Святые отцы о семье

2 Комментариев

Церковь, на нас большая ответственность. Мы должны явить этому миру образец отношений, как их строить. Мы сами должны реализовать волю Божья на себя. Мы должны научить своих детей. По Божьему определению мы являемся светом этому миру. Свет исполняет простую функцию – чтобы видно было, куда идти, чтобы сюрпризов неприятных не было.

Проповедь Юрия Шмуляра. Церковь «Новое поколение» Киев.

Смотреть
видео проповеди:

Слушать
аудиозапись проповеди:

Читать
конеспект Владимира Федощука по проповеди

Церковь, на нас большая ответственность. По Божьему определению мы являемся светом этому миру и солью для земли. Свет исполняет простую функцию – чтобы видно было, куда идти, чтобы сюрпризов неприятных не было. Лучше включить свет и не встретиться с забытой открытой дверью. Бог есть свет, когда приходит Бог все становится ясно и не нужно что-то додумывать и догадываться. Это сейчас, живя на земле, в разделении с Богом и не находясь в физическом присутствии с Ним. Это было в Эдеме, Бог любил приходить в Эдемский сад, чтобы общаться с Адамом. После этого – только через посредников. Через Иисуса мы сейчас можем слышать этого голос в нашем сердце. Мир ищет ведения и мудрости, чтобы знать, как жить, чтобы жить счастливо.

У нас в школе были разные предметы, но ни один не учил, как жить счастливо. Математика говорила об одном, физика о другом. Но не было наставника, который бы сказал, что есть накопленные знания, как жить счастливо. Мир в поиске и церковь должна стать ответом. Мы должны явить свет и показать как нужно.

Мы являемся солью. Для чего кладут соль в консервы? Чтобы не испортилось, чтобы остановить процессы разложения, и сохранить в том виде, в котором продукт пригоден для употребления. Если на ком-то должно остановиться разложение так это на нас. На нас дьявол должен сломать зубы.

На чём зиждется наша уверенность, что дьявол не сможет нас преодолеть. Один на один у нас нет шансов. Он здесь тысячи лет. Дьявол хитрее и опытнее. Что делает нас опытнее и мудрее? Божье слово. Давид говорит: «слово Твоё люблю, оно светильник стезе моей, оно делает меня мудрее страцев». Как говорит Ледяев Алексей, что иногда мудрость приходит с годами, а иногда возраст приходит один.

Сегодня хочу говорить о семье и семейных отношениях. Мы должны явить этому миру образец отношений, как их строить. Мы сами должны реализовать волю Божья на себя. Чтобы спасая себя самому не погибнуть, не остаться недостойным. Церковь, только от того, что мы территориально попали сюда, не освободило нас от ответственности вникать в себя и в учение. Мы должны совершать и свое спасение. На нас большая ответственность. Мы каждый раз приглашаем детей для молитвы за них. Мы должны научить своих детей. Библия говорит, что семя праведника пребудет вовек. Наше семя должно перенять праведность. Мы должны научить своих детей. Что бы вы не говорили, и что бы не рассказывали, бывают исключения, но очень часто дети копируют своих родителей. Это не хорошо и не плохо. Так создал нас Господь. Эта способность – чтобы впитывали то, что видят и могли воспроизводить. Наша ответственность, когда они воспроизведут нас, чтобы они остались счастливы. Чтобы они жили лучше нас, чтобы пользовались мудростью, которую мы приобрели, чтобы они переняли правильный образец, какой должна быть семья. Господа Бога святите в сердцах ваших. Будьте всякому требующему у вас упования дать ответ с кротостью и благоговением. Если мы приняли Его жертву в свою жизнь, у нас есть ответственность давать отчет в своем уповании. Мы должны уметь аргументировать свою точку зрения, обосновать, почему мы поступаем так, а не иначе. Избавляйся от лени интеллектуальной, человеком не думающим. Ты господин обстоятельств. Господь дал тебе эту власть. Ты больше не загнанный в угол. Сея есть победа, победившая мир – вера наша. Если веришь в свою победу, ты будешь побеждать. Давайте поговорим о семье.

22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:22-25)

Многие сестры напряглись Но это лишь до дех пор, пока не прочитать обязанности мужей.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
(Еф.5:25-33)

С течением времени представление общества о семье изменяется. Когда был первобытный строй, как-то они там жили. Потому племенной строй. В Библии говорится о многоженстве. Это было распространено в мире. Это считалось нормально. Потом некоторые додумались, зачем брать жену, а потом кормить её? Лучше бросить. Евреи спросили Иисуса о разводных письмах при Моисее. Иисус ответил, что первоначально это было не правильно. Раньше были приходские книги в церквях. Там хранилась информация о рождении и смерти, о браке. Какое-то время брак был уделом церкви. Потом люди придумали гражданский брак – когда вы муж и жена, но вас священник не венчал, но вас зарегистрировали в гражданском учреждении. Потом люди придумали, что гражданский брак – вообще даже не роспись – дьявол разрушает любую форму ответственности и разрушает понятие о браке как о завете. До сегодняшнего дня, когда хотят, чтобы было красиво, они друг другу говорят брачную клятву. О чем? Что я буду любить до первой зарплаты? Нет. Буду верна тебе до пенсии? Нет, до смерти. Красивые слова еще говорят. Но не имеют понятия, что такое настоящая семья. Семьи полученные по ложным схемам. Пилят и пилят напильником, а вертолёт не получается и не получается. Судьбы сломлены. Мир несчастен, но пробуют построить брак по заведомо ложным схемам. Князь этого мира, сатана не заинтересован в счастье. Он хочет погубить имущество, здоровье, брак, и в вечности – души.

Кто-то скажет, что большая часть брака позади. Не поздно ли учиться? Учиться никогда не поздно. Если прожили не так, как нужно было с начала, то стоит с сегодняшнего дня начинать так, как нужно. Если не можете научить людей тому, как надо, по крайней мере, уберегите от того, как не надо. Это наше призвание – научить. Город, который стоит на вершине горы, нельзя спрятать. Так и мы должны понимать своё предназначение. Мы на виду. Мы погружаемся в тему о счастливом браке, чтобы наставить наших детей, чтобы быть примером. Кто-то скажет: «ого, ну у тебя и жизнь, а ты учишь». Так вот, можно сказать, что так жить не надо.

Все отличники, кто читал «Анну Каренину»: «все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастные несчастливы по-своему». Потому что у счастливых семей образец один. У дьявола уловок много и каждого он травит, как может. Давайте согласимся жить счастливой семьей, чтобы началось восстановление с нас. Мы должны быть носителями того, как должно быть.

В соответствии с Божьим словом, мужчина является главой. Он глава, чтобы завоевать весь мир и положить всё завоевания к её ногам. Сестрам это нравится. В соответствии с Писанием жена – главный помощник, фактически шея. Но шея не должна ссориться с головой. Мы не учим мужчин что женщина должна повиноваться мужу. Это не неравенство. Потому что у многих «мужиков» жена как обслуга. Жена должна повиноваться своему мужу, следовать за ним и подчиняться ему. Как церковь повинуется Христу во всем, так и жены должны повиноваться мужьям во всем. Жены, повинуйтесь своим мужьям.

Жены должны любить мужей и детей. А мужья должны повиноваться Христу. В свою очередь Христос повинуется Богу. Если хотите, чтобы ваш авторитет был выстроен, повинуйтесь Христу. Умный мужчина слушает информацию вокруг себя. Очень часто женщина права. Не потому что она всегда права, а потому что мы смотрим на мир по-разному, и её точка зрения может быть более точной. Не только жена повинуется мужу, но и муж с мудростью может слушать жену. Слушал Авраам Сарру и родил Измаила, потом слушал жену и отослал Измаила. На Небесах мы будем бесполыми существами. Не то, к чему привыкли на этой земле. Писание обязывает мужей любить своих жён и повиноваться в страхе Божьем. Когда ты внутри себя понимаешь, что решил более правильно, чем то, что говорит жена, в любом случае, слушай Господа, что говорит Писание.

У каждой стороны в браке разные потребности. И потому что мы разные, у нас разные потребности. Мы разные не только внешне, но и внутренне. Это Господь так сотворил. Сначала один лишь мужик был. Грустно ему было, что капец. И домашние животные и цветы в горшочках. Грустно и капец. Что-то нужно было делать. Усыпил Господь Адама. И когда проснулся, увидел. Привел Господь Еву к Адаму. Не бегайте мужики за женщинами и за общественным транспортом. В вашем браке должен быть элемент Божьего провидения. Вы должны видеть руку Божью над вашей семьей. Это для того, чтобы когда вы поссоритесь, а вы поссоритесь, когда испытания придут, чтобы не последовать первой мысли: не сошлись характерами. Большая часть – так и есть. Но есть часть браков, где люди могли бы построить счастливую семью, но они этого не сделали, потому что не были изначально уверенны. Для того, чтобы быть уверенными, должен быть этот элемент.

Адам упрекал Бога, что это Он привел её. Нужно от Бога принять жену. Потому что наследие от родителей, а мудрая жена – от Бога.

У каждой стороны есть потребности и их нужно восполнять. Не восполненные потребности будут делать нас несчастными. Будут становиться камнями преткновения. У мужей и жён много потребностей. Восполнение одной не аннулирует остальных. Если вы хорошо позавтракали, это не означает, что вы можете не дышать. Вы нуждаетесь и в еде и в воздухе и в питье, и в тепле. Более того, не только в этом, но и во сне. Когда выспался, ведешь себя по-другому, чем когда не выспался. Люди нуждаются во всех этих вещах. И нуждаются постоянно. Нельзя в детстве выспаться и на всю жизнь. Мы по-прежнему нуждаемся в отдыхе. Все потребности нужно восполнять регулярно и одновременно. Не восполненная нужда является самой востребованной.

Женщины нуждаются в общении. Это они. Это их личность. Они очень социальные. Им нужно поговорить. Женщинам нужно 8000 слов сказать. Мужчинам – 4000. Поэтому слава Господу за мобильный телефон и за маму. И нам, мужчинам, уже можно выдержать остальные тысячи слов. Можно было бы оставаться с женой дома, но уже через пару недель она спросит, где деньги. Вы не заговорите её на столько, чтобы ей не нужно было кушать. Да и вы этого не выдержите. С возрастом эти потребности смещаются. Пока молодой, секс на первом месте. Потом попускает.

Мужчины нуждаются в сексуальном удовлетворении, как женщина не может быть без ласки.

И вот они встретились, и решили, что будут счастливы. Только понятие счастья у них разное. Что нужно, чтобы они пришли к одной цели? Они должны договориться. Должны научиться понимать друг друга. Хоть в одну сторону идти. Женщина больше нуждается в оказанном ей внимании, в проявленной нежности. Скажите, женщины, кому нужна суровая индустриальная реальность? Без сюсюканий и нежностей. Была, правда такая женщина. Она всю жизнь руководила мужиками на оборонном ракетном предприятии. Всю жизнь она командовала. Все, что дома не того, она на работе восполняла свою потребность. И то, к пенсии её попустило. А в основном её же нужно быть принцессой. Ей хочется сказки. Паша мой любит мультики про роботов, молотилки. Но Аня, когда выбирает мультики: белоснежки, рапунцели, которые не стриглись. Еще они мальчики и девочки, но на сколько разный мир. Женщина нуждается, чтобы вокруг неё был уют и комфорт.

Несколько советов.

Мужья, если хотите быть счастливы в браке и восполнения своих потребностей. Чтобы женщина была готова, важно не только, чтобы вы этого хотели, но, чтобы вообще все было хорошо. Чтобы утром вы хорошо проснулись, поговорили, чтобы днем вспоминали о ней, чтобы был красивый вечер. Почему говорю это мужчинам, потому что у них все быстро. У женщины все не так, должно начаться все заблаговременно и внутренне была готова.

Чтобы мужчина был готов вообще ничего не надо. Любимая женщина рядом и уже не важно, с бельём и без белья. Мужчина как пионер – всегда готов. У него утро плохо началось, его на работе обматюкали, денег не дали, но вечером ему все равно хочется.

Вы глава в семье. Господь дал вам первенство и лидерство, чтобы вы были первые во всем, первые в комплименте. Хочешь угодить жене – вот все ей, как себе, и ей раньше. Перед тем, как себе костюм, ей платье.

Для женщины очень важно, чтобы она видела со стороны мужчины верность и романтику, проявленную в поступках, подарках и словах. Её не достаточно, чтобы он был рядом с ней в постели. Ей важно видеть, что он душевно с ней. Это должно быть, должно быть понимание потребностей друг друга. Иначе мы будем кучкой эгоистов, объединённых в пары. Но мы должны любить. Христос возлюбил церковь. Он положил все, всю свою жизнь на то, чтобы защитить, сохранить, спасти свою церковь, и только после этого воссел на Небесах.

Для меня дико, тупо и нелепо, когда мужики шутят про глупость и недалекость жен. Если у тебя жена дура, то ты как минимум дурак. Этот мир живет чём? Пустословием и смехотворством. Если муж начинает подтрунивать над своей женой, скоро плакать нужно будет. Если мир занят этим, то церковь должна охранять святость брака и охранять священный союз.

Принимайте жен как от Господа, живите ради них и не думайте о разводе.

В церковь приходят разные люди, в том числе и которые уже вступили в брак. Кто-то из них в церкви, а кто-то нет. Некоторые церкви учат, что нужно побыстрее развестись. Это бред. Мы люди. Сделали шаги и несем за это ответственность. Библия учит не разводится. Откуда знаешь, не спасется ли через тебя? Писание говорит, что мы, церковь, не из тех, кто разводится. Мы храним святость брака и защищаем от Бога полученный союз.

Мужья должны распознавать потребность жены не на уровне своей жены, а выше.

Жены имеют такую власть над мужьями, что не от мудрости говорят, что вот он такой. Нежуели, зная, в чем он нуждается, неужели не можете восполнить птребность и попросить?

Зачем пытаться строить браки путем ультиматума? Мы должны разговаривать на сытый желудок. Разговаривай с ней, когда чувствет себя принцессой. И с мужиной нельзя говорить, когда он голодный, с невосполненными потребностями. Я говорю не о манипуляции, а о мудрости, описанной в Библии. Что мешает мужчине достигать успеха – если у него вдома война. Не удивляйтесь, почему ваши мужья олухи, или неудачники, если у него война на двух фронтах.

За каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Если брак – благословенный союз, то вы вдвоем работаете на общий успех.

Женщины, вам половая тряпка не всополнит всех потребностей. Потом увидите, что человек теряет способность делать вас счастливой. Это серьезное партнерство, это завет.

На следующей проведи буду заканчивать, а сегодня скажу еще об одном.

Мужчина создан не так, как женщина. Мужичны более отмороженные, чем женщины. Если женщины – цветы, то мужчины – кактусы. Почему так? Потому что Бог сотворил мужчину, чтобы он добивался успехов вне дома, чтобы он способен был переносить сверхнагрузками. Многие женщины несчастны, потому что пробуют жить по мужским паравилам. Женщина хочет быть женщиной. Если мужика под плинтус загнали, редкий случай, когда вылазят. Если женщина поробовала себя ром-бабой, то это сложно изменить.

Женщины, вы пробовали с сантехниками общаться? Второй раз хочется? А ремонт хотите делать второй раз? А мужчины так ничего, справляются с этим. А женщины часто говорят: я сама сделаю. Если мужчина лежит на диване, ему уже вряд-ли захочется по другому. Он будет как домашний кот. Смотрите, в мягкий пуфик превратите, потом и возненавидите. Роль женщины, и важно, чтобы она поняла, когда она выходит замуж, всю свою силу должна направить на то, чтобы быть слабой, и позволить мужу быть сисльным. Это истинная мысль. Пастор, где ты таких мужиков видел? Где их взять этих сильных, этих тарзанов? Я его слепила из того, что было… Это делает Бог.

А что делать, если уже, а он не тарзан. У тебя есть волшебная палочка: пост и молитва. Этим средством трехмиллионное рабоство завершилось. Бог справился с фараоном. Он не неудачник, Он умеет решать вопросы. Женщина думает, что если возьмется за него, то будет с этого толк. Женщина в браке должна позволить мужине быть мужчиной. Если раньше он был нормальный, а сейчас сидит… мы должны иметь мудрость проходить через такие моменты. Очень часто бывает, когда и муж и жена сильны одновнеменно. Но бывает, когда кто-то ослабевает. Муж должнен сносить её немощи, потому что она поднимется. Так и жены. Не всегда вы можете помочь, но будьте рядом, станьте ему поддержкой. Будьте мудрыми.

Мужчины. Вы от Бога призваны быть главой. Речь не об образовании и не о характеристиках личности, а о роли. Роль мужчины – быть главой.

Папа ушел на завод и мужчин стали воспитывать женщины и мужчины стали более женственными. Начал отсуствать стержень. Потом прошло время, союз развалился и не только папа, но и мама издому ушла. И начали воспитывать чужие тети. Дьявол делает все, чтобы стереть мужиков как личность, чтобы они стали похожими на женщин. И женщин сильных и решительных все больше, а мужиков все меньше. У тебя нет другого шанса, как быть настоящим мужиной. Господь защитит тебя. У всех разные периоды в жизни бывают. Кто начинал со съемной квартиры? А кто поменял сейчас статус? Все меняется. Жизнь устраивается, возможности открываются. Я призван от Бога быть главой, быть сильным, смелым и мужественным, я построю свой дом, воспитаю детей и притяну с неба благословениею

Я призвана быть помошницей и я верю, что Бог благословит меня сильным, смелым и решительным мужем. Я хочу быть счастливой.

Когда женщины одевают на себя мужскую роль, я не осуждаю за это. Часто вынуждено, но я хочу, чтобы вы были счастливы.

Когда мужичны снимают с себя ответственность, им становится легче, но они никогда не могут быть счастливы.

Мужина нуждается в женщине, которая скажет, что ты мой принц, ты убъешь дракона и мы будем жить долго и счастливо.

Портрет супружества рисует этот мир. Портрет супружества рисует в браке наши родители. И мы должны погнимать по какому примеру строить? По разрушенным и неудачным моделям, или по божьему замыслу? Мы дожны все ходить во всете и знать, что мы строим. Елси два человека имеют свое представление о счастье, они пойдут разными дорогами. Но, если возьмут чертежи от Бога, тогда они будут счастливы. В чем секрет? Божья воля. Он нас создал и он знает, что нам нужно. Мы накапливаем знания, чтобы отцы передавали это детям.
В этом сумасшедшем мире, где расписываются женщины или создают пары мужчины, делают поступки, лишенные логике, пытаются быть счастливыми и не могут. Но мы не согласимся на чичевичную похлебку этого мира. Мы не удовлетворимся на тюремную баланду. Но нам нужно настоящее счастье, где дом устроен под благослвением Бога. Счастливый Бог может дать нам только счастье. Несчастный дьявол может дать только несчастье. Мы будем принимать обильно в свою жизнь наставление Божьего слова. Я буду продолжать об этом говорить, потому что идем к росту и благословению. К росту нужно быть готовыми. Придет много людкей с искалеченными судьбами и мы должны для них стать ответом, а не загадкой. Вот так мы решаем свои конфликты, так проходим обстоятельтсва, так воспитываем детей. Так мы живем.

Кто хочет выйти замуж или жениться, прошу выйти вперед. Я хочу молиться о вас. Это святой момент. Молитесь от сердца чистого.

Господь, мы приступаем к тебе и понимаем, что залог балгослосвения – исполнение воли от Тебя. Мы просим, открой над нами небо. Молим Тебя, высвободи Твою мудрость в нашу жизнь. Пусть сеется твое семя в наших сердцах. Не дай нам быть обманутыми людьми, своими желаниями, и мы не прошли мимо того человека, которого приготовил для нас. Открой наши глаза, чтобы нам видеть. Пусть это будет что-то большее, чем человеческая симпатия. Дай нам знамение свыше. Даруй нам Боже, мужей и жен от тебя. Благослови принять от Тебя партнера, которого для нас приготовил. Молим, чтобы полнота Твоего духа совершалась в нашей жизни, чтобы приходило устройство. Просим, чтобы мудрость свыше просвещала наш путь. Во Имя Иисуса, благослови, чтобы нам принять твою волю на нашу жизнь. Пусть Твоя рука будет над нами, дай нам жить по воле Твоей. Принимаем силу с неба. Высвобожденные возможности видеть и слышать. Строить свой дом, чтобы он устоял. Принимает помазание с неба. Мы принимаем способность строить дом, который не разрушится.

Женщина счастлива, когда она женщина, мужчина, когда он мужчина. Дьявол делает все, чтобы исковеркать эти портреты, чтобы обезличить, чтобы заставить жить несвойственными ролям. От этого мир несчастен. Но мы сегодня принимаем силу от Бога строить семьи, которые будут в благословении. Если что-то не получается, мы знаем силу божественного вмешательства. Мы отпразднуем победу, как счастливые люди на этой земле.

Святые отцы о семье и браке Святитель Иоанн Златоуст В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире. * Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола. * Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела. * Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами. * Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто. * Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности к житейскому. * Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей. * Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче. * Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге. * Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток. * Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь. Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство. * Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях. * Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага. * Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую. Священномученик Киприан Карфагенский Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать. Преподобный Исаак Сирин Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Марк Подвижник Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Преподобный Нил Синайский Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу. Святитель Василий Великий Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно. Преподобный Геннадий Костромской Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом. Святитель Тихон Задонский Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением! * Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова. Святитель Феофан Затворник Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. * Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога. * Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная. * Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной. Преподобный Антоний Оптинский Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно. Преподобный Амвросий Оптинский Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению. * Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Преподобный Анатолий Оптинский Младший Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать. * Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак! Преподобный Нектарий Оптинский Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви. Преподобный Никон Оптинский Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей. * Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью. * Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его. * Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей. * Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе. Подвижники благочестия о семье Игумен Никон (Воробьёв) «Сохраняйте мир в семье любою ценою!» «Любовь выше всего, всех подвигов…» Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть. * Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч. Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плотское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека. * Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир! Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь выше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе. * Любовь даже к человеку стремится выразить себя деланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви. * Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь, Любовь Божественная, превосходящая всякое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбивший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опасности?! Никогда этого не может быть! * Страсть не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень. Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец «Пламенная любовь без религии очень ненадёжна». «Боже упаси тебя уходить от мужа…» Не советую тебе мечтать о монастырской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Преподобный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духовной жизни, были даже выше отшельников. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, видя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монастырях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастырскою жизнью. * Христос посреди нас! Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спотыкалась. * Вот что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время перехода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то играет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хорошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины пройдут у них в голове, и опять останутся одни. * Радует меня, что у тебя есть стремление о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен тебя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может. * Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной. * Христос посреди нас! Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятностях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сделала, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её мужем и посоветовать ему что-либо отклони повторно. Умудри тебя, Господи. * Когда мы подвержены страстям – говорю о самомнении, тщеславии, гневе, лукавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми… * Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лицемерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутреннее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе. А у кого в корне любовь, такой человек уже не двойственен, ибо у него простота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от природы имеют такие дарования, но они узнаются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает. * Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», — говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11). Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде… * На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна. * О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию. * Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами». «Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий…» … А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только сказать легко: «Разведусь!» * Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая. И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём. * С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон. * Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией. * Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания. * Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением. http://alexey-osipov.ru/faq/lyubov-brak-semya/svyatye-ottsy-o-seme-i-brake/

«Скажи, ты себя любишь?» Как от самобичевания мы доходим до болезней и старости АРХИМАНДРИТ АНДРЕЙ (КОНАНОС) | 23 ФЕВРАЛЯ 2019 Г. Мы называем себя христианами, много общаемся друг с другом, но понимаем ли при этом своих друзей и близких? Любим ли их? Ведь это такие важные, прекрасные слова: «Я люблю тебя!» Как и слова: «Я – христианин». Но являемся ли мы действительно христианами? Разве наше представление о Христе можно назвать христианским? Размышляет архимандрит Андрей (Конанос). Один человек как-то спросил: «Как понять, что эта цель – любовь – достигнута?» Ответ был таким: «Ты поймешь это, когда перестанешь задавать себе подобные вопросы. Когда они уже не будут возникать – значит, то, к чему ты стремишься, у тебя уже есть, и в большом количестве». Скажи, ты себя любишь? Или только и делаешь, что терзаешься угрызениями совести, занимаясь самобичеванием? Мы не любим себя по-настоящему, а наоборот, доводим себя до болезней и преждевременной старости – благодаря постоянным внутренним терзаниям. Ты ведь сам видишь, что чем больше думаешь о плохом, чем больше вспоминаешь старые обиды и горести, тем сильнее они разрушают и изнуряют тебя. Будто ты берешь нож и царапаешь себя по больному месту – именно так ты причиняешь себе боль, горе и страдание своими мрачными мыслями, в то время как можно совершенно по-другому взглянуть на жизнь и, отбросив пессимизм, сказать: «Все не так на самом деле! Не хочу больше жить с этими переживаниями!» Но нет, тебе нравится все это – меланхолия, трагедия и пессимизм. Разве может здесь идти речь о любви? А если ты еще и на Бога смотришь как на грозного судью, разве можно по-настоящему полюбить своего ближнего? Как? Ведь даже самого себя ты полюбить не в состоянии. Бог не хочет, чтобы мы себя ненавидели. Он вовсе не это имеет в виду, когда учит нас «отвергнуться себя» (Мк. 8:34). Ведь нельзя ненавидеть то, что создал Сам Господь, – свою душу, характер, особенности и способности. Нет, Бог совсем не это имеет в виду. Он призывает нас возненавидеть свой эгоизм, свои грехи, страсти и пороки и отыскать за всем этим то доброе, что скрывается в нашей душе. Если мы будем бережно, с состраданием относиться к своему «я», то сможем возвести его на более высокую ступень, подтолкнуть наверх. Веяние тихого ветра Люби себя, не наполняй душу страхами! Бог есть Бог любви, а твоя душа видит Его таким строгим, таким угнетателем, что и другим людям ты не можешь дарить радость – у тебя ее просто нет. Столько угрызений и страхов – какая уж тут радость? Ты сам так и не почувствовал себя любимым, чтобы по-настоящему радоваться и быть свободным. Потому и с другими ты говоришь исключительно о грехах и пороках, пугая грядущими бедами и опасностями. А Бог – Он какой? Какой Он на самом деле? Тот, кто, приближаясь к тебе, наполняет душу страхом, ужасом, тревогой и паникой? Как же тогда пророк Илия свидетельствует, что «не в огне Господь; но после огня веяние тихого ветра» (3 Цар. 19:12)? Легкий ветерок, приятная прохлада – вот как пророк ощутил Бога, усладившего его душу. Именно такой наш Господь. Христос говорит о смирении, милосердии, прощении, молитве, милостыне, предании воле Божией и доверии к Нему, а мы акцентируем внимание на одних грехах. Мы называем себя христианами, много общаемся друг с другом, но понимаем ли при этом своих друзей и близких? Любим ли их? Ведь это такие важные, прекрасные слова: «Я люблю тебя!» Как и слова: «Я – христианин». Но являемся ли мы действительно христианами? Разве наше представление о Христе можно назвать христианским? Когда христиане говорят о Христе, то воображение начинает рисовать весьма странного бога, строгого, категоричного, с непонятными идеями, которые Сам Бог никогда не говорил; или мы стараемся подчеркнуть то, на чем Господь никогда не заострял внимание; а ум наш занят тем, что Христа занимало в последнюю очередь. Нас в первую очередь интересует грех Почитай Евангелие, вспомни, о чем прежде всего говорит Господь. Он говорит о любви. А о чем говорим мы две тысячи лет спустя? Нас в первую очередь интересует грех. В силу греха мы верим больше, чем в силу любви и милости Божией. Вот почему такой бог никого не привлекает. У человека просто начинает болеть голова, когда он начинает говорить с людьми, от которых ожидал живительных слов утешения. В ответ он слышит одну критику, одно возмущение. Возмущением, негодованием пропитаны все наши мысли, мечты и планы, наше восприятие сегодняшнего дня и будущего. А ведь мы живем якобы с Богом, якобы с любовью! Понимаешь? Евангелие учит: «Любите друг друга!» (Ин. 13:34-35). Любите, прощайте! Любишь? Прости! Ничего с тобой не случится. Простить не значит оправдать. Пусть человек живет себе дальше, оставь его! Думаешь, он не понимает, что поступил неправильно, несправедливо, что это ошибка, грех? Понимает. И это не значит, что его можно не любить. Продолжай любить. Да, ты не согласен с его поведением, поступками, но понимаешь, что и он – человек. Человек, который ошибается, но при этом работает над собой. Люби его, не его поступки. Допустим, он украл, или оклеветал кого-то, или был сделан аборт, или случилось еще что-то серьезное – но, что бы ни произошло, это, в первую очередь, человек, которого я люблю, ценю и знаю, что он старается, трудится, прилагает усилия. И если я хочу, чтобы он изменился, то не буду запугивать его угрозами, а помогу расцвести его душе.  Люби себя – так ты даешь себе стимул двигаться вперед Когда цветок дает плод, это происходит естественным, не насильственным путем. Так и душа: она расцветает, и со временем появляется плод, но одно сменяется другим без какого-либо насилия. Разве не так? Плод не пытается побороть цветок, цветок сам исчезает. Так и между людьми: нужно, чтобы ты видел от меня добро, и тогда тебе станет легче, и терзания прекратятся. И это добро – не постоянные замечания, не угрозы или наказания, а любовь, настоящая любовь. У кого есть такая любовь? Конечно же, у Христа, Который понимает тебя гораздо лучше меня. На Него нужно уповать. И среди людей много таких, которые обладают даром любви. Да-да, в мире есть любовь и по-настоящему смиренные люди, которые скажут: «Брат мой, ты действительно обидел меня, причинил мне зло, оклеветал, похулил, ранил меня, чего я никогда от тебя не ожидал. Скажу прямо: мне очень грустно от этого. Но разве мы не повторяем каждый день слова: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого”?» Ведь все начинается именно с искушений: возникает какая-то проблема, трудность, что-то неприятное, лукавое входит в нашу жизнь, диавол искушает нас, и вот мы уже не в состоянии простить друг друга, обвиняя во всем своего ближнего. Но ближний не виноват, потому что если бы я был таким, каким должно быть, меня бы все это не волновало. Люби и себя. Ведь так ты даешь себе стимул двигаться вперед. Оставаться в прошлом нельзя. Помните, что сделал ученик св. Антония, св. Павел, когда, придя домой, застал свою жену с любовником? – Ну что же, – сказал он. – Прощай! – Как? – удивилась женщина. – Ты не побьешь меня камнями? Не потащишь на суд, не накажешь, не… – Не волнуйся, дорогая, я желаю тебе счастья! Я люблю тебя, и мне хочется, чтобы ты была счастлива. Я думал, нам хорошо вместе, но оказалось, что тебе нужен другой. Бессмысленно заставлять тебя любить меня, насильно мил не будешь, так что – живи своей жизнью. Я люблю тебя и потому не буду мстить и наказывать. Ведь себя я тоже люблю, поэтому буду продолжать жить своей жизнью, вместо того чтобы копаться и тонуть во всей этой истории. А другой человек, мой знакомый, расставшись с девушкой, страдал потом целый год. То есть вместо того, чтобы идти дальше и думать еще о чем-то, он год тонул в переживаниях. Это никакая не любовь. Во-первых, ты не любишь другого человека, раз не можешь отпустить его, дать ему свободу. Да пусть живет своей жизнью – все равно заставить полюбить себя мы никого не можем. А во-вторых, ты не любишь себя. Потому что если бы любил, то продолжал бы двигаться вперед, не сидел бы в прошлом, не тонул бы в мыслях до больного состояния… Все это означает только то, что ты не любишь человека, а просто привык к нему и без него не можешь. Ведь если бы любовь была настоящей, то когда эта девушка сказала бы тебе: «Знаешь, я встретила другого, давай расстанемся, у меня новая жизнь», – ты порадовался бы за нее или по крайней мере с уважением отнесся к ее выбору и новой жизни. Невозможно, любя человека, подавлять его свободу, потому что это не любовь, а привязанность и зависимость, нездоровая зависимость. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. А ты никак не можешь отпустить, простить. Научись двигаться вперед, научись любить, перестань толкаться в одну и ту же дверь, раз она не открывается. Посмотри – рядом другая дверь, и за ней еще большее пространство, где гораздо лучше, потому что его уготовал тебе Бог. Полюби свое я, подари себе надежду, что Бог не оставил тебя, а напротив, приготовил что-то гораздо лучшее. Просто ты сам прилепился к старому и хочешь, чтобы все было именно так, как ты решил. Но разве можно в таком случае пройти школу жизни…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *