Тайна сия велика есть

Толкования Священного Писания

Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь

Очевидно, что предыдущие слова привел Апостол с тем, чтобы навесть читателей на мысль об отношении Христа Господа к Церкви и Церкви ко Христу. Это он и подтверждает теперь, говоря как бы: слова сии я привожу в высшем таинственном значении; в них прямо указывается на тесный союз мужа и жены, но выражается и великая тайна общения Христа Господа и Церкви. Как приложить их к сей тайне, Апостол не объясняет, оставляя это сделать самим верующим; но в руководство к этому он сказал уже несколько слов впереди, именно: Христос питает и греет Церковь, мы от плоти Его и от костей. Нетрудно после сего и далее провесть это соотношение и видеть в словах, выражающих существо брака и его неразрывность, выражение и таинственного союза Христа Господа с Церковию. Сын Божий в воплощении оставил как бы Отца Своего Небесного (не разделяясь с Ним) и вступил в таинственный союз с искупленным человечеством — Церковию, которая тоже есть от ребра Его и вместе с Ним составляет едино.

Святой Златоуст хотя указывает великую тайну и в брачном союзе, но настоящая тайна, и по нему, в снисхождении Господа и сочетании Его с Церковию. Он говорит: «Подлинно это таинство, — что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, — оставивши тех, которые столько благодетельствовали ему, к которым он привык, — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно — это таинство. И родители не печалятся, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и в знак радости не жалеют издерживать деньги и делать расходы. Поистине — это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость». — Но это сказал святой Златоуст после того, как указал уже в сих словах тайну союза Христа Господа с Церковию. «Аз глаголю, говорит при том Апостол, во Христа, — так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней (а она с Ним). Ибо прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17)». То же пишет и Феодорит: «Сам Христос, оставив вышнего Отца, сочетался с Церковию. Но оставил по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное естество». В этом и тайна.— Пополнее выясняет эту истину блаженный Иероним: «Не все сказание об Адаме и Еве, написанное в книге Бытия, можно удобно, как думают некоторые, относить ко Христу и к Церкви, но только то, что сказано в настоящем месте, то есть: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене, и будета два в плоть едину. Первый человек, Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, — что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего — Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть. И как не все таинства равны, но одно таинство больше, а другое меньше, то и говорит теперь: тайна сия велика есть; показывая же вместе и знак смирения своего, прибавляет: аз же глаголю во Христа и во Церковь. Григорий Назианзин, муж красноречивейший и много сведущий в Писании, когда мы рассуждали с ним об этом месте, не раз сказал: смотри, какова таинственность той главки (кажется, в книге Бытия), что Апостол, истолковывая ее в отношении ко Христу и к Церкви, не утверждает, чтоб изъяснился, как требует достоинство свидетельства, но сказал как бы: знаю, что место сие полно неизреченных таинств и требует от истолкователя своего божественного сердца; я же, по малости моего смысла, думаю, что его должно разуметь в отношении ко Христу и к Церкви не потому, чтобы что-либо было больше Христа и Церкви, но потому, что все, сказанное об Адаме и Еве, изъяснить в отношении ко Христу и к Церкви очень трудно».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Верность

У этого термина существуют и другие значения, см. Верность (значения).

Ве́рность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах и отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Нарушение верности — измена. Словарь Вебстера также определяет верность как «полный веры».

«Будь верен до смерти,
и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)

В древнегреческом языке есть два слова, обозначающих понятие верности: «алифиа» (надежность, твердость, постоянство, непреложность, истинность, справедливость, искренность) и «пистос» (верный, истинный, надежный, верующий, питающий уверенность).

В период феодализма главной добродетелью вассала считалась верность по отношению к своему сеньору. В феодальной Японии верность самураев своему сюзерену была главнейшей заповедью кодекса бусидо: «Где бы я ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это — долг каждого подданного. Это — позвоночник нашей религии, неменяющейся и вечной». Японское народное предание «Месть Ако» рассказывает о том, как 47 самураев отомстили за смерть своего господина ценой собственной жизни.

Главной добродетелью слуги также считалась верность своему господину.

От подданных требовалась верность своему государю. При вступлении государя на престол зачастую подданные приносили присягу на верность ему.

Верность другу ценится в дружбе.

Супружеская верность означает недопущение супружеской измены, а в более широком смысле — заботу о супруге, подчинение своего поведения его (её) интересам.

Верность могут проявлять не только люди, но также животные. Известно много историй о верности собак своим хозяевам (смотри, например, статью Памятник Преданности).

Верность может проявляться не только по отношению к человеку, но и по отношению к чьим-либо политическим, религиозным или этическим убеждениям. Такая верность описывается известными словами, приписываемыми Мартину Лютеру: «На том стою и не могу иначе!» С такой верностью связана верность политической партии или иной подобной организации. Ленин называл главным качеством чекиста верность.

Говорят также о верности военнослужащих воинскому долгу, о верности Родине. Это означает подчинение поведения человека интересам его государства.

Также говорят о верности государства своим союзникам, что означает выполнение межгосударственных договоров.

> См. также

  • Доверие
  • Лояльность
  • Предательство
  • Meine Ehre heißt Treue

Что такое верность?

Значит, по Википедии, верность — это некое насилие над собой в пользу какого-то другого объекта? Как же тогда быть с верностью себе, своим убеждениям, своему слову? Впрочем, понятно, как быть — это что-то внешнее по отношению к «своим собственным» интересам. И любой здравомыслящий человек отречется от этих глупостей, как только они начнут противоречить его «собственным интересам», так? «Своя рубашка ближе к телу»… Но в чем же тогда состоят эти самые «собственные» интересы?

Современный человек мыслит в категориях выгоды, удобства, какой-то пользы для себя, удовольствия и удовлетворения… Именно это считается своими собственными интересами. И с этой позиции оцениваются все идеи и явления — и все, что мешает достижению этих целей, может быть признано «внешним» и отброшено. Ни нравственным ценностям, ни убеждениям в этой системе нет места. Как учит нас реклама: «Не дай себе засохнуть!» Любой ценой… Интересы другого человека учитываются только настолько, насколько это выгодно себе — не больше. Мы живем в мире одиночек, занятых удовлетворением этих своих «интересов».

Не верите? Как же любовь? Любовь, как правило, понимается, как приятное чувство по поводу объекта. А когда это волнительное удовольствие куда-то испаряется, объявляется, что «любовь прошла» — и мы пускаемся на поиск новых ощущений… В лучшем случае любовь понимается, как забота, но забота — тоже из своей выгоды. Осмелюсь для иллюстрации привести комментарий одной из моих читательниц:

Делать жизнь человека приятной — делать человеку приятные мелочи, исходя из любви к себе (ведь приятнее жить в мирной атмосфере). Делая жизнь мужа приятной, женщина параллельно делает и свою жизнь приятной: реализует свою потребность делать добрые дела, присущую каждому человеку; создает в семье атмосферу доброжелательности; вызывает ответное желание мужа сделать приятное и ей.

Да, любовь к себе — это важно и необходимо, но зачем ее называть любовью к другому, когда он здесь — лишь средство для удовлетворения своих потребностей? Та же ситуация наблюдается часто в любви к детям — их тоже «любят» ради себя. Потому, видимо, в нашей любви и нет места верности — даже в том странном смысле, который предлагает Википедия. Нет, вру, есть и такая любовь — она называется «жертвенная» и чаще бывает по отношению к детям.

Вслушаемся в слова «жертвовать своими интересами». Жертва — это что-то очень неприятное и трагичное. Это ущемление себя, которое не проходит даром — нужна компенсация. И жертвователь всегда ждет ответной жертвы — этого требует чувство справедливости. В лучшем случае он компенсирует свою жертвенность гордыней — и тогда ждет признания своих заслуг и своего «благородства»… То есть и здесь отношения не выходят за рамки взаимообмена: ты — мне, я — тебе.

Супружеская верность и любовь

Но вернемся верности. Для начала самой банальной — супружеской. Не могу взять в толк, каким образом здесь применимо это определение: «поведение.., при котором субъект ставит интересы объекта выше своих собственных». Как измена затрагивает «интересы объекта»? Конечно, она может быть ему неприятной — если он ревнив, например. Но ревность, как нам известно — это не любовь, а «собственничество и комплексы» — то есть личные проблемы «объекта», в которых он «не прав», мягко говоря. Можно снизойти к его «слабости» и просто скрыть факт измены — и вот уже его интересы совсем никак не задеты, правильно?

Почему-то мне всегда казалось, что верность — это качество человека, характеризующее его отношение к самому себе. Из уважения к себе следует уважение и к своему выбору. Этим качеством обладает зрелая личность. Верность — это способность сделать выбор и отвечать за него. На примере супружеской верности это наиболее наглядно — если человек выбрал другого в качестве спутника жизни и решил быть с ним вместе, то как он может после этого заглядываться на других? Сделанный выбор и принятие ответственности за него означает отказ других вариантов.

Если же человек в браке продолжает смотреть по сторонам, то значит, выбор он еще не сделал — он просто играет в совместную жизнь, для него это — временная ситуация. А скорее всего, он просто не способен сделать выбор и нести ответственность — «свои собственные интересы» швыряют его из стороны в сторону, как щепку бурные волны. Здесь вопрос не в нежелании быть верным, а в неспособности к верности — как ответственная личность, этот человек еще не сформировался.

Супружеская верность, как правило, понимается в чисто физиологическом, сексуальном смысле. Секс же у нас давно объявлен «сексуальной потребностью», существующей независимо от наличия любимого и вообще партнера. Вроде как — это требование «природы». Но почему же в природе — у животных, например, нет «сексуальной потребности», как таковой? — у них есть инстинкт размножения, благодаря которому в определенный сезон и животное активно ищет пару для размножения. Животное никогда не будет заниматься сексом ради секса.

У человека все сложнее. Кроме физиологии у нас есть еще и душа, мы (потенциально) умеем любить. И сексуальная близость у нас служит не столько размножению, сколько является реализацией близости душевной — любви. Мы даже называем ее «занятием любовью». Но в таком случае желание может возникать только по отношению к любимому человеку — и ни о какой «потребности» вне этой близости не может быть и речи. Тогда верность естественна — она не требует никаких усилий, никакого «самоограничения» — это не «жертва» своими интересами ради другого и не признание «его интересов выше собственных». Идиллическая картинка, правда?

Почему же в нашей реальности все не так? Причина банальна — такое возможно при условии искренней любви к другому. Если же любить только себя в своих удовольствиях, то другой становится лишь средством — объектом для удовлетворения потребностей. Именно у человека, неспособного любить другого, появляется сексуальная потребность, которая служит только одному — физическому удовольствию. Поборники этого самозабвенного эгоцентризма напридумывали множество забавных теорий, оправдывающих использование других людей — теорий, отступающих и от природы животной, и от природы человеческой.

Мифы о сексе, оправдывающие неспособность к верности

  1. Миф о полигамности мужчин, якобы опирающийся на мир животных: альфа-самец должен оплодотворить наибольшее количество самок — ничего с этим не поделаешь, инстинкт… Да, у некоторых видов животных наблюдается такая картина, но далеко не у всех. На каком же основании мы сравниваем себя именно с этими видами — ведь есть в животном мире и устойчивые пары? И опять-таки, раз уж мы такие природные, то как же можно «забыть» о том, для чего у животных служит инстинкт размножения? Наши-то полигамные мужчины никого не собираются «оплодотворять» — они как огня боятся этих последствий своего, якобы, «инстинкта».
  2. Есть теория о полигамности женщин, основанная на изучении поведения сперматозоидов при зачатии. Не могу отвечать за то, насколько она действительно научна, но выглядит все очень наукообразно и убедительно — со схемами и микросъемками. Согласно этой теории «природой» запрограммирована близость женщины со многими мужчинами почти одновременно — это создает наилучшие условия для естественного отбора. И кому верить?
  3. Еще одна сказка: «секс — это просто секс, а «душой» я остаюсь верным». Очень интересно! Об отделении души от тела можно говорить только в одном случае — при физической смерти. Но занимающийся сексом человек, как правило, жив и здоров. Куда же в это время девается его душа? Он оставляет ее дома — рядом с супругом? И как он же без нее существует — неодушевленное туловище? Мы-то думали, что зомби бывают только в фильмах ужасов… Часто с ним такие чудеса творятся? А может, никакие это не чудеса — и душа его всегда при нем, просто такая уж душа..? Человек, беззастенчиво использующий другого «как туловище» и низводящий себя до уровня «туловища», просто никого не любит и не способен любить. Не может он к кому-то относиться иначе, чем к себе. Конечно, к супруге он относится «серьезнее», чем к случайной любовнице — он использует ее не только физически… Но что это меняет?
  4. Миф о вреде сексуального воздержания для здоровья даже упоминать не хочется, если бы он не был так популярен. Чтобы его опровергнуть, достаточно вспомнить монахов и монахинь разных религий, отличающихся отменным здоровьем и долгожительством, верных жен, годами ждавших мужей из походов и верных мужей в этих походах… Никто от воздержания еще не умер. Но в одном случае воздержание все-таки может привести к болезням — в случае веры в этот вред и веры в постоянную «сексуальную потребность», независимо от наличия любимого человека. Тогда — да, вреда не избежать. Постоянно возбуждаясь при виде привлекательных «объектов» и не давая выхода этому возбуждению, и вправду можно заболеть — особенно если еще и страдать от этой ситуации и жалеть себя, обделенного в важнейшей потребности…

Предательство — антоним верности

Итак, очевидно, что сексуальная неверность прямо вытекает из неспособности к любви, и все это является следствием искаженного понимания человеческой природы, представляющим человека эгоцентричным и испорченным животным. Получается, что верность или неверность — это качество «субъекта», имеющее мало отношения к «объекту». Но если вспомнить антоним верности — предательство, то окажется, что она все-таки имеет отношение к другому — ведь предать можно только кого-то, верно?

Что же такое предательство? Это не просто предпочтение своих интересов интересам другого. Собственно, забота о своих интересах — дело обычное и здоровое. Предательство же имеет отношение не к интересам, а к доверию другого человека. Предать можно только того, кто тебе верит — друга, любящего, ребенка, родителей. То есть, человек кому-то поверил — что тот его любит, например, понадеялся, что он отвечает за свой выбор и… ошибся. Не любит он его и выбор не делал — его вообще не интересует чье-то доверие и надежды, ему важны только свои «интересы».

Проявляться предательство может не только в физической измене, но и в том, что человек может стыдиться другого, не выполнить важное обещание, бросить в беде, развестись внезапно, обманывать, злоупотребить доверием любым способом… Тогда о человеке говорят: «У него нет совести». Совесть — еще одно несовременное понятие, которое стоит отдельного разговора. Например, читайте о совести и нравственном релятивизме.

Здесь же важно отметить то, что любой человек, неспособный на верность является потенциальным предателем, и обязательно проявится в этом качестве при удобном случае. Нельзя с таким человеком связывать жизнь и детей растить. Вот так все серьезно…

Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера.

Ларошфуко

Вот как все просто, он не «плохой», не «злой» — он просто слаб! Слабого можно только пожалеть — и для жертвы предательства, возможно, это и лучше, чем проклинать. А для самого предателя? Если знаешь за собой подобную «слабость», то стоит ли вступать в личные отношения и обрекать других на страдания из-за нее? Но отношений (точнее, удовольствий, которые дают отношения) очень хочется, а укреплять характер — нет…

Собственно, зачем я все так усложняю? Выход давно найден — отношения с таким же слабым, отношения двух эгоистов без доверия и любви, которые можно легко порвать. Но почему же тогда участники не избегают боли? Почему неверность так ранит — даже самых не ревнивых? А еще страшнее — остаются дети, которые еще не разучились любить и доверять — и для них предательство не просто больно, а настоящая катастрофа!

Все-таки, если вспомнить о совести, и даже если желать себе счастья, а не удовольствия, выход один — укреплять характер и развивать способность любить. Другим словами — становиться личностью. А начинается личность и характер с верности себе, и еще много можно о ней сказать — подписывайтесь, если интересно. А что вы думаете о верности и предательстве? Почему верность так непопулярна?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *