Святая Ангелина сербская

Мать Ангелина

Многим кажется, что Ангелина – имя какое-то совсем не православное. Но одна святая Ангелина в Церкви есть. Она была сербской княгиней, вышла замуж за слепого и часть жизни прожила в изгнании. А ее муж и двое сыновей тоже прославлены в лике святых. Что же это была за семья?

Преподобная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гергетег, Сербия

Судьба Ангелины Бранкович, принадлежавшей к роду правителей Черногории, была тяжелой вдвойне: в личной жизни – она пережила своего мужа и обоих своих сыновей, и в общественной – на ее глазах ее родина оказалась под властью турок.

Ей суждено было жить в самый тяжелый для Сербии период – в начале 15 века. Немного времени прошло со знаменитой и печально известной Косовской битвы (28 июня 1389 года), в которой 25 тысяч сербов и их союзников были разбиты сорокатысячной турецкой армией. После битвы турки на несколько лет приостановили экспансию в Европу, но Сербия сначала частично, потом полностью потеряла свою свободу – на пять столетий.

Мужем Ангелины стал последний сербский деспот (этот титул, перенятый сербами от византийцев, означает «государь») – Стефан Слепой, они обвенчались в 1461 году. Один из епископов, знакомый со Стефаном, описывал его как человека могучего, большого роста, державшегося с достоинством, умного и серьезного, хорошо знавшего Библию. И слеп Стефан был вовсе не от рождения…

Судьба его и его семьи очень непроста. Когда его сестру Мару вынужденно отдали в гарем турецкого султана Мурада Второго, и Стефан поехал в Турцию вслед за ней, он был заподозрен в заговоре и в 1441 году ослеплен вместе со своим старшим братом.

Кстати, это та самая Мара, царица сербская, единственная из женщин, ступившая на землю Святой Горы Афон – греческой «монашеской республики». Она приехала на остров, чтобы передать святыни, захваченные турками в Константинополе. По преданию, царицу на остров не допустила сама Богородица, которую монахи почитают покровительницей Афона. Мара подчинилась, передала дары сопровождавшим ее вельможам и отплыла.

Но вернемся в Сербию. Стефан Слепой правил сербами совсем недолго. Вскоре его оклеветали, и князь вынужден был бежать от гнева соотечественников. Ангелина разделила с мужем его скитания. Скрываясь от расправы, семья бежала сначала в Албанию, а потом около 10 лет супруги жили в Италии. В изгнании родились их дети – сыновья Джурадж и Йован, дочь Мара.

Перед смертью в 1476 году Стефан не написал завещания, но пытался просить поддержки для своей семьи у жителей сицилийского города Рагузы, где они жили тогда: «Вижу, что близок конец мой. Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих. Завещание не о чем писать мне, не оставляю родным моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений. Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою Богородицей и святыми мою Ангелину и детей моих. Что вы для них сделаете, то и Бог для вас сотворит».

Ангелина осталась одна с тремя детьми на чужбине… В 1486 году благодаря поддержке венгерского правителя она смогла поселиться в селе Купиново в Венгрии. Туда она перенесла гроб мужа. Предание гласит, что когда гроб несли к храму, исцелился горбун, согбенный много лет. Мощи деспота Стефана Слепого оказались нетленными…

Необычна судьба сыновей Ангелины.

Старший, Джурадж, еще молодым ушел в монастырь. Сначала он правил венгерскими сербами, и даже успел жениться – на итальянке Изабелле, родственнице венгерской королевы Беатрисы. Но брак долго не продлился: распался из-за различий в вере.

В 1497 году Джурадж принял постриг с именем Максим. Политическая власть перешла к младшему его брату Йовану. Но и тот правил всего несколько лет и скончался в 1502 году. Впоследствии он был причислен к лику святых. Наследников Йован не оставил: у него и его супруги Елены Якшич, некровной родственницы русского князя Василия III, рождались одни дочери.

После смерти Йована Ангелина с сыном Максимом переехала в Валахию (ныне – область на юге Румынии), взяв с собой мощи Стефана и Йована. Максиму было суждено короткое время управлять Церковью Валахии. Когда было необходимо, он выполнял и дипломатические функции; ему удалось примирить князей Валахии и Молдавии; он основал первую в Валахии типографию.

Позже Максим станет митрополитом Белградско-Сремским и построит знаменитый монастырь Крушедол, где по смерти в 1516 году и будет захоронен.

Монастырь Крушедол

Монашеский постриг приняла и Ангелина, раздав при этом все свое имущество нищим.Ее еще при жизни называли «мать Ангелина» – за кроткий и терпеливый нрав, строительство храмов и благотворительность.В этом же году она отправила своего духовника Евгения к московскому князю Василию III, прося позаботиться об обителях и церквах покоренной Сербии. Московский князь не отказывал в помощи.

В конце жизни Ангелина стала настоятельницей женского монастыря рядом с Крушедолом и мирно скончалась в 1520 году. Мощи свв. Йована и Стефана, святых Ангелины и Максима были положены вместе в Крушедольской обители. Однако можно сказать, что злоключения семьи на этом не закончились: в1716 году турки сожгли монастырь вместе с мощами святой Ангелины и членов ее семьи.

Сохранилась только левая рука преподобной – она хранится в восстановленной обители. Крушедол находится в современной Сербии, в области Фрушка-гора, называемой еще сербским Афоном за обилие старинных монастырей.

Мощи преподобной Ангелины Сербской. Монастырь Крушедол, Сербия

Сегодня любой паломник может побывать там, увидеть сохранившееся старинные фрески, помолиться и вспомнить мать Ангелину – человека исключительно тяжелой судьбы, но удивительной стойкости.

Тропарь преп. Ангелине Сербской, глас 8

В тебе, мати, известно спасеся, еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Ангелино, дух твой.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной Воеводе:
Вышняго живота желающи сподобитися, нижнюю пищу тщательно оставила еси, и богатство твое расточила еси нищим, и Небесное богатство прияла еси, и по смерти нас освящаеши, и чудеса твоя, всехвальная Ангелино, источаеши. Темже твое успение святое почитаем, взывающе: радуйся, мати прехвальная.

Именины Евангелины

Когда именины Евангелины по церковному календарю

О святых с таким именем не известно, потому Евангелина может праздновать день ангела только в свой день рождения.

Значение и характеристика имени Евангелина

В переводе с греческого данное имя означает «благая весть». Также его часто переводят как «вестница» или «посланница».

Девочка, названная этим необычным именем, в детские годы будет слегка замкнутой и закрытой. Любым забавам со сверстниками она предпочтет занятия или игры в одиночестве, при чем, чувствуя себя при этом комфортно, получая радость и положительные эмоции.

Родителям не стоит переживать из-за подобного поведения дочери, так как это – всего лишь своеобразная черта характера малышки.

Взрослея, девушка, наоборот, становится зависимой от общества – ее всегда окружают друзья, с которыми она проводит практически все свое свободное время.

Евангелина обладает хорошо развитым логическим мышлением, аналитическим складом ума, и отлично учится в школе, а после – в университете.

Выбирает она чаще всего серьезные и ответственные профессии – доктора, педагога, журналиста, и отдается выбранному делу полностью, без остатка.

В вопросах отношений с представителями противоположного пола девушка обращает внимание в первую очередь на материальное положение претендента на руку и сердце. Именно деньги являются для Евангелины синонимом власти, комфорта и счастья.

В то же время, характер супруга должен быть мягким и покладистым, а испытываемые им чувства к девушке – искренними и серьезными.

Создав семью с таким человеком, обладательница рассматриваемого имени будет чувствовать себя защищенной и счастливой, с удовольствием заниматься хозяйством и воспитывать детей.

Поздравление для Евангелины с именинам в стихах

1.
Евангелина, тебя поздравляя,
Я желаю тебе всей душой
Чтоб жила ты, тревоги не зная,
Интересно, легко, хорошо!

Чтобы все у тебя получалось,
И хранил тебя бог до конца,
А печаль никогда не касалась
Твоего молодого лица!

2.
Евангелина, тебя поздравляю,
Будь веселой, счастливой всегда!
А еще от души я желаю,
Чтоб не знала беды никогда!

Чтоб всегда тебе солнце светило,
Чтоб цвела ты под ним, как весна!
Чтоб всегда ты веселой ходила,
Оставалась всегда молода!

СМС поздравления Евангелины с именинами

1.
Евангелина, поздравляю, и здоровой быть желаю!
Не печалиться, не злиться, молодеть и веселиться!

2.
Пусть под созвездием удачи проходят ночи все и дни,
Жизнь будет радостней и ярче, полна улыбок и любви!

Так когда же поднимать бокал за здравие этой девочки (женщины)?

  • 14 июля. В этот день почитают святую Ангелину Сербскую.
  • 12 августа. В этот день вспоминают не только Ангелину, но и всех сербских святых.
  • 23 декабря. «Ангелы» этой даты — не только Ангелина Сербская, но и ее супруг, а также сын (более подробно об этом достопочтенном семействе вы прочтете ниже).

Важно: все даты, представленные выше, указаны в православном церковном календаре.

Что касается католических именин, их можно отмечать:

  • 4 января. В этот день все верующие вспоминают Анджелу из Фолиньо, итальянскую монахиню-францисканку. Известна благодаря книге, написанной в стиле мистицизма, о любви к Иисусу Христу и общении с ним.

  • 27 января. День памяти святой Анжелы Меричи, монахини-урсулинки (основала эту женскую конгрегацию). Воспитывала девушек в христианском ключе.

Церковная форма имени и происхождение

В случае с данным именем церковная и светская формы не различаются. Ангелина (в некоторых странах оно может звучать как Анжела, Ангела, Анжелика) в переводе с греческого означает «вестница» или «ангел».

Какими судьбой и характером может похвастаться носительница данного имени?

Многим кажется, что обладательница этого небесного имени должна быть сущим ангелом во плоти. Но (как и с большинством «очевидных» имен) все получается в точности до наоборот. Характер у большинства Анжел сильный, упрямый.

Интересно, что зимняя Анжела самая упрямая, с нею крайне трудно договариваться; она очень меркантильна, ради собственной выгоды может обмануть даже родного человека. В то время как летняя Анжела чрезвычайно доверчива. Например, сразу после школы она может влюбиться в альфонса, выйти за него замуж и загубить себе всю молодость.

  1. Детство. Малышка с ранних лет начинает конфликтовать с мамой, не желая беспрекословно слушаться ее. Она любит командовать, а если ей что-то не по душе, тут же сердится. Может запросто подраться с мальчишками.
  2. Школа. Учиться она не любит. Впрочем, готовясь к выпуску, сама берется за нужные ей книги, не прося ни у кого помощи.
  3. Юность. Это домоседка, не особо горящая желанием ходить в гости к подружкам. Впрочем, если те забегают к ней самой, очень радуется. Она кажется милой, но недолго. На самом деле это — страшная ревнивица, считающая парня (а иногда еще и подругу) своей собственностью. Иногда девушка старается быть хорошей, и глубоко прячет от других, да и от себя самой тоже, собственное самолюбие — но все выливается в склонность к интригам и сплетням.
  4. Зрелые годы. Это отличная хозяюшка. Таких женщин иногда называют «лошадками» (в хорошем смысле), так как они постоянно работают, никогда не устают, не болеют, их не «сбивают» с ног даже постоянный недосып и недоедание.

Если вы верите в удачу, вам будет интересно узнать, что камнем-талисманом носительницы данного имени считается лазурит, хризолит и бирюза, а цветом имени — синий, морской волны, светло-зеленый. Идеальный знак зодиака: Водолей, Весы.

Что касается совместимости по именам, лучшими спутниками жизни этой девушки считаются Алексей, Владимир, Валентин, Игорь, Кирилл, а также Юрий. Плохой совместимостью обладают такие мужские имена, как: Анатолий, Владислав, Вениамин, Григорий, Геннадий, Дмитрий, Даниил, Олег.

«Персональный ангел»: житие святой Ангелины

Ангелина Сербская, также известная как мать Ангелина или Ангелина Српска (именно так записывают ее имя на родине) — благородная женщина, дочь албанского князя Георгия из рода Арианити. Сведений о ее матери не сохранилось, известно только, что та вырастила девочку доброй и благочестивой.

Ее супругом был Стефан Бранкович, сербский правитель. В браке с ним Ангелина родила четверых детей, двух мальчиков и двух девочек. Впрочем, счастье их было недолгим: семье пришлось провести около десяти лет в изгнании, прячась от турок в одной из итальянских областей.

После смерти ее супруга Ангелина переселилась в область Срем, где ее семье было выделено имение. В этой же земле было перезахоронено тело ее супруга.

Практически сразу после переезда женщина приняла монашеский постриг. С помощью русского князя Василия Третьего (отца Ивана Грозного), который дал ей деньги, и своего сына Максима стала строить церковь, в которую поместила останки супруга (люди уже почитали их чудотворными). Рядом были построены кельи для монахинь. Церковь разрослась до размеров монастыря, названного Крушедол. Ангелина стала его первой матерью-настоятельницей.

Хоть в начале 18 века он и был сожжен турками, но позже сербы бережно восстановили его, и Манастир Крушедол существует до сих пор, а к тому же, считается одним из самых значимых памятников культуры своей страны.

Больше о святой Ангелине, а также ее почитаемом семействе вы можете узнать из этого видео:

После просмотра у вас мог остался единственный логичный вопрос — что означает приставка «деспотисса», приписанная к имени святой? Неужели это женская версия слова «деспот», то есть «тиран»? Отвечаем: действительно, это слово пошло от «деспота», но значит оно совсем не то, о чем вы подумали! В Сербии имелся такой титул, который попал в эту страну из Византии. Он обозначал высшее придворное положение, дарованное правителем за особые заслуги, а в случае с Сербией был аналогией княжеского титула. То есть, деспотисса Ангелина означает «правительница».

Преподобная Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона

В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), сербов и болгар. И быть может именно этой духовной общностью и духовным родством объясняется та многовековая взаимная братская любовь, которая связывает эти народы.

Сербские и Русские монахи с XII века подвизались в одной обители – в Старом Нагорном Русике, поскольку сербы не имели еще тогда своего монастыря. Основатель Сербской автокефальной Церкви и создатель Сербской Лавры на Афоне (монастырь Хиландарь) свт. Савва Сербский принял постриг именно в этой обители – Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (ныне он называется Старый Русик). Но и после того, как сербы перебрались в свою собственную обитель, они не прерывали духовных дружественных связей с Русиком.

После того, как связь Руси с Афоном прервалась по причине княжеской усобицы и монгольского ига, так что русские подвижники не могли приходить на Афон, сербские монахи сохранили Русик от запустения.

Мощи св. влкмч. Пантелеимона в Русском монастыре на Афоне В 1309–1310 гг. братия Русского монастыря укрыла Игумена Хиландаря Даниила от каталонских пиратов, в следствии чего обитель было сожжена дотла латинскими фанатиками. Сербский Царь Стефан Душан, осознавая ответственность за происшедшее, полностью восстановил обитель и подарил ей в 1347 г. бесценное сокровище, которым она украшается по сей день – честную главу св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Сербские правители, оказывая щедрую поддержку Русскому монастырю, при этом никогда не пытались сделать его Сербским, не смотря на то, что некоторое время его населяли исключительно сербы. Они всегда констатировали факт, что лишь временно оберегают Русик, поскольку истинные его хозяева не могут до поры этого делать.

Наконец, в самом начале XVI в., когда Русь освободилась от монгольского ига, Сербские государи передали Московским князьям ктиторство над их отчиной на Святой Горе – Русской обителью св. вмч. Пантелеимона.

Решающую роль в этом важном историческом событии сыграла деспотиса Сербии преп. Ангелина, чье имя на века вписалось в историю Русского Афона.

Краткое житие св. Ангелины

Преп. матерь Ангелина, деспотица Сербская. Фреска Сербской Лавры Хиландарь Преп. Ангелина происходила из рода православных албанских князей и с детства воспитывалась в страхе Божием. Ей было суждено стать супругой Сербского деспота Стефана Бранковича, сына деспота Георгия Бранковича (1427–1456). Сербский деспот Георгий был одним из ктиторов Русского монастыря. В архивах обители сохранилась грамота, датируемая примерно 1430 г., и свидетельствующая о помощи, которую оказывал Георгий Бранкович Русику.

В 1441 г. Стефан вместе с братом Гргуром отправились в Турцию, чтобы навестить и поддержать родную сестру, насильственно взятую в гарем султана. Оба брата были схвачены, обвинены в заговоре, заточены в темницу и ослеплены. В это время скончался их отец – деспот Георгий, и временным правителем стал самый младший его сын – Лазарь (1456–1458), уступивший затем престол вернувшемуся из заточения старшему брату Стефану. За два месяца до падения Сербии под ударами турок, некоторые придворные предали своего государя и тайно способствовали его свержению еще до начала турецкого нашествия. Они оклеветали деспота Стефана и изгнали его из Отечества. Прав. Стефан претерпел многие беды и нужды. Он отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого князя-страдальца Стефана и по благословению родителей вышла за него замуж. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. Плодом их благословенного брака стали два сына Георгий и Иоанн, а также дочь Мара. Однако счастье их продолжалось недолго – им вновь пришлось бежать от нашествия магометан и скрываться в Италии. 9 октября 1476 г. блаженный Стефан отошел ко Господу. Впоследствии он был причислен к лику святых.

Святой Ангелине пришлось сполна испить чашу вдовства, изгнания и материнского болезнования о добром воспитании троих детей. Она обратилась с просьбой о помощи к Венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота, но Георгий отказался от него в пользу младшего брата Иоанна. В 1495 г. Георгий постригся в монашество с именем Максим. В 1502 г. отошел ко Господу молодой деспот Иоанн, ставший последним деспотом Сербии. Св. Ангелина с монахом Максимом переселилась в земли Валашского воеводы Иоанна Радула, взяв с собой мощи супруга Стефана и сына Иоанна. Воевода Иоанн также отличался благочестием и боголюбием. Некоторое время он оказывал покровительство Афону. В Русском монастыре сохранились грамоты сего государя о пожаловании ежегодной милостыни Русику. Он был покровителем монастыря с 1492 г. Особенно щедрую помощь оказывал он с 1502 г., когда в пределы его владений прибыла св. Ангелина. Вероятно, именно она сподвигла воеводу увеличить милостыню Пантелеимоновой обители, совершенно лишившейся покровительства. В Валахии монах Максим, сын Ангелины, принял епископскую хиротонию.

Свв. Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сыновья святой Иоанн (Бранкович) и свт. Максим (Бранкович) и супруг святой Стефан деспот. Икона. Сербия. XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации (Сербская Православная Церковь). По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию.

Вскоре – 18 января 1516 года – он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

Преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сыновья Бранковичи и Свв. Савва I архиепископ

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря.

Ковчег с частью мощей преп. Ангелины и других Бранковичей в монастыре Крушедол. Фото иером. Игнатия (Шестакова)

Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне

В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду.

В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания:

Преп. Ангелина Сербская. Иконописный подлинник «Благочестивому и христолюбивому, и свише от вишнаго промисла изабраному, и Богом хранимому господину, великому кнезу Восилию всеи Рушкие земле и више. Смерена монахиа Аггелина, бивша деспотица, челом бию твоей милости лицем земли и прошу твою милость, що ест монастир у Святои Горе святого Паньтелеимона, твое милости отчина. Инши монастири имают своего хтитора, некотори Иверского цара, а други Власкога воеводу, а монастир святого Пантелеимона иншего хтитора не има, котори жалует святи монастир, тачию твое царство. И всеблаги Бог да умножит лета мноха твоему царству. Аминь».

И хотя в архиве Пантелеимонова монастыря хранится переписка с Великими князьями Василием II и Иоанном III, однако именно это послание св. Ангелины можно считать историческим актом передачи прав ктиторства над Русским монастырем на Афоне государям Руси.

27 июля 1509 г. Великий князь Василий III написал преп. Ангелине ответное письмо. Вот выдержка из этого послания:

«Писала еси к нам о манастыри святого Пантелеимона, иже на Святеи Горе, что иного ктитора не имать, оприч нас; и нам бы ему помагати. И тот монастырь от прародителеи и родителеи нашых здание наше, и мы, как наперед сего тот манастырь, здание прародителеи и родителеи наших, дозирали и милостынею помогали, так и ныне, и вперед, оже даст Бог, тот монастырь святого Пантелеимона, богомолью нашу, хотим дозирати и милостинами помогати доколе даст Бог.

А ныне есма послали в Пантелеимонов манастырь на милостыню и на монастырские потребы с старцом с Семионом Пантелеимонова манастыря пять сороков соболеи да пять тысяч бел. Да с Семионом же есма, с старцом Пантелеимонова манастыря, послали белоградскому митрополиту Феофану и всему священнеишему собору на церковные потребы три сорока соболеи да три тысячи бел, да ковш серебрян, а велели есма им молити Бога и пити из него за наше здравие. А в Кучаину к Спасову Преображениу в Сысоев монастырь Серпьские земли игумену Феофану и священнико, и старцо, и в того монастыря послали есма на милостыню и на монастырские потребы с Семионом же с старцом сорок соболеи да пятьсот бел. А старца того монастыря Сысоева, Ионикея, отпустили есма с Семионом же вместе. А о том тебе ведомо чиним того для, чтобы та наша милостыня до них дошла. Да и вперед, оже даст Бог, хотим их дозирати и милостынями помагати и доколе Бог даст».

Вел. кн. Московский Василий III Иоаннович, в схиме Варлаам (1479-1533) С этого момента начинаются теснейшие вязи Русских государей с Русской обителью на Афоне. Великий князь оказывает помощь Русику, делает пожертвования и щедрые вклады.

При русском дворе Великого князя Василия появляется посланник султана Кемар. Также и княжеский посланник Василий Коробов начинает посещать Константинополь. Несомненно, государь ходатайствовал перед султаном о Русской обители на Афоне. Благодаря этому ходатайству султан обратил непосредственное внимание на положение Русика и запретил своим чиновникам притеснять его. Два дочерних монастыря Свято-Пантелеимоновой обители вне Афона в Каламарии и в Сидерокавсии были восстановлены в своих древних правах. Предстательство Великого князя Василия дало основание будущим старцам обители просить следующего государя Иоанна Васильевича о таком же заступничестве.

Через посредство Русского монастыря в этот период времени, по воле Великого князя, доставлялась милостыня для самого Прота и других обителей Афона. Это привело к усилению значения Русской обители на Афоне, как было это в прежние времена в домонгольский период.

Упомянутый эпизод истории является важной вехой во взаимоотношениях Русского Афона и Руси. Последняя вышла из периода кровавых междоусобиц, сплотившись вокруг дома Пресвятой Богородицы – Успенского собора Московского Кремля, осознав себя в качестве удела Божией Матери.

Московские великие князья как хранители дома Пресвятой Богородицы осознавали себя хранителями православной веры на Руси, собирателями и строителями государства. Ныне же десница промысла Божия открыла перед ними новый горизонт: отчина и ктитория их – не только Русская Земля, но и вся православная вселенная. Русь впервые после 1238 года обратила свой взор за пределы своего внутреннего мира. Инокиня Ангелина умоляла Великого князя Василия III принять покровительство хотя бы только над сродственной ему Русскою обителью.

Старый Русик. Древнерусская обитель св. Пантелеимона на Афоне. Рисунок В. Григоровича-Барского, 1744 г.

Но русские государи и цари осознавали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы, каковыми некогда были византийские императоры и сербские господари. Фактически это было постепенное вступление русских государей в обязанности Удерживающего. Русик же стал их посредником во взаимоотношениях со Святой Горой и другими славянскими православными государствами. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы в это время было обусловлено еще и тем, что они вместе остались единственным оплотом и единственной опорой православия в мире. Все другие православные государства, все другие помесные Церкви находились в османском пленении.

С посланцами игумена Русского монастыря Василий III посылает неоднократно милостыню в Сербскую землю, в митрополию, в монастыри, и самой преподобной Ангелине. Между монастырем и государем завязывается постоянная переписка. Обитель более не ограничивается в сроках посещения Руси для милостыни. Однако скромные насельники Русика не любили без острой нужды докучать и выказывать себя. Князь сам вновь и вновь приглашает игумена прислать старцев за большей, как он пишет, милостыней, и скорбит, что они не приходят: «…И вы нам таких старцов и до сех мест не присылывали. И как вам будет пригоже, и вы бы и ныне такых старцов к нам прислали, с кем бы нам было пригоже ту милостыню к вам послати». В одной из грамот государь так и пишет, чтобы игумен обители и впредь присылал старцев за милостыней, когда того захочет.

В 1533 году в Москву прибывет сам настоятель Свято-Пантелеимоновой обители игумен Гавриил. Князь жертвует своей богомолии на Святой Горе 3000 золотых, что по тем временам было баснословной суммой. На обратном пути старцы будут ограблены разбойниками. На что Государь поднимет служилых людей всех властей, и литовских и валашских, с требованием найти разбойников и вернуть похищенное. Практически вся сумма была возвращена и доставлена на Святую Гору.

Св. Ангелина Сербская. Икона. Сергиев Посад Однако со временем греки стали пробовать и вскоре научились осуществлять сношения с Россией в обход Русского монастыря. Ватопед и Великая Лавра почти на полвека заслонили его значение. Это стало главной причиной будущего упадка обители. Русик не успел твердо встать на ноги и укрепиться в канун новых потрясений (Ливонской война и Смутного времени). После окончания смуты, в эпоху патриаршествования Никона, в России вообще восторжествовали грекофильские предпочтения; Русский монастырь на Афоне перестал иметь значение духовного центра для пореформенной России, которая не осознавала важности своего присутствия на Афоне. Это вело к ущемлению интересов обители в греческой среде и к неминуемому в таких условиях упадку. В пришедшую же вскоре Петровскую эпоху монастырь и вовсе перестал пополняться насельниками из России, что привело к временному пресечению Русского монашества на Афоне и разрушению Старого Русского монастыря. Так закончилась славная эпоха постепенного возрождения Русского монастыря на Афоне и восстановления исторических связей с Отечеством, начало которому было положено приснопамятным деянием преп. Ангелины Сербской.

В год празднования 1000-летия Русского монашества на Афоне братство Русского монастыря с особой благодарностью и молитвенной памятью поминает имя святой Ангелины Сербской, проявившей столько заботы о Русской святогорской обители и потому, по достоинству, являющейся ее ктитором. А также с признательностью вспоминает вклад Сербского народа в сохранение Русской отчины в Уделе Пресвятой Богородицы на Святой Горе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *