Страсти по матфею митрополита

Страсти по Матфею

От станции метро «Тушинская»: автобусом № 631, 640, маршрутным такси № 450, 631 до остановки «Улица Исаковского».
От станции метро «Щукинская»: автобусом № 687 до остановки «Департамент труда и занятости» или автобусом № 640 до остановки «Улица Исаковского».
От станции метро «Мякинино»: прямой путь без пересадок (Арбатско-Покровская линия).
От станции метро «Строгино»: автобусом № 631 до остановки «Улица Исаковского» или автобусом № 652 до остановки «Департамент труда и занятости».
От станции метро «Молодежная»: маршрутным такси № 10, 10А до остановки «Улица Исаковского».
ПРАВИЛА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»
• билет действителен на одно лицо независимо от возраста;
• допуск зрителей в концертный зал начинается за полтора часа до времени начала мероприятия, указанного на билете;
• в целях обеспечения безопасности вход зрителей в концертный зал осуществляется через линию контроля, оборудованную стационарными и ручными металлоискателями, с целью выявления запрещенных к проносу в здание предметов;
• лица, имеющие кардиостимуляторы и иные устройства медицинского характера, при подходе к линии контроля обязаны сообщить об этом контролеру;
• к зрителям с ограниченной подвижностью применяется контроль ручным металлоискателем;
• в случае нежелания зрителя пройти контроль, администрация имеет право отказать ему в посещении концертного зала;
• во время нахождения в концертном зале зрители обязаны бережно относиться к имуществу, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности;
• зритель обязан занимать место в зрительном зале согласно билету. После третьего звонка зритель вправе проходить в зрительный зал по согласованию с администратором концертного зала;
• зритель обязан сохранять билет до конца мероприятия и предъявлять по требованию администратора концертного зала;
• средства мобильный связи и охранной сигнализации на время мероприятия необходимо отключить или перевести в режим вибрации;
• после окончания мероприятия гардероб работает в течение 40 минут;
• в случае утери номерка зритель возмещает его стоимость в размере 200 рублей.
ЗРИТЕЛЯМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
ВНИМАНИЕ!
• В соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 04.12.2009 г. № 148/2009 – ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время с 22 часов до 6 часов, а в период с 1 мая по 31 августа в ночное время с 23 часов до 6 часов, и несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в ночное время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, в том числе на объектах (на территории, в помещениях) юридических лиц, которые предназначены для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
• курить в концертном зале;
• входить в концертный зал в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в грязной и пачкающей одежде;
• проносить в концертный зал любые виды оружия (огнестрельное, холодное, газовое и т.п.), боеприпасов, специальных средств (газовые баллончики, электрошоковые устройства, искровые разрядники и т. п.), легковоспламеняющихся веществ и пиротехники;
• входить в зрительный зал в верхней одежде или проносить ее в зрительный зал;
• проносить в зрительный зал крупногабаритные предметы;
• входить в зрительный зал с напитками, едой и животными;
• производить фото- и видеосъемку мероприятия;
• брать в руки, открывать, сдвигать с места обнаруженные зрителем в помещениях концертного зала подозрительные предметы. В случае их обнаружения необходимо немедленно сообщить об этом любому представителю администрации концертного зала или службы безопасности.
Зрители, нарушающие вышеуказанные правила, обязаны покинуть концертный зал, при этом компенсация стоимости билета зрителю не производится.
Дирекция концертного зала «Крокус Сити Холл».

5 апреля в «Crocus City Hall» прозвучат «Страсти по Матфею» митрополита Илариона

Масштабное светомузыкальное представление для всей семьи – оратория «Страсти по Матфею» митрополита Волоколамского Илариона пройдет 5 апреля 2017 года в столичном «Crocus City Hall».

Уникальное произведение для солистов, хора и струнного оркестра в преддверии праздника Святой Пасхи призвано раскрыть драму последних дней жизни Иисуса Христа на языке русской православной традиции, посредством самых современных подходов к звуку, видеоряду и свету.

По словам спецпредставителя Президента России по международному культурному сотрудничеству, посла по особым поручениям Михаила Швыдкого, оратория владыки Илариона «в самом своем внутреннем строе, в самом замысле композитора содержит внутреннюю живописность».

– Фресковый монументальный характер этого сочинения изначально стремился к определенной визуализации, даже когда его исполняли в аскетичных пространствах филармонических залов. Именно поэтому его исполнение в зале «Crocus City Hall», решенное как современное многомерное кинематографическое действо, в высшей степени органично для этого величественного сочинения, – отметил Михаил Швыдкой.

Масштабность произведения можно оценить по его участникам, в числе которых – три хора, солисты и большой симфонический оркестр – всего около 300 человек.

Текст Евангелия в русском переводе прочитает сам митрополит Иларион, а хор и солисты споют на церковнославянском.

В числе исполнителей оратории: Национальный филармонический оркестр России, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Московский Синодальный хор, Академический хор Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова, а также хор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

В качестве солистов выступят: Анна Аглатова (сопрано), Светлана Шилова (меццо-сопрано), Алексей Неклюдов (тенор), Николай Диденко (бас).

Дирижер: Народный артист СССР Владимир Спиваков.

Монументальная оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона для солистов, хора и струнного оркестра вышла в свет в 2007 году. Ее премьера весной 2016 года собрала аншлаг в «Crocus City Hall». Произведение звучало более 80 раз в городах России, ближнего и дальнего Зарубежья.

Адрес: г. Москва, «Crocus City Hall». 5 апреля 2017 года. Начало: 20.00.

«Страсти по Матфею»

ОРАТОРИЯ
«Страсти по Матфею» митрополита Илариона
20 марта 2017 г. в Михайловском театре Санкт-Петербурга состоялось представление оратории на музыку митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею».
Это произведение митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оно прозвучало в 2007 году, в Москве, а через день – в Риме.
В этот раз, в Петербурге, ‒ вторая редакция произведения.
Присутствовал сам митрополит Волоколамский Иларион, а также владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Это не опера, оратория. Исполняют на сцене хор, оркестр, чтец и солисты. Протодиакон Виктор Шиловский читает Евангелие, очень распевно. Хор поет молитвы и повторяет текст Евангелия. Солисты поют за учеников, за Матерь, за Магдалину. Но это коротко, просто обозначают их присутствие. Главное в действе ‒ музыка и Евангелие.
Струнный оркестр. Только скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Их много. Отсюда ощущение органа, клавесина. И скрипка – тоскующая душа. Через нее из сердца выливается боль. Удивительный контрабас, звучащий на одной басовой ноте ‒ нервы трепещут.
Органные фуги Баха. Это скрипки перекликаются с органом и переносят нас на две тысячи лет назад. Протодиакон речитативом читает последние главы Евангелия от Матфея, 26 и 27. Тайная Вечеря. Суд. Распятие. Погребение.
Тайная Вечеря. Все начинается отсюда. Он был рядом, учил и проповедовал, исцелял и воскрешал, но не оказалось ни одного человека, который смог бы разделить Его боль и одиночество. И предатель. «Не я ли?» ‒ спрашивает каждый. «Не я ли?» ‒ спросил и Иуда… «Ты сказал».
Гефсиманский сад. Моление о чаше. А ученики спят. И опять космическое одиночество Сына Человеческого. Скрипки рыдают и бьются в ужасе предстоящего. Альты пытаются успокоить. И виолончель утишает: тише, уже ничего не изменить.
Петр, Петр, наше основание, камень нашей веры, наша надежда. Уж он-то не предаст! Но нет. Животная жажда жизни сильнее, и до первых петухов он успевает трижды отречься от Христа. А уж как доказывал Ему, что этого никогда не случится. Петух закукарекал. И Петр все понял. Виолончель страдает: раскаяние настолько мощно, что звук побеждает зрение. Остается только внутреннее осознание, что ты явственно видишь костры, солдат, служанок, указывающих пальцами на Петра, сполохи света и ужас в его глазах. Он убегает в рыданиях. Оцепенение охватывает зал.
Контрабас. Одна низкая нота. Она волнуется, стонет, кричит, вытягивает ваши нервы. Она меняет измерение, в котором вы находитесь. Я знаю, что Иисуса вели на Голгофу днем, но эта фраза: «И пала тьма на город…» У меня преломилось так, что и ведут его в факельной темноте. Сполохи красного огня на стенах узенькой улочки. Растрепанные одежды бегущих зевак и бывших учеников. И бархатный неземной контрабас выводит вас на этой длинной низкой ноте в то время, на ту длинную бесконечную улицу. Это вы бежите вслед за Христом. Вы протягиваете к Нему руки. Вы молите воинов о снисхождении. И ничего не получается.
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел…
(из Ахматовой)
Низкое контральто Магдалины. Она молит о пощаде, она рыдает.
Колоратурное сопрано Матери. Она ни о чем не просит. Она знает. Она лишь повторяет: Сын Мой. Господь Мой.
Пятница. Страсти Христовы. Иерусалим. Улица. Тюрьма. Яма без воздуха. Понтий Пилат и приговор. Терновый венец и багряница. Бичевание.
Иисуса ведут на Голгофу. Тогда люди не обращали внимания на Его страдания. И сейчас не обращают: кофемашина мелет зерна возле одной из остановок Христа. Народ шумит, выбирает кофе, торгуется… Христос падает под тяжестью Креста ‒ толпа смеется тогда и мельтешит, скачет, зазывает в сувенирные лавки сейчас. На том же самом месте.
Виа Долороса. Путь скорби, так переводится название. Крестный путь. Четырнадцать остановок. Станций. И вот контрабас, как Орфей в Подземном царстве, ведет вас по этому пути.
Распятие. Надежды больше нет. Разбойники насмехаются над Ним. Один насмехается, другой ‒ просит помолиться за него. И он первым входит в Царствие Небесное. Но те, кто стоят у Креста, еще этого не знают. Для них еще все конечно. Для них жизнь Иисуса оборвалась. Мы знаем. А они еще не верят в Воскресение. Христос испускает дух. Небо разверзается. Воины делят Его одежду. Иосиф просит Пилата отдать ему тело Христа. Разрешение получено. Погребение. И камень. Камень, затворяющий Спасителя в вечной темноте. Две женщины, две Марии у гроба, как подбитые птицы, сидят они, прижавшись друг к другу. Бесконечная тишина Субботы и ослепительный свет Воскресения. Хор торжествующе взмывает в небо: Воскресение Твое исповедуем! Господь мой! Бог мой!
Слово митрополита Илариона перед началом Оратории
Сегодня мы услышим евангельский рассказ о страданиях, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом страдания и смерти. Он испил до дна чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, – одиночество и оставленность. Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном, Он был один на суде первосвященников, на допросе у Ирода и на суде Пилата, ибо ученики Его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу; случайный прохожий, а не любимый ученик помог нести Крест. Он был один на Кресте, один умирал, оставленный всеми.
На Кресте Иисус взывал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27; 46). Этот крик вместил боль всего человечества и каждого человека – боль всякого, кто чувствует, что он одинок, и кому кажется, что он оставлен Богом. Ибо страшно быть оставленным близкими и друзьями, но еще страшнее, когда тебе кажется, что Бог покинул тебя, что непреодолимая стена встает между Богом и тобой и Он словно не слышит, не видит, не замечает…
Если ты страдаешь от одиночества, вспомни, каким одиноким был Спаситель в последние часы Своей земной жизни. Если близкие и ученики твои отвернулись от тебя, если ты подвергся незаслуженной клевете, если против тебя лжесвидетельствуют и объявляют тебя повинным смерти, вспомни, что Сам Господь прошел через это.
Если тот, кто жил с тобой под одной крышей, причащался от одной Чаши, ел твой хлеб, кому доверился ты со всей силой любви, с кем делился своими мыслями и чувствами, от кого ничего не утаивал и для кого ничего не жалел, – если этот человек предал тебя, вспомни, что и Господь пережил это.
Если крест твой навалился на тебя с такой тяжестью, что ты не в силах понести его, если близкие твои не хотят разделить его с тобой, будь благодарен и тому, быть может, случайному прохожему, который поможет тебе нести его хотя бы какую-то часть пути.
Если волна богооставленности накрыла тебя с головой и кажется тебе, что Бога нет или же Он отвернулся и не слышит тебя, то не отчаивайся, ибо и Христос прошел через этот страшный и горький опыт.
Если осуждают тебя и оскорбляют, ударяют по лицу и плюют на тебя, пригвождают ко кресту и вместо воды дают горькую желчь, молись за распинающих тебя, ибо они не знают, что творят.
Вслушиваясь в рассказ евангелиста Матфея о страданиях, крестной смерти и воскресении Господа Иисуса, возблагодарим Господа за то, что Он стал одиноким, чтобы не были одиноки мы, был оставлен, чтобы мы не были оставлены, прошел через оскорбления и поругания, клевету и уничижение, страдания и смерть, чтобы во всяком страдании мы чувствовали, что мы не одни, но что Сам Спаситель с нами до скончания века.

Это несколько более ранняя постановка, чем та, о которой рассказ: запись эта сделана 6 мая 2016 года. Даю ее для общего представления об этом замечательном произведении. *Евгения*, Алевтина Алексеевна, Антонина Савечко и 5 другим нравится это.

Митрополит Иларион (Алфеев) — Оратория «Страсти по Матфею», вторая версия. Трэклист: 1. Совет первосвященников, предательство Иуды 2. Тайная вечеря 3. Иисус на Тайной вечери 4. Предсказание об отречении Петра 5. Иисус в Гефсиманском саду 6. Арест Иисуса 7. «Блаженны нищие духом…» 8. Иисус на суде Каиафы 9. «Одеяйся светом яко ризою…» 10. Отречение Петра 11. «Кий тя образ, Иудо…» 12. Иисус перед Пилатом 13. Распятие 14. Иисус на кресте 15. Смерть Иисуса 16. «Тебе поем…» 17. Землетрясение. Плач Богородицы 18. «Не рыдай Мене, Мати…» 19. Погребение Иисуса 20. Первосвященники у Пилата 21. Стража у гроба 22. Воскресение 23. «Смерть Твою, Господи, возвещаем, и воскресение Твое исповедуем» Государственный Академический Большой Симфонический Оркестр имени П.И. Чайковского, Хор Государственной Третьяковской галереи. Солисты: Ольга Шалаева (сопрано), Ирина Ромишевская (меццо-сопрано), Андрей Немзер (тенор), Алексей Тихомиров (бас) Дирижер Владимир Федосеев Чтец архиепископ Иларион (Алфеев) Монументальная оратория архиепископа Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» впервые прозвучала в Москве в марте 2007 года в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. С тех пор произведение неоднократно исполнялось в России и за рубежом, вошло в репертуар целого ряда ведущих хоровых и оркестровых коллективов. В оригинальной версии оратории Евангелие читалось диаконом нараспев в манере, характерной для богослужения Православной Церкви. Настоящая, вторая версия сочинения отличается тем, что в ней архиепископ Иларион сам читает евангельский текст на фоне музыки, что придает произведению новую эмоциональную окраску. Вторая версия включает также историю воскресения Христа, не вошедшую в первую версию. Новое прочтение известного музыкального произведения российского композитора-архиерея призвано облегчить восприятие евангельского текста, сделать историю страданий, смерти и воскресения Христа доступной для широкого круга людей, в том числе для детей и юношества. В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея, посвященное страданиям и смерти Христа. Это повествование чередуется с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. Некоторые номера исполняются только оркестром, другие — хором а капелла, во многих номерах оркестр и хор звучат вместе, взаимно дополняя друг друга. В восприятии страстей Христовых православная традиция значительно отличается от западной, будь то католической или протестантской. Взирая на распятого Иисуса, православный христианин видит не столько страдающего Человека, сколько Бога в Его неизменной и вечной славе — Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть для спасения всех людей. Размышляя о смерти Иисуса, православный христианин ни на миг не забывает о Его воскресении. Такое же восприятие отражено и в богослужебных текстах Страстной седмицы, которые легли в основу «Страстей» и определили их общее настроение. Лирический, эмоциональный элемент в произведении не является преобладающим. Молитвенное сопереживание страдающему Спасителю и духовное осмысление крестной смерти Богочеловека — именно в этом заключается внутреннее содержание музыки, отражающей православное прочтение истории страданий Христа. В Евангелии от Матфея не упоминается о Божией Матери, стоявшей при кресте, но о Ней говорится в Евангелии от Иоанна, а также в многочисленных литургических текстах Страстной седмицы. Один из таких текстов лег в основу арии «Сын Мой и Бог Мой». В последующих номерах звучит тема воскресения — один из лейтмотивов богослужений Страстной седмицы. Сразу же по окончании арии, в которой Богородица оплакивает Своего умершего Сына, следует хор на слова «Не рыдай Мене Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся». Мужской хор исполняет это песнопение в унисон на мелодию, напоминающую древнерусский знаменный распев. Композицию второй версии «Страстей» завершает фуга и заключительный хор, написанный на слова древнего литургического возгласа «Смерть Твою Господи возвещаем, и воскресение Твое исповедуем». Величественное звучание хора, разделенного на семь голосовых партий, прерывается контрапунктом струнных из фуги, что придает музыке динамизм и в то же время трагическую окрашенность. В финальных аккордах произведения звучит вся мощь хорового и оркестрового многоголосия. Архиепископ Иларион (Алфеев) обучался по классу композиции в Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. Чайковского. Автор ряда музыкальных произведений, в числе которых вокальный цикл «Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки» для тенора и фортепиано (1984), произведения для хора а капелла «Божественная Литургия» (2006) и «Всенощное бдение» (2006), «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического окрестра (2007), «Memento» для симфонического оркестра, симфония «Песнь восхождения» для хора и оркестра (2008). С 1987 года — священнослужитель Русской Православной Церкви, с 2002 года — епископ. С 2002 по 2009 годы — представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе. С 2003 по 2009 годы епископ Венский и Австрийский, временно управляющий Будапештской епархией. С апреля 2009 года — архиепископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви. Архиепископ Иларион широко известен как православный богослов — автор более 700 публикаций на разных языках. Он является доктором философии Оксфордского университета и доктором богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Владимир Федосеев — крупнейший симфонический дирижер современной России, один из ведущих мировых дирижеров, народный артист СССР. С 1974 года по настоящее время — бессменный руководитель и главный дирижер Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского. С 1997 по 2005 годы Федосеев возглавлял Венский симфонический оркестр. В качестве приглашенного дирижера Федосеев выступает со многими ведущими симфоническими оркестрами мира. В репертуаре дирижера — все основные произведения мировой музыкальной классики для симфонического оркестра, произведения ораториального характера, оперы и балеты. Большой Симфонический Оркестр был создан в 1930 году как первый симфонический коллектив Советского Союза. В разное время оркестром руководили выдающиеся дирижеры: Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский. Оркестр вступил в эпоху своего наивысшего расцвета после того, как за его дирижерский пульт встал Владимир Федосеев, который сформировал особый эмоциональный почерк оркестра, сделал его узнаваемым среди других коллективов и принес оркестру мировую известность. Оркестр явился первым исполнителем произведений выдающихся русских композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, дал жизнь многим замечательным сочинениям современных авторов. На протяжении 75 лет оркестр держит высокую исполнительскую планку, являясь одним из наиболее известных и авторитетных симфонических оркестров России, одним из лучших оркестров мира. Хор Государственной Третьяковской галереи — один из ведущих хоровых коллективов России. Основатель и художественный руководитель хора — заслуженный артист России Алексей Пузаков. В репертуаре хора — многочисленные произведения русских церковных композиторов, в том числе «Литургия» и «Всенощное бдение» Рахманинова, «Литургия» Чайковского. Большое внимание А.Пузаков и возглавляемый им хор уделяют музыке Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», кантаты). Достойное место в репертуаре хора отведено музыке современных композиторов, таких как Арво Пярт, Георгий Свиридов, епископ Иларион (Алфеев). Хор регулярно выступает с концертами в Большом Зале Московской Консерватории, гастролирует в странах Европы, в том числе Великобритании, Франции, Италии, Испании, Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Исландии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *