Тропарь и кондак пасхи

Поем вместе: тропарь «Христос Воскресе» и кондак «Аще и во гроб»

Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина

> Кондак Пасхи

Текст:

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, / и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый: Ра́дуйтеся! / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, / па́дшим подая́й Воскресе́ние.

Перевод:

Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря “Радуйтесь!” и Твоим апостолам даруя мир и падшим – Воскресение.

Аще – хотя; снизшел – сошёл вниз, спустился; еси – есть; адову – ада; воскресл – воскрес; яко – как; вещавый – говоря; даруяй – даруя.

Смысл:

Кондак – небольшое песнопение (в одну-две строфы), как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи (“Христос воскресе из мертвых”) является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.

В начале текста подчёркивается парадокс смерти Творца самим эпитетом “Бессмертне”, как пишет Ефрем Сирин:

“Господь самим делом подтвердил смертным обетование Свое, показывая и на деле являя, что человеческая природа Его могла страдать…”

О сошествии во ад говорится в ветхозаветных пророчествах:

“От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (Осия 13, 14)

О нем говорят Апостолы:

“Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам” (Еф 4,8).

Последние фразы кондака (“женам-мироносицам вещавый: Радуйтеся! И Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение”) напрямую восходят к Евангельскому тексту, о явлении Христа женам-мироносицам и апостолам в Сионской горнице; ключевые слова – “радуйтесь” и “мир”.

“Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему” (Мф 28,9)

“В тот же первый день недели вечером, когда двери , где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!” (Ин 20,19).

“Падшим подаяй воскресение” – падшей называется наша человеческая природа, которой Бог даровал воскресение в жизнь вечную: “Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день” (Ин 6,40).

Музыка архимандрита Феофана (Александрова) в исполнении Сретенского хора:

Архимандрит Феофан (ок 1785-1852) получил образование в Троице-Сергиевой и Вифанской семинариях. Закончив обучение, он был назначен регентом митрополичьего (лаврского) хора Троице-Сергиевой Лавры. После реформ духовно-учебных заведений будущий архимандрит вёл курсы церковного пения в Санкт-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Уже в сане архимандрита он стал членом Комитета для устройства церковного пения. В рукописи известны 8 томов его сочинений: всенощное, литургия, великопостные песнопения, Страстная седмица, Пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения – при погребении, на акафистах, “Под Твою милость”, “Утоли болезни”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *