Толкование не противься злому

Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом,
тьму почитают светом, и свет — тьмою,
горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!
(Ис.5:20)

Как уже неоднократно говорил, якобы православное вероучение основывается на превратном понимании слов Иисуса Христа, в отрыве от Закона и исторического иудаизма (не путать с талмудическим иудаизмом) во время которого, собственно, и проповедовал Иисус Христос.
Разберем самую фундаментальную ошибку якобы православных. И заключается эта ошибка в чудовищно извращенном понимании 5 главы Евангелия от Матфея.
Вот что пишет одна жертва языческой якобы православной пропаганды:

если заблуждающийся наносит удар — дать ему возможность нанести столько ударов, сколько он сможет, пока до него не дойдёт, что ответного удара не будет
а если заблуждающийся обворовал, то ему надо дать ещё дополнительно в двойном экземпляре то, что он взял
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
(Матф.5:39)

И в общем, эти якобы православные христиане считают, что когда Иисус говорил вот эти слова:
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:21,22)
То, это Иисус говорил про христиан, что если христианин напрасно гневается или ругается, тогда его нужно наказать.
А вот когда христианина избивают, тогда христианин просто обязан подставить вторую щеку и всем всё простить, якобы по слову Иисуса:
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
(Матф.5)
Более того, если кто-то вдруг, с бухты барахты, захочет отнять у христианина его имущество,
то христианин обязан всем желающим отдать все.
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
(Матф.5:40)
Часто в пример в этом случае приводят Серафима Саровского. Он стал фактически олицетворением этой языческой лже-христианской идеи.
Хотя, с другой стороны, а как невежественные язычники беззаконники, еще могли понять иудейского раввина Иисуса Христа?
Т.е. получается, что Иисус якобы своих последователей сделал такими себе бесправными существами, с которыми можно делать все что угодно, а христиане в ответ обязаны подставить вторую щеку, раздать всем всё и всех простить и благословить.
И как известно, чем больше та или иная религия распространена, тем больше вероучение этой религии влияет на матрицу национального менталитета.
Вот так и вышло, что в России в сознании людей господствует та идея, что чиновники могут воровать у народа сколько угодно, а народ должен терпеть и смиряться, и должен еще сам доплачивать вороватым чиновникам, якобы как Иисус учил делать.
Все это одним словом называется — сатанизм.
Тут мне могут возразить: ну хорошо, допустим, что якобы православные действительно неправильно всё понимают.
Тогда как всё на самом деле? Чему же в действительности учил Иисус Христос?
Как слова Иисуса Христа понимали иудеи, современники Христа, в контексте Закона и традиций иудаизма?
Для того, чтобы понять чему на самом деле учил Иисус Христос, нужно всего только прочитать одну 5 главу Евангелия от Матфея внимательно и со здравым смыслом.
Заметьте, я прошу вас проследить за логической линией всей Библии.
И даже не просил проследить за логической линией Евангелия от Матфея.
Всего только надо проследить за логической линией одной только 5 главы.
Итак, открываем 5 главу и читаем, что Иисус говорит делать:
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:21,22)
А дальше в стихах 38-40 Иисус, по мнению православных, говорит, что того кто ударил по щеке нужно не в суд вести, а просто так простить без всяких последствий для него?

Т.е. в одном месте, по-православному, Иисус говорит, что того, кто, гневается на брата своего напрасно, нужно судить, а тот, кто, оскорбит брата словом, подлежит геенне огненной, т.е. смерти,
а в другом месте Иисус говорит, что тот, кто, ударит брата по щеке, тому, по-православному, ничего делать не надо, кроме как подставить вторую щеку, простить и наградить?
Вопрос: православные что, Иисуса за шизофреника принимают?
Что хуже гневаться, оскорблять словом, или применять физическое насилие на деле?
Конечно же последние хуже.
Так если тот, кто напрасно гневается подлежит суду, а тот, кто, оскорбляет словом, подлежит смерти,
так не тем более тот, кто, применяет физическое насилие, подлежит строгому наказанию?
Логично или нет?
А у Вас, по-православному, получается совсем не логично, а противоречиво.

Когда Иисус говорит эти слова:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
(Матф.5:38-40)
Тогда Иисус говорит о сторонах судебной тяжбы.
Т.е. Иисус объясняет, что по закону в случае судебной тяжбы подлежат возмещению не только прямые убытки, но и не полученная прибыль и моральный вред.
Или, говоря другими словами, если причинил вред кому-то и потерпевший предъявит иск в суде, то по Закону положено возместить потерпевшему убытки минимум вдвое.
И это при условии, если истец не ответил самоуправством, не ударил обидчика в ответ,
а вместо этого обратился в суд.
А если обидчик ударит тебя по одной щеке, а ты ему ответишь тем же. И когда вас приведут в суд, чтобы судья рассудил вас. То какую же ты заслуживаешь компенсацию от судьи, если ты ответил тем же?
А многие якобы православные понимают, как будто тут речь идет о бандитах.
Мол, если какой бандит захочет у тебя отнять верхнюю одежду, то отдай ему и нижнюю.
А некоторые, так вообще говорят, что нужно любить преступников: убийц, насильников, воров, шарлатанов; и извращенцев: гомосексуалистов, педофилов, зоофилов… Якобы и их всех нужно любить.
И в общем, тебе якобы нужно терпеть, все прощать и смирятся с любой несправедливостью.
Т.е. в одном месте Иисус говорит, что того, кто, напрасно гневается, нужно судить; а того, кто, оскорбляет словом нужно казнить; а в другом месте, по-вашему, Иисус говорит, что того, кто, применяет физическое насилие, того нужно еще и наградить.
Абсурд!

Явно же, что когда Иисус говорит после слов:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.»
что если кто захочет взять верхнюю одежду, то нужно отдать и нижнюю, а кто потребует пройти одну милю, пройди две… (например отработать ущерб на огороде, ведь тогда жили в основном натуральным хозяйством). То это Иисус обращается к ответчику на суде.
А требует всего этого — истец.
А фраза: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»
Означает условие, что потерпевшему не нужно отвечать самоуправством и отвечать тем же,
а нужно обратиться в суд.
Это такой же оборот речи как «око за око и зуб за зуб», только вот никогда и никто не вырывал ответчику на суде зубы и не выкалывал глаза.
И понимать прямо буквально фразу «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»
тоже самое, что прямо буквально понимать фразу «око за око и зуб за зуб».
К примеру, если кто-то станет причиной выкидыша у женщины,
то, по закону, её муж должен назначит цену за ущерб, а ответчик должен будет заплатить это цену.
А если понимать все буквально, ну вот как якобы православные понимают,
тогда получается, что нужно сделать выкидыш и жене ответчика.
Абсурд ведь!
Иисус очень часто выражался аллегорически, так тогда было принято на Востоке.
И еще к примеру слова Иисус: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.»
(Матф.18:8,9)
Только вот тут якобы православные, почему-то, не спешат понимать Иисуса Христа буквально. А иначе бы якобы православные храмы были бы наполненные слепыми и безрукими прихожанами.

P.S. Знаете, у психиатров есть такой прием, как быстро определить откровенно клинического психбольного.
Они задают ему вопрос — что значит: — «цыплят по осени считают» и «семь раз отмерь, один раз отрежь»?
И если человек понимает это в буквальном смысле, значит от точно клинический психбольной.

Нагорная проповедь

Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф. 5,38–42).

Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?

Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.

В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть. «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев.24:19–20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу. «Не говори: «я отплачу за зло»» (Притч.20:22). «Не говори: «как он поступил со мной так и я поступлю с ним»» (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам. «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (Притч.24:17). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч.25:21–22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.

Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии. Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.

Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти «мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя , чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» (Чис.35:11–12). Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были «служить убежищем всякому убийце … дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею … и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» (Втор.19:3–6). Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства «предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» (Втор.19:12).

Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.

Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком. «Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21:23–25). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя «и предать его в руки мстителя за кровь» (Втор.19:12). В особенности это касалось мести за убийство.

Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того. «Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. » (Втор.19:21). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.

Прийдя в мир людей, Иисус Христос основал Свое учение прежде всего на всепрощающей, безграничной любви ко всему миру, распространяя эту любовь не только на ближних и любящих нас, но и на ненавидящих нас врагов наших. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Наряду с этим Иисус Христос обусловил то, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность чем фарисеи.

Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством. Вот поэтому Иисус Христос и провозгласил в Нагорной проповеди слова: «не противься злому». И с тех давних пор до наших дней эти слова превратились в объект непримиримых споров, так как люди понимают это высказывание по разному.

Давайте разберемся, действительно ли в этих словах рекомендуется не противиться злу, и всегда ли нужно подставлять под удар другую щеку. Эти слова нужно понимать так. У обычных людей столкновение со злом, как правило, вызывает активную агрессию, раздражительность, враждебность, месть в адрес злодея. Рекомендуя всепрощающую любовь даже к врагам, причиняющим зло, Иисус Христос не может допустить мести и причинения вреда в ответ злодею. Поэтому и провозглашает «не противься злому», то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.

Слово «противиться» обозначает «оказывать противодействие» (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 22-е, страница 622). А слово «противодействовать» означает «оказывать противодействие препятствие» (то же издание страница 623). Иначе слово «противиться» обозначает действовать против, вопреки, наперекор, то есть отвечать противным действием, противничать, чинить препоны, преграды. А Иисус Христос всем Своим учением проповедуя покорность, кротость, милосердие, призывает не создавать никому противные действия, то есть не противодействовать, не преграждать никому путь. То есть не делать преграды даже врагам. Поэтому Спаситель и советует не противиться злому: человеку, фактору, ситуации. То есть не проявлять агрессии, враждебности, мести ко злу, а воспринимать вред, исходящий от зла, со спокойствием, достоинством и мудростью.

Так Иисус Христос рекомендует вести себя человеку при столкновении со злом. Но это вовсе не означает, что Спаситель заставляет подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Спаситель призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а добром. Поэтому Апостол Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18). Но наряду с этим Апостол Павел, разъясняя учение Христа, пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.

Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.

Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.

Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7:12). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоан.10:31–32). Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.

Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой Иисус Христос отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Иоан.18:22). В этой ситуации Иисус Христос не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23). И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи «исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лук.4:28–29). То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда. «Но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лук.4:30).

В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.» (Матф.21:12–13). Сделал это Иисус Христос потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам: «Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае Иисус Христос не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.

Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя «не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.

Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а «мудрый боится и удаляется от зла» (Притч.14:16). И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло. «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс.96:10).

Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес.5:15).

Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: «уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» (1Пет.3:11). Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» (Еккл.8:5), потому что ему помогает и его защищает Бог.

Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Пет.3:9–10). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.

Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.

Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь «воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27) и «Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как «воздаст человеку по делам его» (Притч.24:12). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.

Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Бог Сам воздает злодею за зло. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Бог Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.

Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом. Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, Иисус Христос, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии. «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1Пет.3:8). И тогда «кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1Пет.3:13).

Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.

Не противься… злу или злому?

Много в Евангелии призывов, которые непросто понять, а еще сложнее — применить в собственной жизни. И есть в Нагорной проповеди одно радикальное требование: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:38–42).
Выполнить это очень трудно, поэтому уже древний толкователь Ориген настаивал: это надо понимать иносказательно. Он ссылался на то обстоятельство, что бьют по щеке обычно правой рукой и, стало быть, попадают по левой стороне лица. Значит, Христос как бы намекает: не понимайте этого буквально. И сегодня некоторые толкователи хотят уйти от этой проблемы, считая, что удар наносится тыльной стороной ладони — это не настоящий удар, а скорее жест презрения.
Допустим, про пощечину — иносказательно. А как про рубашку? Как про поприще, то есть про милю, которую тебя заставляют куда-то проходить (так римские легионеры могли заставить местных жителей нести следом за ними их поклажу)? Как быть с просящими — к нам ведь постоянно обращаются с просьбами? И как, самое главное, быть с этим удивительным призывом не противиться злому? Может быть, его и понимать надо несколько иначе: не противьтесь злу? По-гречески сказано ἀντιστῆναι τῷ πονηρῷ, и в дательном падеже не видно, употреблен здесь мужской род (и тогда это кто-то злой) или средний (и тогда — зло вообще).
В свое время Л. Н. Толстой утверждал, что Христос вообще запретил всякое сопротивление злу. Например, в случае нападения врага воевать с ним не надо, он со временем уйдет сам. К сожалению, весь опыт XX века такой надежде противоречит.
Посмотрим на контекст этой заповеди. Мы видим, что Нагорная проповедь обращена к отдельным людям, и эта заповедь стоит в ряду прочих, описывающих отношения между людьми, более того — между членами христианской общины. Нагорная проповедь не требует оставлять безнаказанными преступников, бьющих людей по щекам или отнимающих у них одежду. Общество обязано противостоять насилию, будь то насилие внешнее (война) или внутреннее (преступность). Зато каждый отдельный человек может и не отстаивать своих личных прав и не мстить за их нарушение.
Но все равно остается вопрос: что имеется здесь в виду под «злым», или «злом», и что — под противлением ему? Что касается слова «зло», то о нем крайне мало говорится в Библии. Бытовая, повседневная религиозность обычно уделяет злу очень много внимания: нечистая сила, грехи и пороки занимают в ней огромное место. Это страшная опасность, и важно сберечься от ее воздействия: многочисленные табу, обереги от демонов, заклинания и ритуалы… Но ничего этого нет в Библии, хотя она много говорит о грехах и приводит списки запретных поступков (особенно много их в Ветхом Завете). Зло в ней занимает очень скромное место.
Когда Бог творит этот мир, то постоянным рефреном звучат слова «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:10 и др.). Но откуда же тогда взялось зло на этом свете? Хотя мы знаем ответ, но не из Книги Бытие: никакой истории о падших ангелах в ней нет. Змей-искуситель появляется там, где начинается история человека. Он предлагает Еве вкусить плодов с древа познания добра и зла — все выглядит так, словно никакого зла и не было бы в жизни человека, если бы Ева его не послушалась. И так оно на самом деле и есть: добро и зло — такая же пара, как день и ночь или море и суша. Иначе говоря, не всегда существовали оба эти понятия. Было время, когда мир был «хорош весьма», целиком и полностью, и в нем не было никакого зла, оно проникло в мир из-за сделанного человеком выбора.
Это один из важнейших библейских уроков, которые люди склонны забывать: не существует никакого изначального и всесильного зла, от которого мы могли бы оградить себя при помощи обрядов, молитв и амулетов. Зло есть понятие относительное, оно возникает там, где человек отказывается от добра, как тьма возникает только там, где нет света. И дальше в той же самой Книге Бытие мы всюду видим, что о зле можно говорить лишь в связи с поведением человека: «…помышление сердца человеческого — зло от юности его…» (Быт 8:21). Собственно, потому оказался необходим и Закон. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30:15) — то есть Закон упорядочивает понятия добра и зла так же, как ход небесных светил упорядочивает смену дня и ночи.
Кстати, и Закон постоянно подчеркивает этот межличностный характер зла: тот или иной грех есть «мерзость пред Господом» (напр., Втор 23:18). То есть грех не просто нарушение табу, это вред, причиненный отношениям между Богом и человеком или между человеком и его ближним.
Но слово «зло», конечно, может употребляться и в других значениях. Самые удивительные строки — в Книге пророка Исаии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45:7). Синодальный перевод еще довольно гладок, а в оригинале там сказано не «произвожу бедствия», а буквально «творю зло» (בֹורֵא רָע), причем употреблен тот же самый глагол ברא, что и в истории о сотворении мира. По одной этой цитате можно было бы подумать, что добро и зло сотворены Господом. Но параллель «образую свет и творю тьму», которая явно отсылает нас к истории о сотворении мира, все объясняет: Господь, конечно же, не творил тьмы так, как Он сотворил свет. Тьма есть отсутствие света, и Господь, как Владыка этого мира, может сделать так, что тот или иной человек окажется во тьме. И «зло» в данном случае — это бедствие, которое приключается с человеком. Это, казалось бы, совсем другое значение этого слова, но на самом деле оно очень похоже на первое, на зло, которое человек творит по отношению к Богу или к другому человеку. Только здесь злом называется уже скорее реакция на изначальное зло, то повреждение, которое возникло в отношениях между Богом и людьми и которое имеет самые печальные последствия.

Очень интересна в этом отношении Книга пророка Ионы. Она, пожалуй, заслуживает того, чтобы назвать ее ветхозаветным трактатом о зле, только вместо скучных определений в ней даны живые и яркие рассказы. Слово רָעָה (зло) употреблено в ней девять раз (см.: Иона 1:2, 1:7, 1:8, 3:7, 3:8, 3:10, 4:1, 4:2, 4:6), но ни один перевод не может сохранить тут последовательности. Судите сами: жители города Ниневии творят злодеяния перед Богом, и за это Бог решает их покарать бедствиями. Возвестить их городу должен пророк Иона, но он бежит от своей миссии, и тогда корабль, на котором он плывет, попадает в злую бурю. Он все же проповедует ниневитянам, и тогда они раскаиваются в своих злодеяниях, и Господь отменяет бедствие. Иону же охватывает злость по этому поводу: как это они останутся безнаказанными? Тогда Господь ставит его самого в трудное положение: злой зной мучает его, и нет никакой защиты. Господь дает Ионе урок милосердия, а нам всем показывает, что такое на самом деле зло, откуда оно возникает, к чему приводит и как можно от него избавиться. И когда мы размышляем о евангельской заповеди, то пример Ионы, пожалуй, будет очень кстати: он ведь именно что боролся со злом, стремился его наказать, говорил с ним на одном языке… Господь взял и принял это зло на Себя, простил этих людей, а Иона не сразу готов был с этим согласиться.
Но что такое «противиться» в Нагорной проповеди, в пятой главе Евангелия от Матфея? Греческий глагол ἀντιστῆναι означает «противоборство, противостояние, часто военного или судебного характера». Судебный контекст задан стихами 25–26 той же главы: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Вот, собственно, и первый ответ на этот вопрос: не судись со злодеем, а то еще не известно, выйдешь ли ты сам с этого суда оправданным.
В Новом Завете этот глагол встречается еще несколько раз, в основном в значении активного противодействия: «А Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (Деян 13:8). То есть не просто возражал, но активно боролся за свою идею. Потерпел поражение, как мы видим. Очень интересную параллель можно найти в Послании к Римлянам, где этот глагол использован целых три раза: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим 13:2). Подобные высказывания Павла не раз вызывали в истории вопросы: это что же, надо безропотно исполнять любые повеления властей? А если они расходятся с ясно выраженной в заповедях волей Божьей? Что же тогда христианские мученики отказывались принести жертву идолам по первому требованию законных властей? Но не противиться и не противостоять еще не значит во всем соглашаться. Мученики отказались выполнять требования своих правителей, но они не поднимали восстаний, не пытались эти власти свергнуть. Иными словами, они не боролись со злом методами зла, не старались победить дракона, чтобы самому стать драконом. К сожалению, далеко не всегда так это выглядело в истории христианства.
В Послании Иакова мы читаем слова, которые как будто противоречат евангельской заповеди: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4:7). Даже глагол там употреблен тот же самый, ἀντιστῆναι. Что же, Иаков советует нечто противоположное тому, чему учил Иисус? Ведь дьявол и есть самое высшее проявление зла, так что противостоять ему и значит противостоять злу в наивысшей степени.
На самом деле никакого здесь нет противоречия. Противодействовать можно именно что дьяволу, тому самому змею, который искушал Еву, — злому волевому началу. Вся христианская аскетика — попытка на практике исполнить это наставление Иакова. Но в Библии слово «зло», как мы уже выяснили, обозначает нечто из области межличностных отношений: это разрушение завета между Богом и людьми и все беды, которые из этого проистекают. Это не абсолютное зло, шепчущее тебе на ухо, а та беда, которая приходит к тебе от других людей или твоих собственных поступков.
Следовательно, мы можем предположить, что призыв Христа не противиться злому, означает никак не капитуляцию перед дьяволом, но отказ от борьбы со злом, в ходе которой сторона добра так легко прибегает к чужому оружию и в конце концов становится неотличима от другой стороны. Это отказ от вполне законного сопротивления насилию, проявленному в отношении лично тебя, и примеры с отданной рубашкой, пройденными двумя поприщами и подставленной другой щекой тут совершенно не случайны. Исполнить это действительно очень трудно, и далеко не всегда вообще понятно, как исполнять, но здесь мы видим не столько практическую инструкцию на все случаи жизни, сколько идеал человеческих отношений в Царствии Небесном (ведь вся Нагорная проповедь и говорит о том, что такое это Царствие и как в нем жить).
Да, в этом мире Царствие присутствует порой лишь как горчичное зерно, но Христос доказал не словами, а примером, что исполнение слов о непротивлении злому вполне возможно. На самом деле лучшее толкование на эту заповедь — Голгофа. Христос не сопротивлялся тем, кто хотел Его распять, но Он и прежде креста, и на кресте не соглашался со злом, не потакал ему, не давал ему дороги. И если нужно было умереть, чтобы его остановить, Он был на это готов.

Евангелие от Матфея 5:39

Смотреть что такое «Евангелие от Матфея 5:39» в других словарях:

  • Евангелие Псевдо-Матфея — Евангелие Псевдо Матфея апокрифическое евангелие детства, написанное на латыни не ранее IX века под влиянием Протоевангелия Иакова и Евангелия от Фомы. Текст состоит из двух частей, которые в некоторых редакциях имеют заголовки «Книга о… … Википедия

  • ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ — (II vangelo secondo Matteo) Италия Франция, 1964, 137 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм. Еще за год до создания этого фильма Пьер Паоло Пазолини предстал перед судом за оскорбление религиозных чувств в дерзкой народной комической… … Энциклопедия кино

  • Евангелие от Матфея — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Евангелие от Матфея — Матфей за созданием евангелия. Иллюстрация из рукописного евангелия школы Ады конца VIII начала IX века. Библиотека Трира. Евангелие от Матфе … Википедия

  • Евангелие от Матфея — Первое из четырех Евангелий, единогласно приписывается древними отцами церкви апостолу Матфею; они также единогласно свидетельствуют о том, что оно было написано первоначально на арамейском языке, тогдашнем наречии Палестины, хотя греческий… … Словарь библейских имен

  • Евангелие от Матфея — I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 1) три первые Е., именуемые синоптич. (от греч. рассматриваемые вместе , или имеющие общий взгляд так они названы вследствие своего сходства) требуют особо тщательных исследований по трем причинам. Во первых, они… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Евангелие от Матфея 9 — Исцеление расслабленного; призвание Матфея. «Не праведников, но грешников». О посте. Воскрешение дочери начальника и исцеление женщины чрез прикосновение. Исцеление двух слепых, и немого бесноватого. Жалость над… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Евангелие от Матфея 9:9 — Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Мар.2:14 Лук.5:27 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Евангелие от Матфея 24:14 — И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Евангелие от Матфея 26:13 — Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Евангелие от Матфея 4:23 — И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *