Троеручица икона божией

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Икона Божьей Матери «Троеручица» является поистине особенным образом. Все дело в том, что в нижней ее части изображена третья рука. Она может быть как третьей рукой Божьей Матери, так и самостоятельным элементом. Происхождение данной святыни объясняет история Иоанна Дамасского. Сам образ является очень почетным и уважаемым, а весь христианский мир знает о ее целительных свойствах. Давайте же подробно расскажем об истории, значении и в чем помогает икона «Троеручица».

Что означает икона «Троеручица»

В истории христианства было несколько горестных периодов, один из которых иконоборчество. Этот эпизод христианской веры припадает на VIII век. Суть этого периода в том, что император Лев III Исаврянин стал в основу иконоборческой позиции и призывал всех: «не искать кумира на небе, не служить и не поклонятся ему».

Очевидно, это движение не осознавало разницы между языческим идолом и христианской иконой. Иконоборческий период уничтожил множество дорогих памяток культуры: скульптуры святых, алтари, иконы, мозаики и фрески. Церковь понесла огромные духовные убытки.

История данного чудотворного образа связана с именем песнопевца Иоанна Дамаскина. Она относится к типу Одигитрии, только с небольшой разницей, что Младенец находится не на левой руке, а на правой. Многие задаются вопросом: что значит образ Богородицы и откуда эта третья рука? К тому же она изображена или светлой (серебряной) или более темного цвета, но никак не телесного.

В период иконоборчества Иоанн Дамасский активно препятствовал опасной ереси. Активный сторонник Лев Исавр пришел от этого в ярость и решил убить автора трактатов, но просто так это сделать было нельзя. Ведь Иоанн занимал высокое положение при дворе и не был обычным подданным.

Поэтому Лев Исавр поступил подло — он приказал подданным написать письмо императору якобы от Иоанна с планом завоевания Дамаска полный лицемерной лести. Византийский царь был разгневан и приказал отрубить правую руку преподобного, лишив всех святых статусов.

Физические страдания блаженного нельзя передать словами. Несколько ночей он страдал и молился. А через несколько ночей Иоанн приложил отрубленную десницу к месту отсечения и стал молиться о помощи, чтобы обрести возможность трудится во имя Господа. Во сне к нему пришла Богоматери и сказала, что исцелит его. Проснувшись преподобный увидел, что кисть на месте и остался только рубец.

В благодарность за заступничество Иоанн приделал в святыне серебряную руку, как признак того, что десница принадлежит не ему. Так и появилась икона «Троеручица», значение которой для христианской веры очень-очень велико.

Значение образа Богородицы

Посмотрев на образ можно увидеть, что центральная часть изображения отведена под Младенца Иисуса. Он сидит на руках у Божьей Матери. Если присмотреться, то можно понять, что он благословляет своей рукой всех, кто находится перед иконой. А сама Богородица указывает на своего Младенца, как на путь к Спасению.

Икона относится к типичному изображению Одигитрии с учетом того, что она прошла через сложный период христианской веры. Это еще раз доказывает, что икона не талисман или оберег, а окно в мир с которым можно общаться и который даст по нашей вере. А рука преподобного Иоанна — это свидетельство того, что от Богородицы приходит благодать и спасение. Нужно только отдать себя служению Богу.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Когда день празднования

Празднование данного образа Матери Божьей принято совершать 12/25 июля и 28 июня/11 июля.

Где находится икона

  • Самый почитаемый список святого образа находится в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Этот список был написан в XVII столетии. Самым знаменитым ее чудом стало излечение слабого зрения мастера, который проводил ее реставрацию.
  • Вторая знаменитая икона хранится в Храме-на-Крови, который расположен в Екатеринбурге.
  • Есть даже храм, который назван в ее честь. Это монастырь Иконы Божией Матери «Троеручица».

Помимо этих трех чудотворных списков данный образ Богородицы очень часто встречается в других Церквях России.

О чем молятся иконе Божьей Матери «Троеручица»

У святого лика Пречистой просят помощи в следующих случаях:

  • для защиты от врагов;
  • при угрозе дому или семейному благополучию;
  • для способствования увеличения благосостояния;
  • для исцеления от заболеваний;
  • желая здоровья родным или близким.

Еще о чем молятся «Троеручице»? Ее просят вылечить болезни конечностей и глаз. Молитва к данному священному образу способна избавить от горесных мыслей и тоски. Кроме того, данная икона способствует и покровительствует тем, кто занимается любым ремеслом.

Молитвы Богородице «Троеручица»

Молитва первая

«О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, всеблагую и всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити, и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшем суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченней милости Своей. О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Вторая молитва

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь».

Тяжелобольному на исцеление

«О, Пресвятая и Преблагая Дева Богородица Мария! Припадаем и поклоняемся тебе пред святою иконой Твоею, помня прославленное чудо Твое, исцелением усеченных десницы преподобного Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное. Его же знамение доныне видимо есть на ней во образе третьей руки, к изображению Твоему приложена. Помоги, Троеручица, в исцелении причудной Твоею рукой рабы Божьей (имя). И услыши нас, и не лиши нас помощи Твоей Державной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Храни Вас Господь!

su_quote]У каждого человека бывает светлая и черная полоса в жизни. Когда нам плохо, мы обращаемся к высшим силам и просим о помощи. Православные обращаются к Богу, Богородице, архангелам и святым через иконы, святые мощи и так далее. Образа и лики издревле считаются самым распространенным способом. Икон существует великое множество. Среди них выделяется икона «Троеручица». О ней и пойдет речь далее.

История образа

Иоанн Дамаскин

Икона неразрывно связана со своим создателем. Облик Божией Матери «Троеручицы» был написан Иоанном Дамаскиным в VIII веке н. э. в Византийской империи. Подробно поговорим о самом иконописце.

Облик Божией Матери «Троеручицы» был написан Иоанном Дамаскиным

Иоанн Дамаскин появился на свет примерно в 675 году в городе Дамаск. В то время он входил в состав Арабского халифата. Иоанн родился в семье логофета, то есть высокопоставленного чиновника, который служил при дворе правителя. Позже на этом посту отца сменил и сын. Имя при рождении – Мансур ибн Серджун ат-Таглиби.

Проходит время. Православие в близкой к халифату Византии сменяет ересь. Иконоборчество набирает все больше последователей. Византийский император, крайне набожный человек, становится ярым противником православия. В стране все иконы приравниваются к языческим идолам. Теперь они подлежат уничтожению. Уничтожали не только святые образа, но и древние фрески, мозаики и статуи.

Иоанн Дамаскин напрямую противостоял такой внутренней политике византийского императора. Он писал письма, сочинения, целые трактаты, которые посвящались обличению иконоборчества. В своих рассуждениях Дамаскин призывал людей вернуться к истинной вере. В самом мусульманском городе оказывалась поддержка верующим христианам.

Всё это сильно раздражало Льва III, однако он не мог действовать напрямую. Почему? Иоанн считался подданным другого государства, следовательно, напрямую на него воздействовать было нельзя.

Император составил поддельное письмо, в котором говорилось, что Дамаскин якобы предатель. Когда халиф получил это донесение, он был в ярости. В качестве наказания за предательство, которого он не совершал, Иоанну отрубили правую руку.

Всю ночь в страданиях и молитвах провел иконописец на коленях перед иконой Божией Матери. Он просил ее о том, чтобы царица Небесная позволила ему снова нести истинную веру людям и бороться за нее. Во сне к Иоанну пришла сама Богородица и сказала, что теперь его рука исцелена. Так свершилось великое чудо. В благодарность за помощь и заступничество иконописец, согласно старой традиции, отлил третью руку из чистого серебра и прикрепил к окладу. Тогда и появилось название образа – икона Божией Матери «Троеручица».

После этого события Иоанн полностью отказался от мирской жизни, взял священную икону Богоматери и отправился в монастырь близ Иерусалима, где принял постриг. Тогда же он получил имя, под которым и известен как преподобный. Позже Иоанн был возведен в сан священника. Так он продолжал бороться за православную веру.

Иоанн Дамаскин противостоял политике византийского императора

Иконописец

Вторая теория о появлении третьей руки связана с еще более ранним периодом. В одном храме (в каком именно – неизвестно) работал иконописец. Именно он писал облик Богоматери. Вдруг он заметил, что на иконе стала проявляться третья рука. Иконописец стал стирать ее, но та снова возвращалась. Так произошло и во второй раз. Иконописец решил, что исправит это утром. Во сне пришла к нему царица Небесная и сказала, что такова воля ее – на святом образе должна остаться третья рука.

Богородица и разбойники

Существует еще одна теория теория о происхождении третьей руки. Она достаточно редкая, но все же имеет место. Однажды святой Марии пришлось спасаться от разбойников. Они гнались за ней и за младенцем. Перед Богоматерью была широкая река. Чтобы ее переплыть, нужны были обе руки, но они были заняты младенцем. Тогда Мария попросила Бога о помощи. Ей была послана третья рука, Богородица смогла переплыть реку и спастись от разбойников.

Видео «Икона «Троеручница» – история и описание»

В этом видеосюжете представлено подробное описание святого образа.

Иконография

Если рассматривать иконографию образа «Троеручицы», то можно с уверенностью сказать, что она принадлежит к типу Одигитрии, созданному еще евангелистом Лукой. Богоматерь держит сидящего Спасителя на правой руке. Самой главной и интересной частью иконы является третья кисть, которая находится под правой рукой Богородицы.

Святыня принадлежит к типу Одигитрии

Значение иконы

На святом образе присутствует две фигуры: мать и младенец на ее руках. Богоматерь указывает на сына как на путь к спасению человечества. Стоит заметить, что от положения рук, их направления в разных списках и стилях может меняться и значение. Так, третья рука в зависимости от самой иконы может означать:

  • если кисть приставлена отдельно от Богородицы, то она означает покровительство, благодать и милость царицы Небесной;
  • если же рука принадлежит самой Богородице, то это означает защиту и благословение всем людям.

На сегодняшний день считается, что основной смысл «Троеручицы» заключается в смиренном служении Богу, а также в силе настоящей веры.

В чем помогает икона «Троеручница»

При обращении к Богородице молитва должна быть искренней и чистой, тогда все по воле Божией исполнится. Чаще всего «Троеручицу» просят о защите семьи и дома. Обращаются и с такими просьбами:

  • об удаче и счастье в браке;
  • о здоровье и излечении болезней и травм;
  • о здравии близких и родных;
  • о благосостоянии семьи;
  • об укреплении душевных сил;
  • о помощи и удачи в работе.

При обращении к Богородице молитва должна быть искренней и чистой

Куда вешать в доме

Самым лучшим местом в доме для иконы Божией Матери «Троеручицы» будет традиционный красный угол главной комнаты. Перед самим образом больше ничего быть не должно. Так сила Богородицы распространится на всех обитателей дома и на гостей. Можно повесить икону напротив входа. Так она будет защищать членов семьи от зла и вреда других людей. Богоматерь станет воздействовать и на людей, которые заходят в ваш дом. Если у человека добрые намерения, то ему будет тепло и уютно с вами. Если наоборот – злоумышленник постарается быстрее уйти.

День празднования иконы «Троеручица»

Память и честь воздается «Троеручице» 11 и 25 июля по григорианскому календарю. В эти же дни в церквях могут проводиться специальные процессии и праздники.

Где пребывает образ «Троеручица»

Наиболее чтимый и древний список иконы «Троеручицы» сейчас находится в Москве, в Свято-Даниловской церкви. Считается, что этот образ был создан в XVII веке. Известная копия находится также в одноименной церкви в столице и в храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге.

Менее известные списки хранятся во многих храмах, монастырях и соборах России и стран СНГ.

Икона из Свято-Троицкого Ионинского монастыря (Киев)«Троеручица» в монастыре Хиландар (Афон)Деревенская икона XIX века

Чудеса, совершаемые иконой

За время существования этой иконы известно огромное количество случаев исцеления и спасения человеческой жизни и других чудес. Расскажем подробнее о самых известных.

Одним из самых интересных случаев явления чуда является история, связанная с Хилендарским монастырем. Умер прежний игумен. Монахи никак не могли договориться о назначении нового. Тогда в это дело вмешалась сама царица Небесная. Когда утром следующего дня служители пришли на утреннюю молитву, они увидели, что икона «Троеручицы» не на своем месте, а находится на месте игумена. Решив, что это чья-то глупая шалость, монахи перенесли образ на место. То же самое случилось и на следующий день. Во сне к одному из служителей пришла сама Богородица и объявила о желании управлять монастырем. С того самого дня им правит царица Небесная. Во время разных войн солдаты не раз видели в небе над монастырем образ женщины. Эта же обитель за всю свою историю ни разу не была разрушена или повреждена.

В XIX веке в Киеве шла эпидемия Тифа. После проведения службы по имя «Троеручицы» болезнь отступила из города, а люди выздоровели. Эта икона до сих пор хранится в Киеве. Известен случай, когда туда приехала женщина. Ее рука была облита кислотой. После прикосновения к иконе, раны затянулись, не оставив следа.

С образом связано много чудотворных деяний

Троеручица

Икона Божией Матери»Троеручица»


Оригинал иконы из афонского монастыря Хиландар

Дата появления

VIII в.

Иконографический тип

Одигитрия

Местонахождение

Хиландар, Афон

Дата празднования

28 июня, 12 июля (по юлианскому календарю)

Медиафайлы на Викискладе

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Троеру́чица» — чудотворная икона, почитаемая в Православной церкви. Празднование иконе совершается 11 июля (28 июня по юлианскому календарю) и 25 июля (12 июля по юлианскому календарю).

Иконография

В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

История возникновения

В Православном предании существует легенда, согласно которой считается, что возникновение этой особой иконографии было связано с эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина. Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришел в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица». Однако в православной энциклопедии данная легенда не имеет подтверждения

История иконы и чтимые списки

Впоследствии икона была перенесена преподобным Иоанном в обитель святого Саввы, где хранилась до XIII века, когда была отдана в дар сербскому архиепископу Савве. По преданию, во время вторжения турок в Сербию икона была положена на осла, который принёс её к воротам Хиландарского монастыря на Афоне. Монахи поместили образ в алтаре, но он, по преданию, переместился на игуменское место. С тех пор в монастыре игумен перестал избираться (делами монастыря управляет иеромонах-проигумен), а монахи принимают благословение на церковные службы от иконы «Троеручицы».

Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.

В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря.

Вместе с тем, приписывание на иконах Богородицы третьей руки, как её собственной, зачастую вызывало у людей естественное смущение. В рассуждении сего, Святейший Синод своим Указом от 21 мая 1722 года постановляет:

повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истинне, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; <…> Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно.

Один из списков Иконы Божьей Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова, а в Москве — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, на Болгарском подворье.

> См. также

  • Вотивные предметы

Примечания

  • Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 360-633.
  • Бенчев И. Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне // Византия и византийские традиции. Сборник научных трудов посвященный XIX Международному конгрессу византинистов. Копенгаген 18-24 августа, С. Петербург 1996 (издание Гос. Эрмитажа), стр. 175—183

Воспоминания протоиерея Михаила Воробьева о Пасхе в маленьком советском городке Вольске

Во всей нашей улице одна только Веросьповна умела определять день Пасхи. Вообще-то, звали ее Вера Иосифовна, но выговорить такое необыкновенное имя-отчество мог далеко не каждый. Впрочем, и назвать эту сгорбленную старушку как-то по-простому, ну, скажем, баба Вера, тоже не получалось. При всей крохотности своего роста обладала она неким величием внутреннего знания, внушавшего уважение даже самым отъявленным сорванцам.

Конечно, мальчишки уважали Веросьповну не за пасхальную тайну, и даже не за то, что она знала фантастически прекрасные лекарства от всех детских болезней: не признавая таблеток, зубную боль она лечила распаренной в молоке ягодой инжира (как она говорила — винной ягодой), а понос — отваром гранатовой корки в кагоре. Самым прекрасным в Веросьповне была деревянная рука! Нет, не примитивный протез — наша соседка вовсе не была инвалидом,— а искусно вырезанная из липы ладонь, собранная в горсть, посаженная на длинную украшенную витиеватым узором рукоятку. Предназначался сей дивный агрегат, купленный отцом Веросьповны на Нижегородской ярмарке чуть ли не во времена царя-освободителя, для одного-единственного дела — чесания спины! Свой талисман старуха берегла пуще всех сокровищ мира, и не каждый мальчишка мог похвастаться, что и он чесал свою спину рукой Веросьповны.

Ну, а пасхалия? С пасхалией было настоящее волшебство! Никаких календарей Веросьповна не признавала, но определяла Пасху каким-то очень замысловатым способом, который она называла невнятным магическим словом, очень похожим на андерсеновское «снип снап снурре». Происходило это священнодействие примерно так. Напившись чаю по принципу «первые восемь чашек без сахара», бабушка, притащившая меня к своей подруге, потому что «оставить этого ужасного ребенка — весь в отца — без присмотра нельзя ни на минуту», спрашивала: «А скажи-ка, Веросьповна, не пора ли уже луковичные перья складывать? Когда у нас в этом году Пасха?». Наверняка Веросьповна, заменявшая в те годы Интернет по меньшей мере для половины Вольска, знала даты загадочно кочевавшей по календарю Пасхи до самого Второго пришествия. Но и ей тоже хотелось покрасоваться причастностью к неведомым тайнам. Поэтому она, постанывая и кряхтя, доставала из сундука огромную книгу с обтянутыми кожей обложками и раскрывала ее там, где на развороте были изображены раскрытые ладони, помеченные множеством загадочных знаков. «Рука Дамаскина»,— торжественно объявляла она, и для меня, ребенка, еще не читавшего поэму о средневековом монахе Иоанне Дамаскине, эти слова звучали как «рукадама скина», что совсем почти не отличалось от загадочной «абракадабры».

После этой «рукадамы» Веросьповна начинала очень быстро крутить пальцами на своих собственных ладонях и произносить такие ужасные заклинания, что ребенок был уверен: вот это уж точно — настоящее колдовство.

«Круг Солнца, индикт,?— бормотала старуха, переходя с одной стороны ладони на другую,?— так, определяем лунное течение, смотрим сюда: ключ границ, в руце лето… Ну, вот — 12 апреля. Добавляем 13 дней и, пожалуйста, 25 апреля — по-новому. Да, Клавдинька, пожалуй, пора собирать луковичные перья, да и дрожжей тоже надо добиваться».

И вот наступает день, когда горы луковичной шелухи отправляются в глубокий чугунок, а вслед за ними туда же опускаются куриные яйца. Дрожжи, которых все же удалось «добиться» — при советской власти ни одну полезную вещь не удавалось купить просто так, непременно нужно было «добиваться» или «доставать»,— тоже шли в ход, превращая горку муки в душистое тяжелое тесто, которое часами поднималось в высоких жестяных формах. И вот уже ни свет ни заря появляется сияющая Веросьповна и протягивает первое пасхальное яйцо, которое, как и все яйца в Вольске, окрашено луковичным пером, но в отличие от наших, тяжелых и тусклых, блестит, потому что старуха догадалась протереть его смазанной топленым маслом тряпицей…

Пасха всегда казалась радостнее других праздников. Во всех других, за исключением, разве что, Нового года, ребенок чувствовал какое-то логическое противоречие, какой-то парадокс, который в голове никак не укладывался. Ну, хорошо, если годовщина революции, или Первое мая, или какой-то другой героический день, то зачем после громоподобной музыки, многолюдных шествий с неизбежным утомительным стоянием на перекрестках такое повальное пьянство? Смысл Воскресения Христова в пионерской голове, конечно, тоже не укладывался. Но то, что это настоящий, загадочный, наполовину тайный праздник, ощущалось очень ясно.

Об этом празднике не писали газеты, ничего не говорили дикторы в редких — на всю улицу один — телевизорах. Школьные учителя что-то бормотали о религиозных пережитках, но как-то застенчиво, неохотно, скороговоркой. Кто-то даже шепотом говорил, что видел Марию Петровну в пасхальный день на кладбище, и она, вместо того чтобы, обрадовавшись встрече с Гришкиными родителями, рассказать о всех проделках их малолетнего преступника, поспешила скрыться среди соседних могил.

Бабушка с Веросьповной торопливо пили чай с куличом и прочей пасхальной снедью, стараясь пораньше отправиться на кладбище, прихватывая — «не ребенок, а наказание Господне» — и меня. В те годы на кладбище отправлялся весь город, устраивая свою «пасхальную демонстрацию» как бы в пику официальным, наполовину подневольным, первомайским шествиям с портретами вождей, транспарантами и «живыми картинами», изображавшими в зависимости от прогиба партийной линии то «наш ответ Чемберлену», то «королеву полей», то «мирный атом».

Личных автомобилей тогда не было. Автобусы в сторону кладбища почти не ходили, поэтому весь трехкилометровый путь по пыльным, едва просохшим улицам приходилось проходить пешком. Впрочем, к этой Пасхе город несколько приукрасился. Конечно, не ради Светлого Христова Воскресения, хотя хозяйки вымыли окна именно к этому празднику, а из-за того, что в этом году впервые как нерабочий день отмечался праздник Победы.

Страна не была сентиментальна по отношению к своим героям. Двадцать лет после окончания опустошительной войны праздник Победы был обыкновенным рабочим днем. Да и участникам той войны Сталин и его ближайшие преемники не торопились отдавать никаких почестей. Какие там почести тридцатипятилетним мужикам? Вас — миллионы, руки-ноги целы — иди работай. А не целы — нечего здесь водку пьянствовать и попрошайничать — в закрытые интернаты, на Валаам!

И только в 1965 году отчеканили первую юбилейную медаль, и Брежнев, сам повоевавший и, по свидетельствам однополчан, не бегавший от пуль, сделал праздник Победы праздником, а на открытии Сталинградского мемориала впервые произнес это слово — «ветераны». Но только еще двадцать лет спустя, при Горбачеве и еще позже — при Ельцине, ветераны получили какие-то реальные льготы: прибавку к пенсии, простенькие автомобили, бесплатный проезд. Кто-то даже получил квартиру. А тогда Веросьповна, потерявшая на войне двух сыновей, получала пенсию в десять рублей. Шутить советская власть умела!..

Первой достопримечательностью, примерно в середине пути к кладбищу, был огромный, покрытый прошлогодним пожухшим бурьяном пустырь. Как ни странно, он сохранил свое первое название — Ярмарочная площадь. Это уже потом, к концу 1970-х, после того, как здесь была выстроена школа, зуд переименования коснулся и этого места — пустырь стал называться площадью Юности… А пока Веросьповна повествовала о двух ежегодных ярмарках, Петропавловской и Покровской, о лошадях и цыганах, о балаганах и необыкновенно вкусных конфетах-тянучках, о чумазых оладочницах, всегда прилагавших к своему нехитрому товару соленый огурчик.

На краю Ярмарочной площади, откуда уже было видно широко раскинувшееся кладбище, сиротливо притулилась обшарпанная забегаловка, именовавшаяся со все той же присущей советской шутливостью «Кафе “Улыбка”». Уже через неделю после открытия «Улыбка» начала распивочно и навынос торговать дешевым плодово-ягодным вином, за что тут же получило второе имя — «Бабьи слезки». Было, впрочем, и третье: частенько заглядывавшие сюда преподаватели технического училища и воспитатели интерната для глухонемых детей называли забегаловку «Встреча на могилках».

Но вот и «Улыбка», замаскировавшая свои приземистые куличики этикетками «Кекс майский», уже позади. Мы проходим мимо двух сохранившихся корпусов женского монастыря, откуда на нас с тоской смотрят глухонемые дети. Им строго-настрого запрещено собирать яйца с могил, но силу Божью не остановить, и они лихо на языке жестов обмениваются планами предстоящего набега на кладбище. Глядя на мелькание рук и пальцев, я тут же вспоминаю «руку Дамаскина», а Веросьповна рассказывает про стеганые одеяла и постельное белье, которое вышивали монахини для готовившихся к замужеству купеческих дочерей. Далее идет рассказ о чудотворной Иверской иконе, остановившей эпидемию холеры, об ограблении обители будущим советским писателем Федькой Панферовым — «он и у меня корчагу меда украл»… Но слушать уже некогда, потому что вот они — гостеприимно распахнутые для всех кладбищенские ворота. Они облеплены нищими, а само кладбище шумит и бурлит, как городской рынок в базарный день.

Здесь — настоящий праздник. Вот одинокий старик вздыхает над могилой недавно ушедшей супруги. А тут целое семейство устраивает трапезу за столиком внутри просторной ограды: здесь есть несколько могил, но еще много свободного места для новых поколений. А здесь серьезного вида мужики крошат хлеб и выливают стопочку на могилу покойного друга…

Как хорошо положить крашеное яичко на могилку, прокричать «Воистину воскресе!» на приветствие встретившегося родственника. Очень нравятся тоненькие голоски старушек — никаких священников в те годы на кладбище не было,— поющих что-то непонятное, печальное и прекрасное одновременно: «Яко исчезает дым, да исчезнут…». Особенно нравились слова: «Пасха кра-а-асная». Да и само кладбище, переполненное нарядными людьми, сверкающее свежевыкрашенными яркими оградками, пронзительно зеленой, только что вылезшей из земли «капусткой», представляется юному пионеру каким-то уголком Царства Небесного, в которое ему очень хочется поверить.

Но чуть дальше и выше находится уголок какого-то другого мрачного царства. Именно здесь — пустота и настоящее кладбищенское безмолвие. На склоне холма, покрытого порыжевшей прошлогодней травой, какими-то зловещими рядами располагаются бугорки, на которых нет ни креста, ни оградки, ни таблички с именем,?— одни только проржавевшие номерки. Здесь, на Вольском кладбище, беспорядочном и заросшем, более всего поражали эти очень ровные и совершенно одинаковые ряды безымянных могил. Это были захоронения немецких военнопленных, умерших в военные и послевоенные годы в госпитале, который размещался в здании бывшей женской гимназии, носившей к началу войны гордое имя Школьного дворца. Сколько их было здесь погребено, подсчитать невозможно. Но, присмотревшись к этим по-немецки ровным рядам, можно было заметить, что в угрюмое однообразие все же вкрадывался спасительный русский разнобой. На одном бугорке лежала карамелька, на другом — красное яйцо, на третьем — тоже яйцо, но уже небесно-голубого цвета…

Кто в том году, когда после войны прошло всего двадцать лет, положил на могилы этих фашистов, этих безжалостных душегубов, повесивших Зою Космодемьянскую, нехитрую пасхальную снедь? Уж точно не пионеры, хорошо проинформированные, что нужно делать с врагом, когда он не сдается! Тут уж не до пасхальных яиц…

Но кто это наклоняется над этой неприбранной могилой, кто как бы украдкой кладет печенье и пару карамелек? Да это же Веросьповна, давно уже отделившаяся от нас, чтобы проведать своих. И она не одна на том пепелище. Еще две, нет, три пожилые женщины, еще не старухи, деловито кладут по яйцу и тихо, как бы оправдываясь, говорят: «Ну и что, что не нашей веры… Ну, как же… Ведь у него там тоже мать… а он, вот, здесь… один… кто ж ему положит…».

Солнце поднимается выше и начинает палить совсем уже по-летнему. Конфеты, которыми нагружены карманы, предательски тают. Народ на кладбище все прибывает, разговоры становятся оживленнее и веселее. Но мы уже идем назад и у самых ворот вновь воссоединяемся с Веросьповной. Она сияет от исполненного долга и сообщает, что вчера опять доставала волшебную книгу с «рукой Дамаскина» и, не удержавшись, посчитала день следующей Пасхи, которая будет ранней, 10 апреля.

— Веросьповна,?— говорю я,?— что же ты врагам крашеное яйцо положила? Они же детей твоих убили.

— Молчи, аспид,?— бабушка больно сжимает мое плечо,?— ну что ты мелешь? Ну что ты минуты помолчать не можешь? Господи, ну весь в отца…

— Может, и враги,?— соглашается разом постаревшая Веросьповна,?— только ведь я в войну в этом самом госпитале работала, на лошади возила воду, дрова… Сколько их там поумирало… А яйцо? Да ведь Пасха… Слышал же, старушки пели: «Радостию друг друга обымем, и ненавидящим нас вся простим Воскресением…» Может, и мальчикам моим там кто-нибудь положит. Мне ведь умирать скоро… Не найду я их могил, не найду… Ты лучше приходи ко мне как-нибудь вечерком, я научу тебя по ладони Пасху считать. Сейчас уже все забыли… А ведь интересно — рука Дамаскина…

Фото из открытых Интернет-источников

Газета «Православная вера» №9 (485)

Преподобный Иоанн Дамаскин

Икона из скита св. Анны 14 в.

/p>

Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске — столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.

Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».

В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.

Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось — римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.

Икона Божией Матери

Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и не взирая на предыдущие заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить Иоанна в тюрьму и отрубить ему правую руку, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна Дамаскина была икона Пресвятой Богородицы именуемая «Троеручница». Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении. Измученный пережитым Иоанн уснул, и во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая, глядя на него сказала: «Теперь ты здоров, и горя больше нет». Очнувшись, Иоанн с великим удивлением обнаружил, что исцелился, его рука была на месте, о совершенном наказании говорил только шрам, опоясывающий ее вокруг.

Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.

Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.

Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.);
«Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета);
«Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги:
«Послания против порицающих святые иконы»;
Сочинение против несториан «Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.

Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.

Иоанна Дамаскина принято считать святым заступником православия и икон. Его жизненный путь можно назвать тяжелым и полным трудностей. Но благодаря его трудам большому кругу людей стала известна история создания иконы «Троеручица», чудотворного образа, изменившего жизни многих людей по всему миру.

История создания иконы

В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.

Иоанн Дамаскин на протяжении определенного времени свято и самоотверженно выполнял порученную миссию, но завистники обвинили его в предательстве. Император, настроенный жестоко, приказывает лишить его кисти правой руки и расположить ее на главной площади для устрашения людей, желающих предать государственную власть. Мужчина предстал перед Пресвятой Богородицей и начал просить ее в молитвах о возможности исцелиться.

Во время сна к нему пришла Владычица и сказала, что рука, которая восстановлена, теперь должна служить ему для прославления дел Божьих

Когда он проснулся, то обнаружил, что кисть приросла к руке. Чтобы люди помнили и знали о случившемся к образу, точнее его нижней части, он изготовил кисть руки из благородного металла, которая должна служить напоминанием и прославлением. Поэтому икона и получила название «Троеручица», а значение тут подчеркивает милость Богородицы, которая по мольбам просящих может творить чудеса.

Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости.

Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.

Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом.

Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды.

Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину

В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.

Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.

«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом

Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.

Молитвы иконе «Троеручица»

Днями почитания этой иконы являются 11 и 25 июля

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери
«ТРОЕРУЧИЦА»

Свою славу икона Божией Матери «Троеручица» явила миру во время разгула иконоборческой ереси. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон.

Ссылаясь на ветхозаветные заповеди, иконоборцы приравняли прежние священные изображения к идолам, а их почитателей обвинили в идолопоклонстве камням, доскам и стенам. На специально собранном Соборе древние иконы, мозаики, фрески и статуи предали анафеме и начали их замазывать, сжигать и разбивать, тех же, кто старался их защитить, предавали мучительной смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, православные не были стеснены в почитании икон. Причина была в том, что первым министром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (Мансур). Он родился ок. 676 г. в городе Дамаске, откуда и произошло его прозвище. За красноречие же его называли Хризороем, что означает «золотая струя». Своим многочисленным знакомым в Византии Иоанн переправлял письма, в которых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. «Я не поклоняюсь веществу, — спорил он со своими противниками, — но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».

Преп. Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость византийского императора, но, поскольку автор посланий находился вне досягаемости, Лев Исавр решил прибегнуть к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Ни личная преданность Иоанна, ни его усердная служба не внушили халифу мысли проверить справедливым расследованием возведенную на Иоанна клевету. Он велел палачу отсечь у Иоанна правую руку, якобы начертавшую план измены, и повесить ее на городской площади в назидание всем.

Вечером, когда гнев раздраженного халифа немного поутих, преподобный Иоанн через друзей направил ему просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки. Преподобный затворился в своей келье. Будучи твердо убежден, что, по словам Господа, все возможно верующим в него, Иоанн приложил руку к окровавленному суставу и всю ночь со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. После чего он задремал. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».

Наутро, проснувшись, святой Иоанн увидел, что рука приросла, он мог шевелить пальцами, а на месте отсечения остался лишь еле видный рубец. Иоанн Дамаскин излил свою благодарность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется…», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

Чудесное исцеление руки Иоанна поразило всех в Дамаске, и халиф, убедившись в его невиновности, возвратил ему свою прежнюю дружбу. Но Иоанн желал исполнить обет, данный Пресвятой Богородице, и решил всего себя посвятить служению православной церкви. Издавна помышлявший о монашеской жизни, он отрекся от мира и, несмотря на просьбы халифа, желавшего загладить вину свою новыми милостями, оставил двор его и свою родину. Раздав имение церквам, родственникам и бедным и отпустив рабов на волю, Иоанн отправился с учеником своим и другом Космой сначала в Иерусалим для поклонения святым местам, а потом в Лавру Саввы Освященного, где принял постриг.

Икона Троеручицы

В благодарность за чудесное исцеление св. Иоанн сделал из серебра изображение кисти руки и приложил его к иконе своей Заступницы (по другим источникам, он дописал третью руку на иконе), от чего икона получила впоследствии название Троеручицы. Эту икону он взял с собою. До XIII века по Р.Х. икона находилась в Лавре Саввы Освященного, а затем монахи передали ее Святому Савве, Архиепископу Сербскому, и она была перенесена им в Сербию.

Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон, остановился перед воротами монастыря Хиландар и встал «как вкопанный», дожидаясь, пока братия примет «Троеручицу» в монастырь.

Монастырь Хиландар, Афон

Первоначально она была поставлена в алтаре соборного храма, где находилась несколько лет. В начале XVII столетия монастырь Хиландар лишился своего игумена; иноки приступили к избранию нового настоятеля, но никак не могли согласиться в выборе. Божия Матерь сама прекратила несогласие братии. В один день иноки, по обычаю, собрались к утреннему богослужению и увидали, что икона «Троеручица» стоит не в алтаре, а на игуменском месте. Приписывая это тайным действиям церковнослужителей, братия отнесли ее в алтарь; но на следующий день она опять появилась на игуменском месте. Это чудесное перехождение повторилось еще несколько раз. В ночном видении одному святому затворнику Богоматерь объявила свою волю, чтобы братия не переносили Ея иконы с игуменскаго места, поскольку Она сама хочет занять это место своею иконою и управлять монастырем. С тех пор в Хиландарской обители избирается не настоятель, а только наместник и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко видели таинственную Жену, охранявшую стены Хиландарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

Чудотворные списки иконы «Троеручица»

Списки чудотворной иконы «Троеручица» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями. Один из них находится с XVII века в Болгарии в Троянском монастыре.

На Руси «Троеручица» появилась 11 июля 1661 года. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, с Афона, из Хиландарского монастыря, в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», который был помещен в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре (Новом Иерусалиме) под Москвой. Оттуда и стали распространяться по России списки иконы.

Новый Иерусалим на р.Истре

С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола.

Даниловский монастырь Троицкий собор

Один из наиболее почитаемых в России списков «Троеручицы» находится в Московском Свято-Данииловом монастыре. Этот большой образ был написан во второй половине XVII века. Икона была возвращена в Даниилов монастырь в середине 80-х годов прошлого века. Во время реставрации она явила свою чудотворную силу, просветляясь более, чем успевала сделать для этого рука реставратора, а у самого иконописца за время работы над иконой восстановилось зрение. Чудотворная икона находится в Троицком соборе. В настоящее время храм является действующим, здесь совершаются воскресные и праздничные богослужения. В Троицком соборе Свято-Данилова монастыря находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, а также главная святыня — ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Даниила.

Ипатьевский дом

Другой, пока гораздо менее известный, список иконы «Троеручицы», находился в Екатеринбурге в Ипатьевском доме во время пребывания в заточении Святых Царственных Мучеников в 1918 году. Судя по безыскусности его письма, он принадлежал не Императорской Семье, а кому-то из бывших владельцев особняка на Вознесенской горке, а может быть, даже их прислуге. Но именно эта скромная икона стала духовным свидетелем Их страданий и мученического подвига.

Эту икону привез в Данию, где проживала мать Государя Мученика — вдовствующая Императрица Мария Федоровна, один белогвардейский офицер, участвовавший в освобождении Екатеринбурга от большевиков. После кончины Государыни Марии Федоровны святыню хранила Ее дочь — Великая Княгиня Ольга Александровна Куликовская-Романова. После ее смерти хранителем иконы стал ее сын Тихон Николаевич, завещавший передать образ «Троеручицы» в будущий Храм-на-Крови в Екатеринбурге.

Храм-на-крови в Екатеринбурге был построен в 2003 году на месте Ипатьевского дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья.

Завещание Князя исполнила его вдова Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Вечером 10 июля 2003 года, в канун празднования иконы Божией Матери «Троеручица», Царская святыня прибыла в Екатеринбург. Теперь она пребывает в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (Екатеринбург).

Вид на Храм-на-крови, Екатеринбург

В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

Тропарь, глас 4.
Днесь всемирная радость возсия нам велия: даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы, созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держиши, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающий к Тебе верою, приемлют неоскудно от всех зол свобождение, от врагов защищение, сего ради и мы вкупе с Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая, вси вернии исполнишася радости и веселия, яко сподобльшеся изрядно воспевати предивное явление честнаго образа Твоего и рождшагося от Тебе Младенца, истинна же Бога, Егоже двема рукама объемлеши, и третиею от напастей и бед нас изымаеши и избавляеши от всех зол и обстояний.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Троеручица
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную — надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Икона Троеручица значение, в чём помогает

Мольба первая

» О Блаженная и Благословенная Божья Матерь, Непорочная Мария! Приклоняемся и молимся Тебе перед блаженным образом Твоим, вспоминая славнейшее диво Твоё, излечением отсечения руки святого Иоанна Дамаскина от образа этого появившееся, как предзнаменование до сих пор вероятно имеется на ней, в образе третьей ручки, к образу Твоему применённая. Возносимся Тебе и молим Тебя, добродушная и великодушная рода нашего Покровительница: расслышь нас, возносившие мольбы Тебе, и как непорочного Иоанна. В страдании и заболевании к Тебе взмолившегося, услыхала это, так и нас, тоскующих и болезненных страстей множественных, не проигнорируй и стремительно к Тебе от всего сердца сокрушённого приходим. Ты приструни, Владычица мира, бессилие наше, злость нашу, потребность, в Твоей поддержке нуждаемся, когда со всех сторон противник обступает нас, и нет направляющего, далее защищающего, если не Ты Благословенная Богоматерь подумаешь о нас, Богородица. Ей, просим Тебя себя, вонми гласу мучительному нашему и подсоби нам православную религию вплоть до окончания наших дней сберечь, в абсолютно всех заповедях Всевышнего непреклонно ходить, раскаяние подлинное о проступках наших постоянно Господу приносить, и удостоиться спокойной христианской смерти и хорошего решения на Жутком суде Отпрыска Твоего и Всевышнего Господа нашего, Его же моли за нас Материнским молением Твоим, да не осудит нас по бесправиям нашим, но безусловно помилует нас по великой и невысказанной благосклонности Своей. Благословенная Божья Матерь услышь нас и не оставь нас без Твоей поддержки властной, безусловно Тобою защиту приобретём, взмылим и восхвалим Тебя на всей планете живых и родившегося от Тебя Иисуса Христа нашего, Всевышнего Вседержителя, Ему же надлежит известность и страна, почтение и преклонение, вместе с Отцом и Непорочным Духом, постоянно, в настоящее время и всегда и в вежды столетий. Аминь».

Вторая мольба

«Непорочная Правительница мира Божья Матерь, великое диво священному Иоанну Дамаскину пришедшая, будто веру подлинную и надежду бесспорную изобразившая! Услышь нас, греховных невольников Твоих (проговаривается имя раба), перед чудодейственным Твоим образом старательно просящих и молящих Твоей поддержки: не откажи в молитвах этого многочисленных ради согрешений наших, однако, равно как Мать сострадания и благодеяния, отреши нас от заболеваний, страданий и тоски, извини свершенные нами проступки, осуществи восторг и ликование всех чтущих непорочный образ Твой, безусловно весело воспоём и с пристрастием восхвалим имя Твоё, как Ты это от всех родов выбранная, блаженная в вежды столетий. Аминь».

Тяжелобольному на излечение

» О, Благословенная и Пресвятая Божья Матерь Дева Мария! Припадаем и преклоняемся тебе перед блаженным образом Твоим, не забывая знаменитое диво Твоё, излечением отсечённой руки святого Иоанна Дамаскина, от образа этого оказанное. Его ведь предзнаменование до сих пор вероятно имеется на ней в роли третьей руки, к картине Твоей приложена. Подсоби, Троеручица, в излечении дивной Твоею рукою невольника Господнего (проговаривается имя раба). И услышь нас, и не оставь нас без поддержки Твоей Властной. Во имя Отца и Отпрыска и Священного Духа. Аминь».

Да пусть всегда Вас защищает Всевышний!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *