Теология это наука

Теология как наука

Выступая в Государственной думе, патриарх Кирилл предложил приравнять богословие к научной дисциплине. Оказывается, уже давно существуют соответствующие бакалавриат и магистратура, но вот докторскую по теологии пока не напишешь. Что же это за наука, нужно ли ее официальное признание и какую пользу она приносит обществу?
ВОС расспросил экспертов.
http://w-o-s.ru/article/12902
Андрей Кураев
— Чем занимается современное богословие? Является ли богословие наукой?
— Ровно тем же, чем и остальные гуманитарные науки. Пытается через текст расслышать человека. Филологи, философы, культурологи, юристы, историки, психологи, искусствоведы – все занимаются, по сути, одним и тем же. Понять текст, вжиться в него, понять его логичность или же алогичность. Методы гуманитарных наук схожи и переходят от одной дисциплины к другой. Причем некоторые из них созданы богословами. У богословия нет своего специфического метода, который бы не использовался в смежных специальностях. Если на ученом совете Духовной Академии диссертант начнет ссылаться на видения, голоса, интуицию сердца — его никто даже дослушивать не станет. Чем теология отличается от других специальностей, так это бОльшей установкой на понимание, чем на критику. Ну это естественно: старайся писать о том, что любишь, а не о том, что ненавидишь. Не тема, но метод – признак науки. Среди работ Сергея Аверинцева, член-корреспондента Российской Академии наук, одна — о Плутархе, вторая — об Мар Афреме Нисибинском. Можно ли отклонить одну из них лишь на том основании, что первая написана о язычнике, а вторая — о православном святом (Ефреме Сирине)?
— Чем оно отличается от католической теологии?
— Мы у них учимся, честно надо сказать. Довольно много наших аспирантов отправляем в зарубежные вузы. Теология сегодня интерконфессиональна и интернациональна.
— С чем связана инициатива патриарха приравнять богословие к научным дисциплинам? Почему именно сейчас?
— Мы об этом лет 20 уже говорим. Сегодня мы просто вернулись в ту точку, с которой начали в 1991-м году. Теология тогда была включена правительством, прошу заметить, не церковью, в перечень научных специальностей. В. С. Меськов – профессор МГУ, логик (и когда-то мой преподаватель и куратор моего курса в МГУ), перешел на работу в Министерство, и выступил с такой инициативой (без каких бы то ни было моих подсказок). Потом теологию из этого списка убрали, теперь вернули… Но следующий шаг еще не сделан. Как патриарх отмечал в ГД, научных степеней по теологии ВАК еще не готов признать. А ведь такое признание это не клерикализация научной жизни, а, напротив, секуляризация жизни богословской. Светские ученые из ВАКа по своим, академическим критериям, будут решать, научна или нет диссертация, написанная церковным ученым.
— Как богословие влияет на нашу жизнь?
— Очень опосредовано, но влияет. То, что ты думаешь о Боге, проецируется в дальнейшем на людей. И наоборот.
— Где богословие может пригодиться после обучения?
— Возможностей много, даже если не касаться церковной сферы. Все то же самое, что у представителей других гуманитарных специальностей. Работа по профилю не гарантированна. Но и без этого гуманитарное образование полезно тем, что оно дает гимнастику для ума и защиту от телепропаганды. Оно учит получать знания, обрабатывать их, искать аргументы и опровергать их. Ну, а раз в школах ввели предмет «Основы православной культуры», то и в университетах появятся кафедры, готовящие соответствующих педагогов, а этим кафедрам понадобятся в том числе и теологи.
— Что почитать, чтобы получить представление о теологии?
— Православную энциклопедию. В ней уже 35 томов. Дошли лишь до буквы К. Откройте любой том, прочитайте подряд любые 50 страниц, и вы поймете, чем занимается современное богословие.
(по ссылке еще мнения о. Дмитрия Смирнова и Иоанна Свиридова)

Научное знание и вера в Бога.
Существует мнение, что наука и вера в Бога несовместимы, что наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога или истинность Христианства. Но на самом деле это не так. Научные знания могут внести огромный вклад в изучение оснований христианской веры.

Вера должна иметь определенные основания.

Нельзя верить, не убедившись, что то, во что я верю, действительно правда.

Откуда мы знаем, что Бог на самом деле существует? Откуда мы знаем, что Библия говорит правду? Откуда мы знаем, что Христианство истинно? Заявление о том, что мы просто верим в это, не дает ответа на подобные вопросы. Наша вера должна на чем-то основываться. Мы должны убедиться, что это действительно правда, и только тогда верить в это. И хотя наука — это далеко не единственный способ убедиться в правдоподобности той или иной истины, тем не менее, она может оказать неоценимую помощь в этом процессе.

Что говорит наука о существовании Бога, о Библии, о Христианстве? В ниже приведенных статьях мы рассмотрим эти вопросы, основываясь на результатах научных исследований, проводившихся учеными различных областей знаний.

Наука и Христианство.
По мнению Джозефа Тейлора, доктора наук Гарвардского университета и лауреата Нобелевской премии по физике:

«Научное открытие — это также и открытие религиозное. Не существует никакого противоречия между наукой и религией. Наше знание о Боге обогащается с каждым новым открытием, которое мы делаем в этом мире».

Одним из первых научных исследований, касающихся христианства, может считаться Евангелие от Луки. Древний историк Лука начинает свое Евангелие такими словами:

«Рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». (Евангелие от Луки 1:3-4)

Евангелие не призывает человека просто верить. Вера человека должна основываться на «тщательном исследовании» того, во что он верит. Только тогда его вера будет твердой, потому что она будет иметь «твердое основание».

Наука, как раз, и ставит своей целью тщательное исследование всех фактов, касающихся любых вопросов человеческой жизни, в том числе и духовных вопросов.

Конечно, некоторые ученые исповедуют такой научный подход, при котором изначально отвергается возможность существования духовного мира вообще. Но такое понимание науки очень примитивно и ограничено.

«Материалистическая философия является верхом невежества» — писал по этому поводу Роберт Милликен, известный ученый и Нобелевский лауреат по физике.

Настоящая наука честно и объективно изучает все доступные факты, а не делает поспешные выводы о том, что может существовать, а чего существовать не может. Такая наука очень ценна, потому что она ищет правду, а не подтверждение общепризнанных теорий. И именно к такой науке мы будем обращаться в нашем исследовании достоверности основ христианства.

Материал использован с сайта oBoge.net

Реклама

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *