Святые о дружбе

Святитель Григорий Богослов: «Друг верный — сокровище одушевленное.» «Никакое приобретение не лучше друга, но никогда не приобретай себе в друзья худого человека.» Святитель Иоанн Златоуст: «Не столько умножение имущества, не столько оружие и стены, окопы и другие безчисленные средства могут обезопасить нас, сколько искренняя дружба.» «Враг, хоть и целует меня, противен; друг, хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости..». «Не имей же друзьями учителей вреда, не имей таких друзей, которые больше любят (сытный) стол, нежели дружбу.» «…Безчестная дружба хуже всякой вражды. От врагов, если мы захотим, можем получить и пользу; а от таких друзей ничего не бывает, кроме одного лишь вреда.» «…Если дружество с кем-либо для тебя вредно, удались от него. Если мы часто отсекаем члены тела своего, когда они бывают больны неизлечимо и вредны для прочих членов, то тем более должно поступать так с друзьями.» «…Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностью.» «Кто становится другом, получая благодеяния, тот, если они не будут непрерывны, сделается врагом…» Преподобный Исаак Сирин: «Будь дружен со всеми людьми, а мыслию своею пребывай один.» Преподобный Максим Исповедник: «Искренний друг тот, кто во время искушения ближнего, вместе с ним, без смятения и тревоги, переносит, как собственные случившиеся с ним скорби, нужды, несчастья и беды.» «Одни верные блюстители заповедей и истинные таинники судеб Божиих не оставляют друзей, по Божию попущению искушаемых; но презрители заповедей и не посвященные в таинства судеб Божиих, когда друг благоденствует, наслаждаются с ним; а когда искушаемый злостраждет, оставляют его. Бывает, что они становятся на стороне противников.» Преподобный Исидор Пелусиот: «Кто печется о живущих с ним, трудится для них, и как увеселяется их благоденствием, так печалится затруднительными их обстоятельствами, тот сильный ловец дружбы.» «Самым прямым правилом дружбы признаю следующее: без притворства соглашаться с братией, не завлекать в дружбу ласкательством, не заводить вражды тайно; но душу иметь для всего открытую, простое сердце, простой язык; а паче того еще более простую жизнь.» «И сам я не безгрешен, и друзей ищу не безгрешных; потому что безгрешных и не найду. Но у кого преспеяний много и они велики, а недостатков мало и они не важны, тех включаю в список друзей, а в ком нахожу противное сказанному, тех и не включаю, и не исключаю. Не включаю, чтобы не дали повода клеветать на весь сонм; потому что у всякого в обычае судить о человеке по его приближенным. Но и не исключаю, оставляя им добрую надежду. И одними пользуюсь, как советниками и друзьями, а с другими не бранюсь, но поддерживаю возможный мир, стараясь сохранить апостольское предписание: аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18). Советую же удерживаться от порока и держаться добродетели. Но если совет мой обратят они в повод к вражде, то немалую причинят мне печаль тем, что не воспользовались, а не тем, что изъявили неприязнь.» Преподобный авва Иосиф: «Полное и совершенное дружество может пребывать только между совершенными мужами и одинаковой добродетели… По поелику никто не может начинать с совершенства, а начинают с основания его, и вы исследуете не то, каково величие совершенства, а как можно достигнуть его, то считаю необходимым коротко раскрыть вам правило его и некоторую стезю, по которой бы направлялись ваши стопы, чтобы вы удобно могли достигнуть блага терпения и мира. Итак, первое основание истинного дружества находится в пренебрежении богатства мирского и в презрении всех вещей, какие имеем. Ибо совершенно несправедливо и нечестиво, если… драгоценной братской любви предпочитать маловажную домашнюю рухлядь… Второе основание состоит в том, чтобы всякий отсекал свою волю, так, чтобы не считал себя мудрым и рассудительным и не желал последовать лучше своему мнению, нежели мнению ближнего. Третье: всякий должен знать, что всему, что считает даже полезным и необходимым, надобно предпочитать любовь и мир. Четвертое: надобно верить, что ни по справедливым, ни по несправедливым причинам вовсе не должно гневаться. Пятое: всякий должен желать уврачевать гнев брата на него, питаемый даже без основания, таким же образом, как свой, зная, что и для него равно гибельна печаль другого, все равно как бы сам осердился на другого, если не изгонит ее из души брата, сколько зависит от него. Последнее основание, которое, без сомнения, есть общий истребитель всех пороков, состоит в том, чтобы всякий думал, что он в этот же день переселится из этого мира. Это убеждение не только не допустит никакой скорби оставаться в сердце, но и подавит все движения вожделений и всех грехов. Итак, кто это сохранит, тот не может ни потерпеть горечи гнева и раздора, ни причинить другим. А когда этого не будет, и как скоро враг любви (диавол или страсть) в сердца друзей неприметно будет вливать яд огорчения, то необходимо, при постепенном охлаждении любви от частых огорчений, сердца любящих, долго растравляемые, когда-нибудь он разлучит.» #СвятоотеческоеУчение

Святые отцы о дружбе

Перенести разлуку с любимой душой – это подвиг не малый, для него нужны и очень мужественная душа, и любомудрый ум.
В самом деле, для любящих недостаточно одного лишь соединения друг с другом душой, они не довольствуются этим для утешения себя, а нуждаются и в телесном присутствии друг подле друга; и если это не приходит, то исчезает немалая доля радости. Что действительно так, мы узнаем, если опять придем к питомцу любви.
Посылая письмо македонянам, он так говорил: Мы же, братие, осиротевше от вас ко времени часа лицем, а не сердцем, лишше тщахомся лице ваше видети многим желанием. Хотехом приити к вам, аз убо Павел, единою и дважды: и возбрани нам сатана. Темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини, и послахом Тимофеа (1 Сол. 2:17,18; 3:1, 2).
Чего же ты хочешь и желаешь, скажи мне, и желаешь так сильно? Видеть самое лицо их. Лишше, говорит, тщахомся лице ваше видети. Что говоришь ты, высокий и великий муж? Ты, который имеешь мир распятым в себе и сам распят миру, ты, который освободился от всего плотского, стал почти бестелесным, — до такой степени сделался плененным любовью, что спустился в бренную, сотворенную из земли и чувственную плоть? Да, говорит, и я не стыжусь своих слов, но еще и горжусь, и ищу этого потому, что имею изобилующую во мне любовь — мать благ.
И не просто телесного присутствия ищет он, но более всего желает увидеть их лицо. Лишше, говорит, тщахомся лице ваше видети.
Святитель Иоанн Златоуст(Из писем к диакониссе Олимпиаде)
Тех, кого трудно любить, обычно нуждаются в этом больше всех. — неизвестный старец
Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник — молитва его отвергается Богом. — Святитель Игнатий Брянчанинов
Если не переносим скорбей, то надо плакать о недостатке терпения, и Бог, увидев нас плачущих и смирившихся, как Сам Он ведает, всесильной Своею благодатью изгладит наши грехи. — Преподобный Марк Подвижник
“Кто слаб телом и наделал много беззаконий, тот да шествует путем смирения … ибо иного пути не найти ему” — преподобный Иоанн Лествичник
“Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными, без смирения же и подвиги бесполезны” — Преподобный Исаак Сирин
Если всегда будешь помнить немощь свою, то не преступишь предела осторожности. — Преподобный Исаак Сирин
Плоды искренней молитвы суть: простота, любовь, смиренномудрие, постоянство, незлобие. — Преподобный Максим Исповедник
Молитва злопамятного — сеяние на камне. — Преподобный Исаак Сирин
‘Любящих Меня, — говорит Господь, — заповеди Мои соблюдает (Ин. 14:15). Заповедь же Моя сия есть, да любите друг друга (Ин. 15:12). Итак, не любящий ближнего не соблюдает заповеди, а не соблюдающий заповеди не может любить и Господа”. — Максим Исповедник
Внемли себе, не в тебе ли самом, а не в брате, кроется зло, разлучающее тебя с братом; и поспеши примириться с ним, дабы не отпасть от заповеди любви. — Преподобный Максим Исповедник
Тот еще не имеет совершенной любви, кто располагается к людям смотря по нравам их, одного любя, другого ненавидя за то или другое, или одного и того же человека иногда любя, иногда ненавидя по тем же причинам. — Преподобный Максим Исповедник
Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам. — Преподобный Никон Оптинский
Лучше дать созреть тому, что думаешь сделать… Когда серьезные дела маленько призадерживаются, то потом они делаются быстро и правильно… Действие прежде мысли есть гордость. Поэтому надо не торопиться действовать, но предварительно все обдумывать и молиться. Когда предшествует молитва, то работает не рассудочная пена, не легкомыслие, но освященный разум. — Старец Паисий Святогорец
Смотри, желая построить дом ближнего, не разори собственного. Трудное это дело и неудобно исполнимое. — Преподобный Симеон Новый Богослов
Для чистых — всё чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть, — писал Апостол (Тит. 1:15).
“Почему мы осуждаем? — спрашивает св. авва Дорофей, — потому, что нет в нас любви, ибо любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8).
Не желай знать пороков ближнего твоего и не принимай на него подозрений, внушаемых тебе врагом; если же они и возникают в тебе по греховности нашей, то старайся обращать их в добрые помышления. — Преподобный авва Дорофей…
Когда видишь кого падающим, закрой скорее глаза да внутрь себя смотри, чтобы тоже не бухнуться. — Свщмч. Серафим (Звездинский)
Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно. — Преподобный авва Дорофей
И своим и чужим делай добро, сколько можешь, и доброму и злому говори доброе слово. — преп. Ефрем Сирин
“Ум, движимый любовью к ближнему, — говорит авва Фалласий, — непрестанно помышляет доброе о нем “ (1 Кор. 13:5)
“Всему видимому и даже самому своему телу надо предпочитать любовь к каждому человеку, которая служит и признаком любви к Богу,” — пишет преподобный Максим Исповедник
“Не могут приобрести любви к людям те, которые любят этот мир” — Преподобный Исаак Сирин
Други Христовы всех любит искренно, но не всеми бывают любимы. Друзы же мирские и не все любят, и не всеми любимы бывают. Други Христовы до конца сохраняют союз любви; а друзья мирские, пока не встретится у них друг с другом столкновения за что-либо мирское. — преподобный Максим Исповедник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *