Церковь святой урсулы

amazonky

В средневековом сборнике легенд «Legenda aurea» находится самый ранний из известных письменный вариант легенды об Урсуле. Автор книги, преподобный Якопо да Вораджине, опубликовал его под названием:
«Об одиннадцати тысячах девах-мученицах»:
«…Св. Урсула объявила девам-подругам свое заветное слово. И по сему слову дали все они клятву, что образуют новое благородное сообщество со Св. Урсулой во главе и будут овладевать в своих играх воинской премудростью. И стали они проводить турниры, где враз наскакивали друг на друга и разбегались, враз затевали между собой дуэли и тут же учились отступать, и вот таким образом разыгрывали всяческие ситуации, которые только приходили им в голову. И занимались они этим с утра и до позднего вечера, а все благородные лорды и князья, что находились при дворе, смотрели на их игры как на чудо и весьма радовались, созерцая их. Наконец, Св. Урсула обучила всех дев-подруг и обратила их в свою веру, и в один из дней, когда дул попутный ветер из Галлии, вышли они на кораблях из порта Тиелла и взяли курс на Кёльн…»
Итак, легенда о Св. Урсуле – это сказание о мученичестве 11000 дев, которое они приняли в Кёльне, будучи одновременно убитыми дикими гуннами. Истоки легенды отсылают нас к эпохе Раннего Средневековья – в IV–V века по Р. Х. Этим временем датируется памятный камень с высеченной на нем надписью, гласящей, что она воздвигнута неким Клематиусом – благородным мужем из сенаторского сословия. Согласно вырезанному на ней тексту, Клематису во время пребывания на Востоке было дано Божественное Видение, чтобы он прибыл в Кёльн и непременно явился на место мученичества святых дев, которые пролили свою кровь за Иисуса Христа. Ему так же было велено, построить на сем месте церковь во имя этих мучениц, что он и исполнил. Церковь, воздвигнутая Клематиусом, была вскоре разрушена франками. Но в последствии ее восстановили и сегодня на этом месте, на древнем фундаменте церкви Клематиса стоит базилика в честь Св. Урсулы, в которой хранится памятная доска.
Надпись Клематиуса в помещении хора Св. Урсулы, Кельн (КИЛЬ XII, *01313)
Вот как выглядит надпись на камне в оригинале:
DIVINIS FLAMMEIS VISIONIB. FREQVENTER ADMOIT. ET VIRTVTIS MAGN AE MAI IESTATIS MARTYRII CAELESTIVM VIRGIN IMMINENTIVM EX PARTIB. ORIENTIS EXSIBITVS PRO VOTO CLEMATIVS V.C. DE PROPRIO IN LOCO SVO HANC BASILICA VOQVIS AVTEM SUPER TANTAM MAIIEATATEM HVIIVS BASILICAE VBI SANC TAE VIRGINES PRO NOMINE. XPI. SAN GVINEM SVVM FVDERVNT CORPVS ALICVIIVS DEPOSVERIT EXCEPTIS VIRCINIB. SCIAT SE SEMPITERNIS TARTARI IGNIB. PVNIENDVM
Перевод Нины Чехонадской:
«Неоднократно наставленный божественными огнями видений и добродетелями необыкновенного величия мученичества выдающихся небесных дев из восточных областей явившийся Клематий, светлейший муж (титул сенатора — Н.Ч.) по обету на свои средства на этой земле эту базилику, как должно было, от основания перестроил. Если кто, однако, поверх такого величия сей базилики, где святые девы ради имени Христова пролили свою кровь, чье-либо тело положит, кроме (тел) этих дев, то пусть знает, что он будет наказан вечными огнями тартара.»
В страстях Св. Урсулы фигурируют 11000 дев, ее спутниц. Это число, однако, появилось только с Х в. Раньше упоминалось более реальное число жертв – 11 человек. То, что количество претерпевших мученичество урсулинок возросло в тысячу раз, приписывается ошибкам при переписывании текста легенды. Существует два варианта, каждый из которых дает ключ к объяснению возможности появления подобного рода ошибки. Согласно первому из них, в этом виновато случайное подчеркивание латинского числа XI (одиннадцать), в результате которого под ним появилась черта, придающая ему значение 11000. Другое, самое известное и очень убедительное объяснение заключается в том, что здесь имела место ошибка переписчика: XI M. V. было им расшифровано как с «одиннадцатью тысячами дев (XI milia virginum)», вместо правильного написании с «одиннадцатью девами-мученицами (XI Martyres Virgines)». В самых ранних вариантах легенды речь шла о неизвестных мученицах, неких кёльнских девах. И только с IX–X столетия у них появляется вожатая по имени Урсула. Этимология этого имени не выяснена окончательно. Урсула – это одно из уменьшительных имен латинского слова «медведица» («ursa»). Однако в случае Св. Урсулы оно, скорее всего, свидетельствует о ее личном мужестве в смертный час мученичества («сильна как медвежонок»). При открытии захоронения 11000 дев возникла проблема их идентификации и в частности вопрос – какие именно кости принадлежат останкам св. Урсулы. В Раннем Средневековье сложилась легенда, согласно которой честь обнаружения могилы Св. Урсулы приписывалась кельнскому архиепископу Св. Куниберту (VII столетие по Р. Х.). Якобы во время одного из Богослужений прилетевший невесть откуда голубь сел на голову Св. Куниберта, а затем перелетел к могиле одной из святых дев. Однако в XII веке, когда были произведены самые большие раскопки древнего захоронения, об этой легенде уже забыли, поэтому, обнаружив тысячи женских костей, снова решили, что это могильник урсулинок. При алтаре Всех Святых в кёльнской церкви Св. Урсулы эту историю можно прочесть записанной в стихотворной форме по латыни (в ХVII в. был сделан перевод этого стихотворного предания на немецкий язык).
Некоторые их дев-спутниц св. Урсулы поминаются поименно, например: Аврелия, Цецилия, Кордула, Евгения, Грата, Кунера, Кунигунда, Прииска, Вверена. Св. Кордула поминается отдельно – 22 октября, поскольку согласно легенде, она сначала спряталась от гуннов, но через день вышла к ним и приняла свой мученический венец.
Подтверждением столь большого числа жертв варварской жестокости гуннов, послужило открытие в ХII в. при перестройке городской стены рядом с церковью Св. Урсулы старинного римского кладбища с огромным количеством захороненных останков женских тел. По тем временам это событие было приписано «чуду» и послужило бесспорным доказательством в пользу числа «11 000 мучениц». Наличие столь большого числа реликвий способствовало росту популярности культа Св. Урсулы, и легенда о ней быстро распространялась по всей Европе. «Мученичество Св. Урсулы» являлось популярным сюжетом в спиритуалистическом искусстве европейских художников.
Принцесса из кельнского собора
Другим сопутствующим явлением, отражающим рост популярности культа Св. Урсулы, стало, начиная с ХIII в. возникновение в различных местах многочисленных «Ковчегов Урсулы» («navicula S. Ursulae») – братств верующих, предававших себя под защиту и покровительство Св. Урсулы.
Члены подобных братсв – а среди них часто встречались представители знати и духовенства – надеялись, в частности, на заступничество святой и ее ходатайство перед всевышним о даровании им «блженной смерти», а также о легком «переходе» под ее патронажем на вечный покой. Мотив «корабля» связывает здесь один из элементов легенды Урсулы с упованием на «надежную пристань» в потустороннем мире. При этом молитвы, пожертвования, милостыня и оплата агиографических произведений искусства служили своего рода «платой за проезд». Братства устраивали собрания в честь патронессы, справляли торжественные богослужения и, конечно, совершали, пышные молебны в годовщину ее поминовения.
В Кельне когда-то имелось пять различного рода «урсулинских ковчегов». К братству «Патрициев Св. Урсулы» принадлежали за редким исключением именитые представители городского управления, «Достпочтенного и достохвального общества Св. Урслы» – только безмужние горожанки (вдовы и не состоящие в браке женщины). Наряду с этим имелось еще братство «Священников Св. Урсулы» и братство «Кровельщиков Св. Урсулы». Сегодня, однако, действует лишь одно общее братство Св. Урсулы, возникшее примерно в 1445/1456 г. Оно насчитывает более 500 членов: как из числа жителей Кельна, так и других немецкоязычных регионов Европы. Они придерживаются традиции ежедневной молитвы с обращением к своей святой покровительнице. Каждое воскресенье и, конечно же, в течение поминальной недели в октябре, посвященной Св. Урсуле, проводятся богослужения для всех членов братства. Членское собрание происходит один раз в год, в четвертое воскресенье пасхального поста.
Атрибутами образа Св. Урсулы являются: стрела, крестообразное знамя, корабль, книга или сонм юных дев. В случае необходимость святая закроет всех прибегших помощи и покровительству своим «защинтым плащом». Производными от ее имени, своего рода «никами» являются имена: Цесилия, Нуши, Приска, Улла, Урза, Урсель, Урши, Уши, Верена.
Посмотреть почитание святой Урсулы в разных странах можно , а в Чехии

Метки: амазонки, святые, средневековье

Ханс Мёмлинг. Страсти по Урсуле


Ханс Мемлинг. Рака святой Урсулы. 1498. Музей Малинга (бывший госпиталь св. Иоанна), Брюгге
Теперь мы более детально рассмотрим некоторые работы Ханса Мемлинга, мы уже знакомы с его портретами и кое-что знаем о нем самом. Под микроскопом, как было обещано, изучать не будем, конечно, но надо сказать, что его мелкая детализация иногда настолько мелкая, что хотя бы лупа нам пригодилась бы. Говорят, в музее Мемлинга в Брюгге ее и предлагают иногда посетителям — уж очень небольшие и «ювелирные» у него работы.

Узорная крышка раки украшена медальонами-тондо. Такая мода пришла из Италии — тондо использовали еще со времен Античности. Слева направо — ангел с лютней, коронования Девы, ангел с ручным органом. Мемлинг часто изображал музыкальные инструменты и всегда очень точно.

Ангел с арфой, Урсула со спутницами, ангел с виолой
Если же серьезно говорить об исследованиях работ Мемлинга при помощи специальных методов, можно отметить, что они делались — его картины изучались в рентгеновских и инфракрасных лучах. Ученые сделали вывод, что Ханс никогда не брезговал «черными», подготовительными работами — сам готовил доски (а писал он, напомню, на деревянных панелях, как все художники на Севере в его время). Сам наносил грунтовку из одного слоя мела, смешанного со смоляным клеем, другое же обычно эту работу перекладывали на учеников.

Деталь алтаря Мореля. В инфракрасном цвете видны «угольные» линии наброска. Кстати, кто подскажет более точный перевод слова «underdrawing», буду очень благодарна. Имеется в виду предварительный рисунок под живопись, но это не подмалевок.
Он не делал эскизов на бумаге, рисунок под живопись делал сразу на грунтовке. Все исследователи единогласны в том, что он отлично был знаком с законами линейной перспективы и пользовался ими — мы с вами видели на его портретах линии разметки перспективы. Такой основательный подход наверняка повлиял на то, что сейчас мы считаем Мемлинга гением композиции, особенно в среде его коллег, которые не всегда в этом плане были на высоте. Интересно еще и то, что художник предпочитал наносить рисунок кусочком угля, в то время как все его коллеги пользовались пером и тушью.

Рака, конечно, не шкатулочка для перстеньков, но и не очень большая. Боковая сторона с этими тремя сценами имеет размер 91,5х41,5 см. Сцены слева направо — возвращение Урсулы в Базель, мученичество 11 000 дев, мученичество святой Урсулы.
Начнем «разбор полетов» Ханса Хансовича с чудесного изделия — Раки святой Урсулы, реликвария с частичками останков святой и ее спутниц, который хранятся в Бюгге. Заказала раку аббатиса женского монастыря (урсулинок же, наверное), расписать ее поручили Мемлингу. Ранее реликвии хранились в более старом вместилище. В связи с освящением новой часовни, где планировалось ее разместить, заказали и новую раку. Мощи были торжественно перенесены 21 октября (в День святой Урсулы) 1489 года епископом Турне Жилем Бардемакером в присутствии большого скопления горожан Брюгге и всей знати города.


Деревянные реликварии из Музея Метрополитен (это не Мемлинг, конечно). В головах есть незаметная «дверца», статуи внутри полые, в них помещались частички мощей». Очень, очень красивые, особенно прекрасны прически.
Разнообразные святые реликвии были очень популярны в средние века, им поклоняются до сих пор. Каждый более-менее приличный собор и монастырь обязательно должен был иметь какую-нибудь реликвию. Это могли быть частички (или целиком) мощей — кости, черепа, мумии или их куски, детали одежды, фрагменты орудий пыток (гвозди, например), «след» руки или ноги, отпечатавшийся в камне и т.п.

Иногда реликвии в храмах выставлялись напоказ и имели довольно жуткий вид. В других случаях их целомудренно прятали внутрь красивых вместилищ, а извлекали только в дни праздника данного святого.
За реликвиями шла настоящая охота — монастыри ими обменивались, они покупались, становились частью политического торга и даже довольно часто похищались. Огромное количество реликвий наводнили Европу во время грабительских набегов Крестовых походов. Особенно богатый улов заполучили благородные рыцари, «почистив» христианский Константинополь в 13 веке. В результате агрессивной монетизации этого бизнеса расплодились и подделки.
Иногда приключалось, что у одного святого вдруг обнаружились две головы и три руки. Об охоте за реликвиями рассказывает старый советский (эстонский) фильм «Последняя реликвия», там, правда, речь шла не о Урсуле, а о Бригитте. Помнится, в детстве от фильма пищала от восторга, сейчас даже пересматривать боюсь — подозреваю, что редкостный трэшак. Помню, был там Ролан Быков, монашки, жуткая «прилипучая» песня, и «наши победили».

Реликварий святой Урсулы. 16 век. Музей ДюТау, Реймс
Реликвии хранились в очень красивых шкатулках, ларцах, чашах, иногда им придавали скульптурные формы, как те три бюста выше (это, кстати, предположительно Урсула и ее спутницы, 15 век, возм. Нидерланды). Иногда их делали из дерева, иногда — из металла, украшенного эмалью и полудрагоценными камнями, вот:
Так как одновременно с Урсулой погибло сразу 11 000 девушек, они стали щедрым «источником» реликвий. Массовое захоронение, которое в 12-13 веке было объявлено могилой Урсулы и ее подруг, представляло собой сброшенные в кучу и перемешанные кости, так что где там была Урсула, а где кто, никто не разбирался. Частички мучениц были широко «разбросаны» по храмам и часовням Европы. Есть частичка мощей святой Урсулы даже в Покрово-Тервеническом монастыре в Санкт-Петербурге.

Так выглядит мемлинговский реликварий в интерьерах музея
Мемлинговский реликварий достаточно традиционный — это красивый деревянный ларь, вырезанный из дуба, богато украшенный резьбой и живописью сами знаете кого. Резьба выполнена в стиле интернациональной готики, форма ларя имитирует готический собор. Можно рассмотреть маленькие резные фигурки святых Якова, Иоанна, Агнессы и Елизаветы. Высота ларя 87 см.
На боковых частях по три сцены из короткой жизни Урсулы, всего шесть. На одной из фотографий выше вы как раз видите одну из боковых частей с тремя сценами. Подвиг Урсулы состоял в довольно длительном путешествии, которое печально закончилось и для нее, и для ее спутниц, эпизоды этого путешествия как раз запечатлены на живописных фрагментах.


На самом верхнем фото показана вся рака целиком, на видном нам торце размещено изображение Богородицы, с другой стороны — сама Урсула, взявшая под защиту своих спутниц и прикрывающая их плащом. Вообще их было 10 «благочестивых дев», каждую еще сопровождала тысяча девиц, вместе с тысячей дев Урсулы получается 11 000. Так как плащ не безразмерный, поместились только ближайшие знатные подруги.

Богородица на торце реликвария словно находится в часовне. Монахини у ее ног — донатры-заказчицы.
Так что же там произошло с бедной девушкой? Давайте смотреть картинки и разбирать.
Урсула предположительно жила примерно в середине 4 века, и была принцессой — дочерью британского короля Теонеста. В селении Лангвирифон в Северном Уэльсе когда-то была древняя церковь Дев, название селения так и переводится. Предполагается, что Урсула оттуда родом.
Была она красива и благочестива, и конечно же, глубоко верующая христианка. К ней посватался некий языческий принц Конан (сразу вспоминается молодой Шварценегер), сын Агриппа, правителя соседнего могущественного государства. Урсуле за язычника замуж не хотелось (и похоже, вообще не хотелось), но она боялась вызвать гнев чужестранного короля — это угрожало безопасности ее собственного королевства.
Штефан Лохнер, чьим творчеством вдохновлялся Мемлинг, неоднократно изображал Урсулу. Не мудрено — ведь он жил и работал в Кёльне, где святая приняла мученическую смерть. На картинке она слева, в зеленом платье со стрелой в руке. Еще раз у Лохнера мы ее встречаем на самой знаменитой его работе — Алтаре святых покровителей города.
Предполагают, что эту Урсулу тоже написал Лохнер.
В конечном итоге она согласилась, но поставила несколько довольно хлопотных условий: принц должен принять христианство, она совершает пилигримаж, в который берет с собой 10 высокородных дев, а те — по 1000 служанок каждая. И все девственницы. Им дают корабли, чтобы всю эту огромную толпу разместить, и дают три года, чтобы поплавать и помолиться у христианских святынь.
Урсулу почти всегда изображают с ее атрибутом мученичества — стрелой. Здесь она тоже в плаще, под которым прячутся ее товарки, как на ларце Мемлинга. Скульптура эта украшает собор святой Урсулы в Кельне. Собор был возведен еще в 12 веке на месте обнаружения старого массового захоронения, которое огласили подтверждением легенды о гибели Урсулы. Отсюда реликвиями и приторговывали.
Прибытие Урсулы в Рим.
На картиночке выше показан один из эпизодов путешествия — в Риме Урсулу приветствует и благословляет папа Кириак (в реальном списке пап такой отсутствует), который потом захотел присоединиться к благочестивым девам в их путешествии. На этой же картинке справа мы видим крещение группы голых мужчин — я думала, это жених Урсулы, который, к удивлению самой невесты, согласился стать христианином, настолько ему было невтерпёж на ней жениться. Оказалось, что это крестят к тому моменту не крещеных спутников девушки — добрая половина из них вначале путешествия была язычниками.
Как я думала вначале, суженый путешествовал с ней и в Риме крестился, однако потом прочитала, что он все это время оставался в Англии, кресился сразу и изучал Писание и христианские законы. Там к нему тоже явился ангел и направил его встречать невесту в Кельн. Жениху было сказано, что он тоже станет мучеником, он без колебаний согласился и тоже погиб.

Обратите внимание, что даже на росписи ларца Мемлинг умудрился разместить очаровательный пейзажик. Круглое здание, которое выглядывает из-за портала собора, ввозможно, замок Сант-Анджело. Сам мемлинг в Риме не был, но был, наверное, наслышан и представлял это себе так.
Рим. Замок Сант-Анджело
Прибытие в Базель. Отсюда Урсула со своими людьми пешком пошла в Рим. Мы видим извитую дорогу, уходящую в горы. Это Альпы.
На заднем плане — церковь святой Елизаветы. Вот она сейчас:
Отец и жених Урсулы договорились дать в сопровождение девушкам и мужчин тоже — не сами же они должны были управлять кораблями. Любители детализации легенд заявляют, что прямо во время путешествия Урсула основала орден и чуть ли не обучала его членов особым видам боевого искусства и моления. Вообще она, как утверждается, была как-то небывало мудра и начитана не по годам.
Папа Кириак со спуниками присоединяется к процессии Урсулы. Также к ней примкнул и епископ Базеля
Из Британии, как я понимаю, Урсула плыла морем, потом ее путешествие продолжалось по реке Рейн. От Базеля до Рима и обратно они передвигались пешком. Вообще география путешествия была такая: Британия-Галлийский порт Киелла — Кёльн (здесь Урсуле во сне явился ангел и предрек мученическую смерть)-Базель-Рим-Кёльн.
Так что папа присоединился уже на финальном этапе путешествия. Урсула сообщила ему о видении Ангела и о своей предстоящей гибели, так что понтифик сознательно хотел принять смерть вместе со святой.
На этой картинке изображено прибытие Урсулы в Кёльн. Чем примечательна эта картинка, позади мы видим недостроенный Кёльнский собор. Он сейчас выглядит так:
… То есть на картинке с Урсулой на нем еще нет двух башен.
Интересен и небольшой фрагментик на заднем плане в окне — явление ангела Урсуле:
Этот сюжет нередко выступал как самостоятельный в живописи. Вот, например:
Витторе Карпаччо «Явление ангела святой Урсуле» 1495. Галерея Академии. Венеция
Мученичество 11 000 святых.
Теперь мы видим очертания других зданий в Кельне, сразу все в куче, которые на самом деле находятся на значительном удалении друг от друга:
Церковь святого Мартина, Кёльн
Базилика святых Апостолов, Кёльн
Церковь Марии Капитолийской, Кёльн
Санта Мария Лискирхен, Кёльн
Церковь Сент-Сервин, Кёльн (все фотки из Вики).
Не знаю, как кому, но мне что-то остро захотелось в Кельн!
Финал путешествия оказался ужасен — когда небольшой флот вернулся в Кельн, город оказался осажден гуннами. Не дав сойти девушкам и их сопровождению с кораблей, варвары убили их всех. Урсула погибла последней — язычники оценили ее красоту и поняли, что она тут главная, поэтому ее сначала отвели к правителю гуннов. Тот предложил Урсуле (как обычно) выйти за него замуж, но учитывая то, что выглядели гунны примерно так:
Гунн. Реконструкция по черепу.
…девушка поняла, что на этот раз договориться о принятии христианства не удастся, и отказалась. Варвар разъярился и убил несчастную тремя выстрелами из лука:
Сцена гибели святой Урсулы. Кстати, на картине предводитель гуннов вполне даже ничего.
Урсулу очень почитали в Германии и Западной Европе вообще, довольно много живописных и скульптурных изображений готики и раннего возрождения посвящено ей. Она является покровительницей Кёльна и Сорбоны. Ее считают защитницей брака, невест и замужества, болящих младенцев, юношей в обучении и… торговцев (я так понимаю, речь идет о торговых судах).
В то же время в разные времена многие исследователи, и в том числе христианские, ставили под сомнение достоверность легенды об Урсуле, так как полностью отсутствуют хоть какие-нибудь ей документальные исторические подтверждения. Высказывались осторожные предположения, что легенда родилась после того, как в Кельне откопали старинное захоронение, и «родили» ее сами жители Кельна. На погребении быстренько возвели базилику и стали оживленно торговать костями, придумывая все новые и новые подробности о мудрой деве и все увеличивая и увеличивая число погибших вместе с ней мучеников.
Ни подтверждать, ни опровергать легенду мы не будем, это не наша задача. Цель наша — очередной раз насладиться виртуозным искусством Ханса Мемлинга.
Вспомнилась мне еще диснеевская морская ведьма Урсула:
Надеюсь, создатели мультфильма ничего не имели в виду, потому что ассоциация некая напрашивается — обе Урсулы имели отношение к воде, так что имечко для персонажа лучше было бы аккуратнее подбирать.
А-а-а-а-а! Я же планировала в одном посте рассказать о всех оставшихся работах Мемлинга и покончить с ним! А получилась про одну Урсулу очередная диссертация. Да что ж за словарный за понос за такой?!
Продолжение следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *