Старец в даниловском монастыре

novikovski


Проезжая давеча по Дубининской улице мимо Свято-Данилова монастыря, решил таки прогуляться по красивейшей территории этой мужской обители. В эту солнечную прекрасную погоду почему бы не проверить новые полярики для объектива?
Должен заметить, что фотографировать на территории монастыря категорически запрещено, не смотря на продвинутый 21 век. Но любезные казаки, ведущие круглосуточную охрану территории Данилова монастыря, для Новиковского на этот раз сделали исключение и даже разрешили фотосессию на здоровенную полнокадровую камеру с тяжелым шириком от Canon, что для видавшего вида казаков само по себе шок — герои боятся громоздких камер, как басурман и прячутчя от объектива подобно детворе от пулемета. Стоило направить объектив в сторону героев гражданских воин, как казаки, подобно тараканам, разбегались врассыпную, крестясь и причитая. Веселое действо, доложу я вам, наблюдать за здоровенными серьезными детинами в тулупах и орденах, боящихся фотографироваться… Детский сад, бляже.
Ну да ладно, прогуляемся по монастырю, полюбуемся на некогда злачное место столичного гламурного бомонда 90-х. Именно тут не так давно можно было встретить и деревенскую еще проказницу Семенович, и даже загашенную наглухо госью столицы грешницу Собчак, заходила сюда и богиня Ветлицкая (Ах!) со своими кавказскими ухажерами. Можно тут было встретить и криминальных авторитетов от Сильвестра до Михася. Похаживал и тут высоколобый щеголь Кобзон с накрашенными бровками, и светский лавелас Дунаевский с развратными девками.
Да, это самый гламурный монастырь в Москве! Только тут можно встретить сетру на новом продвинутом Мини Купере Кантримене с британским флагом на крыше или же накиданный Брабус с одухотворенными неугомонными грешниками спортивной наружности на борту и бородатым батюшкой за рулем. Даниловский монастырь вечный. Ничего не изменилось за последние 20 лет. Он и сейчас в тренде. Он охерительно крут и нереален. Он самый продвинутый и гламурный для всех великосветских сосок, и претенциозов. Только тут вам простят все ваши грешки так, как ни в одном другом монастыре — это будет пафосно, модно и дорого, что вы на всю жизнь запомните сию обитель.
Немного о монастыре. Свято-Данилов или Даниловский монастырь был основан в конце 13 века московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. В 20-х годах прошлого века монастырь был центром даниловской церковной оппозиции — неофициальной консервативной оппозиции митрополиту Сергию, возглавлявшейся епископом Волоколамским Феодором.
Свято-Данилов монастырь был возрожден в 1983 году как ставропигиальный и с этого времени стал духовно-административным центром Русской православной церкви. На территории Свято-Данилова монастыря расположено здание Отдела высших церковных связей — ОВЦС, а также резиденция патриарха, где проводятся заседания Священного Синода.
Производить фото и видео съемку на территории монастыря, со слов ряженых казаков с шашками на голо, категорически ЗАПРЕЩЕНО! Как такое возможно в эпоху всеобщих гаджетов и федеральнопродвинутых в области информации законов России? Тем не менее, фотографируем все как есть…

1.
Величественные стены монастыря и Нагорная башня

2.
Монастырь в приличном состоянии. Реставрационные работы в монастыре осуществлялись 1983 — 1987 года

3.
Святые ворота Ярусной церкви-колокольни.

4.
Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника. Колокольня в стиле барокко поставлена в 1731—32 над Святыми воротами (1681), богато украшенными ярусами балясин и ширинок

5.
На территории монастыря чистота. Тут все должно сверкать от благоухания чистоты!

6.
Монастырь охраняют доблестные и смелые казаки

7.
Храм Святых отцов семи Вселенских соборов (XVII—XIX вв.) В облачную погоду с фактурными облаками храм смотрится интереснее.

8.
Сегодня облаков нет, посему солнечный храм.
9.
Храм действующий.
10.
Храм отреставрирован в 1970-е и в 1980-е, вновь освящен в 1988 году, представляет собой сложное в архитектурно-композиционном смысле сооружение, строившееся и впоследствии перестраивавшееся на протяжении нескольких веков.
11.
Ворота хозяйственных корпусов
12.
Хозяйственная постройка монастыря
13.
Храм Святых отцов семи Вселенских соборов
14.
Слева — Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси, построенная в 1988 году. Справа — Троицкий собор Данилова монастыря
15.
Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной) — главный храм московского Свято-Данилова Монастыря, построен в 1833 — 1838 годах. Адрес: Даниловский вал, строение 22. Собор вмещает три тысячи человек
16.
Троицкий собор Свято-Данилова монастря
17.
Троицкий собор оформленный на фасадах тосканскими портиками и завершенный купольной ротондой, построен по проекту архитектора О.И. Бове, по другим сведениям — по проекту Е.Д. Тюрина, выстроен в строгих формах московского ампира, отреставрирован и вновь освящен в 1986 году
18.
Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси
19.
Троицкий собор
20.
Троицкий собор
21.
Троицкий собор
22.
Троицкий собор
23.
Троицкий собор и здание Отдела Внешних Церковных Связей — ОВЦС
24.
Троицкий собор
25.
Троицкий собор
26.
Троицкий собор
27.
Площадь монастыря с Надкладезной часовней
28.
Надкладезная часовня Данилова монастыря
29.
Дом настоятеля Свято-Данилова монастыря
30.
Настоятельные покои
31.
Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника.
32.
Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника.
33.
34.
Георгиевская (Никифоровская) башня
35.
Нагорная башня
36.
Резиденция Священного Синода и Патриарха с храмом всех святых, в земли Российской просиявших (освящен в 1988)
37.
Нагорная башня
38.
Нагорная башня
39.
Георгиевская башня с воротами
40.
Поминальная часовня (1988 год), сооруженная по проекту архитектора Ю. Г. Алонова
41.
Поминальная часовня
42.
Поминальная часовня
43.
Поминальная часовня
44.
Поминальная часовня
45.
Поминальная часовня
46.
Крест (хачкар) — дар Армянской православной церкви
47.
48.
Поминальная часовня
49.
Святой князь Владимир
50.
Здание Отдела Внешних Церковных Связей — ОВЦС
51.
Святой князь Владимир
52.
Резиденция Священного Синода и Патриарха с храмом всех святых, в земли Российской просиявших (освящен в 1988 году)
53.
Аллея резиденции Священного Синода и Патриарха
54.
Резиденция Священного Синода и Патриарха
55.
Резиденция Священного Синода и Патриарха

56.
Георгиевская башня Даниловского монастыря
57.
Ворота Георгиевской башни
58.
59.
Георгиевская башня
60.
Вид на Настоятельскую башню
61.
Настоятельские покои
62.
В монастыре имеется общественный туалет
63.
По монастырю, как и в 90-е годы, бегают плодятся кошки
64.
Вечный монастырский котэ
Такие дела
Максим Новиковский
Canon/Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус
Живое обсуждение этой онлайн темы, как всегда на моей страничке в фейсбуке —

МОСКОВСКИЙ ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

Московский Свято-Данилов монастырь

Московский мужской монастырь во имя преподобного Даниила Столпника, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

  • Адрес: Россия, 115191, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22
  • Тел.: 961-1480
  • Официальный сайт:
  • Проезд:
    • Метро «Тульская» (из центра — последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря
    • Метро «Павелецкая», далее на любом трамвае до остановки «Свято-Данилов монастырь»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь во имя преподобного Даниила Столпника был основан не позднее 1282 года святым благоверным князем Даниилом Московским на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля. Это был первый мужской монастырь в Москве. 4 марта 1303 года в возрасте 42 лет князь Даниил скончался, приняв незадолго до этого монашеский постриг в схиму, и, согласно своему завещанию, был похоронен в Даниловом монастыре.

В 1330 году братия Данилова монастыря была переведена в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, Спасский. Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище.

В 1560 году, при царе Иоанне Грозном Данилов монастырь стал возрождаться, в нем была возобновлена монашеская жизнь. В 1561 г. св. митр. Макарием был освящен первый в обители каменный храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый в истории Православной Церкви храм с таким посвящением).

В 1591 году монастырь сыграл большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея.

В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями.

В 1652 г. в монастыре были обретены мощи блгв. кн. Даниила.

Строительство монастырской стены с восемью башнями во второй пол. XVII в., при Иоанне придало монастырю значение крепости.

В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. На кладбище Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, музыкант Н.Г. Рубинштейн и многие другие.

После революции у обители постепенно стали отбирать храмы. Формально монастырь был закрыт в 1918 году, но монастырская жизнь в обители продолжалась.

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт — последним в Москве. До 1932 года оставшаяся на свободе часть братии служила в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены колония для несовершеннолетних преступников и склады.

В мае 1983 года монастырь был первым возвращён Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году монашеская обитель была отреставрирована. Были восстановлены все три храма, существовавшие до революции, а также устроены две новые церкви и две часовни. В подклете больничного корпуса была устроена первая в Москве часовня (впоследствии храм) прп. Серафима Саровского, в построенном здании патриаршей резиденции — церковь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Снесенная в 30-х годах до первого яруса колокольня с храмом св. Даниила Столпника была выстроена заново.

Московский Данилов монастырь. Cхема

Обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Троицкий собор — самый большой собор монастыря. Построен в 1838 году по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения.

4 сентября 1997 года на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 года на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

В 2003-2008 гг. стараниями братии монастыря, при финансовой поддержке фонда «Связь времен», при активном содействии администрации и студентов Гарвардского университета в США Данилову монастырю был возвращен набор 18 исторических колоколов, который в 1930-е годы по инициативе члена американской благотворительной миссии в Москве научного сотрудника Гарвардского университета Томаса Виттемора ради спасения от переплавки был куплен американским промышленником Чарльзом Крейном и подарен Гарвардскому университету.

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Монастырь имеет подворья: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Организован «Телефон доверия».

Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.

На территории монастыря находятся:

  • резиденция патриарха Московского и всея Руси
  • Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии
  • Патриарший центр духовного развития детей и молодежи
  • Всемирный Русский Народный Собор

Архимандрит Даниил (Сарычев)

Главная > Воскресные беседы > Беседы, 2011 год > Архимандрит Даниил (Сарычев)

Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход»
Архимандрит Даниил, насельник Донского монастыря, родился 14 января 1912 г. в селе Зверево Старожиловского района Рязанской области. Родители его были крестьяне – отец Сергей Васильевич и мать Анна Валериановна Сарычевы. Он рос в благочестивой семье. Особенно мать его отличалась благочестием. В семье было шестеро детей, двое из которых скончались в младенчестве. Отец Даниил с раннего детства имел глубокую веру в Бога, да и окружение было из простых верующих людей. Еще будучи ребенком, с другими мальчиками он пошел однажды в лес, а когда они возвращались, то увидели на поляне двух иеромонахов в епитрахилях, совершающих каждение. Но кто были эти иеромонахи, узнается позже. После смерти мужа Анна Валериановна, оставшись без кормильца семьи, переехала с детьми в Москву недалеко от Данилова монастыря. Вскоре Ваня ( будущий о. Даниил) был взят владыкой Феодором (Поздеевским) послушником в Данилов монастырь. Вот там он и увидел над Святыми Вратами ранее виденных им двух иеромонахов. Это были преподобные — Симеон Столпник и Даниил Столпник.

Из воспоминаний архимандрита Даниила: «…Первый мой визит был в Симонов монастырь. Там служил иеромонах Севастиан, одаренный даром духовного зрения, а после этого я пришел в Данилов монастырь…

Ежедневно ходил я в монастырь к ранней обедне, во время которой пел архимандрит Григорий (Лебедев), позже ставший настоятелем Александро-Невской Лавры и архиереем. Я его очень полюбил, и он меня также. Вот он-то и обратил внимание на мой голос и отдал в обучение к игумену Алексию, бывшему в монастыре регентом. Науку отца Алексия, который учил меня гласам и славянскому языку, я освоил быстро… стоило мне один раз услышать песнопение, как я уже мог его спеть.

Очень мне хотелось быть канонархом, и я часто молил об этом Господа. И вот когда мне было одиннадцать лет, моя мечта сбылась, и я стал канонархом Данилова монастыря… Бывало, под праздник у нас пели десять стихир; так я один канонаршил все десять – с правого на левый клирос ходил. Носил я подрясник и немного длинные волосы, так что был похож на девочку. Бывало, пока пройду по храму, мой карман в подряснике полон конфет и шоколада».

По свидетельству современников, у канонарха Ивана была уникальная память, абсолютный слух, он обладал сильным и красивым голосом (альт), знал наизусть многие мелодии религиозных песнопений. Многие верующие специально приходили в монастырь послушать юного канонарха.

По свидетельству архимандрита Даниила в Даниловом монастыре в то время служба была уставная, многие насельники имели высшее духовное образование, песнопения были распева Оптиной пустыни.

Из воспоминаний старца Даниила: «Пение у нас в монастыре было прекрасное, молитвенное, торжественное. На правом клиросе хор был наёмным и состоял примерно из тридцати человек. Все голоса были отборные: храмы и монастыри закрывались, поэтому наплыв певцов был большой. Это потом уже начались притеснения, и стали бояться петь в церкви.

На левом клиросе пели наши монастырские насельники, числом около двадцати, под управлением игумена Алексия – человека одаренного и необычайной доброты, обладавшего красивым, немного «в нос» тенором. Всего же у нас в монастыре было около сорока, монахов. Среди тех, что пели на клиросе, был архимандрит Симеон, у которого был прекрасный бас. Его трагедия заключалась в том, что у него была парализована нижняя часть тела, и его возили на коляске. Во время революции 1905 года он своим телом прикрыл от выстрела нашего настоятеля владыку Феодора, и пуля задела ему позвоночник. Он также был очень добрым человеком и подвижником веры. В таком болезненном состоянии его и арестовали, и на волю он больше не вернулся… (Архимандрит Симеон (в миру – Михаил Холмогоров) в 1934 году был арестован и умер в тюрьме).

На первом месте в нашем монастырском пении была церковность… Оно было одновременно и торжественным, и умягчало сердца молящихся. В пении должна быть внутренняя молитва, тогда оно будет духовным и будет пробуждать к молитве. Службы у нас в монастыре были длинными, особенно под большие праздники: все кафизмы вычитывались, стихиры пелись полностью, служба длилась с полшестого и кончалась в половине одиннадцатого. Но мы не уставали, не хотелось уходить из храма.

Надо сказать, что на празднование памяти благоверного князя Даниила Московского у нас в монастыре собиралось множество московского духовенства, а в 1924 году приезжал к нам Святейший патриарх Тихон …

Времена, о которых я рассказываю, были очень тяжелыми. Гонения на церковь, притеснения духовенства и закрытие храмов начались сразу же после революции. Первыми в Москве пострадали кремлевские монастыри и церкви. Затем начали закрывать другие храмы и монастыри – Симонов, Алексеевский, Петровский, Донской, Страстной…

Святейший патриарх Тихон с первого же дня притеснений встал на защиту Церкви. Но ему очень вредили обновленцы во главе с Введенским. «Обновленцы» захватили храмы Христа Спасителя, Преподобного Пимена, Воскресения Христова в Сокольниках и другие. Ушли они из церкви только после войны.

Новшествами обновленцев было то, что они упразднили старославянский язык и стали служить на русском, престол вынесли из алтаря на середину храма… Службы обновленческие были более короткими, но народ не очень-то их жаловал, особенно женщины. Пение у обновленцев было таким, как и у нас. Но опять же певцы шли к ним петь только ради денег – те, что нетверды были в вере.

Многие архиереи и духовенство сперва перешли к обновленцам, но потом все они каялись у Патриарха Тихона…

Сам Святейший патриарх Тихон умер в марте (25 марта/7 апреля) 1925 года, и отпевание его совершалось в Донском монастыре, где тело стояло четыре дня. Отпевание совершал митрополит Крутицкий и Коломенский Петр в сослужении шестидесяти двух архиереев. Духовенства в соборе было так много, что народ не мог уже туда поместиться…

Когда кончилась обедня, все архиереи вместе с митрополитом Петром… вышли на погребение. Прежде чем начать погребение, митрополит Петр обратился к народу с краткой проповедью. Затем гроб с телом Святейшего обнесли вокруг стен монастыря, поднесли к келье, где жил Патриарх, и принесли к старому собору. Здесь была отслужена краткая лития, и Святейшего опустили в могилу. Миллионный народ запел «Вечную память».

После смерти Патриарха Тихона Русской Церковью в течение восьми месяцев, вплоть до ареста, управлял митрополит Петр, который отстаивал все, что мог. Но постепенно духовенство высылали и церкви закрывали… Монахам особенно трудно было поступить на работу. Чаще всего их арестовывали и высылали. Вначале это была вольная высылка, а потом стали отправлять в концлагеря – на Колыму, в отдаленные места Сибири. Все наши монахи там и остались, а архиереев особенно много было на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

Я жил в монастыре в архиерейских покоях и был очевидцем такого положения: бывало, двенадцать часов ночи – пронзительный звонок. Все знают, что кого-то пришли забирать. Два часа с половиной — три делают обыск – все переворачивают. Потом смотрим, кого-нибудь одного берут. Прощаемся.

Вокруг монастыря жило много архиереев. Их епархии закрывались, и они приезжали в Москву, где во времена нэпа ещё можно было снять комнату… Кроме того, привлекало архиереев в монастырь и то, что наш настоятель, владыка Феодор, который прежде был ректором Московской духовной академии, намеревался возобновить её при нашем монастыре. Но постепенно и архиереев стали арестовывать и ссылать. Началось это примерно в 1926-1927 году. В эти же годы были закрыты Донской монастырь, в конце 1928-го, в 1929-м – Новодевичий (его игуменья Вера тоже пострадала)».

Это время 20-30-х годов было очень тяжелым для церкви. После разрушения основ Российского государства представители советской власти предприняли попытку уничтожения Русской православной церкви, чтобы разрушить ее церковно-канонический строй, власти всячески стимулировали обновленческое движение. Закрывались храмы и монастыри, притеснялось духовенство. Владыка Феодор вместе со святейшим Патриархом Тихоном встали на защиту Церкви. Владыка Феодор занимал решительную позицию по отношению к обновленцам, эта позиция исключала диалог с обновленцами как с людьми, отпавшими от Церкви.

Чтобы нарушить духовную связь архипастырей с паствой, епархиальных архиереев лишали кафедр. В Даниловом монастыре нашли приют многие архиереи, лишенные кафедр за преданность делу Церкви, среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Серафим (Самойлович), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Пахомий (Кедров).

Многие москвичи в эти годы находили в обители духовную поддержку и руководство у архимандрита Георгия (Лаврова (1862-1932 гг.), архимандрита Симеона (Холмогорова) (+1937) и архимандрита Поликарпа (Соловьева) (+1937). (В 1922 году был освобожден и принят «на поруки» архиепископом Феодором в Московский Данилов монастырь будущий преподобноисповедник Георгий (Лавров).

К 1930 году первая святая обитель Москвы, основанная более семи столетий назад святым благоверным князем Даниилом Московским, – единственный в конце двадцатых годов действующий монастырь был закрыт. (В стенах монастыря разместили детский приемник-распределитель. Воссоздание монастыря началось лишь в 1983 году.)

Более пятидесяти насельников монастыря, проходивших по «делу о даниловском братстве» вместе с владыкой Феодором приняли мученическую кончину. Владыка Феодор был расстрелян 23 октября 1937 года в ивановской тюрьме. Незадолго до своей кончины он принял схиму с именем Даниил – в честь преподобного Даниила Московского.

Всю свою долгую жизнь архимандрит Даниил (Сарычев) помнил сотни имен подвижников благочестия, он не уставал рассказывать о них, старался приблизить тот день, когда они будут прославлены.

Из воспоминаний старца Даниила: «В 29-м году закрыли Троицкий собор нашего монастыря, в конце 30-го года и весь монастырь, который оставался последним действующим монастырем в Москве. Мощи благоверного князя Даниила Московского перенесли в находившийся за монастырской оградой, не принадлежащий к монастырю храм Воскресения Словущего. Туда же перешел из монастыря и любительский смешанный хор, регентом которого стал я. Прекрасные певцы там были, особенно женские голоса. Старался я сохранить в этом хоре традиции монастырского пения. Два года мы отмечали в храме Воскресения Словущего память преподобного Даниила, но потом закрыли и эту церковь… (Архимандрит Тихон (Баляев) был последним наместником монастыря.) И когда наш монастырь закрыли, мощи святого князя Даниила нам не сразу дали. И мы надежду потеряли, что нам отдадут мощи в храм Воскресения Словущего. И вот накануне памяти преподобного Сергия мы уже служили в этом приходе, монастырь был закрыт. Но мощи еще нам не отдали. И вот когда мы запели: «Ублажаем тя, преподобне отце наш Сергие», в это время открываются церковные двери и отец Тихон (Баляев) с некоторыми внесли мощи благоверного князя Даниила, где они находились примерно два года с небольшим. И тут же мы запели: «Величаем тя, святый благоверный и великий княже Данииле». Пели, плакали, радость такая была.

В 30-е годы, когда начались концлагеря, настали страшные времена. Власти начали вырубать всё церковное под корень. Вот придет молодой человек в храм, прочитает «Святый Боже…» – за ним уже идут по пятам. Потом его вызывают или приезжают за ним: либо вышлют, либо такого страха нагонят, что человек боится в храм зайти. (В 37-м году в храме уже боялись и служить, и читать, и Богу молиться.)

В 32-м году дошла очередь и до меня: забрали меня в Бутырки (Бутырская тюрьма). Но тогда был еще жив схимник Захарий, который сказал, что меня выпустят. И действительно, просидел я сорок дней, и меня выпустили. Пошел я сразу к отцу Захарии, поблагодарил его за святые молитвы и попросил благословения принять священнический сан. А это в те времена означало, что сразу после принятия сана пойдешь в лагерь. Батюшка меня на это не благословил, велел в церкви по-прежнему петь и читать. А моя родственница говорит: «Батюшка, да его снова возьмут». – «Никуда его не возьмут. Ходи в церковь, пой, читай, славь Бога». Этими его святыми молитвами я пошел в церковь святителя Николая на Новокузнецкой, где служил отец Александр Смирнов. И в течение девяти с половиной лет я там организовывал такое народное пение! А кругом аресты идут. Я же смело ходил, и никто меня не взял по милости Божией…»

Схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры прозорливый старец Захария (Минаев, 1850 -1936), последним покинувший Троице-Сергиеву Лавру после её закрытия, поселился в Москве у своей духовной дочери. Многие верующие приходили к прозорливому старцу за советом. Каждого он согревал своей любовью, во время исповеди сам называл забытые грехи. По воле Божией ему открывалось прошлое и будущее людей.

Прозорливый старец Захарий благословил послушника Ивана жениться. По промыслу Божиему ему суждено было принять постриг в монашество лишь через три десятилетия.

Избранницей Ивана Сергеевича стала девица Клавдия Николаевна Кутомкина. В 1933 году молодые люди тайно обвенчались, их венчал отец Ефимий (Рыбчинcкий), духовное чадо старца Захария.

18 мая 1934 года у Ивана Сергеевича и Клавдии Николаевны родилась дочь Ольга, а 14 февраля 1936 года – сын Владимир.

Отец Даниил вскоре устроился работать в Научно — исследовательский институт удобрений. А когда началась война (1941- 1945), он был взят на фронт. По окончании войны о. Даниил вернулся домой и продолжил работу в том же институте до своего ухода на пенсию (1972 г.). В 40-60-е годы, когда быть верующим было опасно для жизни, Иван Сергеевич не только посещал храмы, но и организовывал церковные хоры и руководил ими.

Духовником супруги Ивана Сергеевича, Клавдии Николаевны, был старец Данилова монастыря архимандрит Поликарп (Соловьёв).

Архимандрит Поликарп (Соловьев, 1892-1937) перешел в Данилов монастырь вслед за владыкой Феодором. Впоследствии он стал одним из замечательных духовников.

Из воспоминаний архимандрита Даниила: «Архимандрит Поликарп (Соловьев) — это величайший подвижник был. Он когда ходил по земле, то, как бы по воздуху ходил. Это был предпоследний наместник». (В 1937 году архимандрит Поликарп был арестован, его расстреляли 27 октября 1937 года в ивановской тюрьме).

В 50-60-е годы Иван Сергеевич Сарычев руководил хором в храме Ризоположения (на Донской улице) и хором в Малом соборе Донского монастыря. (В то время Малый собор Донского монастыря был присоединён к храму Ризоположения и относился к Даниловскому монастырю. Позже по просьбе верующих он был возвращен Донскому монастырю.)

Иван Сергеевич устроился работать стеклодувом в Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам (НИИУИФ), находящийся на Ленинском проспекте, недалеко от Донского монастыря, поэтому утром он успевал побывать в храме на службе и в 9.30 уже был на рабочем месте, а после работы опять спешил в храм.

27 апреля 1970 года в Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Наум (Байбородин), постриг Ивана Сергеевича в монашество с именем Даниил. Тайный постриг приняла и Клавдия Николаевна с именем Ольга. (8 сентября 1983 года отец Даниил овдовел – матушку Ольгу сбила машина. Отец Даниил тяжело переживал утрату, утешение находил в молитве и в духовном пении.)

Архимандрит Даниил глубоко почитал святого благоверного князя Даниила Московского, небесного покровителя Свято-Даниловой обители, скорого помощника верующих людей Москвы. В течение двух лет святые мощи находились в храме Ризоположения. В день памяти своего небесного покровителя отец Даниил славил святого князя, в храм приходило много верующих, все горячо молились. Митрополиту Макарию стали поступать жалобы на отца Даниила. (Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский, 1835-1926).

Однажды в тонком сне отец Даниил видел святого князя Даниила, который предупредил его о нависшей над ним угрозе. По молитвам святого беда миновала (Много лет спустя старец Даниил со слезами на глазах вспоминал, как святой князь Даниил предупредил его: «Нас с тобой хотят выгнать!». И посоветовал, перед тем как идти к митрополиту, помолиться и поставить свечу перед его иконой.)

Старец Даниил часто советовал своим духовным чадам в затруднительном положении молиться святому князю Даниилу, молился и сам, просил за страждущих. Каждый раз, когда верующие рассказывали об улучшении своих жилищных условий по молитвам святого, архимандрит призывал скорее отслужить благодарственный молебен.
Архимандрит Даниил говорил: «Велико молитвенное дерзновение святого князя Даниила пред Святой Троицей!»

17 декабря 1978 года состоялась диаконская хиротония (рукополагал Ивана Сергеевича — Святейший патриарх Пимен (Извеков).

В 1983 году Данилов монастырь был возвращен Православной церкви. Когда жизнь в монастыре начала налаживаться, отец Даниил передал в монастырь хранящиеся у него старинные фотографии и ноты. (2 августа 1988 года именно в Даниловом монастыре состоялась его пресвитерская хиротония.)

Позже старец Даниил вспоминал, как однажды услышал ночью голос, известивший его, что он скоро будет рукоположен в иеромонахи: «На тебя пришло указание, чтобы тебя посвятить в иеромонахи». Когда на следующее утро он пришел в Данилов монастырь, то услышал от келейника епископа Тихона следующее: «На вас пришел указ от Патриарха Пимена, чтобы посвятить вас в иеромонахи, идите к наместнику». Из воспоминаний старца Даниила: «Когда я вошел к наместнику, владыке Тихону, он мне дает указ о посвящении меня в сан иеромонаха. А до этого был голос свыше: «О твоем посвящении ходатайствовало очень много духовенства». Вскоре после этого иеродиакон Даниил был посвящён в сан иеромонаха. (Через несколько лет уже в Донском монастыре иеромонах Даниил будет возведен и в сан игумена.)

В 1990 году Донской монастырь был передан Московской Патриархии, и началось возобновление монашеской жизни. Освящение большого Донского собора состоялось 18 августа 1991 года. (В этот год отмечалось 400-летие со дня основания Свято-Донского монастыря.)

В 1991 году отец Даниил стал насельником Донского монастыря.

По свидетельству бывшей певчей хора храма святителя Николая в Хамовниках рабы Божией Антонины отец Даниил очень любил людей: «От него как от солнышка было светло и тепло». Женщина рассказала, что отец Даниил в начале 90-х годов трижды приглашал ее солировать в хоре (в Донском монастыре) в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. Однажды, вскоре после праздника, старец Даниил специально приехал в храм святителя Николая в Хамовниках, чтобы поблагодарить за душевное пение и передать благословение (копию старинной гравюры монастыря) отца Евлогия (Смирнова, ныне – архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия), которому очень понравилось, как она пела в Донском монастыре. Из воспоминаний р. Б. Антонины: «Такое внимание ко мне грешной – отец Даниил специально приехал для этого. Такое внимание и любовь у него была ко всем. Он был маленького роста, а столько вмещал силы и любви… Его очень любил Святейший Патриарх Пимен (Извеков). Патриарх благословил отца Даниила, чтобы он сослужил ему в любом храме, то есть ему не нужно было каждый раз брать на это благословение… По свидетельству р. Б. Антонины, её духовник архимандрит Наум (Байбородин), насельник Троице-Сергиевой Лавры, очень почитал старца Даниила, часто верующих обращаться к нему за молитвенной помощью.

7 апреля 2000 года отец Даниил был возведен архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) в сан архимандрита.

По рассказам современников архимандрит Даниил был старцем высокой духовной жизни и выдающимся регентом. Он говорил: «В церковном пении всё от регента зависит. Регент должен быть глубоко верующим – петь и молиться душой. И вот этот его духовный инстинкт, он пронизывает и поющих с ним, и молящихся. Когда пение бывает молитвенное, церковное, когда хор поет «с душой», как раньше пели матушки-монахини в монастырях, то молящиеся стоят и чувствуют себя, как на небе. Есть пословица: «Каков поп, такой и приход». Так вот, какой регент – такой и хор»».

Из воспоминаний насельников Донского монастыря: «Это был великий молитвенник за Россию. За духовным советом к батюшке приходили многие люди со всех концов страны. Наделенный особыми духовными дарами, отец Даниил к каждому находил особый подход».

По свидетельству духовных чад старца, по молитвам прозорливого старца Даниила происходили чудеса исцеления, одинокие люди, потерявшие всякую надежду, обретали семейное счастье, в неблагополучные семьи возвращались мир и любовь, у бездетных супругов рождались дети. У художников Марии и Алексея не было детей 9 лет. Семья могла распасться, но по молитвам старца Даниила у супругов родилась дочь, а вскоре Господь послал и сына.

По рассказу одной духовной дочери архимандрита Даниила в годы перестройки, когда в магазинах почти не было продуктов, по молитвам старца Даниила, желавшего утешить духовных дочерей, намеривавшихся отметить день ангела одной из них, чудесным образом еда прибавлялась. Пюре из нескольких картофелин, которого едва бы хватило на ужин двоим, духовные дочери вместе со старцем ели не только в этот день, но и на следующий. По свидетельству келейницы архимандрита Даниила подобный случай был и на 90-летие старца. В тот день еду приготовили лишь для самых близких духовных чад, а приходили поздравить старца Даниила многие – всем хватило угощение. Три дня старец молился, и по его молитвам еда не убывала. Бывали случаи, когда верующие исцелялись от болезни желудка, вкусив благословленную старцем пищу.

По свидетельству рабы Божией Нины, в 1996 году в день ангела старца Даниила, придя к нему в келью, чтобы поздравить, – она получила исцеление от болезни ног. О том, что у нее болят ноги, она не говорила духовнику, поэтому была очень удивлена, когда, увидев её, прозорливый старец предложил ей надеть свои тапочки. Одев по послушанию тапки, она получила исцеление.

По свидетельству рабы Божией Екатерины, духовной дочери архимандрита Даниила, вскоре после кончины старец Даниил явился ей в сонном видении и предупредил, что о нем «нужно петь не о здравии, а об упокоении». Когда ей прислали SMS-сообщение, что старец отошел ко Господу, она ответила, что уже знает, что он сам предупредил её во сне.

24 июля 2006 года девяносточетырехлетнего старца Даниила, ослабшего во время длительной, изнурительной болезни, доставили в 5-ю городскую больницу с диагнозом «двустороннее воспаление лёгких».
Следует отметить, что накануне раба Божия Мария во сне увидела монахиню, которая уводила старца, – «женщина в чёрном одеянии шла впереди, а архимандрит Даниил за ней». (Господь призвал к Себе архимандрита Даниила в день смерти матушки Ольги.)

Старца увезли в больницу в день празднования равноап. Ольги (Елены) (11/24 июля). По свидетельству келейницы, через неделю старец Даниил стал просить, чтобы его забрали из больницы, предсказал, что иначе могут «его больше не увидеть». Архимандрит Даниил перенес инфаркт. Вскоре начался отек легкого. Старец непрестанно молился, его ежедневно причащали (приезжали насельники монастыря, духовный сын священник Димитрий Шпанько).

8 сентября 2006 года, в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, архимандрит Даниил последний раз удостоился принять Святые Дары. Состояние старца ухудшалось с каждой минутой, его духовный сын священник Димитрий начал читать отходную молитву. (Он успел трижды прочесть отходную).

В 22 часа 45 минут 8 сентября 2006 года старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев) мирно отошел ко Господу.

В воскресенье, 10 сентября, в Большом Донском соборе обители состоялось отпевание архимандрита Даниила. Отпевание возглавил епископ Красногорский Савва (Волков). Епископ Савва отметил, что душа человека, который сподобился причаститься в день смерти, проходит к престолу Господню, минуя мытарства. Такое случается с высокими подвижниками или с людьми с исключительно чистым сердцем.

Собор был переполнен верующими, духовные чада собрались в этот день проводить своего дорогого батюшку в последний путь. Архимандрита Даниила похоронили на кладбище Донского монастыря при большом стечении верующих и духовенства.

Использованные источники и литература:
1. Сайт «Православная кладовая»: http://orthodoxpantry.blogspot.com/2010/11/blog-post_18.html
2. «Чертог Твой вижду Спасе мой. . .», Архимандрит Даниил (Сарычев). Жизнеописание. Воспоминание духовных чад. Избранные проповеди. Издательство: Благословение, 2009 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *