Томас

Содержание

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

Патриарх Иеремия II

Досье

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

Патриарх Кирилл

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Читайте все новости по теме «Эксклюзив» на OBOZREVATEL.

Что такое Томас в православии и какие права он предоставляет

Томас в переводе с греческого означает «кусок» или «часть» чего-либо. «Том» происходит от слов «резать» и «делить». Томас в православии – это официальный, торжественный указ, подписываемый предстоятелем Православной поместной церкви. Данный документ утверждает особые вопросы, касающиеся приобретения церковью автокефалии или независимости (автономности), вероисповедания и Церкви в целом. Православный Томас представляет собой указ, в котором содержится распоряжение Священного Синода Вселенского патриархата, и который всегда заверяется подписью.

Томас об автокефалии в православии предоставляет статус поместной или независимой Церкви, и дает право самоуправления на конкретной местности. Автономные Церкви отличаются от автокефальных церквей, ограниченной самостоятельностью. Например, устав автономной Церкви утверждается только автокефальной Церковью, автономная Церковь не имеет право готовить миро, а получает его от «материнской» Церкви, имя предстоятеля автокефальной Церкви возносится в поместных Церквях, находящихся в ее юрисдикции. Таким образом, православный Томас издает автокефальная Церковь, в подчинении у которой, находится будущая поместная Церковь.

Как выглядит Томас об автокефалии в православии

Томас об автокефалии – это архиважный документ, который отличается от других указов торжественным ритуалом подписи, по специально разработанному регламенту. Документ представляет собой рулон, напоминающий древние грамоты, украшенный в торжественной манере.

Правослвный Томас состоит из двух пунктов:

  1. Историческое обоснование. В первой части Томаса повествуется о положении Церкви, которая претендует на получение статуса автокефалии, также описана связь с Константинопольским патриархатом.
  2. Каноническое и догматическое обоснование. Во второй части Томаса в православии указано, на основании каких канонических законов, Церкви присваивают документ о независимости. А также, перечислены наставления для церковных служителей, например, пожелание возвращать Веру в Бога и руководствоваться каноническими правами и законами.

Кто принимает решение о предоставлении Томаса об автокефалии в православии

На данный момент, вопрос о том, кто должен принимать решение о предоставлении Томаса об автокефалии автономным церквям, остается открытым. Связано это с тем, что представители Московского Патриархата и Константинопольский Патриарх не пришли к единому мнению, как должен подписываться Томас.

Началось все с того, что издавна было принято, что лишь Вселенский Патриарх, как единый православный патриарх на планете, имеет право принимать решение о даровании Томаса об автокефалии. Вселенский Константинопольский патриарх возглавляет Синод, потому и может провозглашать автокефалию. А все потому, что по историческим данным, все автокефалии, появившееся в 16 веке, находились на территории Вселенского Патриархата.

Приняв решение о предоставлении автокефалии, Патриарх подписывал документ и ставил слово «Провозглашает», после чего, православный Томас подписывали члены Синода, не используя никаких слов, таким образом, подтверждая подлинность документа.

В связи с этим началась дискуссия. Представители Московского Патриархата предложили ставить слово «Провозглашает» не только Вселенскому Патриарху, но и остальным представителям Синода. Не согласившись с таким требованием, Константинополь предложил компромиссное решение. По примеру литургии, где принято считать служителем того, кто проводит службу, а остальных участников службы – сослужителями, подписывать Томас об автокефалии таким же образом — Константинопольский Патриарх после подписи ставит слово «Провозглашает», а другие члены Синоды используют слово «Сопровозглашает». Представители Московского Патриархата не пошли на компромисс, из-за чего вопрос о том кто должен принимать решении о предоставления православного Томаса остается открытым.

Какие православные Церкви имеют свой Томас, а какие нет и почему

На сегодняшний день, далеко не каждая православная церковь обладает Томасом об автокефалии. Связано это с тем, что те Церкви, которые были основаны в эпоху Вселенских Соборов (IV-VIII века) Томасов не имеют. Данные документы есть только у Церквей, которые ранее находились на территории Константинопольского Патриархата. В данном случае, исключением является Грузинская Православная Церковь, которой Константинополь выдал Томас о признании автокефалии.

Стоит отметить, что Русская Православная Церковь, не обладает Томасом как таковым. Как утверждают источники, РПЦ обладает Уложенной грамотой присвоенной церковным Собором, которая, по сути, является тем же православным Томасом. Как гласят исторические данные, В 1589 году Константинопольским патриархом Иеремием II, РПЦ был присвоен автокефальный и патриарший статус, который спустя 4 года подтвердил Всеправославный Собор в Константинополе.
Таким образом, все Церкви, которые были основаны до 16 века, не имеют Томасов об автокефалии.

Поделись с ближним

Томос

Томос об автокефалии Православной церкви Украины.

То́мос (греч. τόμος — «кусок»; «том» от «резать», «делить») — указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Например, широко известен Томос к Флавиану папы римского Льва I. В частности, путём издания томоса некоторой части «материнской» (кириархальной) церкви предоставляется автономия в управлении или автокефалия. В томосах используется более торжественная и полная подпись, чем в других патриарших указах, со словами «Божьей милостью» и прочее.

Томосы относительно вероучения

  • Окружное или соборное послание к Флавиану, архиепископу Константинопольскому против ереси Евтихия. Также именуется Томосом к Флавиану. Написан в 449 году папой римским Львом I. В нем было изложено учение о двух природах Иисуса Христа, божественной и человеческой.
  • Томос Константинопольского Собора 1180 года о «Боге Мухаммеда»
  • В 1340 году святитель Григорий Палама составил ответ на обвинения Варлаама — так называемый «Святогорский томос», подписанный наиболее авторитетными афонскими монахами.

Томосы относительно церковного устройства

В 1686 году патриархом Константинопольским Дионисием IV предоставлен томос о присоединении Киевской митрополии к Московской патриархии (март 1686 — 17 октября 1687 года). 11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата отменил это решение.

29 июня 1850 года Константинопольский патриарх Анфим IV предоставил томос об автокефалии Элладской православной церкви. 23 апреля 1885 года Константинопольский патриарх Иоаким IV издал томос о признании полной автокефалии Румынской православной церкви.

В 1879 году Константинопольский патриарх Иоаким III предоставил грамоту об автокефалии Сербской православной церкви.

7 июня 1923 года патриарх Константинопольский Мелетий IV предоставил томос о принятии Эстонской православной церкви в юрисдикцию Константинопольского патриархата и дарении ей автономии.

13 ноября 1924 года патриарх Константинопольский Григорий VII предоставил томос о признании Православной церкви в Польше автокефальной.

12 апреля 1937 года Константинопольский патриарх Вениамин I издал томос об автокефалии Албанской православной церкви.

13 марта 1945 года Болгарская православная церковь получила томос, подписанный патриархом Вениамином I и членами Священного синода Константинопольской церкви, которым отменялась греко-болгарская схизма и была признана автокефалия Болгарской православной церкви.

10 апреля 1970 года Патриарх Московский Алексий I (Симанский) предоставил томосы об автономии Японской православной церкви и автокефалии Православной церкви в Америке.

27 октября 1990 года Патриарх Московский Алексий II предоставил томос о самоуправлении Украинской православной церкви, 22 декабря 1992 года — томос об автономии Латвийской православной церкви, 26 апреля 1993 года — томос о самоуправлении Эстонской православной церкви, 2 декабря 1994 года — томос о самоуправлении Молдавской православной церкви.

27 августа 1998 года патриархом Константинопольским Варфоломеем был издан томос о даровании автокефалии Православной церкви Чешских земель и Словакии.

6 января 2019 года патриарх Константинопольский Варфоломей предоставил томос об автокефалии Православной церкви Украины.

См. также

В Викисловаре есть статья «томос»

  • Фетва
  • Булла
  • Энциклика

Примечания

  • Вадим Леонов, протоиерей. Украинский томос – капкан для мирового православия. Православие.ru (6.3.2019). Дата обращения 6 марта 2019.
  • Черемухин П. Томос и определения Константинопольского Собора 1157 г. / Константинопольский собор 1157 г. и Николай еп. Мефонский // Богословские труды. — Сб. 1. — М., 1960.

Томосы Православных церквей — история и содержание

Posts from This Journal “религиоведение” Tag

  • Раввины Украины

    Новоизбранный Президент Украины Владимир Зеленский провел встречу с представителями Совета раввинов Украины. Зеленский принял поздравления от…

  • «Менеджеры наций» в контексте религий, династий, конспирологии и теории заговоров

    «На уровне здравого смысла мы прекрасно знаем, что: Во-первых, есть лица, оказывающие на ход вещей значительно большее влияние, чем иные…

  • Религии по числу верующих

    Оригинал взят у el_tolstyh в Слава Богу! Подавляющее большинство жителей планеты религиозны. Неверующих всего 11%. Как и десятки веков…

  • Православность как нравственная опора

    Среди бывших окраин Российской империи, а затем союзных республик СССР, а затем независимых государств СНГ православие охватывает большую часть…

  • Церковь Свидетелей 7-го Дня Запоя объявлена вне закона

    Оригинал взят у ru_an_info в «Церковь саентологии» подозревается выводе из России в США 3 миллиардов рублей в виде…

  • Как Шаул стал апостолом Павлом, и что он сделал

    Оригинал взят у loreley10 в Загадка триумфа новой веры источники : Арьес Филипп «Человек перед лицом смерти»…

  • Славянские народы, которые приняли ислам

    Оригинал взят у bombula в Славянские народы, которые приняли ислам Не все славянские народы – христиане. Во время господства…

  • Сколько Бог сотворил ангелов и архангелов, и чем они отличаются

    Оригинал взят у matveychev_oleg в Сколько ангелов и архангелов и чем они отличаются Об ангельской иерархии – архимандрит…

  • Кто населяет США — статистика по этническому составу и вероисповеданию

    Оригинал взят у marafonec в Кто населяет США? Оригинал взят у bulochnikov в Кто населяет США? Религия в США Религия…

Что такое томос?

В январе 2019 года Константинопольский Патриарх совершил действие, которое Русская Православная Церковь считает неканоническим — даровал так называемый «томос об автокефалии» непризнанной церковной структуре, существующией на территории Украины. Этот документ не получил поддержки среди других Православных Церквей, а также среди существенной части верующих Украины, однако был с радостью воспринят украинским политическим руководством.

В результате слово из церковной практики неожиданно стало весьма популярным в светских новостях и дискуссиях. Так что же оно означает? Разбираемся, что такое томос и кто его может получить.

Томос это…

Томос — это официальный церковный документ по особо важным вопросам церковного устройства. Обычно под томосом понимают грамоту патриарха одной из Поместных Церквей, которая позволяет какой-то ее части стать самостоятельно управляемой Церковью и выбрать своего предстоятеля.

Томос ударение

В слове «томос» ударение падает на первую букву «о», поскольку это слово греческого происхождения. Чтобы проще было запомнить, можно провести аналогию со словом «том», который означает какую-либо часть книги. Кстати, слова «томос» и «том» имеют одно происхождение.

Томос или томас?

В некоторых СМИ и блогах авторы делают опечатку, в первую очередь потому что оба этих слова есть в словарях, правда имеют они разное значение.

Томос — это официальный церковный документ. Томас — западноевропейское имя, которое переводится на русский как Фома.

Томос перевод

У слова томос есть несколько значений. Томос с греческого переводится как «кусок» (греч. τόμος <греч. τέμνω — «кусок»; «том» от «резать», «делить»). Близкое по значению слово в русском языке применяется для обозначения частей книг — том первый, том второй и так далее.

Томосы Православной Церкви

Томосы Православной Церкви выдаются отдельным Церквям, которые решили стать самостоятельными Церквями и получили на то одобрение матери-Церкви, к которой ранее принадлежали.

Например, в 1970 году Русская Православная Церковь даровала томос Американской и Японской Православным Церквам, а в 1990 году даровала томос о самоуправлении Украинской Православной Церкви (после чего она стала самоуправляемой церковью в составе Русской православной церкви).

Томос РПЦ

У Русской Православной Церкви, так же как у Константинопольского Патриархата и других Поместных Церквей, сформировавшихся до середины XIX века, нет своего томоса.

Дело в том, что томос в современном понимании — как документ, предоставляющий автокефалию (то есть статус самостоятельной поместной церкви) отдельной Церкви, — появился только в 1850 году, когда Константинопольский Патриарх узаконил самостоятельность Элладской Церкви.

Русская Православная Церковь официально получила самостоятельность от Константинопольской Церкви в 1589 году, когда митрополит Иов стал первым Патриархом Московским.

Томос УПЦ

Интересно, что фактически томос для УПЦ был выдан еще в 1992 году, когда Украинская Православная Церковь получила статус самоуправляемой с правами широкой автономии в составе Русской Православной Церкви. Это обеспечило ее полную независимость от Москвы в управленческих и финансовых вопросах, которые отныне решают Соборы и Синод в Киеве.

Связь с Московским Патриархатом остается лишь в том, что украинские делегаты участвуют в принятии решений на общих Соборах Русской Православной Церкви, а также получают от нее миро — специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания.

Документ от 1992 года был признан всеми Поместными Православными Церквями.

Именно этот факт ставит сегодня под сомнение томос, изданный в 2018 году Константинопольским Патриархом. Тем более что, если сравнить отдельные пункты двух этих документов, можно увидеть, что самостоятельность новосозданной структуры под руководством Константинополя существенно меньше.

Константинопольский томос

Под понятием «Константинопольский томос» с 1850 года понимается официальный церковный документ Константинопольского Патриарха, который даруется новой самостоятельной Церкви при получении ею автокефалии. В этом документе, как правило, четко прописываются условия, на которых новая автокефальная Церковь получает свою независимость от Константинополя.

Следует учитывать, что практика создания независимых (автокефальных) Церквей существовала и до этого, тогда использовались другие процедуры принятия решений.

И конечно же никаких томосов нет у самых древних Церквей, таких как Иерусалимская, Александрийская или Антиохийская — они ведут свою историю от первых христианских общин, основанных апостолами.

В связи с событиями вокруг споров об украинской автокефалии периодически всплывают упоминания еще нескольких документов, которые на самом деле не имеют к нынешним событиям прямого отношения:

Святогорский томос

Святогорский томос — послание 1340 года святителя Григоря Паламы подписанное авторитетными монахами Святой Горы Афон. Оно было направленно против еретика Варлаама Калабрийского, который впоследствии перешел в католичество и стал епископом. Не называя Варлаама, Святогорский томос осуждал учения еретика «о нетварности только сущности, но не энергий Бога; о подражании как о единственном пути к обожению; о мессалианстве тех, кто называют божественную благодать нетварной, нерожденной и ипостасной, о Фаворском свете как о преходящем явлении и знамении; отрицание участия тела наряду с душой в благодати, подаваемой Богом таинственно и неизреченно очищенному уму». Учение Варлаама осудили два Софийских Собора 1341 года и Влахернский Собор 1351 года.

Что такое томос на Украине, как он связан с религией и церковью? Почему Украинская церковь добивается независимости?

Олег Мальцев

В апреле прошлого года во время встречи с руководством фракций парламента Пётр Порошенко сделал важное заявление о том, что Украина готовится получить долгожданную автокефалию для поместной церкви. Что означает данная новость? И с какими изменениями теперь придётся столкнуться жителям этой страны? В данной статье вы сможете найти ответы на эти вопросы.

Что такое томос в религии на Украине?

Для начала, чтобы разобраться в происходящем, необходимо ознакомиться с терминологией.

Итак, томос в религии – это особый указ религиозного характера. Он издаётся предстоятелем православной церковной структуры и несёт в себе решение важного вопроса относительно её устройства. Чаще всего он используется для того, чтобы церковь получила автокефалию или право на автономное управление. В документе используется также торжественная подпись.

  • Томос предоставляется священным Синодом Вселенского патриархата, который и выносит решение по актуальному вопросу.
  • Вопрос о выдаче томоса решается голосованием среди членов Синода, однако главное слово остаётся за Варфоломеем, Вселенским патриархом.
  • После этого документ подписывают все, кто состоит в Синоде, включая тех, кто был против вынесения решения или воздержался от голосования.

Когда все подписи готовы, томос можно считать действительным и неизменным. Обратной силы документ обычно не имеет, однако в довольно редких случаях решение может быть изменено новым указом.

Содержание томоса представляет собой три части:

  1. Исторический раздел, в котором описывается религиозная организация страны, запросившей автокефалию, и её состояние, а также её взаимоотношения с Константинополем;
  2. Каноническое обоснование. Здесь говорится о том, какими канонам обосновано данное решение;
  3. Устав церкви, список её прав, а также наставления следовать традициям и канонам.

В этом видео рассказывается, как украинская церковь обрела независимость после подписания томоса:

Что такое поместная церковь в Украине?

В СМИ уже давно ходили разговоры о том, что Украина желает установить на своей территории автокефальную поместную церковь. Это значит, что в этом государстве церковь будет независима от религиозных организаций других стран, а также будет иметь свою структуру.

Таким образом, под этим термином понимают самостоятельную религиозную структуру, независимую от других, которая находится на территории определённого государства. Чаще всего такая организация является общенациональной.

К подобному типу церковного устройства относятся русская, польская, румынская, греческая и многие другие по всему миру.

Особенной чертой является то, что в православии нет единого центра, каким является Ватикан в католицизме. Все религиозные структуры независимы, но взаимодействуют между собой, а статус Вселенского патриарха Константинопольского является исключительно формальным титулом.

Церковные организации

Установление на территории этой страны единой автокефальной церкви имеет для неё особое значение, так как здесь сложилась непростая ситуация.

Дело в том, что некоторое время назад, в начале 1990-х годов произошёл раскол, в результате которого появились три независимые церковные организации:

  • Украинская православная церковь Киевского патриархата, считающаяся самовольной автокефалией;
  • Украинская православная церковь Московского патриархата, подчиняющаяся Русской православной церкви;
  • Украинская автокефальная православная церковь, которая не была признана официальной.

Существование трёх независимых христианских структур в этой стране не способствует благоприятной атмосфере в обществе.

Кроме того, самостоятельное религиозное образование, границы которой совпадают с границами самого государства, является одним из гарантов его независимости. Поэтому очевидна необходимость установления единой автокефальной церковной организации, которая будет официально признана другими государствами.

Как Украина пыталась добиться автокефалии?

Впервые данное государство выступило с официальным заявлением о желании создать автокефальную церковь ещё в апреле 2018 года. С тех, пройдя через долгий и нелёгкий путь, во время которого она столкнулась с отказами и преградами, Украина наконец-то оказалась как никогда близка к получению томоса.

  • в сентябре пошлого года в страну приехали посланцы Константинопольской церкви, чтобы посетить соборы и храмы Украины и пообщаться с местными священнослужителями;
  • первое заседание Синода, на котором обсуждался вопрос выдачи томоса Украине, состоялось 9 ноября. В ходе собрания Синод выслушал отчёты посланцев, которые провели в этой стране около месяца, после чего решение о выдаче томоса было одобрено;
  • с 27 по 29 ноября проходило торжественное заседание Святого и Священного Синода Вселенского патриархата, на котором был окончательно согласован текст томоса Украинской церкви, а также её устав;
  • 15 декабря было сделано официальное заявление об установлении на территории Украины единой Православной церкви;
  • совсем недавно, 5 января, в храме Святого Георгия томос был подписан Варфоломеем, Вселенским патриархом;
  • на следующий день Варфоломей передал митрополиту Переяславскому и Белоцерковскому Епифанию посох и томос, тем самым окончательно провозгласив автокефалию.

Каких изменений теперь ждать украинцам?

Подобное событие является очень важным шагом в истории страны, который несомненно повлечет за собой изменения в некоторых сферах жизни верующих граждан.

  1. Самым важным изменением будет исчезновение путаницы и неудобств, которые возникали из-за существования нескольких церквей. Нередко верующие не знали, в какую из них обратиться за соответствующим обрядом, так как церковные организации отрицали некоторые традиции друг друга. Теперь же все обряды и каноны станут едиными на территории всего государства, что избавит верующих от лишних беспокойств;
  2. Для священнослужителей Украинской православной Московского патриархата предоставлен выбор. Они должны либо перейти в подчинение Православной церкви Украины, либо официально считаться частью Русской;
  3. На государственном уровне значительных изменений не произойдёт. Это же касается и собственности, находившейся в руках религиозной структуры.

Таким образом, на территории этого государства наконец-то установлена единая автокефальная Украинская православная церковь и это, однозначно, большое событие для этой страны. Во-первых, это стало ещё одним шагом в сторону независимости государства. Во-вторых, это значительно упростит жизнь верующих граждан.

Все говорят про томос, а что это значит

Томос — официальный документ православной церкви. В исламе аналог такого документа называется “фетва”, а католический Папа обычно издает “буллы” или “энциклику”.

Томосы имеют более торжественную и пышную форму, чем другие указы православной церкви. Он утверждается Синодом, а затем его подписывает Вселенский патриарх. Они могут касаться как официальной позиции православной церкви по отношению к другим религиям (Томос 1180 года о “боге Мухаммеда”) но чаще всего документ создается для предоставлении самоуправления в некоторых церквях. Как правило, томос принимается решением большинства голосов.

Томос для Украины — это документ, который даст право Украинской православной церкви на автокефалию (не путать с автономией).

Что такое автокефальная поместная церковь?

Это административно и канонически независимая от других православная церковь. На данный момент существует 14 признанных всеми автокефальных церквей. Считается, что древние патриархаты (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский и Константинопольский) были основаны апостолами, тогда как церкви “младшего” патриархата (Российского, Сербского, Румынского, Болгарского и Грузинского) появились на несколько веков позже. Есть также и небольшие Автокефальные архиепископии.

Формально у православной церкви нет главного центра управления. Однако, именно Константинопольский патриархат называется “Вселенским”, а также считается “первым, среди равных”. Это значит, что итоговые решения принимает именно Константинопольский патриархат.

Варфоломей I занимает пост Вселенского патриарха с 1991 года

Однако на этом оргструктура православной церкви не заканчивается. Помимо автокефалий, есть еще автономии. Автономии — это как дочерние компании одного холдинга. Например, Украинская церковь Московского патриархата (УПЦ МП) подчиняется Российскому патриархату. Кстати, это одна из российских автономий, которую не признает Вселенский патриархат. Решение о подчинении Киевской митрополии Москве появилось в 1686 году, единоличным решением Московского патриархата. Около 330 лет РПЦ управляла церковью в Украине без официального подтверждения Синода и Вселенского патриархата.

Томоса будет достаточно?

К сожалению, нет. Если бы в Украине была единая православная церковь, то томос автоматически наделил ее независимостью. Но на данный момент таких церквей три: УПЦ МП, УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Разумеется, что все это время РПЦ признавала каноничность только УПЦ МП, как своей “дочерней компании”. Константинополь никогда не признавал автономию УПЦ МП. По сути, это было “рейдерский захват” Украинской церкви.

В 1920 году появилось отдельное движение Украинской автокефальной церкви, однако она не считалась канонической (правильной). В 1992 году появилась еще одна православная церковь: митрополит Филарет оставил УПЦ МП и основал церковь Киевского патриархата, за что и был предан анафеме предстоятелем РПЦ.

Однако Киевский патриархат и УАПЦ готовы объединиться для благой цели. Еще в апреле 2018 предстоятель УПЦ КП патриарх Филарет и предстоятель УАПЦ митрополит Макарий передали Вселенскому патриарху Варфоломею обращение об автокефалии для Украины.

Пойдет ли на объединени УПЦ МП — пока непонятно. Но ее предстоятель митрополит Онуфрий уже не раз отказывался вести переговоры об объединении, не поддерживает идеи о независимости Украинской церкви и сейчас.

Спикер Киевской Патриархии архиепископ Евстратий Зоря рассказал, что местом, где может состояться Объединительный собор Украинской церкви, является Собор святой Софии в Киеве

Однако, не все члены Московского патриархата поддерживают решение Онуфрия не объединяться с другими церквями. Порошенко рассказал Укринформу что некоторые епископы УПЦ МП поддержали идею украинской автокефалии, за что подверглись шантажу и угрозам со стороны коллег.

Еще в мае 2018 патриарх Филарет заявил, что УПЦ МП придется либо присоединиться к автокефалии, либо сменить название после образования независимой каноничной церкви в Украине.

Зачем Украине автокефалия?

Переживающей войну Украине как никогда нужна независимая от России православная церковь. Об этом в апреле 2018 заявил президент Украины Петр Порошенко.

“Долгожданный нами Томос еще больше укрепит религиозную свободу в Украине, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан, которые будут наконец едины и перестанут делиться на якобы «канонических» и «неканонических». Такой Томос укрепит нашу независимость. Он выделит рудименты того политического проекта, который называется «русским миром» и который придумали именно иерархи Русской православной церкви. Уже потом эту опасную для Украины политическую ересь взяла на вооружение власть Российской Федерации”, — заявил Порошенко на выступлении в Верховной Раде 18 апреля 2018.

Сейчас Кремль использует свое огромное влияние на православный мир, чтобы блокировать любой разрыв со «своими» автономиями. УПЦ МП не один раз ретранслировала идеи России про “братские народы” и нежелание признавать Россию агрессором. Например, когда в 2015 году Порошенко зачитывал имена героев Украины (10 из которых получили это звание посмертно), представители УПЦ МП, включая митрополита Онуфрия, отказались встать и почтить память бойцов АТО. Позже Онуфрий пояснил, что таким образом выражался протест против войны на востоке Украины.

В апреле Порошенко поехал на встречу с Вселенским патриархом для переговоров о предоставлении автокефалии, о чем и сообщил всем предстоятелям украинский церквей. Слева руководитель УПЦ МП Онуфрий.

В статье «Еспресо» «Пропаганда от бога. Как русская церковь решала судьбу Украины» можно прочитать про некоторые пропагандистские операции, которые проходили под контролем Московского патриархата.

Зачем РПЦ Украина?

Как и в целом с Россией, РПЦ претендует на украинских прихожан, считая Украину своим приходом. Согласно исследованиям центра Разумкова, к православию себя относят 67% опрошенных украинцев. Среди православных прихожан 15-19% ходят на службу раз в неделю, а 48-53% прихожан посещают церковь по праздникам. Более двух третей украинцев — православные.

Но основной религиозный орган страны находится под властью Москвы, а не Киева. С такой благодатной аудиторией, РПЦ получает не только активный электорат, на который можно повлиять, но и обширный рынок для продажи своих услуг.

Резиденция патриарха УПЦ МП нахожится в Киево-Печерской лавре. Однако УПЦ МП не являются владельцами лавры, а лишь арендатели. Лавра является объектом национального значения, а значит в собственность не передается

РПЦ не хватает своих прихожан?

В России статистика отличается в худшую для патриархата сторону. Согласно анализу российских исследовательских институтов (“Левада-центр” и “Общественное мнение”), 70% россиян считают себя православными.

Из них лишь 4% регулярно посещают церковь. А 80% прихожан ни разу не причащались и не исповедовались. 27% православных россиян не знают ни одной заповеди. 30% православных верующих считают, что Бога нет. Православными в России чаще всего становятся не из-за веры в Бога, а для чувства единства и для поддержки действующей власти.

Тем не менее, Российский патриархат претендует на численное большинство среди других церквей, а значит и на вес своих решений в Синоде. Так, патриарх Кирилл в прошлом году похвастался, что всего к РПЦ относят около 36 тысяч храмов или иных помещений, в которых происходит “божественная литургия”. В расчет принимались также постройки в Украине, Казахстане, Молдове, Японии и Беларуси.

Это некий аналог СССР, только в православном мире. Потеря всех автономий превратит РПЦ в небольшой патриархат, по численности не превосходящий Румынскую православную церковь с ее 15 тыс. приходами.

РПЦ борется с Константинополем?

Да. Православный мир можно условно разделить на два лагеря: греческий и русский. У этих лагерей есть свои сторонники, есть и те, кто сохраняет нейтралитет (Румыния). Один из недавних крупных конфликтов — отказ от участия РПЦ в Всеправославном соборе, созванного Вселенским патриархом, архиепископом Константинополя Варфоломеем I. К собору готовились 50 лет. Это было одно из крупнейших событий в православном мире за несколько последних столетий, на которое патриарх Кирилл в последний момент отказался ехать. При этом, еще три близкие к РПЦ автокефалии поддержали митрополита в его саботаже.

Подобный отказ был воспринят как вызов. Поэтому, когда Порошенко обратился с просьбой о собственной автокефалии в Украине, в Константинополе это восприняли позитивно. Таким образом удалось бы восстановить историческую справедливость, нарушенную после того, как РПЦ захватила цервковь в Украине, а также ослабить Российский патриархат, лишив его почти трети (в Украине находится около 11 тысяч храмов УПЦ МП) прихожан.

И если в 1992 году РПЦ расколола церковь в Украине на Киевский и Московский патриархаты, то сейчас РПЦ начала откол от Константинополя.

В сентябре Синод РПЦ решил больше не молиться за патриарха Варфоломея, а если процесс получения Украиной автокефалии продолжится, то вообще прекратить любые отношения с Константинополем

Согласно расследованию Assoсiated Press, усилия России по пресечению этого процесса включали даже кибератаку на электронные почты главных помощников Варфоломея (Вселенский патриарх не использует электронную почту сам).

Вступление в дело российских хакеров лишь подчеркивает государственный интерес России в этом конфликте. Таким образом президент России Владимир Путин пытается «приватизировать» православное христианство, как некую часть фантазийной концепции «русского мира», что, конечно же, не соответствует исторической правде и реальному положению вещей.

Что уже сделал Константинополь?

Порошенко на встрече с Варфоломеем, где Вселенский патриархат назвал себя «истинной материнской церковью» для православных Украины

Как уже и писалось выше, Священный Синод Вселенской православной церкви принял решение выделить для Украины автокефалию. В документе, который опубликован на сайте Вселенского патриархата говорится о пяти отправных точках для возвращения независимой церкви в Украину:

  1. Синод подтвердил решение о продолжении о предоставлении автокефалии Украинской церкви;

  2. Отменен “рейдерский” документ 1686 года, который сделал Московский патриархат главным в Киеве. По сути, он никогда и не имел юридической силы в православном мире, несмотря на агрессивные попытки РПЦ убедить всех в обратном;

  3. Синод подчеркнул, что Киев является прежде всего автономией Вселенского Патриарха, а не Московского. Такой порядок существовал еще в Киевской Руси, а Киевская митрополия никогда не входила в каноническую территорию Московского патриархата;

  4. Синод отменил анафему и восстановил все церковные саны патриарху Филарету и митрополиту Макарию.

  5. Решено избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем “чтобы мир и любовь Христа могли преобладать”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *