Святой бонавентура

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Бонавентура

15 июля
ПАМЯТЬ СВ. БОНАВЕНТУРЫ, ЕПИСКОПА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ


Джованни ди Фиданца, в монашестве Бонавентура, родился ок. 1218 г. в Ба­ньо­реджо под Витербо. Его отец был врачом. Ребёнком он был столь слабого здоровья, что родители опасались за его жизнь. И тогда благочестивая мать принесла обет, что посвятит сына на служение Богу, если он выживет. Имеются сведения, что ребёнка приносили ко св. Франциску Ассизскому, который, уви­дев его, во вдохновении произнёс: O, buona ventura!— что значит: «О, счастливые роды!».

Начальное обучение прошёл в монастыре миноритов в своём родном городке. По окон­чании школы отправился в Париж, в уни­верситет, где изучал фи­ло­со­фию и богословие (1242-1248). Здесь он, в возрасте 25 лет, вступил во фран­цисканский орден, и полу­чил монашеское имя Бонавентура — от слов, кото­рыми его много лет назад приветствовал св. Франциск. После новициата продол­жил обучение в университете под руководством знаменитых фран­цис­кан­с­ких богословов: Александра из Галле, Иоанна из Ла Ро­шели и Виль­гель­ма из Оверни. Получив степень магистра, продолжал обучение ещё три года (1248-1251), и одновременно препо­давал Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского. В то же время он вёл словесный и письменный «пое­ди­нок» с Вильгельмом из Сент-Амура и с Иоанном из Йорка, защищая ни­щен­с­т­ву­ющие ордена (францисканцев и доминиканцев). К тому же периоду отно­сит­ся его самый выдающийся труд о Пресвятой Троице. Бонавентура зани­мал­ся также философскими проблема­ми человеческого поз­нания. В этом вопросе он отошёл от Аристотеля и св. Фомы Аквинского и сблизился со взглядами Платона и св. Августина. Именно в это время он опубликовал ряд трактатов, содержащих синтез его философской и богословской мысли.

Следующие годы Бонавентура провёл в различных францисканских монастырях в качестве пре­по­да­вателя. Слушателей он при­влекал необычайными познаниями, святостью и организаторским даром, и потому вскоре на генеральном капитуле ордена 2 февраля 1257 г. был избран генеральным нас­тоятелем ордена, когда ему было только 39 лет. Этот выбор оказался для молодого ордена про­виденциальным. Орден переживал тогда трудные времена, ибо в нём возникли две фракции, люто враждующие между собой: «ревнители», которые выступали за сохранение первоначального устава своего основателя — св. Франциска, и сторонники более мягкого устава, соблюдать который могли бы не только исключительные личности, но и обычные члены ордена. Эта враж­да могла привести к распаду ордена. Бонавентура сумел избрать «золотую середину», а своим мудрым управлением дал жизни ор­дена правильное направление. У ордена имелись также многочисленные внешние враги, которых возмущали многочисленные привилегии, полученные орденом от Апостольского Престола. В качества настоятеля, Бонавентура умел защищать свой орден. За 16 лет управления (1257-1273) он обеспечил своему ордену небывалый расцвет. В 1260 г. он составил первые конституции ордена, как толкование устава св. Франциска, прекратив тем самым многочисленные его интерпретации. Его резиденцией был монастырь в Париже, однако редко оставался на одном месте, поскольку ему приходилось совершать постоянные инспекторские поездки (ви­зитации): в Англию (1258 и 1265), во Фландрию, что значит в нынешнюю Бельгию и Голландию (125…), в Германию и в Испанию (1264) и в Италию (1262-1272). В силу всех этих заслуг его прозвали «вторым основателем ордена».

Обладал удивительной способностью сочетать деятельную общественную жизнь с глубокой внутренней жизнью. Испытывал глу­бокое благоговение ко Страстям Господним и слагал в их честь прекраснейшие стихи. Его слава достигла папского двора, и в 1273 г. Папа Григорий Х назначил его кардиналом-епископом Альбано под Римом. Папская делегация с вестью о назначении застала генерального настоятеля ордена за мытьём посуды в монастырской кухне. Бонавентуре пришлось отказаться от обязанностей ге­нерального настоятеля и посвятить себя исключительно общественным делам. Он сопровождал Папу в его поездке в Муджелло ок. Флоренции, а в ноябре 1273 г. отправился в Лион на Вселенский собор, где был отмечен высокой честью произнести слово на открытие собора. Бонавентура был счастлив, что на соборе удалось заключить унию с Греческой Церковью, но эта уния продолжа­лась недолго.

Основная тяжесть трудов по подготовке собора легла на плечи Бонавентуры. Изнурённый этими трудами, он скончался 15 июля 1274 г. во время заседаний собора в Лионе. В погребении принимал участие Папа и все отцы собора в числе 500 епископов и ок. 1000 прелатов и богословов. Погребение оказалось поистине королевским. Папа произнёс похвальное слово в его честь. Его тело было помещено сначала в ризнице церкви св. Франциска, а в 1450 г. в новопостроенном святилище. При перезахоронении обнару­жилось, что язык св. Бонавентуры оставался красным и совершенно не затронутым распадом. Это было знаком исключительного дара слова, присущего св. Бонавентуре. Хронисты отмечали, что в тот день множество больных и калек обрели исцеление.

Св. Бонавентура является одним из самых выдающихся богословов Средневековья. После него осталось множество трактатов и бо­гословских трудов, а также конституции, богословские комментарии, 440 проповедей и много другого. Бонавентура создал соб­ственную богословскую школу. К лучшим его произведениям относятся: Lignum vitæ («Древо жизни»), Itinerarium mentis in Deum («Путь души к Богу»), а также Illuminationes Ecclesiæ («Сияние Церкви»). К лику святых Бонавентуру причислил Папа Сикст IV в 1482 г., а Сикст V прозгласил его Учителем Церкви (1588). Св. Бонавентура является покровителем францисканцев, ма­терей, ожидающих потомства, детей, работников и богословов.

В иконографии изображается во францисканском хабите с епископским наперсным крестом или в кардинальском убранстве; в ка­честве богослова — над пюпитром. Его атрибуты: ангел, несущий ему митру, кардинальская шляпа в руках у ангела либо лежащая у ног, книга, крест в руках, древо Святого Креста (аллюзия на трактат Lignum vitæ), свиток.

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из трактата «ПУТЬ ДУШИ К БОГУ» св. Бонавентуры

Христос это путь и дверь, лестница и колесница, Он покров, возложенный на ковчег Божий, и «тайна, сокрытая от века» (Кол 1,26).

Кто решительно и всецело обращает свои глаза ко Христу, взирая на Него, висящего на кресте, с верою, надеждой и любовью, благоговением, изумлением, восхищением, благодарностью, хвалой и славословием, тот справляет Пасху вместе с Ним, что значит, пускается в путь, чтобы пересечь Красное море благодаря жезлу креста. По­кидая Египет, он вступает в пустыню, чтобы вкушать там сокрытую манну и покоить­ся вместе со Христом в могиле, наружно как мёртвый, но переживая, насколько это позволяет со­стояние странника, то, что было сказано на кресте разбойнику, распя­тому вместе со Христом: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23,43).

При этом переходе, если кто хочет быть совершенным, должен оставить всякие ум­ственные рассуждения. Все его желания долж­ны быть сориентированы на Бога и в Нем преображены. Вот тайна тайн, которой не знает никто, кроме того, кто её по­лучает, кото­рой не получает никто, кроме того, кто её желает, и которой никто не же­лает, кроме того, кто в самой своей глубине воспламенён Духом Святым, Которого Христос послал на землю. Вот почему Апостол говорит, что эта таинственная муд­рость открыта Духом Святым.

Если хочешь понять, как это происходит, вопрошай благодать, а не знание, твою глу­бокую жажду, а не рассудок, воздыхания тво­ей молитвы, а не страсть к чтению. Воп­ро­шай Жениха, а не преподавателя, Бога, а не человека, тайну, а не очевид­ность, не то, что сияет, но тот огонь, который охватывает всё существо и с невыразимым жа­ром и отрадой погружает его в Бога. Этот огонь на деле есть Сам Бог, а его гор­нило — Иерусалим. Это Христос его запалил пылающим жаром Своих Страстей. И толь­ко тот может его вос­принять, кто говорит вместе с Иовом: «Душа моя избрала казнь, и кости мои — смерть». Тот, кто любит эту крестную смерть, мо­жет видеть Бога; ибо не оставляет ни малейшего сомнения слово истины: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33,20).

Умрём же, войдём во тьму, приведём к молчанию наши заботы, наши вожделе­ния и наше воображение. Перейдём вместе с распя­тым Христом из этого мира к Отцу. И когда Отец явит Себя, скажем вместе с Филиппом: «Довольно для нас» (Ин 14,8); услышим вместе с Павлом: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор 12,9); воскликнем, ликуя, вместе с Давидом: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да ска­жет весь народ: аминь! Аллилуия!» (Пс 72,26; 105,48).

Соборная молитва дня (Collecta)

Страница 1 из 3

БОНАВЕНТУРА, Джованни Фиданца (1221–1274 гг.) – богослов и мистик, философ-схоласт, представитель старофранцисканской школы в католической теологии. Джованни Фиданца родился в г. Тоскана (Италия), имя Buona Ventura (дитя счастья) принял, вероятнее всего, в монашестве. С 1235 г. учился в Парижском университете, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем – выдающимся философом-схоластом Александром из Гельса (1185–1245 гг.), который произвел на него сильное впечатление. Благодаря своему учителю Бонавентура стал склоняться к неоплатонизму, рафинированному в святоотеческой христианской традиции. В 1243 г. он получил степень магистра искусств, в 1244 г. вступил в орден францисканцев, в рамках которого выступает (при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции) как центральная фигура концептуализации францисканства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. В 1254 г. Бонавентура стал магистром теологии и до 1257 г. преподавал во францисканской школе в Парижском университете. В 1257 г. он был избран генералом францисканского ордена, а в 1273 г. стал кардиналом и епископом Альбано, удостоен титула «серафического доктора». Бонавентура выступал против спиритуалов-ноахимитов, английского философа Роджера Бэкона (около 1214 – около 1292 гг.), принимал участие в подготовке и деятельности второго (Экуменического) Лионского Собора, посвященного примирению Западной и Восточной церквей (7 мая – 17 июля 1274 г.). В 1482 г. канонизирован Римско-католической церковью, в 1587 г. причислен к пяти великим Учителям Церкви. Считается патроном г. Лиона, где покоятся его мощи. Его религиозные настроения находились под влиянием сочинений католического теолога-мистика, аббата цистерианского монастыря Бернарда Клервоского (1090–1153 гг.) «О любви к Богу» и «О благодати и свободе воли»; аристотелизм у него связан с августиновским неоплатонизмом. Бонавентура был идейным представителем ареопагитской (см. Ареопагитики) и платоновской традиции в средневековой философии. Его мистическая философия сложилась под влиянием философа и богослова августиновского направления Гуго Сен-Викторского (около 1096 – 1141 гг.), согласно которому философия не противоречит теологии, а основывается на ней. В философии Бонавентуры универсалии мыслятся как божественные прототипы вещей. Достижение полного знания, по его мнению, возможно только через мистическое созерцание, через самоуглубление, которое достигается путем восхождения от наблюдения внешнего мира к постижению Абсолюта. Бонавентура – автор трактата «Путь души к Богу» («Itinerariuni mentis ia Deum»), где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда – переход («транзитус») из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это – путь духовного просветления по шести ступеням духовной иерархии. Двигателем на этом пути, который должен завершиться экстатическим созерцанием, является вера, т.е. любовь и устремление к Богу, проявляющиеся, прежде всего, в покаянии, молитве, милосердии (добрых делах). В продвижении по пути к Богу принимает участие и разум, но он может делать это, лишь опираясь на веру, деятельность его не самодостаточна. Познание человеком внешнего мира, в котором разум, используя способность чувственного восприятия, с помощью абстрагирования восходит к познанию общего, принципиально не может быть завершено его собственными силами. Самое большее, к чему может прийти естественный разум, – это к пониманию необходимости существования первой причины всего сущего, но эта Первопричина, Бог-Творец, непостижима для естественного разума. Подъём начинается с низшей ступени – тварного мира. Ум выступает участником в восхождении человеческого духа к Богу, но вера и здесь является его наставницей: принимая открытое в Священном Писании, ум удостоверяется, что мир, сотворенный Богом, есть развернутое свидетельство о Творце. Тогда каждый фрагмент окружающей реальности осознается как «след Бога», поэтому, познавая мир как символически говорящий о своем Создателе, мы продвигаемся к Богу «по его следам» во внешнем мире. И не только характеристики познаваемого, но и сам способ познания оказывается доказательством его существования.

Св. Бонавентура

Учение францисканцев представлено тремя ведущими фигурами — св. Бонавентурой, св. Антонием Падуанским и Иоанном Дунсом Скотом. К этим именам необходимо, конечно, добавить Иоанна Рошелльского, Александра из Гэльса, Иоанна Пеккама, Роджера Бэкона, Петра Ориоля, Франциска де Мейрона, Николая Лирского, Уильяма Оккама и Иоанна Рипаского. В нашем исследовании мы ограничимся учением св. Бонавентуры, которого Папа Лев XIII назвал «королем мистики», а многие другие провозглашают вторым основателем ордена францисканцев. Мы можем с полной уверенностью утверждать, что среди францисканцев он является величайшим богословом в области изучения духовной жизни. Кайре говорит о нем так: «Он придерживался традиции Александра из Гэльса и подготовил путь Дунсу Скоту, придавшему францисканскому августинианству окончательную форму».

Св. Бонавентура (1221-1274) был профессором Парижского университета в то же время, что и св. Фома Аквинский, и, хотя их идеи радикально отличались, богословы оставались близкими друзьями, подобно своим предшественниками — Франциску и Доминику. Св. Бонавентура и св. Фома отличались не только подходом к богословию — первый придерживался волюнтаристско-мистического, тогда как второй — интеллектуально-аналитического подхода, — но они отличались и самим определением богословия. Конгар поясняет это следующим образом:

Богословие для св. Бонавентуры — результат действия благодати. Оно должно рассматриваться как следствие актов общения с Самим Богом. Согласно св. Бонавентуре, богословие, таким образом, занимает позицию … «между верой и явлением»…

Первый воспринятый от Бога свет — разум. Однако, при рассмотрении конкретных способностей разума Бонавентура строго ограничивает их, утверждая, что человек в его нынешнем состоянии не может прийти к познанию высших истин только благодаря разуму … Однако это не означает, что философия не является первым шагом на пути к премудрости…

На уровне благодати и христианской мудрости продвижение к совершенной мудрости … проходит три ступени или три фазы. Первая — ступень добродетелей; здесь вера открывает нам глаза, чтобы мы могли увидеть Бога во всем видимом; затем идет уровень даров, и третий — уровень блаженств. Действие добродетелей, даров и блаженств определяется теперь соответственно как: credere (верование); intelligere credita (понимание того, во что веруем); videre intellecta (видение понимаемого) …

Следовательно, для Бонавентуры знание тайн, составляющих объект богословия, есть промежуточная ступень между простым восхождением к вере и видением …

Богословие для св. Бонавентуры — дар Божий … Таким образом, оно представляет собой не чисто интеллектуальный дар. Оно предполагает не мертвую, но живую молитвенную веру, деятельные добродетели и жажду соединения в любви с Богом.

Здесь мы подходим к главному вопросу, в котором резко отличаются богословие Бонавентуры и Фомы Аквинского. Для последнего богословие — возрастание убеждений веры и встраивание этих убеждений в корпус знаний, согласующихся с человеческим разумом. Подобно всему остальному, богословие развивается в соответствии с промыслом Божиим, укоренено в сверхъестественной вере, но представляет собой строго рациональное построение. Богословская мудрость отличается от ниспосылаемого дара мудрости, который развивается как экспериментальная и аффективная основа знания. С другой стороны, богословие — мудрость разума, стяжаемая личным усилием и стремящаяся с помощью разума разобраться и понять систему Божиих деяний и тайн через их связь с тайной Самого Бога.

Богословским шедевром св. Бонавентуры являются его коментарии на Сентенции Петра Ломбардского, и почти все написанное им так или иначе базируется на этой работе. Фундаментальная черта его доктрины состоит в ее связи с традицией, а именно — с учением св. Августина, воспринятым через Александра из Гэльса, Основными трудами по духовной жизни являются Breviloquium, De triplici via, Itinerarium mentis ad Deum, Soliloquium de quatuor mentalibus exercitiis и Lignum vitae, и именно в мистическом богословии Бонавентура достиг высшего совершенства. Смитс говорит, что работы св. Бонавентуры демонстрируют не только его ортодоксальность, но и святость и добродетели: «Они показывают, что святой доктор был проникнут духом францисканства и что у него не было иного наставника, кроме его серафического отца, св. Франциска». Это особенно проявляется в продуманном стиле Бонавентуры, в его смиренном подчинении авторитету, в почтительном отношении к богословам, в уважении мнения других и в его спокойном миролюбивом характере.

Де Вульф говорит о Бонавентуре, что «его мистика — это воплощение всего лучшего, что было присуще мистике тринадцатого века». В этом высказывании еще раз выражена мысль о том, что мистическая доктрина св. Бонавентуры продолжает традицию св. Августина, Псевдо-Дионисия, св. Бернарда и школы св. Виктора. Духовная доктрина Бонавентуры поражает своей христоцентричностью: соглашаясь с Фомой Аквинским в том, что целью воплощения являлось спасение, он воспринимает Христа центром всей сотворенной вселенной. Основной добродетелью христианской духовной жизни является смирение; благодать есть богоподобие, обретаемое и душой и ее способностями; сущность христианского совершенства — любовь, которая совершенствуется в мудрости и с которой связаны мистические формы благодати; созерцание — совершенство в любви и в мудрости и представляет собой в большей степени блаженный опыт общения с Богом, чем видение; созерцание требует абсолютно пассивного состояния, посылается извне и обычно сопровождается какой-либо формой экстаза, называемого Бонавентурой excessus.

Св. Бонавентура выделил и узаконил в духовной жизни три пути, использовав для этого ту же терминологию, что и Псевдо-Дионисий: очистительный, озаряющий и соединительный или совершенный, — однако понимает их не как отдельные поступательные этапы развития, хотя в определенное время тот или иной доминирует. Конечная цель всех христиан — достижение святости, поэтому, проходя различные стадии духовного роста, каждый христианин получает особый дар. Так, очистительный путь ведет к душевному умиротворению и характеризуется размышлением, испытанием совести и познанием страданий Христа; озаряющий путь ведет к истине, причем доминируют здесь познание получаемых от Бога милостей и чистое размышление о страданиях и смерти Христа; соединительный путь ведет к любви, к соединению с Богом через любовь и осознание божественной красоты в созерцании Троицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *