Священные тексты христианства

Священные тексты иудаизма

Священные тексты иудаизма включают в себя, как и в большинстве религиозных традиций, Писание и Предание. Священное Писание иудаизма называется Танах (или ТаНаХ). Это слово представляет собой аббревиатуру, указывающую на три ее составные части: Тора, Навиим (Небиим), Ктувим (Хетубим). Танах в основном идентичен христианскому Ветхому Завету Библии, но имеются различия в структуре.

Тора (закон) в широком смысле слова обозначает Божественное указание или вообще совокупность Божьих заповедей, завещанных избранному народу. Поэтому иначе Священное Писание иудеев называют Письменной Торой, а Предание (Талмуд) – Устной Торой. В данном случае речь идет о Торе в узком смысле – первой части Танаха, состоящей из пяти книг (Хумаш), авторство которых принадлежит пророку Моисею (Моше) и составляет по своему содержанию и концепции единое целое. Она описывает события от сотворения мира до окончания сорокалетнего странствования евреев. Эти пять книг не имеют заглавий как в Библии, а именуются по первому слову в тексте: «Берешит» (В начале) – библейская книга Бытие, «Шмот» (Имена) – Исход, «Вайкра» (И призвал) — Левит, «Бемидбар» (В пустыне) – Числа, «Дварим» (Слова) – Второзаконие. Тора, согласно традиции была записана со слов Бога во время путешествия по Синайской пустыне. Эта часть Танаха имеет в иудаизме особое, возвышенное значение по сравнению с остальными, которые оцениваются как своеобразный комментарий на нее. В самой же Торе центральная роль принадлежит законодательным положениям, из которых выделяются десять заповедей, начертанных Богом на скрижалях завета. Иудейская традиция предписывает каждому верующему иметь свой свиток Торы, лично переписанный, или, что чаще, специально оплаченный.

Вторая часть Танаха – Навиим (Пророки) состоит из восьми книг, которые охватывают период от входа израильтян в Землю Обетованную до захвата вавилонянами Иудеи. Невиим обычно делятся на Ранних Пророков, которые, как правило, носят исторический характер, и Поздних Пророков, которые содержат проповеднические пророчества. К Ранним пророкам относятся книги Иисуса Навина, Судей, Самуила (1-2 Царств в христианской Библии) и Царей (3-4 Царств). К поздним – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и книга 12 малых пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софоний, Аггей, Захария, Малахия). В христианском Ветхом Завете этот раздел насчитывает 21 книгу, так как считается по отдельности.

Третья часть Танаха – Ктувим (Писания) охватывает все остальные книги, различные по жанру и содержанию. Ктувим включает в себя Псалтырь, Притчи Соломоновы, Книга Иова, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник (Екклезиаст), Пророк Даниил, Ездры, Неемии, 1 и 2 Хроники (Паралипаменон). Последние четыре книги объединяются в Танахе в две и, тем самым, Ктувим включает в себя 11 книг.

Таким образом, Танах считается состоящим из 24 книг, но иногда, следуя каббалистическим, мистическим представлениям, соединяя попарно отдельные книги, общее число сводят к 22 – по количеству букв еврейского алфавита. Танах в полном объеме вошел в Библию, но в христианской традиции все книги считаются по отдельности и насчитывают 39 канонических книг Ветхого Завета. Священным языком Танаха является иврит. (11 книг дошедших на греческом языке, не вошли в Танах, но стали частью православной и католической Библии под наименованием неканонические (второканонические), доведя число книг Ветхого Завета до 50.)

Наиболее ранние фрагменты Танаха датируются XII веком до н.э. Масштабная редакция была проведена в период Второго храма, когда к Торе были добавлены Навиим и Ктувим. В своем нынешнем виде Танах сложился к концу I тысячелетия до н.э. и в I веке н.э. был канонизирован. Главными вероучительными идеями Танаха являются последовательный монотеизм и идея богоизбранности еврейского народа. В книгах Танаха отражен почти тысячелетний период истории еврейского народа, которая осмысляется в свете идеи Завета (договора) между Богом и избранным Им народом.

Еврейские комментаторы выделяют в Танахе несколько смысловых слоев. Первый и самый внешний называется «пшат» (простой) содержит прямой смысл. Второй – «ремез» (намек) – «смысл, извлекаемый с помощью намёков, содержащихся в тексте; соотнесение одного фрагмента с другими по аналогичным местам». Более глубинный – «драш» (толкование) и есть полноценный смысл. Самый сокровенный – «сод» (тайна) – каббалистический смысл текста, доступный лишь избранным, познавшим все другие смыслы.

Священное Предание иудаизма — Талмуд (завершенное учение), или, как упоминалось выше Устная Тора. Толкование Торы, Моисеева закона началось еще в V веке до н.э., и на рубеже эр развивалось фарисеями. Традицию фарисеев продолжили таннаи («изучающие»), амораи («толкователи») и савораи («разъясняющие»), ученые, коллективный труд которых увенчался письменным оформлением в III–V веке Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые заключения, дискуссии и решения по разным вопросам, моральные предписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания.

Талмуд состоит из двух частей. Первая, более ранняя часть – Мишна (повторение), произведение таннаев, редакцию и запись которой осуществил Иегуда га-Наси («Иуда-князь»), именуемый также Рабби, около 200 года. Мишна представляет собой комментарий юридических принципов Торы, и оказывается настолько влиятельной, что вытесняет необходимость изучения Танаха из-за его сложности, неактуальности, и наличия скрытых смыслов. Законы, которые рассматриваются в Мишне, систематизируются и разделяются на 63 трактата, расположенных по шести отделам: 1) «Семена» – постановления, молитвы и законы, связанные с земледелием; 2) «Праздники»; 3) «Женщины» – освещение семейных вопросов; 4) «Убытки» – трактаты, посвященные вопросам гражданского и уголовного кодекса; 5) «Святое» – трактаты о жертвоприношениях; 6) «Очищение» – трактаты о ритуальной чистоте.

Вторая часть Талмуда – Гемара (дополнение), стала своеобразным комментарием на комментарий Танаха и оказалось результатом работы амораев, живших в Палестине и Вавилонии (Персии). Они прокомментировали более тридцати (из 63) трактатов Мишны. Значительная часть трактатов не были включены по причинам целесообразности, так как после разрушения Иерусалимского Храма и рассеяния стало невозможным соблюдение ряда предписаний Торы (например, о жертвоприношениях, очищениях). Сама Гемара состоит из двух различных типов текста: Галаха (путь), содержащее толкование норм религиозного права, и Агада (рассказывать), включающая притчи, легенды, предания.

Вначале оформляется Палестинская Гемара отредактированный в III веке раввином Иохананом бар Напахом, которая вместе с Мишной образовала Иерусалимский Талмуд. В нем в частности, указывалось, что 613 заповедей Торы делятся на 365 запретительных, по числу дней в году, и 248 предписывающих, что равно, по тогдашним представлениям, количеству костей в организме человека. Но к IV-V веку под давлением Римской власти религиозная активность в Палестине затухает, а центр иудейской учености перемещается на восток. На территории Персидского царства действуют две академии в городах Суре и Пумбедите, где читаются лекции и обсуждаются возможные способы толкования Мишны и Торы. Значительную часть из них свел воедино и записал Рав Аши (371-423), стоявший во главе академии в Суре, и который почитается как один из вождей иудаизма, наряду с Моисеем (автором Торы) и Иегудой га-Наси (автором Мишны). Его труд стал основой для Вавилонского Талмуда, который в силу авторитетности и общепризнанности Талмудом собственно и считается. В Вавилонской Гемаре приведены мнения около двух тысяч мудрецов, творивших на протяжении ряда веков, которые могут не совпадать и противоречить друг другу. Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов и комментариев к ним. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. Вавилонский Талмуд содержит 36 трактатов, каждый из которых состоит из неразделимых элементов – Галахи и Агады. Галаха – это основной раздел Талмуда, так как в нем внимание уделено нормам, регламентирующим поведение евреев в любой сфере жизни. Вероучению в Талмуде отводится подчиненная роль. Агада – нравственные поучения, исторические предания, мудрые изречения и притчи, иллюстрирующие тексты Галахи.

Ученых более позднего времени, которые могли внести в текст Талмуда только редакционные поправки, именовали савораи. Они закончили свою работу примерно к 530 году, что считается временем формирования Талмуда. После завершения Талмуд становится своего рода народной конституцией, формировавшей духовный облик религиозного еврейства всего мира. Формально текст Талмуда представляет собой своего рода юридический комментарий, посвященный детальному разъяснению, каким образом в различных ситуациях исполнять 613 заповедей Закона, регулирующих все стороны жизни. Считалось, что именно в Талмуде окончательно сформулировано синайское законодательство, к которому добавлено множество дополнительных указаний. В дальнейшем Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Все печатные издания Вавилонского Талмуда повторяют Базельское издание 1578 года, что облегчает ссылки. Всего в издании 5894 страниц. Обычные печатные издания представляют собой от 12 до 20 объемистых томов. Материал размещается следующим образом: в центре страницы помещается фрагмент из Мишны, а по его краям Гемара. В день рекомендовалось изучать по одной странице Талмуда.

Если Танах считать фундаментом иудаизма, то Талмуд можно сравнить с несущими колоннами формирующие здание этой религии. Для всех членов иудейских общин Талмуд являлся одновременно учебно-воспитательной книгой, источником поучений и религиозным кодексом, регулирующим каждый шаг в жизни от рождения до смерти. Постановления Талмуда соединили рассеянный иудейский народ в одно целое, так как евреем стал считаться тот, кто выполняет все религиозные предписания, упомянутые в талмудических трактатах. Это было частью нового служения Яхве, доказательством верности евреев договору между ними и Богом. Покрой одежды, манеры поведения, даже традиция отдельного проживания от иноверцев — все это было закреплено и узаконено в Талмуде. Соблюдение обрядов установленных талмудическим законодательством становится главным критерием принадлежности к иудаизму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *