Святогорская лавра отец серафим

Святогорская лавра

Монастырь

Свято-Успенская Святогорская лавра

49°01′42″ с. ш. 37°34′05″ в. д.HGЯOL

Страна

Украина

Донецкая область

Святогорск

Конфессия

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Епархия

де-факто Донецкая

Тип

Мужской

Первое упоминание

1526 (письменное)

Дата основания

XV век

Известные насельники

Иларион (Григорович)

Реликвии и святыни

Святогорская икона, мощи святых насельников

Настоятель

Митрополит Арсений (Яковенко)

Статус

Действующий монастырь

Состояние

действующий

Сайт

Святогорская лавра на Викискладе

Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

История

Древний монастырь

Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. К монастырю относилась также Гороховатская Богородичная пустынь. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным землевладельцем.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных.

Возрождение монастыря в XIX веке

Хромолитография 1912 года

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьей в селе Борки был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор). Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

Монастырь в советские годы

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отразились на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года.

В решении судьбы монастыря принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». Так, по его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), а в Свято-Покровском — библиотеку.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Монастырь в постсоветские годы

Николаевская церковь на меловой скале

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (сейчас архимандрит Серафим) и четверо молодых послушников из Донецка. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор, в боковых приделах которого были устроены общественные туалеты, сам собор был перекрыт железобетонным перекрытием на два этажа.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.

5 декабря 2005 года состоялась епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина).

Список настоятелей и наместниковАндреевская часовня, XIX век

  • Симеон, иеромонах (ок. 1624)
  • Кирилл, иеромонах (ок. 1640)
  • Игнатий, иеромонах (ок. 1651)
  • Феофан, игумен (ок. 1654)
  • Гавриил, иеромонах (ок. 1661)
  • Корнилий, игумен (ок. 1672)
  • Иоиль Озерянский, архимандрит (ок. 1679)
  • Иосиф (Кононович), архимандрит (ок. 1687)
  • Феодосий, архимандрит (ок. 1691)
  • Вениамин, архимандрит (ок. 1701)
  • Иона, игумен (ок. 1705)
  • Вассиан (Васильковский), архимандрит (ок. 1707)
  • Севастиан (Юхновский), архимандрит (ок. 1714)
  • Арсений (Зарудный), архимандрит (ок. 1720)
  • Митрофан (Шеинков), архимандрит (ок. 1723)
  • Иларион (Григорович), архимандрит (1733—1737)
  • Фаддей (Кокуйлович), архимандрит (1738—1758)
  • Рафаил (Мокренский), архимандрит (1758—1765)
  • Лаврентий (Кордет), игумен (с 1765)
  • Матфей (Млодзинский), архимандрит (ок. 1766)
  • Сильвестр (Кияновский), игумен (ок. 1767)
  • Феофан (Феодоровский), архимандрит (с 1770)
  • Филарет (Финевский), игумен (до 1787)
  • Венедикт, архимандрит (1787—1788)
  • Арсений (Митрофанов), архимандрит (1844—1859)
  • Герман (Клица), архимандрит (1859—1890)
  • Вассиан (Дегтярев), архимандрит (1890—1909)
  • Трифон (Скрипченко), архимандрит (1909—1922)
  • Иоанн (Стрельцов), игумен, (1926—1931 — временно исполнял обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви, руководил оставшейся братией)
  • Серафим (Лаврик), архимандрит (1992—1995, до монашеского пострига строитель — протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник — иеромонах, затем игумен и позже архимандрит Серафим Лаврик)
  • Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995, наместник — игумен, затем архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит)

Святогорская икона Божией матери

Современное состояние

Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

Отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стёрты раны богоборческой эпохи, восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Памятником деревянного зодчества можно считать возрождённый Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии. Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей.

Священным синодом Украинской православной церкви лавра определена местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаля), Ипполита (Хилько) (ранее также схиепископа Сергия (Зализницкого)).

Описание монастыря

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними Деревянная церковь Всех Святых (Всехсвятский скит)

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.

На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

  • Монашеский скит

  • Спуск к воде

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)

Новые постройки

  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).

Приписные храмы и часовни в окрестностях

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит (2005 г.)
  • Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное (Славянский район)
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

  • Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру (скульптор Николай Шматько)

  • Успенский собор

  • Покровская церковь

Ссылки

  • Официальный сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры.
  • История Свято-Успенской Святогорской лавры на сайте «Донбасс Православный». Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • Исторический фильм «Два крыла Святогорской лавры» на YouTube
  • Святогорская Лавра презентовала свои новые строительные проекты. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  • О. О. Шкрібітько. Промисли Святогірського монастиря як основа економічного добробуту чернецтва: XVI—XVIII ст.. Архивировано 30 ноября 2012 года. (укр.)
  • Арсеньевский монашеский скит, Дальние пещеры.

Киево-Печерская лавра (УПЦ МП, 1688) • Почаевская лавра (1833) • Уневская лавра (УГКЦ, 1898) • Свято-Иоанновская лавра (УГКЦ, 1927) • Святогорская лавра (УПЦ МП, 2004)
В скобках указана конфессия и год присвоения статуса

Лавры Русской православной церкви по годам присвоения статуса

  • Киево-Печерская лавра* (1688)
  • Троице-Сергиева лавра (1742)
  • Александро-Невская лавра (1797)
  • Почаевско-Успенская лавра* (1833)
  • Святогорская лавра* (2004)

* — в составе Украинской православной церкви (Московского патриархата)

>Интервью с наместником Святогорской лавры: “Война — производная больной души людской”

— Владыка Арсений, в Лавре теперь столько переселенцев! Изменилась ли жизнь братии?

— Монастырская жизнь всегда насыщенная. У нас в Лавре и до революции тысячами шли паломники, и до недавних военных действий по 90 автобусов по воскресеньям прибывало. Но сейчас несколько изменился контингент, воцерковленнее стал. Прежде много туристов было. Вдумайтесь, Изюм, Красный Лиман рядом, но люди бежали именно в Святогорск, под покров и защиту Божией Матери в надежде, что Господь их не оставит. Потому что больше доверять в мире некому. Они сюда уже бежали с верой. Конечно, приезжают и паломники, которые ничего не боятся в этом мире. Могу сказать, что живущие у нас переселенцы воцерковленные стали. Особенно детвора. Уже как свои. Иду по набережной, навстречу друг Кирилл идет, четыре года. Подходит такой серьезный, руку протягивает: “Привет, владыка! Как поживаешь?” Так и беседуем.

— Сейчас на Донбассе даже на блокпостах не знаешь, чего ждать. Были ли угрозы братии со стороны военных?

— Такое время озлобляет людей. Причина современных событий — в болезненности нашего общества, которое выразилось в соответствующих обстоятельствах. Да и СМИ тоже будут в ответе — на что людей настраивали. А когда озлобленность берет верх, человек может что-то не то сказать, не так себя повести. Один мирской человек так сказал: “То, что человек делает мне недоброе, я пишу на песке, а то, что делает доброе, я высекаю на камне”. Сколько мудрости в этих словах! Война — производная больной души людской. А добрых людей неимоверно больше, нежели злых. Вот, например, наши благодетели, без которых мы не смогли бы прокормить столько переселенцев! Один батюшка из Италии написал, что даже католики откликнулись — хотят помочь. И слава Богу! Люди через это Царство Небесное зарабатывают. Кто хочет добро творить — творит.

— Нам рассказывали, как владыку Митрофана Горловского на одном из блокпостов допрашивали с автоматом, проверяли: “Бытие 1:1!”, потом: “Любимый псалом царя Давида” и лишь после этого отпустили. Бывали ли такие случаи с вашей братией?

— Негативы были, но чтобы массово — не могу сказать. Не думаю, что сейчас о таких вещах стоит говорить. Нужно говорить о том, что добрые и светлые струны души затрагивает. Плохого и так хватает. Посмотришь ТВ — будто нормальных людей в стране нет, уныние одолевает. Один батюшка как-то ответил: “Как изобретение ума человеческого, телевизор не грех. Но скажите: вы бы убийцу в дом пустили? А вора или блудника, который бы с вашими детьми на ваших глазах блудом занимался? Так вот, через телевизор они все у вас в доме сидят”.

— Мы случайно увидели, как вы у ворот монастыря послушнику по лбу несколько раз посохом постучали. Это такое наказание?

— Да ну! Это не наказание, а предупреждение. Если бы серьезное что-то — и пожурил бы, и поклоны бы сказал делать. А вообще, у монахов есть епитимья. Это и строгое замечание, и выговор. Монастырь — это семья. Только монахов ремнем не погоняешь, к каждому подход нужен. Иногда человек, как нарыв — не знаешь, с какой стороны и подойти. Потому просто молишься за него, понимаешь — словесное вразумление не подействует. А Бог и мертвого может воскресить. Ну и физическое вразумление для молодежи тоже помогает.

Владыка Арсений: “Монастырь – это семья”

— Как это — физическое вразумление? Сто поклонов бить?

— Прямо сто! А вдруг не сделает? Тут ведь закон: если духовник скажет духовному чаду 100 поклонов бить, а тот откажется, то должен духовник те 100 поклонов положить. Вообще поклоны — хорошая вещь. Даже Ленин своему брату Митеньке советовал в тюрьме земные поклоны бить, “не для Бога, а потому что все группы мышц работают”. Иоанн Затворник в 70 лет ежедневно 700 поклонов делал!

— Есть ли связь между Лаврами?

— В первую очередь, связь молитвенная. Братия и владыки общаются, со всеми добрые отношения. А в Киево-Печерскую Лавру я приезжаю с особым трепетом, который корнями в детство уходит. Моя бабушка со своей бабушкой из Воронежской губернии в Киевскую Лавру пешком ходили! В пятом классе я призжал в гости к родне в Бровары, под Киевом. Нас повели в зоопарк и в Лавру — там тогда музей был. Но благодать-то все равно осталась. Я в поезде всю обратную дорогу целую тетрадь изрисовал церквями. До сих пор дома лежит. Я приезжаю в Киево-Печерскую Лавру с покаянным чувством — потому что еду на машине, а моя бабушка сюда пешком ходила. Все лавры — чада Божией Матери. Когда у нас беда случилась, все лавры нам помогали. Привозили микроавтобусы с пожертвованиями. С Почаевской Лаврой нас связывал старец, ныне покойный схиархимандрит Серафим (Мирчук). С владыкой Павлом мы ближе познакомились, когда вместе на Афон ездили. У нас с владыками братские отношения.

— Братские и дружеские отношения — это одно и то же?

— Нет, дружеские отношения — по страстям. Брат же брата в плохое не заведет, предостережет, честно скажет правду. Это как родители — строги, могут и ремня дать при случае. Друзья скажут: закури, выпей. Брат скажет: отойди от греха. Насколько душа выше тела, настолько духовное родство выше телесного. В родстве по духу разговор из сердца в сердце переливается. В братских отношениях родство духовное.

— В вашем монастыре очень строгий устав. Были случаи, когда монахи уходили в мир?

— В монастыре ворота открыты для входа и для выхода. У нас строгий прием. С улицы к нам не попадешь. Берем тех, кто имел опыт приходской жизни, и то — на испытательный срок. Даже и во время пострига трижды ножницы на пол бросаются — человек сам их поднять должен. Если два раза поднимет, а третий нет — постриг отменяется. Случаи были разные, но уходят редко.

— А памятник советского прошлого, Артем, вам не мешает?

— У владыки Алипия была в детстве наставница — схимонахиня Евдокия в селе Карповка. Вот приходит он к матушке и спрашивает: “Что делать? Заставляют галстук носить, но я тогда как безбожник буду, против Бога, против Церкви”. Матушка попросила его этот галстук принести. Разложила его на столе и говорит: “Смотри, он треугольный, как Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). А красный цвет пусть напоминает тебе о крови Христа, которая пролита ради нашего спасения. Пионеры его со своим смыслом носят, а ты со своим носи”. Окропила галстук святой водой, повязала на будущего владыку Алипия. Так он этот галстук в святом углу дома складывал, у икон. Утром встанет, перекрестится, поцелует галстук, повяжет и идет в школу. Как тогда матушка избавила дитя от потрясений и смысл глубокий в галстук вложила. Так и с Артемом. Это памятник культурного наследия Украины, там — огромная братская могила. Поэтому для кого-то он — дань советской идеологии, а для нас — свидетельство прозорливости отца Исаакия. Ломать — не строить. У нас и без войны в Украине вымерли 600 сел за 20 лет. Бесу ничего не жаль, потому что он ничего не создавал. Это Богу жаль — и человека, и труд его, Он — Создатель. А кто ничего не создал — тому ничего не жаль.

“МЫ СЕЙЧАС ДОЛЖНЫ МЫТЬ НОГИ УКРАИНЕ”

Умовение ног в Великий Четверг

“Есть много версий, почему война именно на Востоке, но разве эта проблема касается только Донбасса? Гробы идут по всей Украине. Сколько матерей смысл жизни потеряли! Сколько сирот осталось, а сколько больных поствоенным синдромом будет! Что делать, чтобы война закончилась? Что можешь доброго, то делай. Как в сказке. Возвращается мама с базара. Старшая дочь к ней бежит: “Я так рада, что ты вернулась!” — поцеловала и убежала на гулянье. Вторая дочь бежит: “Мам, я так рада, что ты мне привезла платочек!” — и побежала мерять. А третья молча подошла к маме и ноги помыла ей с дороги. Так каждый из нас должен сейчас ноги мыть Украине и друг другу. И завет Блаженнейшего Владимира помнить. Когда его накануне Великого поста спросили: “Что вы скажете своей пастве? Нельзя есть скоромное?” — Он тихо ответил: “Друг друга не ешьте”.

Анастасия Белоусова

Фото официального сайта Свято-Успенской Святогорской Лавры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *