Светлая седмица 2018

День Святой Троицы

Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Троицын день. Запрос «Сошествие Святого Духа» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Пятидесятница» перенаправляется сюда; о иудейском празднике см. Шавуот. У этого термина существуют и другие значения, см. День Святой Троицы (значения).

День Святой Троицы


Эль Греко. «Пятидесятница»

Тип

христианский, в ряде стран государственный

Иначе

Неделя святыя Пентикостии, Пятидесятница, Троицын день, Троица

Установлен

в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день по Пасхе

Отмечается

большинством христиан мира

Дата

50-й день (8-е воскресенье) по Пасхе, 10-й день по Вознесению

В 2018

20 мая (католицизм)
14 мая (27 мая) (православие)

В 2019

9 июня (католицизм)
3 июня (16 июня) (православие)

В 2020

31 мая (католицизм)
25 мая (7 июня) (православие)

Празднование

богослужения, фестивали, народные гулянья

Связан с

Пасхой и Днём Святого Духа

Медиафайлы на Викискладе

День Свято́й Тро́ицы (сокр. Троица), Троицын день, Пятидеся́тница (греч. Πεντηκοστή), Неде́ля Святой Пятидеся́тницы, (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής), иногда Духов день — один из главных христианских праздников.

Православная церковь празднует День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.

В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).

В Новом Завете

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:

Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

— (Деян. 2:14-18)

Название и толкование

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:

„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну

В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

Богослужение

В православии

Троица (икона Андрея Рублёва, начало XV века)

Название в богослужебных книгах: «Неде́ля святы́я Пентико́стии» (церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи, греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής) В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерни которого читается три паремии: первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете (Чис. 11:16-17 + Чис. 11:24-29), вторая (Иоил. 2:23-32) и третья (Иез. 36:24-28) паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поётся на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, которая повторяется ещё дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало (Ин. 20:19-23); на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскином. В сам праздник служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, 3-е зачало (Деян. 2:1-11) и читается составное Евангелие от Иоанна, 27-е зачало (Ин. 7:37-52 + Ин. 8:12). После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых») — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.

Тропарь, кондак и задостойник в Неделю святой Пятидесятницы

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι’ αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’) Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ’) «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.

В католицизме

Основная статья: День Святой Троицы (римский обряд)

В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

  • День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).

Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков

— Коллекта мессы днём праздника Пятидесятницы

В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).

Иконография

Подробнее по этой теме см. Православная иконография Троицы.

Сошествие Святого Духа
(Евангелие Рабулы, VI век)
Купол Сошествия Святого Духа собора св. Марка в Венеции.
Огненные языки исходят от этимасии с голубем; ниже апостолов между окнами изображены представители разных народов
Сошествие Святого Духа
(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника).

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:

  • 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
  • иногда — Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века).

Пустое место между Петром и Павлом (в композициях без Богородицы) напоминает о присутствии духа отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же композицию, связанную с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, отчётливым образом выраженную здесь.

«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков.

В верхней части иконы обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесённый из описания Крещения Господня.

В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа. Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. 2) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды (ср. Деян. 1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Современная греческая икона Пятидесятницы.
На первом этаже показаны представители разных народов на празднике в Иерусалиме, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.

Традиционным, хотя и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращена евангельская проповедь и который представлен правителем. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь (либо, по другому толкованию, совокупность народов империи). В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос».

По мнению философа Евгения Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.

Народные традиции

В Италии, в память о чуде схождения огненных языков, было принято разбрасывать лепестки роз с потолка церквей, в связи с чем этот праздник на Сицилии и в других местах Италии называлась Pasqua rosatum (Пасха роз). Другое итальянское название, Pasqua rossa, произошло от красного цвета священнических одежд Троицы.

Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, в воспоминание звука сильного ветра, который сопровождал сошествие Святого Духа.

На северо-западе Англии в Троицу (иногда на Духову пятницу после Троицы) проводились церковные и часовенные шествия, так называемые «Духовские прогулки» (англ. Whit Walks). Как правило, в этих шествиях участвовали духовые оркестры и хоры; девочки были одеты в белое. Традиционно проводились «Духовские ярмарки» (иногда называемые «Троицкими элями»). С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников.

Согласно финской поговорке, если не найти себе пару до Троицы, весь следующий год останешься одиноким.

В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон.

Подробнее по этой теме см. Троицын день. См. также: Майское дерево

Пятидесятница на разных языках

От греч. Πεντηκοστή «Пятидесятница»
Латынь лат. Pentecoste (аналогично в большинстве западноевропейских языков)
Старославянский ст.‑слав. Пентикостія, Пятидесятница
Болгарский Петдесетница
Немецкий Pfingsten
Шведский Pingst
Словенский Binkošti (заимствовано из немецкого)
Венгерский Pünkösd (заимствовано из немецкого)
От лат. Rosālia, Pascha rosata «Праздник роз, розовая Пасха»
Итальянский Pasqua rosatum, Pasqua rossa
Неаполитанский Pasca rusata
Греческий греч. Ρουσάλια
Румынский Rusalii
Албанский Rrëshajët, rrushajët
Древнерусский др.-рус. Рѹсалиѩ
От ст.‑слав. Троица
Русский Троица, Троицын день
Словацкий Turíce
Вепсский Stroicanpäiv
Мокшанский Тройця
Марийский Тройчын
Удмуртский Трочинь, Тройча нунал
От «Дух»
Сербский Духови
Хорватский Duhovi
Македонский Духовден
Амхарский Päracliṭos — от греч. παράκλητος «Утешитель (эпитет Святого Духа)»
От «Белое воскресенье» (по цвету одежд катехуменов)
Английский Whitsun — от White Sunday
Валлийский Sulgwyn — от (Dydd) Sul «воскресенье» + gwyn «белый, святой, благословенный»
Фарерский Hvítusunna
Исландский Hvitasunnu-dagr
Другое
Финский Helluntai — от др.-сканд. hælgho dagher «святые дни»
Латышский Vasarsvētki «летний праздник»
Чешский Letnice
Осетинский Кæрдæгхæссæн «перенос травы»
Марийский Лышташ пайрем «праздник листвы»
Удмуртский Куар вöсян «освящение листьев»

> См. также

  • Православная иконография Троицы

Примечания

  1. Печатнов, 2015, с. 89.
  2. 1 2 Триодь Цветная
  3. Настольная книга священнослужителя. Том 4. — Триоди постная и цветная — Святая Троица. Пятидесятница — Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы. — C. 474.
  4. 1 2 ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ (недоступная ссылка)
  5. Катовіч, Крук, 2009, с. 105.
  6. 1 2 Агапкина, 2012, с. 320.
  7. Иоанн Златоуст. Толкования на книгу Деяний святых апостол. Беседа 4.
  8. епископ Александр (Милеант) «Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов» День рождения Церкви. Архивная копия от 2 июня 2015 на Wayback Machine
  9. Дмитрий Марченко. «Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии Архивная копия от 12 мая 2013 на Wayback Machine
  10. 1 2 3 А.Моисеенков Иконография праздника Пятидесятницы. Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи
  11. Alfredo Tradigo. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Getty Publications, 2006. С. 151. (англ.)
  12. Символизирующие апостольское свидетельство «до края земли» варвары и кинокефалы на армянской миниатюре XIII века
  13. Створка грузинского складня XVI в.
  14. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов»
  15. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  16. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица)
  17. Кн. Е. Трубецкой. Умозрение в красках
  18. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Русская икона XI—XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции. — М.: Северный паломник, 2004. — С. 98.
  19. Протоиерей Николай Погребняк. Рождение Церкви Христовой. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine // Московские епархиальные ведомости. 2003. № 4—5.
  20. 1 2 Holweck F. Pentecost (Whitsunday) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912.
  21. Whit Friday: Whit Walks Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine
  22. ‘Feasts and Festivals’: 23 May: Whitsun Ales

Литература

  • Троица / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Катовіч А., Крук Я. Летнія святы. Книга 1. Навуковае выданне. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 368 с. — ISBN 978-985-6029-99-1. (белор.)
  • Пятидесятница / Печатнов В. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 89-90. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.

Ссылки

  • Православный веб-сайт о дне Святой Троицы
  • Троица // Российский этнографический музей

Пасхальный цикл в православном календаре

Неделя память святых отцов седьмого Вселенского собора • Дмитриевская суббота • Подготовительные недели к Рождеству Христову • Неделя святых праотец • Неделя святых отец • Неделя по Рождестве Христовом: Неделя святых богоотец • Неделя новомучеников и исповедников российских. • Неделя о Закхее-мытаре • Подготовительные недели и седмицы к Великому посту • 1-я Неделя: О мытаре и фарисее • 2-я Неделя: О блудном сыне • Вселенская родительская суббота (мясопустная) • 3-я Неделя: О Страшном суде • Сырная седмица • Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших • 4-я Неделя: Прощёное воскресенье (Память Адамова изгнания) •

Великий пост • 1-я седмица Великого поста • 1-я Суббота Великого поста: Память Феодора Тирона • 1-я Неделя Великого поста: Торжество Православия • 2-я седмица Великого поста • 2-я Суббота Великого поста родительская • 2-я Неделя Великого поста: Память Григория Паламы • 3-я седмица Великого поста • 3-я Суббота Великого поста родительская • 3-я Неделя Великого поста: Крестопоклонная • 4-я седмица Великого поста • 4-я Суббота Великого поста родительская • 4-я Неделя Великого поста: Память Иоанна Лествичника • 5-я седмица Великого поста • Четверг 5-й седмицы Великого поста: «Мариино стояние» • 5-я суббота Великого поста: Похвала Пресвятой Богородицы • 5-я Неделя Великого поста: Память Марии Египетской • 6-я седмица Великого поста • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Великий понедельник • Великий вторник • Великая среда • Великий четверг • Великая пятница • Великая суббота •

Пасха • 1-я седмица по Пасхе: Светлая седмица • Светлый понедельник • Пятница Светлой седмицы: Живоносный Источник • 2-я Неделя по Пасхе: Неделя апостола Фомы • 2-я седмица по Пасхе • Вторник 2-й седмицы по Пасхе: Радоница • 3-я Неделя по Пасхе: Память Жён-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима • 3-я седмица по Пасхе • 4-я Неделя по Пасхе: О расслабленном • 4-я седмица по Пасхе • Среда 4-й седмицы по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы • 5-я Неделя по Пасхе: О самаряныне • 5-я седмица по Пасхе • Среда 5-й седмицы по Пасхе: Отдание Преполовения Пятидесятницы • 6-я Неделя по Пасхе: О слепом • 6-я седмица по Пасхе • Среда 6-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Пасхи • Четверг 6-й седмицы по Пасхе: Вознесение Господне • 7-я Неделя по Пасхе: Память святых отцов Первого Вселенского собора • 7-я седмица по Пасхе • Пятница 7-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Вознесения Господня • Суббота 7-й седмицы по Пасхе: Троицкая родительская суббота • 8-я Неделя по Пасхе: Пятидесятница • 1-я седмица по Пятидесятнице • Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице: День Святого Духа • Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице: Отдание праздника Пятидесятницы • 1-я Неделя по Пятидесятнице: Собор всех святых •

Петров пост • 2-я Неделя по Пятидесятнице: Неделя всех святых, в земле Русской просиявших • Неделя святых отцов шести Вселенских соборов •

Пятидесятница

(60 голосов: 4.5 из 5)

  • Пятидесятница проф. М.Н. Скабалланович
  • 12 вопросов о Пятидесятнице Сер­гей Ху­ди­ев
  • Праздник Святой Троицы – день сошествия Святого Духа на Апостолов еп. Александр (Милеант)
  • Пятидесятницу празднуем. Толковое богослужение П.П. Мироносицкий
  • Каноны церковной службы праздника Пятидесятницы
  • Служба в неделю святыя Пятьдесятницы с последованием коленопреклонения А.А. Лукашевич
  • Обзор истории праздника Пятидесятницы С. Ванюков
  • Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы
  • Тест: День Святой Троицы. Пятидесятница

1. Пятидеся́тница – праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Иначе называется Днем Святой Троицы. Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (и на десятый день после Вознесения Господня), когда апостолы собрались вместе, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:2-4; см. также далее).

Пятидесятницей заканчивается Пасхальный цикл, и следующие недели нумеруются в богослужебном календаре как «недели по Пятидесятнице».

2. Пятидесятница – пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Святой Троицы.

  • В первое воскресенье после Пасхи (второе воскресенье Пятидесятницы) воспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап. Фомы (см. Ин.20: 24–29).
  • Во вторник второй недели в Русской Православной Церкви совершается всецерковное поминовение умерших – Радоница.
  • Третье воскресенье Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк.15:40-41; 16:1-8).
  • В четвертое воскресенье вспоминается исцеление Иисусом Христом расслабленного при Овчей купели (Ин. 5:1-15).
  • В пятое – встреча Иисуса Христа и самарянки (Ин. 4:5-42).
  • Шестое посвящено воспоминанию исцеления слепого (Ин. 9:1-38).
  • В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели) празднуется Вознесение Господне.
  • В седьмое воскресенье вспоминаются свв. отцы Первого Вселенского собора.
  • Суббота седьмой недели является Троицкой родительской субботой.
  • В пятидесятый день, в воскресенье седьмой недели празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот день также называется праздником Пятидесятницы.
  • Понедельник после дня Святой Троицы – день Святого Духа.
  • В первое воскресенье после Пятидесятницы совершается память Всех святых.
  • С понедельника второй недели после Пятидесятницы начинается Петров пост.
  • В Русской Православной Церкви во второе воскресенье совершается память Всех святых, в земле Российской просиявших.

Богослужения Пятидесятницы, дня Святого Духа и дня Всех святых содержатся в Цветной Триоди.

* * *

Об украшении храма на праздник Пятидесятницы

«Украшение молодыми деревцами берез и других пород установлено не церковными правилами, а народным обычаем. Святейший Синод запретил (Указ 1875 г. 23 мая) употреблять для этого украшения молодые деревца березы, а дозволил употребление цветов, кустарных и полукустарных растений и ветвей дерев. Новгородская Духовная Консистория разъяснила местному духовенству, что древний обычай украшения в день Святыя Троицы церквей и домов зеленью необходимо поддерживать, а не заботиться о совершенном его прекращении. Распоряжение Святейшего Синода «о сохранении молодняков древесной породы от употребления на украшение в некоторые праздничные дни храмов, жилых помещений и пр.» имело целию не уничтожить этот обычай, а только предотвратить ненужное истребление молодых берез, в виду общественной же пользы, при чем, конечно, не имелись в виду такие местности, где самая густота леснаго произрастания требует вырубки излишних дерев для свободы роста других дерев. А потому Новгородской Консисторией предписано благочинным, чтобы на будущее время они прекратили сообщать в полугодичных своих рапортах сведения, касающиеся молодняков древесной породы».

Руководство для сельских пастырей, 1889, 19

Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, включающая пасхальное воскресение и последующие шесть дней, до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и прочее, до Светлой субботы включительно.

Светлая неделя. Событие праздника

Церковная традиция празднования Светлой Пасхи в течение семи дней установлена еще с апостольских времен. Вся Светлая неделя считается «как день един». В Светлую седмицу каждый день, и утром и вечером, в церкви положено совершать богослужения: верующие не должны в это время заниматься обычными житейскими хлопотами, но с усердием пребывать на молитве в храме Божьем, о чем дается особое указание в 66-м правиле 6-го Вселенского Собора:

От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшеся. Ни какоже убо в предлежащия дни конная уристания да не будут, или ин людский позор да не творят (Лист 229, об). (1).

Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову. Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время, как пишет о том в своем «Уставе» свт. Арсений Уральский: «желающие звонят во всякое время, и кроме службы» (2).

В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование:

Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Светлая неделя. Богослужение

На Светлой неделе служба поется по пасхальному чину: опускается псалтырь, отменяются земные поклоны и обычное поминовение усопших, а также пост для среды и пятницы. Минейные службы на Светлой седмице опускаются, так как каноны соответствующим святым вычитываются заранее, на павечерницах во время Великого поста. Исключения встречаются в том случае, если на седмицу выпадают двунадесятые праздники (Благовещение) или память особо почитаемых полиелеосных святых, как, например, св. влмч. Георгий. По окончании литургии положено совершать крестный ход в память о женах-мироносицах, шествовавших в Пасхальную ночь ко Святому Гробу. В Светлый вторник по Триоди Цветной поется бденная служба Пресвятой Богородице Одигитрии.

Домашний устав Светлой седмицы также имеет свои особенности. Вместо повседневных полунощницы и павечерницы поются пасхальные часы, за дневной и вечерней трапезой, и перед началом, и по окончании, обычные молитвы заменяет трехкратное пение «Христос воскресе». Рекомендуется также пение пасхального молебна с каноном (особенно для тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать за богослужением), так как домашнее правило в эти дни имеет значительное сокращение по времени по сравнению с привычным молитвословием. На семипоклонном начале до самого отдания Пасхи вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник «Светися, светися». Подробное пояснение об уставе указано в домашнем молитвеннике.

Священный хлеб «артус»

С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артус». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них: так, они оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Св. Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.

С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса.

Народные традиции Светлой седмицы

По старинному преданию, крестьяне верили, что с первого дня Светлой недели Сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, вплоть до Своего Вознесения. «Одеты небесные странники в нищенское рубище, а потому, — гласит народный сказ, — и невдомек никому: кто они. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей». Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников, не имевших особенно тяжких преступлений. Всю Светлую неделю по всей Руси не умолкал радостный пасхальный звон: гудели-перекликались колокольни.

М. Гермашев. Пасхальный звон

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Священники ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иеросалим: «Семь Светлых седмиц под Богом походить — в Ерусалим-град не ходить!» — говорили благочестивые люди.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Светлой недели:

«Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедианты, и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерен, где позволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убежден, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.

Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет. В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии о Святой, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепешки, называемые мемми (mammi).

В Малороссии и Белоруссии о Святой неделе поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкою, ходя по домам ночью ватагою, которая называется волочебник; тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обыкновенно первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, то есть домашнее благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Никола — коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров — собирает и т. д., и после всякой строфы припевают «Христос Воскресе».

Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости теленка, освященного на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града».

Подробно о народных пасхальных традициях читайте в cтатье Пасха на Руси. Записки этнографа.

Неделя первая. Светлая, 28 апреля – 4 мая

Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель.
С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами.

Неделя первая. Светлая, 28 апреля – 4 мая Пасха Воскресения

Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?

В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель.
Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?

Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются!

А что меняется в нашей повседневной жизни?

Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы.
На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

Фото Натальи Макаренко

Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны?

Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.

Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу.

Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).

Артос. Хлеб

Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.

Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.

Фото Юлии Кузенковой

Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *