Святыни в Москве

Описание

Заказ на завершение строительства Гауди получил, когда ему едва исполнился тридцать один год. Начинал строить сооружение совершенно другой архитектор. На счету Гауди тогда была всего одна постройка – цех для отбеливания хлопка. Заказчики остановили свой выбор на Гауди скорее всего из соображений экономии – маститый архитектор обошелся бы им значительно дороже. Однако работодателей ждало разочарование, так как уже в первые годы смета была превышена многократно.

храм Святого семейства

Гауди приступил к работе, не имея готового проекта. Он вообще предпочитал импровизировать на строительной площадке. По-другому архитектор работать просто не мог. К каждому своему творению он относился, как к живому существу, которое должно расти свободно и естественно. При всей фантасмагоричности созданных Гауди форм они никогда не были абстрактны, напротив, всегда прямо восходили к чему-то существующему в природе. Черпая вдохновение в живой природе, Гауди создавал конструкции, казавшиеся его коллегам невозможными. Только через десятилетия после смерти архитектора, уже в компьютерный век, было доказано: инженерные решения, к которым Гауди пришел интуитивно, полностью отвечают законам механики. В храме Саграда Фамилия он использовал целый лес колонн с капителями в виде ветвей. Переплетаясь, они перекрывают свод ажурной лесной паутиной.

храм Святого семейства

Современники Гауди были уверены, что этот свод непременно рухнет. Уникальные конструкции, на которых покоятся своды храма Саграда Фамилия представляют собой железобетонные колонны, облицованные базальтом, песчаником или гранитом. Эти конструкции придумал сам Гауди. Колонны уходят под землю на глубину два десятка метров, а в высоту достигают семи десятков метров. Каждая из них может выдержать семибалльное землетрясение и порывы ветра до двухсот километров в час.

Оформление храма

Согласно планам Гауди храм должен иметь три фасада: Рождества, Страстей Господних и Вознесения Христова. Над каждым возвышаются двенадцать башен, по числу апостолов. Еще шесть башен должны быть возведены над центральным нефом: четыре в честь евангелистов, одна – посвященная Богородице, и самая высокая – Христу. При жизни Гауди был завершен лишь фасад Рождества и венчающие его четыре башни апостолов.

храм Святого семейства

Скульптурные группы фасада Рождества изваяны Гауди в натуральную величину. Для сцены избиения младенцев архитектор делал гипсовые слепки с мертворожденных детей. Чтобы сделать слепок с животного, он предварительно погружал его в сон с помощью хлороформа. На фасаде точно воспроизведены растения, характерные для Палестины и Каталонии, а между башнями высится рождественское дерево.

Противоположный фасад Страстей Господних, построенный уже в наше время по проекту современного архитектора, барселонцы недолюбливают. На месте жилого квартала на улице Майорка будет построена третья, заключительная часть храма Саграда Фамилия – фасад Воскресения Христова. То, что собор Саграда Фамилия достраивают другие архитекторы, для европейской истории скорее правило, чем исключение. Многие грандиозные готические соборы возводились столетиями.

храм Святого семейства

Как и в Средневековье, храм Саграда Фамилия возводится на добровольные пожертвования, в том числе и на те евро, которые туристы платят за осмотр памятника. В последнее время каждый год только входные билеты и продажа сувениров приносят фонду храма несколько миллионов евро. На данный момент строительство завершено на семьдесят процентов, предполагается, что полностью храм будет достроен к двадцать шестому году.Седьмого ноября десятого года года папа римский Бенедикт Шестнадцатый в рамках визита в Испанию провел обряд освящения храма Саграда Фамилия.

Интерьер храма

Интерьер храма – воплощение фантазии его архитектора. Гауди создал внутреннее пространство высотой в сорок пять метров. Для создания пространства такой высоты мастер решил использовать колонны. Их толщина напрямую зависела от нагрузки, которую каждая конструкция должна была выдержать. Самые тонкие имеют диаметр в один метр, самые массивные – две метра десять сантиметров. Для колон использовались различные материалы: песчаник, порфир, гранит и базальт. Наверху колонны обхвачены балконом необычной формы.

храм Святого семейства

Архитектор планировал, что церковь сможет вместить четырнадцать тысяч прихожан и хор, в котором будет больше двенадцати сотен участников.

Отдельного внимания заслуживает свет. Он мягко струится через витражи, отражается от медальонов, украшающих колонны, что создает прекрасную и светлую атмосферу.

храм Святого семейства

Как и прочие храмы, этот имеет алтарь. Учитывая необычность постройки, парящий алтарь вписывается в обстановку. Само сооружение выполнено уже современными мастерами, однако, Гауди выполнял подобную работу в двух других храмах.

Работы по завершению как внутренней, так и внешней части проекта все еще ведутся.

3. Туринская Плащаница

В отличие от большинства других перечисленных предметов, Туринская Плащаница, как ни странно, официально реликвией (т.е. предметом, обладающим священным статусом и способностью к сотворению чудес) не считается. Именно поэтому она относится к наиболее изученным предметам такого рода. К изучению настоящих реликвий церковь учёных допускает с гораздо большим трудом. Однако, церковь, разумеется, не препятствует её демонстрации и поклонению.

Скептиками вроде меня Плащаница признается скорее подделкой. Однако, ни время производства, ни автора, ни метод указать не удалось. Плащаница не имеет аналогов и, судя по анализам пыльцы, ткань действительно происходит с Ближнего Востока. Поскольку в качестве времени создания указывается 12-13 век, изображение было создано вероятнее всего в Европе, поскольку Ближний Восток уже был исламским.

Существует уникальная иллюстрация в написанной в 11 веке в Сербии Библии, которую можно интерпретировать, как изображение Плащаницы (по характерному L-образному расположению дырок на ткани).

4. Сударион

Сударион представляет собой нечто вроде полотенца (по размерам 80х50см, скорее банного), покрытого пятнами крови. Он хранится в соборе в Овьедо, начиная с 7 века. Само слово означает «для утирания пота». Согласно легенде, им была укрыта кровоточащая голова Христа. Что, очевидно, не помешало за одно появиться изображению на Туринской Плащанице, которая, согласно другой легенде, была погребальным саваном и укрывала все тело целиком.

Ещё один кусок ткани, пропитанный кровью Христовой, хранится в Брюгге, куда она попала после 2 Крестового похода.

8. Крайняя плоть господня

Иисус родился в нормальной еврейской семье и прошёл все положенные в иудаизме ритуалы, включая обрезание. По идее, единственная зримая часть тела господня должна была бы стать одной из главных святынь. Но её иудейское происхождение, а так же место, от куда была взята плоть господня, вызывало что-то вроде стыдливости. Возможно поэтому уже в раннем средневековье появились сомнения в её подлинности. Достаточно распространено было мнение, что в момент вознесения Христа на небо так же должны были вознестись на небо и все части его тела, вроде ногтей, волос и т.п., включая, разумеется, и крайнюю плоть. Кроме того, существовали несколько крайних плотей, из них самые известные в аббатстве Шарру во Франции и в городке Кальката в Италии. При этом существовало упорное мнение, что Новый Год не спроста назначили на 1 января, дату обрезания Иисуса.

В конечном итоге, в 1960 году папа Иоанн 23 постановил, что любое упоминание крайней плоти господней будет караться отлучением от церкви, а день 1 января стал просто восьмым (литургическая октава) от рождества.

Храм Христа Спасителя

В 1999 году Василий Нестеренко становится участником работ по восстановлению художественного убранства Храма Христа Спасителя. Его кисти принадлежат воссозданные монументальные росписи на стенах Храма, четыре иконы Богородичного цикла и плащаница, цикл картин на евангельские сюжеты для Патриаршей трапезной, роспись в Аваназале Зала Церковных Соборов.

Четыре колоссальные росписи предстояло воссоздать Василию Нестеренко. Росписи «Воскресение Христово» и «Святой Апостол и Евангелист Матфей» располагаются на северо-западном пилоне Храма. Оба сюжета композиционно объединены в одно целое, вместе их высота составляет двадцать три метра, что сопоставимо с восьмиэтажным домом. Две другие росписи: «Крещение Господне» и «Вход Господень во Иерусалим» – располагаются в полукруглых тимпанах северного и западного приделов. Длина каждой из росписей превышает двенадцать метров. Эту грандиозную работу художник выполнил в рекордно короткий срок, всего за семь с половиной месяцев.

В XIX веке Храм Христа Спасителя расписывали в течение десяти лет, трижды снимали леса для того, чтобы художники могли посмотреть снизу как идет их работа, как сочетаются живописные сюжеты друг с другом и с орнаментами. Сейчас не было такой возможности – и художники, и скульпторы, и строители спешили все завершить к 2000-летию Рождества Христова. Таким образом, работа над росписями потребовала огромных усилий. Для Василия Нестеренко задача усложнялась тем, что у него был не один сюжет, а сразу четыре, и тем, что он работал без помощников. Это была уникальная ситуация во время воссоздания Храма. Кроме Нестеренко никто не работал в одиночку над подобными сюжетами. Как правило, расписывали бригадами по пять-шесть, а то и по двенадцать художников в каждой. С тех пор прошло немало лет, сейчас трудно представить, как мог Василий выдерживать такую нагрузку – одновременно работать над всеми четырьмя сюжетами, переходя по лесам из одной части Храма в другую.

(С) профессор, академик РАХ Д.О. Швидковский, «Василий Нестеренко. Живопись.»

Василий Нестеренко во время работы над росписью северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

«Воскресение Христово», «Св. Апостол и евангелист Матфей» 2300х1500х450 см, масло, 1999 г. Роспись северо-западного пилона Храма Христа Спасителя

Воскресение Христово, фрагмент центральной части росписи

Св. Апостол и Евангелист Матфей, 550х450 см, масло, 1999 г.
Крещение Господне, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись северного тимпана Храма Христа Спасителя
Вход Господень во Иерусалим, 1530х650 см, масло, 1999 г. Роспись западного тимпана Храма Христа Спасителя
Вход Господень во Иерусалим. Фрагмент центральной части росписи

Завершение работы над росписями и орнаментами в конце 1999 года явилось окончанием первого, основного, этапа воссоздания художественного убранства Храма. в канун 2000 года состоялось малое освящение Храма Христа Спасителя, а 19 августа 2000 года, в праздник Преображения господня, состоялось Великое освящение. К радости миллионов верующих, в Храме Христа Спасителя возобновились богослужения. Между тем процесс воссоздания внутреннего убранства Храма продолжался, поскольку оставались некоторые детали интерьеров, которые еще предстояло восстановить. Написание серии картин для Патриаршей трапезной на евангельские сюжеты стала следующей работой Василия Нестеренко для Храма Христа Спасителя. Хотя для художника работа началась немного раньше, в 1997 году, написанием картины «Тайная вечеря» в 1997 году, которая была передана Храму в дар Правительством Москвы в 1998 году.

Тайная вечеря, 300х400 см, холст, масло, 1997 г.
Чудесное умножение хлебов, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.
Чудесное умножение хлебов, фрагмент
Чудесный улов, 300х400 см, холст, масло, 2000 г.
Брак в Кане Галилейской, 300х400 см, холст, масло, 2001 г.
Христос и самарянка, 300х204 см, холст, масло, 2000 г.

Плащаница (Икона Храма Христа Спасителя), 172х86 см, дерево, масло, 2002 г.

В каждом православном храме есть своя плащаница, которая согласно древнему благочестивому обычаю Вселенской Церкви один раз в год выносится на середину храма для оплакивания и поклонения. Была плащаница и в Храме Христа Спасителя. До наших дней дошло ее изображение, выполненное фотографической фирмой «Грибов и К» в конце XIX века. Плащаница была написана на доске в академической манере.
Священники вновь воссозданнго Храма Христа Спасителя Предложили В.И. Нестеренко написать плащаницу — образ положенного во гроб Спасителя. Размер иконы точно соответствует ширине престола в алтаре Храма. При работе над плащаницей художник основывался на оригинале XIX века. По благословению протоиерея Михаила Рязанцева во время Великого поста 2002 года выполнил работу на плащаницей для Храма Христа Спасителя. Плащаница явилась даром художника Храму, работа над ней была завершена к Страстной седмице.

В центральной части Храма Христа Спасителя располагаются четыре иконы в больших мраморных пристенных киотах. Они образуют цикл, посвященный Богородице. По обе стороны алтаря установлены иконы «Рождество пресвятой Богородицы» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Напротив алтаря, возле юго-западного и северо-западного пилонов, помещены иконы «Благовещение Пресвятой Богородице» и «Успение Пресвятой Богородицы». Мраморные киоты были воссозданы в 2002 году. Сложную и ответственную работу по воссозданию икон Богородичного цикла Комиссия по художественному убранству во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием решила предложить Василию Нестеренко.

Первоначально автором этих композиций был профессор Российской Императорской академии художеств Ф.А. Бронников. До наших дней дошли черно-белые репродукции его работ. Съемки производились в разных режимах двумя фотографическими фирмами, что позволило довольно ясно представить как выглядели оригиналы.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы», 194х128 см, дерево, масло, 2002 г.
Когда начались художественные работы в нижней части Комплекса Храма Христа Спасителя, Василий Нестеренко занялся разработкой убранства трапезных, предложив общее решение всей анфилады и создав эскизы нескольких залов, включая Аванзал Зала Церковных Соборов. В.И. Нестеренко работал над созданием художественного убранства Аванзала совместно с художниками В.Ф. Павловым и А.И. Павловой, возглавив творческий коллектив. Орнаментальная часть росписей была сделана бригадой художников-орнаметалистов. А.И. Павлова и В.Ф. Павлов исполнили виды 20 православных храмов в медальонах на колоннах Аванзала. Василий Нестеренко, в свою очередь, создал 10 изображений важнейших монастырей на пятах сводов Аванзала.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.
Серафимо-Дивеевский монастырь 240х220х120 см, масло, 2000 г.
Киево-Печерская Лавра, 240х220х120 см, масло, 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *