Церковь на Кипре

Православная церковь Кипра

После окончательного раздела Римской империи в 395 году, Кипр вошёл в Восточную Римскую Империю (Византийскую) с центром в Антиохии. Христианство было признано официальной религией государства, церковь получила новые возможности для развития. Кипрская церковь с самого начала была в гуще событий православного мира: участвовала во Вселенских и поместных соборах, в борьбе с еретическими учениями, вела просветительскую работу – сочинения кипрских богословов получили широкую известность в христианском мире. Антиохийская кафедра изначально настаивала на включении Кипрской православной церкви в свой состав на правах обычной епархии. Но Кипрская община оставалась независимой, ссылаясь на древнее апостольское происхождение.

Один из ранних отцов церкви, пользовавшийся величайшим авторитетом у правителей острова и у руководителей церкви, и любовью и уважением у последователей – архиепископ Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. ?????????? ?????? ок. 315-403). В результате деятельности архиепископа Епифания сложились благоприятные условия для получения кипрской церковью автокефалии. Архиепископ способствовал пробуждению монашества на острове и собирал немалые средства на строительство и развитие монастырей, куда съехалось немало монахов из разных стран. Епифаний был ярым противником еретических учений, его участие во многих великих спорах вынуждало его совершать путешествия в разные страны и провинции. Кроме того, Епифаний является автором множества произведений, бесценных для изучения история древней церкви и богословия. В Саламине Епифаний построил большой кафедральный собор, ставший церковным центром острова, и получивший имя Епифания после его кончины – развалины этого собора сохранились до наших дней.

В 431 году на III Вселенском соборе был формально решён вопрос об автокефалии Кипрской православной церкви: «если доказано, что кипряне пользовались независимостью, то пусть пользуются ею и на будущее время». Так же и предстоятель антиохийской церкви Иоанн не упоминает Кипр в числе епархий своей Церкви в письме святителю Проклу.

Пользуясь размытой формулировкой решения об автокефалии Кипрской церкви, попытку её присоединения к Антиохийской кафедре предпринял Патриарх Антиохийский Петр Гнафевс. В 478 году Архиепископ Кипрский Анфемий обратился к Византийскому императору Флавию Зенону с просьбой об окончательном решении вопроса автокефалии. Незадолго до этого, Анфемию во сне трижды являлся Святой апостол Варнава, он посоветовал архиепископу искать решения вопроса в Константинополе, а также указал место своего захоронения. На следующий день Анфемий нашел захоронение в пещере неподалеку от Констанции (Саламина) и обрёл мощи апостола Варнавы, на груди его он обнаружил рукописное Евангелие от Матфея. Архиепископ Анфемий отправился в Константинополь с рассказом о чудесном обретении мощей, и передал в дар императору найденное Евангелие и часть мощей святого апостола. Обретение мощей святого апостола Варнавы и Евангелия от Матфея послужило веским доказательством независимости Кипрской церкви, как основанной самим апостолом. По указанию императора в Константинополе был созван Синод, подтвердивший автокефалию Кипрской церкви. Кроме того, император даровал архиепископам Кипра три важнейшие привилегии главы автокефальной церкви: подписывать официальные документы киноварью, носить пурпурную мантию и императорский скипетр вместо архиерейского посоха.

На месте обретения мощей апостола Варнавы, около 488 года Архиепископом Кипрским Анфемием, на собственные средства и деньги императора Зенона, был построен храм и основан монастырь апостола Варнавы.

Важную роль сыграла Кипрская православная церковь в защите иконопочитания во время противостоянии иконоборцев и иконопочитателей (730-843). Иконоборцы (правящая светская элита), ссылаясь на Ветхий Завет, считали иконы идолами, а почитание икон – идолопоклонством, и призывали к уничтожению всех изображений Иисуса Христа и святых. В результате были уничтожены тысячи икон, фресок, расписных алтарей, изваяний святых, мозаик во многих храмах. Иконопочитатели (представители церкви и простые миряне) подвергались гонениям – так Епископ Констанцский Георгий был осужден на Иконоборческом соборе за защиту почитания икон.

Из Константинополя, Сирии и Египта – центров иконоборчества, контрабандой везли святые реликвии на Кипр для их сохранения. В монастырях Кипра вели списки, для сохранения информации о том, какие и откуда иконы привезены и где схоронены. Много икон сберегли в скрытых пещерных храмах, но часто тайники так и оставались неизвестными – иконопочитатели, доставившие иконы, оставались жить отшельниками рядом со своими святынями, для их охраны, до конца своих дней. В X-XII веках, в период освоения земель, в Троодосе было обнаружено множество схронов с иконами, во многих кипрских монастырях рассказывают легенды о чудесном обретении чудотворных икон: икона Богоматери Махерас, приписываемая кисти святого Луки (по настоящее время находится в монастыре Махерас); икона Богородицы Тродитисса (в монастыре Тродитисса), Айа-Напская Богородица (в церкви Пресвятой Богородицы Айа-Напы). Возможно, где-то в пещерах Троодоса и по сей день остаются утерянные 13 веков назад святыни.

Византийский период омрачили многовековые византийско-арабские войны, начались опустошительные набеги на остров. Жители Кипра уничтожались во время набегов или обкладывались неподъёмными поборами, многие монастыри и храмы были разграблены и разрушены, больше всего во время набегов страдали города Констанция, Курион и Пафос. В 649 году был самый жестокий набег: халиф Муавия отправил на Констанцию (Саламин) 1700 кораблей. Город был захвачен, разграблен и обращен в руины, а большинство жителей убиты.

В 688 году арабы захватили все крупные города Кипра. Несмотря на непрекращающиеся материковые войны, Император Византийский Юстиниан II и халиф Абд аль-Малик смогли достичь беспрецедентного соглашения: Кипр находится одновременно под властью и Византии и арабского халифата в качестве кондоминиума. Почти 300 лет, до 965 года, Кипр служил перевалочной базой для войск двух империй, терпя регулярные стычки между арабами и византийцами. В 691 году Архиепископ Кипрский Иоанн обратился к Юстиниану II с просьбой о спасении своей паствы. По приказу Юстиниана II, Кипрская православная кафедра с частью выжившего населения Констанции было перевезено в Артаку (современный Эрдек, Турция), где для переселенцев отстроили замок и верфи. Новый город, представлявший скорее военно-морскую базу, получил название Новой Юстинианы. С того момента и по сей день архиепископы Кипра стали именоваться Архиепископами Новой Юстинианы и всего Кипра (титул утвержден 39 правилом Пятого Собора в 691 году).

В 965 году Византия окончательно отвоевала остров. Освобождение острова от арабских набегов и оброков способствовало расцвету кипрского монашества. Часть населения, опасаясь набегов, переселилось вглубь острова. Происходит освоение земель, строительство новых деревень и основание новых монастырей: Божией Матери Троодитиссы, Киккос, Махерас, Святого Неофитуса, Арака, Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы. Для укрепления острова, в X-XII веках отстраиваются дозорные монастыри и крепости Кантара, Святого Иллариона, Буфавенто.

В 1183-84 годах, воспользовавшись беспорядками в Византии, власть на Кипре узурпировал Исаак Комнин Кипрский, в 1184 году приняв титул деспота. По сообщениям Никиты Хониата правление Исаака было жёстким и деспотичным. Новый император Византии Исаак II Ангел безуспешно пытался вернуть остров Византии. Исаак Комнин заручился поддержкой короля Сицилии Вильгельма II, имевшего соглашение с султаном Египта, по которому Кипр должен был закрыть гавани для крестоносцев. Власть узурпатора закончилась в 1191 году во время III Крестового похода Ричарда Львиное Сердце.

Блохин В. С.
История Поместных Православных Церквей

Провозглашение Республики Кипр активизировало деятельность противников независимости киприотов. На протяжении 1960-х гг. Великобритания и США содействовали вооруженным столкновениям между греками и турками, населяющими Кипр. Используя Цюрихско-Лондонские соглашения, Англия, Турция и Греция вмешивались в конфликт и фактически осуществили военную оккупацию Кипра. На остров вошли войска ООН. Предусматривалось присоединение Кипра к Греции. Но киприоты самоотверженно продолжали национально-освободительную борьбу за полную независимость Кипра. Летом 1964 г. парламент Кипра принял резолюцию о праве народа на самоопределение, о выводе с территории Кипра английских войск и против размещения на острове иностранных баз.

В 1972 г. Макарию III составилась оппозиция в лице членов Священного Синода, которые попытались оказать на него давление, и решительно потребовали от него уйти с поста президента. Но архиепископа Макария любила общественность. 8 февраля 1973 г. Макарий был объявлен главой государства на следующие 5 лет. Тогда митрополиты решили нанести удар Макарию с другой стороны. 8 марта 1973 г. они собрались в Лимасоле, где под предлогом несовместимости мирского служения со священным саном определили отстранить Макария уже с поста предстоятеля Кипрской Церкви, выдвинув новую кандидатуру Архиепископа Кипрского – митрополита Пафского Геннадия.

Для того, чтобы прекратить смуту в жизни Кипрской Церкви, в июле 1973 г. в Никосии под председательством Блаженнейшего Папы и Патриарха всей Африки Николая VI, при участии Блаженнейшего Патриарха Антиохийского Илии IV и других 11 архиереев из Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов составили Великий и Верховный Синод и единодушно приняли решение об антиканоничности и недействительности постановления кипрских митрополитов о низложении Макария. Важным аргументом в пользу Макария послужил тот факт, что еще в XVII в. на Кипре был учрежден институт этнарха («милет-баши») – совмещение светской и церковной властей. Мятежные митрополиты были отстранены от своих дел.

Постепенно церковная жизнь на острове стала налаживаться. В 1973 г. были образованы две новые митрополии – Морфскую и Лимасольскую.

В 1974 г. на Кипре по инициативе греческих офицеров произошел антиправительственный вооруженный мятеж, направленный на присоединение Кипра к Греции. На Кипр высадились и турецкие войска. В результате турецкая община Кипра решила создать в северных районах острова, оккупированных Турцией, так называемое Федеративное турецкое государство Республики Кипр (с 1983 г. – Турецкая Республика Северного Кипра). В начале 1975 г. Кипр был разделен с запада на восток «зеленой линией», отделившей ок. 0,5 млн. греков-киприотов юга от 100 тыс. турецкого населения севера. На турецкой территории (40 % территории острова) установился строгий оккупационный режим, были изгнаны православные епископы, закрыты православные храмы и запрещены общественные богослужения.

В 1977 г. Архиепископ Макарий III скончался. После его кончины церковная и светская власти были разграничены: президентом стал Спирос Киприану, а Архиепископом Кипрским был избран Хризостом (Киккотис), являющийся главной Церкви и до настоящего времени. Архиепископ Хризостом родился в 1927 г. в селении Стато (близ Пафоса), окончил Богословский и философский факультеты Афинского университета. В 1960-х гг. преподавал в Киккской гимназии и Духовной Семинарии. В 1968 г. хиротонисан в хорепископа Кипрской Архиепископии (епископа Константийского), а в 1973 г. – в митрополита Пафского. Он является автором церковно-исторических и богословских монографий: «Православие сегодня и Кипрская Церковь», «Миссионерство клира», «Спасительное служение Церкви».

Юрисдикция Кипрской Православной Церкви распространяется на Республику Кипр. 82 % населения Кипра являются православными (ок. 560 тыс. человек по состоянию на 1996 г.). Кипрская Церковь состоит из архиепископии и 5 митрополий. Епископат Кипрской Церкви насчитывает 9 архиереев (2000 г.).

Глава Кипрской Церкви – Архиепископ, официальный титул которого звучит так: «Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра». Высшим органом церковного управления является Священный Синод под председательством Архиепископа. Синод собирается регулярно (1 раз в году). В административном отношении Церковь делится на епископские округа, возглавляющиеся митрополитами.

Кипрская Церковь – одна из самых древнейших. Здесь с ранних пор получило распространение монашество. Все монастыри Кипра в настоящее время киновийные (общежительные), Монастыри располагают земельными угодьями, выращивают маслины, миндаль, фруктовые деревья. Игумены избираются пожизненно братией монастыря. Вступать в монашество на Кипре разрешается с 25 лет.

Из наиболее известных монастырей Кипра можно назвать следующие:

– Ставровуни (монастырь Св. Креста). Основан св. равноапостольной царицей Еленой в начале IV в. на месте языческого храма Афродиты. В иконостасе монастырского храма хранится вделанная в большой деревянный крест в серебряном окладе главная святыня – часть Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда самой Еленой;

– Киккский монастырь в честь Рождества Божией Матери (в г. Трудос). Основан в 1080 – 1118 гг. Здесь находится много святых мощей, в том числе чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом и евангелистом Лукой. Этот монастырь имеет прочные связи с Россией. В нем находятся бесценные сокровища, которые были принесены в дар русскими благочестивыми христианами: митры, ризы, церковная утварь, паникадила, колокола. В XIX в. настоятель Киккского монастыря архимандрит Иоаким получил в России, в пределах Грузии, имение, которое приносило Киккскому монастырю определенный доход;

– Махерский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Основан в начале XIII в. по велению самой Божией Матери: в 1201 г. на Кипр прибыли два инока из Палестины, они долго искали место для монастыря и вдруг в горной долине увидели образ Божией Матери, излучающий свет. Они восприняли это как знамение свыше. Один из иноков – Нил – направился в Константинополь и получил от императора разрешение и необходимые средства для постройки монастыря.

Кипрская Церковь, кроме того, располагает богатейшим музеем византийских икон. В 1821 г. в Никозии была основана Архиепископская библиотека, насчитывающая свыше 50 тыс. книг. В 1967 г. открыта Духовная Семинария во имя св. ап. Варнавы. С 1918 г. издается ежемесячный официальный журнал Кипрской Православной Церкви «Апостол Варнава», а с 1954 г. – выпускается газета «Церковная трибуна».

>
Кипр

Храм Святого Апостола Андрея Первозванного и Всех Святых, в земле Русской просиявших. Эпископио. Кипр

Так звучит полное название новой русской церкви, открытой в районе деревни Эпископио, которая географически находится в округе Никосии. Первый златокупольный храм на Кипре, узнаваемый издалека традициями русской православной архитектуры, относится к древнейшей Тамассоской митрополии. По преданию, именно здесь начали проповедовать Евангелие апостол Варнава и апостол Павел.

Впервые к уже построенному храму мы приехали за месяц до его открытия. Вот таким он предстал перед нами в тот момент.

«Эйфелева башня», которая видна справа за храмом, − это тоже церковь, только романская. Когда-то она нам казалась очень высокой, но теперь вовсе такой не кажется рядом с «нашей».

Торжественное освящение Царских Врат было назначено на вечер 27 марта 2017 года. В это время мы были на Кипре и, конечно, не преминули возможностью «запротоколировать» такое событие. Машину пришлось оставить в деревне, примерно за километр до храма, и идти дальше пешком − очень много народа ожидалось в тот день, а парковка у церкви хоть и не маленькая, но не «резиновая».

Успели к началу, когда основные гости ещё не приехали, но стулья для них были расставлены. Тем временем, одними из первых «прихожан» в церкви стали кипрские военнослужащие.

Пока не все ещё подтянулись, прошлись по ухоженной территории. Покажем как раз фотографии из первого приезда, когда ничто не отвлекало от процесса съёмки. Правда некоторые объекты ещё были не закончены, но вы нам это простите, надеемся.

Рассмотрим для начала детально доминанту комплекса. В качестве описания я буду приводить слова Елены, которыми она «репортажила» в соцсетях после открытия храма.

«Купола в России кроют чистым золотом — чтобы чаще Господь замечал.»

Теперь такой пятикупольный златоглавый красавец — храм построен и на Кипре. Идея создания родилась в ходе встречи русского мецената Вячеслава Заренкова с Митрополитом Тамассоским владыкой Исайей. Заслуженный строитель России, президент социально-культурного Фонда «Созидающий мир», Вячеслав Заренков взял на себя финансирование проекта и руководство строительством.

Архитектурная концепция храма отражает национальный стиль храмостроения русской православной церкви: белые стены, крестообразная форма и золотые купола-луковицы − первые золотые купола на Кипре. Храм украшен уникальными витражами: русские березы и родные русские пейзажи.

Территория вокруг храма — это настоящий христианский культурный центр: зона для проведения праздников, амфитеатр, сад с фонтанами и беседками, просторная детская площадка, а за ней − аллея с постаментами, в арках которых находятся мозаичные изображения русских святых.

Рассмотрим их поближе: хорошо известные и почитаемые образы.

Вернёмся снова к событию открытия храма. Стали приезжать именитые гости, и постепенно весь «зал» под открытым небом, включая первые ряды, был заполнен.

В церемонии празднества по освящению врат новопостроенного храма в честь Святого Апостола Андрея и Всех Святых в земле Русской просиявших, принимали участие: Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис, Митрополит Тамассоский владыка Исайя, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, духовенство и руководство Республики Кипр, Посол России на Кипре Станислав Осадчий, ну и конечно меценат и благотворитель Вячеслав Заренков.

Как и подобает в подобных случаях, было произнесено много торжественных речей как на греческом, так и на русском языке. Более подробный фотоотчёт вы сможете посмотреть в нашем фотоальбоме, а здесь покажем несколько репортажных снимков.

В веренице событий мы не заметили, как часть высоких гостей ушла внутрь церкви для знакомства с её убранством. Но внутренний голос подсказал, что пора уже двигаться к храму, хотя в него ещё и не пускали. Кроме того, он прошептал, что встать надо не у главного входа, а у одного из боковых, где было меньше народу. Лене удалось «просочиться» через охранника внутрь церкви, а мне к тому моменту лишь пробраться в небольшой закуток, разделяющий главное помещение церкви от улицы, размером чуть больше тамбура в электричке. В итоге, место оказалось «выигрышным», потому что именно к этому выходу вскоре потянулись «первые гости», среди которых были Президент Кипра Никос Анастасиадис, митрополит Волоколамский Иларион, другие официальные лица.

Теперь настала пора познакомиться с внутренним убранством нового храма и нам. Если выразить впечатление кратко, то скажем, что он «утопает в роскоши» − столько позолоты мы не встречали ни в одной кипрской церкви или монастыре, разве что в Киккосе. Основным мотивом для росписи стали знаменитые подвиги и события из жития русских святых. Их образы, столь узнаваемые и близкие русскому сердцу, украшают стены и иконостас.

Рассказывая об убранстве, сложно не заметить большую картину, висящую по правую руку от главного входа. На ней изображён сам Вячеслав Заренков (с семьёй), дарящий новый храм Кипру в лице митрополита Тамассоского владыки Исайи, сопровождаемого свитой. Кстати, это не единственное изображение мецената в церкви. Внимательный взгляд может обнаружить его с храмом в руках, припавшего на коленях к правой ноге апостола Андрея на другой иконе.

В храм были привезены частицы мощей некоторых русских святых, которые будут здесь дальше храниться. Поклониться им выстроилась тогда большая очередь страждущих.

Уже стемнело, но торжественная церемония на площади перед храмом не закончилась. Мы были честно говоря удивлены, что русских и киприотов было примерно одинаково по численности. Но конечно то, что праздник все разделили между собой душевно, радостно и поровну, было очень приятно! Событие действительно всекипрского масштаба. Ведь дружба между Россией и Кипром многовековая, и ценится не только хорошими отношениями политического плана и туристическим наплывом россиян, но и православными традициями.

Торжество украсили своим пением хор студентов Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Шёл Великий пост (Пасха в 2017 году выпала на 16 апреля), но какой праздник без угощений? На территории была развёрнута «полевая кухня», куда начали приносить различные блюда. В районе «беседки», внутри которой изображена сцена Крещения Христа, была обустроена «питейная», где полным ходом шёл розлив различных напитков.

Мы решили не дожидаться момента вкушения угощений, а ретироваться уже восвояси, поскольку были уставшие после целого дня поездок и впечатлений. Хотя праздник продолжался вовсю концертной программой и фейерверком. Но напоследок не можем не поделиться парой фоток, сделанных уже «в ночи». Регулярные богослужения начались и двери храма открыты для прихожан.

>Фотоальбом

Посмотреть фотоальбом

Кипр – чудо-остров

Здесь находится икона Пречистой, написанная при ее жизни, здесь проповедовал апостол Павел, здесь закончил свои дни Лазарь четверодневный. И именно на Кипре митрополит стал президентом.

Пафос. Центральный собор

Побывать на Кипре и не посетить три самые главные его православные святыни? Это было немыслимо для нас, двух московских паломниц. Кроме того, нам хотелось поближе познакомиться с православием на Кипре. Конечно, за несколько дней трудно составить себе полное представление о местной церковной традиции и особенностях богослужения в этих краях, но все же увидеть и услышать кое-что можно…

Открыты «сами по себе»

Мы остановились в городе Пафосе, известном своими как античными, так и христианскими святынями. Едва обосновавшись в апартаментах, мы вооружились картой и отправились осматривать местные достопримечательности. Путеводители не обманули: практически все церкви, которые были на нашем пути в этот или последующие дни, были открыты. Причем, как правило, открыты «сами по себе» — без церковнослужителей, музейных смотрителей, прихожан или сторожей. Оно и неудивительно, если на острове нет воровства, к чему охранять то, что к тому же и воровать грешно…

На остров Кипр — средоточие торговых путей — нередко заплывали и русские купеческие корабли. Моряки, не имея времени высадиться, передавали первому встречному киприоту три монеты на три свечи.

Первым церковным зданием, куда мы зашли, была маленькая, как нам показалось, недавно построенная часовня. Недалеко от входа, на флагштоке, развевался национальный флаг (флаг у храмов и монастырей — повсеместная традиция на Кипре). Сама часовня была очень небольшим прямоугольным зданием, в центре которого возвышался пологий купол. На куполе и на крыше (над северным и южным входом) помещались простые четырехугольные кресты. Да на крыше, в особой «арке» висел колокол, причем чтобы позвонить в него, не нужно было никуда подниматься — веревка от него спускалась до самой земли. Внутри часовни были иконы, перед ними горели свечи. И… кроме нас не было ни души. Подождав немного, так никого и не встретив и не узнав, как называлась эта часовня, мы отправились дальше.

Базилики Пафоса

Практически в центре города, на еще незастроенном месте мы увидели огромную базилику. Это был тогда еще незаконченный центральный собор города Пафоса. Позже мы увидели такие же большие (хотя и менее величественные) базилики в Хлоракасе, Эмбе… Они стояли рядом с древними храмами, в которых служба велась только по особо важным случаям. В Эмбе один прихожанин сказал нам, что такое «массовое» строительство базилик началось недавно, в конце 90-х годов, и ведется оно на «туристические» деньги от департамента древностей. «Да, вот она польза неотделения церкви от государства», — подумали мы.

Удивительные встречи на рынке

Побродив по центру города, зашли на рынок. И, конечно же, об этом не стоило упоминать в этой статье, если бы не рыночные торговцы. Баклажаны и бами (зеленый стручок с приятным нежным вкусом после обжаривания) мы купили у кипрского священника, а спелые кактусы-опунции у учителя. Последний оказался очень словоохотливым и дружелюбным (впрочем, как и все киприоты) человеком. Узнав откуда мы и что хотим посмотреть, он сказал, что поет на клиросе, предложил дружить приходами и ездить к друг другу в гости… Еще сказал, что у киприотов принято продавать на рынке излишки своего хозяйства и при этом неважно, кто ты — священник, учитель, шофер или кто-то еще. «Да, попробовал бы наш российский батюшка торговать на рынке, да еще и в рясе», — пофантазировали мы и пошли дальше гулять по городу.

У киприотов принято продавать на рынке излишки своего хозяйства и при этом неважно, кто ты — священник, учитель, шофер или кто-то еще

В один из дней мы оказались на вечерней службе в церкви Теоскепасти. Название ее означает — «Спрятанная Богом». По преданию церковь, стоящая на этом месте в VII веке, была скрыта от нападения арабов. Интересно, что и нам не раз казалось, что церковь «пропала».

Идешь-идешь по улице Посейдона из конца к середине и все время видишь впереди, чуть справа, церковный крест. А перед Аквариумом, когда вам надо свернуть к церкви, вы как раз и прекращаете видеть крест и кажется, будто церковь пропала.

Посмотреть на нее весьма интересно. Церковное здание построено в 1923 году, но довольно удачно стилизовано под ранние крестово-купольные храмы.

Храм Теоскепасти

В спрятанной церкви

Поднявшись по высокой лестнице, мы оказались у входа в храм. Справа под стеклом висело написанное шариковой ручкой расписание служб, из которого мы поняли, что в этом храме служат часто (хоть и не каждый день) и что церковные стили русской и кипрской церквей не совпадают — у нас служат «по старому», у них — «по новому» стилю. В храме было малолюдно, человек 10–12, женщины и мужчины средних лет. На клиросе пели одни мужчины, на два голоса, их было, помнится, четверо. Наше появление, как ни странно, вызвало в храме удивление. Конечно, на нас не показывали пальцами, но косились весьма откровенно. Может быть, «чужаки» в этом храме в принципе редкость, а может быть, вопрос вызывал наш вполне православный вид — кроме традиционной женской одежды, в отличие от местных прихожанок мы были в платках. Впрочем, вскоре на нас перестали обращать внимание.

Венчание по-кипрски

Служба окончилась, а народу в храме прибыло. Оказалось, что вот-вот будет венчание (заметьте, вечером, а не после Литургии, как у нас). В храм влетела молоденькая киприотка, одетая так, как будто она собиралась на пляж, — короткие облегающие шортики и очень открытая кофта — и стала расставлять по храму искусственные цветы — в вазонах, в кашпо… Вскоре появились молодые.

Венчание в деревне Лефкара

В чинопоследовании венчания, конечно, нам не все было понятно, хотя оно и казалось похожим на наше, только молитвословия в нем чуть-чуть переставлены местами. Вы спросите, как мы об этом догадались?! Да очень просто! Исайя, Христос или Мария очень похоже звучат на разных языках, ну а уж различить чтение Евангелия или возглашение о венчании и вовсе не сложно. На головы жениха и невесты водрузили тонкие металлические венцы. А когда они пошли вокруг аналоя, маленькие девочка и мальчик осыпали их лепестками цветов из плетеной корзины… Совместная чаша была хрустальным кубком, который потом разбивался об пол.

Совместная чаша была хрустальным кубком, который потом разбивался об пол.

В другой раз нам удалось застать утреню в Хлоракасе. Это селение совсем не было туристическим, и люди там были еще более любопытны и доброжелательны. После службы (на которой, кстати, было много интересного — лития с большими краюхами белого хлеба, вместо 5 маленьких хлебов, как у нас, крестный ход до канона на утрени…) нас окружили прихожане и прихожанки (кстати, одетые весьма скромно, как в какой-нибудь российской глуши), вскоре подошел и священник. Все почему-то думали, что мы из Греции. Когда же узнали, что из России, радости их не было предела. Нам с трудом удалось отказаться от чая, кофе и ужина…

Обратный путь до Пафоса был очень уж неблизкий. Хотя… о том отказе мы до сих пор жалеем.

«На Кипре хранятся мощи святого Епифания, апостола Варнавы, святого Зинона, епископа Трифолия, которого крестил
апостол Павел»

Монастыри Троодоса

На следующий день мы решили, что пришло время посмотреть знаменитый Троодос — горную местность в центральном Кипре, славную своими монастырями и красивейшими видами. В качестве способа передвижения мы выбрали такси — машину вести мы не умели, а автобус с заданной экскурсионной программой и лимитированным временем просмотра нас как-то совсем не вдохновлял. Но такси еще предстояло найти и заказать. Владелец наших апартаментов, узнав, что мы хотим посмотреть, первым делом сказал, что нам надо быть соответствующим образом одетыми — в платках, юбках, закрывающих колени, и закрытых кофтах. Мы в общем-то не возражали, хотя и удивились такой строгости после посещения местного храма.

Монастырь Трикуккя

Богородица почитается на Кипре ничуть не меньше, чем в России. Ей посвящены множество соборов и приходских церквей, а также самые известные кипрские монастыри (за исключением Ставровуни, монастыря св. Креста, основанного св. Еленой). Побывали мы и у монастыря Ставровуни (это обитель очень строгого устава, и женщин вовнутрь не пускают).

Как дома

Итак, мы отправились в Троодос на такси. Наш замечательный водитель предлагает сделать очередную незапланированную остановку в небольшом женском монастыре Богоматери Трикуккя (всего на Кипре 12 действующих монастырей). Мы выходим из машины и видим… большой немного разрушенный «сарай».

Разрушения монастыря, по словам нашего водителя-гида, остались еще с недавней (на тот момент почти 30-летней давности) войны с турками-киприотами, поддержанными регулярной турецкой армией.

Монастырь Троодитисса

В то же время вид главного монастырского храма удивил нас не столько в связи с разрушениями, сколько своим очень уж «мирским» видом. Все дело в традиции. Это храмовое здание на самом деле имело форму креста (только мы не сразу это увидели…) и было покрыто кровлей из гонта (клиновидных дощечек с пазом в торце). Такая кровля и придавала «мирской» вид самому зданию. Внутри храма было довольно темно (из-за небольших узких окон, к которым вплотную примыкал сад), но очень торжественно — темно-красное покрытие пола, вдоль стен (а не посреди храма!) высокие деревянные «стулья» с подлокотниками и едва уловимым «сиденьем» — на таких нельзя сидеть, но только можно опираться во время долгих служб. В храме мы увидели монахиню, вышивающую покров. Ощущения инаковости, другой ментальности или чего-то еще «ненашего» не было.

Благословенный Омодас

Следующей остановкой был Омодас. Большая церковь. Внутри нее красивая резная сень, чудотворный серебряный крест в виде меча в местном ряду иконостаса… Здесь мы не одни. Многие прикладываются к кресту, осматривают сень. В селении очень оживленно: и здесь идет подготовка к свадьбе. Всю главную улицу — от шоссе до храма — занимает длинный составной стол. Наш водитель с гордостью объясняет — гулять будет все село, человек 300. «Да и у нас так было», — с грустью подумали мы и поехали дальше.

Икона Божией Матери «Киккская»

Чудотворный Пояс

На пути известнейший монастырь Богородицы Троодитиссы, основанный в XII веке. Здесь, в монастыре, хранится чудотворный кожаный Пояс, и женщины, страдающие бесплодием, надевают Пояс, прикасаются к святыне и просят Пресвятую Деву вымолить им ребенка (для того чтобы надеть Пояс, нужно приехать в монастырь до 9 утра (это время наиболее удобно для монахов), обратиться к настоятелю монастыря, и, если брак венчанный, пояс наденут на женщину со специальной молитвой на рождение здорового ребенка).

Монастырь Троодитисса — интерьер

Главный храм монастыря очень похож на российский — солнечный иконостас, многие иконы в ризах. Если бы не ряды кресел, сходство было бы почти полным. Узнав, что мы русские, местные монахи начинают относиться к нам необычайно доброжелательно: показывают русские (часто изданные в России) книги в церковной лавке, дают нам в провожатые монаха-серба, когда-то учившегося в России. Он подтверждает истинность сказания о Поясе и говорит, что его и поныне выносят паломницам. Спрашивает, не надо ли нам надеть тот Пояс.

Икона под пологом

Наше путешествие завершает посещение Киккского монастыря — самого известного и богатого монастыря Кипра. Музей, своя винодельня… В монастыре многолюдно и красочно, много мозаик. Икона Киккской-Милостивой Божией Матери в иконостасе закрыта пологом. К ней и стремятся паломники.

Недалеко от обители могила архиепископа Макариоса, совмещавшего высшую светскую и духовную власть. Около могилы — почетный караул, состоящий из молоденьких, кажется, невооруженных военных. Водитель говорит, что в народе Макариоса чтят как святого.

Киккский монастырь — самый известный и богатый монастырь Кипра.

Колокола Эмбы

Запал нам в сердце один случай. Были мы в небольшом селении Эмба. В тамошнем храме начиналась служба. Зазвенел колокол. Беззаботно щебечущая группка женщин и девушек, сидевшая на открытой веранде, вдруг замолчала. Все они встали, повернулись на восток и перекрестились. Просто, без лишних слов, на колокольный звон. Вернется ли к нам эта простота и обыденность традиций в лучшем значении этого слова?

Троодос. Виды монастыря Киккос

Александра Коробова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *