Таинство покаяния в православии

26. О Таинстве Покаяния (Исповеди)

26.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На Исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.

26.2. Зачем надо исповедоваться?

– Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Исповедь есть баня, омывающая душу от грехов.

26.3. Как подготовиться к первой Исповеди?

– При подготовке к Исповеди необходимо испытать свою совесть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и помышлением за все время после Крещения. Человек должен все это продумать и осознать, в чем он согрешил против самого себя, против ближних, против Бога и Церкви, и раскаяться. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время Исповеди.

При подготовке к Исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые.

26.4. Что должен знать желающий, прежде чем приступить к Исповеди?

– К Исповеди должно приступать, предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа прощения своих прегрешений. Не следует впадать в уныние от осознания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме неисповеданных, нераскаянных.

Важно осознавать свою ответственность перед Богом, иметь в сердце сокрушение и самоукорение. Если какой-то грех особо мучает совесть, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время

К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.

26.5. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд поможет понимание, что Церковь – врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих телесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.

26.6. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») – это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды – через покаяние – к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни. Покаяние – это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние – это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.

Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взглянуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу. Осознание этого – величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.

Святитель Феофан Затворник определяет Покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле-священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобождение) от грехов и прощение от Самого Бога.

26.7. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой Исповеди. Начиная с 5–6 лет приводить их к священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.

26.8. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

26.9. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является враг человеческого рода, диавол. Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаянием при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в таинствах Церкви.

26.10. Какая разница между грехом и страстью?

– Страсть – это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех – это само действие по страсти, удовлетворение ее в помыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними – в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.

26.11. Какие грехи называются смертными?

– Существует перечень смертных грехов, тем не менее можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству Покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!» (святитель Игнатий Брянчанинов).

26.12. Неужели все люди грешники?

– «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8–9).

Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое.

26.13. Почему грех Адама и Евы называется первородным?

– Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) – Адам (праотец) и Ева (праматерь) – от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.

26.14. Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?

– Грехопадение первых людей повредило их духовную и телесную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же поврежденную природу, легко склоняемую к греху.

«Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» (Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви).

В святоотеческом понимании грех – болезнь души. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвах.

В таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смертью на Кресте искупил грех Адама.

26.15. Что необходимо для прощения грехов?

– Для прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

26.16. Все ли грехи Бог прощает?

– Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше.

26.17. Как узнать, прощен ли грех?

– Если священник прочитал разрешительную молитву, грех прощен.

Но грехи, как правило, имеют свойство оставлять после себя последствия. «Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, то оставляет после себя след и печать поражения, нанесенного человеку» («Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное», святитель Игнатий Брянчанинов).

26.18. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

26.19. Можно ли на Исповеди говорить не все грехи?

– Перед совершением таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!»

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратковременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.

26.20. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А неисповеданные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.

26.21. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник – только свидетель, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное таинство Исповеди происходит законным образом.

Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди – не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

26.22. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила священнослужитель может быть лишен сана.

26.23. Нужен ли пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила – необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.

26.24. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

26.25. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.

Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.

26.26. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для готовящихся же причаститься Святых Христовых Таин Исповедь накануне или в день Причащения – благочестивая традиция Церкви.

26.27. Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.

26.28. Что такое епитимия?

– Епитимия (в переводе с греческого «наказание») – это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Это может быть совершение поклонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

Исповедь

(89 голосов: 4.48 из 5)

См. раздел ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь)

  • Фотоальбом ИСПОВЕДЬ
  • Подготовка к Исповеди

«Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и
очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9).

И́споведь (Таинство покаяния) – Таинство Православной Церкви, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Принимает исповедь священник или архиерей.

Почему нужно исповедоваться в присутствии священника, а не просто попросить прощения у Бога?

Грех – это грязь, – так вот, исповедь есть баня, омывающая душу от этой грязи духовной. Грех есть яд для души, – так вот, исповедь есть лечение отравленной души, очищение ее от яда греха. Баню принимать посреди улицы человек не будет, от отравления на ходу не излечится: для этого нужны соответствующие учреждения. В данном случае таким богоустановленным учреждением является Святая Церковь. Спросят: «Но почему нужно исповедоваться именно в присутствии священника, в обстановке именно церковного таинства? Разве Бог не видит моего сердца? Если я сделал плохо, согрешил, но вижу это, стыжусь этого, прошу у Бога прощения – разве этого недостаточно?» Но, друг мой, если, к примеру, человек упал в болото и, выбравшись на берег, стыдится того, что весь в грязи, – разве этого достаточно, чтобы стать чистым? Разве одним чувством отвращения он уже омылся? Чтобы смыть грязь, нужен внешний источник чистой воды, а чистая омывающая вода для души и есть благодать Божия, источник, откуда изливается вода, – Церковь Христова, процесс омовения – Таинство Исповеди.

Подобную же аналогию можно провести, если смотреть на грех как на болезнь. Тогда Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни. Причем саму исповедь в этом примере можно рассматривать как операцию по удалению опухоли (греха), а последующее за ней причастие Святых Даров – Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии – как послеоперационную терапию по заживлению и восстановлению организма (души).

Как легко нам бывает простить кающегося, как необходимо нам самим каяться перед теми, кого мы обидели!.. Но не тем ли нужнее наше покаяние перед Богом – Отцом Небесным? Такого моря грехов, как перед Ним, мы не имеем ни перед одним человеком.

Как же происходит Таинство Покаяния, как к нему готовиться и как приступать?

Чинопоследование исповеди: начало обычное, иерейские молитвы и обращение к кающимся «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…», собственно исповедь. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест, лежащие на аналое.

Исповедь принято совершать после вечернего богослужения или утром, непосредственно перед литургией, поскольку миряне к причащению по традиции допускаются после исповеди.

Подготовка к исповеди не носит внешне формального характера. В отличие от другого великого Таинства Церкви – Святого Причастия, исповедь может совершаться всегда и везде (при наличии законного тайносовершителя – православного священника). При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила, а нужны только вера и покаяние. То есть исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и признающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах.

Грехи нужно понимать и в широком смысле – как свойственные падшей человеческой природе страсти, и в более конкретном – как фактические случаи преступления заповедей Божиих. Славянское слово «покаяние», означает не столько «извинение», сколько «изменение» – решимость не допускать в будущем совершения тех же грехов. Таким образом, покаяние есть состояние бескомпромиссного самоосуждения за свои прошлые грехи и стремление впредь упорно бороться со страстями.

Итак, приготовиться к исповеди – это значит покаянным взглядом окинуть свою жизнь, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих (при необходимости и записать для памяти), помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния. Как правило, за период после последней исповеди. Но можно исповедать и прошлые грехи – или ранее по забывчивости или ложному стыду не исповеданные, или исповеданные без должного раскаяния, механически. При этом нужно знать, что искренне исповеданные грехи всегда и необратимо прощаются Господом (грязь омывается, болезнь исцеляется, проклятие снимается), в этой непреложности – смысл Таинства. Однако это не значит, что грех должен быть забыт, – нет, он остается в памяти для смирения и охранения от будущих падений; он может еще долго беспокоить душу, как может беспокоить человека зажившая рана, – уже не смертельная, но еще ощутимая. В этом случае исповедовать повторно грех можно (для умирения души), но не обязательно, так как он уже прощен.

И – пойти в храм Божий исповедаться.

Хотя, как уже говорилось, исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме – перед богослужением или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем).

Обычное время совершения исповеди – перед Божественной литургией. Обычно исповедуют и на вечернем богослужении, иногда устанавливают особое время. Узнать о времени исповеди желательно заранее.

Как правило, священник исповедует перед аналоем (Аналой – столик для церковных книг или икон с наклонной верхней поверхностью). Пришедшие на исповедь становятся друг за другом перед аналоем, где исповедует священник, но на некотором расстоянии от аналоя, чтобы не мешать чужой исповеди; стоят тихо, слушая церковные молитвы, сокрушаясь в сердце о своих грехах. Когда настанет их очередь – подходят к исповеди.

Подойдя к аналою, склони голову; при этом можно и стать на колени (по желанию; но в воскресные дни и великие праздники, а также от Пасхи до дня Святой Троицы коленопреклонения отменяются). Иногда священник покрывает главу кающегося епитрахилью (Епитрахиль – деталь облачения священника – вертикальная полоса ткани на груди), молится, спрашивает, как зовут исповедника и что он желает исповедать пред Богом. Здесь кающийся должен исповедать, с одной стороны, общее осознание своей греховности, особо называя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и т. п.), а с другой стороны, назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые как камень лежат на его совести, например: аборты, оскорбления родителей или близких, воровство, блуд, привычка к мату и богохульству, несоблюдение заповедей Божиих и церковных установлений, и т. п., и т. п. Разобраться в своих грехах вам поможет раздел «Общая исповедь».

Священник, выслушав исповедь, как свидетель и ходатай пред Богом, задает (если считает нужным) вопросы и говорит наставление, молится о прощении грехов кающегося грешника и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает «разрешительную» молитву.

Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства.

Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен.

Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение.

Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа.

Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн.

Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные?

Митрополит Иларион Алфеев:
…если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».
   Но, как уже было сказано, условием полного прощения является чистосердечность и искренность исповеди, решимость исправиться и начать новую жизнь. Если человек на исповеди утаивает грехи, или если вся его исповедь сводится к пустой формальности, или если он говорит лишь о грехах прочих людей, в таком случае таинство профанируется. Иначе говоря, Таинство в таком случае вовсе не происходит, потому что не происходит в человеке та перемена ума, которая должна сопутствовать исповеди. (Источник).

Как часто нужно исповедоваться?

Минимально — перед каждым Причастием (по церковным канонам верные причащаются не чаще раза в сутки и не реже раза в 3 седмицы), максимальное число исповедей не установлено и оставлено на усмотрение самого христианина.

При этом следует помнить, что покаяние – это желание переродиться, оно не начинается исповедью и не заканчивается ей, это дело всей жизни. Поэтому Таинство и называется Таинством Покаяния, а не «Таинством перечисления грехов». Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: Покаяться в грехе, как только его совершил; вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у Бога за него прощения (см. последнюю молитву в Вечернем молитвенном правиле); исповедать его и получить разрешение от грехов в Таинстве Исповеди.

Как увидеть свои грехи?

Сначала это не сложно, но при регулярном Причащении, а соответственно и исповеди это становится всё более затруднительно. Нужно просить об этом Бога, ведь видение своих грехов – дар Божий. Но нужно быть готовым к искушениям, если Господь исполнит нашу молитву. Одновременно полезно читать жития святых и изучать Заповеди Божии.

Может ли священник не принять исповедь?

Апостольские Правила (52-е правило) «Если кто, епископ или пресвитер, обращающегося от греха не примет, да будет извержен из священного чина. Ибо опечаливает Христа, сказавшего: радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике (Лк.15:7)».

Отказать в исповеди можно, если её, по сути, нет. Если человек не раскаивается, не считает себя виноватым в своих грехах, не желает примиряться с ближними. Также не могут получить разрешение от грехов некрещёные и отлучённые от церковного общения.

Также существует ещё несколько причин: Кающиеся, которых нельзя разрешить.

Можно ли исповедоваться по телефону или письменно?

В Православии нет традиции исповедовать грехи по телефону или через интернет, тем более, что это нарушает тайну исповеди.
Следует также иметь в виду, что больные могут пригласить священника домой или в лечебницу.
Те, же, кто уехал в дальние страны, не могут себя этим оправдывать, ведь отпадение от Святых Таинств Церкви — это их выбор и профанировать Таинство ради этого неуместно.

Какие права есть у священника по наложению епитимии на кающегося?

Канон 102 Трулльского Собора требует, чтобы епитимья назначалась на тот срок, в течение которого духовник мог бы следить за этим духовным чадом. Если же христианин получил епитимью выше сил и не может её нести, то ему следует обратиться к архиерею за разрешением от епитимии.

Мнение о том, что любой священник может разрешить от епитимии, наложенной другим священником, противоречит церковному праву. Такая власть есть только у архиерея. Разрешить запрещенного не может никто другой, кроме запретившего, исключая случаи смерти запретившего, а также смертельной болезни кающегося.

Над окончившим епитимию читается «Молитва над разрешаемым от запрещения», которой он освобождается от неё и вводится в общение с Церковью.

***

После Исповеди часто ли вы Бога благодарили за то, что Он простил вам грехи? …А ведь это такой дар! Человеку Господь дал прощение грехов просто так, задаром, а мы говорим»: «Он так и должен, так и обязан». Это – неправильно. За всё надо благодарить.
священник Даниил Сысоев

Таинство Покаяния (Исповедь)

  • Фоторассказ о Таинстве Покаяния свящ. К. Пархоменко
  • Фоторассказ о Таинстве Покаяния свящ. К. Пархоменко
  • Первая исповедь. Взгляд священника иерей Дионисий
  • Первая исповедь. Взгляд священника иерей Дионисий
  • О чем нужно помнить, готовясь к исповеди свящ. М. Немнонов
  • О чем нужно помнить, готовясь к исповеди свящ. М. Немнонов
  • Беседа перед исповедью свящ. Александр Ельчанинов
  • Беседа перед исповедью свящ. Александр Ельчанинов
  • Как приготовиться к исповеди прот. Михаил Шполянский
  • Как приготовиться к исповеди прот. Михаил Шполянский
  • Возвращение, покаяние и исповедь архим. Нектарий
  • Возвращение, покаяние и исповедь архим. Нектарий
  • Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей А. Ильяшенко
  • Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей А. Ильяшенко
  • Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Об исповеди и покаянии игумен Иларион (Алфеев)
  • Об исповеди и покаянии игумен Иларион (Алфеев)
  • В помощь кающимся святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • В помощь кающимся святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • Один на один с Богом священник Алексий Тимаков
  • Один на один с Богом священник Алексий Тимаков
  • Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия свящ. Д. Галкин
  • Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия свящ. Д. Галкин
  • Молитвы, читаемые священником на исповеди
  • Молитвы, читаемые священником на исповеди
  • Перемена ума cвященник Игорь Фомин
  • Перемена ума cвященник Игорь Фомин
  • О Таинстве Покаяния игумен Петр (Мещеринов)
  • О Таинстве Покаяния игумен Петр (Мещеринов)
  • О силе исповеди старец Паисий Святогорец
  • О силе исповеди старец Паисий Святогорец
  • Три проповеди об исповеди митрополит Сурожский Антоний
  • Три проповеди об исповеди митрополит Сурожский Антоний
  • Борьба с грехом протоиерей Григорий Дьяченко
  • Борьба с грехом протоиерей Григорий Дьяченко
  • Недостоин тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Недостоин тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Не стыдись исповедовать грехи свои прот. Григорий Дьяченко
  • Не стыдись исповедовать грехи свои прот. Григорий Дьяченко
  • В чем каяться на исповеди прот. Анатолий Правдолюбов
  • В чем каяться на исповеди прот. Анатолий Правдолюбов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *