Церковь на сенной

На Сенной площади открылся малый храм во имя Всемилостивого Спаса. Он появился в результате перестройки существовавшей здесь часовни, которая в свою очередь была построена на месте взорванного в 1961 году крупнейшего в Петербурге храма Успения Пресвятой Богородицы, возведенного еще в XVIII веке.

После перестройки, которая длилась два года, площадь часовни увеличилась в шесть раз, и сейчас малый храм размещается на ста квадратных метрах.

– Количество прихожан в бывшей часовне, которая находилась на Сенной площади, не­уклонно увеличивалось. В любую погоду, в снег и дождь, они молились, зачастую на улице, слушая трансляцию богослужения, потому что часовня не вмещала всех желающих. Поэтому и было принято решение реконструировать и расширить часовню, – рассказал настоятель прихода храма Спаса-на-Сенной отец Михаил Малюшин. – Службы в храме уже начались, на первых порах они будут проводиться четыре раза в неделю, затем – ежедневно. На первой службе было около ста человек, но храм может вместить и больше.

Работы по оформлению убранства храма еще не завершены.

– Предстоит добавить на фасады мемориальные доски, дооборудовать алтарь и крещальню, устроить стационарный иконостас, изготовить напольные киоты для икон и расписать настенные тондо и тимпаны, устроить внешнее освещение, – сообщил Олег Бумаженко, архитектор, участвовавший в строительстве малого храма. – Однако все необходимое для богослужений уже имеется в наличии.

Когда обустройство храма будет окончательно завершено, его освятят.

Внешне и внутренне храм имеет не совсем обычный архитектурный облик. Это объясняется тем, что церковь нужно было вписать в небольшое пространство между сохранившимся фундаментом Успенского храма и ломаными границами земельного участка, выделенного в свое время для воссоздания взорванной церкви.

Фундамент Успенского храма был обнаружен во время археологических изысканий, проведенных в 2012 году. После этого его причислили к объектам культурного наследия.

Строительство храма Спаса-на-Сенной – это лишь промежуточный этап на пути к полному воссозданию снесенного в годы советской власти Успенского храма. Как сообщил отец Михаил Малюшин, сейчас ведутся согласования с КГИОП на тему будущего строительства. Также необходимо убрать с территории будущего храма инженерные сети разных организаций, которые пролегают здесь.

Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади возводился с 1753 по 1765 год. Строилась церковь на средства известного откупщика и промышленника Саввы Яковлева. Архитектура храма, построенного в стиле барокко, была настолько совершенной, что авторство долгое время приписывалось Бартоломео Растрелли. Однако сегодня точно установлено, что строил церковь замечательный русский зодчий Андрей Васильевич Квасов.

Успенский храм был доминантой всего района Сенной площади. Отталкиваясь от храма, как от отправной точки, рос классический Петербург, строились здания – на Сенной площади, на Садовой и других улицах, отходящих от нее.

Фото Лидии ВЕРЕЩАГИНОЙ

  • Об авторе
  • Последние материалы

Последние материалы автора (Все статьи автора)

  • Открылась академия для любителей кофе — 29/03/2019
  • В душе повара всегда живет поэт — 27/03/2019
  • Ресторанный фестиваль посвящается Году театра — 26/03/2019

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — Спас на Сенной

О НОВОЙ СПАССКОЙ ЦЕРКВИ НА СЕННОЙ ПЛОЩАДИ ПЕТЕРБУРГА, которая была торжественно открыта 9 декабря.
Рассказывает архитектор :
«Рад сообщить, что сегодня (уже вчера, 9-го декабря) в новой Спасской церковке на Сенной площади при стечении большого числа верующих была отслужена первая торжественная литургия.
Конечно, многое в убранстве храмика еще требует дополнения (как минимум, предстоит еще добавить на фасады многочисленные мемориальные доски, дооборудовать алтарь и крещальню, устроить стационарный иконостас, изготовить напольные киоты для икон и расписать настенные тондо и тимпаны), но все необходимое для богослужений уже, слава Богу, имеется в наличии.
Поскольку и внешний, и внутренний вид этого крошечного храмика (а его площадь — чуть более 100 кв.м.) может показаться многим необычным, как человек причастный, считаю целесообразным приоткрыть историю рождения его образа.
Идея создания небольшого храма во имя Всемилостивого Спаса (на основе реконструкции и расширения существовавшей на Сенной площади с 2003 г. мемориальной часовни, построенной на месте взорванного в 1961 г. большого Успенского собора, именовавшегося в народе «Спасом на Сенной»), появилась, когда проект воссоздания утраченного храма в очередной раз зашел в тупик, и пришло осознание того, что этим, вероятно, нам дается понять, что в 21 веке нам просто следует снова пройти основные этапы истории его появления.
А история эта начиналась в 1730-х годах (совпала с началом царствования императрицы Анны Иоанновны) и начиналась с появления на только еще формирующейся торговой Сенной площади юного Петербурга небольшой церкви, находившейся на месте будущего большого храма и именовавшейся Спасской.
Именно благодаря этой церковке новый огромный Успенский храм, построенный в 1760-х гг, по-прежнему именовался в народе «Спасом на Сенной», а упиравшейся в нее переулок и поныне называется Спасским.
К сожалению, никаких описаний или изображений первоначальной Спасской церкви 1730-х годов до наших дней не сохранилось, но стало очевидным, что образ нового Спасского храма должен воспроизводить дух 1720-х — 1740-х годов, т.е. характерные формы так называемого петровского барокко, господствовавшего в те годы в застройке новой столицы России, включая и ее храмы (нетрудно вспомнить немногочисленные, но очень узнаваемые культовые постройки той эпохи — собор Петропавловской крепости, Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры, церковь Симеония и Анны в начале Моховой улицы, Пантелеймоновскую церковь у Летнего сада, Знаменскую церковь у Царскосельского дворца и др.)
Другую же часть специфики необычного (и, надо признать, не вполне каноничного) архитектурного облика церковки определил градостроительный контекст: новую постройку необходимо было вписать в небольшое пространство между сохранившимся фундаментом Успенского собора (пятно застройки Спасского храмика расположено на его продольной оси и непосредственно прилегает к центральной алтарной апсиде утраченной постройки, что потребовало отказа от устройства окон и входов на главном — западном — фасаде здания) и ломаными границами земельного участка, выделенного в свое время для воссоздания взорванного храма.
Впрочем, эти обстоятельства, пожалуй, только помогут подчеркнуть изначально задуманный мемориальный статус новой Спасской церкви, целеполагающий, в т.ч., освещение самых трудных событий истории Сенной площади.
Наконец, стоит заметить небезынтересное инженерное решение, разработанное для нового храма: система его теплоснабжения (напольного водяного отопления и горячего водоснабжения) организована на базе воздушного теплового насоса — современного электроагрегата, эффективно утилизирующего тепло атмосферного воздуха при температурах до -27 градусов (!) «

Церковь Спаса на Сенной

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенская церковь.

Православная церковь

Спас на Сенной

Собор Успения Пресвятой Богородицы


Сенная площадь в начале XX века,
Успенская церковь, корпуса Сенного рынка

59°55′38″ с. ш. 30°19′14″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург

Конфессия

православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

барокко

Автор проекта

Андрей Квасов (при возможном участии Бартоломео Растрелли)

Первое упоминание

1743 год

Строительство

1753—1765 годы

Приделы

Главный — Успения Пресвятой Богородицы (ранее — Сретения Господня); северные — Собора трёх святителей, архистратига Михаила; южные — преподобного Саввы Сторожевского, Всемилостивого Спаса.

Статус

утрачена

Состояние

не существует, установлена памятная часовня

Церковь Спаса на Сенной на Викискладе

Це́рковь Спа́са на Сенно́й; церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — утраченная церковь, которая находилась на Сенной площади в Санкт-Петербурге. С 1923 года — собор.

Храм являлся памятником позднего барокко. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах.

В городе церковь была известна под именем Спаса на Сенной, по одному из приделов — Спаса Всемилостивого.

Строительство

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет. На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.

Вид со стороны колокольни

Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром. Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды. В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года. Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель. 5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери). Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах. Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.

Дореволюционная история

В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. К тому же вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего. Здание гауптвахты находилось в северном углу площади, напротив церкви, через Садовую улицу и сохранилось до наших дней.

В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни

Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса. Придел освящён 14 января 1822 года, и после этого ему были поручены работы по ремонту. В 1833-1835 годах по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви. 14 февраля 1835 года освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867-1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест. 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство.

В 1897-1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902-1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация образов.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход.

Ценности церкви

Церковь была огромна и посещаема, само расположение и привязка к местным топонимическим объектам явилось предпосылкой появления у храма уникальных ценностей.

Материальные сокровища

Церковь украшал высокий вызолоченный иконостас, выполненный в стиле барокко с иконами середины XVIII века, который считался одним из лучших в столице. В церкви был установлен престол с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки. Весивший более 100 килограммов уникальный престол был пожертвован в 1786 году создателем храма. Храмоздатель С. Я. Яковлев также преподнёс храму плащаницу малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом. Для этой плащаницы в 1856 году была изготовлена новая гробница из серебра весом около 115 кг. Её изготовил известный ювелир Ф. А. Верховцев и по образцу этой гробницы позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора.

Из образов более всего в храме почитались:

  • Местный образ Успения, обрамлённый в золочёную серебряную раму с осыпанной жемчугами ризой.
  • Список Тихвинской Божией Матери из часовни. Он выставлялся на паперти 27 июня для поклонения.
  • Образ Христа Спасителя. Перед ним вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы.

Кроме того, художественной ценностью обладали большие иконы «Погребение Спасителя» и «Прп. Андрей, епископ Критский» кисти В. М. Пешехонова, а также картины художника Г. Г. Мясоедова.

Наконец, выдающейся ценностью храма были колокола. Среди пятнадцати колоколов храма были лучшие образчики произведений отечественного художественного литья. Самый большой из них был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова и весил 8 900 кг.

Окормление паствы

Спасо-Сенновская церковь была мощным социально-культурным центром Петербурга:

  • В 1820-х годах при церкви существовало приходское духовное училище.
  • Церковь считалась особым приютом для сирот, в дома церкви помещали вдов и сирот духовного звания.
  • При церкви в декабре 1871 года было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам (начало действовать 16 декабря 1873 года). При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1903 году причт церкви просил возвести храм в ранг собора, этот ранг был получен в 1923 году.

К церкви было приписано несколько часовен: в Апраксином дворе, в Большой линии — Тихвинская (существовала с 1805; в 1893 по проекту В. Ф. Харламова сделана из чугуна) и Казанская (1800-е, 1847 — по проекту И. Д. Корсини, 1879, тоже из чугуна,- А. Л. Гольм), в Мариинском рынке — Марии Магдалины (1882, А. И. Кракау) и в Михайловском проезде — Ильинская (1850-е) и шатровая, чугунная Всех святых (1916, гражд. инж. Л. М. Харламов).

Разрушение храма

В 1920-х годах все ценности из этой церкви были изъяты. С 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.

Взорван вместе с соседним доходным домом 1 февраля 1961 года, в разгар очередной антирелигиозной кампании.

Распоряжение о сносе храма было дано главным архитектором Ленинграда Валентином Каменским. «В. А. Каменский, сменив после войны Н. В. Баранова, осуждал его за стратегические недостатки действующего генплана города, несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Узнав об угрозах Н. В. Баранова, В. А. Каменский потребовал собрать у себя „своих академиков“ Е. А. Левинсона, И. И. Фомина и др.), чтобы добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Документ о сносе храма был ими подписан.

«Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо Е. А. Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день».

Перед взрывом кровля с медью и позолотой была демонтирована. Опасаясь повредить стоящие на площади дома, инженеры рассчитали взрыв так, чтобы его сила ушла в землю; тем не менее, имеются сведения, что в результате взрыва были повреждены даже сваи Исаакиевского собора. Завалы взорванного храма были расчищены. На освободившемся месте по проекту Каменского был выстроен вестибюль наземного выхода станции метрополитена «Площадь Мира» (переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью в «Сенную площадь»). Она была открыта 1 июля 1963 года.

Планы по восстановлению

С 1970-х годов архитектор-реставратор Д. А. Бутырин занимался вопросами восстановления храма. Он создал проект воссоздания и добивался его реализации. В случае, если полное восстановление церкви было бы невозможным, Бутырин предлагал воссоздать хотя бы колокольню, дабы вернуть Сенной площади утраченную доминанту.

C 1990-х годов, после распада СССР деятельность по воссозданию церкви активизировалась, был проведён сбор подписей в поддержку осуществления проекта. Идея пользовалась поддержкой горожан, было собрано около 15 тысяч подписей, которые передали администрации Санкт-Петербурга.

В начале 2000-х годов проект был подписан главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Харченко, было получено разрешение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников и благословение митрополита Владимира. Были собраны все необходимые для реализации проекта подписи. Проект пока не реализован, но в память о взорванной церкви на Сенной площади в 2003 году построена часовня.

В 2011 году началось активное развитие проекта восстановления Храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади.

В том же году начались работы по восстановлению храма. Перед строителями стояла задача вскрыть асфальт и рассчитать примерное расположение собора. Оказалось, что старый фундамент не был разрушен. Особенный восторг архитекторов вызвала святая святых собора — алтарная основа. Недалеко от алтарной плиты найден запечатанный вход в крипту Спаса — засыпанный вход в подвалы церкви. Обычно в крипте хоронили священников и знатных прихожан. Скорее всего, Спас на Сенной восстановят на старом фундаменте.

Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 781530232440005 (ЕГРОКН)
объект № 7830849000 (БД Викигида)

В 2014 году фундамент церкви распоряжением КГИОП № 10-102 от 11.03.2014 был признан объектом культурного наследия регионального значения. Теперь на этом месте запрещены любые виды работ, кроме благоустройства территории и восстановления здания церкви.

Примечания

  1. Кан П. Я. Прогулки по Петербургу. — СПб.: Палитра, 1994. — 412 с. — ISBN 5-289-01813-1.
  2. 1 2 3 Путеводитель по С.-Петербургу. Репринт. воспроизведение изд. 1903 года. — СПб.: Икар, 1991. — ISBN 5-85902-065-1. — С. 182.
  3. А. П. Павлов //тут должна бы быть нормальная ссылка
  4. Семь пудов
  5. 542 пуда 18 фунтов
  6. Левитин А., Шавров В. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.]
  7. 1 2 Фундамент храма Спаса на Сенной обнаружен в Петербурге. Православие и мир.
  8. 1 2 Смирнов В. В. Скверная история светлой памяти Юрия Михайловича Денисова — историка архитектуры — посвящается. // Архитектура, реставрация, дизайн, инвестиции, строительство. — № 1(19). — 2003.
  9. Воссоздание церкви на Сенной началось незаметно. Фонтанка.ру, 19.09.2014.
  10. Жданов А. Метрополитен Петербурга. Легенды метро, проекты, архитекторы, художники и скульпторы, станции. — СПб.: Центрполиграф, 2017. — (Всё о Санкт-Петербурге).
  11. Вестибюль выстроен не на месте взорванного храма, но рядом с его фундаментом: на него заходит лишь левый край ступеней. Петербургский метрополитен. Линия 2, Станции и тоннели на сайте Санкт-Петербургская интернет-газета.
  12. Катрунова Е. И. Проект реконструкции церкви Успения Богородицы на Сенной площади архитектора Д. А. Бутырина // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб., 2012. С. 413
  13. Вишневский Б. Храм в наследство. Памяти архитектора Дмитрия Бутырина // Новая газета СПб : Газета. — СПб., 2010. — Вып. 22 (29 марта). (недоступная ссылка)
  14. Дмитрий Бутырин: «Я уверен, что Митюрева водят за нос» // Степанов А. Д. Русская линия : Электронное СМИ. — 2009. — Вып. 24 апреля.
  15. «О включении достопримечательного места «Церковь Успения Пресвятой Богородицы „Спас на Сенной“ в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об определении его предмета охраны, плана границ территории и характера использования территории, ограничений на использование данной территории и требований к характеру хозяйственной деятельности, проектированию и строительству»
  16. Перевалов Е. Новый храм спасет Сенную от «Бермудского треугольника» // РБК, 21.03.2014

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *