Церковь святого Николая чудотворца

Храм Святителя Николая

Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами – Софийским собором и Троицкой церковью – судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное здание собора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи – освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери – освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Софийский собор (1767-1917)

Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви – массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.

Большая протяженная трапезная – одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы – прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.

Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше – две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая – у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей “убиенного схимонаха Варсонофия”, особенно почитавшегося лаишевцами, вторая –в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья – в виде усыпальницы, на кладбище.
Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе – икона Казанской Божьей Матери “в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена”.

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея – и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии – Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства – при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались… захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.
Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, “городковый” карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.
В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 году Софийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.

Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР.

Возрождение

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим. Сейчас она носит название «Собор Премудрости Божией Софии» (или сокращенно «Софийский собор»). Здание храма к моменту возвращения находилось в удручающем состоянии. Иконы, церковная утварь, настенные росписи и иконостас полностью уничтожены. Гусеницами тракторов разрушена половая плитка и «тепловые ходы» (составляющая системы отопления храма) под ней. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило.

Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Собора, была проведена очень большая работа. В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме. В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Собора. В начале 2012 года была установлена система стоков Храма. Силами прихожан ведется внутреннее обновление Собора.

Никола весенний (вешний) и Никола зимний, молитва о помощи

Святителя Николя в народе называют Николаем Чудотворцем, т.е. святым, обладающим даром заступничества и чудеса совершающего. Его любят и с давних пор почитают как покровителя путешественников, земледельцев и скотоводов, заступника людей на земле и море. К Святому Николаю за помощью обращаются моряки, корабли которых терпят бедствия. Святой исполняет просьбы детей. На Западе популярен Санта-Клаус, который приносит подарки в Рождественскую ночь. Прототип этого сказочного персонажа — святитель Николай Мирликийский.

Храм святителя Николая Чудотворца в Николо-Прозорово (Никольское-Прозоровское), Московская область

В Житиях Святых описано много чудес, совершаемых Николаем Мирликийским (из города Миры Ликийской области). Ежегодно угодника славят 22 мая (9 мая по ст. ст.) и 19 декабря (6 декабря по ст. ст.). В Русской Православной Церкви икона святителя Николая находится рядом с образом Спасителя и Божьей Матери.

Особо почитаются такие иконы Николая Чудотворца, как «Святой Николай» (XVI век, музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва), «Никола зимний» (изображён в епископской митре), «Никола вешний», «Никола Мокрый» (в честь чуда спасения утонувшего младенца), «Никола Дворищенский» (на доске круглой формы, исцеление новгородского князя Мстислава), «Никола Отвратный» (отвращает от всякой скверны), «Никола Великорецкий» (XVI век, икона находится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике), «Никола Зарайский» и др.

На всех иконах изображён святитель Николай с очень добрым лицом, седой бородкой и немного грустными глазами.

Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, Явлением Богоматери Сергию Радонежскому и избранными святыми. Из собрания Музея имени Андрея Рублева, Москва

Согласно Житиям Святых, святитель Николай родился в богатой аристократической семье в приморском городе Патары (сейчас это турецкая территория) в 270 году. Потом семья переехала в город Миры (сохранились его развалины). Дядя был местным епископом. Именно он рукоположил благочестивого племянника в сан священника. После смерти родителей Николай получил большое наследство и стал тайно оказывать помощь обездоленным людям.

Вскоре он посетил Палестину, чтобы поклониться Гробу и Животворящему Кресту Господню, помолиться в Иерусалимском храме на горе Голгофе. Там обнаружился дар чудотворца, позволивший на обратном пути укротить морскую бурю и воскресить упавшего с мачты матроса.

Есть предание, что вернувшийся в Миры святитель Николай ежедневно молился в местном храме. Миры в то время был небольшим портовым городком, где жили не только моряки, рыбаки, купцы, но и морские пираты. Они верили в бога моря и водной стихии Нептуна (Посейдона), которому посвящали храмы и приносили жертвы.

После смерти епископа Мирликийской церкви Иоанна решили выбрать нового, положившись на Божественное провидение. Одному из епископов было видение, что должен быть выбран тот, кто ранним утром первым войдёт в этот храм, а имя его Николай. Именно святитель Николай первым пришёл к открытию храма на рассвете.

В жизни святителя были тяжёлые времена, когда его заключили в темницу. Император Константин Великий (272 — 337) позволил Николаю вернуться к пастве, а потом участвовать в Первом Вселенском соборе 325 года. Там произошла ссора с еретиком Арием, которая показала, что святитель Николай способен покарать противника.

6 декабря 343 года Святитель Николай мирно скончался в преклонном возрасте. В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Первое время Святой Николай считался лишь местным покровителем. На Руси о святом узнали от торговых людей, прибывающих по пути «из варяг в греки». Николай-Чудотворец стал покровителем воинов, защитником самых разных людей, их заступником перед Богом. В народе складывались сказания о Николе-Чудотворце. В Церкви его отмечают не только дважды в году, но и каждый четверг.

В XIX веке почти треть российских храмов освещалась во имя Николая-Чудотворца. Сейчас их тоже много. В московском Богоявленском Кафедральном Соборе в Елохове находится чудотворный образ Святителя Николая. Москвичи хорошо знают Елоховскую церковь, расположенную недалеко от станции метро «Бауманская».

Никола весенний (вешний)

22 мая — праздник Николы весеннего (вешнего). Его ещё называют травным, тёплым. В этот день 1087 года мощи святого были ночью тайно перенесены из разграбленного города Миры в итальянский город Бари. Этот день стал религиозным праздником. Самые разные люди просили святителя Николая о помощи и защите, давали клятвы почитать его имя. Так праздник стал обетным. И заветным, т.к. считалось, что в этот день нельзя нарушать заветы предков.

Купцы и промышленники старались на Николу дать имя святого новым судам.

На Руси конюхи на Николу весеннего коней в поле выгоняли, в ночное отправлялись, молебны с водосвятием заказывали. Просили Защитника уберечь лошадей от хищников и конокрадов. Молодёжь всегда в этом празднике участвовала: холостые парни коней в поле вели, а девушки в избах в это время пироги пекли. Молодёжь и конюхи всю ночь гуляли, сытные пироги с гречкой пивом и квасом запивали. Считалось, что с этого дня домашний скот и кони могут полностью перейти на подножный корм.

Примета погоды: «Пришёл бы Никола, тепло будет».

Никола зимний

19 декабря — Никола зимний, холодный. Это день смерти Святого. К Николе зимнему земледельцы заранее готовились, на Руси начиналась массовая продажа зерна. Открывались ярмарки и базары, за порядком на которых следил сам Никола. Торговцы боялись его рассердить, поэтому на таких ярмарках мошенников было мало.

На Николу зимнего даже враги мирились. Старшие гуляли и принимали участие в братчинах. Младшие на них смотрели и готовились к Святкам. На никольские братчины приходили родственники и знакомые, чтобы вместе выпить хмельное пиво, которое варили по семейным рецептам.

В Рождественский (Филипповский) пост, который длится с 28 ноября по 6 января, соблюдают следующие правила. Если День святителя Николая, т.е. 19 декабря, приходится на понедельник, среду и пятницу, то можно есть рыбу.

О праздновании Николы зимнего в 20-х годах в СССР написал Василий Белов в книге «Лад»:

Пиво на Севере до самой войны — главный праздничный напиток в крестьянской среде. Варили его из ржи.
Анфиса Ивановна так рассказывает об этом:
«Девятнадцатого декабря, а по старому стилю шестого, был праздник Никола, в нашем приходе престольный. Мы приладили и свадьбу к Николе, чтобы на одни расходы. Это 1926 год, уже не венчали, но если существовала церковь, в пост все равно бы не повенчали. Праздника ждали все, от мала до велика. Даже нищие. Идут в этот день по многу человек, хозяйки специально для нищих пекли пироги. Оставляли и сусла, хотя и не первача, а другача для потчевания случайных посторонних».

Народные приметы: «Какой день на Николу зимнего, таков и на Николу летнего», «Коли день холодным и ясным выдался — к урожайному году», «Перед Николой иней — овсы хорошо уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько Никола вешний травы».

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках считается одним из красивейших храмов в Москве. С момента возведения храм практически не подвергался перестройке и сохранился в первозданном виде.

Почему слобода называется Хамовничьей

История района Москвы, называемого Хамовничьей слободой, или Хамовниками, начинается с 17 века. На сегодняшний день Хамовники расположены в одном из центральных районов столицы, но в те далекие времена это была скорее окраина. В этой местности росли на больших площадях ценные с точки зрения скотоводства травы.

Церковь Николая в Хамовниках, 1883 год

В начале 17 века началось строительство женского монастыря, получившего название Новодевичий. Потом эта местность стала заселяться простым народом, в основном крестьянами и ремесленниками. В то время росли нужды царского двора в льняных материалах.

Было принято решение создать в столице слободу, специализированную на производстве тканей. Выбор пал на окрестности Новодевичьего монастыря. Сюда из некоторых окрестных деревень были переселены ремесленники-ткачи. В старорусском языке лён обозначался словом «хам», «хамьян». Поэтому слобода приобрела название Хамовничьей.

Ремесленники производили продукцию на нужды государства, посему они получали зарплату из бюджета и пользовались некоторыми привилегиями и льготами. Ткачи считали одним из своих святых покровителей Николая Чудотворца, молитвенно обращались к нему, прося помощи в труде и в быту.

О чем можно молиться Николаю Угоднику:

  • Молитва на удачу и везение
  • Молитва от тревоги за будущее
  • Молитва о семье

У святителя Николая было принято просить помощи в разных делах, в том числе в работе. Было принято решение собрать средства на постройку нового храма в честь этого святого.

Краткая история храма Николая Угодника в Хамовниках

Можно утверждать, что к 1625 году уже существовал первоначальный вариант церкви — деревянный. Позднее, в 1657 году, решили возвести более надежный, каменный храм. Его расположили на некотором удалении от деревянного. Это кирпичное здание и получило название Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.

Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Вначале появилась основа в виде церкви, несколько позднее были сделаны пристройки, трапезная и колокольня. Но впереди были исторические потрясения.

В 1812 году в Москву вошел Наполеон, в городе начались большие пожары. Не миновали они и церковь Николая Угодника. Повреждения коснулись и внешних, и внутренних сторон храма. Потом французы начали отступление, и появилась возможность начать восстановительные работы в этой и других церквях.

Работы велись вплоть до 1849 года. Не только был восстановлен прежний вид, но также были сделаны дополнительные украшения, такие, как настенная роспись. А в 1896 году началась первая реставрация. Была возведена металлическая ограда. Но впереди были новые потрясения — революция 1917 года, десятилетия советской власти, негативно настроенной по отношению к религии.

Власти строили масштабные планы по изменению Москвы и других городов, в рамках этих планов подлежали уничтожению многие старинные храмы и монастыри.

Но Бог отвел беду от храма Николая Чудотворца, и он даже не закрывался, хотя и понес некоторые потери. Кроме того, в советские времена были проведены еще две реставрации — в 1949 и 1972 годах.

В чем помогает Святитель Николай

Это один из самых известных и почитаемых в России святых. Причем не только в России, но и в других христианских странах.

Читайте о Николае Угоднике:

  • История и места хранения мощей
  • В чем и кому помогает святой Николай
  • Праздник святого Николая 19 декабря

Бесчисленны случаи его помощи людям, лишь небольшая часть их была зафиксирована в письменных преданиях. На самом деле, их гораздо больше. Некоторые случаи причисляются к чудесам, так как совершаются сверхъестественным образом.

Святителю Николаю молятся:

  • ремесленники о помощи в труде;
  • путешественники перед трудным и долгим путем;
  • мореплаватели;
  • люди в поисках достойной работы и зарплаты;
  • невинно подозреваемые люди просят о справедливом приговоре суда;
  • малоимущие и неимущие просят о помощи деньгами, продуктами, вещами;
  • женщины просят облегчения в трудных родах;
  • матери просят о достойном замужестве дочерей;
  • больные просят облегчения и исцеления от недугов;
  • старики — о достойной старости;
  • люди в трудных и запутанных житейских ситуациях;
  • монахи и миряне — о помощи в борьбе с грехами и страстями.

Совет! Можно просить помощи святого в любых материальных и духовных нуждах. Храм святителя Николая в Хамовниках

Николай Чудотворец
(270-343)

Святой Николай. В христианстве почитается как Чудотворец.
На Востоке является покровителем путешествующих, заключенных и сирот.
На Западе покровительствует практически всем слоям общества, но в основном детей.

Святитель Николай родился 15 марта 270 года в городе Патара, Римская провинция Ликия. Николай являлся очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что рожден в семье состоятельных родителей — христиан и получил начальное образование. Из-за того, что его биография спуталась с биографией Николая Пинарского, несколько веков существовало ошибочное мнение, что родителями Николая Мирликийского были Феофан и Нонна.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Священного Писания. Днем не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители скончались, святитель Николай унаследовал их состояние, однако отдал его нуждающимся.

Начало священного служения святителя Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1 мая 305 года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам.

В западной части империи Констанций Хлор положил конец гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части Галерий продолжил преследования до 311 года, когда выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303 — 311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай отправился учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной оснастки и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. В деянии святителя Николая, называемом «Деяние о стратилатах», описывается спасение им трех граждан города Миры, несправедливо приговоренных к казни, а затем трех константинопольских военачальников.

Во время, когда святой Николай являлся уже епископом Мир, в царствование императора Константина I во Фригии вспыхнул мятеж. Для усмирения мятежа царь послал туда войско под начальством трех военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. Отплыв от Константинополя остановились в гавани Андриаке около Мир. Во время стоянки некоторые воины, выходя на берег для покупки необходимого, многое брали насилием.

Местные жители озлобились, и между ними и воинами начались раздоры и вражда, приведших к столкновению. Узнав об этом, святитель Николай решил прекратить беспорядки. Прибыв туда, стал убеждать военачальников держать своих воинов в повиновении и не позволять им притеснять людей. Тогда военачальники наказали провинившихся воинов и усмирили волнение.

В это время к Николаю пришли несколько граждан Мир Ликийских, прося его защитить оклеветанных трех мужей их города, которые, в отсутствии епископа Николая, осуждены на смерть правителем Евстафием. Тогда святитель в сопровождении воевод отправился спасать осужденных. Достигнув места казни, увидел, что мужи уже преклонились к земле и ожидали удара меча палача. Тогда святитель Николай вырвал меч из рук палача и освободил осужденных.

После этого воеводы отправились во Фригию, чтобы исполнить царское повеление. Подавив мятеж, возвратились домой. Царь воздал им хвалу и почести. Однако, некоторые вельможи, завидуя их славе, оклеветали их перед префектом претория Востока Аблабием, дали ему денег и говорили ему, что воеводы готовят заговор против царя. Далее, префект Аблабий донес это царю, последний без расследования велел заключить воевод в темницу.

Клеветники боялись, что их клевета станет известной, поэтому стали просить правителя Аблабия осудить воевод на смерть. Правитель согласился и, отправившись к царю, уговорил императора казнить воевод. Так как был вечер, то казнь отложили на утро. Темничный страж, узнав об этом, сообщил воеводам. Тогда воевода Непотиан вспомнил о святителе Николае, и стали молиться святителю избавить их.

В ту же ночь святитель Николай предстал во сне перед царем и сказал, чтобы он освободил оклеветанных воевод и пригрозил ему смертью, если не исполнит просимое. В ту же ночь святитель явился и префекту Аблабию и возвестил ему то же, что и царю. Отправившись к царю, правитель рассказал ему свое видение. Тогда царь повелел привести воевод из темницы, говоря, что они волхованиями навели на него и правителя такие сны.

Воеводы отвечали царю, что не готовили никакого заговора против него и усердно служили ему. Тогда царь раскаялся и освободил воевод. Также вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел это отдать в церковь Мир. Вернувшись в Миры, воеводы воздали благодарение святителю за его чудесную помощь. Документально известно, что воеводы Непотиан и Урс стали консулами в 336 и 338 соответственно.

Скончался Святой 19 декабря 343 года. Сразу после смерти тело святителя стало мироточить и явилось объектом паломничества. Над могилой в VI веке построили базилику, а в начале IX века воздвигли церковь Святого Николая. В ней мощи хранились до 1087 года, до похищения их итальянцами из города Бари.

Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.

Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. В Сербии отмечается церковный праздник Крестная Слава, а Слава Святого Николая Чудотворца является самой распространенной. Католики за пределами города Бари этот праздник редко почитают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *