Священный сосуд 6

Богослужебная утварь

Для совершения Таинства Евхаристии, то есть для Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, а также Причащения верующих используются особые сосуды и утварь: ди?скос, Поти?р, звезди?ца, копие?, лжи?ца и некоторые другие. Эти сосуды могут быть употреблены только в Таинстве Евхаристии, священнослужители должны относиться к ним с особым благоговением. Миряне не имеют права прикасаться к ним, исключение из этого правила составляет тот момент, когда верующие причащаются Святых Христовых Таин, принимая Их губами со лжицы и целуя край Потира.

Ди?скос (греч. круглое блюдо) – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем. К плоскому дну дискоса прикрепляется небольшая ножка, нередко с небольшим «яблоком», или утолщением, в середине, а завершает ножку широкая, но меньших размеров, чем блюдо дискоса, круглая подставка. Во время проскомидии – первой части Литургии – из богослужебной просфоры вынимается Агнец, то есть та ее часть, которая в Таинстве Евхаристии станет Телом Христовым. Дискос служит для положения на нем особым образом вырезанной из просфоры средней ее части с печатью наверху. Приготовление Агнца и положение его на дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике.

Дискос

Таким образом, дискос, во-первых, является образом того блюда, с которого Иисус Христос на Тайной Вечери взял хлеб и претворил его в Свое Пречистое Тело, раздав ученикам; во-вторых, круглое блюдо дискоса означает совокупность всей Церкви и вечность Христовой Церкви, поскольку круг – символ вечности.

В центре этого блюда изображаются два коленопреклоненных Ангела, как бы служащих Агнцу, который кладется между ними. По плоскому краю дискоса обыкновенно пишут слова Иоанна Крестителя о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1; 29).

Поти?р (греч. сосуд для питья, чаша) – круглая Чаша на высокой подставке. Ножка, соединяющая Чашу с основанием подставки, в середине имеет утолщение. Сама Чаша как бы расширяется к своему основанию, таким образом верхний ее край меньше по диаметру, чем нижняя часть. Потир служит для претворения вина (налитого в него на проскомидии) в истинную Кровь Христову (на Литургии верных).

Потир

Непосредственно в алтаре из Чаши причащаются только священники и диаконы, а причащение мирян производится священником с амвона. Затем Чаша торжественно переносится с Престола на жертвенник, что символизирует Вознесение Христа на Небеса. Сама Чаша символизирует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Церковь свидетельствует об этом, называя Божию Матерь Чашей, черплющей радость.

Дискос и Потир берут свое начало от Тайной Вечери. Материалом для их производства служили благородные металлы – золото или серебро. Употреблялись также сосуды из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Деревянные Потиры допускались к употреблению только в самых крайних обстоятельствах (самое распространенное – бедность прихода или монастыря), поскольку этот материал впитывает в себя часть Крови Христовой. Остальные материалы тоже имеют различные недостатки, в результате чего церковными распоряжениями было установлено делать дискосы и Потиры из золота, или серебра, или в крайних случаях, из олова. Благоговение верующих перед совершающимся на их глазах Таинстве Евхаристии понуждало их заботится об украшении священных сосудов драгоценными камнями; Потиры стали делаться из яшмы, агата, обрамлялись серебром и золотом.

На Священные сосуды наносились определенные изображения, но строгих канонов в этом отношении не было. В настоящее время на дискосах изображают Ангелов или Крест; на Потирах с западной, лицевой по отношению к священнику стороны, – образ Христа Спасителя, с северной стороны – образ Матери Божией, с южной – Иоанна Предтечи, с восточной – Крест.

Звезди?ца – богослужебный предмет из двух металлических дуг, соединенных в центре пересечения винтиком с гайкой, что позволяет им:

1. Соединяться вместе, причем одна как бы входит в другую.

2. Раздвигаться крестообразно.

Звездица

Введение звездицы в литургическое употребление приписывается святому Иоанну Златоусту. Она символизирует Вифлеемскую звезду, указавшую волхвам путь к месту Рождества Царя мира. Это выражается словами Евангелия, произносимыми священником после того, как он, завершив проскомидию, ставит на дискос крестообразно раздвинутую звездицу: И пришедши звезда, ста вверху, ид еже бе Отроча (Мф. 2; 9). Кроме того, звезди?ца в сложенном положении означает два естества во Едином Господе Иисусе Христе, которые соединены в нем в нераздельном, но и не слитном единстве, а в развернутом положении она ясно обозначает Крест.

Звезди?ца при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса. Звезди?ца, таким образом, имеет не только духовно-символическое, но и практическое богослужебное значение, которое заключается в предохранении Агнца и частиц, лежащих в определенном порядке на дискосе, от передвижений и смешения при покрытии дискоса покровами.

Копие? – плоский железный нож, имеющий вид наконечника копья, заостренного с обеих сторон. Рукоятка-держатель выполняется обычно из кости или дерева. Оно символизирует то копье, которым воин, по евангельскому свидетельству, пронзил ребра Спасителя. Копие имеет еще одно символическое значение: меч, о котором в Своей проповеди Иисус Христос говорит, что не мир, но меч принес Он на землю. И этот меч духовно как бы рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (см.: Лк. 12; 51–53). Богослужебное употребление копия заключается в том, что оно используется для вырезывания Агнца из первой богослужебной просфоры, а также для вырезывания частиц из остальных просфор.

Лжи?ца – небольшая ложка с крестом на конце рукояти, которой для причащения мирян из Чаши извлекаются частицы Тела Христова, предварительно погруженные в Его Кровь. Так же, как дискос, Потир и звездица, лжица делается из золота, серебра, олова или из металлических сплавов, не дающих окиси. Рука священнослужителя, держащая лжицу и преподающая Тело Христово, символически означает клещи, которыми Серафим взял уголь с алтаря Небесного и коснулся им уст пророка Исаии, очистив их (см.: Ис. 6; 6). Тело Христово, которое преподается теперь в Новозаветной Церкви, и есть тот У голь, который посредством лжицы раздается верующим.

Копие и лжица

Тарелочки без подставок, изготовленные из серебра, часто вызолоченные, также употребляются во время проскомидии. Изображения, помещаемые на них, следующие:

1. Образ Креста. Тарелка с этим изображением используется для вырезания Агнца из первой богослужебной просфоры. Кроме того, она употребляется также на Литургии для разделения на ней Агнца на мелкие частицы, число которых приблизительно должно соответствовать количеству мирян, собирающихся приступить к Причастию. По ее краю делается надпись: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».

2. Образ Божией Матери с Предвечным Младенцем в лоне. Тарелка с этим изображением служит для вынимания на ней частиц из других богослужебных просфор в честь Богородицы, святых, о здравии и о упокоении тех православных, за которых были поданы «записки» на Литургию. По краю этой тарелки пишется: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу».

Ковшик

Эти предметы выполняют вспомогательные функции и символически означают двойственное служение Церкви: Богу и людям. Кроме них для размещения богослужебных просфор и других нужд употребляются еще несколько неглубоких тарелочек большего диаметра с такими же изображениями и надписями. Поскольку на такие тарелки кладутся части просфоры, оставшиеся после вырезания Агнца, т. е. антидор, то они называются антидорными, или анафорными. Слово антидор имеет следующее значение: анти – вместо; дор – дар, т. е. вместодарие, предназначенное тем, кто по разным причинам за Литургией не причащался.

При богослужебных действиях используют также ковшики с рукоятью в виде царской короны с рисунком в середине. На проскомидии в такой сосуд вливается вино и небольшое количество чистой холодной воды в воспоминание Крови и воды, пролившихся из тела Спасителя в тот момент, когда римский воин пронзил Его ребра копьем. По окружности ковшика обычно наносится надпись: «Теплота веры исполнь Духа Святаго». Из ковшика вино с водой в определенный момент проскомидии вливается в Потир, в котором на Литургии верных пресуществляется в Истинную Кровь Христову. Ковшик употребляется также для омовения Потира после потребления (употребления в пищу всего до малейшей крупицы) Святых Даров священником по окончании Литургии. В ковшик вливается вода и вино и из него выливается в Чашу для омовения ее от остатков Крови Христовой и частиц Тела Его, после чего все это с благоговением потребляется священником. Символическое значение ковшика – сосуд благодати Духа Святого, производящей различные благодатные действия.

Для отирания Чаши после ее омовения используется губа? (гу?бка), которая называется в книгах истира?льная губа?. Истиральная губа должна находится на жертвеннике и после вытирания Чаши оставляется на нем. Но современная практика такова, что вместо истиральной губы стали употребляться платы из красной материи, которыми отираются священные сосуды и уста причастившихся священнослужителей и мирян. Они символизируют собой особые действия благодати Божией, предохраняющие людей от невольного осквернения святыни по немощи или невнимательности.

Дискос и Потир после совершения проскомидии – каждый сосуд в отдельности – покрываются малыми покровца?ми (малый покро?в, малый возду?х), а затем оба вместе покрываются общим покро?вом (большой покро?в, большой возду?х). Общее их название в богослужебных книгах – покров, воздух.

Большой воздух

Символически действия производимые с воздухами изображают обстоятельства Рождества Христова, когда Богомладенец повивался пеленами. Таким образом, покровы (или покровцы?) означают в этом смысле именно младенческие пелены Спасителя. Но молитвы, сопровождающие эти действия, говорят о небесных одеяниях Воплотившегося Бога, присваивая покровам символическое значение этих самых одежд воскресшего и вознесшегося Царя Славы.

Несколько символических значений, сменяющих друг друга, имеют покровцы в разные моменты службы. Это и суда?рь (плат, бывший на Иисусе Христе во время его погребения), и Плащаница, принесенная Иосифом Аримафейским, тайным учеником Спасителя, и камень, приваленный к дверям гроба (т. е. ко входу в пещеру, где Господь был погребен). Другие значения действия с покровцами приобретают в минуты Литургии верных: колебание возду?ха во время пения Символа веры означает землетрясение, происшедшее в момент, когда Ангел отвалил камень от дверей гроба, а также участие благодатной силы Духа Святого в тайнах Домостроительства Божия о спасении мира и в деле распространения веры в Господа Иисуса Христа. Перенос Чаши с Престола на жертвенник изображает Вознесение Христа на небо, а покровец на ней – то облако, которое скрыло от глаз апостолов возносящегося Господа, и окончание деяний Христа на земле в Его Первом Пришествии.

Малый покровец

Малые покровцы? представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых тверда и покрывает верх дискоса и Потира.

Четыре конца покровцов, имеющих на себе изображения Херувимов, спускаются вниз, покрывая все боковые стенки священных сосудов.

Большой возду?х выглядит как матерчатый мягкий прямоугольник, в углах которого также вышиваются те же изображения. Материалы, используемые при изготовлении воздухов – парча, шелк и им подобные – украшаются по краям золотой или серебряной каймой, а также орнаментальными вышивками. В середине всех покровов изображается Крест.

Особое место в православном богослужение занимает каждение, которое производится с помощью кадила (кадильницы, угольницы). Кадило, или кадильница – металлический сосуд, состоящий из двух половинок, подвижно соединенных между собой тремя или четырьмя цепочками, которые служат также для ношения кадила и собственно процесса каждения. В чашку кадила кладется горящий древесный уголь, а на него насыпается ладан (древесная ароматическая смола, ливан). В церковном Уставе подробно указывается, когда и как должно быть при богослужениях совершаемо каждение. Каждение, в частности, производится Престолу; Горнему месту; жертвеннику; иконам в алтаре; иконам в иконостасе, в храме; другим святыням; священнослужителям и мирянам.

Уголь для каждения

Верхняя сферическая половина кадила покоится на нижней в виде крышки, изображающей собой кровлю храма, увенчанную крестом, с прикрепленной к нему цепочкой, поднимающей и опускающей верхнюю часть кадила. Эта цепочка проходит свободно в отверстие круглой бляшки с большим кольцом; на бляшке крепятся соединяющие полусферы кадила цепочки; на ней же подвешивается кадило. Концы цепочек укрепляются на нижней половине кадила, под основанием которой, а также в других местах прикрепляются шарики, называющиеся звонцы, с металлическими ядрами, вложенными в них. Во время каждения они мелодично звенят. Материал, из которого изготавливаются кадильницы – золото, серебро, бронза.

Ладан

Свой современный вид кадило получило лишь к X–XI векам. До этого времени кадило не имело цепочек, представляя собой сосуд с ручкой для ношения, а иногда и без нее. Кадильница без цепочек, с рукоятью имела название нация, или кацея (греч. тигель).

Кадило

Уголь, ладан и даже состояние угля имеют свое конкретное таинственно-символическое значение. Так сам уголь, его состав, символизирует земную, человеческую природу Христа, а воспламенившийся уголь – Его Божественное естество. Ладан же знаменует собой молитвы людей, приносимые Богу. Благоухание фимиама, разливающееся ввиду плавления ладана, означает то, что приносимые Христу человеческие молитвы благосклонно приемлются Им за их искренность и чистоту.

Кацея

В молитве на благословление кадила говорится: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эти слова свидетельствуют о том, что благовонный дым кадила – это видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие благодати Духа Святого, наполняющей храм.

Каждение совершается рукой священника, держащей кадило, поступательным движением вперед и назад. Производится каждение перед иконами, священными предметами священно– или церковнослужителями, а также прихожанами, стоящими в храме. Каждение бывает полным, когда кадят алтарь и весь храм по периметру и малым, при котором кадят алтарь, иконостас и предстоящих (находящихся в храме на богослужении людей). Особое каждение совершается у стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии, с начатками плодов – на праздник Преображения Господня, у наполненных чаш – во время водосвятия и во многих других случаях. Каждый вид каждения имеет свой чин, т. е. порядок его совершения, предусмотренный Уставом.

Литийное блюдо

Литийное блюдо – это металлический сосуд с круглой подставкой для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея на литии. На поверхности подставки особым образом закреплены следующие компоненты:

1. Само блюдо для пяти хлебов на ножке.

2. Стаканчик для пшеницы.

3. Стаканчик для вина.

4. Стаканчик для елея (освященного масла).

5. Подсвечник, выполненный обычно в виде ветви с тремя листьями-держателями для свечей.

Водосвятная чаша

Во время совершения вечерни, одной из частей которой является так называемая лития, священнослужитель читает молитвы на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея, которые в этот момент символизируют не только основные земные средства существования человека, но и небесные дары Божией благодати. Количество употребляемых при этом хлебов определяется евангельским повествованием, в котором Господь Иисус Христос чудесным образом насытил пять тысяч человек пятью хлебами (см.: Мф. 14; 13–21). Трисвечник символизирует собой древо жизни, а три горящих на нем свечи – несозданный свет Пресвятой Троицы. Круглая подставка, где расположены стаканчики с пшеницей, вином и елеем, символизирует в этот момент область земного бытия, верхнее блюдо с пятью хлебами – область бытия Небесного.

Кропило для освященной воды

Как для малого, так и для великого освящения воды (в праздник Крещения Господня) используется специальная церковная утварь – сосуд для освящения воды.

Сосуд для освящения воды – большая чаша с круглой низкой подставкой и двумя ручками, закрепленными друг напротив друга. В обиходе этот сосуд называют «водосвятной чашей». На ее восточной стороне закреплены три держателя для свечей, которые в момент освящения воды символизируют дарующую это освящение Пресвятую Троицу. Подставка чаши символизирует земную Церковь, а сама чаша знаменует Церковь Небесную. И то, и другое в совокупности есть символ Богоматери, которой Святая Церковь усваивает наименование «Чаши, черплющей радость».

Баптистерий

Обычно водосвятная чаша имеет крышку, увенчанную крестом, с помощью которой освященная вода сохраняется для нужд требоисполнения.

Таинство Крещения должно совершаться в стенах храма. Лишь «страха ради смертного» (из опасения, что крещаемый умрет) позволяется проводить это Таинство в другом месте, например, в доме больного или в помещении больницы. Существует особая утварь для совершения Крещения.

Купель для Крещения – сосуд в виде большой чаши на высокой подставке, который используется в Церкви для крещения младенцев. Купель повторяет формы водосвятной чаши, но значительно больше ее по размерам, что позволяет полностью погружать младенца в воду при совершении над ним Таинства Крещения. Символика купели полностью совпадает с символикой водосвятной чаши.

Крещение взрослых производится также в помещении храма, с тем отличием, что для них используется так называемый баптистерий, устраиваемый в той части храма, где удобно совершать их крещение (обычно в одном из приделов). Он представляет собой небольшой бассейн, наполняемый водой по мере необходимости. Имеет ступени и перила для удобства погружения крещаемых. Поскольку вода в баптистерии освящается, после совершения Таинства Крещения она выпускается в специальный подземный колодец, находящийся обычно на территории храма.

При некоторых храмах есть так называемые крестильные комнаты и даже отдельно стоящие крестильные храмы. Назначение этих помещений – крещение младенцев (по вере их родителей или родственников) и взрослых, сознательно желающих стать членом Святой Православной Церкви.

В Таинстве Крещения используется также ковчежец – прямоугольный ящик, служащий для хранения следующих предметов:

1. Сосуда со Святым Миром.

2. Сосуда с освященным елеем.

3. Помазков, представляющих собой либо кисточку, либо стержень с ватным шариком на одном конце и крестом на другом.

4. Губки для отирания Святого Мира с тела крещеного.

5. Ножниц для пострижения волос на главе крещаемого.

При совершении Таинства Брака используются венцы, которые являются неотъемлемой принадлежностью церковного бракосочетания. Их значение при этом таково, что оно предопределило возникновение другого названия Таинства Брака – Венчание. Венцы всегда являлись принадлежностью царствующих особ и употребление их в Таинстве Брака автоматически переносит это их символическое значение на жениха и невесту. Основание для этого дано Самим Христом, уподобляющим человеческий брак духовному союзу Христа (как Царя) с Церковью (как Царицей) (см.: Мф. 9; 15). Поэтому венцы обрели вид императорских корон, сделанных из металла, с иконами Спасителя (для жениха) и Божией Матери (для невесты).

Ковчежец с принадлежностями для совершения Таинства Крещения

Брачные венцы являются образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны супруги в Царстве Небесном, если их совместная жизнь будет приближаться к евангельскому идеалу.

Брачные венцы

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Потир

Потир из ризницы Ипатьевского монастыря в Костроме.Калеж Яна Лося. 1-я четверть XV века. Епархиальный музей в Плоцке.

Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латинском обряде — калеж, от лат. calix) — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении вина и принятии Святого Причастия.

Как правило, потир — глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием, большим по диаметру, иногда сделанная из ценных материалов (золота, серебра), бронзы, поделочных камней. Первые чаши изготавливались из дерева, около III века появились стеклянные потиры. С IV века получили распространение золотые и серебряные потиры.

Часто ножка имеет утолщение в форме яблока. Потир содержит в себе два круга, верхний и нижний, в чём заключается его сходство с дискосом. Украшается потир орнаментом, изображениями святых. Потир — образ чаши, переданной Христом на Тайной вечере своим ученикам:

Пейте от неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Потир хранится вместе с другими священными сосудами на жертвеннике, или в особом сейфе. Обычно в православных храмах бывает несколько потиров: в большие праздники, когда служат много священнослужителей и много причастников, используется самый большой (вместительный) потир, из которого иногда Христова Кровь разливается в другие потиры для причащения мирян сразу из нескольких чаш.

Для переноса Святых Даров причащающимся на дому применяются специальные потиры с герметично завинчивающейся крышкой.

Чашей (с крышкой) также называют ещё один сосуд, в котором до полной Литургии хранят вынутые из просфор частицы при поминовении имён во время Великого поста.

Энциклопедичный YouTube

Церковная утварь

На надгробной доске митрополита Антония изображены практически все виды церковной утвари и священных сосудов

Церко́вная у́тварь — принадлежности православного храма, имеют особое символическое значение и давнюю историю происхождения. В данном списке они сгруппированы по местоположению внутри храма.

Алтарная часть

Престол

  • Престол, или Святая трапеза (устаревш. „Жертвенник“) — в православном храме освящённый стол, находящийся в середине алтаря, который покрывают облачением. Облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием, или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Индитию может заменять (или дополнять) позолоченный металлический оклад под стеклом. В престол полагается в особом ковчежце частица святых мощей христианских мучеников. На престоле полагаются антиминс, Евангелие, напрестольный крест (обычно два), дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах над престолом устанавливается киворий (навес в виде купола с крестом).
  • Антиминс — плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного святого мученика и надписанием (подписью) правящего епископа. Для сохранности антиминс завёртывается в другой шелковый плат, называемый илитоном. Он символизирует сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Вместе с антиминсом в илитон заворачивается губка (губа антиминсная) для собирания частиц Святых Даров. В латинской традиции (как у католиков, так и протестантов), илитону соответствует корпорал.
  • Напрестольное Евангелие с ленточкой. Иногда на престоле может быть ещё одно или даже два требных Евангелия.
  • Напрестольный крест (один или два креста) — выносное распятие для осенения молящихся и целования его ими, полагается на южную (правую) сторону престола (второй крест — на северную (левую) сторону престола).
  • Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся Святые Дары — Тело и Кровь Христовы, используемые для причащения вне литургии, например: больных на дому. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название кивот.
  • Лампада (на подножке, перед дарохранительницей) — на престол ставится только священнослужителями. Возжигается перед богослужениями, а после их окончания обычно тушится.
  • Дароносица — переносная дарохранительница для ношения Святых Даров вне храма, может находиться как на престоле (рядом с дарохранительницей), так и на жертвеннике.
  • Алавастр со святым Миром (ми́рница), иногда вместе с крестильным ящиком — ставится рядом с дарохранительницей.
  • Два напрестольных све́щника, в каждый из которых устанавливаются по одной свече и на время праздничного богослужения ставятся на юго-восточный и на северо-восточный углы престола.
  • Плащаница Иисуса Христа лежит на престоле с Пасхи до Её отдания (всего в течение 39 дней).
  • На престоле могут освящаться обручальные кольца, монашеские одежды, иконы и некоторые предметы церковной утвари.

У престола

  • Семисвечник — подсвечник большого размера с семью свечами (чаще с семью лампадами), который ставят на пол у восточной стороны престола (реже на восточную сторону престола, если семисвечник маленького размера.
  • Запрестольные крест с иконой — распятие и двустронняя икона на древках, примерно одинакового размера. Их ставят на пол у восточных углов престола (крест — справа, икону — слева). Износятся на крестный ход.
  • Горнее место — возвышенность с архиерейским троном к востоку от престола.
  • Киворий, алтарная сень — дополнительный балдахин над престолом на колоннах. Сооружается редко.
  • Две рипиды — прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Рипидами диаконы веют над Дарами при их освящении и после освящения. Ставятся рядом с запрестольными крестом с иконой, но ближе к Горнему месту. Рядом с ними на специальных подставках или полочках ставятся также трикирий и дикирий — выносные подсвечники для двух и трех свечей соответственно. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трехплетёные, осеняльные или осеняльники.
  • На эти же подставки в большие церковные праздники могут ставиться вазы с живыми цветами.
  • Перед престолом с западной стороны часто расстилается ковёр для предстоятеля.
  • Во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков.
  • Престол

  • Антиминс (печатный)

  • Евангелие в драгоценном окладе

  • Напрестольный крест

  • Дарохранительница

  • Лампада

  • Киворий

  • Крест запрестольный выносной

  • Семисвечник рядом с престолом

  • Дароносица для хранения Св. даров, чаши для причастия и лжицы.

Жертвенник

Находится налево от престола, в северной части алтаря. Это небольшой стол, внешне похожий на престол, украшается тканью. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения — совершается проскомидия. На жертвеннике могут стоять следующие предметы:

  • Дискос — священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова
  • Потир — священный сосуд (чаша) для вина/Крови Христовой.
  • Звездица — священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
  • Копие — священный сосуд, нож, для вынимания агнца и частиц из просфор.
  • Лжица — священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян.
  • Губка или плат или илитон — для вытирания священных сосудов.
  • Покровцы — два малых матерчатых плата (покрова), которыми покрываются отдельно чаша и дискос.
  • Возду́х — большой матерчатый плат (покров), которым покрывается чаша и дискос вместе.
  • Ковш или коре́ц — в нем подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.
  • Миниатюрная Голгофа или Распятие с предстоящими. На Литургии перед Голгофой на жертвенник ставится подсвечник со свечой или лампада.
  • На жертвенник могут возлагаться поминальники, синодики, записки за здравие и о упокоении.
  • Потир

  • Дискос с установленной сверху звездицей

  • Копие

  • Лжица

  • Покровец

  • Воздух

Также в алтаре

  • Кадило — курительница с крышечкой на цепочках (иногда со звонящими бубенцами); кадильница — с ручкой (кацея́), небольшой запас ладана и кадильных углей, плитка для их разжигания и вытяжка дыма.
  • Диаконские свечи (обычно две свечи) — с ними пономари предшествуют духовенству на малом и великом входах, а также при торжественном выносе Евангелия, плащаницы и креста.
  • Иерейские свечи в ручных подсвечниках.
  • Примики́рий — большой подсвечник с одной свечой, ставится перед царскими вратами во время чтения Евангелия и причащения священства.
  • Трехсве́чник пасхальный на кресте (бывает с пасхальным яйцом).
  • Сосуд с богоявленской водой для преподаяния её тем, кто не может причаститься.
  • Колокольчик для обозначения звоном коленопреклонных моментов на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • Электрический чайник для приготовления «теплоты»/кипятка.
  • В шкафу пономарей всегда должно быть несколько листов чистой бумаги, карандаш, салфетки или чистая тряпочка, свежее полотенце, бутылка с лампадным маслом, запасные свечи с работающей зажигалкой, графин питьевой воды с чистым стаканом.
  • Если в алтаре устроен рукомойник или умывальник, то сливаться вода от него должна не в городскую канализацию, а в отдельно выкопанный (и не замерзающий зимой) сухой колодец, не попираемый ногами. Туда же должна выливаться использованная вода после мытья церковной утвари и полов храма.
  • Кадило

  • Благословение дикирием и трикирием

  • Две рипиды

Ризница

Ри́зница, также и Сосудохрани́тельница, могут располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад). В ризнице хранятся неиспользуемые в данном богослужении облачения, иконы, церковная утварь и богослужебные книги.

  • Хоругви — иконы на высоких шестах
  • Фонарь пасхальный на древке. Носится впереди процессии на всех крестных ходах (не только в Пасху)
  • Ящик крестильный
  • Венцы брачные
  • Венцы

Сосудохранительница

  • Священные сосуды — тип церковной утвари (см.).
  • Блюдо для принесения «теплоты» (кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
  • Литийница
  • Еле́йница с кисточкой для помазания
  • Водосвя́тная чаша (кандия́) с Кропилом
  • Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
  • Ковш разливочный или коре́ц
  • Тарель — чаще называется «блюдо» входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом
  • Набор для соборования
  • Печать для просфор
  • Свечегаситель

Помимо этого, устарелые или редкоупотребимые:

  • Панагиар — используется в монастырях при совершении Чина о панагии.
  • Посуда, используемая при архиерейском Чине омовения ног.
  • Посуда, используемая при архиерейском чине Воздвижении Креста Господня.

Мироваренная палата:

    • Котел и другая посуда для варки мира
    • Алавастр — сосуд (кувшин) для хранения и переноса мира.
  • Литийный прибор

  • Панагиар

  • Тарель

  • Котел для варки мира

  • Алавастр

Текстиль

  • Алтарные облачения — ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
  • Орлец — круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу.
  • Пелена — плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте.
  • Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы.
  • Риза — покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах.
    • Об одеяниях священства см. Православное церковное и литургическое облачение и Цвета богослужебных облачений
  • Ковры и дорожки

  • Пелена

  • Плащаница

  • Хоругвь

Прочий храм

  • Иконы и иконостас
  • Киот, Оклад иконы
  • Купель для крещения
  • Бак для раздачи святой воды, освящённой малым чином (на водосвятных молебнах).
  • Голгофа ставится посреди храма на чтение 12-ти страстных евангелий и великих (царских) часов в великую пятницу и при совершении чинопоследования пассии.
  • Распятие напольное ставится за гробом при отпевании.
  • Колокола для созыва в храм молящихся и указания им особых моментов в богослужении.
  • Жезл архиерея или наместника/игуменьи монастыря.

мебель:

  • Аналой — употребляемый при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом; иногда бывает складным.
  • Гробница под плащаницами Иисуса Христа и Богородицы
  • Свечной ящик — у входа в храм
  • Кану́н (Тетрапо́д) — панихидный столик с изображением Распятия и ячейками для свечей, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.
  • Лити́йный столик, он же может использоваться как Столик запивочный (после Причащения) и столик для Артоса.
  • Столик для приношений.
  • Скамьи, Седалища, монастырские Стасидии.

свет:

  • Елейник — лампадка к иконе или киоту, размещённая перед образами.
  • Паникадило — большой потолочный подсвечник со множеством свечей, зажигается в торжественные моменты богослужения.
  • Кандило — подсвечник перед иконами.
  • Аналой перед иконостасом

  • Иконостас и подсвечник перед иконой

  • Елейник

  • Паникадило

Мощехранилища

  • Ковчежец — небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий.
  • Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей.
  • Рака — ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба.
  • Энколпион — небольшой ковчежец прямоугольной, округлой или крестообразной формы
  • Ковчежец

  • Мощевик

  • Рака

> См.также

  • Православное церковное и литургическое облачение
  • Цвета богослужебных облачений

Примечания

  • Основы православия: Церковная утварь

Богослужебные предметы

(18 голосов: 4.4 из 5)

Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.

Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.

Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.

Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.

Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.

Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.

Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.

Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.

Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.

Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.

Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.

Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).

Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.

Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.

Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.

Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.

Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.

Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.

Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.

Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).

Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.

Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.

Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *