Татьяна руди

Евгений Водолазкин

Водолазкин Евгений Германович родился в 1964 году в Киеве. В 1981 г. окончил школу с углублённым изучением украинского и английского языков и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 г. с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

После защиты в 1990 г. кандидатской диссертации на тему «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, возглавлявшийся академиком Д. С. Лихачёвым. Работая в институте, публиковался в «Трудах Отдела древнерусской литературы», журнале «Русская литература» и других изданиях, принимал участие в подготовке Энциклопедии «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси».

В 1992 г. в связи с получением Д. С. Лихачёвым Тепферовской премии, предусматривавшей годичную стажировку ученика лауреата в Германии, был приглашён Мюнхенским университетом, где изучал западную медиевистику, а также читал лекции по древнерусской литературе.

Вернувшись в Петербург, продолжил исследовательскую работу в области древнерусского исторического повествования, экзегезы и агиографии. Совместно с Г. М. Прохоровым и Е. Э. Шевченко издал книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские» (1993, 1994). Участвовал в ряде конференций в России и за рубежом, в том числе – в Международных съездах славистов в Кракове (1998) и Любляне (2003). В 1998 г. в Пушкинском Доме Е. Г. Водолазкиным была организована международная конференция «Монастырская культура: Восток и Запад» (материалы конференции составили основу одноимённого издания, вышедшего год спустя).

В 1998-2002 гг. (с перерывами), будучи стипендиатом Фонда Александра фон Гумбольдта, занимался исследовательской работой в библиотеках Германии. В 2000 г. в Мюнхене Водолазкиным была опубликована монография «Всемирная история в литературе Древней Руси», защищённая им в том же году в ИРЛИ в качестве докторской диссертации. В исследовании разработана и обоснована новая концепция древнерусского исторического повествования. Помимо публикаций, эта концепция была представлена на конференциях по медиевистике и лекциях в Санкт-Петербургском университете.

В 2002 г. выпустил книгу «Дмитрий Лихачёв и его эпоха», в которую вошли воспоминания и эссе выдающихся учёных, писателей и общественных деятелей (переработанное и дополненное издание – 2006 г.). С начала 2000-х годов наряду с научными исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы («Независимая газета», «Новая газета», «Литературная газета», журналы «Звезда», «Огонёк», «Эксперт» и др.), среди которых – книги «Часть суши, окружённая небом. Соловецкие тексты и образы» (2011) и «Инструмент языка» (2011). Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Изданный в 2009 г. роман «Соловьёв и Ларионов» стал финалистом Премии Андрея Белого (2009) и «Большой книги» (2010), а недавно вышедший роман-житие «Лавр» (шорт-листы «Большой книги» и «Нацбеста»), по мнению многих критиков и писателей, стал главным литературным событием 2012 года.

С 2012 г. Е. Г. Водолазкин – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция».

Фантастика в творчестве автора. К профильным для сайта произведениям относится роман «Лавр», герои которого способны не только исцелять безнадёжно больных и останавливать эпидемию чумы, но и прозревать сквозь пространство и время, заглядывая и в наши дни. Подзаголовок называет роман «неисторическим». Действительно, время, представленное в книге нелинейно, все события как бы сосуществуют в одно и то же мгновение. И кажущиеся анахронизмы, навроде пластиковых бутылок в средневековом лесу или современной лексики из уст персонажей, лишь подчёркивают подлинную природу этого времени. Время «Лавра» сакрально. По сути, перед нами современный опыт агиографии. И текст наполнен юродивыми, благодеяниями, пророчествами и искуплением: перед нами мир, в основе которого лежит Чудо. То самое — первый элемент известной триады «Чудо-Тайна-Достоверность», сформулированной братьями Стругацкими как своего рода канон для фантастических произведений.

Евгений Водолазкин: Школьникам нужно дать понять, что литература продолжается

— Евгений Германович, мне почему-то показалось, что ваш новый роман — он уже совсем про вас. Про человека, который живет исключительно музыкой, как герой пьесы Зюскинда «Контрабас». Но после болезни он не может играть на гитаре и вновь пытается найти себя. Вы ведь тоже много десятилетий подряд жили академической жизнью ученого-филолога, а затем попали в мир большой литературы.

— И да, и нет. Это действительно книга обо мне, но только в том отношении, что я подарил своему герою много автобиографических черт. С другой стороны — эта история не обо мне, потому что черты своего характера я отдал человеку, который в основе своей просто другой и совсем на меня не похож. Часто внешнее сходство героя произведения с автором лишь подчеркивает несходство. Хотя в данном случае вы правы. Сходства в этом романе главного героя со мной гораздо больше, чем в других моих книгах. Можно сказать, что этот роман гораздо более автобиографичный, чем другие. Например, главный герой романа — гитарист. И я тоже когда-то учился играть на гитаре. И даже на домре. А что касается Зюскинда, то я бесконечно люблю творчество этого писателя.

— Когда вы анонсировали выход нового романа, сказали, что «в сравнении с вашими прошлыми книгами, в новой вы продвинулись в направлении читателя». Значит ли это, что от романа к роману мы будем получать «нового» Водолазкина?

— Нет. Я остался тем же самым автором. Когда-то Леонид Юзефович сказал: «Ваши романы не похожи один на другой, а Вы не похожи на свои романы». Это высказывание я рассматриваю как похвалу. Надеюсь, в романе «Брисбен» мне тоже удалось сохранить это качество.

— Интересно, а как бы сейчас отреагировал на литературные успехи Евгения Водолазкина его бывший руководитель — академик Дмитрий Лихачев? Порадовался бы за него?

— Даже не знаю. Он очень не любил, когда человек занимается не своим делом. Мне кажется, Дмитрий Сергеевич предложил бы мне сначала хорошо подумать. Но, если бы он убедился в том, что я действительно сознательно на это пошел, то в конце концов одобрил бы мой выбор. То есть, если бы он увидел, что это серьезно, что это не поиски славы, успеха, а стремление что-то сказать, когда возникло что сказать. Ведь до того момента, как я начал писать, мне и сказать-то особо нечего было. Вот я и молчал.

— Вас приглашают в жюри литературных конкурсов, попечительских советов. Соответственно, следите за новинками. Назовите три произведения уходящего года, которые вас наиболее впечатлили.

— Если ограничиться этим годом, то это романы Алексея Варламова «Душа моя Павел», Григория Служителя «Дни Савелия» и Гузель Яхиной «Дети мои». Но это короткий список. Хороших книг гораздо больше.

— А за событиями в других сферах искусства следите?

По мере сил. Сейчас в моей жизни стало актуальным кино. В первую очередь, потому что хотят экранизировать мои романы «Лавр» и «Авиатор». Кроме того, в рамках Санкт-Петербургского новогоднего книжного салона должна состояться моя встреча с режиссером Кшиштофом Занусси. Мы с ним познакомились на Валдайском форуме, где он мне рассказал, что они с женой искали «Лавра», хотели прочитать. А я как раз взял с собой польский перевод этой книги, подарил ему и пригласил на книжный форум. Он заинтересовался и пообещал прилететь на один день. Я писатель, а он режиссер, и мы будем говорить о том, как связаны между собой эти два вида искусства — кино и литература.

— Вы сейчас ведете активную общественную жизнь, много разъезжаете по стране, участвуете в мероприятиях. Трудно подстроиться под такой ритм жизни после работы в архивах и писательского труда?

— Последние месяцы у меня вообще получается шестнадцатичасовой рабочий день. А в Москве мой график еще более сгустился. Я уже привык к такому ритму. Вместе с тем, я себе его позволяю, когда не работаю над новой книгой, а только обдумываю ее. Но вот когда пишу роман, то могу залечь на дно, то есть закатиться на дачу и не отвечать на телефонные звонки. Это происходит, когда я чувствую, что могу не потянуть ни то, ни другое, и нужно сконцентрироваться на чем-то одном.

— А привычка читать, как минимум, два часа в день древнерусские тексты осталась?

— Я и больше раньше читал. Но сейчас это делать становится все сложнее и сложнее. Хотя не могу сказать, что я окончательно потерянный для древнерусской литературы человек.

— Сейчас ведется очень много споров о том, стоит ли изучать в школе современную литературу, или ограничиться классикой. Вы на чей стороне?

— Я не думаю, что в обязательной программе по литературе нужны современные авторы. Классики хватит. Это уже отстоявшееся, всеми признанное. А если мы сейчас начнем спорить, кто из нас достоин или кто не достоин быть включенным в школьную программу, то будут разные мнения. Консенсуса в этом вопросе не достичь никогда. Хотя мне кажется, что детям полезно читать современную литературу. Но это может быть, допустим, внеклассное чтение, книги, которые учитель рекомендует по своему разумению. То есть я не могу сказать, что я противник современной литературы в школе, но при изучении она не должна становиться вровень с классикой. Нужно лишь дать понять, что литература продолжается.

— Кстати, о детской и подростковой литературе. У вас не возникало желания попробовать себя в этом?

— Для того чтобы написать такую книгу, надо быть больше чем писателем. Для этого надо иметь какие-то качества, которые позволяют с детьми говорить просто. Ведь с ними нельзя общаться, писать для них, пользуясь какими-то вычурными стилями. С детьми надо быть настоящим. Хорошим детским писателем быть очень сложно, и я не чувствую в себе такого таланта.

— Тогда будем ждать от писателя Водолазкина серьезных книг. Когда уже следующая — в наступающем году?

— Ну, не в следующем году — это точно. Я не пишу книгу за год. В среднем на новый роман у меня уходит года три. Но уже со следующего года начну писать новый роман. И даст Бог — напишу.

ДОСЬЕ

Евгений Водолазкин, российский писатель, литературовед, доктор филологических наук.

После окончания Киевского университета поступил в аспирантуру Института русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом), в Отдел древнерусской литературы, возглавляемый академиком Дмитрием Лихачевым. С начала 2000-х годов наряду с исследованиями в области древней и новой русской литературы печатает публицистические и научно-популярные работы. Приблизительно в это же время начал заниматься и литературным творчеством. Изданный в 2009 году роман «Соловьев и Ларионов» стал финалистом Премии Андрея Белого и «Большой книги».

С 2012 г. Евгений Водолазкин – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция». В 2015 году написал текст «Тотального диктанта». С 2018 года включен в состав Совета при Президенте по культуре и искусству. Живёт в Санкт-Петербурге. Жена — литературовед Татьяна Руди, дочь Наталья.

КСТАТИ

По версии газеты The Guardian, роман Евгения Водолазкина «Лавр» вошёл в Топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге.

В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, занял 25-е место. Это самое высокое место среди ныне живущих авторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *