Татуировка и православие

​Как Православная Церковь относится к татуировкам?

На сайте Бишкекской и Кыргызстанской епархии был задан вопрос: «Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли делать татуировки на теле и что по этому поводу говорит церковь?» На него отвечает протоиерей Димитрий Шушпанов. И в качестве ответа предлагает статью.

Мода на татуировки: печать прогресса или символ первобытной дикости?

Сегодня трудно найти человека, который не видел татуировки. Но о том, что означает это слово, как оно появилось в нашем обиходе и какой несло и несёт в себе смысл, знают немногие. Попытаемся и мы разобраться в этих вопросах. Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «ta-tu» что в переводе означает «знак», «рана», «отметка». По одной из самых распространённых версий татуировки появились случайно. Люди, заметив, что если под повреждённую кожу (раны, порезы) попадало красящее вещество, например, сажа, то на её поверхности образовывались причудливые, несмываемые рисунки. И тогда они стали наносить повреждения намеренно.

Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым, по оценкам экспертов, не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.

Считается, что, нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того, чтобы совершать магические ритуалы древнего культа. На страницах Ветхого Завета татуировки однозначно соотносятся с языческими культами, их нанесение на тело осуждается, считается грехом. Об этом, в частности, ясно говорят библейские тексты: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит19:28), «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1).

Тема «начертаний на теле» было продолжена и в Новом Завете. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11). Очевидно, неприятие татуировок в христианской культуре было связано не только с их «языческим» генезисом, но и концепция человека как «образа и подобия Божия», который оскверняется нанесением на тело каких-либо знаков.

«Украшение» осужденных на галеры

После того как в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли – если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осуждённым на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо. Последний эпизод, к примеру, стал одним из элементов интриги романа Алексадра Дюма «Три Мушкетера», где подобный знак доставлял множество проблем главной антигероине – леди Винтер.

О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид.

Однако никто не мог предположить, что когда-нибудь они станут элементом молодежной моды. В XIX веке известнейший итальянский врач и один из основателей криминалистической науки Чезаре Ламброзо рассматривал нанесение татуировки как проявление атавизма и как признак нравственной неполноценности их носителей. Ламброзо считал, что татуировки чаще всего встречаются у прирождённых преступников, порочных женщин.

Тема татуировок была затронута и в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», когда герои, путешествуя по Новой Зеландии, услышали о воинственных маори с татуировками с ног до головы. Напомним, что маори постоянно вели между собой войны. Победители отрезали побежденным головы и складывали черепа на полку в свои жилищах, а также практиковали каннибализм. Считалось, что, человек, съевший сердце поверженного врага, унаследует часть его жизненной силы.

Демонстрация превосходства или комплекс неполноценности?

Татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира. Так, например, татуировка «Парусник» говорит о том, что ее владелец гастролирующий вор, а нанесённые на груди «череп», «деньги» или «ветка розы» означают, что человек длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями, был неоднократно судим или является «вором в законе».

С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи. В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрёл особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, стало воздействие социальной среды. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию. Их носители считали и считают, что демонстрируют своё превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Однако психологи полагают, что татуировка часто скрывает присущий человеку комплекс неполноценности или агрессии.

Чем опасны татуировки: вред для здоровья и духовные риски

Одна из опасностей наколок и нарезов на теле, пирсинга – это риск заразиться какой-либо болезнью. Недавние медицинские исследования подтвердили опасения докторов о том, что СПИД может передаваться через заражённые татуировочные чернила и иглы. Кроме того, выяснилось, что не только СПИД передаётся таким образом, но и гепатит и другие вирусы и болезни. Кроме того, глубокие проколы кожи травмируют нервные окончания, находящиеся в коже и под ней. Это может привести к физиологическим расстройствам организма в будущем.

Сегодня стимулом к нанесению татуировки у законопослушных граждан может служить дань моде, либо же это результат давления, традиции, подражания, психического заражения или же следствие необдуманного поступка. Впрочем, есть закрытые статистические исследования, согласно которым доля татуированной молодёжи из неблагополучных семей выше, чем из благополучных.

Неудивительно, что, накалывая татуировку, они даже не задумываются над тем, что это может быть просто опасно. Как в физическом, так и в духовном смысле.

Начнем с рисков для физического здоровья. Многие не знают, что в результате многочисленных исследований было установлено, что некоторые краски для татуировок содержат краситель, являющийся очень сильным аллергеном. Его попадание в организм человека провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и тени для век, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний. Опасность таят в себе и биотатуировки, выполняемые хной. Химический ингредиент парафенилендиамин, который нередко используют при нанесении узоров для получения на коже более темных рисунков, может спровоцировать кожные заболевания (дерматиты).

Теперь о рисках духовного плана. Многие люди, особенно молодые, будучи незнакомы со значением того или иного символа, наносят его на кожу просто потому, что он понравился. При этом многие любители татуировок не подозревают, что символы имеют духовный смысл. Так, например, существуют так называемые рунические татуировки, которым современные неоязычники приписывают магические силы. Можно не верить в магию, но человеку, знакомому с историей, сразу становится понятно: тот, кто наносит такие символы на свое тело, «посвящает» его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов. Весьма двусмысленный характер имеют и татуировки-иероглифы, смысловая нагрузка которых также далеко не всегда бывает безобидна.

Любопытно, что у некоторых африканских племен, придерживающихся языческих верований, до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Наши предки расстались с подобными мировоззренческими установками больше тысячи лет назад, с тех пор, как была крещена Русь. Стоит ли нам теперь возвращаться в мир агрессивной языческой архаики, превращая свое тело в разукрашенный амулет?

LiveInternetLiveInternet

Такого рода украшения и изображения своими корнями уходят в язычество, отсюда естественна отрицательная реакция Церкви. Еще в Ветхом Завете говорится о грехе такого рода: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». (Лев.19:26-30)
Теперь посмотрим на этот вопрос с позиции Нового Завета. Тело – это то, что даровано нам Богом: по крайней мере, православный христианин будет исходить именно из этого. Человек великое творение Божие. Используя свое тело как художественный холст, делая в нем никому не нужные дырки и вставляя в них железки, мы не приносим пользы не себе, ни своему здоровью, а вот Богу наносим оскорбление, уродуя образ Божий, по которому создан человек.
Возьмёмся ли мы забивать гвозди в соседский автомобиль? Не думаю. Кроме того, Священное Писание Ветхого Завета запрещает разного рода «надрезы» и тому подобное – всё то, что можно истолковать как шрамирование, пирсинг и клеймление. Что же до косметики (макияжа и окраски волос), то и здесь Писание, устами апостола Павла советует не увлекаться – истинная индивидуальность не в покупных «мульках и фенечках», а в свойствах души.
Как бы отнесся художник, к человеку, который на его готовой картине взял бы, да и пририсовал чего-нибудь интересненькое на его взгляд? Если мы умеем уважать права художника на свои произведения, то нужно научиться уважать и творение Божие. Человек создан для святости и тело его свято.
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1Кор.6:19,20)
Конечно, это не значит, что христианка должна выглядеть как мрачная гарпия в каком-то бесформенном балахоне – украшением лица и тела заниматься можно, но так, чтобы это не носило характер эпатажа, делалось бы со вкусом и с целью не «нарисовать новый имидж», а подчеркнуть имеющиеся черты: своего рода «игра» оттенками миловидности допустима. Но помните, что истинная красота и индивидуальность – внутри человека

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *