Святой Василий великий

Святитель Василий Великий

Краткое житие святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

празднование совершается 1/14 января

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (+380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (+385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский (+lV; память 9 января) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (+385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (+IV; память 1 января).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (+ок. 266—270; память 17 ноября).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки— риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Святой Григорий Богослов (+389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой пелью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337—361), арианское лжеучение, осужденное на 1-ом Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364—378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в., память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361—363), пытавшегося вновь утвердить язычество. Святитель Василий увидел, как изображение великомученика, Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361— 378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь (+379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (+394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Православный Церковный календарь

Свя­ти­тель Вас­си­ан, епи­скоп Лав­дий­ский, был дру­гом свя­ти­те­ля Ам­вро­сия, епи­ско­па Ме­дио­лан­ско­го († 397; па­мять 7 де­каб­ря). Отец свя­то­го Вас­си­а­на управ­лял Си­ра­куз­ской об­ла­стью (Си­ци­лия) и го­то­вил сы­на се­бе в пре­ем­ни­ки. Он по­слал его в Рим для по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния. Свя­той Вас­си­ан еще в дет­стве слы­шал о хри­сти­а­нах, хо­тел по­бли­же узнать их и озна­ко­мить­ся с хри­сти­ан­ской ве­рой. Пре­сви­тер Гор­диан от­крыл ему сущ­ность Хри­сто­ва уче­ния, и юно­ша по­же­лал при­нять Кре­ще­ние. Во вре­мя со­вер­ше­ния Та­ин­ства свя­той Вас­си­ан уви­дел у ку­пе­ли Ан­ге­ла, дер­жа­ще­го одеж­ду, в ко­то­рую дол­жен был об­лечь­ся но­во­кре­ще­ный. Свя­той дерз­нул спро­сить его, кто он и от­ку­да. Ан­гел от­ве­тил, что дав­но по­слан по­мочь ему ис­пол­нить его свя­тое на­ме­ре­ние по­знать Хри­ста, и стал неви­дим.

Свя­той Вас­си­ан стал ве­сти стро­гую жизнь, вку­шал ма­ло пи­щи, но­чи про­во­дил в мо­лит­ве. Слу­ги ди­ви­лись та­ко­му воз­дер­жа­нию и ста­ли до­га­ды­вать­ся, что их гос­по­дин при­нял хри­сти­ан­ство. Они до­нес­ли об этом от­цу свя­то­го Вас­си­а­на. Тот при­ка­зал вер­нуть его в Си­ра­ку­зы. Мо­лясь в хра­ме свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, свя­той по­лу­чил от апо­сто­ла по­ве­ле­ние уй­ти из Ри­ма. Он раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным и вме­сте с вер­ным ра­бом-хри­сти­а­ни­ном от­пра­вил­ся в Ра­вен­ну, к сво­е­му род­ствен­ни­ку, епи­ско­пу Ур­су.

Епи­скоп Урс устро­ил его в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом при церк­ви в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Апол­ли­на­рия. Свя­той Вас­си­ан быст­ро воз­рас­тал ду­хов­но, вско­ре про­сла­вил­ся чу­де­са­ми. В это вре­мя су­дья Ра­вен­ны был окле­ве­тан и при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни. По до­ро­ге на казнь он мо­лит­вен­но при­звал на по­мощь свя­то­го Вас­си­а­на. Ко­гда па­лач уже за­нес меч над его го­ло­вой, меч вдруг вы­пал из его рук и от­ле­тел в сто­ро­ну. Это по­вто­ря­лось три­жды. С дру­гим па­ла­чом про­изо­шло то же. О про­ис­шед­шем до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, и он осво­бо­дил су­дью, ко­то­рый рас­ска­зал, что был спа­сен за­ступ­ни­че­ством свя­то­го Вас­си­а­на.

Жи­те­ли го­ро­да, ве­руя, что мо­лит­вы свя­то­го Вас­си­а­на силь­ны пред Бо­гом, про­си­ли епи­ско­па Ур­са по­свя­тить его в сан пре­сви­те­ра. По пре­став­ле­нии епи­ско­па го­ро­да Ло­дии (Лав­дии; в Ли­гу­рии, Се­вер­ная Ита­лия) пре­сви­те­ру со­бор­ной церк­ви Кли­мен­ту бы­ло от­кро­ве­ние – из­брать епи­ско­пом Ло­дий­ским свя­то­го Вас­си­а­на. Хи­ро­то­нию со­вер­ши­ли свя­той Ам­вро­сий, епи­скоп Ме­дио­лан­ский, и епи­скоп Урс.

Свя­ти­тель Вас­си­ан учил лю­дей не толь­ко сло­вом, но и де­лом, по­ка­зы­вая пастве при­мер доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. В Ло­дии он вы­стро­ил пре­крас­ный храм во имя свя­тых апо­сто­лов. Свя­той Вас­си­ан ча­сто об­ме­ни­вал­ся пись­ма­ми со свя­тым Ам­вро­си­ем Ме­дио­лан­ским, при­сут­ство­вал при бла­жен­ной кон­чине свя­ти­те­ля и пре­дал по­гре­бе­нию его те­ло.

Свя­ти­тель Вас­си­ан мир­но скон­чал­ся в 409 го­ду, про­слу­жив в ар­хи­ерей­ском сане 35 лет.

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го от­ца на­ше­го Вас­си­а­на, епи­ско­па Ло­дий­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Святой епископ Лодийский Вассиан

Святому Вассиану пришлось отправиться в Медиалонь по церковным делам. Входя в город, он увидел на площади весовщика, который на весах вешал различные товары. Этот весовщик был неправеден, многих обманывал и этим старался доставить себе прибыток. Святой увидел на весах беса в образе маленького эфиопа, перетягивающего весы, чем и пользовался неправедный весовщик. Святой спросил бывших с ним:

— Видите ли вы что-нибудь странное?

Они ответели ему, что ничего особенного не видят.

Тогда святой помолился о том, чтобы и прочим для достоверного свидетельства открылись глаза видеть то же самое, что видел он. И действительно, открылись духовные глаза у пресвитера Климента и диакона Елвония: они увидели то же, что видел архиерей Божий, именно маленького эфиопа, сидевшего на весах и исполнявшего приказания весовщика. Они сказали об увиденном святому.

Святой позвал весовщика и спросил его:

— При помощи какой неправедной меры ты увеличиваешь вес и обманываешь купцов?

— Я не делаю никакой неправды, — ответил весовщик и клятвою подтвердил, что вес его правилен.

Тогда святитель показал ему на весах адского эфиопа и сказал:

— Этот эфиоп тотчас же войдет в тебя, сокрушит твое тело и исторгнет из тебя душу твою со страшными мучениями.

Неправедный весовщик от страха задрожал и, припав к ногам святого с покаянием, обещал отстать от неправды. Святой вразумил весовщика от святого Писания и повелел ему все, что он нажил неправдою, раздать нищим. После этого святой молитвою отогнал от весов беса и отправился в свой путь.

Преподобный Паисий Великий

Однажды, когда Паисий сидел в пещере и воспевал божественные песни, явился ему Спаситель и сказал:

— Мир тебе, Моему возлюбленному угоднику!

Он же, объятый страхом и трепетом, встал и сказал:

— Христе Человеколюбче, Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь мне столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?

На это Господь ответил:

— Видишь ли пустыню эту, как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое.

Тогда избранный угодник Божий Паисий, пав на землю, сказал:

— Владыка Господи! Твоей крепкой руке все повинуется, и что Ты пожелаешь, то и совершится. Молю же Твою благость, дай мне уразуметь, откуда явится все потребное и нужное для тех, кто в сей пустыне будет подвизаться?

Господь на это ответил:

— Поверь Мне, говорящему тебе истину, что если Я увижу в них любовь — матерь всем добродетелям — и если они будут исполнять все заповеди Мои, то пусть они ни о чем не пекутся: Я сам буду заботиться о них.

Тогда Паисий снова вопросил Господа:

— Еще раз вопрошу Твою благость: как они безпреткновенно перейдут вражие сети и избегнут лютых бесовских искушений?

На это Господь ответил:

— Если они заповеди Мои, как Я тебе сказал, будут соблюдать с кротостью, правдою и смиренным сердцем, то Я не только соделаю их выше всяких вражиих браней и лукавых коварств, но и дам в наследие Царство небесное.

Сказав это, Спаситель со славою возшел на небеса.

По причащении божественных таинств Тела и Крови Христовых преподобный Паисий иногда оставался без телесной пищи семьдесят дней; и в этом нет ничего удивительного, ибо божественная благодать имеет неизреченную силу, и потому могла поддерживать в нем жизнь лучше, нежели подкрепление тленною пищею. Ибо по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие безплотных, преуспели в вышеестественной жизни, тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною.

Преподобный Иоанн

Жил преподобный Иоанн в окрестностях села Сехуста, отстоящего от Иерусалима. В пещере своей старец имел образ Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; изоброжена Она была имеющею на руках Своих предвечного Младенца Христа Бога нашего. И нужно сказать, что когда старец собирался пойти куда-либо: в даль ли своей пустыни, или в Иерусалим, чтобы поклониться честному кресту и гробу Христову, и другие далекие места, словом, куда бы он ни уходил на богомолье, он всегда ставил в своей келии пред этим образом Пречистой Богородицы кандило и, по обычаю возжегши его и став на молитву, молил Бога, дабы Он благословил путь его. И при этом, взирая на икону Пречистой Богоматери, он всегда так умолял Ее:

— Пречистая Владычица Богородица, так как я отхожу в далекий и продолжительный путь, то Сама Ты назирай за кандилом Своим, и, по моему к Тебе молению, соблюди его не угасимым, пока я не возращусь. И только после того он отправлялся в путь свой, пребывая в дороге – когда месяц, когда два и три, а иногда пять и даже шесть; и возвратившись, он всегда находил кандило полным и горящим, каким оставил его, отходя в путь, и никогда не находил его угасшим.

— Однажды Иоанн, идя по окрестностям, где находилась его пещера, встретил большого льва. На этом месте была очень тесная дорога: она лежала между двумя терновыми изгородями, которыми земледельцы обыкновенно огораживали свои нивы. И настолько был тесен путь тот, что, благодаря этой терновой изгороди, едва можно было пройти лишь одному пешему человеку, и то – без всякой ноши. И вот, когда Иоанн и лев стали приближаться друг к другу, старец решил не уступать пути льву, да и лев, по тесноте места, не мог сойти с пути, так что им нельзя было миновать друг друга. Тогда лев, видя, что угодник Божий не желает возратиться назад и намерен идти по надлежащему ему пути, стал на задние лапы по левую сторону старца и расширив таким образом тяжестию своего тела изгородь, сделал праведному мужу путь свободным, и таким образом старец прошел мимо льва, касаясь спиною его хребта; после этого и старец, и лев отправились своим путем.

Святой Левкий исповедник

Однажды привели к Левкию бесноватого эфиоплянина, уже оглашенного ко святому крещению. Видя его мучения, святой сказал бесу:

— Перестань, дух диавольский, мучить человека!

Бес, затрепетав, начал вопить с рыданием:

— Если я выйду из него, то куда пойду? Не имею дома лучше этого.

— Нечистый дух, — повторил святой Левкий свое приказание, — оставь создание Божие и не осмеливайся более входить в него; постыженный и посрамленный выйди из того, кого доселе человеконенавистнически мучил, связав веригами твоей темной силы. Войди же в тех людей, которые не веруют в Господа нашего Иисуса Христа и не поклоняются Его животворящему кресту.

Со страшным криком вышел бес из уст человека в виде черной птицы; при этом он воскликнул:

— Что мне и тебе, раб Божий Левкий, зачем выгоняешь меня из жилища, которое я избрал себе? Я не хотел входить в человека с белым лицом, обычного вида, но вошел в эфиопа с черным, неприятным для глаз, цветом кожи, надеясь, что из такого жилища меня никто не изгонит.

Прогнав диавола крестным знамением, святой Левкий поднял человека с земли здоровым и сподобил его потом крещения. Диавол же удалился в Египет, где принял образ громадных размеров змея. Он ползал по улицам одного города, с необычною яростию умерщвляя встречных язычников и иудеев — мужей, жен и детей; не щадил и животных. Святой Левкий, провидя духом столь человекоубийственную злобу диавола, поспешно отправился в Египет; почувствовав приближение к городу святого, диавол бросился в море, оставив после себя множество трупов, лежащих на улицах. Войдя в город и видя множество оплакивающих с рыданием своих мертвецов, святой Левкий вопрошал:

— Чем вызван такой плач?

Тогда ему сказали, как внезапно появился в городе змей, многих умертвивший, и как он только что сейчас, пред его приходом, бросился в море, где и скрылся. Святой Левкий приказал принести воды, освятил ее и начал ею окроплять мертвых, говоря к ним:

— Возстаньте во имя Господа Саваофа, вы держимы узами смерти, но лишь повреждены дьявольским ядом; однако вы не в состоянии сами избавиться от действия силы змеиной, которая могущественнее вас по причине вашего нечестия и сердечной слепоты. Возстаньте же силою Бога моего и воздайте славу Создавшему вас.

Во время этой речи святой Левкий касался своим жезлом трупов. И тотчас все, точно пробудившись, возстали и, прикасаясь к ногам святого, говорили:

— Бог, которому подобает кланяться, есть не кто иной, как Отец, Сын и Дух Святой, Коего ты, раб Божий и отец наш, проповедуешь.

Все воскресшие уверовали во Христа, вместе с ним обратилось в христианство еще до трех тысяч мужей; все они крестились с женами и детьми своими, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, сотворившего столь дивные чудеса чрез святого Своего угодника Левкия.

Повесть о покаянии Феофила

В городе Аданы жил эконом святой соборной кафедральной церкви этого города по имени Феофил. Жил он добродетельно и свято, справедливо и разумно распоряжаясь церковным имуществом, праведно и согласно с волей Божьей управляя делами. Для архиерея он был оком, присматривающим за всем, и правой рукой, исполняющим все дела и повеления. Он был очень любим своим епископом, да и не только епископом, но и всем церковным причтом и всеми жителями города за свои добродетели, ибо он был отцом сирот, кормильцем вдов, щедрым прибежищем нищих, заступником обижаемых. За это все почитали Феофила, как отца, любили, как благодетеля. Когда же Божьим изволением преставился от временной жизни епископ Аданы, то все благочестивые жители этого города, движимые истинною христианскою любовью к Феофилу за его многие благодеяния, единодушно избрали его в епископа. Затем они послали к киликийскому митрополиту с письменным извещением об этом. Прочтя письмо, митрополит согласился утвердить их избрание, он тотчас же велел призвать его к себе для постановления во епископа Аданской церкви.

Но Феофил, узнав о решении митрополита, не захотел отправиться к нему, упорно отказываясь от принятия епископского сана. Граждане и весь причт долго со слезами просили и умоляли его стать их епископом, но безуспешно.

Призвав его, наконец, к себе насильно, митрополит с радостью и любовью принял его и хотел тотчас же рукоположить в епископа. Но Феофил упал ниц к его ногам и со слезами начал молить не налагать на него такого бремени.

— Не достоин я святительства!

Видя, что он остается непреклонным, упорно отказывается и не поддается ни повелениям, ни мольбам, митрополит предоставил его, наконец, собственной воле. Поставив во епископа другого, которого также считал достойным, он послал его в Адану, поручив ему Феофила, чтобы тот по-прежнему отправлял свою экономную службу.

После того, как новый епископ пробыл некоторое время на своем престоле, Феофил продолжал свою обычную службу, какие-то враги наговорили епископу на эконома, тайно клевеща на него и обвиняя его во многих неподобающих поступках.

Спустя некоторое время он оставил Феофила от экономской службы, чтобы тот более ничем не управлял ни в архиерейском доме, ни в церковном имуществе, но чтобы жил у себя дома, тихо и безмолвно отдыхая от трудов; экономская же служба была поручена другому.

Освободившись от попечений и житейской суеты, Феофил начал пребывать в служении единому Богу. Но не терпя вида богоугодной и безпечальной жизни Феофила, ненавистник рода человеческого, диавол, начал смущать его то собственными помыслами, то посредством других людей, тихо нашептывая ему:

— Обезчестил тебя епископ, не помня великих трудов твоих; унизил он тебя, предпочтя тебе худшего, неискусного, недостойного; отдал он тебя на посмеяние и поругание людям.

И стал Феофил, сначала понемногу, внимать этим бесовским наветам и помышлениям, и наконец, коварство врага довело его до того, что, забыв обычное ему упование на Бога, он начал изнемогать в малодушии и печали и пришел в отчаяние. В его сердце разгорелось неодолимое желание прежней власти и управления церковным имуществом. За такое желание и другие неугодные Богу мысли отступила от сердца его благодать Божия, без которой он пришел, наконец, в крайнее отчаяние и начал искать помощи в волшебстве и бесах. Не захотевший сначала принять епископский сан, он стал теперь стремиться к гораздо меньшей власти. Так попустил ему Бог за то, что он воспринял в сердце злые помышления и сатанинский совет.

В том городе жил некий еврей, сын погибели, знаменитый волхв, чародей и обманщик. Он был настоящим служителем диавола и многих вводил в погибель. Феофил ночью отправился к этому волхву и, придя к его дому, стал стучать в ворота. Волхв вышел посмотреть, кто стучит и, увидав Феофила, пришел в ужас. Удивленный (так как он знал его), он попросил его войти в дом и, когда Феофил вошел, спросил его:

— По какой причине, господин мой, взял ты на себя труд ночью прийти ко мне, худому и недостойному?

Феофил же в ответ бросился к его ногам и, умоляя его, сказал:

— Если можешь помочь, то помоги мне и не отвергни меня в моей великой печали.

— Не сетуй об этом, господин мой, но радостно и с благой надеждой возратись домой; в следующую же ночь прийди ко мне в этот час, и я отведу тебя к моему повелителю, а тот уже во всем тебе поможет.

Услыхав от волхва этот ответ, окаянный Феофил сильно обрадовался и возратился к себе, полный гибельной надежды.

Прошел день, и снова наступила ночь. В полночь, по повелению волхва, Феофил явился к нему. Волхв отвел его на ипподром – место, где происходили конские состязания, и сказал ему:

— Если увидишь какое-нибудь видение или услышишь какой-нибудь голос, то не пугайся и не осеняй себя крестным знамением; крест ни в чем не помогает людям: это достойный смеха христианский обман.

Феофил во всем согласился с ним и обещал не ограждаться крестом; тогда волхв тотчас же показал ему в видении множество разных необыкновенных лиц, украшенных различными светлыми одеждами и с зажженными свечами в руках. Это были бесы; они выкрикивали похвалы своему князю, сатане; князь же тьмы сидел посреди их в гордости и призрачной славе. Тогда окаянный еврейский волхв взял Феофила за руку, ввел его в это гибельное собрание и приблизился с ним к князю.

— Зачем ты привел сюда к нам этого человека? — спросил волхва князь тьмы.

— Господин мой, — ответил богоненавистный еврей, — я привел его к тебе потому, что он, сильно оскорбленный своим епископом, просит у тебя помощи.

— Как могу я помочь тому, кто раб своего Бога? Если он на самом деле хочет стать моим рабом и войти в число моих слуг, то я так помогу ему, что он получит большую власть и честь, чем какие имел раньше, и будет могущественнее самого епископа.

— Слышишь ли, что говорит князь? — спросил тогда волхв Феофила.

— Слышу, — ответил тот, — и исполню все, что он мне прикажет.

Сказав эти слова, он тотчас же, павши, поклонился сатане и стал целовать его ноги.

— Пусть отречется этот человек от так называемого Сына Марии, — сказал диавол волхву, — пусть отречется также и от Нея Самой, так как я сильно ненавижу их обоих. Отречение же пусть напишет собственноручно и подаст мне. После этого пусть он просит у меня, чего хочет, и получит просимое.

Выслушав это, Феофил ответил ему:

— Я исполню все, что прикажешь, господин мой, только бы получить желаемое.

При этих словах коварный враг рода человеческого, диавол, простер к нему свои бесовские руки и, обняв Феофила, стал гладить его по бороде и целовать, прикладывая к его устам свои нечистые уста.

— Радуйся, мой искренний и верный друг, — сказал он ему. И окаянный Феофил, утверждая свою дружбу с диаволом, отрекся от Христа, Спасителя нашего, и от Пречистой Богоматери; написав свое отречение на хартии, заранее приготовленной волхвом, и запечатав, он вручил ее князю тьмы. После этого они дружески обнялись, поцеловались и разошлись: князь тьмы со своими слугами стал невидим и удалился в свое место в ад; а Феофил с евреем возвратились с ипподрома, оба радуясь своей погибели.

На следующее утро, по Божию смотрению, как видимо, а не по старанию диавола, епископ, проснувшись, раскаялся, что оставил Феофила от экономской службы. Послал людей, чтобы снова призвать его к себе, в архиерейский дом, он с большими почестями возвел его в прежнюю должность, воздав ему двойную честь, и вручил еще большую власть над церковным имуществом и над всеми делами.

С этого часа Феофил начал жить в своей прежней чести и власти, почитаемый выше всех. В это время нечестивый и хитрый волхв часто навещал Феофила.

— Видишь ли, господин мой, — говорил он, — как я и мой князь помогли тебе по твоему желанию, и как скоро ты получил от нас помощь.

— Воистину получил, — отвечал Феофил, — и очень благодарю вас.

Прожив недолгое время в таком богоотступничестве, Феофил начал как бы пробуждаться от сна и приходить в себя, сознавая свою погибель. Придя в чувство, Феофил начал размышлять, какое великое и ужасное совершил он злодеяние, отрекшись от Христа Бога и Пречистой Богоматери ради временной и ничтожной человеческой чести. Он начал страдать в душе, мысленно скорбеть и каяться, горько плача и рыдая.

Тем временем еврейский волхв был схвачен правителем той страны, осужден законным судом на смерть за свои многочисленные чародейства и злодеяния и получил достойную по делам своим казнь: его сожгли живым.

Феофил же день и ночь плакал и рыдал, сокрушаясь сердцем, не принимая ни пищи, ни пития и не желая ни с кем беседовать.

В одном уединенном месте города стояла маленькая церковь во имя Пречистой Богородицы. Затворившись в этой церкви и павши перед честной иконой Пречистой Богоматери, он начал молиться к Ней, горько плача и рыдая.

Сорок дней и сорок ночей пробыл Феофил в церкви, постясь, исповедуясь, каясь, день и ночь непрестанно молясь и припадая к иконе Пресвятой Богородицы. По истечении же сорока дней явилась преблагословенная Матерь Господа нашего.

— О человек! — сказала Она ему, — зачем ты так безстыдно докучаешь мне, вопия и моля помочь тебе? Ведь ты сам отрекся от Сына Моего и от Меня! Как буду я молить за тебя Моего Сына и Бога, чтобы Он простил тебя, раба диавола, отдавшагося ему своим рукописанием? Какими очами воззрю Я на пресветлое чело Господне, когда захочу молиться за тебя? Даже и Я не могу терпеть безчестия, наносимого Моему Сыну и Богу. Я могу простить тебя, о человек, в чем ты согрешил предо Мною, потому что Я весьма люблю род христианский, особенно же тех, кто с правою верой и теплой любовью притекает ко Мне и молится в храме Моем: тем Я всячески помогаю, принимаю в Мои обьятия и слушаю их молитвы. Но оскорблений и досад, причиняемых вами Моему Сыну, Которого вы вторично распинаете вашими грехами, этого Я не могу ни видеть, ни слышать. Много нужно вам трудов, подвигов и сердечного сокрушения, чтобы умолить Его милосердие. Хотя Он и очень милосердый, но в то же время и праведный Судья, и грозный мститель, воздающий каждому по делам его.

Обрадованный видением Богородицы, Феофил немного ободрился.

— О Владычица, — воскликнул он, — знаю, воистину знаю, сколь жестоко я согрешил и прогневал Тебя и рожденного Тобою Бога. И взирая на безмерное милосердие Божие, и я, грешный, прибегнул с покаянием к Твоему милосердию, всемилостивая Владычица: подай мне руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога нашего прощение моим тяжким грехам.

Когда Феофил произнес эти слова, пречистая Дева Богородица, истинное прибежище грешных, сказала ему:

— Исповедуй, о человек, что рожденный Мною Сын Мой, Которого ты отрекся, воистину Христос — Сын Бога Живого. Я умолю Его о тебе, и Он примет твое покаяние.

Сказав это, Пречистая Дева стала невидимой, и день уже начал рассветать.

Получив после этого видения некоторое облегчение своей печали, Феофил пробыл еще три дня в плаче и молитве пред иконой Пресвятой Богоматери. По истечении же трех дней снова явилась ему надежда и прибежище Матерь Господа. На этот раз, с радостным лицом взирая на Феофила Своими светлыми очами, Она сказала:

— Человек Божий! Угодно покаяние твое милосердому Владыке Богу; принял он слезы твои ради Меня и услышал твои молитвы. Смотри же теперь и сам, чтобы отныне сохранить правую веру в Него до дня твоей смерти.

— Воистину сохраню, и повели отдать мне в руки окаянное рукописание, которое я, обманутый, дал сатане: оно сильно смущает мою душу, и я не могу утешиться от великой скорби, пока это рукописание находится у диавола.

Едва произнес он эти слова, как Пречистая Дева стала невидимой.

Феофил же пробыл еще три дня в прилежной молитве, как и раньше. Затем он заснул, утомленный перенесенными трудами, и в сонном видении узрел Пречистую Богородицу, несущую ему хартию с его рукописанием. Проснувшись от радости, он не увидев Пречистой Девы, рукописание же свое нашел запечатанное и целое, лежащее на груди. От радости и от ужаса он еще сильнее изнемог телом и сделался как бы полумертвым. Придя впоследствии в себя, о сколь великое он воздал благодарение милосердому Владыке Христу и милостивой Богоматери, своей помощнице и заступнице.

Святой Севир

В стране Тудера между двумя горами, в долине, называемой Интероклоя, была церковь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Пресвитером при ней был Севир, муж дивной и богоугодной жизни. Один из тамошних жителей заболел и приближался к смерти, поспешно отправил послов к тому пресвитеру сказать ему, чтобы он скорее пришел к нему, исповедал бы его в содеянных грехах и разрешил от них пред отшествием к смерти. В это время Севир находился в своем винограднике, где он занимался обрезанием гроздьев. Выслушав просьбу посланных, он сказал им:

— Идите вы сначала одни, я скоро догоню вас.

Но потом, увидев, что еще много осталось собрать гроздьев, захотел еще немного подождать, чтобы собрать и то, что оставалось. Окончив свое дело, он отправился в путь к болящему. На пути встретили его бывшие у больного, которые сказали ему:

— Почему, отче, ты медлил? Но больше не трудись, ибо человек тот уже умер.

Услышав это, пресвитер затрепетал от ужаса и горько начал плакать, нарицая себя убийцею умершего. Не переставая плакать, он достиг дома, где лежало тело умершего, и со слезами пал на землю пред одром, рыдая и ударяясь головою об землю; при этом он вслух всех бывших там винил себя в смерти того человека. Когда он рыдал так, умерший внезапно ожил. Увидев это, предстоявшие сильно удивились случившемуся чуду, возрадовались о воскресении умершего и от радости плакали. Потом они спросили воскресшего:

— Где ты был? И каким образом душа твоя, разлучившаяся с телом, снова возратилась в него?

Тот ответил:

— Какие-то мрачные духи злобы, весьма страшные и гордые, из ноздрей и ушей которых исходил огонь, взяли меня и повлекли в некие темные места, исполненные ужаса и трепета. Но вдруг явился пресветлый юноша, который шел на встречу нам с другими светоносными мужами; обратившись к влекущим меня, он сказал им властно: возвратите его, так как о нем плачет Севир пресвитер: ради слез этого мужа Господь снова дарует сему умершему жизнь в теле.

Услышав такой рассказ, Севир встал с земли с неизреченною радостью и воздал Богу благодарение. Затем, поучив воскресшего тому, как нужно принести покаяние Богу, он, выслушав исповедь его и разрешив от грехов, причастил Божественных Тела и Крови Христовых. После того воскресший прожил еще семь дней, непрестанно молясь Богу, в восьмой же день он с радостью преставился Ему.

Василий Великий

В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий.

Василий Великий

Μέγας Βασίλειος


икона XVIII века

Родился

ок. 330
Кесария

Умер

379
Кесария

В лике

святителей

День памяти

в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля), в Католической церкви — 2 января

Труды

многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Василий Великий (значения).

Васи́лий Вели́кий (греч. Βασίλειος ὁ Μέγας Васи́лиос о Ме́гас, известный также как Васи́лий Кесари́йский, Βασίλειος Καισαρείας; ок. 330—379) — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила, многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Часть иконы из деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Работа Феофана Грека. 1405 (?)

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина, ещё одним братом — отшельник Навкратий. Мать Василия — преподобная Эмилия Кесарийская. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где пять лет (350—355) обучался в школе риторов Проэресия. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам. В конце 350-х годов, после смерти Навкратия, под влиянием сестры Макрины (будущей игуменьи) ставшего аскетом, сам крестился и начал более аскетичную жизнь. Вместе со своим другом Григорием Богословом поселился на семейных землях в Понте, где они изучали труды Оригена. В 356 или 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие в Сирию и Египет (Фиваида), после чего возобновил аскетическую практику. В 357 году был рукоположен в священники, после чего оставаясь в Понте, начал активно участвовать в жизни церкви. В 360 году в качестве чтеца сопровождал каппадокийских епископов на Собор в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей.

В 364 году Василий был рукоположён во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда тяготел.

Игнац Платцер. Статуя Василия Кесарийского в церкви Святого Николая на Малой Стране в Праге

В 365 году Василий вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха Антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианства.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.

Сочинения

  • Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
  • Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
  • Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
  • Письма: ок. 365 писем к различным лицам, в том числе к Афанасию Великому, Григорию Богослову и Амвросию Медиоланскому.
  • Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Учение

Шестоднев

Основная статья: Шестоднев § Шестоднев Василия Великого

Одно из фундаментальных сочинений Василия Великого — «Шестоднев», состоящий из девяти бесед. Интерпретируя 1-ю главу Книги Бытия, он раскрывает идею сотворённости мира (креационизм), хотя не чужд Василий и идеи самозарождения (например, он утверждает, что угри образуются из тины). При этом подчеркивается, что «Божие слово созидает естество», а не конкретные вещи, поэтому над вещами время властно, а над естеством — нет. Под небом Василий понимает твердь, которую отождествляет с воздухом, поскольку она плотнее наднебесного эфира. Описывая звёзды, он критикует науку халдеев о составлении гороскопов, так как «злотворные звёзды причину своей злотворности переносят на Творца». Вне обитаемых стран Василий полагает море, в котором «нет твёрдой земли». Сотворённые существа различаются разной степенью совершенства: водные существа менее совершенны («у них нет ни памяти, ни представления»), чем сухопутные (они хоть и бессловесны, но не безгласны). Растения хотя и живы, но не одушевлены. Классификация птиц отличается от современной. К ним Василий относит не только пернатых (собственно птиц), но также нетопырей, плевокрылых (осы) и жесткокрылых (жуки). По мысли Василия, животные находятся под управлением Бога («ни одно существо не оставлено без Промысла») и служат для назидания людей. Описывая их, он восклицает: «неприлично многобрачие» или «похвально чадолюбие». Наблюдая животных, Василий замечает, что некоторые из них воплощают добродетель («муравей трудолюбив, собака благодарна»), которая имеет естественную природу. Само же добро он уподобляет здоровью. Метаморфозы шелкопряда служили Василию аналогией грядущего воскресения людей.

О ересях

Василий противопоставляет ереси расколам. Крещение от еретиков нельзя принимать, но от раскольников оно допустимо. К еретикам он относит маркионитов, пепузинов, манихеев и валентинян.

О монашестве

См. также: Монашество в Византии Григорий Богослов, Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской

Много было споров и разногласий о жизни пустыннической и уединенно общежительной. Без сомнения, та и другая имеет в себе и доброе, и худое не без примеси. Как первая, хотя в большей степени безмолвна, благоустроена и удобнее собирает к богомыслию, но, поскольку не подвергается испытаниям и сравнениям, бывает не без надмения; так другая, хотя в большей степени деятельна и полезна, но не изъята от мятежей. И Василий превосходнейшим образом соединил и слил оба эти рода жизни. Построил скиты и монастыри не вдали от общин и общежитий, не отделял одних от других, как бы некоторой стеной, и не разлучал, но вместе и привел в ближайшее соприкосновение и разграничил, чтобы и любомудрие не было необщительным, и деятельность не была нелюбомудренной; но как море и суша делятся между собой своими дарами, так и они бы совокупно действовали к единой славе Божией.

В качестве первоначального образца аскетизма Василий избрал Евстафия Севастийского и, по его примеру, основал госпиталь для бедных. В 373 году Василий порвал с Евстафием из-за различных позиций в ходе арианских споров и начал развивать свою концепцию аскетизма. Основными трудами Василия в области монашества являются его «Краткие» и «Подробные» правила, составленные в форме вопросов и ответов.

Василий ценил монашество, которое заключалось в «подражании лику ангелов», безбрачии, уединении, «удалении от мира», молитвах и песнопениях. Из одежды монахам предписывается хитон и недорогая обувь. Из еды: хлеб, вода и «варенье из семян». Причём принятию пищи отводится один час в день. Упоминается и умное делание.

Основываясь на Священном писании, Василий обосновывает благотворительную монашескую жизнь, для вступления в которую необходимо отказаться от имущества. Обладание собственностью препятствует достижению полной бесстрастности и удалению от мира, не позволяя достигнуть духовного преображения. Значительное внимание Василий уделяет механизму отказа от собственности. Если член общины не может сам составить список того, чем он владеет, и распорядиться этим имуществом, задача может быть выполнена специальным ответственным лицом. «Неправедные» родственники не должны получить имущество монаха. Василий советует прибегать в данном случае к закону, хотя и отмечает, что полностью лишить наследства родственников не удастся. Рекомендуемым способом распределения имущества является передача местному епископу на благотворительные цели. Согласно Василию, община должна обеспечивать свои нужды ремеслом и сельским хозяйством — здесь он вступает в полемику с мессалианами, которые считали ручной труд не совместимым с молитвенным образом жизни.

Василий подчёркивал необходимость совместного проживания монахов, считая, что Святой Дух, снизойдя на одного, перейдёт и к остальным. Община должна управляться единоначально, но не авторитарным настоятелем, а духовным лидером. Если один из монахов решит, что глава общины нарушает правила, он может озвучить свои сомнения, но, тем не менее, основной монашеской добродетелью является подчинение «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Согласно Василию, настоятель должен быть «врачевателем душ», «как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчёт, должен много думать и беспокоиться» (30).

В монастырях Василия проживали мужчины и женщины, но раздельно. В отличие от монастырей Египта, рассматривавших присутствие мальчиков как источник сексуального искушения, Василий считал необходимым привлечение детей к монашеской жизни с некоторого возраста, но с определённой спецификой.

> См. также

  • Базилианский орден
  • Литургия Василия Великого
  • Васильев вечер

Литература

Basilii Magni Opera, 1540 Почтовая марка Ватикана, посвящённая Василию Великому

Оригиналы

  • PG 29-32

Переводы

Древнерусские переводы

  • Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М. И. Орлова. — СПб., 1909. — LXXXVIII, 413 стр.

Русские переводы

  • Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения… — М., 1782. — 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1. — М., 1785)
  • Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд. — СПб., 1824. — 354 стр.
  • Беседы … на разныя материи… 2-е изд. — СПб., 1824. — 542 стр.
  • Беседы … на псалмы. 2-е изд. — СПб., 1825. — 344, 72 стр.
  • Нравственные сочинения. — М., 1838. — XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч. — М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
  • Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т. — СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе. — 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы. — 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма. — М., 2007. — 559 стр.

Новые переводы:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л. А. Фрейберг . Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т. А. Миллер . О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг. / Пер. Л. А. Фрейберг . // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М.: Наука, 1968. — С. 45-69.
  • Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А. Р. Фокина. // Богословский сборник. — 2000. — № 5. — С. 104—117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П. Б. Михайлова. // Богословский сборник. — 2003. — № 12. — С. 71-78.
  • На слова: Внемли себе / Пер. О. В. Алиевой // Свт. Василий Великий. На слова: Внемли себе. М.: ГЛК Ю. А. Шичалина, 2016.
  • Гомилия против гневающихся / Пер. А. Грюнерт // Философия. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — № 2(1). — С. 93-116.

Исследования

  • Dunn M. The Emergence of Monasticisrn From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. — Blaclcwell Publisher, 2000. — 280 p. — ISBN 0431-13463-8.
  • Алиева О. В. Пайдейя как малые мистерии: Василий Кесарийский о греческой литературе // Вестник древней истории. — 2017. — № 77(2). — С. 341—355.
  • Алиева О. В. Послания к юношам об образовании в Каппадокии IV в. // Аристей. Вестник классической филологии и античной истории. — 2017. — Т. XV. — C. 77-89.
  • Архимандрит Киприан (Керн). Св. Василий Великий. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его). — СПб., 1902. — 216 стр.
  • Мурадян К. М. Василий Кесарийский и его «Шестоднев» в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … к. филол. н. — Ер., 1970.
  • Михайлов П. Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия. // «Азбука веры», интернет-портал.
  • Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 131—191. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Попов И. В. Василий Великий // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902. — Т. 3. — Стб. 179
  • Порфирий (Попов Г. И.) Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския. — М., 1864.
  • Ульянов О. Г. La liturgia di San Basilio nella tradizione dell’Est // Basilio di Cesarea e il monachesimo basiliano. Trento, 1997.

Примечания

  1. Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома» (28 июля 2016). Дата обращения 4 декабря 2016.
  2. Святая мать святых детей.
  3. Порфирий (Попов), архим. Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.
  4. 1 2 Dunn, 2000, p. 35.
  5. Василий Великий, свт. Письмо 57. К Афанасию, архиепископу александрийскому
  6. 1 2 Василий Великий, свт. Письмо 2. К Григорию Богослову
  7. Василий Великий, свт. Письмо 189. К Амвросию, Епискому Медиоланскому
  8. Василий Великий, свт. Письмо 180. К Амфилохию о правилах. Первое каноническое послание
  9. Слово 43. azbyka.ru. azbyka.ru.
  10. Dunn, 2000, p. 36.
  11. Dunn, 2000, pp. 37—38.
  12. Dunn, 2000, pp. 39—40.
  13. Dunn, 2000, pp. 40—41.

Ссылки

Василий Великий:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Святитель Василий Великий: биография и собрание творений
  • Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского. // «Азбука веры», интернет-портал.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV10222791 · BIBSYS: 90205492 · BNC: a10482702 · BNE: XX1153392 · BNF: 11890479x · CONOR: 14040675 · EGAXA: 002775442 · GND: 118637797 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\046987 · ISNI: 0000 0001 2102 9433 · LCCN: n80004066 · NDL: 00511912 · NKC: jn19990000494 · NLA: 35014866 · NSK: 000055581 · NTA: 069123144 · NUKAT: n95209613 · PTBNP: 13458 · РГБ: 000084346, 000037095, 000092533 · LIBRIS: 176405 · SUDOC: 026708426 · VIAF: 88967224 · WorldCat VIAF: 88967224

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

>святитель Василий Великий

Дни памяти: 1(14) января , 30 января (12 февраля) (Собор Вселенских учителей и святителей)

Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя

Святитель Василий Великий родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь.

Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр.

Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь.

Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу.

Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

Наконец, Василий отправился в «центр просвещения», Афины. Там он восполнял познания в литературе и философии, оттачивал мастерство красноречия и ораторского искусства. Утверждают, что кроме этого Василий освоил астрономию и медицину. В Афинах Промысл Божий вновь свёл его с Григорием Богословом, который прибыл туда несколько раньше. Совместное пребывание взрастило и укрепило их дружество. Здесь же Василий познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Первые шаги Василия Великого на христианском поприще

Около 358 года, почти через пять лет пребывания в Афинах, Василий возвратился в Кесарию. Некоторое время, по просьбе сограждан, он занимался преподаванием риторики. В этот период он принял Крещение, возможно, от чтимого им Кесарийского епископа Диания. Несмотря на то, что сам Василий крестился в столь зрелом возрасте, впоследствии он указывал на неуместность оттягивания этого события.

Вскоре, движимый любознательностью и стремлением ознакомиться с аскетической жизнью, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта. Здесь он самым ближайшим образом приобщился к идеалам подвижников.

Вернувшись, он раздал всё имущество нуждавшимся, оставив при себе только необходимую одежду, и вместе с немногими единомышленниками удалился в пустынное место Понта. Пребывая в уединении он занимался физическим трудом, предавался молитвам, чтению Писаний и сочинений отцов, аскетическим подвигам. Обычной пищей Василия были хлеб и вода. Спал он на земле. Вскоре к нему присоединился верный товарищ Григорий Богослов. В этот период друзья составили сборник на основе выдержек из трудов Оригена — Филокалию.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости. Василий принимал деятельное участие в организации религиозно-нравственной жизни приумножавшихся общин.

Нужно сказать, что представления Василия Великого о монашестве разнились с убеждениями, господствовавшими тогда среди подвижников Египта. Как известно, он отдавал предпочтение общежительному устройству монастырей, полагая, что такая форма монашества предоставляет больше возможностей для реализации братской христианской любви. По просьбе отшельников Василий составил необходимый для них свод нравственных правил.

Волновавшие Церковь догматические споры тоже не оставались без его внимания. Утверждается, что в целях содействия Церкви Василий мог позволить себе оставить дорогое сердцу убежище. Так, в 360 году он отправился вместе с епископом Дианием, который, к тому времени, посвятил его в чтеца, в Константинополь, на церковный Собор.

Служение Василия Великого в сане пресвитера

В 363 или 364 году Евсевий Кесарийский, преемник Диания, пригласил Василия в Кесарию и рукоположил его во священника. Поначалу Василий возражал, считая себя недостойным и печалясь необходимостью лишиться возможности полюбившегося ему монашеского уединения.

Состояние Церкви в то время было смятенным, если не сказать: удручающим. Алчность священников, симония, торжество еретических заблуждений, интриги, вражда — вот лишь немногие трудности, с какими столкнулся Василий по роду своего пастырского делания.

Будучи незаурядною личностью, отныне он стал помощником архиерею как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан. Впоследствии это вызвало у епископа, значительно уступавшего Василию в красноречии и образованности, нездоровую ревность, и между ними произошёл раздор. Не желая усугублять и без того осложнившуюся ситуацию, Василий проявил благоразумие и вновь удалился в уединение. Между тем, с усилением влияния арианства Василий счёл своим долгом вернуться. Раздор был сглажен и преодолен.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий, силой пастырского увещевания, примера и авторитета, побудил зажиточных граждан к благотворительности, убедил отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

Святительская деятельность Василия Великого

В 370 году, после смерти Евсевия, вопреки несогласию и противодействию со стороны некоторых мирян и епископов, кафедру занял Василий Великий. Император Валент, заявивший себя строгим поборником арианства, приложил много усилий, чтобы сломить стойкость противников, в том числе святителя Василия, верного Православию. Православные люди сталкивались с гонениями, лишениями и изгнаниями.

В это время Каппадокия была разделена на две провинции, что привело к уменьшению территории, канонически управляемой православными пастырями: одну из её частей возглавил, в религиозном отношении, нечестивый Тианский епископ Анфим. В свою очередь твёрдый в убеждениях Василий не переставал сражаться за чистоту веры на территории всей Каппадокии, продолжал ставить достойных епископов. В этой связи, например, брат святителя Василия, Григорий, был поставлен епископом в Ниссу.

Помимо аскетического и пастырского благочестия деятельность Василия Великого ознаменовалась организацией помощи бедным, при том, что сам он по собственной воле был одним из беднейших людей. Помимо прочего святитель организовывал богадельни. Например, в Кесарии он устроил больницу и странноприимницу.

Умер Василий Великий 1 января 379 года, не дожив пару лет до Второго Вселенского Собора. Его оплакивало едва ли не всё население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни Василий причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Труд святителя Василия как церковного писателя

На протяжении литературного пути Василий Великий проявил себя как писатель широкого кругозора и множества богословских направлений. Среди его произведений выделяются сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

К сожалению, не все произведения святителя дошли до наших дней. В то же время незначительный ряд традиционно приписываемых ему сочинений вызывает сомнения в подлинности.

В своих аскетических писаниях Василий Великий рассматривал и вскрывал такие темы как любовь к Богу и ближним; вопросы о вере, грехе, покаянии; об истине и лжи; о соблазняемых и соблазняющих, о твердости в соблазнах; о нищете и богатстве; о злопамятстве; скорби при виде грешащего брата; о дарованиях Божьих; Божьем суде; радости от страданий за Христа; о скорби об умирающих; человеческой славе; о детях и родителях, девах и вдовах, воинах, государях и пр.

В области Православной догматики важнейшее значение имело и продолжает иметь чётко сформулированное им определение и разграничение понятий «сущность» и «ипостась», необходимых для верного осмысления догмата о Пресвятой Троице. Учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе он разобрал в книгах против еретика Евномия, в сочинении «О Святом Духе».

Много внимания святитель уделил Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, — вопросу о священнослужении. Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной Литургии (см. подробнее: Литургия).

Среди экзегетических творений Василия Великого выделяют Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на Книгу пророка Исаии.

Тропарь святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 1

Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие, отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской, глас 4

Явился еси основание непоколебимое Церкве, / подая всем некрадомое господьство человеком, / запечатлея твоими веленьми, / небоявленне Василие преподобне.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Кондак трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *