Страх смерти как бороться

Страх хуже того, чего мы боимся

Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то – одиночества и оставленности людьми, кто-то – в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

На самом деле через это и совершается становление человека – через то, что ему приходится испытать в своей жизни немало всего трудного и, в контексте нашего разговора, «страшного». И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое – с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Святоотеческий принцип

Для того чтобы страх победить, нужно на него идти

Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Что это значит? Для иллюстрации можно привести в пример совет, который давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – преподобный Иоанн Лествичник: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не рекомендую кому-то поступать подобным образом сегодня, поскольку этот вид подвига предлагался пустынникам, условия жизни которых значительно отличались от наших. Но общий принцип именно таков. Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх.

К. Лебедев. Хождение Иисуса Христа по водам

Что нужно, чтобы этот принцип в своей жизни реализовать? Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Простой пример: ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется. В каждой ситуации нужно смотреть, как мы можем на свой страх пойти. Вот, допустим, еще один распространенный пример: человек боится обратиться к другому человеку, что-то попросить. Такая чрезмерная застенчивость обычно основывается на самолюбии и гордости: человек боится уронить себя в чьих-то глазах, показаться смешным, беспомощным. Это преодолевается достаточно просто: я просто решаюсь и делаю то, чего я боюсь. Нужно постоянно навыкать в этом, начиная с самых элементарных вещей, и тогда мы сможем совладать с собой в моментах уже более серьезных.

Единственное, в чем страх может быть во благо, если говорить о страхе человеческом: он определенным образом человека отрезвляет. Даже в сугубо внешних житейских ситуациях бывает порой, что человек пьян, но возникает экстремальная ситуация, угроза – и он вдруг трезвеет совершенно. То же самое и в отношении нашей внутренней жизни: внезапная, пронзительная мысль о смерти, ощущение угрозы жизни может внутренне отрезвить человека, побудить его прийти в себя и пересмотреть свою жизнь. Но даже верующего человека такие обстоятельства, к сожалению, чаще не отрезвляют, возвращая рассудок, а ввергают в панику, которая, наоборот, рассудка лишает.

Перестать бояться, чтобы выжить

Порою люди говорят: «Ну а как не бояться реальной опасности? Допустим, происходит какое-то стихийное бедствие…» В том случае, когда опасность реальна, бояться для человека естественно: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать? Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.

Как этого не допустить? Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит. А иначе в сложных ситуациях просто не выкарабкаться.

Не только слабость, но и грех

В основе страха всегда кроется недоверие Богу

Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу, но чаще всего, когда нас охватывает какой-то страх, мы совершенно не соотносим его с тем оскорблением, которое мы причиняем Божественной Любви, впуская этот страх в свое сердце. А нужно соотносить. И нужно обязательно себе напоминать слова Евангелия о том, что и малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного и что все волосы на нашей голове сочтены (см.: Мф. 10: 29–30). А после этого полезно сказать такие слова: «Господи, вот как Ты хочешь, что Тебе угодно, чтобы было со мной, то пусть и будет».

Человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться позже, чаще всего не успевает принести покаяние – он умирает скоропостижно

Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это боязнь умереть внезапно, не успеть подготовиться к вечности. Но, по словам святых отцов, в частности преподобного аввы Дорофея, Бог никогда не забирает человека, который стремится подготовиться к вечной жизни, прежде, нежели поможет ему это сделать настолько, насколько это для данного человека в принципе возможно. Другое дело, если человек живет бездумно, живет рассеянно – тогда смерть его действительно может быть и неожиданной, и бедственной. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться впоследствии, чаще всего не успевает принести покаяние, потому что умирает скоропостижно. Но если мы боремся со своими грехами и страстями и искренне каемся в случае преткновения, нас не должна как-то особенно смущать мысль о внезапной кончине. Каждый человек умирает тогда, когда его призывает Господь, – своей ли естественной смертью или в результате экстремальных ситуаций. И в этой мысли наше сердце должно учиться находить для себя отраду и успокоение. Потому что всё, что делает с нами Господь, делает Он по Своей милости и любви.

Как справиться со страхом смерти?

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Всего Вам самого доброго!
Батюшка, помогите мне советом. Что делать, если не проходит страх смерти?
Я исповедуюсь и причащаюсь, хожу на службы, каждый день читаю молитвы (утром и вечером), стараюсь жить правильно.
Разговаривала со своим батюшкой на тему смерти, вроде, стало полегче, а потом снова накатывает.
Боюсь не того, что буду наказана за свои грехи, а просто самого факта смерти. Не могу принять мысль, что умру – очень люблю жизнь, очень сильно хочу жить.
Боюсь, потому что не могу представить, как это – жизнь без физического тела, как это – жить вечно, без времени, смогу ли я говорить, видеть близких, что я вообще буду делать (какие занятия, быт, дела).
Вопросов просто куча, все, что читаю (высказывания старцев, житие святых) – на время успокаивает, но потом все равно страшно.
Что мне делать, батюшка?

Анна

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Анна, давайте немного поговорим о том, что такое смерть.

На самом деле, человеку очень трудно сказать и представить, что это такое, потому что смерть – это вне границ опыта живого человека. И это нормально. Да, есть свидетельства тех, кто пережил кому, но даже тут я бы не рискнул говорить, что это именно опыт смерти. Возможно, это что-то близкое к ней, а может быть – и нет. Смерть – это отделение души от тела. И нельзя представить, как это и что такое. Мы только знаем, что после отделения от тела душа уже не может ничего с собой поделать, не может себя менять, подобно тому, как это может сделать душа, живущая в теле – мы можем исповедоваться, причащаться, работать над собой, с Божией помощью, искореняя дурные свойства и взращивая хорошие и добрые. А после смерти душа остается в том состоянии, в котором покинула тело. И если оно мешает ей быть с Богом, если любви в ней так мало, а отделяющего от любви (зависти, злобы и прочих грехов) так много, что это делает невыносимым пребывание с Богом, то она и находиться может только вдали от Бога и Жизни. Ужасно! Это и есть вечная смерть – где-то в небытии… сжигаемая страстями… И поэтому мы молимся за усопших, ведь наши молитвы могут помочь душе. Сама себе она уже не поможет, а мы, живые, помочь своими молитвами можем.

А с тем, что мы не знаем, как именно это – смерть – надо просто смириться, то есть принять это полностью и с миром в душе. Я ниже объясню, почему это важно вообще для человека и лично для Вас.

Еще что хочу сказать – традиционно христиане всегда ждали смерти. Почему? Потому что после смерти душа, которая так стремилась к добру, Любви, к Богу то есть, возвращается к Небесному Отцу, к Богу. Вы можете услышать об этом рассказы или прочитать в книгах – о том, как святые люди или старые люди ждали смерти не как избавления от чего-то или бегства, а именно как возвращения домой – туда, где по-настоящему любят и ждут и куда уже пора. Я Вам очень желаю со временем прийти именно к такому отношению к смерти.

И теперь давайте поговорим о Вас. Страх смерти в виде инстинкта самосохранения есть у всех живых существ. Есть он и у человека, поскольку он состоит в том числе из тела – и вот в этой его земной составляющей, в теле, этот инстинкт живет.

Подробнее об этом есть в материале Страх перед смертью

Но зачем он нужен? Он нужен для того, чтобы человек жил! Понимаете? Он не для того, чтобы жизнь парализовалась и превратилась в сплошную судорогу страха перед смертью, а для того, чтобы человек берег себя и мог длить жизнь, делая ее как можно более наполненной благом. Только для этого. Когда же придет время, этот инстинкт нормальным образом подчиняется тому пониманию, о котором я написал выше: пришло время, пора домой, Господь зовет.

Что же происходит с Вами? Я думаю, что в силу каких-то обстоятельств внутренней и внешней жизни этот страх смерти Вам нужен для того, чтобы не заниматься жизнью. Не знать, что происходит после смерти – это нормально. И не зря Всеблагий Господь так устроил: стало быть, не положено человеку этого знать. Да, в общем-то, и не надо. Что надо мы знаем – о жизни в Боге и с Богом. И этого вполне достаточно. Остальное невозможно представить, потому что это вне границ нашего опыта. Просто примите это. Потому что сейчас время Ваше – для этой жизни! Понимаете? Больше жизни такой у Вас не будет, и сейчас нужно заниматься ею и жить ею. И именно для этого у Вас есть и тело, и время, и все-все. Когда же страх смерти, нужный для того, чтобы сохранять жизнь, используется так превратно, как у Вас – то есть человек (я верно Вас понял?) застревает в этом страхе так, что страх его парализует и не дает жить – это может говорить о том, что в этот страх человек прячется, чтобы не жить эту жизнь, в смысле, не заниматься теми делами, вопросами и проблемами, которые в этой жизни (что вполне нормально!) есть. Я бы Вам очень посоветовал крепко помолиться Богу и попросить Его помощи в том, чтобы увидеть, зачем Вам нужна такая концентрация на страхе смерти, что она Вам дает. На первый взгляд это может показаться странным и парадоксальным, но обычно у таких вот концентраций есть какая-то выгода для человека, и очень часто это бегство от реальности. Пожалуйста, внимательно осмотрите себя внутренним взором, посмотрите, что есть в жизни, от чего Вы бежите или закрываетесь, и не связан ли Ваш страх смерти с этими вещами.

Бог даст, Вы найдете ответы на эти вопросы.

Если же это просто беспочвенное наваждение, то тогда рецепт еще проще: молиться Богу и просто гнать страх. Стоп – и все. И через некоторое время он, с Божией помощью, будет побежден Вами.

У нас есть несколько материалов на тему страха смерти, смотрите:

Боюсь смерти. Как жить?

Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ СМЕРТИ

Страх: нормально ли бояться смерти?

Как побороть страх смерти?

От смерти к жизни: как преодолеть страх смерти. Сборник

Бояться смерти?

Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *