Церковь покрова на филях

vladimirdar


Всего 50 фото и видеоролик
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях являет собой удивительный образец нарышкинского или раннего московского барокко. Образ этой церкви чист, воздушен, изящен и вызывает в душе восхитительное состояние легкости и восторженного (не побоюсь этого слова) умиления в душе этой красотой. Давно уж хотел в подробностях сфотографировать эту церковь и надо сказать снимал ее и раньше еще на мыльницу, но был тогда не доволен полученным результатом. Планируемая фотосессия — всё так и откладывалось по разным причинам. В этот же раз посыл побывать здесь был прямым ненавязчивым и естественным – церковь в Филях! Вот так мы с durasik и порешили, посмотрев Мамонову дачу на Воробьевых горах, еще пару примечательных исторических мест, «полетать» вокруг и запечатлеть эту замечательную церковь с необычных ракурсов. Погода правда была «не летная», да и вообще я стараюсь не фотографировать в такую промозглую погоду по понятным причинам. Но порыв есть порыв.
Итак, мы увидим Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях такой какова она есть в преддверии зимы, когда еще не нападал снег и температура на улице пока выше ноля. Даже интересно, что же получилось в итоге!?) Здесь также я попробую «сваять» непритязательный ролик об этой церкви разместив его в заключительной части этого материала. Пока мы «летали» начал накрапывать дождик так что подробно заснять уже с рук фотокамерой церковь и ее архитектурные детали вполне не удалось. Но давайте посмотрим-таки, что же у нас вышло и заодно узнаем об этой церкви наверное чуть больше того, что можно найти в сети.
Ранее на этом месте находилась церковь Покрова в Кунцевском городище. Вообще же, место, где находится Кунцевское городище, считается одним из так называемых «мест силы», здесь когда-то находилось языческое капище, и согласно одному из преданий, церковь Покрова Богородицы, которая некогда стояла здесь, бесследно ушла целиком под землю всего за одну ночь. Но это конечно легенда, на самом же деле церковь была сооружена в 1619 году и сожжена поляками во времена смуты. В то время Кунцево было родовой вотчиной бояр Мстиславских, подаренное им ещё Иваном Грозным. Построена же она была в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.
02.

В конце XVII века после продолжительной и кровавой битвы между кланами бояр Милославских и Нарышкиных за право называться «прародителями» русского царя, род Милославских пресёкся и вотчина Кунцево и Фили (названная так по протекавшей там речке Фильке, хотя её более верное название Хвиля; примерно также называлось и расположенное здесь село), после стрелецкого бунта были переданы во владение Нарышкиных.
03.

Нынешнее же здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690-1694 годах на средства Льва Кирилловича Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). По некоторым сторонним сведениям, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях была возведена все же за один год — началось строительство в 1690 году, а закончилось летом 1691 года.

04.

Что интересно, документов о зодчем церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик. Некоторые искусствоведы считают автором Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке. В какой-то степени филёвская церковь стала «мостиком между Москвой царя Алексея Михайловича и Северной Пальмирой императора Петра Великого».
05.

Известно, что именно эта церковь стала классическим образцом нарышкинского барокко. Название было дано потому, что именно Лев Кириллович Нарышкин строил в этом стиле свои домовые храмы в Москве, а затем, ему стали подражать многие русские аристократы.
06.

07.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л.К. Нарышкина, находится церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.
08.

Церковь Знамения на Шереметевском дворе
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание («иже под колоколы») совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
09.
На первом этаже (в подклете) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л.К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (говорят, что он молился именно перед этой иконой во время бунта укрывшись в тайнике, в то время как стрельцы убивали двух его братьев).
10.
11.
12.
13.
14.
Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году после взятия Нарвы Пётр привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма ранее украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал сам царь Пётр I… Позднее около церкви был разбит регулярный парк.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Обойдем Покровскую церковь справа…
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Сейчас мы рассматриваем фасад церкви с северо-запада.
33.
34.
До революции храм выглядел так.
35.
Фото церкви 1888 года
36.
37.
38.
Верхний храм
39.
40.
По храму село Фили было названо Покровским. Мимо церкви проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.
41.
42.
43.
44.
45.
Надгробная пристенная плита
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Верхний храм сейчас закрыт для посещения поэтому воспользуюсь сторонними фото…
46.
Верхний храм
47.
Верхний храм
Первоначальный интерьер нижнего храма не сохранился: многое погибло во время Отечественной войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни. В верхнем этаже ими же была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).
48.
Нижний храм
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь как ориентир для наведения орудий. Однако зажигательные бомбы врага попали-таки в него.
49.
До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая окончательно завершилась в середине 80-х годов XX века. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко. В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей же открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения. Первое же богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме был оставлен музей с целью сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились. После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма. В нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.50.
В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Ранний иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время. Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах храма сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.
В заключение — четырехминутный обзорный ролик о Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
Фото внутри церкви: raven_yellow

Очередное мини-отступление от разрушающегося культурного наследия посвещено известному памятнику архитектуры федерального значения, что был посещен во второй половние первого дня наступившего лета.

История памятника широко известна, поэтому в текстовой составляющей отмечу лишь ключевые моменты.
Пятиярусный центрический храм построен в 1690-1694 годах дядей Петра I боярином Львом Кирилловичем Нарышкиным.

Здание объединяло в себе нижний теплый храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, верхний холодный — во имя Спаса Нерукотворного Образа и колокольню, устроенную в среднем восьмерике — эдакая барочная трактовка древнерусского «иже под колоколы».

Схожий ракурс на дореволюционном фото (начало XX века).

Достоверных сведений об архитекторе не сохранилось, поэтому незаурядное строение атрибутируют не то Якову Бухвостову, не то автору уничтоженной Успенской церкви на Покровке — некоему Петру Потапову.

И ещё доревоционное фото (конец XIX века).

На уровне второго яруса здание опоясано гульбищем, на которое ведут три широко раскинутых всхода (со всех сторон, кроме восточной).
Ниже на фото запечатлены, соотвественно: южный, северный…

…и западный входы в храм. Справа фото 1941 года, на котором храм запечатлен в не самом приглядном виде — без главок и верхнего восьмерика, которые демонтировали в целях маскировки.
Разоряли храм не единожды — первыми это сделали наполеоновские солдаты, уничтожившие первоначальные интерьеры нижнего храма. Ну и, понятно, в советское время, когда после закрытия помещения приспособили под склад. Начатая в середине 50-х годов реставрация была завершена только к 1980 году, когда храм открылся в качестве филиала Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
В интерьере захватывает дух от сияющего позолотой пышного убранства во главе с поднимающимся до самых сводов ступенчатым восьмиярусным иконостасом — настолько высоким, что он не помещается в кадр.
Автором иконостаса и интерьеров церкви был мастер Посольского приказа Карп Золотарев, автограф которого был обнаружен при реставрации на нерекладине креста завершающего иконостас распятия.
Напротив иконостаса устроена богатая церская ложа, кстати, по легенде, храм неоднократно посещался Петром.
На боковых стенах над ведущими в притворы арками помещены два трехчастных киота: северный…
…и южный.
Все три притвора верхнего храма не сохранили декоративного оформления конца XVII века. Существующее убранство появилось в результате ремонта, выполнявшегося в 1850-1853 годах на средства купца Гладилина. Ниже фото северного притвора…
…и западного.
Тогда же, в середине XIX века, весь храм был росписан отдельными сюжетными композициями в орнаментальных рамах, имитирующих лепнину, а также псевдобарочными и псевдоклассическими архитектурными мотивами на голубом фоне.
До настоящего времени роспись сохранилась преимущественно в западном притворе где на своде изображено «Коронование Марии».
Также обращают на себя внимание расположенные по сторонам иконостаса два клироса – кафедры для певчих, которые имеют граненую форму и декорированы резными корзинами с фруктами.
На сводах южного притвора сохранена роспись «Вознесение Господне», а через приоткрытое окно можно разглядеть резной киворий в алтаре верхнего храма.
Заканчиваем осмотр музеефицированного холодного храма, а вместе с ним и всего незаурядного памятника нарышкинского барокко, так как нижний теплый храм в 2000 году был передан церкви и является действующим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *