Суеверия и приметы

Народные приметы

Самыми популярные в качестве знаков судьбы являются народные приметы. И именно те, которые вы знаете. На самом деле примет существует великое множество. У каждого народа свои приметы. И если вы о какой-то примете не знаете, то она для вас ничего не будет значить.

Но если о примете вы знаете, и о ней в подсознании существует определенный файл, то лучше обратить внимание на подсказку, даже если в приметы вы не верите. Через приметы с нами разговаривают наши ангелы, наши проводники из тонкого мира, координаторы, Вселенная, или назовите так, как вам нравится.

Есть такое мнение, что плохие приметы не следует принимать в свой ментальный план, то есть закладывать в подсознание. Не нужно их читать, слушать, рассказывать о них своим детям или друзьям.…Но каким же образом тогда мы сможем получить подсказку? Как мы сможем прочитать то, что написано в книге, не зная азбуки? Или если знаем только гласные буквы, а согласные боимся учить, а вдруг прочитаем что-то плохое?

Все мы хотим, чтобы в жизни было больше хорошего, радостного, счастливого. Старайтесь замечать больше хороших примет, выискивайте их, подсвечивайте своим вниманием, подкрепляйте верой, и тогда хорошее будет вашим частым или постоянным спутником.

Как поступить с плохой приметой, если вы её заметили и восприняли, как знак. Очень хорошо обратиться к своему подсознанию и спросить, что это для вас значит: опасно или нет, хорошо, плохо или нейтрально. Сделать это можно при помощи маятника или во время медитации.

Сновидения

Сны – это самая удивительная часть психики всего живого. Сны сняться и людям, и животным на протяжении всего периода их существования, но «воз и ныне там». Механизм сновидений наукой не расшифрован.

Издавна считается, что сновидения несут в себе некое зашифрованное сообщение. Существует много сонников, к тому же у каждого человека могут быть свои наблюдения и свои интерпретации сновидений.

Что же на самом деле происходит во сне – однозначного ответа нет. Есть несколько версий, по одной из которых, во время сна наше астральное тело отправляется путешествовать в параллельные миры, где все выглядит иначе. По другой версии, во время сна наша Душа делает всё, что хочет – летает, сражается или совершает немыслимые поступки, которым проснувшаяся личность только диву дается: «мне снился странный сон, будто бы я…»

Без сомнений одно – сновидения человек воспринимает и ощущает, как абсолютную реальность. Только здесь он не может управлять этой реальностью, как наяву, ни своими действиями, ни эмоциями. Ничего невозможно изменить. Во сне действует совсем другой механизм, и возможно, пока человеку рано его раскрывать его. Большую часть сновидений мы не помним. Бывает с вами такое, когда проснувшись, какое-то время ещё ощущаешь себя в продолжении сна, потом понимаешь, что это всё приснилось и думаешь: «надо запомнить этот сон…». Начинаешь его вспоминать с самого начала, и тут как будто кто-то одним взмахом взял и стер все воспоминания. Как учитель стирает урок со школьной доски…И уже не то, что начало сна, вообще невозможно вспомнить даже то, о чем он был…

Но бывают и такие сны, которые мы запоминаем очень хорошо. Их называют вещими снами. Если сон приснился тревожный, можно обратиться к своему подсознанию за расшифровкой, узнать, что он несет. Никому такие сны не рассказывайте. Утром подойдите к окну, откройте форточку, подуйте в неё и скажите: «Куда ночь, туда и сон». Затем умойтесь прохладной проточной водой, снимая эту энергетику сна.

Я намеренно не написала здесь ни одной приметы, чтобы не вносить в ваше подсознание то, что возможно вам и не нужно. И всё таки не удержусь и расскажу об одной интересной примете. Называется она «Золотая минута суток».

Каждый день есть минута, в которую все сказанное сбывается. Поэтому нужно быть осторожным в словах.

Эту минуту можно определить и использовать её для озвучивания своего желания. Делается всё просто.

Для начала записываем сегодняшнюю дату — число и месяц. Сегодня 24 ноября, так и запишем 24.11.

Число дня будет обозначать часы, а число месяца — минуты. Получаем счастливую минуту этого дня, она начнется в 24 часа 11 минут. У вас будет ровно 60 секунд, чтобы произнести желание. Завтра 25.11 алгоритм вычисления меняется. Так как в сутках 24 часа, то с 25 по 31 число золотую минуту дня считаем наоборот. Число месяца будет обозначать часы, а число дня — минуты. Завтра, 25.11 счастливая минута наступит в 11 часов 25 минут. Но не спешите радоваться. За 2 недели, в течении которых я знаю об этой минуте, «поймать» её у меня получилось всего однажды. Благодаря напоминанию на телефоне.

И небольшое напутствие. Не просите сразу машину, квартиру, мужа и чемодан с деньгами. Если это ваше желание и исполнится, то не скоро, явно не на следующее утро. Попросите о чем-то простом, легко выполнимом и касающимся лично вас. В этом случае будет легко отследить, сбылось желание или нет.

Существуют народные приметы на деньги. Какие это приметы — читайте в этой статье на нашем сайте.

Суеверие

В другом языковом разделе есть более полная статья Superstición (исп.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье» У этого термина существуют и другие значения, см. Суеверие (значения).

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, не обоснованных в религии и не объяснимых законами природы. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение.

> Этимология

Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета.

Суеверия и религия

Фома Аквинский определял суеверие (superstitio) как «порок, который противоположен религии со стороны избытка», т.е. избыточное поклонение.

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры.

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7).

Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять»

«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121).

Суеверия и психология

Основная статья: Магическое мышление

Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

— Крылатые выражения

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом.

Суеверия являются мемом.

Основные интенции

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Стоит ли верить в ПРИМЕТЫ и как плохие превратить в ДОБРЫЕ…

Верите ли вы в приметы?.. Казалось бы, пустячок. Кто-то верит практически слепо в любую. Кто-то твёрдо не верит, полагаясь на науку, сильную волю или религию, порицающую суеверия. А иные – плюют на большинство примет, но фанатично верят в некоторые – в те, что оправдались в их жизни.

В этой статье я предлагаю вам взгляд на приметы с психологической колокольни. Мы разберёмся в том:

Что такое приметы?

Зачем в них верят (или не верят)?

Как с помощью примет стать счастливее и богаче?

Примета – определённое событие, означающее, что произойдёт другое определённое событие, существенно влияющее на жизнь. Проще говоря, примета – предупреждающий знак на трассе судьбы. И расставляет знаки сии подсознание для сознания.

Приметы бывают общие и личные. Например:

Общая – не повезёт, если число «13» выпадет в жизни как номер этажа, квартиры и т.п.

Личная – если с утра бреясь, порежусь, по вечером обязательно с Зинкой поцапаюсь.

Также приметы делятся на плохие и добрые. Нейтральных практически не встречается. Особый случай примет – уточняюще-добрые. Например, приметы, предсказывающие, кто родится у явно беременной: девочка или мальчик.

Зачем верят в приметы?

    Успокоиться, снять тревогу пред лицом неизвестности;
    Быть в контакте (пусть и одностороннем) с подсознанием, а значит чувствовать себя более целостным и живым.

Зачем не верят в приметы?

    Отгородиться от подсознания, если отношения с ним натянутые. Победить подсознание, опровергая его знаки-приметы;
    Защититься от негатива. Не верю в плохие приметы, поэтому те беды, что они предвещают, меня не коснутся.

Пророчество с автоподпиткой – вера в любую примету. Например, примета: «Рассыпать соль – к ссоре». С одной стороны, чем чаще просыпаешь соль, тем чаще думаешь о ссоре и, в итоге, тем чаще ссоришься. С другой стороны, чем чаще ссоришься, находишься в состоянии ссоры, готовности к ссоре, ожидании ссоры, тем чаще «случайно» рассыпаешь соль. А чем чаще рассыпаешь соль, тем… В общем, вы поняли! ))

И тут я прям слышу крики и шёпот из зала: «Эй! Это всё интересно, конечно… Но что с приметами делать? Верить, не верить, вообще на это забить?..» Вот моя точка зрения.

Во-первых, верить в приметы в принципе – полезно. Контакт с подсознанием благотворнее для здоровья, чем игнор.

Во-вторых, благодаря эффекту автоподпитки, верить в плохие приметы нифига не полезно, а наоборот вредно, как сигареты с ментолом по две пачки в день.

Итак, мой рецепт: верьте в приметы, и пусть все они будут добрыми!

Здесь, как вы, быть может, почуяли, есть одна закавыка. С добрыми приметами всё понятно – верил, верю и буду верить. Вдобавок, есть ещё чёртовы тыщи примет, в которые я не только не верю, но и не знаю об их существовании. С этими тоже ясно – все они дружно идут лесом по известному адресу.

Но как быть с теми плохими приметами, в которые я уже верю? Просто перестать верить – не вариант… Это было бы конфронтацией с подсознанием. Мы пойдём другим, обходным путём!

Перепрошивка приметы

Как говорится в известной комедии: «Кто нам мешает – тот нам поможет!» Суть приёма в том, что не ломаем, не уничтожаем, не игнорируем плохую примету, а немного её подправляем, перенастраиваем, делая доброй.

Знак остаётся тем же (просыпанная соль, чёрная кошка и т.д.). А вот послание, пророчество, смысл – меняется на доброе, позитивное. Можно творчески заморочиться и придумать уникальные позитивчики на каждую из примет. А можно вослед за мною тупо перепрошить все смыслы бывших плохих примет на: «Сегодня или завтра МНОГО ДЕНЕГ заполучу!»

Итак, делаем по шагам…

  • Выберите плохую для вас примету.
  • Придумайте доброе предзнаменование (много денег, пикантное любовное приключение, похвала шефа и т.п.).
  • Войдите в состояние, что это приятное, доброе вот-вот случится и вы в этом абсолютно уверены.
  • Сохраняя такое состояние и повторяя (вслух или про себя) обновлённую примету, ярко и живо представьте, что эта примета случается (т.е. крупинки соли щедро посыпают скатёрку и ваши колени). А затем прочувственно пофантазируйте, что будет чуть позже, когда добрая примета сбудется. Повторите этот мысленный опыт 5-7 раз. Каждый раз немного быстрей, чем в предыдущий.
  • Встретив примету в жизни, вспомните состояние из пункта №3, войдите в него и оставайтесь в нём пока примете у вас на глазах и в мыслях. Это понадобится только поначалу. Затем вы будете автоматически входить в нужное состояние при виде приметы.

И самые верные и добрые из примет напоследок:

«Лайкать мои статьи – к приятным сюрпризам и радостям!» «Написать комментарий к моей статье – к новым, полезным мыслям и удачному дню!» «Быть подписанным на мои статьи – железная защита от порчи и сглаза!» «Поделиться моими статьями в социальных сетях – щедрый заряд мира, здоровья, благополучия вам, вашим друзьям и близким!!!»

А вы в какие приметы верите?

Расскажите в комментариях о самых странных приметах из тех, что вам попадались!

Ваш надёжный психолог, Олег Колмычок.

Телефон: +7 (964) 915-00-17

Скайп: kolm52

С этой статьёй задушевно перекликаются:

Открытое письмо Мирозданию: первый психоэпистолярный флэш-моб

Заклинание для привлечения в вашу жизнь Безумно Больших Денег (Вырезать и хранить в кошельке!)

13 изысканных удовольствий: как без лишних затрат и усилий сделать свою жизнь максимально приятной

Scisne?

«Как вывести экономику РФ из кризиса? Дождаться прилета инопланетян»,— бородатый анекдот, похоже, обрел вторую жизнь. Все больше россиян верит в НЛО, колдовство и ясновидение. Но, как показывает опыт многих африканских стран, массовые молебны не спасают экономику от стагнации.
Астрологическим прогнозам верят 36% россиян, в вечную жизнь — 26%, в инопланетян — 32%, еще год назад эти показатели были на шесть-девять процентных пунктов ниже. Опрос, о котором идет речь, был проведен «Левада-центром» в декабре 2015 года и до сих пор полностью не опубликован. Не иначе, потусторонние силы помешали.
В России укореняется магическое сознание, отмечает директор «Левада-центра» Лев Гудков, то есть налицо отказ от понимания причинно-следственных связей — современной формы мышления. Ее в России активно вытесняет древняя мифологическая, в том числе за счет активного распространения религии. За 25 лет исследований «Левады-центра» доля тех, кто считает себя православным, выросла в четыре раза — до 77%. «Но никакой евангельской, христианской проработки сознания, убеждений, этики не происходит,— уверен Лев Гудков.— Получается, что обращение к православию — это своего рода заклятие от несчастий, а также некая страховка на жизнь после смерти». Это подтверждают соцопросы центра: Библию вообще не читали 61% россиян, в Бога верят всего 40%, а регулярно участвуют в церковной жизни лишь 4-7%. Иными словами действительно православных верующих в России не так много.
Запрос на магическую защиту (да и нападение тоже), по словам Льва Гудкова, растет. Согласно опросам «Левада-центра», в 1990 году в сглаз и порчу верили 38% россиян, в 2012-м — 59%, более свежих данных нет. Неудивительно, отмечает Гудков, что повсеместно распространились магические артефакты — иконки в машинах, обереги, амулеты. Эту роль играют и мощи святых — к ним в надежде на чудо выстраиваются многодневные очереди. Как показал опрос Института социологии РАН в 2013 году, 67% российских женщин обращаются за помощью к магам, гадалкам и экстрасенсам (правда, в этом признались всего 4% опрошенных мужчин).
В общем, если в честность предстоящих выборов в Госдуму верит 47%, то в колдовство — 48%, а в ясновидение — 55% (данные «Левада-центра» и ВЦИОМа).
В тренде и РПЦ. За последние годы православные церкви по всей стране совершили десятки молебнов в защиту от кризиса, терроризма, от падения цены на нефть (не помогло), а также в помощь фермерам и импортозамещению (тоже не очень).

Социологи утверждают, что большинство людей, которые относят себя к православным, никогда не читали Библии

А в феврале 2016 года в Нижегородской области произошло историческое событие: бизнесмены Иван Арсеньев и Сергей Липустин, которым местная епархия задолжала 458 тыс. руб. за проект котельной, предложили вернуть им часть долга молитвами за их здравие и благополучие (эта услуга платная). Местный арбитражный суд, не говоря уже о должнике, не нашел в этом ничего зазорного.
Экономика страха
Влияет ли магическое сознание на экономику? Безусловно да, показывают исследования и считают опрошенные социологи и экономисты в России и США. Показателен пример стран Африки, преимущественно христианских и мусульманских. В католико-протестантской Замбии, например, о росте курса квачи, в 2015 году упавшего к доллару на 50%, по просьбе президента молились на стадионах всей страной (не помогло).
Борис Гершман, доцент American University в Вашингтоне, изучил данные этнографических и статистических исследований с участием 25 тыс. человек в 19 странах Африки южнее Сахары (включая Танзанию, ЮАР, Камерун, Намибию, Мозамбик). В статье «Witchcraft Beliefs and the Erosion of Social Capital» («Вера в колдовство и эрозия социального капитала»), опубликованной в мае 2016 года в американском Journal of Development Economics, он утверждает: именно вера в сверхъестественное привела африканские страны к существенному отставанию в экономике и не позволяет им выйти из состояния крайней нищеты.
Главный момент — провоцируемый магией страх в обществе. «Вера в то, что некоторые люди обладают способностью намеренно причинять вред другим людям (или наращивать собственное богатство за счет других) сверхъестественными методами, порождает два вида страха,— поясняет «Деньгам» Борис Гершман.— Во-первых, это страх оказаться околдованным (попасть под проклятие). Во-вторых, это страх быть обвиненным в колдовстве». В последнем случае обвинить могут любого, подчеркивает он, а наказание за это очень жесткое — от уничтожения или конфискации имущества до изгнания и убийства.
В Танзании, например, люди боятся, что их коллеги-бизнесмены будут практиковать колдовство, чтобы избавиться от конкурентов. Родители не позволяют детям перекусить у соседей (вдруг околдуют пищей) или общаться с незнакомцами (того и гляди нашлют порчу). С 1970 по 1988 год в стране, отмечается в работе Бориса Гершмана, было убито 3072 человека, обвиненных в колдовстве.
В ЮАР жизнь в принципе строится на презумпции преступного намерения — обвинить в этом человека могут не только соседи, но и друзья и родственники. Результат — в 1996-2001 годах в провинции Лимпопо линчевали более 600 человек, якобы колдунов и ведьм. Библия и Коран здесь не спасают: 96% участников исследования в стране идентифицировали себя как христианина или мусульманина. Из них верят в магию 57%. Единственное, что серьезно влияет на колдовские верования, это нищета и невежество: чем менее люди образованы, чем больше нуждаются в деньгах, тем легче им поверить в силу колдунов (хотя таких верующих много и среди тех, кто окончил среднюю школу и колледж).

Возникающий у людей страх, по словам Бориса Гершмана, «поощряет конформизм и препятствует индивидуальной инициативе, которая может привести к выделению индивида из общей «массы» и последующим наказаниям». Иными словами, страх, порождаемый магическим сознанием, разрушает доверие между людьми, к государственным и социальным институтам, формирует «параноидальную атмосферу в обществе». И вообще убивает социальный капитал — по определению профессора Гарварда Роберта Патнэма, это способность к коллективным действиям ради достижения общей цели. Социальный капитал — ценный ресурс экономического развития. Он благоприятствует инвестициям и торговле, укрепляет доверие между партнерами по бизнесу, помогает добиться подотчетности органов власти и повысить качество госуправления. Напомним, кстати, что в июне на XX ПМЭФ президент РФ отнес высокое качество госуправления к приоритетным целям экономической политики.
Конечно, магические верования отчасти подменяют функции общественных институтов (защита права частной собственности, суды). Кроме того, в африканских обществах, лишенных современных механизмов социальной поддержки, они представляют собой, как отмечает Гершман, «примитивную систему взаимного страхования». Работает это так: поскольку относительно богатые члены общества могут быть обвинены в колдовстве (применяемом для личного обогащения за счет других), страх подобного обвинения стимулирует перераспределение ресурсов в пользу относительно бедных членов общества. Таким образом, вера в колдовство помогает поддерживать порядок в социуме, препятствует возникновению серьезных конфликтов (например, из-за растущего неравенства) — по сути, консервирует общество на основе страха ради сохранения статус-кво. «Но цена этого механизма очень высока: отсутствие социальной мобильности и инноваций»,— заключает Борис Гершман.
Нехватка кадров
России для процветания отчаянно не хватает людей с развитым критическим (не мифологическим) мышлением, способных обнаруживать проблемы, искать и анализировать идеи для их решений. Для российских компаний, по данным Всемирного банка, эта проблема в тройке самых актуальных вместе с высокими налогами и коррупцией.

Вера в чудеса снижает способность к критическому мышлению и понижает шансы на хорошую карьеру и высокую зарплату

Дефицит квалифицированных кадров — один из ключевых факторов, тормозящих экономический рост и модернизацию страны, пишет научный руководитель департамента политической науки НИУ—ВШЭ Марк Урнов в работе «Россия: виртуальные и реальные политические перспективы».
Квалифицированный — это в первую очередь способный самостоятельно, без внешних указаний решать возникающие проблемы, следует из доклада Всемирного банка «Развитие навыков для инновационного роста в России», составленного на основе опроса 1500 компаний. Однако, отмечает Всемирный банк, в России качество образования при его формально высоком уровне не позволяет подготовить таких специалистов, особенно востребованных в инновационных компаниях. «Я в ВШЭ с 2004 года, я вижу, как снижается качество абитуриентов, а это один из самых сильных вузов,— говорит Марк Урнов.— В других университетах то же самое. И это сказывается на качестве выпускников».

Главная причина этого — в России на исходе ресурс естественнонаучного понимания мира, говорит Лев Гудков, которое шло от средней школы. «Вместе с православием насаждается креационизм, происходит фундаменталистко-религиозная обработка сознания»,— отмечает он, подчеркивая, что в результате люди приходят не к христианству, а к укреплению суеверий и магического представления о мире.
Усугубляет проблему укоренившаяся система школьного обучения, нацеленная на зазубривание и правильные механические ответы ради оценки. Перековать выпускников этой системы в вузах практически невозможно. Добавить к этому экономический кризис и плохие условия для бизнеса, низкое качество государственных институтов, и станет понятно, почему в России, по данным ОЭСР, доля компаний, внедряющих технические инновации, в 2009 году составляла 9,4% (а в связи с отъездом IT-компаний в последние год-два и того меньше). Это радикально меньше, чем в среднем по странам ОЭСР (50%) и тем более у лидера — Германии (70%).
Дефицит научных кадров делает проблему еще серьезнее. За последние 20 лет Россию покинули 70-80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков, подсчитали Сергей Рязанцев и Елена Письменная в работе «Эмиграция ученых из России: циркуляция или утечка умов». Основные причины эмиграции — низкая оплата труда, плохая материальная и технологическая база исследований. Особенно сильна утечка умов из областей науки с наибольшим инновационным потенциалом. По оценкам Национального научного фонда США, каждая третья разработка Microsoft — дело рук и голов программистов-выходцев из РФ. Тем временем в России на естественнонаучных факультетах вузов, включая МГУ и МИФИ, рассказывают о божественной природе благодатного огня и «плохих» паразитах, появившихся в результате грехопадения. При таком развитии событий скоро утекать станет нечему.
Кроме того, социальный капитал, ядро которого — доверие, в России очень низкий. По данным World Value Survey, только 23% россиян склонны доверять окружающим (против 76% в Швеции). «Люди доверяют, по нашим опросам, только ближайшему окружению,— говорит Лев Гудков.— Поэтому в России очень низкий горизонт планирования, то есть возможность расчета своей жизни — это, в свою очередь, обуславливает нежелание и неспособность к сберегательному поведению, инвестиций в себя».
При этом само доверие может стать ловушкой и не спасти от обмана, как это было, например, с Внешпромбанком (политики и артисты несли сбережения в «банк для своих», а банкиры просаживали деньги на яхты и прочие увлечения). По словам Льва Гудкова, Россия в этом смысле стоит в одном ряду со странами, которые пережили социально-политические, этнические и этно-конфессиональные конфликты,— «это фрустрированные и атомизированные общества». Африканские страны, прошедшие за последние десятилетия через геноцид и этнические чистки, войны и перевороты, сюда вполне вписываются. Их опыт показывает, что выйти из заколдованного круга недоверия сложно, поскольку, как отмечает Борис Гершман, «верования в колдовство и отсутствие доверия, вероятно, взаимно поддерживают друг друга».
Мракобесие в помощь
Рост магического сознания в России стал заметен в 90-е — тогда на сцену вышли Чумак, Кашпировский и прочие оккультисты, эзотерики и шарлатаны. Причина этого, отмечает Лев Гудков,— крах представлений о себе, обществе и мире, системы ценностей, вызванный распадом СССР. Люди в массе своей были дезориентированы, говорит глава «Левады-центра», а после 70 лет тоталитарного режима их зависимость от окружения была очень высока. В 1990-е шла насильственная индоктринация, усиливалось чувство беспомощности. «Компенсация этого произошла в форме роста мракобесия, потребности в чуде, лидере, вожде, а также перекладывания на них ответственности за происходящее»,— указывает социолог. По его мнению, сегодня большинство россиян ждут помощи от внешних сил — государственных, хтонических или оккультных. Не случайно люди почти никому не доверяют, кроме президента, говорит Гудков.

Магическое сознание, отказ от понимания причинно-следственных связей — одна из главных причин экономического отставания многих стран Африки

Мракобесие проявляется в закрытости, догматизме, реакционности в науке, политике, образовании, экономике и социуме в целом. Идеологически все это облечено в форму консерватизма, рассказывает Евгений Гонтмахер, замдиректора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений: «К нему относят российские традиционные ценности, духовные скрепы, которые, что важно, так и не сформулированы».
А не сформулированы они потому, что пока сознание россиян — это, по словам Гудкова, «амальгама самых разных представлений с атрибутами православия». Евгений Гонтмахер видит пример здорового консерватизма в Европе и США: «Он закрепляет уже имеющиеся эффективные демократические институты и механизмы, позволяет им дальше развиваться и не дает обрушиться, как было в Германии при Гитлере».
Но, когда закреплять нечего, и речь заходит о том, чтобы вернуться к чему-то архаичному — мол, тысячу лет назад было лучше, это, убежден экономист, к консерватизму не имеет никакого отношения. Поэтому «законы Яровой» (в том числе определяющие наказание за «несообщение о преступлении» и вменяющие в обязанность операторам связи хранить все переданные данные) — это по сути мракобесие, которое представляет собой «необоснованный консерватизм», говорит Евгений Гонтмахер.
Без политиков вера в потусторонние силы не получила бы в России такого распространения, соглашается Евгений Ясин, научный руководитель НИУ-ВШЭ. По сути, рост мракобесия — побочный эффект от усилий элит не допустить разброда в стране, риск которого, считают Ясин и Гонтмахер, входящие в Комитет гражданских инициатив, вполне реален.
Росту и укоренению мракобесия в России способствует как минимум два обстоятельства. Во-первых, низкое качество госуправления. По оценке Льва Гудкова, разрыв в интеллектуальном уровне, образовании, кругозоре у элиты и народной массы сегодня минимален. Причина — отрицательный отбор: «Во власть отбираются те, кто не составит конкуренции». А значит, с каждым разом отбор все хуже. По его словам, некоторые представители власти по определенным характеристикам даже примитивнее среднего класса. Это подтверждает исследование Валерии Касамары и Анны Сорокиной из НИУ—ВШЭ. В 2009 году они проинтервьюировали 31 депутата Госдумы и 100 московских бездомных, задавая им одни и те же вопросы. Ответы в двух группах давались практически одинаковые — не только по идеям, но и по стилистике речи, отмечается в их работе «Образ России и ее будущего: политическая элита vs представители социального дна».

Во-вторых, властные элиты в силу сложившейся политической системы заинтересованы в сохранении статус-кво. Одна их часть преследует корыстные цели и боится уйти. «Типовой чиновник контролирует финансовые потоки, имеет при этом хорошую недвижимость — в России и за рубежом, автомашины,— рассуждает Евгений Гонтмахер.— Чтобы содержать все это, нужен какой-то cash-flow — постоянный поток денег, которые он получает (через жену, зарабатывающую в десять раз больше) благодаря своему месту». Если чиновника уволят, денежный поток прекратится, а сам заработать столько он не в состоянии. Другая часть — менее коррумпированная — понимает, что попытка пойти наперекор системе чревата «вылетом» из элиты, крахом карьеры, а возможно, и угрозой для личной безопасности.
И чтобы не лишиться карьеры и доходов, они подстраиваются под небольшую, но активную группу «реальных мракобесов» во власти, как их называет Евгений Гонтмахер. Говорят они одно, а на деле тормозят любые реформы, противодействуют улучшению делового климата, формированию открытого общества и развитию человеческого капитала.
Простой пример — импортозамещение. «Государство решает закрыть отрасль тогда, когда есть группы интересов, выступающие за ее закрытие,— говорит профессор экономики РЭШ Наталья Волчкова.— А эти группы интересов, как правило, имеют от закрытия этой отрасли прибыль». То есть люди владеют в России предприятиями в той или иной отрасли и зарабатывают на росте спроса на отечественную продукцию. По той же схеме, говорит профессор, становится закрытой наука в России. «Это как раз способ закрыть свою область от конкуренции извне»,— замечает Волчкова. Последствия здесь такие же, как и в случае с протекционизмом в торговле: «Снижается разнообразие производимых идей-товаров, ухудшается их качество, меньше инвестиций делается в развитие идей-товаров, снижаются темпы роста экономики».
По мнению Евгения Ясина, научного руководителя НИУ ВШЭ, «мракобесие обывателей — продукт пропаганды». «Это выражение стремления людей во власти удерживать ее, нарастить свое влияние,— говорит он.— Они так действуют, поскольку других механизмов, основанных на демократических методах, в России прочно не заведено». Кроме того, отмечает Борис Гершман, вспоминая маккартизм в Америке, возрождение суеверий в атмосфере паранойи и страха (перед ведьмами, коммунистами, американцами, мусульманами, иммигрантами) «может намеренно использоваться в целях мобилизации электората или формирования определенного типа общественных настроений».
Насаждению мракобесия, по словам Гудкова, способствует также подавление общественных дискуссий, устранение независимых авторитетов, мнений, в том числе научных и моральных.
Возможно, механизм еще проще — потакание мифологизированному сознанию вытесняет склонность к критическому мышлению. А значит, сохранение статус-кво, равновесия, пусть и на дне, становится куда более простой задачей. Внешняя стабильность сохраняется, но за это приходится платить, как и многим странам Африки. И добиться качественного роста экономики, а не просто роста ВВП от нефти и газа без инвестиций в «экономику знаний», в человеческий капитал не получится.
Журнал «Коммерсантъ Деньги» №27 от 11.07.2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *