизни. Сквозь стекло мне очень хорошо удалось рассмотреть лицо святого. Его черты вполне узнаваемы, прекрасно сохранились волосы и белоснежные зубы. Кожа немного сморщена и потемнела, но сохранила свою форму. Кстати, хранители раки говорят, что потемнел святой Спиридон относительно недавно. Это случилось в XVII веке, когда была проведена реформа православной обрядности и богослужебных книг, известная у нас как реформа патриарха Никона. Видимо, святому она пришлась не по душе.

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову.

Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.

Святой, помогающий с деньгами

Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях, святые бессребреники Косьма и Дамиан — в учении, а святой Спиридон охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения. Гид по острову Корфу рассказал мне, как буквально за неделю до моего приезда святой помог одному русскому туристу.

Наш незадачливый соотечественник умудрился потерять кошелек, где были не только все его деньги, но также паспорт и билеты. Местные жители посоветовали ему обратиться к святому Спиридону. Турист был человеком довольно скептичным, однако в храм все-таки пошел. Поначалу кошелек не нашелся. Туристическому агентству едва удалось договориться с властями, чтобы туриста посадили на самолет, но как он будет по прилете в Россию разбираться с нашей таможней без паспорта, было непонятно.

И вдруг за час до отлета ему позвонили на мобильный и сказали, что нашли кошелек и уже везут в аэропорт. Курьер приехал за десять минут до конца регистрации. В кошельке в целостности и сохранности были билеты, паспорт и деньги.

Хотя святой Спиридон и является православным святым, его икону в российских церквях можно увидеть, увы, нечасто. Однако священники советуют: если в храме нет иконы святого, к которому вы хотите обратиться, то молиться следует иконе Всех Святых.

Так что, если вы нуждаетесь в помощи или просто в наставлении, обращайтесь к святому Спиридону. Если ваши намерения чисты, то он обязательно поможет.

Святители Николай и Спиридон помогают вместе…

Здравствуйте!
Вчера, читая о великих чудесах святителя Спиридона, попал на данный сайт, читал истории вчерашний вечер и в свободное время сегодняшний день. И не смог удержаться (да, думаю и не нужно себя сдерживать) чтобы не поведать свою историю знакомства со святителем.
Живу я один, то есть совершенно один, в чужом большом городе в общежитии. Возможностей на приобретение своего жилья в настоящее время нет. О создании семьи тоже перестал помышлять, ибо кроме казенной комнатки в коммуналке предложить нечего.
Жизнь постепенно превратилась в постоянный мрак, поиски хоть каких то просветов в жизни плодов не приносили. Мысли в голове были самые категоричные…
Я всегда с большим почитанием относился к Николаю Чудотворцу, всегда прошу Великого Угодника Божьего о помощи, и Он мне помогает!
Так и в этот раз я молил Николая Чудотворца помочь мне наладить и обустроить свою жизнь.
В один чудесный вечер я, вернувшись с работы, по обыкновению включил телевизор, на включенном канале шла передача про святых, скорых помощниках в житейских нуждах, и там я услышал про святого, который помогает в жилищных вопросах. Единственное, что я запомнил, так это то, что святой изображен на иконах в шапочке, и так бы и забыл, если бы в памяти не начали всплывать воспоминания из детства, как я стоял в храме и кто-то мне говорил, указывая на икону Спиридона Тримифунтского: «Запомни этого святого, он всегда тебе поможет, ты всегда его узнаешь по шапочке, это твой покровитель» (Возможно, так говорили, потому что я рожден в день его памяти)».

Читал историю, чудеса, пока не наткнулся на статью, где писалось, что он лично знал Николая Чудотворца! И они были друзьями!

После этого я взял в руки планшет и начал интересоваться им. Читал историю, чудеса, пока не наткнулся на статью, где писалось, что он лично знал Николая Чудотворца! И они были друзьями! Тут меня просто как молнией пробило! Вот оно чудо! Я столько молил Николая Угодника о помощи мне в моих проблемах — и он указал мне на Спиридона Тримифунтского, мол, твои вопросы он поможет решить, только попроси — и верь!
Что происходило дальше, иначе, как Благодатью Божией, я назвать не могу.
У меня просто градом полились слезы, мне было и радостно, и чувство покаяния, и просветления, и стыда за то, что я, маловерный, начинал сомневаться в том, что помощь придет. Слеза моя упала на экран планшета, где была открыта страничка с историями людей, которым помог святитель Спиридон.
Планшет завис, на касания не реагировал, не выключался (перезагружался). Как я ни пытался сместить текст, ничего не получалось.

Что происходило дальше, иначе, как Благодатью Божией, я назвать не могу.
У меня просто градом полились слезы, мне было и радостно, и чувство покаяния, и просветления, и стыда за то, что я, маловерный, начинал сомневаться в том, что помощь придет.

И тут текст сам начал двигаться! Остановился, и сами по себе выделились (синей полоской для копирования) слова «Данилов монастырь», через какое то время текст переместился ниже сам! И выделилось слово «настоятель». После этого планшет заработал в своем штатном режиме.
Я нашел адрес монастыря и в первый же выходной направился туда. Как оказалось, там находится икона святителя Спиридона Тримифунтского с его башмачком. Приехав, купил акафист ему и там же, возле его иконы первый раз его прочитал (следует отметить, достаточно легко, только уши как при давлении заложило), после чего купил икону и лампадку (подойти к настоятелю и рассказать о произошедшем со мной не смог).

Каждый день читаю акафист Святителю, пару раз было очень тяжело, практически до потери сознания, одежда была насквозь мокрая от пота. Но я говорил, что не сдамся и все равно дочитаю, и мучать меня бесполезно — помогало, когда казалось что уже все, отключаюсь, становилось легче и радостней.
Понемногу чувствую помощь святителя Спиридона, через неделю после чтения акафиста продалась машина, которая полгода висела на доске объявлений, появилась надежда, что все в жизни наладится и получится — и святитель Спиридон и Николай Чудотворец не оставят меня. Нужно только молиться, МОЛИТЬСЯ и ВЕРИТЬ!
Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!
Храни Вас Бог!

Без подписи

  • ←После молитвы боль прошла

Спиридон (архиепископ Новгородский)

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 21 февраля 2017 года.

Архиепископ Спиридон (ум. 1249) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Новгородский и Псковский.

Биография

В 1229 году из иеродиаконов новгородского Юрьева монастыря избран был новгородским вечем по жребию главою новгородского духовенства и сделался, таким образом, попечителем республики, так как архиепископ принимал большое участие в делах её. В том же году, 17 декабря, отправился в Киев для хиротонии.

В следующем 1230 году в сырную неделю, 18 февраля, митрополит Кирилл посвятил Спиридона в священники, а 25 февраля «по чистей недели на сбор», то есть в неделю Православия, хиротонисан и архиепископа.

19 мая того же года архиепископ Спиридон прибыл из Киева в Новгород и вскоре совершил постриг над княжичем Ростиславом Михайловичем, в ознаменование того, что новгородское княжение должно было перейти от отца к сыну; такого обряда до сего времени ещё не совершали над сыновьями новгородских князей. Обряд состоял в том, что архиепископ в Софийском соборе по прочтении молитвы, в требнике положенной в последовании крещения на пострижение волос, торжественно постриг волосы у юного князя. Вскоре после этого Ростислав был оставлен отцом княжить в Новгороде.

В этом (1230) году в Новгороде был ужасный мор, от которого погибло множество народа; на Прусской улице близ Петропавловской церкви архиепископ построил скудельницу, которую 3030 трупов наполнили до верха. Так как мор продолжал свирепствовать, по воле архиепископа построены были ещё две скудельни, которые тоже наполнены были трупами.

Весною 1232 года сильный пожар превратил в пепел весь Словенский конец; опасаясь от пламени, много новгородцев потонуло в Волхове.

Архиепископу Спиридону пришлось много потрудиться для облегчения участи несчастных граждан. О последующей его деятельности в летописях говорится немного. Между прочим, в 1234 году он оплакивал кончину юного князя Феодора, старшего сына новгородского князя Ярослава, погребая его в обители св. Георгия, и в 1244 году он же и в той же обители хоронил и благочестивую мать князя Феодора Феодосию, в инокинях Евфросинию.

Архиепископ ревностно помогал новгородскому князю Александру Невскому отражать ближайших врагов Новгородской земли — шведов: воодушевлённый и молитвенно настроенный архиепископом Спиридоном в Софийском соборе в 1240 году, Александр Невский наголову разбил шведов на берегах Невы и, как герой-витязь, по возвращении из похода, встречен был у св. Софии тем же владыкой Спиридоном.

Ho в том же году, вследствие крамолы новгородцев, Александр Невский покинул Новгород вместе с матерью, супругою и со всеми приближёнными. Шведы опять стали теснить новгородцев, которые тогда поняли, кого они лишились в лице князя Александра Невского и, чтобы вернуть его Новгороду, архиепископ Спиридон должен был дважды ездить с посольством во Владимир и просить князя Ярослава отпустить в Новгород своего старшего сына.

Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался он в 1249 году и погребен в Мартириевской соборной паперти.

Ссылки

  • Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.

X век

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

XVII век

XVIII век

XIX век

XX век

Список разбит по векам исходя из даты начала епископства. Курсивом выделены временно управляющие.
выделены избранные, но не рукоположенные на Новгородскую кафедру.
Подчёркнуты имена епископов, одновременно управлявших Санкт-Петербургской епархией.

Спиридон, архиепископ Новгородский

Спиридон, архиепископ Новгородский

— архиепископ новгородский, в 1229 г. из иеродиаконов новгородского Юрьева монастыря избран был новгородским вечем по жребию главою новгородского духовенства и сделался, таким образом, попечителем республики, так как архиепископ принимал большое участие в делах ее. В том же году, 17 декабря, отправился в Киев для хиротонии. В следующем 1230 г. в сырную неделю, 18 февраля, митрополит Кирилл посвятил С. в священники, а 25 февраля «по чистей недели на сбор», т. е. в неделю Православия, хиротонисан и архиепископа; 19 мая того же г., в неделю 818 святых, архиеп. С. прибыл из Киева в Новгород и вскоре совершил постриг над княжичем Ростиславом Михайловичем, в ознаменование того, что новгородское княжение должно было перейти от отца к сыну; такого обряда до сего времени еще не совершали над сыновьями новгородских князей. Обряд состоял и том, что архиепископ в Софийском соборе по прочтении молитвы, в требнике положенной в последовании крещения на пострижение волос, торжественно постриг волосы у юного князя. Вскоре после этого Ростислав был оставлен отцом княжить в Новгороде. В этом (1230) году в Новгороде был ужасный мор, от которого погибло множество народа; на Прусской улице близ Петропавловской церкви архиепископ построил скудельницу, которую 3030 трупов наполнили до верха. Так как мор продолжал свирепствовать, по воле архиепископа построены были еще две скудельни, которые тоже наполнены были трупами. Весною 1232 г. сильный пожар превратил в пепел весь Словенский конец; опасаясь от пламени, много новгородцев потонуло в Волхове. Архиепископу С. Пришлось много потрудиться для облегчения участи несчастных граждан. О последующей его деятельности в летописях говорится немного. Между прочим, в 1234 г. он оплакивал кончину юного князя Феодора, старшего сына новгородского князя Ярослава, погребая его в обители св. Георгия, и в 1244 г. он же и в той же обители хоронил и благочестивую мать князя Феодора Феодосию, в инокинях Евфросинию. Архиепископ ревностно помогал новгородскому князю Александру Невскому отражать ближайших врагов Новгородской земли — шведов: воодушевленный и молитвенно настроенный архиепископом С. в Софийском соборе в 1240 г., Александр Невский наголову разбил шведов на берегах Невы и, как герой-витязь, по возвращении из похода, встречен был у св. Софии тем же владыкой С. Ho в том же году, вследствие крамолы новгородцев, Александр Невский покинул Новгород вместе с матерью, супругою и со всеми приближенными. Шведы опять стали теснить новгородцев, которые тогда поняли, кого они лишились в лице князя Александра Невского и, чтобы вернуть его Новгороду, архиепископ С. должен был дважды ездить с посольством во Владимир и просить князя Ярослава отпустить в Новгород своего старшего сына. 20 лет мирно правил своею паствою архиепископ С.; скончался он в 1249 г. и погребен в Мартириевской соборной паперти.

Тихомиров Н., протоиерей, «Кафедра новгородских святителей со времени введения христианства в Новогороде (в. 992 году) до покорения его Московской державе (в 1478 г.)», т. Ι, Новгород, 1891 г., стр. 125—130. — Диев М., прот., «Поверка иерархических каталогов епархии новгородской, переяславской, полоцкой, ростовской и тобольской» (рукопись архива Св. Синод». № 1771), лл. 61 об. — 63 об. — Здравомыслов К., «Иерархи новгородской епархии», Новгород, 1897 г., стр. 16. — Строев, «Списки иерархов», СПб. , 1877 г. — Карамзин, «Истор. Госуд. Российск.», изд. Эйнерлинга, СПб. 1843 г., т. IIІ, стр. 155, 156, пр. 328. 331, 369 т. IV, стр. 17, пр. 38.

А. Никольский.

{Половцов}

Спиридон, архиепископ Новгородский

— архиепископ Новгородский и Псковский.

До посвящения в святительский сан служил иеродиаконом в Юрьевом монастыре под Новгородом.

В 1229 году, в связи с тяжелой болезнью Новгородского архиепископа Антония (Добрыня Ядрейкович; † 1232, память в 3—ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Спиридон по жребию был избран на Новгородскую кафедру. Новгородцы часто избирали себе владык из простых иноков, даже из белого духовенства, в отличие от прочих епархий, где во епископы избирались почти исключительно настоятели обителей. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии.

4 марта 1230 года митрополитом Киевским Кириллом († 1233) был рукоположен во иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа и в том же году 19 мая возвратился в Новгород. Время его святительства совпало с тяжелыми бедствиями, постигшими новгородцев. Землетрясение, неурожай, голод, пожары косили людей, как косой. Все были в страхе. Святитель Спиридон, как истинный отец своей паствы, всеми силами старался помогать бедствующим и материальной поддержкой, и молитвой.

Во время войны со шведами святитель Спиридон ревностно содействовал благоверному великому князю Александру Невскому († 1263, память 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября) в отражении посягательств враждебных соседей.

В 1240 году он благословил князя выступить против неприятеля с дружиною гораздо меньше неприятельской и затем торжественно встречал его в Новгороде с победой.

Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался в 1249 году. Погребен в Мартириевой паперти Софийского собора.

Литература:

Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891. — Т. 1, с. 125—130.

Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 16.

Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853—1858 гг.) (рукопись архива Святейшего Синода № 1771). Карамзин Н. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. — 3-е изд. — СПб., 1842— 1843. — Т. 3, с. 155, 156, прим. 328, 331, 369; т. 4, с. 17, прим. 38.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406.

Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.

Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 19, с. 258—259. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 2, с. 322, 399, 498.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *