Священномученик никодим епископ белгородский

Биография

Родился в 1871 году в селе Тельвиска, Мезенского уезда Архангельской губернии (ныне Ненецкий автономный округ) в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых.

Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892), Санкт-Петербургскую духовную академию (1896) со степенью кандидата богословия.

На четвёртом курсе академии принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского.

Рукоположён в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Магистр богословия.

С 1896 года — смотритель Александро-Невского духовного училища.

30 августа 1901 года возведён в сан архимандрита.

С 1904 года — ректор Калужской духовной семинарии. Его служение в Калуге пришлось на сложное в экономическом и политическом отношении время, и к началу 1909 года неожиданно выяснилось, что у семинарии образовался дефицит в 18 643 рублей.

С 1909 года — ректор Олонецкой духовной семинарии.

В 1909—1910 годы архимандрит Никодим занимался просветительской и миссионерской деятельностью среди карел и финнов.

Был автором книг о подвижниках Архангельской и Олонецкой земли, житий преподобных Иова Ущельского и Трифона Печенгского, а также являлся одним из главных составителей многотомного труда «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX столетий». В 1910 году была опубликована его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». Кроме этого, он написал несколько сборников жизнеописаний святых угодников Божиих Санкт-Петербургской и Вологодской епархий, а также подвижников Соловецкого монастыря. Занимался историей старчества. Являлся также автором акафиста святителю Иоанну Златоусту.

С 9 января 1911 года — епископ Рыльский, второй викарий Курской епархии

С 15 ноября 1913 года — епископ Белгородский, первый викарий Курской епархии.

Много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В годы служения в Курской епархии им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под руководством епископа Никодима и при его непосредственном участии были изданы три тома консисторских дел, связанных с деятельностью святителя Иоасафа, в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы его покои, музей святителя Иоасафа, обладавший обширным фондом документов.

После революции 1917 года иерарх не побоялся открыто встать на защиту Православия и не скрывал своего отрицательного отношения к новой власти.

В 1918 году участвовал в Съезде архиереев юга России в Киеве, после окончания которого через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.

7 января 1919 года, в праздник Рождества Христова, был арестован ЧК. По просьбе верующих местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него — арестовали. Одну из групп верующих, протестовавших против ареста епископа, возглавила жена священника, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, которая сразу же была арестована как «руководительница контрреволюционной демонстрации» и расстреляна. На следующие сутки епископ был повторно арестован и вскоре также расстрелян.

Существует несколько версий расстрела белгородского архиерея. Согласно одной из них, он перед расстрелом благословил производивших расстрел китайцев, которые категорически отказались стрелять в епископа, несмотря на угрозы. Были вызваны другие исполнители казни, к которым владыку вывели в солдатской шинели, чтобы замаскировать его духовный сан.

Тело епископа было брошено в общую могилу. Ежедневно возле этой могилы служили панихиды. После прихода в Белгород Белой армии (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па) мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­жёлым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тёк в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми. Мощи были перенесены в Свято-Троицкий мужской монастырь и погребены близ раки святителя Иоасафа Белгородского.

Канонизация и почитание

1 ноября 1981 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских с установлением памяти 28 декабря.

Определением Архиерейского собора Русской православной церкви от 13—16 августа 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

О возможности обретения честных останков епископа Никодима (Кононова) заговорили ещё в 1990-х годах. Павел Альбощий, заведующий кабинетом духовного краеведения Преображенского собора, стал заниматься поиском места захоронения епископа Никодима в 2007 году. Но исследовательские работы были затруднены невозможностью археологических раскопок, хотя существовало немало письменных источников, в которых точно указывалось место погребения — северный придел Свято-Троицкого собора. Первым об этом написал в своей книге «Новые мученики российские» (1949, Джорданвилль) протопресвитер Михаил Польский.

2 ноября 2012 года в Белгороде был вскрыт склеп с останками православного иерарха, предположительно принадлежавшими священномученику Никодиму, обнаруженный при строительстве здания Белгородской митрополии на Свято-Троицком бульваре. После проведения идентификации останков патриарх Московский и всея Руси Кирилл определил: «Найденные останки признать мощами священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского. Внести в месяцеслов Русской Православной Церкви дату обретения мощей священномученика Никодима 20 октября / 2 ноября 2012 года».

29 октября 2017 года митрополит Иоанн (Попов) совершил чин великого освящения и первую литургию в храме в честь священномученика Никодима (Кононова), расположенного в здании Белгородской митрополии на месте обретения мощей священномученика Никодима, что было приурочено к 100-летию начала гонений на Церковь и 5-летию обретения мощей священномученика Никодима.

Рака с мощами святителя находится в храме в честь священномученика Никодима (Кононова) в здании Белгородской митрополии.

Труды

  • Преподобный Иов, Ущельский чудотворец и судьба основанной им обители. СПБ, 1900.
  • Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский. СПБ, 1900.
  • Верное и краткое исчисление преподобных отцев Соловецких; в посте и Добродетельных подвигах просиявших и исторические сведения о церковном их почитании. Агиологические очерки. СПБ, 1900.
  • Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков: очерки СПБ, 1900.
  • Архангельский Патерик. СПБ, 1901 (второе издание — М., 2000).
  • Древнейшие Архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. СПБ, 1901.
  • Русские святые и подвижники благочестия подвизавшиеся и чтимые в пределах СПБ епархии XIV—XVII вв. СПБ, 1901.
  • Преподобный Трифон Печенгский чудотворец и его ученики. СПБ, 1901.
  • Преподобный Александр Свирский и его ученики подвижники. Исторические сведения о церковном их почитании. Петрозаводск, 1904.
  • Отношение к семье и детям преподобного Серафима и старца Амвросия. // Русский Паломник, 1905, № 51, 52.
  • Старцы Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. Москва, 1909.
  • Старец о. Наум Соловецкий — подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.
  • Иоасаф, Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. Курск, 1914.
  • Преподобный Антоний, Сийский чудотворец.

Евангелие

«Между фарисеями был некто, именем Никодим, из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше… Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.».

— Ин.3, 1-20

«Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. И разошлись все по домам».
— Ин.7:50-53

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *