Святая Екатерина покровительница екатеринбурга

Содержание

Екатерина Александрийская

Запрос «Святая Екатерина» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Екатерина Александрийская

Ἁγία Αἰκατερίνη ἡ Μεγαλομάρτυς


Святая Екатерина (икона XVII века)

Родилась

287
Александрия, Египет, Римская империя

Умерла

305
Александрия, Египет, Римская империя

Почитается

в православной, католической, армянской церквях

В лике

великомучеников

Главная святыня

мощи в Синайском монастыре

День памяти

в православной церкви: в одних поместных церквах (например, в РПЦ, СПЦ) — 24 ноября (7 декабря), в других (Иерусалимская церковь и Афон) — 25 ноября (8 декабря), в третьих (Константинопольская, Антиохийская и др.) — 25 ноября; в католической — 25 ноября

Атрибуты

корона, колесо с шипами, меч, кольцо, книги, пальмовая либо лавровая ветвь

Подвижничество

мученическая смерть

Медиафайлы на Викискладе

Екатери́на Александри́йская (греч. ἡ Ἁγία Αἰκατερίνη ἡ Μεγαλομάρτυς; 287—305) — христианская великомученица, родом из Александрии, мученическую кончину которой относят ко времени правления римского императора Максимина (или Максенция).

Первое житие св. Екатерины было составлено на греческом языке не ранее VI-VII веков, древнейшая сохранившаяся рукопись относится к VIII веку. Известия о праздновании её памяти и о её мощах — также не старше VIII века, когда её мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Монастырь стал привлекать много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло и на Запад, где ей было посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае для защиты паломников сформировался орден рыцарей св. Екатерины (ок. 1063/1067). В России Петром Великим был учреждён дамский орден Екатерины св. великомученицы, или орден Освобождения (24 ноября 1714, просуществовал до 1917).

Память совершается в Православной церкви 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 25 ноября. Одна из четырнадцати древних святых, почитавшихся в западной (Римской) церкви как «святые помощники». Небесная покровительница итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга. К ней восходит женское личное имя Екатерина и его производные. Житие святой во многих местах совпадает с жизнью учёной Гипатии Александрийской (350/370 — март 415), растерзанной христианскими фанатиками.

Художественно-символически изображается увенчанная короной, с книгой, символом её знаний, с пальмовой ветвью, знаком мученичества на колесе с шипами; иногда с мечом, которым её обезглавили.

Имя

Церковное предание выводит имя святой из греч. Άεί καθαρίνα — «всегда чистая». Чтобы подчеркнуть связь с чистотой (греч. καθαρός), народная этимология изменила изначальный звук -τ- на -θ-, что нашло отражение и в латинской форме имени. Католический историк XVI века Цезарь Бароний считал, что это имя она приняла при крещении, а до этого носила имя Доротея («данная Богом»), упомянутое Руфином в латинском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, где приводится сюжет, сходный с житием св. Екатерины.

Научная этимология имени (греч. Αικατερίνη, ‘Εκατερίνη) остаётся дискуссионной: оно может происходить от греч. ἑκάτερος «каждый из двух» или от имени богини Гекаты.

Жизнеописание

Источниками жизнеописания святой Екатерины являются: 3 анонимных мученичества, мученичество святой Екатерины в рукописи, приписываемой Афанасию (Анастасию), называвшему себя стенографом и слугой Екатерины, и Мученичество, составленное Симеоном Метафрастом.

Родилась Екатерина в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того, она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Была обращена в христианство сирийским монахом, крестившим её под именем Екатерина. По преданию после крещения во сне к ней явился Иисус Христос и вручил ей кольцо, назвав своей невестой (см. Мистическое обручение святой Екатерины).

Екатерина приняла мученическую смерть в период правления императора Максимина Дазы в начале IV века. Она пришла в храм во время праздничного жертвоприношения, совершаемого Максимином, и призвала его оставить языческих богов и обратиться в христианство. Царь, поражённый её красотой, пригласил её после праздника к себе и попытался убедить оставить христианскую веру. Для спора с образованной девушкой были приглашены многочисленные философы, которые были побеждены ею в споре, за что император предал их огню.

Максимин сам вновь пытался убедить Екатерину поклониться языческим богам, но не смог этого добиться. По его приказу девушку били воловьими жилами, а затем заключили в темницу. Там её посетила супруга императора, называемая в житии Августой или Василиссой (её привел друг императора военачальник Порфирий). Екатерина убедила её, Порфирия и пришедших с ними слуг в истинности христианской веры.

С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки:

Лукас Кранах Старший. Алтарь св. Екатерины, центральная часть: Мученичество св. Екатерины. 1506. Картинная галерея. Дрезден

Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть.

— Димитрий Ростовский. Жития святых. 24 ноября

Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.

После этих событий Максимин вновь призвал к себе Екатерину и предложил сделать её своей женой, если она принесёт жертву языческим богам. Святая отказалась, и Максимин приказал казнить её через отсечение головы. По преданию, из раны вместо крови вытекло молоко.

Франсиско де Сурбаран. Погребение св. Екатерины

История мощей

Кольцо, выдаваемое паломникам

После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.

В алтаре монастырского кафоликона, базилике Преображения, в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ежедневно после часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝA (святая Екатерина). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и всегда открыта верующим для поклонения.

В Германии хранятся две частицы мощей великомученицы Екатерины: в церковном музее г. Фульда (часовня 14 святых помощников) и в Немецком музее холодного оружия г. Золинген (Грефрат). В Золингене рядом с частицей мощей помещена колба с миром от этой частицы мощей.

В 2010 г. часть мощей была передана в дар Екатерининскому собору в Царском Селе.

Споры об историчности

Картина Караваджо, 1595-96 годы

Вопрос об историчности существования святой Екатерины является дискуссионным. Ряд исследователей считают её анонимной христианкой, о которой сообщает Евсевий Кесарийский:

Одна из женщин, предназначенных служить сластолюбию тирана, христианка, очень известная и блиставшая в Александрии, победила страстную и безудержную душу Максимина своей мужественной твердостью. Она славилась богатством, родовитостью, образованием и сочла все это второстепенным сравнительно с целомудрием. Он умолял и упрашивал её, но был не в силах убить готовую к смерти; побеждаемый более страстью, чем гневом, он наказал её ссылкой и забрал всё её имущество.

У Руфина в латинском переводе Церковной истории Евсевия эта женщина получила имя Доротея, что соответствует имени святой до её обращения в христианство. Цезарь Бароний предполагает, что Екатерина могла вернуться из ссылки, о которой пишет Евсевий, и принять мученическую смерть у себя на родине в Александрии.

Существует также версия, что прообразом Екатерины могла послужить убитая христианскими фанатиками Гипатия Александрийская, жизнеописание которой во многих местах почти в точности совпадает с житием святой. Этой версии, в частности, придерживался проф. П. Ф. Преображенский.

Святая Екатерина в геральдике

Екатерина и её атрибуты (особенно символы её мучений) присутствуют в ряде гербов. Обычно она изображается с мечом и колесом, целым (герб Кулдиги) или разбитым (герб Санкт-Катаринена), иногда присутствуют корона, меч и колесо (герб Мёмбриса, герб посёлка Мурино Всеволожского района Ленинградской области), меч и колесо (герб берлинского Вайсензе) или одно колесо (герб и флаг бельгийского города Вахтебеке).

Святая Екатерина в фильмографии

Год Русское название Оригинальное название Роль
2014 ф Екатерина Александрийская Katherine of Alexandria Екатерина / Николь Кэнихарт / Nicole Keniheart

> Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Екатерины Александрийской кратеру на видимой стороне Луны.

> См. также

  • Церковь Святой Екатерины — список церквей, посвящённых святой Екатерине Александрийской.

Примечания

  1. 1 2 Екатерина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Сегодня — день покровительницы города Екатеринбурга // NewDayNews.RU, 07.12.2012
  3. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 109. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  4. 1 2 3 4 Екатерина Александрийская // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 100-115. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
  5. Patrick Hanks and Kate Hardcastle, eds., Oxford Dictionary of First Names, 2nd ed. (Oxford: Oxford University Press, 2006), 154.
  6. Димитрий Ростовский. Житие и страдание святой великомученицы Екатерины
  7. Глава императорского дома привезла в Царское Село мощи святой Екатерины // Фонтанка.ру, 05.06.2010
  8. VIII, XIV 15 // Евсевий Кесарийский. Церковная история.

Литература

  • Екатерина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Беломестных М. А., Герасименко Н. В., Гринченко О. С., Лукашевич А. А. и др. Екатерина Александрийская // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 100—115. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.

Ссылки

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Акафист святой великомученице Екатерине

300 лет Екатеринбургу

Идея наименования города в честь великомученицы Екатерины принадлежала генералу Георгу Вильгельму Геннингу (или как его называли в России — Виллиму Ивановичу Геннину). Часто заводы назывались по названию реки, на которой строились, однако новый завод-крепость, как центр горного дела, должен был носить название особое и величественное.

Традиционно во всех христианских странах, в том числе в России, многие города, селения, улицы назывались в честь Спасителя, христианских праздников, великих святых. Незадолго до строительства завода-крепости на реке Исети, был построен Санкт-Петербург, названный в честь святого апостола Петра, небесного покровителя Императора Петра I. Вероятно, в связи с этим В. И. Геннину пришла идея наречь новый завод-крепость в честь небесной покровительницы супруги Петра I, Императрицы Екатерины. Он отправил Императорской чете блюдо, изготовленное из первой меди, полученной на новом заводе; на блюде была сделана надпись «Катеринъ Бурхъ» (т. е. город святой Екатерины). В письме Императорской чете генерал писал о том, что новый завод-крепость он «осмелился именовать до указу Катериненбурх, а заводы — Катеринбургские, в память высокославного имени Вашего величества». Следует отметить, что В. И. Геннин предлагал назвать город именно в честь имени Императрицы, то есть в честь ее святой, а не в честь ее самой. Императорская чета, почитавшая своих небесных покровителей, одобрила предложение В. И. Геннина, и город был наречен в честь великомученицы Екатерины.

Лютеранская кирха в Казани. Гравюра с фото А.И. Бренинга. 1916

Лютеранство в России появилось в первой половине XVI века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван IV пригласили с Запада ремесленников, художников, торговцев, аптекарей, печатников. Среди лютеранских проповедников было немало людей ученых, это нравилось Ивану Грозному, их учение он находил близким к истине. Однако свобода религиозных отправлений, предоставленная лютеранам в православном государстве, была вызвана скорее тем, что они не обнаруживали стремления к занятиям политикой и пропагандой. Во время ливонской войны 1558–1582 годов взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относится упоминание о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь пасторе Скультете1.

Согласно «Уставу иностранных вероисповеданий» лютеранская церковь в России делилась на консисториальные округа, округа – на пробства (благочиния), состоявшие из приходов.

Возглавляла церковь находившаяся в Санкт-Петербурге генеральная консистория, собиравшаяся два раза в год. Приходские пасторы избирались из лиц, окончивших богословский факультет в Юрьевском (Дерптском) университете2.

С открытием в 1804–1814 годах университета в Казань прибыли К. Ф. Фукс, И. Ф. Эрдман, Ф. Л. Брейтенбах, X. Френ и другие профессора из Германии. В 1816 году, «внимая желанию членов университета лютеранского исповедания», община избирает своим пастором профессора Ф. М. Томаса3.

Первая лютеранская церковь (кирха) появляется в Казани при Петре I4. В 1863 году по проекту архитектора Л. К. Хрщоновича в стиле эклектики на улице Покровской, теперешней Карла Маркса, было выстроено каменное здание лютеранской церкви Святой Екатерины, сохранившееся до наших дней5. К церкви прилегал двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых находилась квартира пастора. Общине принадлежало также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.

В 1926 году лютеранство исповедовали 53 казанца6. Согласно новому советскому законодательству такого количества прихожан для сохранения общины было недостаточно, и в 1929 году постановлением ТатЦИКа церковь была закрыта.

Г. А. Двоеносова,
научный сотрудник Национального архива Республики Татарстан
Журнал «КАЗАН–КАЗАНЬ», №9–12, 1996

1. Энциклопедический словарь. – Спб.1. Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 521.
2. Там же. – Т. XVII. – С. 257.
3. НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 263. Л. 2.
4. Энциклопедический словарь. – Спб.: Изд. Ф.А. Брокгауза, И.А. Эфрона, 1898. – Т. XXV. – С. 523.
5. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. – Казань: Изд-во «Эйдос», 1993. – С. 142.
6. НА РТ. Ф. Р–5852. Оп. 1. Д. 730. Л. 2 об., 30.

Лютеранская кирха. Интерьер. Вид на алтарь. Фото нач. XX века

В Казани немцы жили уже в XVI веке, но об их численности и жизнедеятельности в ту эпоху известно мало. Во время Ливонской войны 1558-1583 взятые в плен немцы и шотландцы целыми тысячами были расселены в разные города России с правом свободного исповедания своей веры. К этому времени относятся архивные упоминания о лютеранской общине в Казани и проповедовавшем здесь и одновременно в Нижнем Новгороде и других общинах Центральной России пасторе старейшего в России лютеранского прихода церкви св. Михаила в Москве (1575–1587) Йоахиме (Иоакиме) Скультете (Joachim Scultets), бывшем придворном священнике голштинского герцога Магнуса фон Озеля, брата датского короля Фридриха II.

Строительство лютеранской кирхи в Казани году началось в 1767 году. Этот год был знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его императрицей Екатериной II (24.04.1729–6.11.1796; императрица с 28.06.1762) и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина. Утверждённый в Казани в 1767 году немецкий приход церкви Св. Екатерины включал в себя территории Казанской губернии и города Чистополь. Лютеранская церковь Святой Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) была открыта в 1771 году. Первое ее двухэтажное каменное здание было построено на месте нынешней лютеранской кирхи на Покровской улице (ныне ул. К. Маркса, 26). Эта церковь простояла всего три года; в июле 1774, во время штурма Казани Емельяном Пугачевым, все её деревянные конструкции сгорели вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 – и снова в камне – церковь была на деньги прихожан восстановлена. Церковь в Казани служила одновременно лютеранам всех войск, военных и гражданских учреждений: военного училища, резервных войск, гарнизонного батальона, военного госпиталя, порохового завода, жандармских и полицейских команд, арестантской роты, тюремного замка, гражданского каземата,1-й и 2-й гимназий, Родионовского института, Мариинского женского училища.

Лютеранская кирха. Интерьер. Вид хоры и орган. Фото нач. XX века

После долгих спокойных лет благополучной размеренной мирной жизни первые стеснения и неудобства в отправлении религиозных обрядов немцы-лютеране Казани стали испытывать с началом первой мировой войны: в обществе нарастали шовинистические настроения. Но гораздо большую опасность для самого существования Лютеранской церкви принесли с собой антирелигиозные идеи победившей Октябрьской революции 1917 года и насильственное внедрение их в реальную жизнь. Полнокровная жизнь лютеранской общины Казани в течение предшествующих столетий обеспечивалась регулярными весомыми пожертвованиями прихожан — всё это были состоятельные люди. Но за годы революции и гражданской войны их число резко убавилось. Собственность большинства из них была экспроприирована по мандатам новых властей; часть людей эмигрировала или просто была уничтожена. Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. По новому советскому законодательству такого количества прихожан было недостаточно для сохранения общины. Тем не менее, 17 июня 1926 года Казанская лютеранская община заключает с Казгорсоветом договор о бессрочном пользовании зданием лютеранской церкви Святой Екатерины и евангелическо-лютеранским кладбищем г. Казани (утверждён на заседании секретариата Казанского городского Совета 06.07.1926).

По церковной конституции 1924 года (окончательная её редакция была принята на конференции в Москве 14-16 октября) к Евангелическо-лютеранской церкви России было отнесено 190 приходов, организованных в 17 синодальных (пробстских) округов (ЕЛЦ насчитывала 905 тысяч прихожан, против 1 млн. 249 тыс. человек в 1917 году). Казанский приход, наряду с приходами Екатеринбурга, Владимира, Златоуста, Уфы, Перми, Нижнего Новгорода, Симбирска и Вятки, входил в состав Поволжско-Камского синодального округа (всего 9 церковных приходов; центр пробства располагался в Нижнем Новгороде).

Архивные материалы донесли до наших дней скупую информацию о пасторах лютеранского прихода Казани и пробстах Поволжско-Камского синодального округа.

В приходе служили 9 пасторов:

  • Август Кристоф Виттнебен (August Christoph Wittneben), пастор в Казани в 1768-1782.
  • Иоганн Густав Лютер (Johann Gustav Luther), пастор в Казани в 1783-1794.
  • Филипп Христиан Михаэль Гёринг (Philipp Christian Michael Goering), пастор в Казани в 1795-1817.
  • Иоганн Михаэль Томас (Johann Michael Thomas), пастор в Казани в 1818-1823.
  • Карл Эдуард Кофки (Carl Eduard Koffky), пастор в Казани в 1837-1847.
  • Петер Август Пундани (Peter August Pundani), пастор в Казани в 1848-1881.
  • Рихард Генрих Валькер (Richard Heinrich Walker), пастор в Казани в 1880-1903.
  • Эдуард Карл Гохайзель (Eduard Karl Hoheisel). Родился 04.03.1864 в Ревеле. Ординирован 21.05.1900. С 1903 – пастор в Камско-Ижевске, с 1903 по 1918 – в Казани. Эмигрировал, умер 16.03.1944 в Бинце.
  • Альфред Бюттнер (Alfred Buetner (Buttner?)). Родился 16.07.1867 в Риге. Ординирован 21.03.1893. В 1900-1924 – пастор общины св. Елизаветы в Кронштадте. С 1924 по 1933 – пастор в Казани. Умер после 1941, проживая в это время в Москве.

Кстати, первые три пастора – А. К. Виттнебен, И. Г. Лютер и Ф. Х. М. Гёринг – проводили с 1776 по 1806 богослужения в Нижнем Новгороде (в этот период там не было своего приходского священника).

В памяти казанских немцев – старожилов города – остался часто приезжавший Казань для совершения религиозных таинств (причащения и крещения) возглавлявший Поволжско-Камское пробство Эрнст Фридрих Иозеф Гольцмайер (Ernst Friedrich Josef Holzmayer). Родился 14.05.1867. С 1894 – пастор во Владимире, с 1894 по 1923 – в Нижнем Новгороде, в 1925-1928 – в приходе св. Михаила в Москве. Пробст Поволжско-Камского округа. Умер 16.05.1928 в Москве.

Лютеранская кирха. 2001

Последние два месяца 1929 года стали последними и в функционировании в Казани лютеранской церкви и самом существовании лютеранской общины. 10 ноября 1929 года общее собрание прихожан постановило «сделать всё зависящее от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование церкви и общины». Однако в заявлении приходского Совета лютеранской общины г. Казани в НКВД ТАССР от 13 ноября 1929 года говорится следующее: «Фактическое претворение в жизнь означенного постановления оказалось невыполнимым, т. к. нет возможности собрать требующегося по закону числа подписей под договором. Вследствие изложенного церковный совет вынужден общину ликвидировать и просит Народный Комиссариат Внутренних дел, сделать зависящее распоряжение о приёме церковного имущества согласно существующих описей». 14 ноября в НКВД ТАССР поступает заявление пастора лютеранской общины г. Казани А. А. Бюттнера: «Довожу до сведений НКВД, что вместе с ликвидацией ев. лютеранской общины я прекращаю заниматься священнослужением и прошу меня из числа служителей церквей г. Казани исключить». 19 ноября Народный Комиссариат Внутренних Дел — «ввиду поданного заявления церковным советом ев. лютеранской религиозной общины по ул. Карла Маркса д. 26 об отказе от пользования церковным зданием» — «объявляет, что в течение недельного срока от сего числа верующие граждане евангелическо-лютеранского вероисповедания могут подать в НКВД заявление о желании взять в пользование указанное здание для богослужебных целей. По истечении недельного срока здание будет закрыто». 6 декабря Президиум ЦИК ТАССР принимает по представлению НКВД постановление: «действие договора, заключённого Казгорсоветом с общиной евангелистовской лютеранской церкви, прекратить и церковь закрыть, передав здание в распоряжение Казгорсовета для использования под культурно-просветительное учреждение». Последним аккордом в этой печальной истории может послужить текст постановления Президиума ЦИК ТАССР от 27 декабря 1929 года: «Передать орган из закрытой лютеранской церкви в распоряжение Восточного музыкального техникума, предложив НКПросу оформить эту передачу по согласованию с НКФ (Госфонд)». В конце концов разобранный на части церковный орган закончил свою жизнь на чердаках местного музучилища.

Новым хозяином церковных помещений стал НКВД ТАССР, затем МГБ, МВД и т. д. Собственно, хозяин оставался один и тот же, менялись лишь названия органов внутренних дел в ходе их реорганизации. Бывший молельный зал (Kirchenschiff) был превращён со временем в спортивный зал общества «Динамо». Все строения вокруг основного церковного здания были снесены либо стали частью пристроенных к зданию помещений клуба (культурного центра) МВД ТАССР (с декабря 1991 года – Республики Татарстан). Клубные помещения органов внутренних дел республики слились со старинным зданием кирхи в единый архитектурный ансамбль, охватив его плотным полукольцом. Обитатели этих помещений за многие десятки лет уже почти забыли, в чьём владении и пользовании находилось когда-то старинное здание по улице Карла Маркса, дом 26. Такое положение дел сохранялось до 11 декабря 1996 года.

Лютеранская кирха. 2000. Фото Норберта Хуссонга

За десятилетия социалистического строя далеко зашедшие процессы ассимиляции немецкой общины, ускоренные тяжёлыми бедствиями второй мировой войны, а также глубокая атеизация общества в буквальном смысле изуродовали духовную жизнь казанских лютеран, практически сведя её на нет. Если в первые годы после национализации здания кирхи немцы-лютеране ещё продолжали собираться небольшими группами на частных квартирах, лишь условно соблюдая церковную традицию, уже без участия рукоположенных в сан пасторов, то ко второй половине 1930-х и евангелическая, и национально-культурная традиции были окончательно прерваны. Большинство представителей немецкой общины города были репрессированы как буржуазные элементы (они поначалу не бедствовали), как троцкисты и иные оппозиционеры (это были образованные люди) и как германские шпионы (так как были немцами). В годы же последней страшной войны лучше было вовсе не быть немцем, – это оставляло шанс выжить. С тех пор история российских немцев обернулась национальной трагедией. У российских немцев как народа со своеобразной самобытной историей, ставшего в конечном итоге субэтносом одновременно двух этносов – немецкого и русского, осталось к настоящему времени исчезающе мало шансов сохраниться в новейшей истории. Это явилось следствием двух глобальных и в какой-то мере взаимосвязанных исторических событий – октябрьской революции 1917 года в России и Второй мировой войны.

Лишь с началом перестройки в СССР могли быть сформулированы и поставлены в повестку дня вопросы национально-духовного возрождения. В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать Евангелическо-лютеранскую церковную общину г. Казани, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания ее церкви; организовать в Казани национально-культурное общество, призванное объединить всех немцев Казани, желающих национального самосохранения, не утративших интереса к родному языку и культуре. Это были Елена Оттовна Вегнер, Роберт Рудольфович Нольте, Георгий Оскарович Эльстинг, Александр Николаевич Кошель, Владимир Яковлевич Шаберт и Виктор Георгиевич Диц (первые пять человек уже давно являются гражданами Федеративной Республики Германии). Начинали мы с совместного изучения Библии и самостоятельного проведения богослужений на частных квартирах.

Первым проповедником возрождённой лютеранской общины стал Георг Эльстинг, а первым председателем Совета общины был избран Роберт Нольте. С отъездом в 1995 году в Германию Георгия Оскаровича Эльстинга проповедником общины становится Давид Викторович Эпп. Возрождённая община всегда будет помнить духовное подвижничество первых своих проповедников.

Собрание учредителей воссоздаваемой в городе лютеранской церковной структуры мы провели 4 октября 1990 года. Официально наша лютеранская церковная организация была зарегистрирована Исполнительным комитетом Казанского городского Совета народных депутатов 21 ноября 1990 года (рег. № 1046; ИНН 1653001227; поставлена на учет в ГНИ по г. Казани 2 января 1991 года, рег. № 30) под названием «Религиозное общество Евангелическо-лютеранской церкви».
Первым Председателем Совета Евангелическо-лютеранской церковной общины после ее образования был избран А. Н. Кошель, затем – с момента ее регистрации по 12 января 1995 года – Р. Р. Нольте, с 12 января 1995 года по 3 октября 1995 года – И. А. Петрова (Крамер), с 3 октября 1995 года по 16 сентября 1996 года – Д. В. Эпп, с 16 сентября 1996 года по ноябрь 1998 – В. Г. Диц, с ноября 1998 по май 2000 –В. Э. Мячина (Яук), с мая по август 2000 – О. И Милюхина (Рапп), с сентября 2000 – В. Я. Музафарова (Ильчер).

Вскоре после воссоздания лютеранской общины она арендует – совместно с Казанским обществом немецкой культуры (в 1993 преобразовано в Казанское немецкое общество имени Карла Фукса) – помещения в Клубе МВД РТ, исторической частью здания которого были помещения бывшей лютеранской кирхи. В этих арендуемых у МВД помещениях и осуществлялась в 1991-1996 годах вся национально-культурная и духовная жизнедеятельность немцев Казани.

После наших шестилетних дипломатических усилий по возвращению немецкой лютеранской общине её исторического наследия – здания кирхи – это, наконец, свершилось. В памятный зимний день 11 декабря 1996 года (этот день мы приближали, как могли), наряду с увековечением памяти знаменитого культуртрегера, врача, этнографа, учёного-естествоиспытателя, профессора и одного из первых ректоров Казанского университета Карла Фукса (это наша гордость и наше знамя!), состоялась торжественная церемония вручения мэром Казани Камилем Исхаковым символического ключа от старинного здания лютеранской кирхи Епископу Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России Зигфриду Шпрингеру. Торжества 11 декабря проходили при участии высоких российских и зарубежных гостей, в том числе заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России Василия Николаевича Лихачёва, посла ФРГ в России Эрнста-Йорга фон Штуднитца, представителей городского руководства партнёра Казани из Нижней Саксонии Брауншвейга.

Лютеранская кирха. 2007. Фото Ольги Петровой

Общая площадь переданных лютеранской общине в бессрочное безвозмездное пользование помещений составила 872,6 кв. метра. К сожалению, к 1996 году – после долгих лет эксплуатации – здание кирхи приобрело очень неприглядный вид и находилось в полуразрушенном расстоянии. Объём уже начатых работ по реставрации и ремонту церковных помещений огромен. Реставрация кирхи – главная задача нашей лютеранской общины и Казанского немецкого общества имени Карла Фукса на ближайшие несколько лет. Часть внутренних помещений в здании к настоящему времени уже восстановлена и возвращена к активной национально-культурной и духовной жизни. К 2005 году (к 1000-летию Казани) отреставрированы крыша и фасад здания.

В октябре 1995 года в лютеранскую общину Казани впервые приезжает из северогерманского города Эльмсхорна пастор Теодор Артур Русс (Theodor Artur Russ). Казанская община не видела ординированных лютеранских пасторов с 1933 года. Пастор Русс четырежды приезжал в этот город для проведения богослужений и работал здесь по несколько месяцев, в том числе со своей женой и верной соратницей Эльфридой (Elfriede Russ). Они оставили здесь своё сердце.

В октябре 1996 года в преддверии официального возвращения здания кирхи немецкой лютеранской общине Казани с визитом в этом городе находился Архиепископ (тогда ещё Епископ, или Бишоф) Евангелическо-лютеранской церкви в России и других государствах (ЕЛЦ, или ELKRAS) д-р теол. Георг Кречмар (Georg Kretschmar). Это был единственный в истории визит Георга Кречмара в Казань.

С февраля 1999 года пастор Русс передает эстафету духовного руководства лютеранской общиной Казани пастору Кристиану Херману (Christian Herrmann) из Людвигсхафена. Его супруга Криста (Christa Herrmann) также часто сопровождает мужа в его поездках в Казань и помогает ему во всех его делах. В процессы христианских деяний Кристиана Хермана в далёкой России были вскоре вовлечены и его друзья: Вернер Фесс (Werner Fess), Норберт Хуссонг (Norbert Hussong), Ренате Грюнхольц (Renate Gruenholz).

Лютеранская кирха. 2009. Фото с сайта gokazan.ru

С 1997 года в лютеранской кирхе Казани поочерёдно с Д. В. Эппом читала проповеди и избранная в 1998-м председателем церковного Совета Валентина Эдуардовна Мячина. До мая 2000 года (вплоть до момента своего выезда в Германию) она вела духовную работу в общине совместно с вышеназванными германскими пасторами, проводя богослужения во время их отсутствия в Казани. В настоящее время проповедницей в казанской общине является Вера Яковлевна Музафарова.

Благодаря пасторам Руссу и Херману лютеранские общины Татарстана установили (и укрепили существовавшие ранее) тесные связи с единоверческими общинами в Федеративной Республике Германии (Эльмсхорн, Людвигсхафен, Брауншвейг, Бухенау-Эльмсхаузен, Остельсхайм). Без помощи Евангелической церкви Германии казанским лютеранам вряд ли удастся самостоятельно осилить огромный объем работ по реставрации здания церкви св. Екатерины. Но расширение и укрепление связей с братьями и сестрами далёкой Германии дает надежду на успешное решение этой важной задачи.

В 2000 году община прошла перерегистрацию в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан (рег. № 826/р (50) от 20 июня 2000 года) под названием: местная религиозная организация «Евангелическо-лютеранская церковь св. Екатерины г. Казани».

21 ноября 2000 года лютеране Казани торжественно отметили 10-летие официальной регистрации церковной общины. Казанская лютеранская община еще в первой половине 1990-х годов вошла в состав Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦ ЕР) и, соответственно, Евангелическо-лютеранской церкви в России, на Украине, Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ).

В. Г. Диц,
член Совета общины ЕЛЦ св. Екатерины г. Казани,
директор Немецкого Дома РТ

(geschichtliche Information)

Лютеранская кирха в Казани. Гравюра с фото А.И. Бренинга. 1916

1903 wurde das Kirchengebäude nochmals gründlich renoviert.

In der Pfarrei dienten 9 Pfarrer:

Церковь Святой Екатерины (Казань)

Смотреть что такое «Церковь Святой Екатерины (Казань)» в других словарях:

  • Церковь Святой Екатерины — Церковь Святой Екатерины христианская церковь, в основном посвящённая великомученице Екатерине Александрийской. Содержание 1 Литва 2 Украина 3 Владимирская область … Википедия

  • Казань-Пассажирская — Координаты: 55°47′17″ с. ш. 49°06′03″ в. д. / 55.788056° с. ш. 49.100833° в. д. … Википедия

  • Улица Карла Маркса (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Карла Маркса. Улица Карла Маркса Казань тат. Карл Маркс урамы Общая информация … Википедия

  • Гостиный двор (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор (значения). Памятник градостроительства и архитектуры Гостиный двор … Википедия

  • Спасо-Преображенский монастырь (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский монастырь. Монастырь Спасо Преображенский монастырь … Википедия

  • Дворцовая площадь (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дворцовая площадь. Дворцовая площадь Казань тат. Сарай мəйданы … Википедия

  • Памятник Державину (Казань) — Памятник Памятник Державину Памятник Г. Р. Державину в … Википедия

  • Никольский собор (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Никольский собор. Православный собор Никольский собор … Википедия

  • Богоявленский собор (Казань) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский собор. Православный собор Богоявленский собор … Википедия

  • Улица Габдуллы Тукая (Казань) — Улица Габдуллы Тукая Казань тат. Габдулла Тукай урамы … Википедия

Храм святой великомученицы Екатерины в Риме

Храм Святой Великомученицы Екатерины – действующая православная святыня новейшего времени в Риме, подчиняется Московскому Патриархату. Расположен на территории резиденции посольства Российской Федерации.

Храм Екатерины интересен уже самим фактом существования — центр русской православной веры в сердце папской католической епархии. Конфессионные трения смягчает личность самой великомученицы, ведь она была почитаема христианами в эпоху, когда католики и православные были едины.

Святая Екатерина

При жизни Екатерина была знатной жительницей Александрии, получила достойное образование и в начале IV в. приняла Христа. Желая открыть своим современника глаза на язычество, Екатерина вошла в императорский дворец и участвовала в теологическом диспуте с придворными мудрецами, в результате все они уверовали в Христа.

Такой дерзкий поступок повлек за собой заточение и скорую казнь девушки, но до того своими пылкими речами и несокрушимой верой она обратила в христианство жену императора и часть его войска – все они тоже были казнены.

Через три века после этих кровавых событий последователями Екатерины на горе Синай были найдены ее нетленные останки и перенесены в новый храм.

История

Идея основания православного храма в Италии появилась в конце XIX в. Первый шаг сделан в начале XX века, когда русским посольством был выкуплен участок на набережной Тибра под строительство церкви, однако революция перевернула весь уклад общества и такой фактор как религия надолго исчез из жизни советских людей. Диаспора в то время также не могла оказать существенной помощи.

🇮🇹ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ ИНСТАГРАМ🇮🇹

В 90-х годах прошлого века в Италию прибыло множеств выходцев из тех стран, которые составляют каноническую территорию московского патриархата. Идея о создании на чужбине символа Русской православной церкви обрела новую силу. Инициатива быстро получила поддержку среди духовенства и в 2001 г. патриарх Московский Алексий II торжественно благословил создание Храма Святой Великомученицы Екатерины. Строительство основной части заняло всего 4 года.

В 2006 г. храм был впервые освящен, и с тех пор там ведутся регулярные богослужения, при храме функционирует детская приходская школа.

В мае 2009 мировая христианская община наблюдала торжественное Великое освящение святыни, великое празднество веры и единения русского православного народа, отважившегося на отчаянный шаг и не остановившегося ни перед какими трудностями.

Архитектура и внутреннее убранство

Главным архитектором стал Андрей Оболенский, команда которого смогла создать идеальное созвучие православной традиции и римской архитектоники. Территория находится на возвышенности, что предопределило архитектурную композицию храма, начинающуюся от подножья холма Яникул (Gianicolo) и завершающуюся на его вершине. Чтобы не диссонировать с римской архитектурой, основную церковь строят в форме шатра, а все стены облицовывают травертином, традиционным для исконно римского зодчества.

Нижний придел церковного комплекса обозначен фаянсовым иконостасом в честь Константина и Елены. А главную часть, так называемая, верхняя церковь – основным мраморным иконостасом. Проект последнего был создан и большей частью реализован Александром Солдатовым, преподавателем Московской Иконописной школы. Являясь нетрадиционным для русской церкви, иконостас состоит всего из двух рядов. Нижний выполнен в скромной манере без излишеств и неуместного блеска в технике фрески. Верхний ряд уже выполнен в привычной медальонной технике с позолотой и богатым убранством, отдавая дань русскому православному традиционализму.

В 2012 г. началась роспись внутренней части храма, представляющей собой картины пути великомученицы Екатерины от рождения до вознесения. В стенах храма находится ряд православных реликвий, привлекающих сюда ежедневно сотни прихожан, как по собственной инициативе, так и в рамках паломнических туров православных христиан из России и всего мира.

Интересные факты

  • Чтобы получить лицензию на возведение храма, пришлось внести изменения в некоторые законы региона Лацио, ранее запрещавшие любую застройку в этом уголке Рима.
  • В разгар строительства местные архитектурные власти ограничили высоту церкви, так как ни одно здание в Риме не может быть выше Собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). Архитектор не стал отказываться от задуманного и решил проблему путем «утапливания» строения в холме.

Как добраться?

  • Адрес: Via del Lago Terrione 77
  • Автобус: №64, ехать до остановки San Pietro.
  • Метро: линия А, станция Ottaviano-San Pietro.
  • Время работы: богослужения проводятся в 9:00 и 17:00 согласно расписания, указанного на сайте.
  • Официальный сайт: www.stcaterina.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Какие православные храмы есть в Риме?

14 июля 2019 0

Италия – католическая страна. Но гость итальянской столицы, исповедующий православие, имеет возможность посетить православные храмы в Риме.

Храм великомученицы Екатерины

Русский православный храм в честь св. Екатерины является главным храмом Патриарших приходов в Италии. Он находится на территории виллы Абамелек, в которой расположено российское посольство. Строение возвышается на холме, с которого открывается вид на собор св. Петра. В храме паломники могут поклониться мощам великомученицы Екатерины, первых христиан и святой равноапостольной царицы Елены. Здесь же находится ковчег с частицей креста, на котором, согласно преданию, был распят Иисус.

Идея строительства принадлежит архимандриту Клименту, настоятелю русской посольской православной церкви в Риме в конце XIX в. Храм строили на пожертвования русских князей, купцов, фабрикантов. Николай II перевел на строительство 10 тыс. рублей. К 1917 г. на возведение храма было собрано достаточное количество денег. Однако из-за революции в Российской империи работы так и не начались.

К проекту в конце ХХ в. вернулся митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний патриарх Кирилл). Возведение храма было связано с большим количеством препятствий. Деньги на строительство собирали заново. Кроме этого, необходимо было получить разрешение: возведение православного храма в столице католицизма не допускалось. Чтобы узаконить выдачу разрешения, правительство внесло поправки в законодательство региона.

Работы по возведению начались в 2001 г. и продлились 8 лет. В процессе строительства возникла необходимость срыть холм, на котором велись работы, из-за высоких куполов православного храма. Согласно закону, ни одно культовое сооружение в итальянской столице не может быть выше Собора святого Петра. Весной 2009 г. состоялось освящение храма.

Церковь Николая Чудотворца

Православная церковь в честь святителя Николая Чудотворца – самый старый русский православный приход на территории Италии. Постройка должна была иметь крестообразную форму. Однако из-за недостатка земли замыслы архитектора не удалось воплотить полностью. Церковь перестраивалась: были сооружены арки, пристроен алтарь, ликвидированы внутренние перегородки. Среди святынь церкви:

  • икона княгини Ольги, написанная греческой принцессой Марией;
  • расположенный в алтаре крест – подарок греческого принца Христофора;
  • Иверская икона Богородицы, написанная в память о царе Александре III.

Домовая церковь Николая Чудотворца появилась в Риме в начале 1820-х гг. Однако постоянного адреса она не имела, переезжая в течение 100 лет из одного помещения в другое. В 1867 г. богослужения были приостановлены на несколько лет из-за обострения отношений с папой Римским. Православные, проживающие в итальянской столице, ездили на богослужения в Неаполь.

Первые попытки построить отдельное здание православного храма Рима начали предпринимать в конце XIX в. Пожертвования на возведение вносили дворяне, богатые мещане и бедняки. Однако по различным причинам строительство постоянно откладывалось.

В начале 1930-х гг. приход переехал в особняк, который ему завещала хозяйка дома княжна М. А. Чернышева, эмигрантка из России. Среди тех, кто сделал пожертвования на обустройство храма, были русские дворяне-иммигранты, посольства Болгарии и Сербии, итальянская королева Елена Савойская.

Во время Второй мировой войны и после нее приход оказывал поддержку беженцам из других стран. В конце ХХ в. община увеличилась за счет иммигрантов из России и перешедших в православие итальянцев.

Что еще посетить в Риме православному паломнику?

Большинство церквей в Риме, например, собор святого Петра, являются католическими. Православным христианам не запрещается посещать римские храмы. Также в итальянской столице существуют места, священные для всех последователей Христа.

Колизей

Для большинства римлян Колизей был любимым местом развлечений. На арене устраивались бои гладиаторов и схватки хищных зверей с людьми. После распространения христианства среди римлян животным отдавали на растерзание первых последователей Иисуса. Христиане представляли опасность для господствующих государственного строя и религии. Кроме этого, многие римляне считали, что боги посылают их родному городу испытания за появление в обществе вероотступников.

На арене Колизея погибли священномученик Игнатий Богоносец, святая Татиана, священномученик Елевферий и другие христиане, признанные церковью святыми. Кровавые расправы над представителями новой религии были запрещены только при императоре Константине. Сегодня католики и православные приходят поклониться месту, где закончили свой земной путь борцы за веру.

Мамертинская темница

Темница находится у подножья Капитолийского холма. Здесь провели последние дни перед казнью ученики Христа Павел и Петр. На первом этаже темницы сохранились столбы, к которым были прикованы апостолы, и священный источник. Согласно преданию, священные воды извлечены из земли Петром. В них крестились заключенные и стражники, уверовавшие в единого Бога после проповедей апостолов.

Во времена гонений императора Валерия в Мамертинскую темницу заключали многих христианских мучеников: диакона Агапита, Адриана, его жену Павлину и их детей, пресвитера Евсея и др.

Катакомбы

В катакомбах первые христиане проводили богослужения и хоронили умерших единоверцев. В V в. хоронить в подземелье перестали. Однако место считалось священным из-за того, что там были похоронены христианские мученики. После утверждения христианства останки верующих стали переносить в городские церкви. Катакомбы перестали быть местом поклонения. О них забыли на несколько столетий.

В конце XVI в. началось исследование подземных галерей. Сегодня паломникам для посещения доступны катакомбы Прискиллы, Домициллы и святого Каллиста.

Храм Вонифатия и Алексия

Эти святые признаны и католической, и православной церквями. Вонифатий, принявший мученическую смерть за веру, похоронен в имении своей бывшей госпожи. Женщина построила храм, в который перенесла мощи святого. Через несколько десятков лет здесь венчался Божий человек Алексий.

Чтобы стать последователем Христа, Алексий оставил свою жену и богатых родителей и долгие годы жил подаянием. После возвращения Алексий остался неузнанным и доживал свою жизнь под лестницей отцовского дома. После смерти слуги узнали господина и похоронили его мощи в храме, где он венчался.

Над храмом Вонифатия впоследствии появилась новая постройка. В начале XIII в. сюда перенесены мощи обоих угодников. В новом храме хранится фрагмент лестницы, под которой в течение многих лет жил святой Алексий, и Эдесская чудотворная икона Богородицы, написанная, согласно преданию, евангелистом Лукой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *