Тропарь рождества Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, кондак, величание

Современному человечеству бывает трудно понять реалии Евангельских времен. Тропарь Рождеству Прествятой Богородицы раскрывает перед нами историю Рождения Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа.

Согласно Преданию, Богородица родилась у благочестивой четы Иоакима и Анны, которые долго не имели детей. За праведную жизнь Господь доверил им быть прародителями Спасителя. Иоаким был потомком дома Царя Давида, а праведная Анна происходила из рода священнослужителей. Семья жила в достатке, но долгие годы их печалило то, что Господь нее давал детей. В те времена бездетность считалась наказанием за грехи, а Иокаим и Анна вели праведную и достойную жизнь. Однажды к Анне явился Ангел Господень, чтобы возвестить великую радость: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

Праведная Анна возрадовалась: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!».

Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году — 21 сентября

Иокаим также услышал радостную весть от ангела: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».

Супруги в благодарность Богу за дарованное Дитя, соблюли все данные ими обеты. В день Рождества Богородицы, все христиане радуются рождению Пречистой Девы, родившей на свет Спасителя всего человечества.

Тропарь, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы. Аудио. Византийский хор Киккского монастыря

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2012/02/Vizantiyskiy-hor-Kikkskogo-monastyirya——Tropar-Rozhdestva-Bogoroditsyi-www.mixmuz.ru_.mp3

Кондак, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Тропари двунадесятых праздников : молитвы

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы
(Праздник 8/21 сентября)
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш, / и разру́шив кля́тву, да́де благослове́ние, // и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Тропарь Воздвижения Креста Господня
(Праздник 14/27 сентября)
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы
(Праздник 21ноября/4 декабря)
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние, / и челове́ков спасе́ния пропове́дание, / в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется, / и Христа́ всем предвозвеща́ет. / Той и мы велегла́сно возопии́м: // ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Тропарь Рождества Христова
(Праздник 25декабря/ 7 января)
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, / возсия́ ми́рови свет ра́зума: / в нем бо звезда́м служа́щии, / звездо́ю уча́хуся, / Тебе́ кла́нятися Со́лнцу пра́вды, / и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.
Тропарь Крещения Господня
(Праздник 6/19 января)
Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, / Тро́ическое яви́ся поклоне́ние: / Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, / возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, / и Дух в ви́де голуби́не, / изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. / Явле́йся Христе́ Бо́же, // и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
Тропарь Сретения Господня
(Праздник 2/15 февраля)
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тме. / Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, // да́рующаго нам воскре́сение.
Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы
(Праздник 25 марта/7апреля)
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, / и е́же от ве́ка та́инства явле́ние, / Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет, / и Гаврии́л благода́ть благове́ствует, / те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м: / ра́дуйся, Благода́тная, // Госпо́дь с Тобо́ю.
Тропарь Входа Господня в Иерусалим
(Праздник за неделю до Пасхи)
О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Тем́же и мы, я́ко о́троцы поб́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, // благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Тропарь Пасхи
(Пасха бывает между 22-м числом марта и 25 апреля, и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния)
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Тропарь Вознесения Господня
(Праздник через 40 дней после Пасхи)
Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, / ра́дость сотвори́вый ученико́м / обетова́нием Свята́го Ду́ха, / извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, // яко Ты еси Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
Тропарь Пятидесятницы.
(Праздник через 50 дней после Пасхи)
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, / И́же прему́дры ловцы́ явле́й, / низпосла́в им Ду́ха Свята́го, / и те́ми уловле́й вселе́нную, // Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Тропарь Преображения Господня
(Праздник 6/19 августа)
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, / показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, / я́коже можа́ху: / да возсия́ет и нам гре́шным / свет Твой присносу́щный, / моли́твами Богоро́дицы, // Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Тропарь Успения Пресвятой Богородицы
(Праздник 15/28 августа)
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице: / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.

Готовимся к богослужению Сретения Господня. «Тропарь, кондак»

В предыдущей статье была прокомментирована молитву Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…». Продолжим разбирать песнопения праздника.

Праздник Сретения по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. Он имеет 1 день предпразднства и 6 дней попразднества.

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники. Но в то же время она имеет характерные особенности Господского праздника: во время Литургии на малом входе произносится входный стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника. Также на Литургии в Валаамском монастыре по афонской традиции поются праздничные антифоны.

Ноты Валаамского обихода

Большинство песнопений службы праздника обращены к Господу Иисусу Христу: кондак, стихиры, канон. Тропарь обращен к Богородице, величание прославляет и Господа, и Пресвятую Деву.

В связи с этим можно сказать, что праздник Сретения является одновременно и Богородичным, и Господским. C момента возникновения праздник Сретения по всему своему характеру был явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепенно трансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своем чинопоследовании все же зафиксировался в виде «смешанного» праздника, заключающего в себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.

Богослужением в праздник Сретения Церковь прославляет Христа Бога нашего с участниками празднуемого события – Богородицею Приснодевою и Симеоном.

Тропарь, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.

Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/ просвещающий находящихся во тьме./ Веселись и ты, старец праведный,/ принявший во объятия Освободителя душ наших,/ дарующего нам воскресение.

Радуйся, Благодатная Богородице Дево…

Пресвятая Богородица призывается к великой радости, так как Сам Спаситель мира приносится в храм Господень и явно принимает похвалы от праведников Ветхого Завета: Симеона и Анны. Пророчества о пришествии Мессии исполнились, Ветхий Завет сменяется Новым.

…из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш…

Наименование Господа Солнцем Правды заимствовано у пророка Малахии, который предрекает: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Это яркое пророческое выражение используется также и в праздничной службе Рождества Христова, где Спаситель именуется «разумным Солнцем Правды», воссиявшим от Девы – например, в тропаре пророчества Великой вечерни Рождества Христова:

Таким образом, налицо внутренняя связь празднуемых событий, ведь Сретение Господне празднуется на 40-ой день после Рождества, именно в тот день, когда Пресвятая Дева принесла в Иерусалимский храм Богомладенца.

… просвещаяй сущия во тьме.

Здесь псалмопевец выражает мысль о цели пришествия Христа на землю – для просвещения светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога. Об этом так пророчествует Исаия, описывая обращение Бога Отца к Иисусу Христу: «áз Госпóдь Бóгъ призвáхъ Тя́ извести́ от ýз свя́занныя и из дóму темни́цы и седя́щыя во тме». Перевод: «Я, Господь, призвал Тебя чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис. 42:6-7). Пророка подтверждает евангелист Матфей: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

Эту же мысль о просвещении всех народов мы встречаем и в тропаре пророчества Великой вечерни Крещения: «Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый,/ да просветиши во тьме седящия». Итак, праздники Крещения и Сретения Господня оказываются тесно связанными между собой. Это объясняется тем, что исторически Крещение составляло общий праздник, включающий в себя памяти событий Рождества, Сретения, Благовещения (см. подробнее здесь). И только позднее праздник Сретения был выделен в самостоятельную память.

Просвещение язычников, «сущия во тьме», на которое указывают оба праздника, начинается почти сразу после Сретения Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме. Известно, что вскоре после этого события Иосиф и Мария по повелению Ангела Господня убежали с Ним в Египет, укрывая Его от ярости Ирода, приказавшего избить Вифлеемских младенцев. По свидетельству древнего предания, как только Богомладенец принесен был в первый Египетский город, все его идолы пали на землю и сокрушились, и исполнилось над ними слово пророческое: «Се, Господь сидит на облаце легце», – на руках Пречистой Девы Марии, – «и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица Его» (Исайи XIX, 1). Об этом же свидетельствует Акафист Пресвятой Богородице: «Возсия́вый во Еги́пте просвеще́ние и́стины, отгна́л еси́ лжи тьму: и́доли бо его́, Спа́се, не терпя́ще Твоея́ кре́пости, падо́ша» (Акафист, икос 6). Пророчество о бегстве в Египет содержится в 3-ей паремии праздничной вечерни.

Веселися и ты, старче праведный,

После грехопадения Адама и Евы человечество разучилось с Богом. По сути, вся дальнейшая жизнь человеческого рода была долгим и томительным ожидание встречи с Господом.

И вот, ветхий старец Симеон радостно принимает на свои руки Богомладенца, возвещая о приходе в этот мир его Творца. В лице праведника человеческий род после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога наконец-то встретил своего Создателя.

… приемый во объятия Свободителя душ наших,/ дарующаго нам воскресение.

Праведный Симеон не просто берет Богомладеца на руки, а принимает Его «во объятия». Так поэтически передается великая радость праведника, ведь в объятия мы обычно заключаем любимого человека после долгой разлуки. Радость от того, что он держит на своих руках Самого Бога, что держит Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, «умалился» до состояния беспомощного Младенца.

Кондак праздника написан преподобным Романом Сладкопевцем (V – начало VI века). Сейчас в богослужении используется только малая часть (кондак и икос) первоначального произведения Романа. Древний кондак святого Романа представлял собой целую поэму и состоял более чем из 20 строф или икосов. Современный кондак – это проименон (вступление) для древнего кондака-поэмы преподобного.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство/ и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Утробу Девы освятив рождением Твоим,/ и руки Симеона благословив,/ заранее, как надлежало,/ и ныне Ты спас нас, Христе Боже./ Но огради миром среди войн народ Твой/ и укрепи тех, кого Ты возлюбил,/ Единый Человеколюбец.

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим …

Пресвятая Богородица, безусловно, освятилась рождением по плоти Самого Бога и Творца вселенной.

… и руце Симеоне благословивый,

В Евангелии читаем: «И благословил их Симеон» (Лк. 2:34). Но преподобный Роман выражает здесь интересную мысль: в духовном плане Господь благословил праведного старца, а не наоборот. Как на это указывает и святой Косьма Маиумский в каноне праздника, описывая обращение Богомладенца к старцу Симеону: «Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит» (припев 9-ой песни канона). То есть Я (Иисус Христос) держу его (в жизни на земле), так как он у Меня просит отпуска из нее.

… якоже подобаше, предварив,

Как подобает Человеколюбцу, Спаситель заранее («предварив») благословляет и отпускает праведного старца для упокоения, не дожидаясь открытого выхода Своего на служение миру.

… и ныне спасл еси нас, Христе Боже,

Здесь гимнограф прославляет Господа за избавление от бед (землетрясение и моровая язва), некогда постигших восточную Церковь и по милости Божией прекратившихся при императоре Юстиниане.

… но умири во бранех жительство /

С V века при императоре Анастасии I начинается длительная эпоха персидского наступления на византийские владения в Сирии. Преподобный Роман молится о даровании мира и прекращении войны с персами: «умири во бранех жительство».

… и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

Продолжая свою молитву, песнописец просит Господа о физическом и духовном укреплении современных ему жителей империи.

К духовному укреплению нас призывает и святитель Феофан Затворник, указывая на внутренний смысл праздника: «Какую умилительную картину представляет нам Сретение Господне! Глубокий старец Симеон, держащий на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его – Иосиф Праведный и Пресвятая Дева Богородица; невдали – Анна Пророчица восьмидесятичетырехлетняя постница и молитвенница. Очи всех устремлены на Спасителя. В нем исчезают они вниманием и из Него пьют духовную сладость, питающую души их. Но, братие, и мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа. Я коротко укажу вам, как сего достигнуть. Покайся; затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так, скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного. Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании сретения Господа, уже нет никакой возможности».

Величание празднка:

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Еюже по закону/ ныне принеслся еси в храм Господень.

Величаем Тебя,/ Податель жизни Христе,/ и чтим Пречистую Матерь Твою,/ Которою Ты во исполнение Закона/ ныне принесен во храм Господень.

***

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  4. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии.
  5. Малков П.Ю. Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря.
  7. Нотный сборник Валаамского обихода.

***

В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.

Тропарь праздника. Валаамский напев.

Рождеству Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)

Тропарь, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Кондак, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.

Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Молитва

О, Пресвята́я и Богоизбра́нная Де́во, Влады́чице на́ша Богоро́дице, Небеси́ и земли́ Цари́це, на ра́дость и утеше́ние всему́ от безпло́дных и безча́дных роди́телей Бо́гом дарова́нная! Роди́вшися Бо́жиим промышле́нием, Ты разреши́ла еси́ непло́дствие ро́ждшия Тя, и ны́не непло́дное се́рдце мое́ плодоно́стно сотвори́ предста́тельством Твои́м у Престо́ла Вседержи́телева, непло́дствовати же соде́лай мя злы́ми де́лы, гнелы́ми словесы́ и нечи́стыми помышле́ньми. О, Всеблаже́нная, да явлю́ся ча́до Бо́жие, доброде́телей благопло́дие при́сно принося́щее. Ты утоли́ла еси́ Пречи́стым Рождество́м Твои́м плач прама́тери на́шея Е́вы, и пра́ведныя роди́тели Твоя́ изба́вила еси́ поноше́ния безча́дства, и ны́не утоли́ плач и воздыха́ния многоболе́зненныя и грехолюбо́вныя души́ моея́ и изба́ви всех нас поноше́ния злосмра́дных дел на́ших, страсте́й безче́стия и от вся́кого порабоще́ния вра́жескаго. Наипа́че же да́руй нам, Пресвята́я Богоро́дице Де́во, во всесве́тлый день Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем разуме́ти и па́мятовати, с коли́кою ра́достию и благодаре́нием непло́дная утро́ба святы́я пра́ведныя А́нны ноша́ше Тя, да и мы не то́чию словесы́, но наипа́че де́лы свои́ми вы́ну бу́дем со умиле́нием серде́чнем прославля́ти Тя, вопию́ще: Сла́ва прише́ствию Твоему́, Чи́стая. Сла́ва Рождеству́ Твоему́. Сла́ва де́вству Твоему́, Ма́ти Безневе́стная. Ку́пно же с Тобо́ю сподо́би нас непреста́нно сла́вити и велича́ти Всесвяты́й Плод Твой, Сло́во воплоще́нно, во чре́ве Твое́м неопа́льно носи́мо, Ему́же сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́.

Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *