Тропарь

Кондак

(30 голосов: 4.6 из 5)

  • Тропари и кондаки воскресные, дней седмицы, праздников, из триоди, общие с современным переводом.
  • Кондаки в молитвослове
  • Кондак Пасхи

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:

Тропарь. Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак. Аще и во гроб снизше́л еси, Безсмертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.

Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…

«Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь», – разъясняет М. Скабалланович. – К этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо Превечный Бог», имеющие акростих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патриарху Константинопольскому Сергию I (610—638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Георгию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.

«Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον некоторые производят от κόνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ίλητάριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями.

Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20—30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, «кукуля». Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, «краегранесио». Икос, οίκος, по-гречески значит «дом». Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски «Deth» – дом – может означать и строфа; точно также, как по-итальянски «Stanza» значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.

Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491—518). Этот поэт был, повидимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяли их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее данными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен».

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Самые поздние по происхождению кондаки, это – кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергетидском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален».

Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Что такое тропарь, когда и как можно читать

Слово «тропарь» имеет греческие корни и в буквальном переводе означает мелодия, напев. Этим термином принято обозначать одно из древнейших православных церковных песнопений.

По существу, тропарь дня или праздника раскрывает в своём тексте сущность церковного праздника или прославляет того или иного святого. В таких молитвословиях прославляются житие и духовный подвиг святого. В отличие от тропаря, кондак может дополнять и развивать основную его тему. В целом и кондак, и тропарь представляют собой логически завершённые короткие молитвословия.

Оглавление:

  • Какие бывают разновидности
  • Тропари по дням недели
  • Порядок пения

Впервые упоминание о христианских тропарях обнаруживается в Уставе Великой Константинопольской церкви. Такие молитвы не были взяты из Священного Писания и не являются библейскими песнопениями или псалмами. Считается, что основоположником такого жанра является преподобный Роман Сладкопевец.

В настоящее время сборник можно приобрести в виде особого издания – Тропариона.

Какие бывают разновидности

Существует определённая классификация этих церковных славословий, которые употребляются в сочетании с разными эпитетами.

С развитием Божественной литургии стали создаваться песнопения к разным случаям жизни:

  1. Отпустительный – это короткое заключительное молитвенное песнопение в церкви, которое прославляет текущий праздник, святого или определённую икону. Строго говоря, именно эта разновидность и является тропарём в истинном значении этого слова.
  2. Тропарь канона. В этом случае песнопение являет собой отдельные строфы, входящие в состав канона.
  3. Отдельная разновидность – тропари на «Господи воззвах».
  4. Существует также градация по их внутреннему содержанию – Богородичен, Крестобогородичен, Троичен, Покаянен, Воскресен и пр.
  5. По своей тематике они также подразделяются на постные и праздничные.
  6. стихира служит повторением текста того или иного псалма.
  7. Кафизма – это особое песнопение, которое является как бы вставкой между основными песнопениями в церкви.
  8. Кондак – это тропарь третьей и шестой песен канона.
  9. Ирмос – это песнопение, которое поётся в самом конце всеми, кто присутствует в храме.

Ежедневные тропари и кондаки принято ещё называть словесными иконами, а силу из неразрывной связи с этими святынями. Изначально их писали прозе, и предназначались они для поминовения святых мучеников, кто прославляется в тот или иной день. В наши дни они стали парными песнопениями, которые молящиеся исполняют хором во время богослужения.

Порядок пения

В дни престольных или храмовых праздников на литургии принято исполнять один тропарь и один кондак.

Если речь идёт о малых, средних и полиелейных праздниках святых во время литургии каждого дня за исключением субботы поются также прославления храмового святого. Если дата среднего или малого праздника совпадает с малым праздником Господним или Богородичным, в эти дни тропари храмовым святым исключаются.

Пасха — это Праздник праздников. В этот день исполняется «Христос Воскресе», поётся он трижды.

Для всех служб, как повседневных, так и праздничных, существует порядок исполнения песнопения. Сначала исполняются все тропари, затем в той же последовательности поются все соответствующие кондаки. Если во время будничной службы нет ни праздничного ни воскресного, начинать следует с исполнения храмовых или же дневных молитвенных песнопений. В некоторых случаях исполнение храмового песнопения предваряется дневным в память святого.

Храмовые тропари исполняются также и во время воскресной службы, когда нет соединения воскресной службы и службы в память святого.

В воскресные дни во время молебнов поются также дневные кондаки, если нет в этот день никакого праздника господня или Богородичного, или же какого-либо святого. В субботу первый тропарь Всем святым исполняется в том случае, если в этот день нет песнопений в честь храма Христа или Богородицы. Заупокойное субботнее песнопение исполняется в тех случаях, когда в Минее нет восславлений в память того святого, в чью память совершается в этот день богослужение. Часто прихожане задаются вопросом — а можно ли петь эти молитвословия не в церкви, а дома? Считается, что исполнять все церковные песнопения, кроме Литургии вполне допускается не только во время службы в храме, но и дома.

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:

  • Понедельник посвящен прославлению первых ангелов, архистратигов, которые являются небесными чинами.
  • Вторник поминает пророков из Библии.
  • Среда, пятница посвящены Страстям Христовым, Его распятию и смерти на кресте.
  • Четверг — воздается слава апостолам и Николаю Угоднику.
  • Суббота — чтение заупокойных молитв.

    Тропарь раскрывает смысл церковного праздника или прославляет святого, в честь которого он написан

Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма — вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.

Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

История

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 марта 2015 года.

Исторически тропарь был исходным элементом православной гимнографии; первоначально — краткий припев к определенным местам литургического песнопения; был введён в IV веке, вытеснив теософические гимны I—III веков, не удержанные Церковью, как своеобразный музыкально-поэтический комментарий к священному тексту, словесная икона события Священной истории или празднуемого святого. Возникнув на смешанной почве греческой и ближневосточной культуры, уже к V веку эволюционировал в особый текстомузыкальный жанр.

Ритмическая проза ранних тропарей переросла в стихи, метрика которых с распадом античной просодии и под влиянием семитической поэзии (особенно св. Ефрема Сирина) стала опираться на словесное ударение. Тропарь всегда встраивался в готовые музыкально-ритмические и смысловые «гнезда» (в составе канона, кондака, акафиста). В свою очередь мог служить моделью (образцом), называясь в этом случае ирмосом, по мелодической формуле которого строились икосы, то есть строфы, единообразные по числу слогов во взаимно соответствующих стихах.

Параллельно с кондаками и канонами, тоже организованными вокруг базовых тропарей, создавались как самостоятельные (автомелические), так и «уподобительные» (см. Подобен) тропари, различаемые по функции (назначению):

стихира — тропарь, вторящий стиху псалма; ипакои — «отклик» на песнопение, затем стихира после малого входа; кондак — в новом значении «лишнего» тропаря 3-й и 6-й песен канона; кафизма (седален) — вставка между разделами основного пения; богородичен — 9-я песнь канона или всякий тропарь Богородице; катавасия — ирмос, повторяемый в конце песни сходящимися вместе хорами.

Значительная часть тропарей входила в единый комплекс песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившийся к VII веку и носивший название Трополо́гий (Τροπολόγιον), который впоследствии распался на Минею (тексты неподвижного годового круга богослужений), Триодь (тексты подвижного пасхального круга) и Октоих (тексты седмичного круга). Позже появился другой богослужебный сборник тропарей — «Тропарио́н», приспособленный для пения на многолюдных клиросах.

Древнерусская письменность

Тропари встречаются в древнерусских берестяных грамотах. Одна из таких грамот, датировавшаяся первой третью XIII столетия, была найдена в 2010 году в Новгороде. В ней содержится текст воскресных тропарей восьми гласов («Егда снизшел еси», «Да веселятся Небесная», «Собезначальное Слово Отцу и Духови» и т. д.) написанный в бытовой графической системе (ъ → о, є → ь, ѣ → ь). К примеру: «ДА ВЬСЬЛѦТЬСЯ NБ».

Знаменитые тропари

Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» (греч. Φῶς ἱλαρόν), который поётся на вечерне. Древнейшая его запись находится в Апостольских Постановлениях, относимых к концу III века по Р. Х. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви.

Оригинальный греческий текст:

Новогреческий:

Церковнославянский перевод:

Свѣ́те ти́хїй, ст҃ы́ѧ сла́вы, безсме́ртнагѡ ѻ҆ц҃а̀ нбⷭ҇нагѡ, ст҃а́гѡ бл҃же́ннагѡ, і҆и҃се хрⷭ҇тѐ. Прише́дше на за́падъ со́лнца, ви́дѣвше свѣ́тъ вече́рнїй, пое́мъ ѻ҆ц҃а̀, сн҃а и҆ ст҃а́гѡ дх҃а, бг҃а, досто́инъ є҆сѝ во всѧ̑ времена̀ пѣ́тъ бы́ти гла́сы прпⷣбными, сн҃е бж҃їй, живо́тъ даѧ́й: тѣ́мже мі́ръ тѧ̀ сла́витъ.

Существуют переводы этого тропаря (в том числе поэтические) на латинский (Jucunda lux tu gloriae), английский и другие языки.

Другой весьма древний и знаменитый тропарь — в честь Воскресения Христова:

Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν θανάτῳ θάνατον πατήσας, καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι ζωὴν χαρισάμενος.

Русская транскрипция:

Христо́с ане́сти эк некро́н, фана́то фа́натон пати́сас, кэ тис эн тис мни́маси зои́н хариса́мэнос.

Церковнославянский перевод:

Хрⷭ҇то́съ воскре́се и҆з̾ ме́ртвыхъ, сме́ртїю сме́рть попра́въ, и҆ сꙋ́щымъ во гробѣ́хъ живо́тъ дарова́въ.

Тропарь на праздник Сретения Господня

Радуйся, благодатная Богородица Дева,
ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,
просвещающий находящихся во тьме.
Веселись и ты, старец праведный,
принявший во объятия Освободителя душ наших,
дарующего нам воскресение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *