Святой иуда Фаддей

Фаддей

Фаддей, Фадей

Род

мужской

Иноязычные аналоги

  • англ. Thaddeus (Тадде́ус), «Tad» или «Thad» («Тад/Тэд»)
  • арм. Թադէոս (Т’адэос)
  • белор. Тадэвуш
  • венг. Tádé
  • исп. Tadeo
  • итал. Taddeo
  • лат. Thaddaeus
  • нем. Thaddäus
  • польск. Tadeusz (Тадеуш), Tadzio
  • порт. Tadeu
  • серб. Тадија
  • словацк. Tadeáš
  • словен. Tadej
  • укр. Тадей
  • фр. Thaddée
  • хорв. Tadija
  • чеш. Tadeáš

Связанные статьи

  • начинающиеся с «Фаддей, Фадей»
  • все статьи с «Фаддей, Фадей»

Фадде́й или Фаде́й (греч. Θαδδαῖος (Таддайос), арам. תדי (Тадай) = «сердце») — мужское имя.

Носители

Церковные деятели

  • Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — согласно Библии — один из 12 апостолов.
  • Фаддей (апостол от 70) — по происхождению еврей, родился в сирийском городе Эдессе.
  • Фаддей Тверской — священномученик архиепископ Тверской Фаддей (Успенский).
  • Фаддей Степанцминдский
  • Фаддей Петрозаводский — русский православный святой, блаженный.
  • Фаддей (Иорамашвили) (1946—2015) — епископ Грузинской Православной Церкви, митрополит Марабдинский.

Государственные и военные деятели

  • Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич — русский адмирал, один из первооткрывателей Антарктиды.
.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.

Значения в других словарях

  1. Фаддей — Фаддей см. Иуда (9). Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. Фаддей — Фадд’ей (Мат.10:3 ; Мар.3:18) — см. Иуда,л. Библейский словарь Вихлянцева
  3. Фаддей — (грудь; Мк 3:18) — имя, в Евангелии от Марка, одного из 12-ти апостолов. В параллельном месте у Евангелиста Матфея (10:3) ему дается название: Леввей. Св. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. ФАДДЕЙ — ФАДДЕЙ (ум. ок. 44) — апостол от 70-ти, ученик святого Иоанна Предтечи, епископ Эдесский, Бейрутский. Память в Православной церкви 4 (17) января и 21 августа (3 сентября). Большой энциклопедический словарь
  5. Фаддей — Фаддей — Петрозаводский юродивый; умер, по местному преданию, в 1726 г. Появился в Петрозаводске неизвестно откуда около 1706 г., уже в образе юродивого. По словам современников… Большая биографическая энциклопедия
  6. Фаддей — орф. Фаддей, муж. имя (Фаддеевич, Фаддеевна) Орфографический словарь Лопатина
  7. Фаддей — (Успенский, род. в 1872 г.) — писатель, архимандрит, воспитанник Московской духовной академии. Главные его труды: «Единство книги пророка Исайи» (Сергиев Посад, 1901, магист. диссерт.); «Записки по дидактике» (Уфа, 1902). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Ученики: апостол Фаддей

Самый загадочный из двенадцати апостолов, даже имя которого вызывает споры… В Евангелии от Луки он назван Иудой Иаковлевым (Лк 6:16). У Матфея читаем: Леввей, прозванный Фаддеем (Мф 10:3). Евангелист Марк называет этого апостола просто Фаддей (Мк 3:18).

Так как же на самом деле звали этого апостола и кем он был?

А звали его, вероятно, Иудой. Просто после предательства Иуды Искариотского в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей. Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя — Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей.

Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Почему такие странные имена — Леввей, Фаддей? Скорее всего, эти имена отражали действительный характер апостола. Он был человеком мягким, деликатным, тихим, сердечным.

Православное Предание часто отождествляет этого Иуду с другим Иудой — братом Иисуса Христа (Мф 13:55; Мк 6:3) и автором известного Послания апостола Иуды, вошедшего в канон книг Нового Завета. Однако библеисты говорят, что это два разных человека. Тот, о котором мы говорим, был апостолом из числа Двенадцати, другой — вероятно, сын Иосифа от первого брака — просто был последователем Иисуса Христа, может быть, входил в круг семидесяти апостолов.

Про Леввея-Фаддея мы практически ничего не знаем, кроме того, что он принял участие в важном разговоре со Спасителем. Однажды Христос стал говорить апостолам о той непостижимой связи, которую они имеют через Него, Иисуса, с Отцом Небесным. Поистине, это был непростой богословский разговор: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:19—21).

И тут апостол Иуда спрашивает Христа: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22—23).

…Как в дальнейшем сложилась жизнь апостола Иуды? Предания первохристианского времени говорят, что он отправился с миссией к эдесскому царю Авгарю, проповедовал в Сирии и Месопотамии, дошел до Великой Армении, где принял мученическую смерть за Христа. На территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана и сегодня показывают могилу этого апостола.

Илл.: Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей. Антонис ван Дейк 1618-1620

Автор – редактор сайта “Азбука веры”

ИУДА, БРАТ ГОСПОДЕНЬ

Апостол Иуда

Иуда Фаддей, Иаковлев (+ ок. 80), апостол от 12, брат Господень.

Память 19 июня, 30 июня (12 ап.).

Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда), не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14, 22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Согл. 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены имп. Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены .

Тропарь Иуде, брату Господню

Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Использованные материалы

  • Библейская Энциклопедия Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
  • Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза.

Библейская энциклопедия Брокгауза.

Покровитель безнадежных дел Святой Иуда Фаддей

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8

В последние часы перед смертью Иисус был с апостолами, проясняя им сущность своей миссии. И тут Иуда Фаддей (не Искариот) спросил Его: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин 14.22).

Ответ Иисуса, вероятно, еще долго отзывался в сердце апостола Иуды, ибо на протяжении тысячелетий Его обещание, при посредничестве этого удивительного святого, исполнялось миллионы раз. Иисус заверил Иуду и других апостолов (и нас тоже): «Мир оставляю

вам, мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14.27).

Христиане, которым не к кому больше обратиться за помощью, убедились в истинности этих слов, ибо св. Иуда стал ассоциироваться с разрешением проигранного дела, исполнением несбыточной мечты, с миром не от мира сего. Однако мало кто знает, кто был этот святой и как он приобрел такую популярность у верующих. Собрав воедино свидетельства Писания и истории, а также некоторые легенды, мы можем воссоздать портрет. св. Иуды, «верного слуги и друга Иисуса». Первый ключ к тайне его личности содержится в его именах — Фаддей и Леввей. Авторы Евангелий называли его этими именами, чтобы не путать его с Иудой Искариотом.

О. Джон Лозано, автор книги «Иуда Фаддей, покровитель сложных или безнадежных дел», предполагает, что Марк и Матфей называют его Фаддеем, что по арамейски значит «широкогрудый человек», желая подчеркнуть этим великодушие и мужество Иуды. Матфей также употребляет имя Леввей, что значит «от сердца». Св. Бригитта, шведская святая XIV в., в одном из своих видений Христа услышала от Него призыв молиться Иуде, ибо «в соответствии со своим именем, он будет самым скорым на помощь».

Из Евангелий также явствует, что Иуда был родственником Иисуса. «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» У иудеев того времени слово «брат» относилось к любому близкому родственнику. Вероятнее всего, Иуда был двоюродным братом Иисуса.

Все три года служения Иисуса Иуда бродил по пыльным дорогам Палестины, впитывая послание любви и спасения, лежавшее в основе миссии Иисуса. Оно стало основой миссии самого Иуды. Когда настал страшный час жертвоприношения, Иуда, как и остальные апостолы, кроме Иоанна, прятался от ужасной тени креста. Но в торжествующем свете Воскресения он, однако, получил дар языков и пошел возвещать Слово.

Иуде приписывается послание, предпоследнее в книгах Нового Завета. Это предостережение против ереси гностицизма и просьба к христианам хранить веру, противостоять искушениям и молиться.

И здесь история смешивается с легендой. Одна из легенд, записанная в 325 г. Евсевием, епископом и историком Церкви, утверждает, что Иуда исцелил страдающего проказой царя Эдесского Абгара. Сначала царь послал за Иисусом, но тот сурово укорил его за маловерие, пообещав, однако, прислать своего ученика. Далее Евсевий утверждает, что этим учеником, исцелившим царя и обратившим его народ, как раз и был Иуда.

Предположительно, впоследствии Иуда с Симоном проповедовали на территории огромного Персидского царства, воевавшего тогда с Индией. Военачальник Варадах, стремясь узнать исход битвы, обратился к магам — служителям языческих богов. Но боги молчали. Маги обвинили в этом Иуду и Симона и потребовали у апостолов отчета. В конце концов Иуда и Симон позволили богам дать предсказание, которое оказалось крайне неблагоприятным: войско ожидало кровопролитное сражение.

Военачальник в отчаянии вновь обратился к апостолам. Они успокоили его, сказав, что индийская армия попросит перемирия. Совершенно запутавшийся генерал посадил их вместе с магами в тюрьму ожидать исхода событий.

На рассвете, как и предсказывали апостолы, индийские посланники попросили мира. Несчастные маги были приговорены к смерти, но Иуда и Симон, вступившись за них, спасли им жизнь. «Мы пришли давать жизнь, — сказали апостолы, — а не отнимать ее». После чего Симона и Иуду отвезли в Вавилон, где неблагодарные маги пытались извести их колдовством. Вооруженные лишь состраданием и верой, апостолы наконец преодолели враждебность, исцеляя и обращая многих, в том числе и самого вавилонского царя.

Потом Иуда отправился в Армению и, возможно, дошел до пределов нынешней России. И он, и Симон приняли мученичество от рук языческой черни в Персии. Мощи обоих покоятся в базилике св. Петра в Риме, и память их почитается в один день, 28 октября.

Имя св. Иуды стало хорошо известно христианам только в средние века. Св. Бернар Клервоский, один из самых влиятельных религиозных деятелей XII столетия, очень почитал его. Два века спустя Христос сказал св. Бригитте Шведской освятить один из алтарей в ее церкви во имя Иуды: «Пятый алтарь должен быть посвящен Фаддею, ибо чистота его сердца победит дьявола».

Потом еще на четыре века имя Иуды было забыто. И лишь в XIX столетии, сначала в Италии и Испании, потом в Южной Америке, воскресло поклонение святому апостолу. Благодарственные памятки в раке святого свидетельствуют о многообразии людских драм: о примирении супругов, об исцелении пьяниц, об освобождении от финансовых затруднений, от несправедливых обвинений, об утешении во времена скорби, а также о бесчисленных исцелениях от физических и душевных болезней.

В век рукотворных чудес полезно помнить о том, что есть постоянный свет, который ведет нас, даже когда обещания современного мира оказываются пустым звуком. Святой Иуда, «верный слуга и друг Иисуса… покровитель безнадежных дел», даст нам мир в эти беспокойные времена, когда бы мы ни воззвали к нему.

о. Ежи Ягодзиньски, SVD

Возлюбленные братья и сёстры,

Внеочередной Юбилейный Год Милосердия, который Церковь сейчас переживает, позволяет в новом и совершенно особом свете увидеть Всемирный День Миссий 2016: приглашает нас видеть миссию ad gentes – и в духовном, и в материальном ключе- как величайший и грандиозный результат действия милосердия. На самом деле, Всемирный День Миссий в этом году приглашает всех нас «выйти навстречу», быть настоящими учениками и благовестниками, используя все свои таланты, творческие способности, мудрость и опыт для того, чтобы возвещать о доброте и сострадании Бога ко всему роду человеческому. Будучи верной своим миссионерским обязательствам, Церковь направляется ко всем, ещё не знающим о Благой Вести, потому как Она хочет, дабы все люди спаслись и познали любовь Господню. «Миссия Церкви- возвещать милость Божию, пульсирующее сердце Евангелия» (Булла Misericordiae vultus, 12), провозглашать её всему миру, до тех пор, пока не достигнет каждого мужчины, женщины, ребёнка, каждого молодого и пожилого человека.

Исполненное милосердия, сердце Небесного Отца испытывает глубокую радость всякий раз, когда встречается с человеком; в самом начале Господь с особой любовью обращается к наиболее слабым, потому как Божии величие и могущество наиболее ярко являют себя в Его способности к отождествлению Себя с малыми, отверженными, угнетёнными (Ср. Втор. 4,31; Пс. 86(85), 15; 103 (102), 8; 112(11),4). Господь – Бог благой, чуткий и верный; Он выходит навстречу всякому нуждающемуся, ибо желает быть близким всем и каждому, особенно же бедным и нуждающимся; Бог входит в реальность человеческого бытия с любовью, подобной любви матери и отца к своим детям. (Ср. Иер. 31, 20). Само понятие милосердия в Библии отсылает нас к материнскому лону, то есть определяет милосердие в категории любви матери к своим детям, детям, которых матерь будет любить всегда и не смотря ни на что только потому, что они — плод её лона. В этом также заключается и сама суть любви Бога к Своим детям, особенно же народу Божиему, Им созданному, который Он хочет взрастить и воспитать: Господь внутренне содрогается, взирая на слабость и неверность Своего народа (ср. Ос. 11,8). И, несмотря на это, Бог милосерден ко всем, любит все народы и благ по отношению ко всем творениям (см. Пс. 145 (144 ), 8- 9).

Высочайшее и наиболее полное выражение милосердие находит в Воплощённом Слове. В Нём мы видим лик Отца, богатого милосердием, и Он «не только говорит о Божественном милосердии и объясняет его с помощью образов и притчей, но, что самое важное,- Он воплощает и олицетворяет Собой это милосердие» (Иоанн Павел II, энциклика Dives in misericordia, 2). Под водительством Святого Духа, принимая Христа и следуя за Ним в Евангелии и в таинствах, мы можем стать милосердными как Отец наш Небесный, научившись любить так, как Он любит нас и предоставив наши жизни в качестве добровольной жертвы, как знак Божией благости и доброты (См. Булла Misericordiae vultus, 3). И Церковь, в масштабах всего человечества, являет собой именно ту общину, которая живёт благодаря милосердию Божию: Церковь непрестанно осознаёт, что Она опекаема и ведома Божией милосердной любовью, вдохновляема этой любовью в исполнении вверенной ей миссии, этой же любовью живёт и даёт познать её всем людям в процессе основанного на взаимном уважении диалога со всеми культурами и религиозными направлениями.

Множество мужчин и женщин, принадлежащих к различным возрастным и социальным группам, являются от самого основания Церкви и до сегодняшнего дня свидетелями милосердной Божией любви. Значительное и постоянное, растущее число женщин, в сфере миссионерского служения, наряду с мужчинами, представляет собой яркое проявление материнской любви Бога. Женщины — будь то миряне или монашествующие — а в настоящее время также и целые семьи, живут своим миссионерским призванием, выражающимся в разных формах: от прямого провозглашения Евангелия до благотворительного служения. Исполняя своё служение наряду с миссионерами, которые посвящают себя евангелизации и совершению таинств, женщины, а также семьи зачастую отличаются способностью лучше понять суть стоящих перед людьми проблем, а также найти адекватный и нередко совершенно новый способ их решения: это касается сферы защиты жизни, причём при этом основное внимание уделяется конкретным людям, а не институциональным структурам, используются все материальные и духовные ресурсы с целью установления гармонии, мира, межчеловеческих отношений, солидарности, пространства диалога, сотрудничества и братства, касается ли это межличностных взаимоотношений, или более широкой сферы общественной и культурной жизни, делая акцент при этом на помощи нуждающимся.

Во многих местах евангелизация начинается со сферы образования и воспитания, которой миссионерское служение посвящает много времени и сил, подобно милосердному евангельскому хозяину виноградника (см. Лк. 13, 7-9; Ин. 15,1), терпеливо ожидая плодов после многих лет кропотливого труда; подобным образом формируются люди, способные евангелизировать, нести Благую Весть в самые неожиданные и недоступные места. Церковь можно определить, как Матерь и для тех, кто ещё не знает Христа. Поэтому я ожидаю, что святой народ Божий исполнит материнское служение милосердия, посредством которого люди и народы, все ещё не познавшие Господа, смогут встретиться с Ним и полюбить Его. В самом деле, вера представляет собой дар Божий, а вовсе не результат прозелитизма; она растёт благодаря личной вере и милосердию евангелизаторов, которые свидетельствуют о Христе. Учеников Иисуса, странствующих по дорогам этого мира, должна характеризовать любовь, которая не соизмерима с человеческими представлениями, но мерой для которой служит любовь Господа; посредством этого провозглашается прекраснейший и величайший из даров, которыми нас наградил Господь: Его жизнь и Его любовь.

Все народы и культуры имеют возможность получить Весть о Спасении, ведь это Божий дар для всех и каждого. Это становится особенно актуальным в наши дни пред лицом всех этих несправедливостей, войн, гуманитарных катастроф, всё ещё ждущих своего разрешения. Миссионеры по собственному опыту знают, что Благая весть о прощении и милосердии сможет принести людям радость и примирение, справедливость и мир. Евангельский наказ: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф 28, 19- 20) всё еще не исчерпал себя. Более того, он обязует нас всех именно с учётом современных условий и вызовов, почувствовать необходимость нового миссионерского «исхода», о чём сказано также и в Апостольском обращении Evangelii gaudium: «Каждая община и каждый христианин пусть распознают, на какой путь зовёт Господь, но все мы призваны откликнуться на этот призыв: выйти за пределы личного удобства и найти мужество добраться до всех окраин, нуждающихся в свете Евангелия» (Evangelii gaudium, 20).

В нынешнем Юбилейном Году исполняется ровно 90 лет со дня учреждения Всемирного Дня Миссий, у истоков которого стояла Папская Миссия по распространению веры и который был утверждён Папой Пием XI в 1926 году. В связи с этим считаю напомнить о мудрых установлениях моих предшественников, которые установили, что все пожертвования которые будут получены в каждой епархии, приходе, во всех монашеских общинах, церковных объединениях и движениях по всему миру, должны быть переданы на нужды упомянутой Папской Миссии, дабы таким образом оказать помощь испытывающим нужду христианским общинам, а также поддержать дело распространения Благой Вести до самых концов Земли. Не позволим себе уклониться от совершения этого жеста миссионерского внутри церковного общения. Не закроем наших сердец, будучи поглощенными собственными проблемами и заботами, но раскроем их так, чтобы они могли вместить в себя всё человечество.

Пусть же Пресвятая Дева Мария, прекраснейший образ искупленного человечества, совершенный образец миссионерского служения для Церкви, научит всех нас, мужчин, женщин, целые семьи, быть источником и пространством для живого и таинственного присутствия Воскресшего Господа, обновляющего и наполняющего духом радостного милосердия отношения между людьми, культурами и народами.

Ватикан, 15 мая 2016, Торжество Сошествия Святого Духа.

Апостол Фаддей

Запрос «Святой Иуда» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фаддей. О Фаддее, апостоле от семидесяти см. Фаддей (апостол от 70).

Апостол Фаддей

ивр. ‏יהודה בן יעקב‏‎

Св. Иуда Фаддей, Ж. Латур

Родился

10-е

  • Галилея, Северный округ Израиля, Израиль

Умер

I век н.э.
Монастырь святого Фаддея, Иран

Почитается

большинством христианских церквей

В лике

Апостола

Главная святыня

мощи в Ватикане, Собор Святого Петра

День памяти

в Православной церкви — 19 июня (2 июля), 30 июня (13 июля)

Покровитель

Армении

Подвижничество

апостольская проповедь, мученическая смерть

Медиафайлы на Викискладе

Иу́да Фадде́й (ивр. ‏יהודה בן יעקב‏‎, Йеѓуда Бен-Йааков, греч. Ιούδας Θαδδαῖος, лат. Judas Thaddeus; Иуда Иаковлев или Леввей, Lebbaeus) — согласно Библии — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева (Лк 6:16 в Библии короля Якова; в греческом оригинале речь идет скорее об Иуде Иакова), сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе современного Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

Память апостола Иуды Католическая церковь отмечает 28 октября, Православная церковь — 19 июня (2 июля) и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).

Идентификация с Фаддеем

В Евангелии от Матфея (Мф. 10:3) и от Марка (Мк. 3:18) упоминается Фаддей или Леввей, прозванный Фаддеем; по мнению большинства толкователей — это тот же самый Иуда.

Идентификация с Иудой — братом Иисуса

В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка (Мк. 6:3), точно так же как и брат апостола Иуды — Иаков Алфеев отождествлялся с Иаковом Праведным. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду Иаковлева и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определённую трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, где Иуда называет себя братом Иакова.

Мученичество апостола Фаддея (Нюрнбергская хроника, 1493 год)

Православное предание, отождествляющее апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», говорит о том, что апостол Иуда не дерзал называть себя сводным братом Господним (Иуд. 1:1) по той причине, что когда Иосиф Обручник решил разделить между наследниками своё имущество, то все, кроме Иакова, не пожелали, чтобы и Иисус получил надел, равный с наделами сыновей Иосифа от первой жены

> В искусстве

В западноевропейском искусстве атрибутом Иуды Фаддея является анахронистичная алебарда.

Память

  • Церковь Святого Фаддея — армянская церковь в Иордании.
  • Храм Апостолов Симона и Фаддея — католический храм в России (Сочи)
  • Кафедральный собор Святых Фаддея и Варфоломея — армянский собор в Баку, Азербайджан, разрушенный в 1934 г.
  • Монастырь Святого Фаддея — армянский монастырь в Иране.

Примечания

  1. Память святого Апостола Иуды, брата Господня по плоти (недоступная ссылка)
  2. Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark. Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара. — М.: «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6. С. 55

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Апостол Фаддей
  • Святой апостол Иуда (Фаддей) на сайте Православие.Ru

Структура

Католикосаты Эчмиадзинский Киликийский Агванский (V в.—1815) Ахтамарский (1113—1895) Патриархаты Константинопольский Иерусалимский

Богослужение

Персоналии

  • Основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей
  • Григорий Просветитель
  • Рипсимэ

Списки

Прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *