Святые в Москве

Содержание

Мощи каких святых есть в Москве

Опубликовано: 28.06.2016

Наверное, нет такой точки на карте нашей Родины, которая не прославилась бы святыми, монастырями, целебными источниками или чтимой иконой. К сожалению, в наши дни даже благочестивые православные могут жить долгие годы в родном городе, но не знать всех святынь этого места, предпочитая посещать только свой приход.

Этой статьей мы открываем цикл, посвящённый святыням разных городов. Начнем с нашего любимого города, сердца нашей страны, — Москвы.

Мощи святых в Москве

В православии «святые мощи» — это останки христиан, которые были причислены к лику святых, праведных, блаженных и т.д.

«Церковь почитает мощи святых как храмы Святого Духа, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого» — преподобный Иустин.

Митрополит Макарий (Булгаков) писал, что нетление мощей — это «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

1. Покровский женский монастырь, мощи блаженной Матроны Московской

Адрес: Таганская улица, дом 58, строение 6

Официальный сайт: http://www.pokrov-monastir.ru

Наверное, можно сказать, что Матрона Московская – одна из самых почитаемых московских святых, к которой не уменьшается людской поток. К мощам Матроны Московской лучше идти в будни и не в дни больших церковных праздников. Монастырь открывается в 7 утра, но даже если вы придете к открытию, будьте готовы простоять 1,5-2 часа. В выходные и в праздники время в очереди может увеличиться до 4-5 часов. Придя в монастырь, вы увидите две очереди – одна к мощам блаженной Матроны, вторая – к чтимой иконе. Очередь к мощам движется быстрее. Очень часто верующие приходят семьями и занимают места сразу в двух очередях, обычно сначала поклоняются мощам, а потом идут к иконе, так можно сократить время ожидания в очереди. В монастыре вы увидите много людей с цветами, это потому, что при жизни Матрона Московская очень любила цветы и к ней часто приходили люди с цветами. Принято покупать нечетное количество цветов, так как Матрона говорила перед своей смертью: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». Цветы отдают монахине, перед мощами Матроны, их освящают на мощах и раздают по цветочку желающим. Сложился благочестивый обычай заваривать лепестки цветов и пить как чай при различных недугах. Перед чтимой иконой блаженной Матроны вы можете увидеть, справа и слева на ограждениях пакеты, в которые верующие вкладывают записки со своими нуждами. Потом монахини помолятся перед мощами святой блаженной Матроны о помощи в разрешении нужд и скорбей.

Небольшой совет всем верующим, которые идут к мощам: используйте время в очереди для молитв, купите Акафист блаженной Матроне Московской, прочитайте его несколько раз и время пролетит незаметно. Не болтайте! Подумайте, что вы в святом месте, куда люди идут с молитвой и часто с великими скорбями, не провоцируйте их на раздражение своими мирскими разговорами. Используйте это время для молитвы и размышлений о духовном.

2. Данилов монастырь, мощи святого Даниила Московского

Адрес: ул. Даниловский вал, 22

Официальный сайт: http://msdm.ru

Мощи обретены в 1652 году, в настоящее время рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, на втором этаже. Доступ к ним открыт с 7 утра до 8 вечера. Очереди к ним, как правило, не бывает, разве что в выходные дни во время посещения организованных паломников.

3. Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово (Елоховский Собор), мощи святого Алексия Московского

Адрес: ул. Спартаковская, 15

Официальный сайт: http://elohov.ru

Рака с мощами святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, находится справа от Царских врат. Во время богослужения доступ к ним закрыт, после него вы можете приложиться к святыни. Очереди могут быть, но небольшие. Слева от царских врат – чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Кроме того, в храме находится место погребения патриарха Алексия II.

По воскресным дням вечером читается акафист святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу, перед ракой с его мощами.

4. Храм Святителя Николая в Кленниках, мощи праведного старца Алексия, пресвитера Московского (Алексей Мечев)

Адрес: ул. Маросейка, дом 5

Официальный сайт: http://klenniki.ru

Праведный старец Алексий служил в этом же храме, пострадал во время гонений в начале 20 века, умер в в 1923 году. Известен своей любовью, глубокой верой и непрестанной молитвой, которая помогала и продолжает помогать всем верующим.

Мощи старца Алексия находятся в нижнем храме, доступ к ним открыт в течение дня.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:
— утром в будни – начало молебна в 7:45.
— в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии.
— вечером — молебен по окончании вечернего богослужения.
Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

5. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)

Адрес: Москва, Красная площадь

Режим работы: с ноября по апрель — с 11:00 до 16:00, с мая по октябрь — с 10:00 до 17:00, кроме вторника и первого понедельника месяца.

Обратите внимание, что богослужения совершаются регулярно по воскресеньям, в 10 утра, после чего читается акафист Василию Блаженному.

В Соборе находятся мощи двух московских блаженных, Василия и Иоанна, которым еще при жизни был дан дар исцелений, прозорливости и чудотворений. До сих пор верующие получают исцеления по молитвам у мощей этих святых. Оба считаются покровителями Москвы.

Блаженный Василий, Московский чудотворец, Христа Ради Юродивый

Известный московский блаженный, Христа ради юродивый, живший во времена Ивана Грозного, прославился многими чудесами и исцелениями.

Блаженный Иоанн Московский (Иоанн Большой Колпак), Христа Ради Юродивый, московский чудотворец.

Мощи находятся в пределе во имя блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца, в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

6. Архангельский собор Московского Кремля

Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь

Официальный сайт: http://archangel-cathedral.kreml.ru

В храме находятся мощи благоверного князя Димитрия Донского, благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского и мучеников князя Михаила и боярина Феодора Черниговских.

Обратите внимание, что собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно (в престольные праздники и на Радоницу). В летний период открыт для посещения с 9.30 до 18, в остальное время — с 10 до 17. В четверг — выходной день

Святой царевич Димитрий и благоверных князь Димитрий Донской почитаются как защитники и покровители всего Русского государства.

7. Успенский собор Московского Кремля

Адрес: Москва, Кремль, Соборная площадь

Сайт: http://archangel-cathedral.kreml.ru

Храм является усыпальницей патриархов и митрополитов, всего там находится 19 гробниц. Из них мощи святых Московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в раках, остальные под спудом.

Собор является музеем, богослужения совершаются нерегулярно. Поклониться мощам святых можно только в дни богослужений.

8. Донской ставропигиальный монастырь, святитель Тихон, патриарх Московский и Всея Руси

Адрес: Москва, Донская площадь

Официальный сайт: http://www.donskoi.org

Был первым Патриархом Московским и Всея России после восстановления патриаршества в 1917 году. Пострадал от большевиком во время гонений на веру. Мощи обретены в 1992 году.

9. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Адрес: ул. Большая Лубянка, 19

Сайт: http://sretenskiy.cerkov.ru

Видный церковный деятель, пострадавший за веру во время гонений от советской власти.

10. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Адрес: Москва, ул. Восточная, 6

25 московских храмов, где есть мощи святителя Николая Чудотворца

1. Данилов Свято-Троицкий монастырь

Даниловский вал, 22 (ст. м. «Тульская»).

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

2. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Ул. Большая Лубянка, д.19.

Частица мощей святителя Николая Чудотворца была передана Московскому Сретенскому монастырю 21 мая 2014 года.

3. Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1.

В монастыре хранится икона с частицей мощей святителя Николая.

4. Новодевичий женский монастырь

Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

В Успенском соборе обители находится икона свт. Николая с частицей мощей.

5. Николо-Перервинский монастырь

Ул. Шоссейная, 82.

Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

6. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Ул. Спартаковская, 15

В храме хранится частица мощей свт. Николая Чудотворца.

7. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище

Ул. Рябиновая, д. 18

В храме находится икона с частицами мощей святителя Николая Чудотворца.

8. Храм Архангела Михаила в Тропареве

Проспект Вернадского, д. 90

9. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее

Малый Толмачевский переулок, д.9

По решению руководства Третьяковской галереи в храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее для поклонения и молитвенного почитания верующих был перенесен ковчег с мощами более 30 святых, в том числе — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Драгоценный ковчег XVIII века ранее хранился в запасниках музея.

10. Храм Всех Святых на Кулишках

Славянская площадь, д. 2

В Всехсвятском храме каждый четверг можно прикоснуться к частицам мощей святителя Николая после окончания Божественной Литургии с 11.00 и до окончания вечернего богослужения. В 17.30 перед святыми мощами святителя Николая и у его святой иконы, расположенной в Никольском приделе, совершается молебное пение с акафистом и водосвятием. Частицы мощей святителя Николая Мир Ликийских, Чудотворца почивают в малом, округлой формы, увенчанным высокой крышкой с крестом ковчеге.

11. Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Сокольническая пл. 6.

В храме хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей

12. Храм свт. Николая на Трёх Горах

Нововаганьковский пер., д. 9.

В храме хранится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, выносимый из алтаря для поклонения верующих на воскресных литургиях.

13. Храм святителя Николая в Котельниках

1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1.

Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием. Она хранится в особой подвеске из серебра перед иконой святителя Николая. Поклониться святым мощам может каждый верующий в любой момент. Акафисты свт. Николаю читаются каждый четверг.

14. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе

Новоясеневский пр-т., д. 42

15. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове

Староваганьковский переулок, 14.

В храме хранится чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

16. Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках

Лубянский проезд, 9, стр. 2.

Частица мощей святителя Николая была принесена в храм 30 марта 2011 года и помещена в специальный мощевик, который затем был вставлен в икону святителя Николая.

17. Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине

1-й Голутвинский пер., 14

В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

18. Храм святителя Николая в Покровском

Ул. Бакунинская, 100.

В храме хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца

19. Храм свт. Николая в Хамовниках

Ул. Льва Толстого, 2.

Частицу мощей святителя Николая передал на хранение в храм Святейший патриарх Кирилл в декабре 2010 года.

20. Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове

Ул. Солдатская, 4.

Ковчег с частицей мощей свт. Николая и других святых находится в главном приделе справа у амвона.

21. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле

Ул. Радио, 2.

В храме находится крест-мощевик с частицей мощей свт. Николая.

22. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино

Большая Косинская улица, 29, стр. 3.

В храме хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

23. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове

Ул. Байкальская, 37А.

Частица мощей святителя хранится в мощевике, где собраны мощи около ста святых, с левой стороны солеи.

24. Домовый храм в честь Рождества святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель»

Ул. Б. Ваганьковская, 3.

Крупная частица мощей была передана благотворительному фонду в 2012 году.

25. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке

Брюсов переулок, 15/2.

В храме хранится образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он содержит частицу святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение святителю совершается в храме обычно после вечерни по четвергам.

Московская область

Николо-Угрешский монастырь

Московская область, г. Дзержинский, пл. Святителя Николая, 1.

В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Словарь «Правмира» — Святитель Николай Чудотворец

Святители Московские и всея России чудотворцы. Православный календарь на 18 октября

18 октября (5 октября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Пятница 18-й седмицы по Пятидесятнице (восемнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). День постный, на трапезе благословляется постная пища с растительным маслом. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 12 Святителей Московских и всея России чудотворцев и ещё 9 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

***

Святители Московские и всея России чудотворцы. Первосвятители Земли Русской, люди, чьё служение и наследие связывают все эпохи бытия Святой Руси: от её рождения в Днепровской купели до московского возвышения в преемственности от Второго Рима – Царьграда. Перечислим причисленных к лику святых московских архипастырей в хронологическом порядке.

Святитель Пётр Московский, Митрополит всея Руси (1308-1326). Уроженец Волыни. Перенёс русскую митрополичью кафедру в Москву. Именно при нём родился духовно будущий Третий Рим.

Ангелы Третьего Рима: 18 октября — память святителей Московских и всея России чудотворцев

Святитель Алексий Московский, Митрополит всея Руси (1354-1378). Дипломат и чудотворец. Укрепил русское духовное единство. Исцелив ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений.

Святитель Иона Московский, Митрополит всея Руси (1448-1461). В условиях падения Константинополя и проникновения в греческие земли Флорентийской унии утвердил автокефалию Русской Церкви.

Святитель Макарий Московский, Митрополит всея Руси (1542-1563). Последователь Иосифа Волоцкого. На Стоглавом соборе 1551 года утвердил основы Русского Православия. Открыл первую московскую типографию.

Святитель Филипп Московский, Митрополит всея Руси (1566-1568). Старался смягчить суровые нравы своего времени. Как проповедью Слова Божия, так и личным примером – молитвенника, аскета и нестяжателя.

Святитель Иов Московский, Митрополит, а затем – Патриарх всея Руси (1586-1605). Первый русский Патриарх. Просветитель народов Поволжья и Сибири. Отказался признать самозванца Лжедмитрия I и был изгнан им из Москвы.

Священномученик Ермоген Московский, Патриарх всея Руси (1606-1612). Патриарх воинствующей Церкви. Духовный лидер русского народного ополчения. Отдал жизнь за освобождение России от западных оккупантов.

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (1821-1867). Крупнейший православный богослов XIX века. Собеседник Пушкина, организатор перевода Библии на современный русский язык. И вместе с тем убеждённый консерватор.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский (1868-1879). Великий миссионер и просветитель. Обратил в Православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Святитель Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917). Многолетний руководитель Алтайской духовной миссии. Убеждённый монархист. Беззаконно изгнан с Московской кафедры леволиберальным Временным правительством.

Святитель Тихон Московский, Патриарх всея России (1917-1925). В условиях жесточайших богоборческих гонений смог сохранить Русскую Церковь. Прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью.

Священномученик Пётр Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937). Бескомпромиссный борец с обновленцами. Строгий ревнитель церковных правил и бессребреник. Расстрелян богоборцами и погребён в безымянной могиле.

***

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Святая страдалица начала IV столетия, принявшая мученический венец за верность Христу и Его Церкви в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Мученицу Харитину подвергли страшным пыткам и истязаниям, она отошла ко Господу в 304 году.

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой III столетия, обращённый в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном. Но если Ориген впоследствии уклонился в ересь, то его ученик Дионисий, напротив, стал последовательным защитником христианской ортодоксии, был наставником Александрийской огласительной школы, а в 247 году от Рождества Христова стал епископом Александрийским. Святитель Дионисий немало претерпел во времена антихристианских гонений императоров-язычников Декия и Валериана, а потому, несмотря на то что скончался мирно в 264 или 265 году от Рождества Христова, был причислен к лику святых именно как священномученик.

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученица Мамелхва Персидская. Языческая жрица, принявшая христианство и сразу после Таинства Святого Крещения забитая язычниками камнями до смерти. Святая Мамелхва приняла мученический венец за Христа и Его Церковь в 344 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Святой Грузинской Православной Церкви, совершавший монашеские подвиги в IX столетии от Рождества Христова. Отстаивал Святое Православие в борьбе с еретиками-иконоборцами и монофизитами, утверждая грузинское монашество в чистоте православной веры. Многое сделал для укрепления церковно-государственных отношений, посетил разные святые места мира, привезя в Грузию множество святынь. Отошёл ко Господу в 861 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Печерские. Русские святые, совершавшие монашеские подвиги в первом монастыре Святой Руси – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре ещё в XI столетии от Рождества Христова, на заре русского монашества.

Преподобная Харитина, княжна Литовская. Русская святая XIII столетия, княжна Литовской Руси, переселившаяся в Русь Новгородскую в те времена, когда в литовских землях стало широко распространяться католичество. Приняла монашеский постриг в Петропавловском монастыре Великого Новгорода, где совершала духовные подвиги вплоть до своей блаженной кончины в 1281 году от Рождества Христова.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Православный священнослужитель, архимандрит, претерпевший немало страданий в эпоху советских богоборческих гонений, проведя многие годы в ссылках, тюрьмах и лагерях. Только в 1954 году отец Гавриил, впервые арестованный в 1931 году, был освобождён по болезни, а в 1955-м – полностью реабилитирован. Мирно скончался 18 октября 1959 года, прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

***

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Имена русских святых Жития русских святых

Святость — это сердечная чистота, ищущая несотворенную божественную энергию, проявляющуюся в дарах Святого Духа как множество цветных лучей в солнечном спектре. Благочестивые подвижники являются связующим звеном между земным миром и небесным Царством. Проникаясь светом божественной благодати, они, через Богосозерцание и Богообщение, познают высшие духовные тайны. В жизни земной святые, совершая подвиг самоотречения ради Господа, получают высшую благодать божественного Откровения. Согласно библейскому учению, святость — это уподобление человека Богу, который является единым носителем всесовершенной жизни и уникальным ее источником.

Что такое канонизация

Церковная процедура причисления праведника к лику святых называется канонизацией. Она призывает верующих почитать признанного святого в общественных богослужениях. Как правило, церковному признанию благочестия предшествует народная слава и почитание, но именно акт канонизации позволял прославлять святых сотворением икон, написанием житий, составлением молитв и церковных служб. Поводом для официального причисления к лику святых может стать подвиг праведника, сотворенные им невероятные деяния, вся его жизнь либо мученическая кончина. И после смерти человек может быть признан святым из-за нетления его мощей, или происходящих у его останков чудес исцеления.

В том случае, если святой почитается в пределах одного храма, города или монастыря, говорят о епархиальной, местной канонизации.

Признает официальная церковь и существование неведомых святых, подтверждение благочестивости которых еще не известны всей христианской пастве. Их называют почитаемыми усопшими праведниками и служат им панихиды, тогда как канонизированным святым служатся молебны.

Вот почему имена русских святых, перед которыми благоговеют в одной епархии, могут отличаться и быть неизвестны прихожанам другого города.

Кого канонизировали на Руси

Многострадальная Русь породила более тысячи мучеников и мучениц. Все имена святых людей земли русской, которые были канонизированы, занесены в святцы, или месяцеслов. Правом торжественно причислять праведников к лику святых изначально обладали Киевские, а позже Московские, митрополиты. Первым канонизациям предшествовали эксгумации останков праведников для сотворения ими чуда. В 11-16 веках были вскрыты захоронения князей Бориса и Глеба, княгини Ольги, Феодосия Печерского.

Со второй половины 16 века, при митрополите Макарии, право канонизировать святых перешло к церковным соборам при первосвятителе. Непререкаемый авторитет просуществовавшей на Руси к тому времени уже 600 лет православной церкви, подтверждали многочисленные русские святые. Список имен прославляемых праведников макариевскими соборами был пополнен наречением святыми 39 благочестивых христиан.

Византийские правила канонизации

В 17 веке русская православная церковь поддалась влиянию древнейших византийских правил причисления к лику святых. В этот период канонизировались, в основном, священнослужители за то, что они имели церковный сан. Также причисления заслуживали миссионеры, несущие веру, и сподвижники возведения новых храмов и монастырей. А необходимость сотворения чудес потеряла свою актуальность. Так были канонизированы 150 праведников, в основном, из числа монахов и высшего духовенства, а Святцы пополнили новые имена русских православных святых.

Ослабление церковного влияния

В 18-19 веках правом канонизировать обладал только Святейший Синод. Этот период характеризуется снижением активности церкви и ослаблением ее влияния на общественные процессы. До восхождения на престол Николая II прошли только четыре канонизации. За непродолжительный период царствования Романовых к лику святых были причислены еще семь христиан, а святцы дополнили новые имена русских святых.

К началу 20 века, в месяцесловы были внесены общепризнанные и местночтимые русские святые, список имен которых дополнялся перечнем усопших православных христиан, коим творились панихиды.

Современные канонизации

Началом современного периода истории канонизаций, проводимых Русской православной церковью, можно считать проведенный в 1917-18 годах Поместный собор, которым были причислены к лику святителей повсеместно почитаемые русские святые Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. Затем, в 1970-е годы, были канонизированы еще три священнослужителя — Герман Аляскинский, архиепископ Японский и митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.

В год тысячелетия крещения Руси прошли новые канонизации, где были признаны благочестивыми Ксения Петербургская, Дмитрий Донской и другие, не менее известные, православные русские святые.

В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор, на котором были канонизированы император Николай II и члены царской семьи Романовых «как страстотерпцы».

Первая канонизация Русской православной церкви

Имена первых русских святых, которые были канонизированы митрополитом Иоанном в 11 в., стали своеобразным символом истинной веры новокрещеного народа, полного принятия им православных норм. Князья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Святославича, после канонизации стали первыми небесными защитниками русских христиан. Борис и Глеб были убиты своим братом в междоусобной борьбе за престол Киева в 1015 году. Зная о готовящемся покушении, они с христианским смирением приняли смерть ради единовластия и спокойствия своего народа.

Почитание князей носило массовый характер еще до признания их святости официальной церковью. После канонизации мощи братьев были обретены нетленными и являли древнерусским людям чудеса исцеления. А восходящие на престол новые князья совершали паломничества к святым мощам в поисках благословения на справедливое княжение и помощи в ратных подвигах. День памяти святых Бориса и Глеба отмечается 24 июля.

Формирование русского святого братства

Следующим после князей Бориса и Глеба к лику святых был причислен преподобный Феодосий Печерский. Вторая торжественная канонизация, проведенная русской церковью, состоялась в 1108 году. Преподобный Феодосий считается отцом русского монашества и основателем, совместно со своим наставником Антонием, Киево-Печерского монастыря. Учитель и ученик показали два разных пути монашеского послушания: один — суровый аскетизм, отказ от всего мирского, другой — смирение и творчество во славу Бога.

В пещерах Киево-Печерского монастыря, носящих имена основателей, покоятся мощи 118 послушников этой обители, живших до и после татаро-монгольского ига. Канонизировали их всех в 1643 году, составив общую службу, а в 1762 году имена русских святых были занесены в святцы.

Преподобный Авраамий Смоленский

О праведниках домонгольского периода известно очень мало. Авраамий Смоленский, один из немногих святых того времени, о котором сохранилось подробное жизнеописание, составленное его учеником. Авраамия долго почитали в родном городе еще до его канонизации Макариевским собором в 1549 году. Раздав нуждающимся все свое имущество, оставшееся после смерти богатых родителей, тринадцатый ребенок, выпрошенный у Господа единственный сын после двенадцати дочерей, Авраамий жил в нищете, молясь о спасении во время Страшного Суда. Постригшись в монахи, он переписывал церковные книги и рисовал иконы. Преподобному Авраамию приписывают спасение Смоленска от большой засухи.

Самые известные имена святых земли русской

В одном ряду с упоминавшимися выше князьями Борисом и Глебом, своеобразными символами русского православия, стоят не менее значимые имена русских святых, ставших заступниками всего народа через свой вклад в участие церкви в общественной жизни.

После освобождения от монголо-татарского влияния русское монашество видело своей целью просветительство языческих народов, а также возведение новых обителей и храмов в необжитых северо-восточных землях. Наиболее заметной фигурой этого движения был преподобный Сергий Радонежский. Для богопослушного уединения он построил келью на холме Маковец, где позже возвели Троице-Сергиеву Лавру. Постепенно к Сергию стали присоединяться праведники, вдохновленные его учением, что привело к образованию монашеской обители, живущей плодами рук своих, а не подаяниями верующих. Сергий сам работал в огороде, подавая пример собратьям. Учениками Сергия Радонежского было возведено около 40 монастырей по всей Руси.

Преподобный Сергий Радонежский нес идею богоугодного смирения не только простым людям, но и правящей верхушке. Как искусный политик, он способствовал объединению русских княжеств, убеждая правителей в необходимости сплочения династий и разрозненных земель.

Дмитрий Донской

Большим почитанием Сергий Радонежский пользовался у русского князя, причисленного к лику святых, Дмитрия Ивановича Донского. Именно преподобный Сергий благословил войско на затеянную Дмитрием Донским Куликовскую битву, а для божией поддержки отрядил двух своих послушников.

Став князем в раннем детстве, Дмитрий в делах государственных прислушивался советов митрополита Алексия, радеющего за объединение русских княжеств вокруг Москвы. Не всегда этот процесс проходил спокойно. Где силой, а где и женитьбой (на суздальской княжне) Дмитрий Иванович присоединял окрестные земли к Москве, где возвел первый Кремль.

Именно Дмитрий Донской стал основателем политического течения, ставившего целью объединение русских княжеств вокруг Москвы для создания могучего государства с политической (от ханов Золотой Орды) и идеологической (от византийской церкви) независимостью. В 2002 году в память о великом князе Дмитрии Донском и преподобном Сергии Радонежском был учрежден Орден «За служение Отечеству», в полной мере подчеркивающий всю глубину влияния этих исторических личностей на становление российской государственности. Эти русские святые люди радели о благополучии, независимости и спокойствии своего великого народа.

Лики (чины) русских святых

Все святые Вселенской Церкви обобщены в девять ликов или чинов: пророки, апостолы, святители, великомученики, священномученики, преподобномученики, исповедники, бессребреники, юродивые и блаженные.

Православная церковь России иначе разделяет святых на лики. Русские святые люди, в силу исторически сложившихся обстоятельств, делятся на следующие чины:

Князья. Первыми праведниками, признанными русской церковью святыми, стали князья Борис и Глеб. Их подвиг состоял в самопожертвовании во имя спокойствия русского народа. Такое поведение стало примером для всех правителей времен Ярослава Мудрого, когда истинной признавалась та власть, во имя которой князь приносил жертву. Подразделяется этот чин на равноапостольных (распространители христианства — княгиня Ольга, ее внук Владимир, крестивший Русь), иноков (князья, постригшиеся в монахи) и страстотерпцев (жертвы междоусобиц, покушений, убийств за веру).

Преподобные. Так называются святые, избравшие при жизни монашеское послушание (Феодосий и Антоний Печерские, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский).

Святители — праведники, имеющие церковный чин, положившие в основу своего служения защиту чистоты веры, распространение христианского учения, основание храмов (Нифонт Новгородский, Стефан Пермский).

Юродивые (блаженные) — святые, носившие при жизни облик безумия, отвергая мирские ценности. Очень многочисленный чин русских праведников, пополнявшийся, в основном, монахами, считавшими недостаточным иноческое послушание. Они покидали обитель, выходя в тряпье на улицы городов и терпя все лишения (Василий Блаженный, Исаакий Затворник, Симеон Палестинский, Ксения Петербургская).

Святые миряне и жены. Этот чин объединяет признанных святыми убитых младенцев, отрекшихся от богатства мирян, праведников, отличавшихся безграничной любовью к людям (Юлиания Лазаревская, Артемий Веркольский).

Жития русских святых

Жития святых — это литературное произведение, содержащее исторические, биографические и бытовые сведения о праведнике, канонизированном церковью. Жития являются одним из древнейших литературных жанров. В зависимости от времени и страны написания, эти трактаты создавались в виде биографии, энкомия (похвального слова), мартирия (свидетельствования), патерика. Стиль написания житий в Византийской, Римской и западной церковных культурах значительно отличался. Еще в 4 веке Церковь стала объединять святых и их жизнеописания в своды, имевшие вид календаря с указанием дня поминовения благочестивого.

На Руси жития появляются вместе с принятием христианства из Византии в болгарских и сербских переводах, объединенные в сборники для чтения по месяцам — месяцесловы и минеи четьи.

Уже в 11 веке появляется хвалебное жизнеописание князей Бориса и Глеба, где неизвестный автор жития — русский. Святых имена признаются церковью и добавляются в месяцесловы. В 12 и 13 веках, вместе с монашеским стремлением просветить северо-восток Руси, растет и число биографических произведений. Русские авторы писали для чтения во время Божественной Литургии житие русских святых. Имена, перечень которых был признан церковью к прославлению, получили теперь историческую личность, а святые деяния и чудеса были закреплены в литературном памятнике.

В 15 веке произошло изменение стиля написания житий. Главное внимание авторы стали уделять не фактическим данным, а искусному владению художественным словом, красоте литературного языка, умению подобрать множество впечатляющих сравнений. Стали известны умелые книжники того периода. Например, Епифаний Премудрый, написавший яркие жития русский святых, имена которых более всех славились народом — Стефана Пермского и Сергия Радонежского.

Многие жития считаются источником информации о важных исторических событиях. Из жизнеописания Александра Невского можно узнать о политических отношениях с Ордой. Жития Бориса и Глеба повествуют о княжеских междоусобицах до объединения Руси. Создание литературно-церковного биографического произведения во многом определяло, какие имена русских святых, их подвиги и добродетели, станут наиболее известны широкому кругу верующих.

>Православные святыни в Москве

ГЛАВНОЕ

  • Все православные святыни и реликвии Москвы не счесть. Их сотни в самых разных храмах и монастырях города.
  • Главное место среди православных святынь — чудотворные образы Богоматери.
  • Главный православный храм России — Успенский собор Московского Кремля. Здесь находятся мощи святителя митрополита Петра Московского.
  • В Архангельском соборе Московского кремля находятся мощи святых Михаила и Феодора Черниговских и мощи святого князя Димитрия Донского.
  • Почитаемые святыни вы найдете в Богоявленском соборе в Елохове, Даниловском и Донском монастырях и многих других, упомянутых в этой статье храмах.
  • В московских монастырях и храмах нет информации на английском языке.

После завоевания турками Константинополя в середине XV века возникло представление о том, что Русь – это последний оплот православия, «третий Рим». Известно высказывание монаха Филофея: «два Рима пали, а четвертому не бывать». Такое понимание предназначения православной Руси стало основой русской политики в эпоху средневековья. С XVI века Москва стала резиденцией патриарха Московского и всея Руси и остается ею поныне. Поэтому именно здесь возводились самые величественные соборы и монастыри, в которых собирались самые ценные православные реликвии. Среди них одно из главных мест занимают чудотворные и почитаемые образы Богоматери, которая считается покровительницей православной России.

Построй маршрут по Москве

Святыни кремлевских соборов и Храма Василия Блаженного

Главной и самой почитаемой святыней Москвы является Успенский собор Московского Кремля. Это – главный православный храм России, он посвящен Богоматери. На протяжении веков собор был усыпальницей митрополитов и патриархов Московских и всея Руси. Здесь почивают мощи святителя митрополита Петра Московского, который перенес некогда православную митрополичью кафедру из Киева. В Успенском соборе почивают и мощи последовавших за ним святителей митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы, Макария Московского и Филиппа, а также мощи святителя патриарха Иова (первого русского патриарха) и священномученика патриарха Гермогена. От их святых мощей происходило множество чудес и исцелений.

В Успенском соборе Московского Кремля находится посох св. митрополита Петра, древние иконы XIV-XV вв (Спас «Ярое око», икона св. Троицы, икона Успения Богородицы). Доступ ко всем святыням возможен во время нечастых богослужений, которые проводятся по благословению Патриарха. В обычное время в соборе работает музей.

В расположенном на той же Соборной площади Кремля Архангельском соборе находятся в раке мощи святых Михаила и Феодора Черниговских, а также мощи святого благоверного князя Димитрия Донского. В этом соборе традиционно упокаивались представители великокняжеского и царского дома. Среди захоронений выделяется рака с мощами святого благоверного царевича Димитрия Угличского. Трагически погибший в 1591 году сын царя Ивана Грозного был канонизирован в начале XVII века. В православной традиции он считается святым покровителем детей. В Архангельском соборе богослужения совершаются по престольным праздникам и по благословению Патриарха; в остальное время собор работает как музей.

Наверное, самым известным в мире московским храмом считается Покровский собор или храм Василия Блаженного (Красная площадь, д.2). Изначально собор был построен в знак благодарности после взятия Казани войсками Ивана Грозного в XVI веке. Второе свое название храм получил по имени святого Василия, Христа ради юродивого. Мощи его почивают в приделе Покровского собора.

Св. Василий рано принял подвиг юродства – особого пути к Богу, известного в христианстве. Скитаясь, он не имел ни крова, ни одежды. Так прожил он 72 года, пророчествуя, наставляя и исправляя людей, которые безмерно почитали его. Сам царь Иван Грозный нес его гроб к месту погребения. От мощей Василия Блаженного известно множество исцелений.

Святыни древних монастырей Москвы

Святитель Алексий также основал в Москве неподалеку от Кремля первый женский монастырь – Зачатьевский (2-й Зачатьевский пер, д. 2). Разрушенный в годы советской власти, Зачатьевский монастырь был восстановлен в XXI веке. В нем можно найти захоронения свв. Иулиании и Евпраксии – основательниц обители и сестер свт. Алексия.

Главной его святыней является икона Божией матери «Милостивая», которая считается чудотворной. К ней прибегают с молитвой в скорбях и болезнях. Эту икону можно найти в главном соборе монастыря – соборе Рождества Пресвятой Богородицы.До восстановления монастыря икона пребывала в соседнем храме Ильи Обыденного (2-й Обыденский пер., д. 6). Известно, что советское время кремлевские соборы и монастыри были закрыты и превращены в музеи, а многие и вовсе разрушены. Храм Ильи Обыденного — это ближайший к Кремлю православный собор, который продолжал работать в годы советской власти. В нем в эти годы негласно собирались святыни из разрушенных соседних монастырей и церквей. В этом храме особая, «намоленная» атмосфера. Храмовыми святынями являются икона Божией Матери «Нечаянная радость», а также частица пояса Богородицы, частицы мощей святых, в том числе св. Стефана.

В числе наиболее известных действующих московских монастырей – Покровский (ул. Таганская, д. 58). В нем находятся мощи св. Матроны Московской. С юности Матрона обладала даром пророчества, к ней прибегали за советом люди со всей округи, а позже — со всей страны. Ее земную жизнь ставят в пример большого подвига духа, сострадания, самоотречения, любви и терпения. Матрона скончалась в 1952 году, а в 1998 году были обретены ее мощи, которые ныне находятся в раке в Покровском храме монастыря. Св. Матроне молятся об удачном браке и сохранении семьи.

Самым древним московским монастырем является ставропигиальный Даниловский монастырь (Даниловский вал, д. 22). Он был основан более семи веков тому назад первым московским князем – св. князем Даниилом Московским. Именно с него началось возрождение православной Москвы на закате советского периода: в 1983 году разоренный монастырь был передан православной церкви и стал резиденцией Патриарха московского и всея Руси. В монастыре сейчас расположены отдел внешних церковных связей и Синодальная резиденция.

В этой древней обители открыты несколько храмов, старейший из которых – храм свв. Отцов семи Вселенских соборов, в котором в раке находится часть мощей самого св. князя Даниила Московского. Они были обретены в середине XVII века нетленными. В Троицком соборе находится ковчег с частицами мощей св. князя Даниила, а в Покровском храме — иконы св. князя Даниила с частицами мощей. Среди прочих святынь монастыря – частица мощей св. Николая Чудотворца, мощи приисп. Георгия, чтимая икона Божией Матери «Троеручица» и другие.

Паломникам стоит также обязательно увидеть Даниловские колокола. Эти колокола были спасены от переплавки в 1930 году американским промышленником Чарльзом Крейном, который выкупил их по цене бронзового лома и передал Гарвардскому университету. Много лет они были установлены на башне студенческого общежития Лоуэлл-хаус. В 2008 году оригинальные колокола были возвращены в Россию, а в Гарварде теперь находятся точные их копии. В монастыре проводятся экскурсионные туры с посещением колокольни и осмотром знаменитых колоколов. Также при монастыре работают паломнический центр, магазин православной литературы и гостиница «Даниловская».

Одной из прославленных православных обителей столицы является Донской монастырь (Донская пл., д.1-3). В нем в 1925 году был похоронен святой патриарх Тихон, который возглавил православную церковь в годы испытаний, терпел притеснения со стороны советских правителей и непоколебимо защищал православие. Его мощи были чудесно обретены в 1992 году и пребывают ныне в Большом соборе монастыря.

Святыней Донского монастыря является одна из самых почитаемых на Руси святынь – Донская икона Божией матери, которая считалась заступницей русских воинов. Она хранится в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, дом 10, в зале древнерусского искусства. Каждый год, в день празднования дня иконы, этот древний образ доставляется в Донской монастырь и принимает участие в торжественной службе.

Известные иконы Божией Матери в Москве

В Москве есть иконы, к которым традиционно прибегают в определенные моменты жизни. Так, например, Иверская икона Божией Матери (Воскресенский проезд, 1) считается заступницей града Москвы. Перед ней молятся, когда начинают важное трудное дело либо долгое путешествие. Ее образ можно увидеть в восстановленной в 1990-е годы часовне у Иверских (Воскресенских) ворот Красной площади.

На улице Ордынке расположен прекрасный классицистический храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, построенный архитектором О. Бове (ул. Б. Ордынка, д. 20). Главной его святыней является храмовый образ Богоматери «Всех скорбящих радость». Возле этой иконы молятся о здравии и исцелении болящих. Неподалеку, в храме Григория Неокесарийского (ул. Б. Полянка, д.29). находится ковчег с частицей мощей свт. Григория, епископа Неокесарийского. Он прославился как борец с язычеством и, по легенде, именно он записал Символ веры — основы православного учения. Известно, что в этом храме венчались родители царя Петра I царь Алексей Михайлович и царица Наталья Кирилловна. Храм украшен замечательными изразцами и считается одним из самых красивых в городе.

Икона Божией Матери «Державная» находится в Казанской церкви на территории музея-заповедника «Коломенское» (Андропова пр-т, 39). Эта икона была чудесно обретена в этой бывшей загородной царской резиденции в 1917 году. По преданию, это произошло в день, когда император Николай II отрекся от трона. На иконе Богоматерь восседает на троне в образе Царицы небесной с атрибутами царской власти – скипетром и державой. Своим обликом она словно указывает, что после отречения божьего помазанника она становится главной заступницей и покровительницей России.

;В отделе Третьяковской галереи — церкви св. Николая в Толмачах (М. Толмачевский пер, д.9) находится один из самых почитаемых образов России – икона Владимирской Божией Матери. По преданию, этот образ был написан самим св. евангелистом Лукой. В XII веке эта византийская икона была перенесена из-под Киева во Владимир св. князем Андреем Боголюбским, сыном основателя Москвы князя Юрия Долгорукого. В XIV веке икона была торжественно перенесена в Москву. Долгое время с этой иконой связывали победы русского оружия над захватчиками. В Третьяковской галерее также хранится целый ряд других древних икон, в том числе знаменитая «Троица» XV века кисти Андрея Рублева.

В храме св. Троицы в Никитниках (Никитников пер, д.3) находится почитаемая икона Божией Матери «Грузинская». Она была привезена в Россию в XVII веке из Персии, и после молебна у этой иконы в Москве прекратилась ужасная эпидемия чумы. 22 августа каждый год празднуется день этой чудотворной иконы.

В храме Иконы Божией Матери Знамение (2-й Крестовский пер., д.17) хранится почитаемый список иконы, с которой на Руси с древних времен связывали многочисленные чудеса. Это образ Богоматери «Знамение». Его заступничество спасло Великий Новгород во время осады в 1170 году. Списки иконы «Знамение» широко распространены в русских храмах. В храме в Крестовском переулке находится список, датированный XVI веком. Также в храме есть чудотворный образ св. Трифона с частью мощей. Этот храм также никогда не закрывался и славится своей «намоленностью».

Одним из известнейших московских храмов является Богоявленский собор в Елохове (ул. Спартаковская, д.15), который в течение почти всего советского периода (с 1930-х гг.) был кафедральным собором русской православной церкви.

В соборе находятся чудотворная икона св. Николая и чудотворная Казанская икона Божией матери. Самой почитаемой реликвией собора являются мощи святителя митрополита Алексия. Он был московским митрополитом в переломный момент русской истории, накануне освобождения Руси от власти Золотой Орды. Алексий боролся за единство православной церкви и фактически был правителем Московской Руси в годы малолетства князя Дмитрия Донского. Его мощи открыто почивают в раке. Интересно, что перенесены они в собор были в 1947 году по личному разрешению Иосифа Сталина.

В московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер, д.15/2) находится чудотворная икона «Взыскание погибших». Эта икона датирована 1802 годом. Она прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, к ней обращались те, кто был подвержен пьянству, впал в нищету, оказался в трудной жизненной ситуации. Ее почитают родители, которые молятся перед этим образом о счастье и направлении на истинный путь своих детей.

И, конечно же, при посещении Москвы невозможно обойти вниманием восстановленные храмы православной церкви. Казанский собор на Красной площади (ул. Никольская, д.3) был основан еще в XVII веке. Полностью разрушенный в 1930-е годы, он был восстановлен в своем изначальном виде в 1993 году. На его примере можно приставить себе типичное убранство и вид храма Московской Руси XVII века. В нем хранится список Казанской иконы Божией матери.

Святыни Храма Христа Спасителя и других храмов

Кафедральным храмом русской православной церкви является Храм Христа Спасителя (ул. Волхонка, д.15). Он также был восстановлен в конце XX века. Стоявший на этом месте храм, выстроенный архитектором К. Тоном в память об Отечественной войне 1812 года, был варварски взорван большевиками в 1931 году. Нынешний храм Христа Спасителя – один из крупнейших храмов в мире, он вмещает почти 10 тысяч человек. Как и изначальный храм, он обильно украшен ценными отделочными материалами и росписями. По храму можно пройти с экскурсией или подняться на смотровую площадку верхнего яруса, с которой открывается замечательный вид на центр Москвы. В Храме Христа Спасителя находятся важнейшие реликвии: мощи св. Филарета Московского и других святых, частицы Ризы Господней и Ризы Богоматери, Гвоздь Креста Господня, Смоленская икона Божией Матери, икона Рождества Христова и другие.

Храм Воскресения в Сокольниках (Сокольническая пл., д.6) стал местом на востоке столицы, куда переносили святыни из разрушавшихся в советское время церквей. Это — Иверская, Страстная, Боголюбская, Грузинская иконы Богоматери, образ св. Пантелеймона, ковчег с частицами мощей Сорока мучеников Севастийских и другие почитаемые святыни.

Святому Иоанну Воину посвящен один из красивейших храмов Москвы, (ул. Большая Якиманка, д. 46). К его заступничеству прибегают в житейских невзгодах. По легенде, храм выстроен по проекту самого императора Петра I в память о победе над шведами при Полтаве. Этот храм также не закрывался во все время существования советской власти. Его красивое убранство – пример московского барокко начала XVIII в. В алтаре храма хранится часть перста с перстнем св. великомученицы Варвары.

В Москве представлены «церковные посольства». Это подворья других православных церквей: например, Сербской (ц. Петра и Павла, Петропавловский пер., д. 4-6), подворье Православной Церкви в Америке в Москве (ц. св. Екатерины на Ордынке, ул. Большая Ордынка, д. 60/2), патриаршие подворья: Антиохийское (Архангельский пер, д. 15а,) и Александрийское (Славянская пл., д. 2) и др. В Иерусалимском патриаршем подворье (храм Воскресения Словущего, Филипповский пер, д.20) хранится десница св. Евстафия Плакиды, мученика I в. н.э., а также редкие Иерусалимская и Ахтырская иконы Богоматери.

Среди «посольств» особое место занимает Афонское подворье (ул. Гончарная, д. 6), которое расположено в храме св. Никиты за Яузой. Выстроенный в XVI-XVII веках на высоком месте над Москвой-рекой, этот храм является одним ярких из примеров московского средневекового зодчества. В храме находятся чтимые иконы св. Силуана Афонского и св. великомученика Пантелеймона с частицами мощей. К помощи св. Пантелеймона прибегают во время болезней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *