Справка для крещения

Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

Крещение — это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения.

Что такое брак в церковном понимании?

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

Скачать бланки свидетельств о прохождении предкрещального оглашения и предвенчальной катехизации в хорошем разрешении можно здесь

О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого события. На вопросы «Для чего Вы желаете креститься?», «Что надеетесь получить от приобщения этому Таинству?», «С какой целью вы крестите ребенка?» редко можно услышать правильные ответы.
В ранее опубликованных статьях нашего журнала от лица женщины-проповедника («Про крещение «на отвали»») и Нины Арнаутовой («Спасение души — дело всей жизни») эта тема, на мой взгляд, заострена. Как ответить на такой вопрос? Зачем нам крещение, какова его цель?
Ответ простой и ясный, как день, ничего не нужно придумывать самому. Этот вопрос не из тех, в которых приходится пытать себя догадками. Помните момент обращения Христа к ученикам перед Его вознесением на Елеоне? Там Он и приоткрыл завесу духовной тайны Таинства Крещения: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Эти слова, на мой взгляд, нужно прочесть детским сердцем в простоте и доброте. Не нужно искать в них методологических неточностей, как в «дипломке», не стоит «придираться» к отсутствию сухих научных фраз типа «Цель крещения – спасения человека». Стоит только прочесть его просто и смысл не замедлит открыться. Давайте прочтем этот стих группе детей в детском садике или перескажем его им своими словами, а затем спросим: «Дети, зачем нужно креститься?» Больше чем уверен, что большинство из них ответит, что креститься нужно «чтобы Боженька спас». Это и есть главная цель крещения, согласующаяся с прямым указанием Спасителя на то, что спасение души человека есть главное, зачем он рождается в этом мире: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6. 33).
Если все так понятно, почему люди смотрят на Крещение как на магический обряд, как на «обряд послушания» родителям, как на мощную защиту от зла и вреда и только лишь как на защиту? Почему столько земного? Так откуда же взяться небесному, если никто из этих бедных людей не держал в руках Евангелия, никто его не читал?..
С другой стороны, креститься нужно для сочетания со Христом, но ведущая цель этого сочетания – опять же спасение души и наследие обетованных вечных благ!
Как правильно к нему подготовиться сегодня, то есть как следовало бы проводить огласительные беседы на современном историческом этапе?
В этом вопросе мы не можем взять на себя ответственность и сказать, что «мы думаем» или что нам что-то «кажется». Этот вопрос должен подвести нас к тому, что современная практика оглашения должна соответствовать практике древней Церкви.
Последняя была довольно подробно изложена в богослужебно-канонических памятниках со II по V века. Написанные незамысловатым языком, эти ранние литературные труды, как правило, неизвестных, предполагаемых авторов дают многие сведения о практике крещения и оглашения в Церкви на указанном этапе. Следовательно, подготовка к крещению сегодня, как и сама традиция совершения Таинства, в современной Церкви должна соответствовать основным элементам той, которая была установлена в древности. Иначе мы станем протестантами или модернистами, что крайне нежелательно.
Первый текст из древнецерковной коллекции, который интересен для нас по вопросу практики крещения и оглашения, это «Апостольское предание». Данный труд, написанный в последней четверти IV в., приписывается некоторыми исследователями святителю Ипполиту Римскому. Крещение в нем рассматривается в неразрывной связи с оглашением и с миропомазанием, а все три этих элемента назывались в те времена «христианским посвящением».
По «Апостольскому преданию» подготовка к крещению состояла из 2-х частей. Она называлась оглашением — «оглаской» для человека тех истин, которые он призван был знать, вступая в Церковь.
В 1-й части оглашения мы видим порядок принятия в число оглашенных, порядок испытания чистоты намерений катехуменов. Приведем в пример цитаты из древнего текста: «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова. Пусть спросят об их образе жизни <…> Если же кто-нибудь имеет жену или жена — мужа, то пусть наставляют их, чтобы муж был доволен женой, а жена — мужем. А если кто-нибудь не живет с женой, пусть учат его не развратничать, но принять жену по закону или пребывать с такой, какая она есть».
2-я часть оглашения (гл. 17-21 «Апост. пред.») состояла в трехлетнем огласительном периоде, который был посвящен беседам о Боге, о вере, о Церкви, о духовной жизни в целом. Естественно, глава каждой христианской общины – епископ – должен был уделять внимание готовящимся ко крещению людям. В «Апостольском предании» говорится о возложении рук на оглашаемых в конце каждой огласительной беседы (гл. 19) – об архиерейском благословении, которое сохраняло катехуменов от всякого зла и вреда, а в конце каждого огласительного периода имели место молитвы об ограждении злых духов. В ином памятнике V века под названием «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» приводятся 2 текста, читаемые с руковозложением: молитва епископа или пресвитера и формула экзорцизма.
Эта часть подготовки заканчивалась совершением крещальной литургии, во время которой человека крестили и затем миропомазывали. На этом богослужении крещеные впервые в своей жизни причащались.
Если христианин был усерден в подготовке, то его допускали к крещению ранее истечения срока в 3 года.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что в Церкви всегда должны присутствовать основные элементы подготовки к Крещению:

  • огласительный диалог катехизатора и оглашаемого в вопросо-ответной и поучительной форме;
  • по результатам такой встречи или серии встреч должна быть определена актуальность крещения – надо или пока не стоит, отложить или не совершать совсем (напр., чтобы не крестить вторично, не крестить откровенного грешника и т. п. — указанное выше «испытание совести»);
  • определенный период подготовки к Таинству;
  • молитва человека, имеющего стать христианином, на протяжении этого периода.

Сохранение древней традиции ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ подготовки человека ко Крещению является главным лейтмотивом Синодального общецерковного документа под названием «Обязательный катехуменат в РПЦ МП» .

При такой подготовке всевозможные странные мотивы крещения будут исключены. Не останется тогда в человеке упомянутых в статьях на сайте мотивов вроде «чтобы отстали», «чтобы влиться в культуру», «потому что так положено» и «чтобы от бесов защититься» и т. п.
Хорошо сказано на одном новосибирском ресурсе – «надо сначала веровать, а потом креститься; не в Крещении искать веру, а ко Крещению приступать с верой»!
В моей жизни был удивительный случай, в котором сплелись воедино и катехизаторская работа, и миссионерская, и просто человеческое желание помочь. Проводил с одной девушкой огласительные беседы. Отыскал всевозможные программы оглашения в 2 беседы, в 3, в 4, в 7, в 10, в 12… Кроме Символа, молитв, богослужения и таинств пытался объяснить ей смысл жизни христианской, задачи и цель, стоящие перед христианином, рассказать о всеобъемлющей любви Божией к человеку, которая светится в очах каждого истинного христианина. После нескольких встреч она призналась, что не готова пока стать христианкой. Было досадно, винил самого себя, что не сумел… Потом кто-то утешил словами ектении: «…сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», но все равно мне очень хотелось, чтобы этот период общения оставил в ней зерна православия, и чтобы когда-нибудь эти крупицы непременно проросли в её будущую христианскую жизнь.
Этого мне хочется и сегодня. Хочется, чтобы Церковь Христова росла качественно и количественно, как при апостолах: в геометрической прогрессии. Хочется, чтобы мы чаще оказывались рядом с людьми некрещеными и помогали им осмысленно стать настоящими христианами.

О ТАИНСТВЕ БРАКА

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи. Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам — тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Кому запрещено вступать в церковный брак?

Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Запрещены браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10,11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои). Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Можно ли венчаться беременной?

Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака — главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

Допускает ли Церковь второй брак?

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье — не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог. Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор. 11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРЕД ТАИНСТВОМ КРЕЩЕНИЯ — КАТЕХИЗАЦИЯ

Согласно Указу Патриарха и по благословению священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования:

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно:

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице , Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн.

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно:

— Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

— Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

— Крестными не могут становиться монашествующие.

— Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Материалы для катехизации

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания, которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся:
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий.

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос: У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ: Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос: Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ: Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос: Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ: Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос: Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ: Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос: Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ: Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос: Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ: Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос: Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ: Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *