Тайная вечеря

Тайная вечеря

(17 голосов: 4.41 из 5)

См. также раздел ПАСХА

священник Георгий

В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12).

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15).

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион, а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас, то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон, которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18)говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22: 20). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк. 22:18), т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной, из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады: «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде, Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28), цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя. Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк. 22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере.

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч.) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18:28).

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19:14).

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее. Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»(Ин. 13:31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23: 43); «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9); «Ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4:21)… «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25). Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне. «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч.) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб (Деян. 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова, когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных, когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17).

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

Святая вечеря по всем правилам

Святая вечеря – одна из важнейших трапез для православных христиан. Это целый ритуал с полным списком обязательных блюд и атрибутов.

Дедовские традиции Святого вечера
Ужин начинается магическим действием – с внесения в дом снопа необмолоченной пшеницы или ржи. Кстати, колоски пшеницы символизируют красоту. Сейчас сноп ставят в углу стола, когдато ставили на самое почетное место в доме – под иконами. Этот праздничный сноп называют «дедом», «дидухом», «колядой», «колядником». Стоит заметить, что украшенная игрушками ель пришла в наш быт значительно позже. Стол посыпали сеном, стелили скатерть, а в центре стола ставили блюдо с кутьей и другие блюда.
Семья садилась за стол с первой звездой на небе – предвестницей рождения сына Божьего, а перед этим семья дружно читает «Отче наш». Первая коляда, которую колядуют за столом в Святой вечер, должна быть «Бог предвечный».
Обязательный атрибут рождественского стола как символ нетленности и света – свеча. Зажигает ее обязательно хозяин.
Согласно традиции, на Святой вечер семья делится просвирой или же ломтиками хлеба с медом. Хозяин обходит каждого в семье (неважно, с кого начинать – с самого маленького, юного или же самого старшего, главное – по очереди), говорит ему соответствующие пожелания и подает.
Издавна считается, как празднуем Святой вечер, так мы и будем жить в следующем году. Говорят, что в этот вечер каждое животное разговаривает с Богом. Поэтому перед тем, как сесть за стол, хозяин с хозяйкой обходили все свое хозяйство. Они благодарили корову, коней, собаку, кота, давали им что-то вкусненькое, потому что думали, что же ответят они, когда Бог их спросит, как им у этого хозяина живется. А люди боялись призвать что-то плохое на свой род.
Так что, не забудьте покормить своих домашних питомцев перед тем, как приступить к трапезе.
Праздничный стол
Кутья (кутя) – блюдо, с которого в Украине начинают праздничную трапезу в Свят вечер.
Сегодня у каждой хозяйки свой рецепт кути, но нельзя забывать и старинные рецепты.
В старину кутью готовили чаще всего из пшеницы, реже из ячменя. Зерна толкли в ступке, но так чтобы не раздробить их, а только содрать с них шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса.
Первоначально кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом).
В поздние времена в кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи и сахарный сироп.
Продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение:
Зерно является символом воскресшей жизни.
Мед считается символом здоровья и благополучного быта (сладкой жизни).
Мак символизирует достаток в семье.
Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет урожай и выше достаток в семье. Исходя из этих соображений на Украине в канун Рождества (в Свят вечер) кутью называли богатой и делали её очень вкусной.
Предлагаем вам несколько современных рецептов именно такой богатой кутьи.
Пшеничная кутья
— пшеница (специальная для кутьи) – 300 г
— мак – 150 г
— изюм – 150 г
— очищенный грецкий орех — 1 ст.
— мед — по вкусу
Пшеницу перебрать, промыть, засыпать в банку и залить хол. водой (чтоб постояла часов 8-12). Настоявшуюся пшеницу прополоскать под краном с хол. водой. Затем в большую кастрюлю налить много чистой воды. Добавить пшеницу и довести до кипения. Огонь убавить до минимума. Кастрюлю накрыть крышкой (не полностью). Варить долго, чтоб пшеница стала развалистой (немного подливая воду при необходимости). Вода должна почти вся выкипеть. Если ее остается слишком много, слить лишнее в любую емкость, она еще может пригодиться.
В другой кастрюле вскипятить воду, засыпать мак. Выключить огонь на 15 мин. Затем слить воду, налить кипяток и опять включить и довести до кипения, и кипятить минут 5. Выключить снова, чтоб попарился (15 мин.), слить воду и пропустить через мясорубку (воду сливать не полностью, а немного оставить, чтоб хорошо прокручивалось). Перекрутить 2 раза. Изюм промыть и подсушить. Орехи растолочь скалкой на небольшие кусочки.
Как только пшеница остынет, добавить мед и все ингредиенты.
Кутья получается густой. Чтоб немного сделать пожиже, можно развести с отваром от пшеницы, но не переусердствуйте! Настоящая кутья должна быть добротной кашей, а не супом.
Рисовая кутья
Пшеницу заменяем рисом, но готовим его по-особенному.
Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть – на среднем, три – на маленьком.
Еще двенадцать минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару.
Соотношение всех других компонентов для кутьи сохраняется.
Пшеничная кутья с изюмом
Пшеница 1 стакан;
Мак 100 г;
Орехи грецкие 100 г;
Изюм 100 г;
Мед 1-2 ст.л.
Пшеницу сварить до готовности, но так, чтобы не разварилась.
Мак проварить 5-10 минут, отцедить и раздавить скалкой о разделочную доску или потолочь в ступе. Орехи обжарить на сковороде, поломать на небольшие кусочки.
Изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать ягоды, удаляя плодоножки.
Пшеницу, мак и орехи смешать с медом и изюмом.
Кутья с сухофруктами и малиной
2 стакана цельных зерен пшеницы или риса;
полстакана или треть (по вкусу) меда;
сушеные яблоки или груши можно также взять по вкусу;
изюм и (или) сушеная малина четверть стакана.
Помыть и перебрать пшеницу, вскипятить 4 стакана воды, добавить туда пшеницу и варить 25 минут.
Добавить соль, яблоки и малину. Через 5-7 минут – изюм.
Все варить еще минуты две. В остывшую массу добавить мед. Все оставить на 1-2 часа.
Сразу отметим, что с кутьи стоит начинать трапезу, а также оставлять ее на всю ночь на столе, чтобы души умерших также отведали угощения.
Узвар тоже обязательно должен быть на столе
Кутя — хозяйка рождественской трапезы, а узвар — хозяин. Ранее компот из сухофруктов был самым распространенным напитком в Украине.
Варится узвар из сушенных яблок, груш, сливы, абрикоса с косточкой, а также ягоды боярышника, шиповника.
Не забывайте, что помимо кутьи и узвара на столе должно быть еще 10 обязательно постных блюд: винегрет, вареники с картошкой и грибами, овощное рагу, голубцы с овощами и грибами, запеченная рыба (например, карп с овощами), грибная солянка со свежей капустой, картофельная бабка, рулет из свежей капусты, гречневой каши и грибов, заливное из овощей, яблоки, запеченные с медом и орехами
Приятного аппетита!
Если кутья – хозяйка рождественской трапезы, то узвар – хозяин, ведь без него в старину не обходился ни один святвечер.
Рецепт узвара №1
3 л воды
сушеные яблоки — 50г
курага — 50г
изюм — 50г
чернослив — 50г
сахар — по вкусу
Сухофрукты заливают холодной водой, варят на медленном огне 30 минут, добавляют сахар и остужают.
Рецепт узвара №2
3-4 л воды
сушеные груши, яблоки, вишни, чернослив и изюм — общее количество 400 г
мед — 1 ст. ложка
гвоздика, корица
1/2 лимона
сахар — 1 стакан
В горячей воде растворяют сахар, дают вскипеть, снимают пену. В сироп кладут промытые сушеные груши, через 5 минут — сушеные яблоки и еще через 5 минут — сушеные вишни, чернослив и изюм. Смесь варят на слабом огне до размягчения фруктов, добавляют мед, гвоздику и корицу, через 5 минут — лимон.
Для приготовления узвара нужно растворить стакан сахара в 3-4 литрах горячей воды, дать вскипеть и снять пенку, затем в этот сироп положить промытые сушеные груши. Общее количество сухофруктов — 400 г. Узвар охлаждают и настаивают около 5 часов.
Кроме сочива и узвара на столе должны быть еще 10 блюд. Традиционно это были вареники, блины, пирожки, капустняк (суп) или капустник (пирог), голубцы, тыквенные, свекольные или картофельные, фасоль или горох под соусом, хлебцы и пряники.
Предлагаем вам еще несколько интересных рецептов рождественских блюд.
Капустник
Это сытный, вкусный и очень простой в приготовлении пирог
Для теста: на 1 кг муки – 25-50 г дрожжей, 2 стакана воды, 1 чайная ложка соли. Для начинки нужна 1 морковь, 2 луковицы, полкочана капусты, 0,5 стакана томатного сока, 1 чайная ложка сахара, соль и перец по вкусу.
Способ приготовления: растворить в 0,5 стакана теплой воды дрожжи, добавить еще 0,5 стакана подсоленной воды и затем постепенно добавлять муку и остальную воду. Замешиваем тесто и оставляем его на 1 час в теплом месте. Тем временем готовим начинку: лук мелко порубить, морковь потереть на крупной терке и обжарить все в растительном масле. Далее добавляем к массе мелко нарубленную капусту, соль, сахар, черный перец и еще немного обжариваем. Затем заливаем все томатным соком и тушим на медленном огне.
После этого тесто разделяем на две части и раскатываем их. На одну часть (она должна быть толще) накладываем охлажденную начинку, а второй накрываем сверху и защипываем края. Пирог ставим в духовку и запекаем до готовности.
Свекольная икра
Вам понадобятся 3-4 средних свеклы, 1 луковица, 1 морковь, около 100 грамм растительного масла, 0,5-1 стакан (в зависимости от густоты) томатного сока и соль. Сначала натертую на крупной терке морковь и мелко нарезанный лук обжариваем в растительном масле до золотистого цвета, после чего добавляем к ним натертую на терке свежую свеклу. Когда все приготовится, добавляем соль, томатную пасту и тушим еще 5 минут. Готовую икру сверху можно украсить зеленью и дольками лимона.
Пряники и печенье
Вот рецепт традиционных медовых пряничков. Растворите 0,75 стакана меда в 0,25 стакана воды и нагрейте до температуры примерно 70 градусов. В эту жидкость добавьте 100 грамм размягченного сливочного масла и хорошенько перемешайте. Затем в остывшую массу положите 1 яйцо, по 0,5 чайной ложки молотой гвоздики и корицы, перемешайте. Сюда же добавьте 3 стакана муки, смешанной с содой (0,5 чайной ложки), и замесите.
Выложите тесто его на доску, посыпанную мукой, раскатайте пласт толщиной примерно 1 см и «вырежьте» стаканом пряники. Выложите их на противень, сверху смажьте яйцом, посыпьте измельченными орехами и выпекайте в духовке при умеренном огне в течение 10-15 мин.
Готовя блюда на рождественский ужин, помните, что самая главная изюминка – хорошее нестроение. Ведь именно с любовью приготовленная кутья подарит вам и вашим близким здоровье и благополучие, а пышные ароматные прянички порадуют малышей. Счастливого Рождества!

У этого термина существуют и другие значения, см. Тайная вечеря (значения).

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Смерть Христа
    • Погребение
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Тáйная вéчеря (церк.-слав. вéчерѧ — ужин) — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви, предсказал предательство одного из учеников и будущие судьбы христианской церкви и всего мира.

Тайная вечеря в произведениях искусства

В живописи

Тайная вечеря является сюжетом множества икон и картин, из которых самое, вероятно, известное произведение — это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Однако многие эксперты считают, что картина Александра Иванова более точно изображает восточные традиции того времени. В Палестине времён Иисуса стулья еще не были распространены, поэтому во время приёма пищи люди сидели по-восточному.

Галерея

  • Фрагмент фриза Никольского храма в Царево

В литературе

  • Анализ фрески Леонардо помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в романе «Код да Винчи» (2003).

В кинематографе

  • Анализ «Тайной вечери» помогает в решении загадки убийства Жака Соньера в фильме «Код да Винчи» (2006).
  • Главные герои находят свои лица на фреске в фильме «Очень эпическое кино» (2007).
  • Сюжет фрески пародируется в эпизоде «Маргаритавилль» (2009) мультсериала «Южный парк». Сцена в пиццерии: «Христос» — Кайл, его «апостолы» — Крэйг, Тимми, Джейсон, Картман, Токен, Джимми, Баттерс, Кенни, Твик, Айк, Клайд.
  • В киноверсии рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» участники тайной вечери принимают в начале сцены позы, повторяющие позы апостолов на картине Леонардо да Винчи.
  • В пародии Мела Брукса «Всемирная история, часть первая» Иисус с учениками усаживаются в позу «Тайной вечери», по просьбе самого Леонардо Да Винчи, который затем делает свою картину со скоростью фотоаппарата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *