Священник Андрей рахновский

Протоиерей Андрей Рахновский: «Я словно вскочил в разогнавшийся поезд»

36-летний отец Андрей — один из ярких священников нового поколения. Каждый его день расписан буквально по минутам. Он настоятель одного из старейших храмов Москвы, служит, восстанавливает здание, преподаёт в трёх вузах и окормляет больных заключённых в СИЗО. А недавно открыл своей лекцией начатый по инициативе Сретенского монастыря цикл «Мир Веры». Его путь от крещения до священства занял всего восемь лет, но был непростым.

Фото: rgsu.net

Разговор с монахами

Когда мама объявила, что поведёт меня креститься, я ответил, что не хочу. «Я тебя уже записала», — сказала мама. Прозвучало весомо, и я смирился.

Утром поехали в Покровский храм в Медведкове. Шёл 1990 год, людей на крещение — сотни, и стар и мал. Пожилой священник показал, как правильно складывать троеперстие и что оно означает. Я стоял в белой майке, а сверху — крестик. Батюшка заправил его и сказал: «Крест должен быть ближе к сердцу, чем рубашка».

Потом года полтора я не был в церкви. Учился в старших классах, занимался восточной борьбой, философией, начал даже учить китайский. Однажды увидел книгу «Люди и демоны». Автор — священник Родион. В ней говорилось, что восточные медитации несовместимы с православием. Это меня встревожило. Решил съездить в Сергиеву лавру, спросить. Со мной поехали двое друзей, тоже крещёные.

В лавре монахи куда-то спешили, и ответа мы не добились. Досадно. Напоследок решили помочь на церковной стройке, носили мусор, штробили стены. Вечером нас отвели в гостиницу, напоили чаем. Мы рассказали, зачем приехали. Монахи улыбались: «О, каратисты! Будете нас защищать!» Говорили они больше о своём — о вере, чудесах, случаях из жизни. Мы слушали и чувствовали удивительную теплоту на душе. Будто оказались среди родных. И стали ездить в лавру каждое воскресенье. А вскоре я познакомился там с иеромонахом, который до сих пор мой духовник.

Исповедь у старца Кирилла

У меня было странное явление: на каждом богослужении — приступ слабости, головокружение, я в обмороке опускался на скамью или прямо на пол. Объяснял это слабыми сосудами. И вот однажды мой духовник говорит: «Вечером отец Кирилл исповедует — пойдёшь к нему и все свои грехи как отцу родному расскажешь».

Тогда я впервые увидел старца Кирилла Павлова. Долго стоял в очереди на исповедь. Он строго, внушительно со мной поговорил. Но странно: не возникло ни тени обиды. Было ощущение, что при всей этой внешней суровости он меня любит. А после исповеди на душе радость. Наутро причастился — радость. И не возбужденная, а тихая, ясная.

Но самое удивительное — обмороки с тех пор прекратились.

Каратист-искуситель

С детства я мечтал стать врачом, хирургом. Ездил в Университет имени Сеченова на подготовительные курсы. А в 11-м классе захотелось служить в церкви. Думал подать документы в сеченовский, а если не поступлю — идти в семинарию. Но мой духовник этот план отменил: «Нельзя идти в Церковь по остаточному принципу. Решай заранее».

Как раз тогда возникло искушение. Еду я с курсов по биологии, и вдруг в метро подходит мужчина и говорит: «Я главный тренер спортивного клуба по карате. Хочу вас пригласить. У вас, я вижу, отличные данные, вас ждут большие успехи. У нас замечательная команда, много хороших девушек. Приезжайте!» Дал мне телефон, адрес. У меня внутри — буря: и хочется, и сомнения…

Дома позвонил другу, с которым мы ездили в лавру. Рассказываю ему о встрече, а он перебивает: «Такой невысокий мужик, в спортивной куртке?» — «Точно. А ты откуда знаешь?» Оказывается, в этот же вечер этот же тренер подходил в метро к моему другу. И предлагал ему то же самое: карате, успехи, девушки. Совпадение невероятное, и нам оно не понравилось.

На экзамены в медицинский я вообще не поехал. Для родителей это был шок, особенно для отца. Позже мы вместе побывали в лавре, он посмотрел на семинаристов и успокоился.

А за день до поступления — новая атака: внезапно заболел. Высокая температура, тошнота, слабость — явное отравление. Ночью не спал. Утром звоню духовнику: не могу приехать. А он мне: «Сейчас же собирайся и сюда!» Кое-как оделся, вышел — земля плывёт под ногами. Электричка забита, дышать нечем. Не помню, как доехал. Но в лавре стало легче. Особенно когда начал пить освящённую воду из источника на Соборной площади.

«Сделаешь ей предложение»

Для семинариста важно решить, будет ли он монахом или женится. Я задумался об этом на втором курсе. Решил обратиться к преподобному Сергию. Помолился у раки с мощами в Троицком соборе. А на следующий день мой духовник неожиданно говорит: «Тут ко мне приезжала Ульяна, ты её видел, студентка из Москвы. У неё есть духовные вопросы, я сказал, что ты сможешь ответить. Вот её телефон — позвони и поговори. А через два месяца сделаешь ей предложение».

Я вышел от батюшки в полной растерянности. Но противиться «диктату» не собирался: Ульяна мне нравилась. Просто не знал раньше, как к ней подступиться. А тут появился повод. Позвонил ей раз, другой. Через месяц телефонных бесед мы встретились, ещё через два сделал ей предложение. Обручились, венчались. Этой осенью исполнилось 17 лет нашей совместной жизни. Уверен: лучшей матушки нет на свете. У нас трое детей, старший в 9-м классе. Супруга занимается переводами духовных книг, знает французский, итальянский, английский, латынь. Ходим семьёй в наш любимый Историко-этнографический театр, летом ездим в Крым.

Укрепление фундамента

Священником я стал в 21 год, на последнем курсе духовной семинарии. 15 лет служил в одном приходе — преподобного Серафима в Раёве. А в конце прошлого года меня перевели настоятелем храма Ризоположения в Леонове. Здесь в разгаре были работы, требовалось укрепить фундамент. Я словно вскочил в разогнавшийся поезд, и нельзя было тормозить ни секунды. Пришлось по ходу дела учиться многим непривычным, чисто практическим вещам, связанным со стройкой.

Но посмотрите жития наших святителей, как много они строили. Ещё в семинарии я удивлялся: что ни святой, то основатель монастыря. Значит, в идеале духовность, молитва, аскеза вполне могут сочетаться с активной хозяйственной работой на благо Церкви. Как говорил святой Феофан, суета бывает не в жизни, а внутри нас.

Записал Михаил УСТЮГОВ

Тюремный священник Андрей Рахновский: Православные атеисты действительно существуют

СКаким было ваше первое впечатление от посещения тюрьмы?

Первое впечатление — запах. Я тогда подумал, что нужно старшеклассников — особенно тех, кому хочется похулиганить, — привести туда, и не надо камеры открывать, ничего не надо показывать, просто дать им почувствовать этот запах. Я уверен, что количество преступлений снизилось бы, потому что этот запах ужасающий, такого нет больше нигде. Возникает неодолимое желание покинуть это место. И второе, что меня поначалу поразило, как человека со стороны: охранники, врачи, те люди, которые занимаются документацией, приходят в тюрьму как на работу. Для них это обыденность. Потом я понял, что это так и должно быть, конечно.

СКак вы начали служить в храме при Матросской Тишине? Вас направили или это было личное желание?

Был указ патриарха Алексия Второго.

СПочему выбрали именно вас?

Не знаю. Подобрали несколько молодых священников, и мы начали служить в храме при тюрьме.

СЭто влияет на зарплату?

Нет, прибавок не дает (смеется). Даже, бывает, если что-то нужно для храма тюремного, то мы скидываемся.

СКак проходят службы?

На службу приводят желающих. Есть такое общество помощи заключенным «Вера. Надежда. Любовь», и его активисты занимаются тем, что обходят камеры и узнают, кто хочет быть на службе. И потом выясняют, кого можно привести без опасений за какие-либо инциденты. Всегда все было спокойно, и желающие всегда приходили.

То есть для священника это в каком-то смысле обычная приходская жизнь. Ты приходишь в храм служить. А там уже стоят люди. Хотят исповедоваться, причаститься, что-то спросить.

Храм есть только в одном корпусе Матросской Тишины. А из корпуса в корпус не водят. Потому храм могут посещать только те, кто находится в определенном корпусе. К остальным священник приходит сам.

Если в тюрьме есть люди больные, которым трудно ходить, я тоже прихожу к ним сам, исповедую в окошечко, через которое им обычно дают пищу.

СВо время исповеди охранник отходит в сторону?

Да, нас никто не слышит, и, как мне показалось, никто и не пытается. Сокамерники, как правило, ведут себя тактично и не слушают, о чем идет речь.

СО чем люди обычно просят Бога через вас? Что хотят до него донести?

Как правило, все проще. Жить в камере, как вы понимаете, не очень интересно. Появление священника — это возможность как-то разнообразить довольно унылую действительность. Потому, когда кто-то изъявляет желание поговорить, он не обязательно исповедуется. Это может быть просто беседа. Есть люди, которые на прямой вопрос «Что бы вы хотели от меня получить как от православного священника?», смущаются и отвечают: «Просто скажите нам что-нибудь». Людям часто бывает нужно, чтобы им кто-то просто доброе слово сказал. А вот «передать что-то Богу через меня» (смеется)… Такого не было. Кто-то ищет покаяния, кто-то сам не знает чего и надеется: а вдруг батюшка что-то такое скажет, и у меня все прояснится, и надежда появится. Некоторые хотят креститься.

СЧто происходит в тюрьме с верой: обострение, угасание? Виктор Франкл писал про Освенцим, что там «отмирали все духовные запросы и высокие интересы. Исключением осталась религия». Можете прокомментировать эти слова?

На заключение реагируют все очень по-разному. Кто-то говорит: Господи, то, что ты со мной сделал, ужасно, и поэтому тебя нет. Но у большинства религиозность просыпается. Правда, она не всегда пересекается с нравственностью. Возникает вера не совсем христианская, потому что к Богу обращаются как к последнему средству: «Господи, что мне сделать, чтобы ты меня отсюда вывел?»

Вот, например, приходит на службу человек и просит благословения. Говорит: «Меня в прошлый раз возили на приговор, и я взял у вас благословение, и мне вместо шести лет дали четыре. Хочу еще раз благословиться на удачу». Его спрашивают: «А ты хочешь исповедаться или покаяться?» — «Да нет, — отвечает, — чего сказки-то рассказывать». Но это нормальная человеческая реакция. Любой человек, находящийся в заключении, стремится что-то сделать — креститься, брать благословение, ходить на службы, — чтобы быть освобожденным. Это не просто меркантильный подход к вопросам веры. Я не знаю, кто решится осуждать человека за то, что он хочет свободы. Это главное желание заключенного — получить свободу, и ради этого он готов поверить в чудо.

Но я всегда надеюсь, что это начало и человек сможет дорасти до идеи покаяния. Ведь Бог разными путями приходит к человеку. Вот однажды подходит ко мне заключенный и говорит: «Батюшка, как хорошо в Церкви, даже лучше, чем в казино!» С одной стороны, это довольно забавно, но ведь никто не знает, что будет дальше с этим человеком, на какой путь он встанет.

В тюрьме, в отличие от воли, я ни разу не почувствовал к себе как к священнику отрицательного отношения. Только положительное или нейтральное. Причем со стороны представителей разных вероисповеданий. Например, многие мусульмане выражают желание поговорить со священником. Просят подарить им что-нибудь, какую-нибудь иконку. Помазать маслом святым, окропить святой водой…

Знаете, унас в обществе отношение к тюрьмам как к лепрозориям. У нас бытует заблуждение, что в тюрьме сидят страшные преступники. Но на самом деле там сидят обычные люди. Некоторые попадают по недоразумению, или по чужому злому умыслу, или по глупости. Какой-нибудь паренек окно в ларьке разбил, что-то унес, и теперь сидит.

И вот приходишь туда — вроде все на местах, все нормально, все функционирует, но видишь, как человек в тюрьме ожесточается. Многие ломаются, многие снова идут на преступление. Получается, что исправительная система не всегда содействует исправлению человека.

Правда, я встречал людей, которые восприняли заключение как возмездие Божие и твердо решили исправиться. Но таких очень немного.

СЭто происходит, наверное, не благодаря системе ФСИН, а системе ценностей таких людей.

Конечно. Среди заключенных есть люди, которые, скорее всего, попадут в тюрьму снова, а есть те, которые больше никогда ни в какой криминал не сунутся. Вот таких людей надо отделять друг от друга. Но как? И конечно, помощь священника и психолога нужна не только заключенным, но и тем, кто там работает.

СНикто из служителей ФСИН к вам не обращался?

Только с вопросами: как в церкви подавать записки, к какой иконе свечу поставить.

СПо указу Петра Первого священники должны были докладывать в соответствующие органы, если им на исповедях становилось известно о заговоре против государя и государства. Сейчас нет ничего подобного? Или, если бы и было, вы бы не сказали?

Я подозреваю, что некоторые думают, что я не священник, а послан органами, чтобы что-то выведать. У меня на груди дароносица со святыми дарами, и кое-кто из заключенных с подозрением косится: думают, это диктофон.

СНаверное, и исповедоваться боятся? Подозревают, что вы кому-нибудь скажете, что исповедь не соответствует их показаниям?

Если так кто-то и думает, то очень небольшое количество. Потом, ведь исповедь — это рассказ о свершенных деяниях, за которые они уже несут наказание. Да и подробности на исповеди не требуются.

СА если их дела более тяжелые, чем те, за которые они сидят, они, наверное, вам говорить об этом вряд ли станут?

Я должен им верить. И я не могу выспрашивать и допытываться, чтобы исповедь не была подобна допросу. И в «обычной» исповеди священник никогда не выспрашивает подробностей греха.

Долг священника — принять исповедь. А если человек тебе говорит, что собирается совершить злодейство (я сейчас не говорю о заговоре, я с трудом себе представляю, что такое можно услышать на исповеди — в тюрьме и на воле), ты должен это остановить любыми способами.

СЭто не будет нарушением тайны исповеди?

Это же не свершенный грех, а тот, который еще можно предотвратить.

СТо есть, если к вам приходит человек и говорит, что намеревается совершить убийство…

Я его не выпущу из храма. Но о планах на будущее мне пока никто не рассказывал (смеется).

СА были в тюремных исповедях рассказы о таких преступлениях, которые даже вы посчитали непростительными?

Не бывает непростительных преступлений. Вообще, грехов, которые может совершить человек, ограниченное количество. Я даже не знаю, чем можно было бы меня или любого другого священника так уж поразить. Ваш вопрос очень показателен для психологии мирянина. Мирянин думает, что, приходя на исповедь к священнику, он обязательно его удивит. А священник уже сотни раз слышал и такое, и еще похлеще.

Меня вот иногда спрашивают: как же вы спите-то по ночам, если такое выслушиваете — и в своем храме, и в Матросской Тишине? А я забываю почти все, что услышал, едва выхожу из храма. Потому что я во время исповеди нередко думаю: «Мне сейчас надо исповедать, потом покрестить, потом повенчать, потом в тюрьму, сколько дел…» (смеется). И это не равнодушие к исповедующемуся. Люди же не мне это рассказывают. Они перед Богом каются. Исповедь — не психоанализ. Это таинство, в котором действует благодать.

СЧем отличаются исповеди на воле от исповедей в тюрьме?

Совершенно не отличаются. Люди приходят с одинаковыми грехами — как на воле, так и в тюрьме. Причем это касается как мелких грехов, так и самых серьезных. Просто, грубо говоря, кого-то не поймали, а кто-то попался. Потому граница между тюрьмой и волей, вернее, между людьми, которые живут на воле и в тюрьме, — она призрачна. Или можно сказать иначе: стена, отделяющая простых грешников от настоящих преступников, не соответствует стене тюремной. Это рецидив советского времени — думать, что раз за человеком решетку закрыли, то все, он точно преступник.

СЧто вы поняли за эти семь лет служения в тюрьме — о жизни, о людях?

Я понял одну вещь: я врагу своему не пожелаю там оказаться.

В древнерусских законах большинство преступлений наказывались вирой. И я с этим согласен: пускай человек отвечает имуществом, деньгами, но только не свободой. Разумеется, за исключением совершенно чудовищных преступлений. Ведь в тюрьме человек теряет здоровье! А в законе же не прописано, что человек вместе со свободой должен потерять и здоровье? В большинстве случаев это происходит именно так. Обостряются хронические болезни, возникают новые.

У человека нет возможности побыть наедине с собой, и заключенные пытаются, например, завесить кровать полотенцами, чтобы создать хотя бы иллюзию отдельного существования.

Поэтому, когда люди бросаются фразами: вот этого посадить и вот этого тоже, — они просто не понимают, о чем говорят.

СВы не испытываете чувство неловкости от того, что Pussy Riot в тюрьме?

Есть неловкость от того, что это свалили на Православную церковь.

СА разве многие иерархи Православной церкви не выступали за суровое наказание для девушек?

Отношение к этой проблеме в православной среде очень разное. Но даже если принимать точку зрения, что эти девушки совершили грех против Бога, то и наказывать, и прощать — ему, а не нам. Здесь нет логической связи — между грехом против Бога и тем, что мы, люди, назначаем им тюремный срок.

Тюрьма — не христианское средство установления истины. Особенно если речь идет о мировоззренческих столкновениях. Конечно, я думаю, что девушки поступили плохо. С их точки зрения они никого не оскорбили. Если бы их мир был единственным, это было бы действительно так. Но они соприкоснулись с другим миром, в котором такие действия, безусловно, являются оскорблением.

СНедавно был социологический опрос, который показал, что в нашей стране примерно восемьдесят процентов считают себя православными и при этом только шестьдесят процентов из них верят в Бога.

Такое может быть. Православные атеисты действительно существуют. Для них православие — культурная идентификация.

СА кто труднее переносит заточение: люди, которые обладали на воле властью и богатством, или те, кто был беден?

Я не могу называть имен, но я знаю известных людей, которые до тюрьмы имели и богатство, и власть. И они переносят заключение очень достойно. Нередко достойнее тех, кто в сравнительном отношении — если мы говорим о жизненных благах — потерял меньше.

Мне грустно оттого, что нередко в тюрьме я снова встречаю тех, кто уже отсидел один срок. Так происходит, потому что у нас нет системы реабилитации бывших заключенных. Человек выходит на свободу, и его ни на одну работу не берут. Он помается-помается, потом выпьет, в историю попадает — и снова в тюрьму. И опять ко мне на исповедь приходит. Такой печальный круговорот.

СВы можете отказаться от служения в храме при Матросской Тишине?

Теоретически да, могу написать прошение: «Прошу освободить меня от этого послушания», но я не вижу в этом необходимости. Если хотя бы одному человеку мне удалось помочь, я считаю, что смысл в моей семилетней службе есть.

СКак вы утешаете невинно осужденных? Какие для них находите слова?

Дело в том, что почти все, за редким исключением, говорят, что осуждены невинно. А я, повторяю, должен им верить. Я же не следователь. Если я буду думать, что человек намеревается меня обмануть, пропадает смысл общения с ним.

Вот когда преподобный Ефрем Сирин был заключен в тюрьму, он был невиновен. Но он вспомнил, что когда-то совершил кражу. И решил, что наказание за нее пришло, только позже. И он раскаялся искренне в том грехе, который совершил давно и даже о нем забыл. И его через какое-то время освободили. Заключенным, которые говорят, что невинно осуждены, я рассказываю эту историю. И я сам такие случаи знаю, когда человек раскаялся искренне, и ему резко скостили срок или даже выпустили.

СА как понять: это действие благодати или взятки?

(Смеется.) Ну, мне, как вы понимаете, никто не говорил, что его отпустили за взятку…

Вообще, священник, который служит в тюрьме, в довольно сложной ситуации находится. Я прихожу туда, чистенький, накормленный, произношу какие-то правильные слова и ухожу. А у человека вся жизнь через колено переломана.

Я могу только его выслушать и посоветовать, чтобы он помолился Богу и излил свою боль. В советское время были священники, которые прошли через лагеря. Вот такие, я думаю, могли общаться на одном языке с заключенными. А так чувствуешь себя не то чтобы беспомощным, но порой не знаешь, что сказать. Ты же не пережил это.

СРазве священнику, чтобы дать совет, нужно обязательно быть в той же ситуации, что и человек, который к нему пришел?

Одно дело посочувствовать, а другое — дать конкретный совет. Я могу только сказать абстрактно, как должен себя вести в тюрьме христианин. Но когда ты разговариваешь с заключенными, то понимаешь, что многие христианские заповеди там соблюдать очень тяжело.

Я был поражен, узнав, что старец, отец Иоанн Крестьянкин (а он сидел в лагере с 1950 по 1955 год), посоветовал человеку, который оказался в тюрьме. Он сказал: «Не верь, не бойся, не проси» (смеется). Я не знаю, была ли это ирония или он действительно считал, что такой подход помогает сберечь себя, свое достоинство в заключении.

СУсловия жизни в заключении иногда становятся настолько невыносимы, что уже недостаточно «не верить, не бояться, не просить». И от отчаяния заключенные решаются на восстание, как недавно было в Копейске. Может ли священник благословить на подобное восстание?

Нет, конечно. Бунт — это хаос, его последствия непредсказуемы. Я верю в благородные мотивы, но не верю в благородный бунт. Такое благословение было бы безответственным.С

Дата рождения: 5 апреля 1977
День ангела: 13 декабря (апостол Андрей Первозванный)
Священническая хиротония: 24 февраля 1998
Юрисдикция: Русская Православная Церковь

Священник Андрей Рахновский родился в Москве в нецерковной семье. К вере пришел благодаря матери, первой из семьи, принявшей православие, и по настоянию которой крестился в 1990. В школьные годы занимался восточной борьбой. С детства хотел быть хирургом, поэтому после школы подал документы в Университет имени Сеченова. Однако, в последний момент, после беседы с духовником, поступил в семинарию.

Богословское образование получил в Московских духовных школах – в 1998 окончил семинарию, а в 2006 – академию.

Сан священника принял во время учебы на последнем курсе семинарии в 1998, а годом ранее – сан диакона.

С 1998 15 лет служил в церкви Серафима Саровского в московском Раево. В 2012 переведен в церковь Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове с назначением на должность настоятеля.

Отец Андрей духовно окормляет СИЗО «Матросская Тишина», где служит ежемесячно.

Также занимается преподавательской деятельностью – читает лекции в Московской духовной академии (бакалавриат, магистратура), Сретенской семинарии и в Государственном социальном университете.

Приход, возглавляемый протоиереем Андреем, ведет широкую просветительскую деятельность и социальную работу. Так, при храме действуют: воскресная школа, молодежный клуб, просветительские беседы.

В 2010 за труды на благо Церкви был возведен в сан протоиерея.

Отец Андрей женат. Свою будущую супругу встретил еще во время учебы в семинарии. Женился в 1996. Сейчас воспитывает троих детей.

Храм Ризоположения в Леонове

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Ризоположения.

Православный храм

Храм Ризоположения во Влахерне, что в Леонове

Страна

Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Благочиние

Троицкое

Первое упоминание

1633 год

Строительство

1719—1722 годы

Приделы

Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», святителя Николая

Статус

памятник архитектуры

Состояние

действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в бывшем селе Леонове — приходской храм Московского Патриархата; Троицкое благочиние. С 1917 года в черте Москвы. Престольный праздник — 2 июля (15 июля по новому стилю).

История

Каменная церковь построена в 1719–1722 годах в вотчине князя Василия Хованского, сменив деревянный храм, известный с 1633-го. Постройка каменного храма, по преданию, связана с раскаянием князя за пристрастие к алкогольным напиткам и нарушение церковных обрядов в нетрезвом виде.

В 1800 году церковь была закрыта по распоряжению учёного-натуралиста и мецената Павла Демидова, страдавшего психическими заболеваниями и не выносившего никакого шума. В соответствии с резолюцией митрополита Платона, утварь и иконостасы были розданы другим церквям. После 1859 года, когда усадьба перешла к семье Капустиных, церковь снова открылась. Как отмечает в своих воспоминаниях Михаил Алпатов, «в самом подкупольном пространстве ярко освещённая солнцем высилась копия ивановского Явления Христа народу» .

В 1918 году церковь была передана советской властью в безвозмездное пользование прихожанам. В 1922 году из неё были изъяты ценности. В 1931—1937 годах в церкви служил священник Павел Фелицын (прославлен в лике святых в 2000 году).

На рубеже 1930-х – 1940-х годов богослужения в церкви не совершались в связи с политикой государственного атеизма, проводившейся в СССР.

Во время войны, в 1942 году, настоятелем храма был назначен протоиерей Иоанн Марков († 1955); приход вносил значительные суммы в фонд Красной Армии.

Архитектура

Построена из камня и кирпича, отштукатурена. Состоит из храма типа восьмерик на двухсветном четверике с прямоугольной в плане апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Первоначальная фасадная декорация (угловые пилястры, профилированные карнизы с так называемыми сухариками на четверике и рядом мелких филёнок на апсиде) дополнена штукатурными наличниками с «ушами», а также наружной настенной живописью, относящейся ко времени реставрации церкви в 1859 году, осуществлённой на средства фабриканта Молчанова для нужд рабочих Ростокинской ситценабивной мануфактуры, располагавшейся неподалёку. Тогда же, по-видимому, была несколько расширена трапезная и возведён верхний ярус колокольни. В 1859 году выполнены иконостасы и живопись в интерьере.

Три престола

  • Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — главный
  • Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — придел
  • Святителя Николая — придел

Приписанные храмы

  • Храм Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в Бибирево
  • Храм Феодоровской иконы Божией Матери в РГСУ

Колокольня

Святыни

Святыни, находящиеся в церкви:

  • Чтимая икона Ризоположения с частицей Ризы Божией Матери
  • Чтимая икона Смоленской Божией Матери
  • Икона Божией Матери Трёх Радостей
  • Икона Божией Матери Феодоровская
  • Икона Божией Матери Утоли Моя Печали
  • Икона Божией Матери Казанская
  • Икона Божией Матери Скоропослушница с Афона
  • Икона вмч. Пантелеимона
  • Мощевик с Афона

> Духовенство

  • Настоятель храма протоиерей Андрей Рахновский
  • Иерей Сергий Виноградов
  • Диакон Алексей Арефьев

СИНОДИК

Усопшие священнослужители храма Положение резы Пресвятой Богородицы в Леонове

  • Иерей Павел (1646 г.)
  • чтец Емельян Еремеев (1646 г.)
  • Иерей Родион Иванов (1678 г.)
  • Иерей Мелетий Провов (1703 г.)
  • Иерей Филипп Леонтьев (1705-1728 гг.)
  • Иерей Иоанн Алексеев (1729 г.)
  • Иерей Константин (1859-1870 гг.)
  • Протоиерей Иоаким Смирнов (1871-1917 гг.)
  • Иерей Владимир Смирнов (1918-1929 гг.)
  • Диакон Стефан Ремизов (1917 г.)

Священномученик Павел Фелицын, пресвитер Леоновский (1931-1937 гг.) канонизирован в 2001 году.

  • Иерей Василий Ремизов (1937 г.)
  • Протоиерей Иоанн Марков (1942-1955 гг.)
  • Схиигумен Савва (Остапенко) (1945 г.) (был в качестве алтарника)
  • Протоиерей Виктор Ипполитов (1955-1960 гг.)
  • Протоиерей Ерос Есемчук (1960-1964 гг.)
  • Протоиерей Стефан Немеришин (был в качестве регента)
  • Протоиерей Борис Егоровский (1964-1976 гг.)
  • Протоиерей Валентин Тюргашкин (1976 г.) † 2000 г.
  • Протоиерей Аркадий Станько (1981 г.)
  • Протоиерей Анатолий Цвиркунов (1986-1992 гг.)
  • Протоиерей Виктор Иванов (2001 г.)
  • Иерей Андрей Грачёв (1992-1997 гг.)
  • Иеродиакон Иларион (Бабышев) (1980-1990 гг.)
  • Диакон Вениамин (2000 г.)
  • Иерей Вячеслав Трусов (2005–† 2012 гг.)
  • Иерей Аркадий Гоглов (2001–† 2013 гг.)
  • Протоиерей Анатолий Стаднюк (1990-2004 гг.) † 2014 г.
  • Протоиерей Геннадий Нефёдов (1976–1981 гг.) † 2017 г.

Современная жизнь храма

При церкви существует воскресная школа — как для детей, так и для взрослых. Есть библиотека.

Литургия совершается ежедневно по будням в 9 часов утра. По воскресеньям в зимнее время две божественные литургии: ранняя — в 6:30 , поздняя — в 9:40. В летнее время одна божественная литургия в 9:40 Вечернее богослужение совершается ежедневно в 17 часов вечера.

Настоятель храма — протоиерей Андрей Рахновский.

Клирики храма служат также в храмах: преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, домовой церкви Феодоровской иконы Божией матери Российского государственного социального университета .

Избран одним из 10-ти храмов Москвы, в которых в рамках V Московского Пасхального фестиваля проходила «Звонильная неделя».

Социальная работа

Клирики и прихожане храма ведут социальную работу (окормляют):

  • Российский геронтологический научно-клинический центр
  • Хоспис № 4
  • Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский» — филиал «Ростокино»
  • Исправительное учреждение ИЗ-50/8 ГУ ФСИН Московской области

Место расположения

Располагается в Северо-Восточном административном округе Москвы, район Ростокино, по адресу улица Докукина, дом 15, примерно в трёхстах метрах к юго-востоку от станции метро «Ботанический сад».

Вплотную к храму подступает парк «Сад будущего», где сохранились остатки липовой аллеи села Леоново и декоративный пруд. Парк был разбит во 2-й половине XVIII в., когда село Леоново принадлежало Демидовым, и благоустроен летом 2004 года. В парке находятся стенды с краткой историей храма. Также в непосредственной близости протекает река Яуза, через которую недалеко от храма есть пешеходный мостик.

Рядом с храмом находится Леоновское кладбище.

> Фотогалерея

  • Верхняя часть

  • Ворота

  • Внутренняя территория

Примечания

  1. 1 2 Русская старина, 1857, с. 6.
  2. Русская старина, 1857, с. 7.
  3. Алпатов М. В. Воспоминания. — М., Искусство. — 1994. — С. 49.
  4. Житие священномученика Павла Фелицина, пресвитера
  5. Региональный общественный фонд память новомучеников Русской Православной Церкви
  6. История Храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леоново
  7. О храме. www.hram-leonovo.ru. Дата обращения 17 марта 2019.
  8. Синодик. www.hram-leonovo.ru. Дата обращения 17 марта 2019.

Литература

  • Капустин В. А. Леоново — подмосковное поместье боярина князя Ивана Никитича Хованского. — М.: Товарищество тип. А. И. Мамонтова, 1908. — 74 с.
  • Мартынов А. А., Снегирёв И. М. Церкви в сёлах Медведкове и Леонове // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М.: Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.

Ссылки

  • Сайт храма
  • Храм на сайте православие.ру
  • Храм на сайте патриархия.ру
  • На сайте Русское православие
  • На сайте Милосердие. Ру
  • На Яндекс-фотках
  • «Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове», документальная передача из цикла «Святыни Москвы». Ведущий — иерей Аркадий Гоглов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *