Церковь иоанна предтечи Москва

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

XIX век

В Москве во время вторжения французов наполеоновской армии и пожара монастырь Иоанна Предтечи был сожжен и разорен.

Сгорели все здания, кроме соборного храма. Монахини успели заранее скрыться, а часть церковных сокровищ отправить в Вологду. Но все равно обители нанесен такой непоправимый урон, что более чем на полвека она была упразднена и перестала существовать. Ее главной соборной церкви присвоен статус приходской.

С 1860 года начинается восстановление обители и перестройка по проекту Михаила Быковского главного монастырского собора по образу итальянской базилики во Флоренции. Строительство длилось больше 20 лет на деньги от завещания подполковницы Елизаветы Мазуриной при личном участии и попечительстве митрополита Филарета (Дроздова).

1880

Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновлен в конце XIX века как единственный общежительный в Москве, а его первой настоятельницей становится игуменья Рафаила. Обитель быстро заселилась сестрами, отстраивалась и стала процветать, становясь известным и привлекательным местом для паломников со всей страны.

Архитектура монастыря

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве и за ее пределами известен своим великолепным главным собором Усекновения главы Иоанна Предтечи (1879), прототипом которого стал знаменитый кафедральный собор Флоренции.

Внушительных размеров граненый купол и строгость линий возведенного Быковским собора приковывают взгляды горожан и туристов. Здесь органично переплелись лучшие элементы ренессанса с русским классицизмом, античность с древнерусским зодчеством.

С западной стороны на фасаде вперед вынесены две симметричные шатровые колокольни с монументальным порталом Святых ворот 1860 года постройки. Парные башни с зубчатым декором открывают вход.

Восточнее центрального храма находятся кельи и здание больничного корпуса с домовой церковью преподобной чудотворицы Елисаветы, 1879 года постройки, восстановление завершено в 1995 году.

Возведение западных корпусов келий растянулось на более длительный период с 1760 по 1830 годы. В северо-западной части находится трапезный корпус.

К древнейшей монастырской ограде примыкает невысокое одноэтажное здание конца XIX века постройки с изящным порталом, восстановительные работы закончены в 1992 году. В нем сейчас расположена Часовня святого Крестителя Иоанна Предтечи.

Святыни и престольные праздники

Множество почитаемых в православном мире святынь бережно хранится за древнейшими стенами и доступно для паломников и туристов женской Ивановской обители:

  • В алтарном помещении хранится главная святыня всех православных христиан — частица от древа Креста Господня.
  • В главном храме обители находится древнейшая чудотворная икона Крестителя Иоанна Предтечи, написанная еще при Иване Грозном, с частицами мощей.
  • Кроме этого, весь день в часовне доступен для поклонения список с образа Иоанна Крестителя с металлическим обручем, мерой головы великого мученика.
  • Известны своей чудотворной помощью частички гроба Великой преподобной мученицы княгини Елисаветы.
  • Надгробная плита юродивой схимонахини Марфы, блаженной старицы и знаменитой подвижницы обители.
  • Множество чтимых чудотворных икон и редких мощевиков величайших православных Святых.
Главные престольные праздники Дата
Усекновение главы Иоанна Крестителя 11 сентября
Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля
Зачатие Иоанна Предтечи 6 октября
Собор Иоанна Крестителя Господня 20 января
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 21 июля и 4 ноября
Святителя Николя чудотворца архиепископа Мир Ликийских 22 мая и 19 декабря

История

XV—XVII века

Ивановский монастырь был основан как мужской в XV веке и находился в Замоскворечье, в районе современной Пятницкой улицы. В 1530-е годы его перенесли на Кулишки к югу от Владимирской церкви, где располагалась заброшенная великокняжеская усадьба. В завещании Василия I 1423 года это место именовалось так: «новый двор за городом у святого Владимира». После перемещения монастырь стал женским с сохранением старого посвящения и был назван Иоанно-Предтеченским девичим монастырём.

Первый собор представлял собой бесстолпный одноглавый храм с тремя выдвинутыми к востоку апсидами. Он был построен одним из итальянских мастеров, работавших в Москве в 1510—1530-е годы. Во второй половине XVI века его обновили, предположительно на средства царя Ивана IV.

В XVII столетии монастырь часто посещали и одаривали Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович. В обители также заключали членов царской семьи. В разные годы там содержались жёны царя Василия Шуйского и царевича Ивана. При Михаиле Фёдоровиче и его жене Евдокии Лукьяновне к Ивановскому монастырю в день Усекновения главы Иоанна Предтечи совершались праздничные царские выходы. Для многих княжеских семей монастырь выполнял функции родовой обители. Среди них — князья Хилковы, Волконские, Кропоткины, Голицыны, Татевы, Мезецкие и другие.

В начале 1640-х годов был увеличен монастырский собор: с запада к нему пристроили трапезную с приделом Николая Чудотворца. Предположительно, тогда же возвели каменную колокольню, на которую повесили новый колокол. К концу XVII века территория монастыря была окружена каменной оградой, сменившей деревянный забор. Над Святыми вратами на средства частного вкладчика Василия Саввича Нарбекова возвели надвратную церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

XVIII—XIX века

Ивановский монастырь в 1882 году

В начале 1700-х годов по периметру монастырских стен построили двадцать девять каменных келий.

После переноса столицы в Санкт-Петербург монастырь отдалился от царского двора и изменился круг вкладчиков. В первые десятилетия XVIII века средства на содержание обители были ограничены ругой, получаемой из Коллегии экономии. К 1734 году здания монастыря пришли в упадок: обрушилась каменная ограда, кровли храмов протекали, что привело к обветшанию сводов и икон. Монастырь также пострадал в двух крупных пожарах — 1737 года и 1748-го. Позднее церковь над Святыми вратами была покрыта листовым железом с каменной главой, увенчанной позолоченным крестом.

Угроза закрытия монастыря возникла в июле 1760 года, когда издали указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении в Москве Дома призрения «заслуженных людей жён во вдовстве, а дочерей в сиротстве и бедности, покровительства и пропитания не имеющих». Для его устройства приказали «немедленно опростать имеющейся в Москве Ивановский девичий монастырь, или другой подобный ему, с довольным числом покоев и с каменной оградою». Однако план не осуществили из-за необходимости компенсировать сёстрам стоимость деревянных пристроек к кельям.

В 1812 году, перед оккупацией Москвы, ризницу вывезли в Вознесенский монастырь, а затем отправили в Вологду. Ивановская обитель была захвачена, ограблена и сожжена. После освобождения города многие горевшие храмы с малым количеством прихожан были разобраны или приписаны к другим монастырям. Сгоревший Ивановский монастырь упразднили, церковь стала приходской.

В помещениях обители первоначально планировали разместить священнослужителей ружных церквей, а также престарелых соборных клириков и вдов с сиротами. Однако из всех уцелевших построек пригодными для жилья оказались только каменные кельи. В июне 1814 года их восстановили и по указу Святейшего синода передали в ведомство Типографской конторы. Бывшие игуменские покои переоборудовали для проживания служащих.

В 1859 году митрополит Филарет на восстановление монастыря получил разрешение после ходатайства, деньги выделила Елизавета Алексеевна Макарова-Зубачева, дочь купца Алексея Мазурина. Новый монастырский собор и больничную церковь преподобной Елизаветы Чудотворицы заложили в 1860-м. Обитель перестроили по проекту академика Михаила Быковского в стиле неоренессанс, при этом были снесены некоторые старые постройки: собор первой трети XVI века в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, колокольня и трапезная с приделами Святого Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, Святые врата с надвратной церковью, а также примыкавшие к ним с двух сторон игуменские кельи. К январю 1863 года были сведены подпружные арки под барабаном собора. Ещё через год достроили трёхэтажный прачечный корпус, разобрали флигель церковнослужителей и восточную ограду монастыря. Восстановление монастыря было практически завершено к 1865 году, к тому моменту уже построили больничный, трапезный, бывший типографский и хозяйственный корпуса, обе колокольни со Святыми вратами, дом церковнослужителей, галерею между собором и монастырскими зданиями, ограду. Своды собора расписали в 1871-м, а через год после этого практически закончили внутреннюю отделку больничной церкви: иконостас и клиросы сделали из букового дерева с позолотой, а паникадило и подсвечники — из бронзы.

Все раненные во время Русско-турецкой войны офицеры, возвращённые в Москву, размещались в монастырском госпитале, открытом в 1877 году. Все раненые офицеры, прибывавшие в Москву, содержались в Ивановском монастыре. Монастырь освятили в октябре 1879-го, но до этого в жилых зданиях провели ремонт, который потребовался уже сразу после окончания войны. В новый храм перенесли из часовни гробницу с мощами блаженной Марфы. На столпах собора в мраморных киотах поместили образы святых: на северном — ангела блаженной Марфы, на южном — митрополита Филарета. В 1880 году после обустройства монашеской жизни в монастыре начала действовать больница, предназначенная для монашествующих и послушниц.

В 1890-х годах недалеко от станции «Марк» Савёловской железной дороги Ивановскому монастырю выделили земли для хутора, получившего название Чернецово. На нём возвели деревянную церковь в честь преподобного Сергия Радонежского и устроили школу для сельских детей.

XX век

Часовня Святого Иоанна Предтечи, 2011 годВосточный дом причта со служебными постройками, 2018 год

К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживали сорок четыре монахини и тридцать три рясофорные послушницы. После выхода декрета об отделении церкви от государства Ивановский женский монастырь был закрыт одним из первых, его банковские счета ликвидировали, приносившие доход арендные помещения конфисковали.

В октябре 1918 года власть заключила с приходской общиной договор о принятии в бесплатное пользование двух храмов и часовни Ивановского монастыря с богослужебными предметами. В результате переговоров ей вернули церковное имущество, а сёстры могли жить в кельях, именуемых комнатами для общежития. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елизаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при которых жили около ста насельниц.

Несмотря на соглашение не мешать работе общины, в июле 1919 года прихожанам закрыли доступ к храмам. Бо́льшую часть территории монастыря передали отделу принудительных работ НКВД и преобразовали в концентрационный лагерь — «Московский Ивановский Исправдом на Солянке», где в 1920-е годы одновременно пребывало до четырёхсот заключённых. Монастырской общине оставили для проживания только больничный корпус и две колокольни. Вход в монастырь осуществлялся через часовню Святого Иоанна Предтечи, а через Святые врата заходили заключённые. В лагере находились военнопленные и осуждённые до конца Гражданской войны. Основную часть арестованных иностранцев составляли поляки, литовцы, британцы, сербы, греки и венгры.

В апреле 1922 года из монастыря изъяли церковные ценности под предлогом борьбы с голодом в Поволжье и других регионах. Приказом от 13 октября 1926 года Ивановский исправдом был реорганизован в Экспериментально-пенинтенциарное отделение Государственного института по изучению преступника и преступности. Его сотрудники проводили специальные опросы заключённых в разных тюрьмах. В том же году собор святого Иоанна Предтечи приспособили под Губернское архивное бюро, а Елизаветинскую церковь передали в распоряжение лагерного начальства. В 1930-м Ивановский лагерь вошёл в состав первого отделения седьмой фабрично-трудовой колонии Москвы при ГУМЗ.

В 1929 году хозяйство хутора Чернецово было национализировано, а общину обложили налогом, для выплаты которого пришлось распродать имущество. Следующие два года они жили случайными заработками и милостыней. 30 декабря 1931 года по всей Москве было арестовано множество священнослужителей, среди которых оказались пятнадцать Ивановских сестер. Их заключили в Бутырскую тюрьму и обвинили в «антисоветской агитации». Оставшихся на хуторе монахинь арестовали по доносу 20 мая того же года. Постановлением тройки при представительстве ОГПУ по Московской области они были сосланы в Казахстан на срок от трёх до пяти лет.

В октябре 1941 года во время Великой Отечественной войны в помещениях Ивановского монастыря разместили Истребительный мотострелковый полк управления НКВД. В послевоенные годы постройки продолжали использоваться как места заключения.

К концу 1980-х годов бо́льшая часть территории принадлежала структурам Министерства внутренних дел. Святые врата были замурованы, а проход к собору застроен. В монастырском соборе размещались тир и хранилище Центрального государственного архива Московской области.

Современность

Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2018 год

В 1992 году часть построек обители передали Русской православной церкви и приписали к храму Святого Владимира в Старых Садех. В 1999-м рядом с собором Преображения Господня возвели деревянную часовню Николая Чудотворца. Через год в ней установили резной образ святого Николая.

Во время реконструкции территории удалось полностью восстановить бывший больничный корпус с домовым храмом преподобной Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 году. Богослужения в Иоанно-Предтеченском соборе начались в июле 2001-го, когда архив Московской области освободил здание.

Монастырь в 2001 году на своём подворье в бывшей дворянской усадьбе Остров начал строить богадельню. В январе 2002-го монастырю вернули его главные святыни — икону Иоанна Предтечи с обручем и Елизаветы Чудотворицы. В том же году освятили Казанский придел собора.

В 2012 году в монастыре начали работу курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей под патронажем центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит Министерству внутренних дел. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Паламарчук, 1992, с. 174—178.
  2. Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 309.
  3. Москва. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Соборы.ру. Проверено 18 декабря 2018.
  4. 1 2 Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009, с. 1—3.
  5. Баталов, 2007, с. 294.
  6. Страницы истории, 2005, с. 12.
  7. Рассохин, 2013, с. 58.
  8. Баталов, 2007, с. 305.
  9. Страницы истории, 2005, с. 14.
  10. Страницы истории, 2005, с. 16.
  11. История в документах, 2015, с. 14.
  12. 1 2 Страницы истории, 2005, с. 18.
  13. История в документах, 2015, с. 17.
  14. 1 2 3 4 5 Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве. Православие.ru. Проверено 18 декабря 2018.
  15. Страницы истории, 2005, с. 27.
  16. Первушин, 2015, с. 14.
  17. Баталов, 2007, с. 334.
  18. Памятники архитектуры Москвы, 1989, с. 347—349.
  19. Страницы истории, 2005, с. 3.
  20. Страницы истории, 2005, с. 38—39.
  21. Баталов, 2007, с. 346—349.
  22. Страницы истории, 2005, с. 46.
  23. Страницы истории, 2005, с. 47.
  24. Баталов, 2007, с. 366.
  25. Первушин, 2015, с. 49.
  26. Страницы истории, 2005, с. 54.
  27. Первушин, 2015, с. 50—51.
  28. Первушин, 2015, с. 51.
  29. Страницы истории, 2005, с. 56.
  30. Страницы истории, 2005, с. 57.
  31. Первушин, 2015, с. 52.
  32. 1 2 Картина репрессий в послереволюционной Москве: Ивановский монастырь.. moskow.zachalo.ru (4 ноября 2008). Проверено 18 декабря 2018.
  33. 1 2 История монастыря в советский период. Московский Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь (4 ноября 2008). Проверено 18 декабря 2018.
  34. Баталов, 2007, с. 402.
  35. 1 2 Страницы истории, 2005, с. 96.
  36. Баталов, 2007, с. 408.
  37. Страницы истории, 2005, с. 100.
  38. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный монастырь проводит курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей. Patriarchia.ru (13 октября 2015). Проверено 18 декабря 2018.
  39. Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Patriarchia.ru. Проверено 18 декабря 2018.
  40. 1 2 3 Паламарчук, 1992, с. 177—178.

Литература

  • Баталов А., Вайнтрауб Л., Головкова Л. Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. — М., 2007. — 558 с.
  • Баталов А., Головкова Л., Харченко Г. Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории. — М.: Лето, 2005. — 128 с.
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве: посвящается 130-летию возобновления монастыря в 1879 году. — М.: Иоанно-Предтеченский женский монастырь совместно с Международным благотворительным фондом исторического наследия «Православная Таганка», 2009. — 62 с.
  • История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века. — М.: Лето, 2015. — 498 с.
  • Паламарчук П. Сорок сороков: Кремль и монастыри. — М., 1992. — Т. 1.
  • Памятники архитектуры Москвы. Белый город. — М.: Искусство, 1989. — 380 с.
  • Первушин Г. Московский Иоанно-Предтеченский монастырь в Золотом веке русского православного женского монашества, 1879—1917 гг. — М., 2015. — 75 с.
  • Рассохин О. Москва пешком. Самые интересные прогулки по столице. — М.: Эксмо-Пресс, 2013. — 240 с.

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

В Москве, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре, есть святыня, аналогов которой нет ни в одном другом храме Русской православной церкви. Это старинный медный обруч, прикованный к иконе Иоанна Предтечи. Стоит возложить его на голову – и тут же приходит облегчение от многих болезней.

У часовни очередь. Весть о появлении чудотворного обруча передается из уст в уста. Каждый надеется получить исцеление обручем. Ведь о чудных делах свидетельствуют и настоятельница, и насельницы монастыря.

«Обруч помогает всем, даже атеистам, – говорит настоятельница обители матушка Афанасия.- Исцеляя тело, он вселяет в душу веру в Господа… Вот несколько чудесных случаев, происшедших буквально на моих глазах. Привела одна женщина взрослую дочь Лиду. Та очень страдала от психического расстройства – мы это называем беснованием. Вся дергалась, лицо перекошено. Стали ее подводить к иконе – тут ее и скрутило. Упала на пол, голову закидывает, рычит, богохульные слова выкрикивает. Пальцы в кровь о плиты содрала. Вчетвером ее держали – не могли удержать! Но только обруч на голову надели – она и затихла. И ушла спокойная, тихая…

А как-то пришла сорокалетняя женщина, заказала благодарственный молебен. И рассказала, что у нее была опухоль мозга. Врачи сказали, что надо череп вскрывать и удалять, но за результат они не ручаются. Кто-то из родственников посоветовал ей прийти сюда. Надела обруч, помолилась. А потом провели новое обследование – и отменили операцию: оказалось, что от опухоли не осталось и следа.

Однажды пришла женщина и с рыданиями рассказала нам о том, что ее сыну трижды делали операцию, и все неудачно. Просила помолиться за него, потому что ему скоро опять надо ложиться на операционный стол. Мы молились усердно. Через какое-то время она пришла вместе с сыном и горячо нас благодарила. Слава Богу, что Господь послал им исцеление».

На Руси Иоанн Предтеча – очень почитаемый святой, в честь него построены храмы и монастыри. Почти в каждом храме есть образ этого святого. Но икона с обручем, что в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, уникальна – другой такой нет ни в одном храме России.

Происхождение реликвии окутано тайной. Икона написана еще при Иоанне Грозном. В какое время к ней был изготовлен обруч (на нем – слова молитвы: «Святой Иоанн Предтеча и Креститель Спасов, моли Бога о нас»), почему его приковали к иконе, кто первым испытал на себе его чудесное воздействие – обо всем этом история умалчивает. Известно только, что вскоре после появления святыни к ней началось паломничество. По Москве, а потом и по всей России разошелся слух, что обруч исцеляет бесноватых и лечит от всех болезней, связанных с головными болями.

При императрице Елизавете, когда очередь перед иконой выстраивалась чуть ли не до Красной площади, власти обеспокоились: столько недужных на голову людей собиралось в непосредственной близости от Кремля. Московской духовной консистории поручили разобрать дело об этом образе. Обруч хотели изъять. Но, опросив исцеленных, убедились, что это медное кольцо с молитвой действительно лечит. Обруч покрыли золотом и вернули на место.

В годы гонений на веру святыня была передана в храм Петра и Павла у Яузских ворот. Он один из немногих московских храмов, которые не закрывались никогда. Многие верующие приписывали это небесному заступничеству Иоанна Предтечи. Ходил слух, что там тайком бывали даже наркомы.

А сейчас, говорят, к иконе часто наведываются чиновники высоких рангов и удачливые бизнесмены: кроме исцеления от недугов, чудесный обруч дарит ясность мысли и умение избегать мирских соблазнов…

В 2002 году монастырю вернули икону Иоанна Предтечи вместе с обручем.

Есть легенда, что хранящийся в монастыре обруч – мерка с головы Иоанна Крестителя, ее символ. Ведь свой престольный праздник монастырь отмечает 29 августа по старому стилю, в день Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. После Богородицы Иоанн Креститель первый и главный святой. Единственный святой, чье рождение празднуется наравне с рождеством Иисуса Христа и Богородицы.

Поразительно, но эта обитель – и тоже через отсеченную голову – связана с именем самого известного русского святого преподобного Сергия Радонежского. В годы гонений на веру настоятельница Епифания пригласила в духовники монахиням отца Илариона Удодова. И этот священник, оказывается, был тайным хранителем спасенной от поругания большевиков головы Сергия Радонежского! Монахини видят в этом Божий промысел – возрожденная обитель находится под небесным покровительством величайших святых.

В часовне Иоанна Крестителя, где хранится обруч, дежурит послушница Вера Мокрова. Она подсказывает паломникам, как вести себя:

– Надев обруч на голову, прочтите молитву и тропарь святому, их текст всегда лежит перед иконой. И вы почувствуете, что ваша мольба услышана…

Просим позволения попробовать на себе. Как только обруч касается головы, моментально обостряется зрение. По всему телу разливается приятное тепло. Стоишь на коленях и не чувствуешь холода каменных плит.

– Ну как? – спрашивает Вера.

– Чудесно! Усталости как не бывало! Голова светлая, ясная, а в душе радость.

– Это еще что! Одна наша прихожанка после травмы черепа совершенно исцелилась, даже шрамы на голове исчезли.

Светлана Пшеничнова,
«Семья»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *