Священник отпускающий грехи 10 букв

Исповедь, или Почему нельзя самому себе отпустить грехи

Одно из самых знаменитых богословских произведений, да и вообще произведений в истории культуры – «Исповедь» Августина – на языке оригинала, на латыни называется Confessiones. Легко видеть, что это та же самая лексема, что и хорошо знакомое всем современное слово «конфессия». В русском языке конфессией сегодня обычно называют объединения верующих в рамках одной религии со своими особенностями вероучения, богослужения и особенностями организационной структуры. Кстати, иногда неверно слово «конфессия» относят к буддизму, исламу или иудаизму в целом, но это ставшая распространенной ошибка. Конфессия – это все-таки отдельное направление внутри той или иной религии, чаще всего христианства.

К христианским конфессиям принадлежат православие, католицизм и протестантизм. Мы уже, наверно, привыкли слышать слово «конфессия» как нечто официальное и эмоционально никак не окрашенное, что-то из области преимущественно статистики. В мире столько-то католиков, столько то православных, столько то протестантов… Но интересно, что синоним этого значения слова «конфессия», который просто является его переводом на русский язык – это исповедание веры.

И тогда принадлежность к той или иной конфессии, если она не формальна, не только нечто из мира статистики на религиозную тему, – это открытое и убежденное признание своей веры в Бога словами и делами, не смотря ни на какие гонения и страдания, даже на угрозу смерти. Неслучайно в Православной Церкви исповедниками, то есть теми, кто действительно исповедал или поведал миру свою веру в Господа Иисуса Христа, называются святые, которые за это претерпели гонения и страшные мучения, хотя и остались живы.

Вообще дословно на русский язык слово confessio переводится как «сознание», «признание» – скажем, признание своих грехов, своей ошибки. Оно образовано от глагола confiteor – «сознавать», «признавать», «явно показывать», «обнаруживать». А корень этого слова – глагол for, что значит просто – говорить, выражать, судить, предсказывать (отсюда и латинское слово судьба – fatum – как то, что предсказано и суждено).

И поэтому неслучайно, что и исповедь как Таинство, как исповедание своих грехов и покаяние в них Богу, и исповедание своей веры подразумевают обязательно проговаривание, выражение вслух своих мыслей и чувств. Правда, в случае исповеди это разговор один на Один человека с Богом, который от других людей охраняет тайна исповеди, а в случае конфессиональной принадлежности как исповедания веры тут такой тайны нет, и делается оно порой максимально публично. Однако и в том, и в другом случае это некий разговор, произнесение или вынесение вовне того, что внутри.

Нельзя лишь втайне, никому не признаваясь, принадлежать к той или иной религии, но необходимо и публично исповедывать или выражать свою веру. Ведь настоящая вера – это не просто сугубо личное, интимное дело человека, но это такое его личное дело, которое не может не перейти так или иначе и во внешнюю, общественную сферу. Так же и прощение от Бога и разрешение от своих грехов можно получить лишь через исповедь как через их открытое высказывание и признание. Нельзя просто застыдиться в глубине сердца и попросить у Бога прощения. Нужен именно разговор с Богом, а не с самим собой, и исповедь и является таким разговором-признанием и прощением. А иначе как человек вообще узнает, что он действительно прощен?

Исповедоваться самому себе и попросить прощения только в своем сердце легче легкого – всегда можно так или иначе договориться с самим собой, успокоить себя, хотя бы на поверхности. Но это не настоящее прощение, а лишь театр теней, притворная игра перед зеркалом. Это не будет просто-напросто настоящим поступком, как реальная исповедь – пойти и на деле, открыто признаться в своих нравственных ошибках и недостоинствах. Для этого нужны мужество и решимость. И реально простить тебя может лишь тот, перед кем конкретно ты был не прав.

Поэтому, например, обидев другого человека, ты и прощения должен просить у него – открыто, вслух. И как согрешает человек в отношении прежде всего Бога как источника праведности и морали, так и прощение он должен получать лишь от Него Самого – в разговоре с Богом при видимом посредничестве священника.

В целом получается интересная картина, если смотреть на два этих значения слова confessio (собственно конфессия и исповедь) и не разделять их, а оба держать в уме, взаимно проецировать одно на другое. Тогда получится понимать и помнить, что конфессия как принадлежность к той или иной религии должна опираться на осознанный личный выбор, идти изнутри и быть действительно исповеданием веры, доказываться делами и жизнью, а не статистической справкой из «ведомства вероисповедания». А исповедь как признание своих грехов и внутреннее стремление от них очиститься должна обязательно получать так или иначе и внешнюю форму, не может быть только моим личным, как бы интимным делом. Исповедь – это поведание, реальный разговор или диалог с Богом, в результате которого только и можно получить прощение.

Как получить отпущение грехов

Пост — время покаяния. В эти дни нагрузка священников увеличивается в разы — на исповедь в церковь собираются люди, которые обычно делают это редко, а кто-то решает получить отпущение грехов и в первый раз. Зачем нужна исповедь и как к ней подготовиться? Почему о своих грехах нужно рассказывать другому человеку и можно ли исповедаться по интернету?

Если вы собрались на исповедь впервые, то самая полезная для вас находка — это человек, который ходит в церковь на исповедь регулярно. Такой «проводник» подскажет вам, к кому конкретно из священников лучше обратиться и в какое время это проще сделать. Наверняка такой человек найдется среди ваших родных, знакомых или коллег по работе. А если нет, то не стесняйтесь обращаться с такой просьбой — «сходите со мной вместе на исповедь» — к участникам различных православных форумов и интернет-сообществ. Скорее всего, вам не откажут. Существует же множество форумов и блоговых коммьюнити, где люди ищут себе попутчиков для поездок или компаньонок для совместных прогулок с малышами. Исповедь — тоже вполне житейское дело.

Некоторые люди стремятся попасть на исповедь непременно к известному священнику. Услышав по телевидению интересное выступление протоиерея Димитрия Смирнова или протоиерея Артемия Владимирова, они мечтают приехать в храм именно к «звездам». Но делать этого не стоит — к «поп-звездам» на исповедь обычно выстраиваются многочасовые очереди. А некоторые «раскрученные» батюшки и вовсе предпочитают скрываться от желающих у них исповедаться толп поклонников. Такой священник может исповедовать только ограниченный круг своих близких духовных чад в каком-либо скрытом от посторонних глаз церковном помещении, а в храме в это время исповедь у народа принимают более молодые и менее прославленные клирики того же храма. В то же время, через знакомых можно найти не менее опытного и внимательного, но мало кому известного священника, который при этом сможет уделить вам гораздо больше времени, чем «звезда».

Приходя впервые на исповедь, люди сталкиваются со следующим психологическим барьером: как можно поведать совершенно чужому человеку о самом сокровенном, как мне, человеку приличному и уважаемому, предстать в глазах священника таким… ну ладно еще, безнравственным, так еще и глупым с его точки зрения. Не волнуйтесь: во-первых, священник, как сказано в чине исповеди, «точию свидетель есть», то есть он просто призван засвидетельствовать то покаяние, которое вы приносите Богу. Во-вторых, любой священник, регулярно принимающий исповеди, много раз слышал о таких грехах, о существовании которых вы даже не догадываетесь. Бояться, что вы удивите священника своими грехами так же странно, как, например, опасаться за хирурга, что он во время удаления аппендикса испугается вида вашей крови и вскрытой брюшной полости.

Во время исповеди и новичков, и тех, кто воцерковлен много лет, посещает такое искушение: хочется выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Для этого в ход идут оправдания и полуправда: «Да, батюшка, я ела курицу в пост, но только немного и в гостях, где меня ей настойчиво угощали», «Ругалась на детей, но они такие непослушные, сами знаете». Поступать так ни в коем случае не стоит — это противоречит самому смыслу исповеди. Ведь, придя на прием к врачу, вы не ставите перед собой задачу скрыть свои болезни и произвести на него впечатление здорового человека, а, напротив, будете стараться рассказать обо всех симптомах, в том числе некрасивых и постыдных, потому что ваша цель — получить правильный диагноз и вылечиться. С исповедью также: ее цель — диагностировать греховные страсти и помочь человеку бороться с ними.

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты; Блажен человек, которому Господь не вменит греха», — такими словами передает радость покаявшегося грешника святой апостол Павел в своем послании к Римлянам. Тем не менее, не стоит настраиваться и заранее ожидать, что после таинства исповеди вас немедленно посетит небесная радость. Все может быть и совсем иначе: после первой исповеди вам могут начать вспоминаться все новые и новые грехи во всех их неблаговидных подробностях. Это отнюдь не означает вашей погибели, напротив, воспоминание о грехах свидетельствует о душевном выздоровлении. «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения», — молится Великим постом Церковь словами преподобного Ефрема Сирина.

Почему исповедоваться нужно именно в церкви у священника? Почему нельзя исповедовать грехи у себя дома наедине всеведущему Богу? Если вы считаете себя православным христианином, то следует принять к сведению, что Церковь отпускает грехи на основании слов Христа апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 18).

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся», — сказано об исповеди в Евангелии от Иоанна, глава 20, стихи 22-23.

Согласно православному учению, каждой христианской душе после смерти предстоит восхождение по мытарствам — воздушным таможням, на каждой из которых приходится держать ответ за определенные грехи. Души, отягощенные грехами и не принесшие в них покаяния в земной жизни, не проходят мытарства и попадают в ад. В то же время, у тех, кто искренне исповедовался в своих грехах, грехи полностью изглаживаются подобно тому, как дотла сгорает бумажный список или стирается файл на компьютере.

Нет таких грехов, которые не могла бы простить Церковь. Священник вправе отпустить любые грехи, лишь бы было искреннее покаяние. Священники, посещавшие камеры смертников, говорят, что казнят уже другого человека, не того, кто совершил убийства, а того, кто осознал свое преступление и покаялся, как разбойник на кресте.

«Итак, исповедь есть не что иное, как исповедание долгов, а также признание ошибок и собственного безумия, то есть осуждение своей нищеты; как и в евангельской притче сказал Господь: У одного заимодавца, — говорит, — было два должника, и один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят; но как они не имели, чем заплатить, он простил обоим (Лк. 7,41-42). Итак, всякий верный является должником своего Владыки и Бога, и что он взял у Него, то и будет спрошено с него на страшном и ужасном Суде Его, когда все мы — цари и нищие вместе — предстанем перед Ним нагие, опустив головы. Слушай же, что именно дано нам Богом. Многое и другое, чего никто из людей исчислить не в силах, но прежде всего лучшее и совершеннейшее: освобождение от осуждения, освящение от скверны, переход из тьмы в несказанный Его свет, а также и то, чтобы нам через божественное Крещение сделаться детьми, сыновьями и наследниками Его, облечься в Самого Бога, стать Его членами и принять живущим в нас Святого Духа, являющегося царской печатью, которой Господь запечатлевает овец Своих, и — зачем много говорить? — стать и нам подобными Ему, сделавшись братьями и сонаследниками Его. Все это и другое большее этого дается тотчас при божественном Крещении всем крещаемым — то, что и божественный апостол называет богатством и наследием (Еф. 3,8; Кол. 1,12)», — писал об исповеди преподобный Симеон Новый Богослов.

При подготовке к исповеди важно осознать свои грехи, а это подчас непростая задача. Церковные понятия о грехе и понятия о нравственности секулярного общества зачастую выглядят как две совершенно разные системы координат. Взрослый человек может взять в руки православный сборник для подготовки к исповеди и впасть в уныние: ведь все, что он считал в своей жизни хорошим, здесь именуется грехом. Он считал благом в своей жизни любовь, а по церковным канонам выходит, что это был блуд и невенчанный брак. Он считал добром рождение и воспитание детей, а выходит, что это тоже сплошной грех, потому что детей он не крестил и не воспитывал в вере. Лучше просто честно признать, что эти книги, возможно, кому-то приносят духовную пользу, но написаны не для вас. Предпочтите им Евангелие или беседу с внимательным духовником. Пожалуй, самая правильная и милосердная книга из тех, что предназначены для подготовки к исповеди — это «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), выдержавшая не одно издание. С нее и стоит начать, пишет Правда.ру.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Толкования Священного Писания

имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся

См. Толкование на Ин. 20:20

Какую имеет власть Сам, ту дает и апостолам, потому что, как невозможно подчинить народ правителю, не облеченному от царя властью помилования и наказания и смерти, так и Спаситель, намереваясь поставить апостолов начальниками вселенной, облекает их властью помилования и наказания в этих словах: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Невозможно, конечно, ни свидетельствовать мужественно, ни проповедовать ревностно, ни совершить вообще что-либо великое и трудное, если сила Духа Святого не подкрепит духа свидетеля. Без ее содействия невозможно быть свидетелем. Свидетелем я называю теперь не только восприявшего кончину путем страданий, но и свидетельствующего словом благодати. Всякий вестник истины есть свидетель Божий. Так об Иоанне Крестителе Евангелие говорит: «И свидетельствовал Иоанн истиною, говоря,… что Сей есть Христос, Сын Божий» (Иоан. 1:32, 34). А он свидетельствует не страданием, а возгласом. Итак, невозможно быть свидетелем Божественного Слова, без содействия Духа Святого. Поэтому Спаситель перед Вознесением Своим говорит апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49) и «примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый. Не получивши этой силы, вы не можете быть свидетелями» (Деян. 1:8).

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.

Пространный Православный Катехизис Православной Церкви

Последствия грехов

Последствиями грехов являются наши болезни — как душевные, так и телесные. Почти все заболевания взрослого человека явно или неявно связаны с прежде содеянными им грехами, а дети часто несут бремя грехов своих родителей, дедушек и бабушек. Поэтому, если родители желают добра своим детям, очень важно, чтобы они тщательно исповедовались. После добросовестной, беспощадной к себе исповеди и Причастия Святых Христовых Таин многие душевные и телесные недуги часто исцеляются, разрешаются трудные обстоятельства жизни.

Как подготовиться к исповеди?

Тем, кто приступает к Таинству покаяния в первый раз, потребуется особо тщательная подготовка. Необходимо вспомнить всю свою жизнь, начиная с детства (как минимум с 7-летнего возраста, а может, и раньше, т. е. начиная с того времени, когда Вы уже могли отличить добро от зла), составить так называемую «генеральную исповедь».

Очень часто мы не видим своих грехов. Нам кажется, что так поступают все, что я не хуже других. Вне зависимости от того, поступают так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне осознал в себе эту неправду, и я должен с ней расстаться.

Перед тем, как идти на исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, чтобы он освятил тайные уголки нашей души. Если мы не побоимся заглянуть в собственное сердце и будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. Исповедь – это мужество, мужество признаться, что на душе есть пятна.

Готовясь к исповеди, следует руководство-ваться следующими принципами:

  • ничего не скрывать;

  • ни в чем себя не оправдывать;

  • рассказывать только свои грехи;

  • о том, что стыдно, говорить в первую очередь.

Святые отцы говорят: «Кто не испытает стыда на исповеди, тот не избежит вечного стыда».

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Нужно просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Как проходит исповедь?

Приходя на исповедь, мы каемся в присутствии священника, но не перед священником. Священник, будучи сам человеком, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома, наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит?

Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим. Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве священника, такая форма Таинства установлена Самим Господом Иисусом Христом: «…примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, и их преемникам — епископам и священникам — дана от Господа законная власть разрешать души человеческие от грехов.

Бывает, что человек хочет покаяться, но стыд не дает ему произнести свой грех вслух, сказать его батюшке. Тогда подайте священнику листы с написанными грехами и попросите его самого прочитать их. Такое покаяние тоже принимается Милосердным Господом.

Священников не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он ни был, ведь у них исповедуются сотни душ. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы покаяться в своих грехах.

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся исповедь будет недействительна. Важно осознавать, что покаяние нужно не кому-то, а лично мне, от этого зависит или моя вечная жизнь, или вечная смерть. Жизнь земная кратковременна: сегодня человек жив, а завтра может перейти в вечность и покаяться уже не будет возможности.

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного»

преподобный Исаак Сирин

Исповедь — это великое Таинство примирения Бога и человека; это — радость прощения греха.

Перечень самых распространенных грехов для подготовки к исповеди (скачать).

Данный перечень рассчитан на то, чтобы напомнить человеку, начинающему церковную жизнь,

что есть грех, помочь ему пересмотреть свою жизнь в свете Божией правды. Это пособие будет полезно и тем православным христианам, которые уже не первый год ходят в храм, но тщательно не исповедовали ранее совершенных грехов.

Исповедь в христианстве

Основная статья: Исповедь «Мытарь и фарисей», Джеймс Тиссо, 1886—1894 гг.

Жизнь христианина
Христианский портал

Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство

Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология

п • о • р

Исповедь в христианстве — в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом, иногда в присутствии свидетеля (обычно священнослужителя) как представителя Церкви. Предполагается, что исповедь включает в себя покаяние.

В исторических церквях исповедь является одним из таинств, которое официально именуется таинством покаяния. Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, в данном случае, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога. Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина.

Особенности терминологии

В православном богословии, из-за использования одинаковых терминов, часто совмещаются понятия исповеди, как церковного таинства, заключающегося в признании в совершении конкретных грехов, и собственно самого покаяния (метанойя), как радикальных изменений, происходящих в сознании («в сердце») человека (подробнее в статье Покаяние (в христианстве)). Теоретически исповедь включает в себя покаяние, то есть предполагается, что приступающий к исповеди христианин уже принёс покаяние, и в таком случае сама исповедь будет являться лишь внешним проявлением свершившихся изменений в мышлении человека.

Например, Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее:

Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов <ко Христу> и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния.

— Симеон Солунский

Это совмещение разных понятий нашло отражение и в русском Синодальном переводе Библии. Например, словом «покаяние» переведено и древневрейское слово ידה, которое использовано в значении «исповедание греха перед другими людьми» в Ветхом Завете (Чис. 5:6-7), и использующееся в Новом Завете греческое слово «метанойя» (μετάνοια), которое означает изменение сознания.

Стирание разницы между покаянием, как изменением сознания, и исповедью, как внешним проявлением такого покаяния, может спровоцировать у отдельных верующих проявление обрядоверия.

Исторические формы исповеди

Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2-я треть XVII в. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)

В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Однако уже к V веку такая практика исчезает. Отлучённые от Евхаристии кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашенными в притворе, откуда должны были вместе с ними выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были не равны в правах с мужчинами, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания перед государством). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. Однако вплоть до XV века в православных требниках можно было встретить предписание, чтобы священник возлагал руку кающегося на свою шею и тем самым брал на себя все грехи кающегося христианина. Чин исповеди, который сегодня содержится в требнике, появился лишь в XVII веке. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейскую практику, в Русской православной церкви была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов…», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь.

Подготовка к исповеди

Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф. 6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться. Христианину рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).

Исповедь в православии

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 сентября 2012 года.

К исповеди призываются все православные христиане, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи. Христианин должен исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать человека к исповеди.

Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся человек должен быть членом Православной церкви, то есть крещёным, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения) и кающимся в своих грехах. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не должен никому пересказывать то, что услышал на исповеди.

В храме священник исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает имя исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы.

Кающийся должен назвать свои грехи. Таинство не может свершиться без искреннего покаяния в своих грехах. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимью), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.

В традициях Русской, и ряда других поместных Православных церквей, исповедь мирян (наряду с говением) обязательна перед Таинством причащения, но, например, в Сербской православной церкви прихожане причащаются каждую неделю, а исповедуются по желанию. Исповедь священнослужителей перед литургией и причастием не является обязательной и существует как местная традиция. Поощряется также исповедь перед венчанием, рукоположением, монашеским постригом, перед предстоящей тяжёлой и опасной хирургической операцией и, вообще, перед всяким важным делом. Исповедаться можно и перед крещением, что является благочестивым обычаем и не является таинством (в таинствах могут участвовать только крещёные), поэтому епитрахиль на голову не возлагается и разрешительная молитва не читается.

Каждому православному рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы помогал ему в духовном росте. Насельники некоторых монастырей ежедневно открывают духовному отцу не только содеянные грехи, но и свои помыслы. Откровение помыслов было всеобщей практикой в первоначальном монашестве, и является лучшим средством в борьбе со страстями. Кроме исповеди у священника, христианам предлагается постоянно повторять про себя покаянную молитву Иисусову, или более краткую молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», или просто «Господи помилуй!». С помощью глубокого покаяния иноки-исихасты созерцали «нетварный» Фаворский свет.

Полное последование исповедания содержится в Требнике.

Исповедь в католицизме

Принятие исповеди грекокатолическим священником

Исповедь (poenitentia) является одним из семи таинств и строго обязательна для всех католиков раз в год, даже если нет главных грехов. Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц или даже чаще, если есть такая потребность.

Для того, чтобы исповедь была действительной, необходимо выполнение следующих условий:

  • Испытание совести.
  • Искреннее покаяние в грехах.
  • Твёрдое намерение больше не грешить.
  • Искренняя исповедь перед Богом (в присутствии священника).
  • Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).

Порядок исповеди такой же, как в православии. По окончании исповеди священник произносит разрешительную молитву.

Исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (возможна исповедь и вне конфессионала). Конфессионал сконструирован таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).

Принятие исповеди католическим священником в исповедальне. Джузеппе Мольтени (англ.) Исповедь (1838)

Исповедь в протестантизме

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 апреля 2015 года.

В протестантских общинах существует несколько незначительно отличающихся между собой практик исповедания грехов. Так, в лютеранстве исповедь состоит из двух частей: собственно исповедания грехов и отпущения грехов. Отпущение грехов, произносимое обычно пастором или проповедником, исходит от самого Бога. Прощение грехов даётся даром, по милости Божьей, в лютеранской церкви не накладывается епитимья. Прощение грехов зависит только от милосердия Бога и веры в искупительную жертву Иисуса Христа, дарующую прощение и спасение. Во время исповеди не требуется перечисление всех грехов; XXV артикул Аугсбургского вероисповедания указывает, что человек не в состоянии вспомнить и перечислить все свои грехи (ссылаясь на Псалом 18:12).

Практикуется как частная, так и публичная исповедь. Частная исповедь — исповедание грехов наедине с пастором или проповедником. Публичное исповедание грехов происходит во время богослужения и в большинстве протестантских общин является его неотъемлемой частью. К Святому причастию допускаются только те верующие, которые исповедовали свои грехи (поэтому на богослужении со Святым Причастием публичная исповедь присутствует непременно), при этом необходимость исповеди и покаяния не зависит от тяжести совершённого греха, так как в протестантской теологии делается акцент, что любой грех является тяжким грехом.

Тайна исповеди

Основная статья: Тайна исповеди

До конца V века, согласно А. Ф. Кони, в Христианской церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и публичная, в храме; с начала же VI века единственной принятой формой исповеди, сопряжённой с соблюдением молчания обо всём при ней открытом, является тайная исповедь.

Римско-католическая церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и других учёных-богословов, установила «печать молчания», запрещая священникам говорить кому бы то ни было об услышанном во время исповеди. Нарушение этого правила, согласно 21-й статье Четвёртого Латеранского Собора, грозило пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. Булла Папы Климента VIII 26 мая 1594 года говорит о такой же ответственности открывшего тайну исповеди.

В православии тайна исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662 года, запрещает открывать тайну исповеди и грозит виновному самым тяжким наказанием.

Однако безусловность тайны исповеди была нарушена во времена царствования Петра I. «Духовный Регламент» того времени предусматривал в трёх пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других же трёх пунктах разрешалось разглашать тайны исповеди по отношению к тем, кто, «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо», и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют».

Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю:

«Ныне всё сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству».

Ст. 19 УК РСФСР определяла рассматриваемый вид прикосновенности как недонесение о достоверно известном готовящемся или совершённом преступлении и устанавливала, что недонесение о преступлениях влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных законом.

Современное российское законодательство охраняет тайну исповеди. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Это правило конкретизируется в процессуальном законодательстве: так, согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; аналогичное правило действует и в гражданском процессе (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ).

Примечания

  1. 1 2 Исповедь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Энциклопедия «Религия»
  2. Покаяние, исповедь, самоедство — в чем разница?
  3. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.6. Изд-во Оранта. 2010.
  4. 1 2 Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: История и чинопоследование Таинства Покаяния
  5. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
  6. прот. Владимир Воробьев Лекция 20 Таинство Покаяния
  7. Таинство Покаяния. Сайт «Азбука Веры»
  8. ДІАКОННИКЪ • Просмотр темы — исповедь священнослужителей
  9. Нужно ли исповедаться перед крещением?
  10. Последование Святого Крещения/прот. Владимир Воробьев Лекции о церковных таинствах
  11. Откровение помыслов/Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси Архивная копия от 23 января 2012 на Wayback Machine
  12. Игнатий Брянчанинов
  13. Азбука веры. Требник. Последованіе о исповеданіи.
  14. Цит. по: Тайна исповеди Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Энциклопедия «Религия»
  15. Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь (CD-версия: «Богословская энциклопедия». — М.: Directmedia Publishing. — 2005. — С. 8760.
  16. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Отпустить грехи

Смотреть что такое «Отпустить грехи» в других словарях:

  • Отпустить грехи — ОТПУСТИТЬ, ущу, устишь; ущенный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • ОТПУСТИТЬ — ОТПУСТИТЬ, ущу, устишь; ущенный; совер. 1. кого (что). Позволить кому н. удалиться, отправиться куда н. О. детей гулять. О. посетителя. 2. кого (что). Выпустить, перестать держать. О. щегла на волю. О. из рук шарик. О. из своих объятий. 3. что.… … Толковый словарь Ожегова

  • отпустить — пущу/, пу/стишь; отпу/щенный; щен, а, о; св. см. тж. отпускать, отпускаться, отпускание, отпуск, отпущение 1) кого что Позвол … Словарь многих выражений

  • отпустить — пущу, пустишь; отпущенный; щен, а, о; св. 1. кого что. Позволить кому л. уйти или уехать; отправиться куда л. О. мужа на футбол. О. в театр, в кино. О. машину, такси. О. детей гулять. О. домработницу. 2. кого что. Освободить, выпустить на волю. О … Энциклопедический словарь

  • Отпускать грехи — кому. ОТПУСТИТЬ ГРЕХИ кому. Устар. Прощать грехи исповедующимся. Ведь священник этот, думаю, женатый, скоромник и табачник; как же он может меня исповедовать и какую он имеет власть отпускать мне грехи, ежели он грешнее меня? (Чехов. Убийство) … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ИСПОВЕДЬ — , один из основных элементов таинства Покаяния в христ. Церкви; представляет собой устное или письменное изложение своих греховных поступков и помыслов перед священнослужителем в надежде обрести их … Православная энциклопедия

  • прощать — ▲ освободить, ся (от) ответственность, за, быть виновным прощение. простить снять ответственность за прошлую провинность. простительный (# ошибка). отпустить грехи. извинение просьба простить кого л. за что л. прошу прощения . прошу… … Идеографический словарь русского языка

  • Религия в Курортном районе Санкт-Петербурга — Население в основной своей массе остаётся атеистичным. Но в последние годы возрождение религии принимает массовый характер и здесь есть свои издержки. Кто дал церкви право говорить от имени Бога? Кто дал право кому бы то ни было провозглашать… … Википедия

  • ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ — (ок. 1200, Виченца сер. 60 х гг. XIII в., Юж. Италия), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии. О деятельности И. из В. упоминается в итал. хрониках XIII в. (Салимбене, Роландина Падуанского и др … Православная энциклопедия

  • решить — решу, укр. рiшити, др. русск. рѣшити развязать; отпустить грехи ; ст. слав. рѣшити λύειν (Супр.), болг. решавам решаю , сербохорв. дриjѐшити, дри̏jеши̑м решить, отвязать , словен. rẹšiti решить, уничтожить, освободить , чеш. řešiti решить ,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Священник, отпускающий грехи

Примеры употребления слова исповедник в литературе.

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория — великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

Но мы, как исповедники, излечивали их Евангелием, в котором говорится, что Христос через распятие отменил приговор проклятия, и таким образом потушил адский огонь, открыв небеса всем освященным верой, коим вменяется заслуга Сына Божьего.

Кисель, вроде бы зазывая пана Ивана в свои исповедники, ночью пробрался к Чарноте и подбивал его против меня, обещал гетманство от короля и всякую ласку.

В избытке чувств она повернулась к Брэди, готовая ему довериться, но холодная искра, сверкнувшая в его глазах при первом упоминании о Дике, ясно показала, что роль исповедника не по нем.

Интересно, а где сами исповедники могут избавиться от бремени всех тех грехов и печалей, которые они впитывали от своих клиентов?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *