Царские ворота в храме

Царские врата: почему они так называются?

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.
В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.
Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми.
Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения.
В Византии, а позднее в Древней Руси существовала практика помещать на Царских вратах ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии.
Ярким образом Небесного града Иерусалима были русские Царские врата второй половины XVI–XVII веков. Блеск позолоты, разноцветных эмалей, слюдяных пластинок и драгоценных камней напоминали о красоте Божественного града, описанного апостолом Иоанном Богословом в книге Откровение (Апокалипсис).

О том, как создают иконостас в храмах, читайте в материалах:

Один день в мастерской «Палехский иконостас»

Каким должен быть иконостас в храме?

На Рождество в храмах откроют царские врата

«Учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»», — цитирует патриарший указ портал «Патриархия.Ru».

Что такое царские врата?

Как известно, храм делится на три части: сначала, по ступенькам мы попадаем на паперть (это еще не часть храма, а только площадка перед входом в храм) и входим внутрь, в первую часть храма, так называемый притвор. В притворе обычно располагается свечная лавка, в притворе служатся панихиды по усопшим, тут же располагается стол для пожертвованного съестного. Здесь же, в притворе, стоят люди, считающие себя недостойными пройти в центр храма, например, те, кто еще не принял Крещения. За притвором идет вторая часть храма — центральная часть, с иконами на стенах, тут верующие стоят во время богослужений, и во время главного богослужения — Божественной литургии.

Перед верующими расположен иконостас, который и отделяет первые две части храма от главнейшей его части, от святая святых — алтаря. В алтаре (от латинского «возвышенное место») происходит главное Таинство Церкви — а именно Таинство Евхаристии: претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Именно в алтаре священники читают т. н. тайные молитвы. Песнопения, молитвы, произносимые во время богослужений вслух — только верхушка айсберга Божественной литургии, большая часть молитв читается священниками тайно, то есть сокрыто от слуха людей, и происходит это в алтаре. Алтарь у нас соединен с центральной частью храма тремя дверьми, так называемыми вратами, центральные врата и называются царскими. Царскими, потому что через них во время литургии выносятся Святые Дары — то, чем верующие будут причащаться, так к верующим выходит Сам Господь — Царь Славы — Святыми Дарами: Телом и Кровью Христовыми. В богослужении открытие царских врат символизирует «отверзение Небесного Царства». Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям. Что касается алтаря, то вход туда заказан женщинам и мирянам, не причастным к богослужениям (кроме случаев специального благословения, и только для мужчин или женщин преклонных лет).

Обычно, во время самого Таинства Евхаристии, царские врата закрыты. Исключение Пасха, а точнее, вся Светлая седмица — неделя после Пасхи. Открытые царские врата в это время символизируют то, что Христос победил смерть и даровал нам всем Царствие Небесное. Остаются открытыми царские врата и во время литургий, совершаемых архиреями — епископами, архиепископами, митрополитами, Патриархом.

Но во время литургии, совершаемой обычным священством во все дни, кроме Пасхи и Светлой седмицы, царские врата закрыты.

Теперь вот, с 7 января 2015 года, согласно указу Патриарха, на Божественной литургии праздника Рождества царские врата будут открытыми во всех храмах Русской Православной Церкви.

Безусловно, такой шаг открытости, шаг доверия к людям — это не только желание нашего еще большего просвещения, но и жажда разделить радость богообщения со всеми, кто придет на Рождество в храм. Чтобы мы не просто формально стояли в храме, а прочувствовали, ощутили и свое единство — миряне с духовенством, и то, что Бог, которому мы молимся — Бог живой.

Своим указом Патриарх восстанавливает древнюю традицию: в первые века христианства пространство алтаря во время богослужения не было сокрыто от глаз молящихся. Алтарь — символ Рая, Царствия Божьего. Открытые царские врата символизируют открытые двери в Царство Божие для всех молящихся.

В православном храме каждая деталь имеет важный смысл и конкретное значение. Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь. Войти к святому месту, обозначающему небо, где находится Бог, позволяется не всем. Это делают только священники. Считается, что Христос незаметно присутствует на престоле (четырехугольный стол, накрытый двумя тканями: нижнее белое полотно и верхнее из парчи).

Отделяет алтарь от зала храма иконостас. Небольшая его часть (называемая солеей) символизирует гору, с которой Христос читал проповеди, Вифлеемскую пещеру, камень (с него ангел возвестил о Воскресении Христа). Солея обустраивается перед иконостасом. В его центре располагается дверь, открывающая проход священнослужителей к алтарю. Это и есть Царские врата. Они являются самой красивой, праздничной частью иконостаса.

Что такое Царские врата

Тип храмовой архитектуры возник не сразу, он формировался столетиями. Алтарь с вратами появился вместе с увеличением числа верующих.

Автоматически возникла необходимость в создании защиты святого места от непредсказуемого натиска посетителей храма:

  1. Первым вариантом охраны явилась «твердая преграда», представляющая собой особые столбы «стасисы». Они размещались вокруг алтаря и упирались в потолок. Пролеты между ними были закрыты бронзовыми решетками. Центральный пролет был открыт, и через него осуществлялся проход к алтарю. Такой вариант обустройства внутренней части храма был у древнего Храма Воскресения Христова и Вифлеемской базилики, других паломнических центрах. Войти в храм через главную дверь имели право император, действующий глава общины. Прихожанам предоставлялся проход через боковые двери.
  2. Другим способом защиты алтаря являлась специальная завеса (катапетасма), открывающаяся в отдельные моменты литургии. Она и сейчас находится во многих храмах. Только после создания в православных храмах элемента «алтарь» название перешло на другую дверь, и ее вид сформировался окончательно.

Происхождение названия

Важный элемент украшения православного храма связан с появлением Царя Славы Христа для чтения проповеди мирянам. Во время открытия дверей выходит Господь Бог. Называются Царскими вратами они в его честь.

Определение понятия

Считается, что существующее понятие появилось в IV столетии. Защитное ограждение алтаря с конкретными рядами икон, Святыми вратами окончательно сформировалось в XV-XVI веках.

Выполняются Царские врата в храме в форме двустворчатой двери с фигурным верхом. Устанавливаются они на двух столбиках перед престолом. Открываются для торжественных случаев и моментов богослужения, определяемых уставом церкви.

Делает это иерей, диакон. Присутствующие совершают поясной поклон. Во время движения рядом с вратами положено делать поклон, крестное знамение. В обычных службах проход к алтарю идет через северную, южную двери (диаконские). Без полного облачения только архиерею разрешается входить и выходить через священный вход.

В храмах древности у главного входа стояли служители (остиарии, дверники), регулирующие проход верующих к месту Причастия. Проблем открытия дверей, защиты алтаря не появлялось.

Со временем церковный чин оглашаемых исчез, причастников стало намного меньше. Алтарь закрыли от присутствующих в храме во избежание осквернения Таинства. Священник перед проходом к алтарю произносит слова молитвы о благоговении.

При открытых вратах и отдернутой завесе видны:

  • Престол;
  • горнее место;
  • действия, происходящие внутри алтаря.

Символическое значение

В культуре многих народов образ ворот связан с ритуальным переходом в другую жизненную ситуацию. Пространство, скрытое за вратами, предполагает существование таинственных сил, дающих человеку возможность измениться.

Символически Святые врата храмов представляют собой врата Рая. Они открывают верующим дорогу в Царство Небесное — Божье. Изображения благовестников Царствия (Евангелистов) и Благовещения Пресвятой Богородицы олицетворяют весть о начале спасения человечества.

История ворот

Самостоятельное значение врата приобрели в XI веке. Их внешний вид принял современное состояние вместе с образованием иконостаса в XV столетии.

Первоначально вместо ворот использовались завесы (катапетасмы), низкие перегородки.

Существует мнение, что обязательное использование преград, закрывающих Престол, ввел святитель Василий Великий, заметив поведение диакона, оглядывающегося на женщин в храме. Со второго тысячелетия завесы с изображениями святых стали популярными в создании внутреннего убранства церквей. Постепенно определились функции трех дверей преграды на пути к алтарю, их роль в соответствии с типом церковных служб.

Назначение и применение в религии

Как и любая деталь православного храма, Царские врата несут в себе особый смысл.

Функции их можно проследить по следующим моментам, когда они отверзаются в процессе Литургии:

  1. В процессе Малого входа с Евангелием. Символ прохода Христа для свершения проповеди. После прочтения Евангелия ворота закрываются. Евангелие берут с престола, выносят через дьяконские ворота, возвращают через центральную дверь, символизируя Боговоплощение. Благодаря ему мир обрел Спасителя.
  2. Для Великого входа, когда Святые Дары переносят на престол. Врата закрываются. Это означает, что Спаситель сошел в ад.
  3. После прочтения евхаристических молитв церковные Дары станут Кровью, Телом Христа. Смысл состоит в том, что в Святых Дарах Спаситель воскреснет. Их вносят через Царские ворота. Кто причастится ими, наследует Вечную Жизнь.
  4. Перед началом всенощного бдения. Святые врата открываются, священник совершает каждение. Пройдя через них от алтаря, он кадит храм, молящихся, иконы. Это говорит о том, что Бог пребывал в Раю. Люди общались с ним. После каждения врата закрываются. При открытых вратах в храме зажигается свет как символ райского сияния.

Внешний вид святых ворот

Две створки дверей украшаются фигурами архангела Гавриила, Девы Марии. Совместно они образуют сцену Благовещения, говорящую, что двери Рая, закрытые после грехопадения людей, вновь открылись.

Над вратами всегда находится икона «Тайная вечеря».

Фигуры четырех евангелистов, подтверждают радостную весть и говорят, что приобщение к вере, Евангельской проповеди позволит человеку открыть дверь для спасения.

Элементы дверей были выполнены резьбой и покрыты:

  • позолотой;
  • серебрением;
  • полихромной краской;
  • литьем из олова;
  • вставками из самоцветов.

Искусство резьбы передавалось по наследству от отца к сыну. До 16-го столетия резной декор выполнялся в виде невысокого орнамента (плетенок).

В последующие века чаще применяли ажурную прорезку (сквозная резьба по дубу). Растительный орнамент усложнялся. Его называли «травы разметные» и делали на отдельных деревянных пластинах. В дальнейшем их тщательно подгоняли, создавая незаметное соединение и образуя фантастический узор из сложных завитков. Особое место в оформлении дверей занимали иконы.

Иконы

Существуют определенные традиции размещения икон на дверных половинках.

Они наполняют атмосферу церквей великим божественным смыслом:

  1. Икона Пресвятой Богородицы располагается слева от ворот.
  2. Двери оформляют изображениями архангелов Михаила, Гавриила.
  3. Также изображают первых диаконов Стефана и Филиппа или первосвященника Аарона, пророка Моисея.
  4. Храмовая икона размещается рядом с иконой Спасителя (справа).
  5. На дверных створках иногда располагают изображения святых Василия Великого, Иоанна Златоуста, подчеркивая их деяния в создании литургии.
  6. Верх украшает крест с распятым на нем Христом.

С левой стороны обустроена северная дверь. В противоположной стороне находится икона Спасителя. Южная дверь монтируется с правой стороны иконы.

Оформление и украшения

C точки зрения требований к оформлению, украшению дверей зодчим, выполнявшим эту работу, предоставлялось право широкого выбора.

Подбор икон для оформления дверей выражает следующий смысл:

  • Изображение евангелистов. Архангел Михаил доносит благую весть нового открытия дверей в Рай. Святое Евангелие определяет путь к нему.
  • В небольших храмах евангелисты могут быть изображены в виде символов: Матфей – ангел, Лука – телец, Марк – лев, Иоанн – орел.
  • Изображение божественной трапезы в верхней части дверей говорит о том, что в алтаре причащаются священники, а перед ним (на солее) происходит Причастие верующих. Тема причащения Апостолов подтверждает действие Христа в роли первосвященника.
  • Вместо «Тайной вечери» над входом могут размещаться Евхаристия (Причащение апостолов Иисусом Христом) или Ветхозаветная или Новозаветная Троица.

Элементы украшения выполнялись резьбой, золочением. Из них создавались сложные узоры в виде виноградной лозы, невиданных животных.

Изготовление и процесс оформления

Требования к оформлению основаны на понимании, что ворота ведут в Рай, Царствие Небесное. С точки зрения расположения они должны стоять строго в центре по оси храма. За ними идут Престол, горнее место. Иконы часто помещаются в специальные рамки-храмы. Они увенчаны небольшими главками, что символизирует Иерусалим (Небесный Град).

Используемые материалы

Царские врата допускается изготавливать из любого вида строительных материалов, определяемых задумкой автора.

Это может быть:

  • дерево;
  • мрамор;
  • железо;
  • фаянс;
  • фарфор;
  • камень.

Вход в Рай всегда создавался в роли самой красивой части защитного сооружения алтаря. Например, в Гжели она сделано из фарфора, в Греции — много каменных дверей, в России — железных. Определяющим моментом выбора строительного материала чаще всего являлась его доступность, возможность приобретения рядом с храмом.

Особенности работы

Внешний вид дверей иконостаса находится в единой гармонии с ним. Безупречное их исполнение в настоящее время делается специалистами по конкретной документации на современном оборудовании. Это могут быть новые модели или восстановленные старинные образцы.

Особенности требований православной церкви заключаются в запрете женщинам участвовать в последнем этапе сборки перед алтарем. Участниками таких работ могут быть только мужчины.

Известные Царские врата в России

Каждый православный храм России имеет свою историю, взлеты, падения. Жизненные обстоятельства часто требовали сохранения святынь храмов. Разрушали колокола, алтари, исчезали иконы. Верующие старались спасти святыни, сохранить их для будущих поколений. Многие из них постепенно оказывались в музеях, частном владении.

Сейчас в церквях можно увидеть древние артефакты — отреставрированные, сверкающие свежей позолотой. Особенной красотой они сияют в следующих храмах России:

  1. Храм Спас-на-Крови. Утраченные в 20–ых годах прошлого столетия врата с уникальной конструкцией восстановлены благодаря ювелирной работе специалистов. Их возвращение сравнивают с воссозданием знаменитой Янтарной комнаты.
  2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Врата из древней церкви села Монастырщина отличаются редкой стрельчатой формой щита сложного орнамента, аналогичного изделиям Новгородской школы иконописи середины 16-го века. Также украшены врата Благовещенского собора Кремля в Москве.
  3. Преображенская церковь на острове Кижи. Врата изготовили около 300 лет назад неизвестные мастера из сосны, липы. Барочная резьба в форме виноградных лоз, акантовых листьев покрыта сусальным золотом. Сохранилась только икона евангелиста Иоанна, выполненная способом объемной резьбы. Врата восстановлены в период с 2003 по 2007 годы.
  4. Исаакиевский собор, город Санкт-Петербург. Вход украшают (кроме стандартных икон) малахитовые колонны, скульптурная группа «Христос во славе».

Символика важного церковного элемента имеет большое значение для верующих, для любого человека, осознающего свои грехи, неблаговидные деяния. Пути их исправления на дороге в Рай открыты.

Видео о значении Царских врат

На представленном видео рассказывается о великом значении входа в алтарь — Царских врат.

Ворота в храм

Он остановил свой навороченный джип на площадке перед воротами. Ворота представляли из себя большущую арку, сложенную из камня по обе стороны от которой разбегались, как гигантские брови, толстенные стены. Наверху арки высился чугунный крест, позеленевший от времени, чуть скошенный книзу, словно жест руки, приглашающей к себе. Сама арка и стены были покрыты листовым железом, окрашенным в блекло фисташковый цвет.
Он – это молодой человек лет тридцати семи. Звали его Егор Середин. Он приезжал сюда уже не в первый раз, но за ворота так и не заходил. Постоит, покурит, посмотрит, как рабочие вместе с послушниками и монахами работают над восстановлением монастырских построек, и уезжает прочь. А сегодня решил сделать то, к чему давно себя готовил: войти в ворота и сходить в храм, стоящий в центре монастыря.
Переодевшись в мятый, невзрачного вида легкий плащ и такую же мятую кепку-бейсболку, он неторопливо взял с заднего сиденья потрепанный вещевой мешок, вскинул его на плечо и, щелкнув электронной автоблокировкой, зашагал к воротам. Войдя во двор монастыря, молодой человек увидел хаотично разбросанные по окружности стены каменные постройки, многие из которых были разрушены до основания фундаментов. Густая трава да заросли сирени и дикого шиповника прикрывали их наготу. Лишь два заново отстроенных двухэтажных зданьица, сложенных из красного кирпича под серой оцинкованной крышей, видно, кухня и братская для монахов, напоминали о былом величии монастыря. От ворот чуть вправо протянулась мощеная из камня довольно широкая дорожка, ведущая в храм. Он высился на пригорке среди аккуратно скошенной зелени как огромный белый голубь, севший отдохнуть от дальнего перелета.
Егор окинул взором все пространство монастыря и лишний раз убедился, что прав, остановив свой выбор на нем. В будний день, в полуденное время в храме никого не было. Утренняя служба прошла, вечерняя еще не начиналась. Пара лампадок едва теплились да догорающая свеча, поставленная кем-то, освещали темное пространство церкви.
Егор вошел, снял кепку, и, привыкая к полумраку, направился к алтарю. Остановившись около амвона, с которого батюшки читают свои молитвы, он поднял глаза и тут же немигающие лики святых с Иисусом Христом в центре просветили его своими взглядами, словно рентгеном. Егор даже вздрогнул. Он опустил глаза, увидел под ногами большие, отшлифованные веками и сотнями тысяч ног, каменные плиты, и вдруг вспомнил свою набожную бабушку Таню. Вот они в далеком детстве стоят с ней в сельской церквушке и баба Таня вместе с другими старушками в черных платках молятся и молятся Богу. Батюшка что-то гнусавит, стоя над толстой книгой. Из всего Егорка мог лишь разобрать: «Помолимся, Господу помолимся». При этих словах бабушка Таня легонько рукой нажимала Егорке на вихрастый затылок, заставляя его кланяться. Но Егорка упрямо смотрел перед собой, думая об одном: как бы скорее вырваться из этого удушливого, пахнущего приторным запахом ладана помещения на свободу. Туда, где весело чирикают птицы, а воздух свеж и прозрачен.
Сколько же с тех пор минуло лет? Без малого тридцать. Время, в которое ему пришлось жить, простым не назовешь. Сперва был пионером, хулиганистым, но советским школьником, как все. Потом началась непонятная смута. Все правильное и казавшееся незыблемым стало рушиться. Вместе с домами, людьми, порядками и, главное, устоями жизни. Перед подростками во всем ужасе встал выбор: или ты, или тебя! Егорка выбрал первое. Теперь на его плечи давили его темное, такое же тяжелое, как вся жизнь в стране, прошлое. И оно все тяжелело и тяжелело с каждым днем.
А совсем недавно ему начал сниться один и тот же сон. Словно, он на каком-то весеннем празднике, плывет на белом-белом пароходе с красивой женщиной, друзьями. Они веселятся, пьют шампанское, едят экзотические фрукты и танцуют на палубе. И вдруг он видит, что пароход стал плыть по красной воде. Она такая же красная, как кровь, густая и тягучая. Пароход пытается переплыть эту широкую красную реку, но все никак не может. Его все сносит и сносит куда-то вниз по течению. На берегу Егор видит каких-то людей, одетых в смешные, как у клоунов, костюмы, но они не смеются, а горестно стоят и смотрят, как пароход не может причалить к их берегу.
Каждый раз Егор просыпался в липком поту, и потом долго не мог заснуть. Он гнал от себя этот сон, но с невероятным постоянством он все повторялся и повторялся. Как-то по пьянке Егор проговорился о своем сне приятелю по бизнесу. Тот не раздумывая ответил:
— Красная река, как и красные мальчики, всегда обозначают загубленные души. Сходи в церковь, поставь свечечку, покайся – и пройдет.
Тогда Егор не очень-то поверил приятелю. Но слова о загубленных душах как-то задели его. Нет, он не был сентиментальным человеком. Скорее наоборот. Сделав три ходки в зону и пройдя тюремное чистилище при жизни, Егор получил почетное звание «вора в законе» и погоняло «Стальной» за твердость характера и стальные нервы. Для него ничего не стоило убрать соперника или явного врага. Делал он это без малейшего колебания. Если бы кто-то захотел когда-нибудь описать картину его преступлений, он написал бы длинную книгу, не на один десяток страниц, а методы, которыми он расправлялся с врагом леденили бы душу писавшего. Но судьба была благосклонна к Егору. Он остался жить. Красная река не засосала его, но он так и не прибился к берегу. Разбой, захваты, воровство, мошенничество в крупных размерах и трупы, трупы явных и скрытых врагов устилали его путь в «честный» бизнес.
И вот, достигнув того, что ему хотелось больше всего – богатства, славы и влиятельности, Егор Трофимович Середин, по кличке «Стальной» чувствовал себя неуютно. Жить в золотом, доверху забитом дорогим барахлом, доме, похожем на замок, с круглосуточной охраной у ворот, не пожелаешь никому.
У него росли две любимые дочери – Варя и Таня, названные в честь рано умерших матери и бабушки. Мать умерла от печали за судьбу единственного сына, когда он во второй раз попал в зону. Не выдержали нервы, слегла, поболела пару месяцев и тихо отошла. На сельском кладбище в глухой деревне стоит теперь из белого мрамора монумент в честь его матери, удивляя редких посетителей в Троицын день.
Неспокойно на душе Егора Трофимовича, с тех пор, как стал сниться этот страшный сон про красную реку. А в каждом последующем сне ему стало казаться, что на берегу стоят и машут ему руками не просто какие-то мифические люди, а те, которых он когда-то физически устранил. И тоска завладела им. Нет, он нисколько не жалел о содеянном, и тех людей, которым укоротил жизнь. Вопрос стоял только так: они или ты. И он пока побеждал. Его не мучила совесть. Если бы не этот навязчивый сон и страх за жизнь и будущее любимых дочурок, Стальной не стал бы искать выхода из создавшегося тупика.
Девочек он, конечно, отправит в Европу, лучше в Англию. Сам, если захочет, легализуется еще больше, станет депутатом, городским или областным. Почет и уважение формальные он обеспечит. Но как быть с тем сном? Он не знал ответа. И тогда он вспомнил про тот давнишний разговор с приятелем по бизнесу: облегчить душу в церкви. Егор решил найти свою дорогу к храму.
И вот он здесь. Стоит под взором сына Бога и его пророков. И ничего. Они грозно и укоризненно посмотрели на него, но промолчали. Не разразился ни гром на ясном небе, не разверзлась земля под его ногами. Нет, он все так же стоит в пустом храме. «Может святые знают, зачем я пришел, и ждут своего часа», — подумал Егор Трифонович. – «Ну что ж, я готов принести жертвоприношение».
Егор достал туго набитый мешок и поставил его за узкой папертью так, чтобы батюшка во время молитвы заметил. И опять Бог и его свита промолчали. «Значит одобрили». Впервые в жизни Стальной слегка согнул голову, как бы поклонившись иконостасу со всеми святыми во главе с Иисусом Христом, и неловко перекрестился.
— Ну, все, мне пора…
Круто развернувшись Егор вышел из храма. Яркий солнечный свет ударил ему в глаза. Он зажмурился, привыкая к светилу. Постояв еще минуту он той же каменной дорожкой направился к выходу. На пути ему попались монахи в черных сутанах, несколько рабочих. Они молчаливо с лопатами и ломиками шли на стройку очередного объекта. Там же валялись доски, старый мусор, мешки с цементом, высилась бетономешалка.
«Да, если все привести в порядок, красота здесь будет неземная», — подумалось Егору, когда он шагал по двору монастыря. – «Теперь, надеюсь, работы пойдут веселее». Он даже внутренне улыбнулся сам себе. «Посмотрим. Слаб человек, могут и разворовать. Сколько ни давай, все мало».
С такими мыслями Егор подошел к машине. Скинул с себя маскировочную одежду, кинул ее на заднее сиденье, завел мотор и включил кондиционер в салоне. «Ну вот и все». С чувством исполненного долга Егор плавно двинул в направлении города.
Через год монастырь было не узнать. Над воротами высилась уже колокольня с медным шпилем и новыми колоколами, блестевшими золотом на солнышке. Почти все постройки восстали из руин, как в сказке. Сверкали тусклым железом крыши и белизной обновленной штукатурки стены строения. Кругом царил порядок и умиротворенность. Остались лишь небольшие развалины, видимо, хозяйственные постройки, до которых еще не дошли руки. Траву на территории подстригли, подравняли, а пространство от ворот до храма засадили кустами роз. Даже монахи как-то преобразились. Лица их просветлели, одежда стала чище. И уже на площадке у ворот стояли многочисленные автобусы с затемненными стеклами, привезшие гостей из Северной столицы. Были и другире машины.
Народ потянулся в монастырь со всей страны. И было за что. Мало, что здесь Святой Варлам когда-то молитвы читал, а как вознесся монастырь своими постройками и намоленным храмом! Прямо на глазах восстал из пепла и небытия. «Диво дивное!», — дивится народ.
Только монахи между собой все шепчутся о каком-то мешке, якобы полном денег, который нашел отец Агафон год назад когда пришел вечером на службу:
— Стоит, говорит, рюкзак около амвона. Думал, не взрывчатка ли? Время-то лихое. Поднял – тяжелый, но что-то там мягкое на ощупь. Открыл – а там деньги в пачках, и записка сверху: «Дарую на восстановление». Ни подписи, ничего больше. Когда пересчитали – ровно миллион, если в доллары перевести. Вот так-то. Дошла молитва отца Агафона до Бога, наставил Господь кого-то, вот он и принес деньги-то, — судачили между собой монахи.
А еще через год пришел в монастырь немолодой человек, лет около сорока. После беседы с отцом Агафоном был зачислен в монахи без обычного обряда послушничества. Хорошим был монахом, работящим, шел на самые трудные и тяжелые работы, и все молился, молился. Придет после работы, станет на колени, и всю ночь может простоять кладя поклоны. Как звали в миру этого монаха никто не знал, братии он был представлен как Варлам. Монахи шушукались: «Не иначе как на замену Святому Варламу пришел».
Но случилось несчастье. Как-то рано поутру пошел сторож открывать входные ворота, к утренней молитве народ запустить, и увидел повесившегося на арке человека. Подошел и узнал в нем монаха Варлама. «Грех-то какой!» Сторож бегом к отцу Агафону. Тот без промедления велел труп монаха снять и принести в свои покои. Сторож, еще крепкий мужик из местных, испугался, но задание выполнил. Через полчаса труп монаха лежал у входа в покои отца Агафона. Тот перекрестил его, прикрыл веки и прочитал заупокойную молитву. Сторожу строго настрого наказал не говорить никому о случившемся.
— Иначе Бог тебя покарает, — пристрастил он перепуганного мужика. – Молчи, и все.
Утром братия узнала, что монах Варлам умер от непосильного труда. Сердце не выдержало. Все приняли это за правду, сомнений ни у кого не возникло: так как Варлам никто не работал, как каторжник.
Похоронили монаха с почестями на монастырском кладбище рядом со стенами храма, где лежали многие выдающиеся деятели монастыря и его покровители. Отпели, отплакали Варлама, и монастырская жизнь снова вошла в свое привычное русло.
На сороковой день отец Агафон поехал в город. Позвонил в хорошо охраняемый дом в центре города. Вышел мужчина в униформе с автоматом на плече. Батюшка что-то сказал ему тихо, тот кивнул головой и исчез за тяжелыми воротами. Через какое-то время вышла молодая миловидная женщина. Отец Агафон поздоровался и передал ей пакет.
— Что там? – удивилась женщина, увидев батюшку в сутане с пакетом.
— Вещи вашего мужа. Там и письмо от него.
Женщина недоверчиво взяла пакет.
— А где он?
— Он умер.
Женщина вскрикнула, и слезы появились на ее глазах.
— Я его больше года ждала, ждала, — запричитала она. – Детей за границу отослал, документы на меня все оформил, попрощался. Сказал, что уезжает в длительную командировку. Когда вернется – не знает. И все, с тех пор ни звука от него, — плакала женщина. – Расскажите, как это случилось?
Женщина с тревогой и болью посмотрела в глаза святого человека.
— Монахом стал ваш муж, и умер в трудах праведных. Сердце, видать, не выдержало. Сегодня сороковой день от кончины. Сходи, дочь моя, в церковь, помолись за его упокой. Легче станет, — наставлял женщину батюшка Агафон.
— А где же он похоронен? Где могилка его? – все еще не веря услышанному, спросила женщина все так же пристально смотря в лицо батюшки.
— А у нас и похоронен, в монастыре. Там и могилка его. Приходи, дочь моя, проведать. Вот адресок, — и батюшка протянул женщине листок бумажки.
— Приду, обязательно приду, — с плачем проговорила женщина, схватив листок бумаги. – Спасибо вам, святой отец!
И она не удерживая больше рыданий вместе с пакетом скрылась за черной дверью своего особняка. Гулкое эхо закрывшейся двери еще долго гудело в ушах отца Агафона.
— Только ворота храма для всех открыты, — проговорил он, направляясь к своей машине.

Царские врата

Ца́рские врата́ — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.

Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской иконы Божией Матери. Фотография Сергея Прокудина-Горского, 1911 год

История

В древнехристианских катакомбных храмах алтарь отделялся от остального храма двумя символическими колоннами либо особой преградой. После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная преграда в прежнем виде частично сохранилась на западе (но гораздо чаще имеет вид низкого бордюра, перед которым на коленях принимают причастие, или вообще отсутствует), а в православной церкви развилась в иконостас, створки которого стали Царскими (Святыми) вратами (греч. Ωραία Πύλη).

Иконы на Царских вратах

Царские врата первоначального типа в форме низких створок в греческом храме (Салоники)Царские врата первой половины XVIII века (муз. опись № 4766) в Ростовском музее-заповеднике. Ростов Великий. Фото Сергея Прокудина-Горского, 1911 годКрит, вторая половина XV века. На створках изображены архангелы Гавриил и Михаил и иеромонах Зосима, причащающий преподобную Марию Египетскую Царские врата Архангельского собора Московского Кремля

Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста (в знак того, что с радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения) и Благовещение как символ того, что через Боговоплощение врата Рая, запертые после грехопадения человека, снова стали открыты для людей. Реже встречаются другие сюжеты; на низких створках может не быть никаких изображений В русской традиции слева от Царских врат размещается образ Богородицы, а справа — Христа (в других поместных церквах этому правилу могут следовать не строго). Второй по правую сторону Царских врат обычно помещается икона праздника или святого, в честь которого освящён храм.

В Византии, а позднее в Древней Руси на Царских вратах помещали ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.

В Богослужении

В греческой традиции называются «Святыми вратами». Славянское название «Царские врата» объясняется тем, что через них Царь Славы Господь Иисус Христос во Святых Дарах выходит во время причащения мирян. Исторически же оно наследует византийское название центрального входа из притвора в храм, перенесённое на центральный вход в алтарь.

В процессе развития православного богослужения Царские врата приобрели большое символическое значение. На великой вечерне в составе всенощного бдения при открытии Царских врат зажигается свет в храме для молящихся, что символизирует открытие врат Рая и наполнение всех Райским светом.

В некоторых храмах существует практика, когда во время богослужения иерей или диакон отверзает Царские врата, прихожане совершают поясной поклон. И проходя мимо врат, верующие обычно делают крестное знамение и поклон. Во время архиерейского богослужения Царские врата благословляется отверзать и затворять иподиаконам и даже пономарям (мирянам, допущенным в алтарь), хотя при этом им дозволяется стоять только сбоку, а не перед Престолом.

В особые моменты богослужения через Царские врата торжественно входят (или выходят) священнослужители. Во всех остальных случаях вход в алтарь и выход из него осуществляется только через северную или южную дверь иконостаса (т. н. диаконские двери). Вне богослужения и без полного облачения входить в алтарь и выходить из него через Царские врата имеет право только архиерей.

Внутри алтаря за Царскими вратами находится специальная завеса — катапетасма, открываемая полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.

Во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.

Примечания

  1. протоиерей Григорий Дьяченко. Приложение к беседе №1 «Об историческом происхождении храма» — «Д. Катакомбы». // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 38. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93..
  2. 1 2 3 Трофимов, 2014.
  3. Лавданский А. Что обычно изображено на Царских вратах?
  4. Митр. Иларион (Алфеев) Православие. Т. 2: Устройство храма.

Литература

  • Аверкий (Таушев) Литургика
  • Иконостас, средняя часть храма
  • Марков Н. Ф. Двери в иконостасе // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 963
  • Мельник А. Г. Царские врата из церкви села Поникарова близ Ростова // IV научные чтения памяти И. П. Болотцевой (1944—1995) : сб. ст. — Ярославль, 2000. — С. 152—158.
  • Трофимов Д. Царские врата: почему они так называются? // Фома : журнал. — 2014. — № 11 (139). — С. 70.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Царские врата

(23 голоса: 4.7 из 5)

  • Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения
  • Тест: Устройство православного храма

Ца́рские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства.

Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.

Когда-то на литургический возглас «Двери, двери!» служители закрывали наружные двери храма, и они носили название Царских, ибо все верующие суть царственное священство, теперь же закрываются двери алтаря. Закрываются Царские врата и во время Евхаристической молитвы, так что благодарящие Господа за Его искупительную жертву находятся как бы по разные стороны алтарной преграды. Но для того, чтобы связать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что происходит в алтаре, над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря» (или «Причащение апостолов»). Иногда на створках Царских врат помещают изображения творцов литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «Я – дверь овцам» (Ин.10:7). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими, потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается завеса (греч. καταπέτασμα — катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

– для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;

– для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;

– при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *