Святые для детей

Рассказы о святых местах. Святая Земля — Иерусалим.

Сегодня мы начинаем цикл рассказов о паломничестве. И я расскажу вам о том, куда вы можете отправиться с нашим паломническим центром, какие необыкновенные места посетить, к каким святыням прикоснуться. Наше путешествие сегодня на Святую Землю.

Когда мы слышим словосочетание «Святая Земля», то в первую очередь православному человеку представляются места, связанные с земной жизнью нашего Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и Его Святой Матери- Пречистой Богородицы. Паломничество на Святую Землю – одно из самых древних и непрекращающихся, несмотря ни на какие трудности. Люди уже с первых веков стремились сюда, чтобы своими глазами увидеть места, описанные в ЕВАНГЕЛИИ, своими ногами пройти по Земле, по которой ходил САМ СПАСИТЕЛЬ.

До середины XIX века паломники добирались до Святой земли в одиночку или небольшими группами на собственный страх и риск, совершая свой путь главным образом через Константинополь. Такое путешествие продолжалось обычно около двух лет. Оно было сопряжено с множеством лишений и опасностей, оскорблений и насилий. Многим из паломников не удавалось вернуться на родину.

Однако в XIX столетии удобство и безопасность путей сообщения привели к сильному росту паломничества в Святую землю. Немаловажную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества.

В наше время интерес к паломничеству вновь усилился, тем более, что передвижение по миру стало гораздо проще. В наши дни паломников доставляет до места назначения комфортабельный воздушный транспорт за 4часа перелета.

И мы рады предложить вам паломническую программу на Святую Землю продолжительностью 4, 8, или 11дней на выбор. Программа поездки составлена так, чтобы вы смогли побывать в самых особо значимых для православного христианина местах, помолиться на Божественной Литургии в Храме Гроба Господня, причастится СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН.

Маршрут включает города: Иерусалим — Вифлеем — Назарет — Кана — г.Фавор — р.Иордан.

Святая Земля сегодня – это Государство Израиль. Оно было провозглашено 14 мая 1948 года. Политическое устройство – парламентская республика во главе с президентом, который избирается Кнессетом (парламентом). Столица государства Израиль – город Иерусалим. Израиль – географически компактная страна. На географической карте она выглядит, как узкая полоска на берегу средиземного моря протяженностью в длину 450 км, в ширину – 135 км. На севере граничит с Ливаном и Сирией, на востоке – с Иорданией, на юге и на юго-западе – с Египтом. Площадь страны 21596 кв.км. – чуть больше площади нашей республики(для сравнения — площадь Чув.Респ =18343кв.км.).

Численность населения –около 7млн человек. Официальные языки – иврит и арабский. Но на английском говорят почти везде, а также, можно повсюду услышать русский язык — более 1 млн. эмигрантов из стран СНГ в свое время переселились в Израиль. С Израилем у нашей страны безвизовый режим.

Паломничество начинается с Иерусалима. Вы посетите огромное количество святых мест связанных с событиями из жизни Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, деяниями апостолов.

Начало паломничества — Елеон (Масличная гора), с нее открывается великолепная панорама на Старый город. Почему «Масличная» — потому что склоны этой горы во времена Иисуса Христа были покрыты сплошь масличными садами. Там же на горе Елеон находится место Вознесения Господа, где на камне сохранился отпечаток стопы Господа в момент Его Вознесения. А на самой вершине горы находится Спасо—Вознесенский православный женский монастырь, который принадлежит Русской Духовной Миссии. Там захоронен глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), трудами и чаяниями, которого в 19 веке и была создана Русская Духовная миссия на Святой земле. Здесь же находится Часовня Первого и Второго Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

Есть на склоне горы место под названием «Доминус Флевит»- это то место, с которого Иисус оплакивал Иерусалим, предвидя разрушение Иерусалимского Храма и грядущие бедствия.

Еще один участок Русской Духовной Миссии на Масличной горе — монастырь св. Марии Магдалины в Гефсимании. Красивейшее место, очень красивый храм. Там покоятся св. мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы ин. Варвары. На его территории находятся Ступени, по которым шел Иисус Христос во время входа в Иерусалим в Вербное воскресение. Камень, на который Богоматерь уронила свой пояс для уверения апостола Фомы.

Неподалеку, здесь же на склоне Масличной горы расположен Православный храм- Гробница Божией Матери. Рядом Гефсиманский сад, в котором растут и плодоносят Маслины — ровесницы Иисуса Христа. Храм всех Наций, алтарем, которого является Камень Моления о Чаше (здесь Христос молил Бога-Отца об избавлении от страданий; на этом месте совершилось предательство Иуды).

Спустившись с горы, мы оказываемся у ворот Старого города

Пешее паломничество по старому городу начинается от Львиных ворот. Недалеко находится Вифезда – «Овчая купель», в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (на этом месте, по преданию, стояло жилище свв. праведных Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы).

Крестный путь – путь, по которому шел Спаситель к месту Своей Крестной смерти. Начинается он от Претории – там во времена Иисуса Христа находилась темница, в которой содержали узников перед судом Римского прокуратора Понтия Пилата. Паломники пройдут этим путем, увидят и прикоснутся к камням, которых касалась рука Самого Спасителя. Припадут к Порогу Судных Врат, через которые Он вышел из города по пути на Голгофу.

Гроб Господень

Главная Святыня для православного паломника в Иерусалиме – это Храм Воскресения или Храм Гроба Господня. Он вмещает в себя все самые скорбные места последних часов земной жизни Спасителя. Святая Голгофа, где Христос был пригвожден ко Кресту. Камень Миропомазания — где тело Господа, снятое с Креста было помазано маслом и миром. Святая Кувуклия – место Гроба Господня. Придел Ангела, где на камне Ангел Господень встретил Жен Мироносиц после Воскресения Господа. Ротонда Гроба Господня. Кафоликон – Греческий Соборный Храм Воскресения Христова. Часовня Главы Адамовой. Придел св. Иоанна Крестителя. Придел св. равноапостольной царицы Елены. Придел Обретения Креста Господня. Пещера Обретения. Придел св. Лонгина Сотника. Придел Возложения Тернового Венца. Придел Темницы Уз Господних. Придел Плачущей Богоматери. Они – свидетели истинно исторических евангельских событий, и их можно потрогать своими руками, припасть к ним с молитвой. «У Гроба Господня Бог слышит вас так, будто вы говорите Ему на ушко…» — любимая поговорка иерусалимских гидов.

В этом месте душа наполняется необыкновенным трепетом, ощущения словами не передать. После того, как человек побывал в этом храме, изменения в душе происходят у всех. Кто-то это ощущает сразу и явно, кто-то позже, после осмысления, но благодать посещает всех.

Еще вы побываете на горе Сион, где увидите какой была Сионская горница Тайной Вечери; Гробницу царя Давида. Храм Успения Пресвятой Богородицы возведенный на месте дома, в котором жила Божья Матерь вместе с апостолом Иоанном последние годы своей земной жизни. С горы открывается прекрасная панорама на православный монастырь св.Онуфрия, принадлежащий Иерусалимской Патриархии, расположенный в долине сыновей Енномовых (Гай бен Енном или Гееном). Панорама на Силоамскую купель – место помазания на царство Иудейских царей, место исцеления Иисусом Христом слепорожденного.

Не правда ли – это все знакомые нам Евангельские места и события!

Следующее из самых значимых мест на Святой Земле это Вифлеем- город Рождения Иисуса Христа. Алтарь Храма Рождества Христова расположен над пещерой, в которой родился наш Спаситель, в этом храме находится чудотворная икона Богородицы «Иерусалимская». Единственная, на которой Божья Матерь улыбается нам. Здесь же Пещера Вифлеемских младенцев с частями их мощей. Еще вы побываете в Греческом пещерном Храме «Поле пастушков», устроенный на месте, где в ночь Рождества Христова трем пастушкам явились Ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя. Гробница свв. Пастухов – свидетелей Рождества Христова. Еще вам покажут Вифлеемское поле, на котором произошла библейская встреча Руфи с Воозом. Здесь же прошло детство и юность царя Давида-Псалмопевца, и он был помазан на царство пророком Самуилом.

Незабываемой станет поездка в Лавру прп. Саввы Освященного – родоначальника палестинского монашества – это единственная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем.

Еще вы посетите Монастырь прп. Феодосия Великого, устроенный на месте пещеры, в которой останавливались волхвы после поклонения Богомладенцу-Христу.

Мамврийский дуб

Следующий город на ути паломников – это Хеврон — старейший город праотцев Авраама, Исаака и Иакова, столица царства Давида. Там до сих пор растет Дуб Мамврийский, под сень которого Авраам принимал Святую Троицу. На этом месте сейчас находится Монастырь Пресвятой Троицы— Участок Русской Духовной Миссии.

В городе Вифания есть греческая православная церковь на месте дома Марфы и Марии. На территории церкви есть камень, на котором сидел Спаситель. Тамже, в этом городке расположена гробница св. прав. Лазаря Четверодневного.

Иерихон — самый древний город мира. Там в Греческом монастыре Пророка Елисея есть Древо Закхея, на котором сидел сборщик податей в надежде увидеть Спасителя. Каранталь — Гора Сорокадневного Искушения и Сорокадневный монастырь — здесь Господь сорок дней постился и был искушаем. Чтобы попасть в монастырь, надо подниматься пешком в гору. Довольно круто и высоко. А сам монастырь с низу выглядит, как будто приклеенный к скале.

Затем на пути паломников лежит Монастырь прп. Герасима Иорданского в иорданской долине. Это по пути к Месту Крещения на реке Иордан (Вифавар). Библейское название места – Бейт Маавар. Каждый год в день Крещения Господня вода в Иордане начинает бурлить и река поворачивает вспять свое течение под ликующие возгласы собравшихся.

А еще именно здесь три с половиной тысячи лет назад народ Израиля под предводительством Иисуса Навина вброд переходил через реку Иордан, когда, наконец, вступил на Землю Обетованную после Сорокалетних скитаний по пустыне.

Потом предстоят поездки в другие города, связанные с жизнью нашего Спасителя, Божьей Матери, Апостолов и других святых подвижников: Лидда- храм и гробница св. вмч. Георгия Победоносца Православные всего мира любят венчаться в храме Георгия Победоносца и считают, что заключенный здесь брак будет счастливым; Яффа –подворье РДМ, гробница св. прав. Тавифы; Святая гора Фавор – монастырь Преображения Господня. Каждый год в праздник Преображения, на рассвете, гору Фавор осеняет чудесное облако света как знак особой милости Божией.; Назарет –церковь св. Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы, в Капернауме вас угостят рыбкой Петра; Канна –город первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру; Тверия; Магдала – подворье РДМ – место исцеления Марии Магдалины Господом, Святой источник, где Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины и много, много других святых мест. К сожалению, время, отведенное для нашей передачи не может вместить рассказ о всех замечательных местах маршрута, но поверьте, там везде ощущается необыкновенный восторг души и ощущение погружения себя в ту эпоху. Начинаешь понимать Правду Евангелия.

За время поездки паломники в полной мере насладятся природой этих чудных мест. Вы ощутите «другое течение времени», увидите «иное» небо над головой. Я сейчас рассказываю вам о Святой Земле и переживаю заново восторг, который испытывала там.

Трудно описать чувства, сопровождающие паломника в поездке — это просто надо пережить и увидеть. Разнообразие природы, горы, Галилейское море, оливковые деревья, пальмы, каменная пустыня… Не покидает чувство, что находишься Там, Где Ты Должен Быть, посреди Настоящей Истории.

Если у вас есть возможность — не откладывайте это путешествие, т. к. благодать, которую вы ощутите внутри и сохраните — несравнимо больше, чем «радость» от нахождения в отеле Турции или Египта и ленивое плавание в бассейне! Ощущение присутствия Настоящего Чуда и Наполненности будет сопровождать вас, не только пока вы не покинете эти места, но и еще очень продолжительное время потом. Каждый православный христианин хоть один раз в жизни должен посетить эти СВЯТЫЕ МЕСТА!!!

Повесть о Святом Граале

При дворе короля Артура был обычай: в праздник Пятидесятницы не садился Артур со своими рыцарями за обед, не увидев или не услышав какого-нибудь чуда.
И вот однажды в канун Пятидесятницы явилась ко двору дама и просила короля Артура позволить сэру Ланселоту Озерному поехать с ней в монастырь, что был расположен неподалеку от Камелота, и посвятить там в рыцари одного славного и мужественного юношу из хорошего и знатного рода. И сказала еще девица, что живет она у короля Пелеса, отца леди Элейны, которая родила от сэра Ланселота сына Гавейна.
И поехал Ланселот с нею с позволения короля и королевы Гвинервы, и вскоре приехали они в женскую обитель и прошли в часовню. И вскоре явились туда двенадцать монахинь, и привели они с собою прекрасного лицом юношу и сказали Ланселоту:
— Сэр, воспитали мы этого юношу чистым и непорочным, и готов он к великим подвигам, но посвящение свое в славный Рыцарский Орден, хотелось бы нам, чтобы получил он от вас. Тогда Ланселот спросил, хочет ли и сам юноше того же, и, услышав в ответ «Да!», согласился посвятить его в рыцари утром в день Троицы, что он и сделал. После обряда посвящения спросил сэр Ланселот юного рыцаря, не хочет ли он отправиться вместе с ним ко двору короля Артура. И ответствовал отрок, что пока еще ему не время появляться во дворце Артура.
Отправился тогда сэр Ланселот в замок, оставив юношу в обители. И, когда прибыл он в Камелот, то увидел, что король с королевой уже ушли к обедне. Поспешил и он туда же. А когда после службы вернулись все в залу Круглого Стола, то увидели рыцари, что на каждом сидении золотыми буквами написано: «Это место такого-то рыцаря».
А на Погибельном Сидении была такая надпись: «Когда сравняется четыреста пятьдесят лет и еще четыре года со дня страстей Господа нашего Иисуса Христа, тогда будет занято это место».
Подивились все такой надписи и стали ждать чуда, ибо именно в тот день исполнилось четыреста пятьдесят четыре года со дня страстей Господних. А надпись на Погибельном Сидении прикрыли шелковым покровом.
В это время Кэй Сенешаль заметил, что по реке, которая протекала у стен замка, плывет глыба красного мрамора – большой камень, который раньше стоял на ее берегу, и не тонет. А из камня того торчит меч.
Поспешил король Артур со своими рыцарями выйти из замка и отправился к реке. И увидели они, что глыба пристала к берегу, а на рукояти меча, богато украшенной каменьями, сверкают золотые буквы: «Лишь тот извлечет меня из камня, у кого на боку назначено мне висеть, и будет это лучший из рыцарей мира».

Сказал тогда Артур, что, верно, меч этот по праву принадлежит Ланселоту, но ответил сей храбрый рыцарь здраво:
— Не мне, сэр, носить его на боку, ибо нельзя считать меня лучшим рыцарем. И да будет вам известно, каждый, кто попытается извлечь меч из камня не по праву, будет жестоко им ранен, а когда извлечет его лучший из лучших, начнутся приключения во имя Святого Грааля.
Тогда настоял король Артур, чтобы Гавейн вытащил сей меч, хотя и долго отказывался он, но ничего из того не получилось. Так же бесславно закончилась и попытка сэра Персиваля.
После этого решили рыцари вернуться за Круглый Стол. Когда расселись они по своим местам, стали им прислуживать, разнося блюда и напитки, юные рыцари, которые уже отличились в боях. И вот, когда все было готово к пиру, сами захлопнулись вдруг все окна и двери во дворце, а в дверь вошел старец в белых одеждах, а за собою вел он юного рыцаря в красных доспехах, но без щита и меча и с пустыми ножнами на боку. И сказал старец:
— Вот, славный король Артур, привел я к вашему двору юного рыцаря из рода Иосифа Аримофейского, которому суждено совершить дивные чудеса.
Помог старец снять рыцарю красные доспехи и, когда остался он в тонкой красной рубахе, повел его к Погибельному Сидению, снял с него покров, и все увидели надпись золотыми буквами: «Это место сэра Галахада», и уселся на то место юный рыцарь. А все рыцари Круглого Стола очень тому дивились и радовались.
Юный рыцарь попрощался со старцем и попросил его передать привет своему деду королю Пелесу, и поняли все тогда, что Галахад – сын сэра Ланселота и леди Элейны. После обеда решил король показать Галахаду меч и вывел его из дворца. И наложил Галахад руку на меч и без труда вынул его и опустил в свои ножны.
Объявил тут сэр Галахад, что назначено ему отправляться на подвиг Святого Грааля, и все рыцари Круглого Стола также поклялись отправиться взыскать Святой Грааль.

Король Артур устроил прощальный турнир, а дамы очень сокрушались отбытию своих рыцарей, ибо никому из них не было разрешено отправиться вместе с ними, ведь только тот рыцарь может увидеть тайны Господа нашего Иисуса Христа, кто чист от грехов.
Между собой порешили рыцари, что каждому из них надо отправиться своей дорогой, и так они и сделали.
Галахад скакал целых четыре дня один по лесу, с мечом, но по-прежнему без щита. И не встретилось ему никаких приключений, пока, к исходу четвертого дня, не подъехал он к белому аббатству.
Вскоре узнал он, что остановились в том аббатстве еще два рыцаря Круглого Стола — сэр Овэйн и сэр Багдемагус, и очень они обрадовались встрече друг с другом. Рассказали рыцари Галахаду, что хранится в том аббатстве щит, и, если кто наденет себе на шею тот щит, случится с ним непременно беда. Сэр Багдемагус вызвался первым испробовать силу того опасного щита и сказал Галахаду, что, если случится с ним беда, то следующим хозяином щита должен быть Галахад.
— Сэр, – ответствовал Галахад, – я согласен, ибо нет у меня щита.
На следующее утро после обедни проводил монах рыцарей в алтарь, где хранился опасный щит – был он белый, как снег, но с красным крестом посередине. Навесил сэр Багдемагус себе щит на шею и отправился на поиски приключений, но не успел он отъехать от замка и на две мили, как оказался в долине, где стояла хижина отшельника. И вдруг навстречу Багдемагусу неизвестно откуда выехал рыцарь весь в белом, и конь его тоже покрыт был белой попоной. И, уперев копье в седельный упор, понесся рыцарь во весь опор на Багдемагуса и, хотя тот храбро защищался, поверг его наземь. Затем спешился и снял с шеи рыцаря Круглого Стола белый щит и сказал ему:
— Поступил ты весьма неразумно, ибо лишь лучший рыцарь в мире имеет право навесить его себе на шею. И щит этот предназначено носить одному лишь Галахаду.
Велел он пажу сэра Багдемагуса отвезти своего господина обратно в белый монастырь и передать щит Галахаду. Что тот и сделал.

Когда получил сэр Галахад белый щит, то отправился он на поиски приключений. Вскоре очутился он возле хижины отшельника, и белый рыцарь ждал его там. Учтиво поприветствовал они друг друга, и попросил Галахад его рассказать об опасном щите.
И поведал отшельник Галахаду, что связан этот щит с именем Иосифа Аримофейского, который снял Иисуса Христа со святого креста и выехал из Иерусалима. Ехал он со своими родичами, пока не добрался до Сарраса, где правил король Эвелак, который в то время вел войну против сарацин. И предстоял ему решающий поединок с их королем. – Явился тогда Иосиф Аримофейский к Эвелаку, – продолжал свой рассказ белый рыцарь, – и поведал ему, что погибнет он в том поединке, если не перейдет в истинную веру. И научил он Эвелака вере в Святую Троицу, и принял сарацин новую веру всем сердцем. Тогда был сделан для Эвелака щит во имя Господа нашего. И был на щите изображен крест с распятым на нем Иисусом.
В поединке том Эвелак победил. И пока не грозила ему опасность, не снимал он покрывала со щита, которым прикрыл он крест, по затем сдернул покров, и все увидали распятие на белом фоне. Случилось так, что во время битвы одному из подданных Эвелака отрубили руку, и он держал отрубленную руку в здоровой своей руке. Увидал это Иосиф и повелел ему прикоснуться изуродованной рукой к распятию. И в тот же миг срослась рука и стала целой и невредимой. А крест со щита исчез. И никто не мог понять, как это случилось.
Король Эвелак принял крещение, а вслед за ним и почти все жители его королевства. И, когда Иосиф отправился дальше, Эвелак настоял на том, чтобы сопровождать его.
Прибыли они в страну, которая тогда называлась Великая Бретань, и случилось так, что Иосифа захватил язычник и заточил его в темницу. Но Эвелак освободил его, а весь народ страны обратился в христианство.
Вскоре после тех событий пришла к Иосифу смерть, и очень убивался король Эвелак и просил святого отца оставить ему что-нибудь на память. Иосиф с радостью согласился исполнить эту его просьбу.
Хлынула тут у Иосифа кровь носом, и никак было ее не остановить. Попросил Иосиф подать ему белый щит и начертал на нем своею кровью крест. И предрек он, что знак креста на щите всегда будет оставаться свежим, а после Эвелака носить его будет лишь сэр Галахад, последний из его рода рыцарь, который совершит немало дивных подвигов.
И сказал еще Иосиф, что хранится щит должен в монастыре, где покоится прах отшельника Насьена, а Галахад должен прибыть туда на пятнадцатый день после посвящения своего в рыцари. А ныне именно тот день, да и в белом аббатстве покоится прах Насьена.
Окончив свой рассказ, рыцарь в белых доспехах исчез.
Решил тогда Галахад вернуться в белое аббатство и поклониться могиле Насьена. Но как только прибыл он в святую обитель, вышел к нему навстречу аббат и попросил Галахада пройти к старой гробнице, откуда доносились ужасные крики, которые могут издавать только прислужники дьявола.
Прошел к гробнице доблестный рыцарь, и тотчас из могилы донесся жалобный голос:
— Сэр Галахад, слуга Иисуса, не подходи ко мне, ибо придется мне тогда отправиться в ад!

Но Галахад откинул плиту, и вырвался из могилы зловонный дым, а затем выпрыгнуло мерзкое существо, отродье дьявола, но испугалось оно Галахада, ибо чист он был душою и телом, и бежало с позором.
А в могиле остался лежать рыцарь с мечом на боку. И посоветовал монахам Галахад перенести его тело за церковную ограду, ибо не мог тот рыцарь быть истинным христианином.
И много еще совершил подвигов Галахад, взыскуя Святого Грааля, но мы расскажем лишь о некоторых из них.
Так, однажды, когда преклонил он колена в ветхой часовне на вершине горы, раздался вдруг голос и повелел ему ехать в Девичий замок и положить конец его дурным обычаям. Ибо захватившие тот замок семеро рыцарей убили его хозяев и творили одно лишь зло.
Поехал в тот замок Галахад, сразился с дурными рыцарями и победил их.

Но тут мы расскажем о сэре Гавейне и других рыцарях, поехавших на подвиг Святого Грааля.
Когда выехал Гавейн из Камелота, то добрался он вскоре до белого аббатства, где Галахад добыл свой белый щит, и исповедался там одному монаху и сказал, что очень хотел бы отправиться на подвиги вместе с Галахадом. Но отвечал ему монах, что невозможно это, ибо все рыцари Круглого Стола порочны и грешны, и лишь троим из них суждено увидеть Святой Грааль, и один из них – сэр Галахад.
Сэр Ланселот тоже отправился на поиски Грааля, и нередко приходилось ему биться со странствующими рыцарями, но однажды приехал он к старой часовне, внутри которой разглядел прекрасный и богато убранный алтарь. А еще увидел он серебряный блистающий подсвечник с шестью свечами. Но входа в ту часовню Ланселот найти не смог.
Опечалился он, спустился вниз к кресту, что был там установлен, и лег отдохнуть у его подножия. И во сне ли, наяву ли, по видит он, что едет к кресту повозка, запряженная двумя белым конями, а в повозке той лежит раненый рыцарь.
Остановилась повозка у креста, и стал рыцарь стенать и жаловаться на свои страдания, что суждены ему за столь малый его проступок. И вдруг у креста появились серебряный подсвечник из часовни, престол, а на нем – чаша Святого Грааля, которую видел Ланселот еще раньше у Короля Рыболова, короля Пелеса. И на коленях подполз больной рыцарь к сосуду, коснулся его губами, и в тот же миг был исцелен.
Долго оставалась там чаша, а потом внезапно исчезла, но не мог Ланселот видеть этого, ибо был он грешен.
Исцеленный рыцарь облачился в одежды, взял щит и меч Ланселота, вскочил на его коня и ускакал.

Задумался Ланселот, очнувшись после своего видения, и тут был ему голос, повелевший рыцарю, закостеневшему в грехах, удалиться прочь от святых мест. И понял сэр Ланселот, что подвиг его неугоден Богу, ибо всегда он сражался не во имя Господа нашего, а во имя королевы Гвинервы, своей Прекрасной дамы.
Опустился Ланселот на колена и воззвал к Богу, к милосердию его и молил о прощении грехов своих. И понял он, что надлежит ему благодарить Господа более чем кому-нибудь из рыцарей, ибо был Он им щедро наделен разнообразными дарами, но не смог воспользоваться ими.
И раскаялся Ланселот во всех своих прегрешеньях. И долго он странствовал, пока не было послано ему видение, что принадлежит он к древнему роду, а сыну его, Галахаду, суждено совершить множество подвигов и достичь Святого Грааля.
Теперь речь пойдет о сэре Персивале. Отправившись на подвиг Святого Грааля, заехал он к одной святой затворнице, которая оказалась его теткой, и рассказала она ему о сотворении Мерлином Круглого Стола. И о том, что сказал он: «Рыцари Круглого Стола познают истину Святого Грааля. И сподобятся достичь священной чаши три белых быка. Двое будут непорочны, а третий чист. И один из трех превзойдет отца своего силою и мужеством, как лев превосходит леопарда».
Многое узнал Персиваль от своей тетки, и научила она его поехать в монастырь, а потом посоветовала отправиться в замок Корбеник к Королю Рыболову, где наверняка он сможет узнать свежие вести о Галахаде.
Послушался ее Персиваль и поехал в указанный ему монастырь, и во время обедни смог он увидеть короля Эвелака. И монахи рассказали ему следующее:
— Король Эвелак постоянно стремился быть там, где находился Святой Грааль. И старался приблизиться к нему как можно ближе. И разгневался Господь на него за такую дерзость и поразил его почти полной слепотой.
Но в ответ на его молитву позволил Господь Эвелаку дожить до того мгновения, когда поцелует он рыцаря девятого поколения из его собственного рода, который сподобится достичь Святого Грааля!
И прожил король Эвелак с тех пор четыреста лет святой жизни. Было ему явлено, что как только явится тот рыцарь, прозреет старый король и заживут его раны, которые до той поры будут кровоточить.
Поехал Персиваль дальше из того монастыря на поиски приключений во имя Святого Грааля, и много послал ему Господь испытаний и искушений, но о том говорить мы здесь не будем.

Расскажем же теперь о сэре Борее, который, покинув Камелот, вскоре встретил святого человека и исповедался ему в грехах. Потом отшельник пригласил его разделить с ним трапезу, и ели они лишь хлеб и пили только чистую воду. И сказал святой отец, что не полагается сэру Борсу есть другой еды, пока не будет сидеть он за столом, где окажется Святой Грааль. И носить он должен алую рубаху, которую ему дал старец, до тех пор, пока не взыскует Святого Грааля.
И был сэр Борс чист, ибо всего один только раз познал он женщину – когда от него родился Элин Белый. Много было послано сэру Борсу испытаний и искушений, и все он их выдержал с честью. И сделал Господь так, что в положенное время очутились они с сэром Персивалем на одном корабле, чтобы вместе отправиться на дальнейшие поиски Святого Грааля, и не хватало им теперь одного лишь сэра Галахада.
А сэр Галахад после многих приключений и испытаний остановился на ночь у одного старца, и пришла в его хижину ночью одна дама и просила Галахада помочь ей, ибо не позднее чем через три дня должно ему встретиться необыкновенное приключение.
Поскакали они к морю. И вскоре прибыли на корабль, на котором уже ждали их сэр Персиваль и сэр Боре.
Отплыл корабль от берега и через некоторое время оказался среди двух огромных скал, между которых ужасно бурлило море и проплыть там не было никакой возможности.
Тут приблизился к ним другой корабль, богато убранный и совершенно безлюдный. На носу же корабля сверкала золотыми буквами надпись: «Не ступай на палубу корабля, если не тверд ты в вере, ибо не будет тебе от меня помощи». И сказала тут девица, что приехала за Галахадом к отшельнику, что она – сестра сэра Персиваля, дочь короля Пелинора. Взошли они вчетвером на прекрасный корабль, посреди которого стояло богатое ложе с шелковым венцом в головах, а в изножий его лежал прекрасный меч, на рукоятке которого красовалась надпись: «Будет владеть мною лишь тот, кто всех достойнее. И лишь тот обнажит меня, кому то суждено, и не будет он знать поражения ни в одном сражении». Когда попытались взять этот меч Персиваль и Боре, потерпели они поражение, но зато Галахад с легкостью поднял его. Был тот меч не простым, а, как поведала сестра сэра Персиваля, принадлежал он Насьену, который нашел его па корабле у входа в пещеру под скалой, но, когда попытался он воспользоваться им в битве с великаном, то разломился меч на две половинки, ибо грешен был Нась-ен и не мог воспользоваться святым мечом. А через некоторое время срослись те половинки и стал меч целым, как будто и не ломался никогда. Насьену же пришлось покинуть корабль.

Жил на свете король по имени Пелес, которого люди звали Увечный Король, и был он человеком очень добропорядочным и честным. И вот однажды, когда выехал он к самом берегу Ирландии, увидел он корабль с тем мечом, и захотел взять его в руки. Но тут появилось копье и пронзило оба бедра короля. И с тех пор не может он исцелиться и не исцелится до тех пор, пока не явятся ему рыцари, которым будет дано достичь Святого Грааля. Вот что произошло с королем Пелесом, дедом Галахада, в наказание за его дерзость.
Рассказала девица им еще и о том, что лишь непорочная дева может дать к тому мечу перевязь и что должна быть она чиста всю свою жизнь.
И именно такой девой была сестра сэра Персиваля. И дала она Галахаду перевязь к мечу и сама подпоясала его. Затем перешли они обратно на свой корабль и отправились в плавание, ибо ветер сразу отогнал их корабль далеко в море. Вскоре прибило их к берегу, и продолжили они свое путешествие по земле. Много случилось с ними всякого, но о том тут говориться не будет. Через некоторое время прибыли они в странный замок со странными обычаями, ибо попросили рыцари того замка у сестры Персиваля, ибо была она чиста и непорочна, блюдо крови, чтобы обмазать ее кровью их госпожу. И, хотя спутники ее были против и даже вступили в жесткую схватку с рыцарями того замка, согласилась девица и дала блюдо крови, а потом так ослабела, что вскоре и умерла. И просила она перед смертью положить ее в барку у ближайшей пристани и пустить ту барку плыть по воле Господа.
— А когда приедете вы все трое, – продолжала сестра Персиваля, – в город Саррас, чтобы прикоснуться к Святому Граалю, найдете вы меня под городскими стенами. И прошу вас похоронить меня в городском храме. И все вы трое будете со временем погребены в том же храме.
Рыцари на все согласились и заплакали, и в ту минуту раздался голос, который повелел им расстаться на следующий день на рассвете. И возвестил им тот голос, что соединятся они лишь у Увечного Короля.
А сэр Персиваль записал все их приключения на листе пергамента и вложил тот пергамент в руку сестры своей. И сделали они все, как она просила.
В день смерти сестры Персиваля исцелилась хозяйка замка, обмазавшись ее кровью. Но ночью разразилась ужасная гроза, на замок обрушилась его крыша, и все погибли, и лишь рыцари Круглого Стола спаслись, а голос возвестил им:
— Смерть обитателей замка – эта кара за пролитие крови невинных дев!
И на кладбище за замком нашли рыцари шестьдесят могил невинных дев.

Уехали Галахад, Борс и Персиваль из замка и расстались на перепутье.
Теперь вернемся к сэру Ланселоту Озерному. Однажды прилег он отдохнуть на морском берегу, и во сне было ему видение, и голос сказал:
— Просыпайся и садись на первый же корабль, который встретится тебе на пути.
Проснулся Ланселот и увидел, что к берегу пристала барка, а в ней лежит мертвая прекрасная дева, а в руке у нее пергамент. То была сестра Персиваля. Взошел Ланселот на борт корабля и прочитал тот пергамент, и так узнал о всех приключениях Галахада, Персиваля и Борса.
Провел Ланселот на барке около месяца, пока носило его по волнам, и питал его Господь благодатью Святого духа, ибо денно и нощно молился Ланселот Богу. И вскоре Господь сделал так, что прибило барку к берегу и взошел на нее Галахад, и обнял он отца своего, и проплавали они вместе еще полгода. А затем судил Бог им расстаться, и была то последняя их встреча.
Пристал корабль к берегу и подвел к борту его неизвестный рыцарь коня и сказал Галахаду, что пришел его час продолжить свои поиски Святого Грааля.
А Ланселот остался на браке и долго носило его по морям, пока, наконец, ночью не пристал корабль к задним воротам замка. Ступил Ланселот на землю и вошел в открытые ворота, и не было никого во внутренних покоях, ибо все отдыхали. Прошел Ланселот по палатам и очутился перед дверью, за которой находился Святой Грааль. И сподобил Бог его увидеть еще раз священную чашу. Тут потерял Ланселот Озерный сознание, ибо грешен он был и не мог в спокойствии лицезреть Грааль.
И пролежал он замертво двадцать четыре дня и ночи. А когда пришел в себя, то объявили ему, что находится он в замке Корбеник. И был король Пелес рад принимать у себя столь славного рыцаря.
Вскоре вернулся Ланселот ко двору короля Артура и рассказал государю обо всем, что случилось с ним самим и с другими рыцарями.

А сэр Галахад долго странствовал попусту, пока не прибыл в аббатство, где жил слепой король Эвелак, и когда старец увидел его, прозрел он и затянулись все его раны, обнял он своего сына в девятом колене, благословил, и в тот же миг душа его рассталась с телом.
Вскоре после этого повстречал Галахад сэра Борса и сэра Персиваля, и вместе отправились они в замок Корбеник к Увечному Королю. Было много радости, когда прибыли они туда.
И был им явлен Святой Грааль, который напитал их, и даже Господь Бог явил им свой лик и причастил их. И было еще явлено им копье, капли крови с которого падали в шкатулку, которую держал ангел. Галахаду позволено было омочить пальцы в той крови и помазать ею раны короля Пелеса. Возблагодарил король Господа Бога за чудесное исцеление и вскоре после отъезда рыцарей Круглого Стола из Корбеника удалился в монастырь и жил там праведной жизнью. Рыцари же отправились дальше и, по велению Господа, взоли на свой чудесный корабль, где была и священная чаша Грааля, и приплыли в город Саррас. Снесли они престол с чашей Грааля на берег и прошли в городские ворота. И нищий калека, который сидел у ворот и не мог двигаться уже много лет, сподобился дотронуться до престола и сразу исцелился.
Король же Сарраса, язычник, прознав о том чуде и о том, что принесли они в городской храм престол со священной чашей и похоронили там сестру сэра Персиваля, которую нашли в барке у городских стен, приказал бросить их темницу. Но через год заболел он и послал за рыцарями и стал просить у них прощения. И простили его Галахад, Борс и Персиваль, и умер король Сарраса, а после его смерти избрали жители королем сэра Галахада.
Ровно год пробыл Галахад королем Сарраса, и каждый день возносили молитвы рыцари Круглого Стола, а затем в одно воскресенье призвал, по его просьбе, Господь к себе Галахада и послал за ним Иосифа Аримофейского, ибо оба они были чисты и оба сподобились увидеть Святой Грааль. И оба хотели они смерти, ибо после смерти тела душа еще больше ликует от каждодневного лицезрения Господа нашего и Святой Троицы.
И видели в этот момент рыцари Круглого Стола, как в момент смерти Галахада пришли за душой его ангелы, а с небес опустилась рука и унесла на небо Грааль и копье.
После смерти Галахада отправился сэр Персиваль в монастырь, и сэр Борс последовал за ним, но никогда не принимал он пострига. А после кончины сэра Персиваля вернулся сэр Борс ко двору короля Артура.

>Жития святых в кратком изложении для детей

В этой статье Вы сможете найти краткие жития святых, которые будут интересны даже детям, благодаря краткому их изложению.

Жития святых

  • Страдания святого великомученика Георгия Победоносца;
  • Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского;
  • Житие праведного Иова Многострадального;
  • Житие преподобного Арсения Великого;
  • Житие святого пророка Исайи;
  • Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Страдания святого великомученика Георгия Победоносца


Святой Георгий был римским военачальником, приближенным к царю.
Отец его был замучен за исповедание Христа, мать тоже была христианкой, и сам Георгий с детства был христианином, но до времени скрывал это от неверных
Когда нечестивый царь Диоклитиан начал преследовать и убивать верующих во Христа, святой Георгий, отвергнув всякий страх человеческий и имея в себе только страх перед Богом, явился к царю, заседающему со своими советниками, и смело обличил всех их в злочестии, говоря: “…Иисус Христос — единый Бог, един Господь во славе Бога Отца, Которым все сотворено, и все существует Духом Его Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием вашим познавших истинное благочестие”.
Тогда царь стал уговаривать Георгия, чтобы он отрекся от Христа, но святой сказал:
“Никакой пользы не получают те, кто обольщен временными наслаждениями, твои соблазны не ослабят моего благочестия, и никакие муки не устрашат душу мою и не поколеблют ума моего”.
Эти слова святого Георгия привели царя в неистовство, и он повелел своим оруженосцам колоть Георгия копьями. Но как только копье коснулось тела святого, железо тотчас стало мягким и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога.
Введя святого Георгия в темницу, воины распростерли его на земле и положили ему на грудь тяжелый камень. Святой же все это терпел, непрестанно воздавал благодарение Богу. На следующий день царь спросил его, не отречется ли он от Христа. Святой Георгий, угнетенный тяжелым камнем, едва мог проговорить:
“О царь, неужели ты думаешь, что я после столь малого мучения отвернусь от веры своей. Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”.
Тогда царь Диоклитиан велел принести великое колесо, под которым были помещены доски, истыканные железными остриями. На том колесе царь велел привязать обнаженного мученика и, вращая колесо, срезать все его тело. Святой Георгий, разрезаемый и разрываемый на части, доблестно переносил свои муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем тихо, про себя благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, а пребывая как спящий или бесчувственный.
Тогда царь решил, что Георгий умер, и велел было отвязать его от колеса. Но вдруг затемнился воздух, прогремел страшный гром и многие услышали глас свыше:
“Не бойся, Георгий, Я с тобою”.
Появилось сияние, великое и необычное, и Ангел Господень во образе юноши прекрасного и ясноликого, озаренного светом, показался стоящим у колеса и, возложив руку на мученика, сказал “Радуйся”. И никто не смел приступить к колесу и к мученику, пока продолжалось видение. Когда же ангел исчез, Георгий сошел с колеса, освобожденный ангелом и исцеленный им от ран, и возблагодарил Господа.
Но злой царь не вразумился чудом Божиим и приказал дальше мучить святого Георгия. Но Георгий был непоколебим, а только молился Богу: “Прояви, Господи, милость Твою на мне и сохрани путь мой в вере Твоей, чтобы везде прославилось имя Твое пресвятое”.
Когда же царь пришел в удивление от того, что Георгию не вредили никакие мучения, святой Георгий сказал ему: “Знай, царь, что я не чувствую муки, потому что спасаюсь призыванием Христа и Его силою”.
И повелел царь мученику, чтобы он для показания силы Бога своего воскресил мертвого. И сказал ему святой: “Бог мой, сотворивший все из ничего, имеет силу воскресить через меня мертвеца”. — И, преклонив колена, долго молился Богу со слезами и в конце воскликнул: — О Владыка, покажи собравшемуся народу, что Ты Бог Един для всей земли, чтобы они познали Тебя, Господа всесильного, Которому все повинуется и Чья слава — вовеки. Аминь”.
И вдруг загремел гром и потряслась земля, так что все ужаснулись, гроб открылся, и мертвец встал из него живым. Тогда многие, видевшие это, уверовали в Господа Иисуса Христа.
Но царь, хотя и был удивлен, остался в своем нечестии и велел заключить святого Георгия в темницу. Туда к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, и наставлялись в святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу.
Однажды, когда святой Георгий молился, он задремал и увидел во сне явившегося Господа, Который поднимал его рукою, обнимал, целовал его и возлагал ему на голову венец, ободряя Георгия и предвозвещая ему награду в Царствии Небесном
Неверный же царь Диоклитиан, убедившись в своем бессилии, приказал отрубить святому мученику голову. И так святой великомученик Георгий скончался, достойно совершив свое исповедание и сохранив веру непорочную. Потому он и увенчан избранным венцом правды от Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение вовеки веков. Аминь.

Житие преподобного Феодосия

Преподобный Феодосии с детских лет отличался благочестием и разумностью. Он хорошо изучил Священное Писание, часто посещал храм Божий и всегда внимательно слушал чтение и пение, никогда не уходя до окончания службы. Феодосии не любил шуметь и шалить и удалялся от всех мирских удовольствий. У него было только одно желание — спасти свою душу, поэтому он стремился к монашеской жизни.
Став взрослым, Феодосии ушел из дому в город Киев. Там он услыхал о подвигах преподобного Антония в пещере и пошел к нему. Придя в пещеру к Антонию, Феодосии пал пред ним на колени и со слезами начал упрашивать принять его к себе в ученики. Преподобный же Антоний, выслушав его, так отвечал ему:
“Юноша, ты видишь, как мрачна и тесна эта пеще ра; ты не вынесешь здешних неудобств”.

На это Феодосии с умилением отвечал:

“Бог меня привел в твою святую пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя. Я буду исполнять все, что ты мне ни прикажешь”.
Тогда преподобный Антоний с любовию принял его к себе, и Феодосии всего себя отдал на служение Богу, усердно соблюдая послушание своему старцу Антонию. Превозмогая дремоту, он целые ночи бодрствовал, славословя Бога; днем же исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие вызывали удивление даже в преподобном Антонии; видя праведную жизнь Феодосия, он прославлял за это Бога.
Спустя некоторое время по желанию и просьбе всех братии преподобный Антоний благословил святого Феодосия на игуменство. И богоугодными молитвами преподобного Феодосия стала цвести и богатеть с того времени Печерская обитель. Мало-помалому он собрал человек сто братии и с Божией помощью построил для них невдалеке от пещеры монастырь с большой церковью в честь Успения Божией Матери. Он ввел там строгий монашеский устав, который потом был принят и всеми русскими монастырями.
За свою праведную жизнь Феодосии еще при жизни своей был прославлен Богом пред людьми: от него исходило видимое сияние. Это сияние было отражением святой жизни преподобного старца. Так велико было упование его на Бога, что не раз, когда в монастыре оскудевали припасы, Господь чудесным образом восполнял их.
Монахи и миряне, богатые и бедные, добрые и злые — все уважали и почитали преподобного Феодосия, но он нисколько не гордился этим, а, облекшись еще в большее смирение, продолжал трудиться, уча своих учеников не только словом, но и делом. Одежда его была самая простая; несмотря на свой игуменский сан, преподобный исполнял самые тяжелые и грязные работы в монастыре.
Он был очень милосерд к бедным и построил близ монастыря двор с церковью и там поселил нищих и больных, а все необходимое для них отпускал из монастыря.
Преподобный Феодосии стяжал такую благодать у Бога, что бесы, не терпя его горячих молитв, не решались даже приближаться к нему.
Многими чудесами прославил Бог блаженного Феодосия, в момент же его кончины над монастырем был виден огненный столб, простиравшийся от земли до неба.
По молитвам преподобного Феодосия да сподобимся и мы жизни вечной со Христом Иисусом, Господом нашим. Аминь.

Житие праведного Иова Многострадального

Жил человек в земле Уц, имя его Иов. И был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.
У него было семь сыновей и три дочери — тоже благочестивые, и он был очень богат, знаменит и уважаем по всему Востоку.
Но вот попустил Господь — и напали на Иова страшные несчастья: сначала погибло все богатство Иова, а потом сразу умерли все его дети. Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду, остриг голову свою, и пал на землю, и поклонился, и сказал:
“Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге.
Тогда попустил Господь, и сатана поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. И сказала ему жена его:
“Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри”.

Но он сказал ей:

“Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?”
Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Однако он, зная, что праведен перед Богом, недоумевал, за что Господь поразил его такими несчастиями. Тогда Бог явился ему в бурном вихре и укорил, потому что само желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснить, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — это дерзость. И видение Господа вполне вразумило Иова. И сказал Иов Господу:
“Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”.
И дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде. И благословил Бог последние дни Иова больше, нежели прежние. И было у него семь сыновей и три дочери. И умер Иов в старости, насыщенный днями.

Житие преподобного Арсения Великого

Преподобный Арсений был диаконом в городе Риме и проводил жизнь целомудренную, всего себя посвятив на служение Церкви и алтарю.

Когда император Феодосии Великий стал искать воспитателя для своих сыновей, то во всем Риме не нашлось более образованного и добродетельного мужа, чем Арсений-диакон, и царь отдал под его руководство своих детей. При этом он окружил Арсения большим почетом и даже приказал всем называть Арсения: “отец государя и детей его”.
Но чем большая слава окружала Арсения, тем больше он скорбел духом, потому что сердце его не лежало ни к славе, ни к богатству, ни к суетной мирской похвале; в глубине души он сильно желал послужить Богу в смиренной жизни иноческой, в безмолвии и нищете; поэтому Арсений начал усердно молиться ко Господу, прося освободить его от пребывания в царских палатах и сподобить его пустынной иноческой жизни. И Господь исполнил его желание. Однажды ночью во время молитвы Арсений услышал свыше голос, говоривший:
“Арсений! Беги от людей, и ты спасешься”.
Тотчас Арсений убежал из царского дворца, сел на корабль и уехал в Египет, а там стал монахом в пустыне Скит. Его принял к себе в ученики преподобный Иоанн Колов, который весьма возлюбил Арсения за его смирение и вскоре, обучив его житию подвижническому, дал ему келию неподалеку от себя.
Арсений же подвизался в посте, молитве и трудах иноческих и так преуспел во всех добродетелях, что превзошел многих старцев своими подвигами. Однажды он помолился: “Господи, научи меня спастись!”
В ответ на это был голос с неба, говоривший:
“Арсений! Скрывайся от людей и пребывай в молчании; это корень добродетели”.
Внимая этому голосу, Арсений ушел в глубь пустыни и построил там для себя небольшую келию, в которой он всегда пребывал один, стараясь соблюдать молчание. Он постоянно устремлял ум свой к небу; пребывая на земле телом, он духом возлетал к ангелам. Каждый воскресный и праздничный день он приходил в Церковь и после службы возвращался молча в свою келию; при этом он никогда ни с кем не разговаривал, а только коротко отвечал на вопрос, если его кто-нибудь спрашивал. Все подвижники, обитавшие в скитской пустыне, весьма удивлялись добродетельной жизни преподобного Арсения.
Однажды преподобный Марк спросил его:

“Для чего ты, честный отец, удаляешься от нас?”. Арсений ответил ему:

“Знает Бог, как я люблю вас; но я не могу одновременно пребывать и с Богом, и с вами”.
Преподобный Арсений пылал столь сильною любовию к Богу, что постоянно был как в огне по причине своих пламенных молитв.
Однажды некоторый брат спросил Арсения о том, что полезно для души? Преподобный же ответил ему:

“Всячески заботься о том, чтобы то, что ты мыслишь в уме своем, было бы угодно Богу”.

В другой раз преподобный сказал:

“Если мы действительно от всего сердца будем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его; и если мы удержим Его чистою жизнию близ себя, то Он пребудет с нами”.

Часто говорил преподобный Арсений:

“Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда”.

Когда же начал приближаться самый час кончины преподобного, то он начал много плакать и пришел в большой страх. Ученики, увидав его плачущим, спросили его:

“Неужели и ты, честный отец, боишься смерти?”

Он отвечал им:

“Действительно, я всегда чувствовал страх смерти во все дни иноческой жизни своей, начиная с того дня, в который я облекся в образ иноческий”.

Затем преподобный уснул блаженным сном смерти, предав честную душу свою в руки Господа своего, Которому служил так усердно в течение всей жизни своей.

Когда авва Пимен услыхал о мирной кончине преподобного, то прослезился и сказал:
“Блажен ты, отец Арсений, потому что ты плакал в продолжение всей жизни своей; за это ты будешь вечно веселиться. Тот же, кто здесь не плачет по своей воле, поневоле заплачет после смерти среди мучений, но от плача этого никому не будет пользы”.
Да дарует Господь и нам по молитвам святого Арсения оставление грехов и жизнь вечную у Христа, Господа нашего, Которому воссылается слава со Отцом и Святым Духом вовеки. Аминь.

Житие святого пророка Исайи

В книге пророка Исайи написано:

“Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шесть крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
И взывали они друг ко другу и говорили: “Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: “Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами” — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. И коснулся уст моих и сказал: “Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен”. И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого мне послать? И кто пойдет для Нас?” И я сказал: “Вот я, пошли меня”.
И Господь послал пророка Исайю проповедовать волю Божию еврейскому народу. И он, пренебрегая всеми опасностями, стал ревностно призывать людей к покаянию и указывал им пути к спасению Иудейского царства. Кроме того, Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, стали просветителями народа.
Великий пророк Божий Исайя много пророчествовал о Господе нашем Иисусе Христе.
“Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на него грехи всех нас”.
И много других великих пророчеств находится в книге пророка Исайи.
“Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, не ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и Слово Мое, Которое исходит из уст Моих, — Оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего я послал Его”.

Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями.
Старший — Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.
Младший брат — Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.
Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.

Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.

В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: “Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения”.

Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.

Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь.
Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:

“Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.
Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина.
Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Тогда они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги.
Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для того чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.
Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл (под которым и поминается вселенскою Церковью). Болезнь его продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу.
Святой же Мефодий был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *