Святой мученик вонифатий

* * * Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то смыть свой грех. И Господь предоставил им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых христианских мучени ков, то по их молитвам легче получить спасение, ибо покровитель- ством таковых умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, прося его привезти мощи какого-либо мучени- ка, дабы он стал их небесным заступником. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найдя мощей, сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое те- ло с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет вольности. Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий пришел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, но видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, он по влечению своего сострадательного сердца, броси- лся к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин!» – и отказался принести жертву идолам. Его тут же схватили и предали жесточайшим муче- ниям, но силой Господней исповедник остался невредим. После многочисленных издевательств, нимало не повредивших под- вижнику, святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа. Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, . Сначала поиски были без- успешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники Вонифатия, предпола- гавшие, что тот предался легкомысленному времяпрепровождению, узнав обстоятельства кончины праведника, со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли в Рим. Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей при- готовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покрови- теля, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его по- гребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, вско- ре прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и ещё при жизни стяжала чу- десный дар изгонять нечистых духов. Похоронили праведную Агла- иду (Агла́ю) рядом с могилой мученика Вонифатия. К СВЕДЕНИЮ: Святым Аглаиде и Вонифатию молятся о исцелении телесных и ду- шевных недугов, и особенно об избавлении от греховных страстей – пьянства и распутства. А, почему в первый день гражданского Ново- го года, догадайтесь сами… :))) * * * ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=8VH_yiSOmEo

Мученик Вонифатий и праведная Аглаида: от греха к святости через любовь

Промыслительно Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста.

Александр Кабанель. Вонифатий и Аглаида. Сер. XIX века

Кем же был святой мученик Вонифатий и почему ему молятся об избавлении от пьянства? Постараемся с Божьей помощью ответить на этот вопрос.

Стоит помнить, что жития святых – это не какие-нибудь сказки. Это реальная жизнь реальных людей. Итак, попытаемся провести рукой по шероховатой пыльной каменной плите времени и рассмотреть сквозь нее искру жизни…

…Рим конца III – начала IV веков по Рождестве Христовом был лишь номинальной столицей империи. Огромное государство разделили на две части, которыми управляли четыре человека – две пары – западный август и цезарь и восточные август и цезарь (собственно, царствующий император и его соправитель-наследник). На Востоке августом являлся Диоклетиан. Своей резиденцией он выбрал Никомедию в Малой Азии (современный турецкий Измит). Резиденцией западного августа Максимиана стал Медиолан (современный Милан).

Рим оказался фактически провинциальным городом. В нем уже не чувствовалось былой мощи. Наоборот, царило падение нравов, и слова поэта Гораций, призывающего соотечественников «пировать среди чумы и жить одним днем» ещё за пару столетий до описываемых событий:

«Надежды долгие отрежь. Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему».

Так, в принципе, и делали молодая аристократка-патрицианка Аглаида и ее юный раб Вонифатий. Они состояли в незаконном сожительстве и проводили время в увеселительных пирах. Но в сердцах их царила печаль.

Дело в том, что Аглаида и Вонифатий по римским законам не могли пожениться. Девушка находилась в сословии патрициев – высшего привилегированного класса римской аристократии. Вонифатий был рабом – «говорящей вещью» или «говорящим орудием». В Риме раб являлся совершенно бесправным. Его можно было без зазрения совести наказать, убить, продать. Рабам даже не давали имена, только клички. «Бонифаций» (в греческой транскрипции «Вонифатий») – одна из них. Она обозначала в дословном переводе с латыни «благая судьба», т.е. «счастливец.

Потому молодым людям, любящим друг друга, нельзя было узаконить в браке свое сожительство. Они также не могли стать христианами, потому что по христианским законам нужно либо жениться, либо расстаться. Жениться они не могли, расстаться, очевидно, тоже…

Возможно, пара оттого и вела разгульный образ жизни, чтобы как-то «залить» образовавшуюся в сердцах нравственную пропасть и преодолеть общественное порицание. Для римской общины поступок Аглаиды и Вонифатия был неприемлемым. В принципе, развращенный Рим трудно было бы чем-либо удивить, но столь нескрываемое сожительство патрицианки с рабом, для лицемерного римского общества, представители которого вдали от чужих глаз могли творить действительно жуткий разврат, вызывало недоумение и отторжение. При том, что и Вонифатий, и Аглая не были развратными людьми по своему внутреннему устроению. Нет, они искали Бога и выход из этой ситуации. И Аглаиде удалось это.

Дело в том, что язычество уже отживало свое. Людям были очень интересны христиане и особенно мученики: ореол героизма и подвига, посмертные чудеса и исцеления от мощей. Христианское мученичество, быть может, являлось самой интересной темой для народов Римской империи. Аглаида узнала, что очень благодатным делом есть хранение в доме мощей христианских мучеников. Считалось, что это призывало на дом и живущих в нем благодать Божию, дарило здоровье, семейное счастье. Конечно же, девушка искала помощи святых в разрешении их с Вонифатием сложной ситуации.

В то же время (в начале IV века) в восточной части Римской империи бушевало одно из самых жестоких за всю историю этого государства гонение на христиан – преследование императора Диоклетиана. Смерть за Христа приняли тысячи православных. Среди них – великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и множество других прославленных святых.

В надежде на обретение мощей кого-либо из мучеников Аглая снаряжает своего возлюбленного Вонифатия на Восток в Малую Азию (территория современной Турции) – в киликийский город Тарс, который был родиной апостола Павла. Перед отъездом Вонифатий шутливо обращается к своей любимой: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида упрекнула его за шутку, но слова будущего святого оказались пророческими.

Когда Вонифатий приехал в Тарс, то услышал, что на городской площади в это время казнят христиан. Он оставляет своих спутников и идет смотреть на это кровавое зрелище. Во время казни что-то с ним случается. Благодать Божия осеняет его сердце, и грешная, терзаемая укорами совести душа откликается на Господний призыв. Вонифатий бросается прямо на место казни к мученикам, целует им ноги, просит святых молитв. А когда судья его спрашивает: «Кто он такой?» – Вонифатий отвечает: «Я – христианин».

Тогда, как рассказывает житие, будущего мученика избивают до отделения мяса от костей, вонзают иглы под его ногти, вливают в горло раскаленное олово, бросают в котел с кипящей смолой, но святой Ангел помогал ему, и Вонифатий оставался невредимым. Наконец, устав мучить страдальца за веру Христову, палачи усекли ему главу мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Пораженные таким чудом и стоянием в вере мученика, во Христа уверовали 550 человек.

Спутники святого два дня его разыскивали, думая, что он предался греховным увеселениям. Наконец они нашли свидетеля подвига Вонифатия, и тот рассказал им о случившемся. Плача и прося прощения у мученика, друзья выкупили честные останки Вонифатия за большие деньги и отправились обратно в Рим к Аглаиде.

Накануне их прибытия девушке во сне явился Ангел и повелел, чтобы она с честью в сопровождении священников встретила честные мощи святого мученика Вонифатия.
Аглаида исполнила все в точности. На месте погребения мученика она построила православный храм. Мощи Вонифатия прославились множеством чудес. Сама же Аглаида ушла в монастырь и восемнадцать лет провела в покаянных подвигах. Еще при жизни обрела дар изгнания нечистых духов. После смерти ее похоронили возле могилы мученика Вонифатия. Церковь также прославила Аглаиду в чине святых праведников.

На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить.

Но она заполняется лишь верой в Бога. Тогда человек обретает гармонию, мир и душевное равновесие. В его сердце воцаряется благодатный небесный покой, за который не страшно и жизнь отдать. И подтверждение тому житие святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды.
Святии мучениче Вонифатие и праведная Аглаидо, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ

В. Р. в восточнохрист. искусстве сложилась в средневизант. период в системе иллюстрированного минология. Первый сохранившийся памятник с его изображением — миниатюра из Минология Василия II (Vat. gr. 1613, Р. 70-71, 976-1025 гг.). под 20 дек. представлено усечение главы В. Р.: святой преклонил колени перед палачом, поднявшим меч. В минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r, 3-я четв. XI в.) образ В. Р. с крестом в руке помещен в ряду ростовых изображений святых под 19 дек. Под 18 дек. сцена мученичества В. Р. изображена в Минее из Лавры прп. Афанасия на Афоне на 2-ю пол. дек. (Laur. Δ´ 51 (427). Fol. 62v, XI-XII вв.). Сцена казни В. Р. представлена в лицевых настенных минологиях (под 19 дек.): в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386,- мученик стоит, слегка согнувшись, позади него воин с мечом, на земле отсеченная глава святого; в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса), Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- тело святого простерто на земле, рядом лежит его отсеченная глава, позади воин с мечом. В греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 91) и на фресках церкви св. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг., В. Р. изображен стоящим в ряду святых.

Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)
Мч. Вонифатию вонзают под ногти «тростие». Клеймо житийной иконы. XIX в. (ГМЗК)

Иконография В. Р. не была стабильной, несмотря на то что в пространной редакции его жития содержится описание его внешности: «лет четыредесяти, низок, толст, рус власы, армелаос носяй» (ВМЧ. Л. 441r). На миниатюре из Минология Василия II В. Р. пожилой, с седыми волосами и бородой, облачен в короткую тунику, порты и сапоги. В греко-груз. рукописи — юноша с короткими темными волосами, одет в тунику до колен, плащ, порты и сапоги. Согласно иконописному подлиннику Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в., В. Р. должен быть написан «аки Георгий, риза киноварь, испод лазорь». Строгановский иконописный подлинник (кон. XVI в.) содержит следующее описание: «Аки Козьма, плешив, а инде пишет, аки Георгий мученик, риза киноварь, испод лазорь, у Внифантия свиток в руце, а в нем: Владыко Господи Вседержителю, избави люди Своя от идольского гнева и от всякия скорби и печали». На старообрядческих иконах XIX в. В. Р. изображен юношей с высоким лбом и короткими прямыми волосами, как у вмч. Димитрия Солунского («Сщмч. Антипа с избранными святыми на полях» (1825, ГМЗК), «Св. Вонифатий с житием в 12 клеймах» из Овражной молельни с. Коломенского (XIX в., ГМЗК)).

Отдельных образов В. Р. известно мало, обычно они создавались как патрональные. Изображение святого могло вводиться в мученический лик в системе храмовой росписи, как, напр., на столпе на фресках Вологодского Софийского собора (1686-1688). Икона В. Р. «новгородских писем XVI в. из собрания И. К. Рахманова, Москва» (местонахождение неизвестно) участвовала в выставке древнерус. искусства 1913 г. в Москве. В Новое время изображения В. Р. становятся более распространенными. Возможно, рост популярности святого в этот период был связан с тем, что мученика, к-рый, по житию, «блуд творяше, бе же и пианица, но милостив и нищелюбив», стали почитать как молитвенника за страждущих недугом пьянства.

Мч. Вонифатий, предстоящий образу Богоматери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ГМЗК)
Мч. Вонифатий, предстоящий образу Богоматери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ГМЗК)

Икона «Мч. Вонифатий, предстоящий образу Богоматери» (под записью и потемневшей олифой, 2-я пол. XIX в.) находится в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском (ГМЗК). Иконографическая схема иконы восходит к образу Божией Матери «Нечаянная радость». Юноша В. Р., с короткими волосами, облаченный в хитон и гиматий, над нимбом надпись: «Св. муч. Вонифатий», изображен в левой части композиции в молитвенном предстоянии иконе Богоматери «Умиление», находящейся в киоте справа. Святой показан в ¾-ном развороте вправо, правая рука приподнята в жесте моления, в опущенной левой руке развернутый свиток с текстом: «Владыко Господи Вседержителю, избави люди от идолских, гнева и от всякия скорби и печали». Событие показано в интерьере дома или храма, позади святого полуциркульная арка.

Иконография сцен жития В. Р. в средневек. период ограничивается эпизодом отсечения главы в миниатюрах минологиев. Редким примером житийной иконографии святого является образ «Св. Вонифатий с житием» XIX в. (ГМЗК). Лит. основой житийного цикла иконы послужило краткое проложное житие святого, восходящее к тексту, помещенному в Минологии Василия II (слав. пер.: ВМЧ. Л. 344а (под 19 дек.)). В среднике иконы святой, облаченный в длинный далматик и плащ, представлен в рост, с крестом в правой руке. На полях помещены 12 клейм жития, каждое снабжено подробной надписью: «Аглаида посылает Вонифатия за мощами св. мучеников» (Аглаида восседает на возвышении на фоне палат, перед ней стоит В. Р.); «Вонифатий отправляется в путь» (в центре изображен В. Р., Аглаида (слева) подает ему ризу, друзья (справа) — ковчежец для мощей); «Вонифатий достигает «стран Асийских» и становится свидетелем мучений христиан» (справа судья восседает на престоле под балдахином, перед ним слуги избивают палками 2 мучеников, позади них В. Р. со спутниками); «Бичевание Вонифатия у столба» (обнаженный В. Р. висит вниз головой на столбе, воины побивают его палками, справа на престоле восседает судья); «Мучение Вонифатия тростием» (слева на возвышении представлен судья, перед ним стоит В. Р., воины и слуги вонзают в его руки и ноги заостренные лучины;) «Увещание Вонифатия» (в правой части на престоле судья, перед ним стоит Вонифатий, окруженный воинами); «Мучение Вонифатия в котле» (слева изображен судья на престоле, охраняемый 2 воинами, справа — слуга, раздувающий огонь в каменной печи, на к-рой стоит кипящий котел, в котле стоит В. Р. с простертыми в молении руками); «Мучение Вонифатия оловом» (справа представлен судья, в центре — В. Р., один слуга держит его за руки, др. вливает ему в рот расплавленное олово, рядом стоит жаровня с оловом); «Моление Вонифатия. Казнь мученика» (в левом верхнем углу изображено коленопреклоненное моление В. Р., трое мужей простирают к нему руки); на переднем плане представлено усекновение главы одного из мучеников (не В. Р.) — средовека без нимба и в др. одеждах); «Друзья отыскивают тело Вонифатия» (на переднем плане обезглавленные тела мучеников и 5 кровоточащих голов в нимбах, трое мужей склоняются над телами); «Принесение мощей Вонифатия в Рим. Явление ангела Аглаиде» (в левой части на фоне архитектурного павильона представлено ложе со спящей Аглаидой, за ложем обращающийся к ней ангел); в правой верхней части клейма четверо мужей несут саркофаг с телом В. Р., задрапированным по плечи покровом); «Перенесение мощей Вонифатия в храм» (священник и диакон крестным ходом несут саркофаг с мощами по направлению к 3-главому храму).

Лит.: Иконописный подлинник Новгородской ред. по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 54; Выставка Древнерус. искусства / Сост. С. П. Рябушинский. М., 1913. С. 12, № 60; Миjовић. Менолог. С. 282, 354; Рыбаков А. А. Фрески Вологодского Софийского собора // ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 380, 390; Евсеева. Афонская книга. С. 260.

Ю. В. Бродовая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *