Цезарь император рима

Термин в I—II веках

Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Его наследник, внучатый племянник Гай Октавий Фурин, по завещанию получил и имя диктатора. После своей победы в гражданской войне и установления режима принципата он именовался как Гай Юлий Цезарь Октавиан Август. Две части этого имени — Цезарь и Август — впоследствии включались в официальные имена всех римских императоров, со временем превратившись в титулы. В литературной традиции же эти два имени вообще стали практически синонимами официальных титулов правителей — princeps и imperator. Так, например, у Веллея Патеркула Август и Тиберий, как правило, именуются «Caesar» (51 раз), Август 16 раз назван «Augustus», Тиберий — ни разу. «Imperator» по отношению к правителю встречается всего 3 раза (вообще в тексте — 10 раз), а титул «princeps» — 11 раз. В тексте Тацита слово «princeps» встречается 315, «imperator» — 107, a «Caesar» — 223 раза по отношению к принцепсу и 58 раз по отношению к членам правящего дома. Светоний использует «princeps» — 48, «imperator» — 29, a «Caesar» — 52 раза. Наконец, в тексте Аврелия Виктора и «Эпитомы о Цезарях» слово «princeps» встречается 48, «imperator» — 29, «Caesar» — 42, a «Augustus» — 15 раз. В этот период титулы «август» и «цезарь» были практически тождественны друг другу. Последним императором, именовавшимся Цезарем как родственник Юлия Цезаря и Августа, был Нерон.

Термин в III—IV веках

В III—IV веках титул «цезарь» был неразрывно связан с идеей соправительства, когда старший правитель, за которым закрепился титул «август» делил власть с младшим соправителем (и, как правило, наследником) — «цезарем». Совместное правление нескольких лиц было не таким уж и новым явлением для Рима — традиция коллегиального управления шла ещё со времён республики. В эпоху принципата можно вспомнить правление Веспасиана и Тита, Марка Аврелия и Луция Вера. Однако наибольшее распространение соправительства получили начиная с III века. Период политического хаоса, наступивший вслед за свержением династии Северов, породил необходимость назначать себе преемника фактически сразу после обретения власти (первым в этом списке можно, очевидно, назвать Макрина, сразу же после получения власти провозгласившего императором и своего сына Диадумена). На протяжении всего III века императоры пытались хоть как-то упрочить своё положение подобными назначениями, которые, однако, практически не способствовали политической стабилизации.

«Второе рождение» институт соправительства получил после прихода к власти Диоклетиана. Наиболее четко различия между двумя титулами были определены именно при формировании императором Диоклетианом системы тетрархии: во главе государства должны были стоять два верховных правителя, наделенных всей полнотой власти — августы, наследниками и помощниками которых являлись два младших соправителя — цезари. Система оказалась не слишком устойчивой, и к 324 году верховная власть сосредоточилась в руках одного человека — Константина I Великого. Он, однако, не устранил институт цезарей. Напротив, Константин дал этот титул четырём своим сыновьям — Криспу, Константину, Констанцию, Константу — и племяннику Далмацию Младшему. Крисп был убит отцом ещё в 326 году, Далмаций Младший погиб в результате солдатского мятежа вскоре после смерти Константина Великого. Константин, Констанций и Констант в 337 году стали августами и поделили империю на три части. Константин ΙΙ погиб уже в 340 году, вторгнувшись в области Константа. Констант же правил до 350 года, когда погиб во время мятежа узурпатора Магненция. Таким образом, в империи остался лишь один законный август — Констанций, обладавший всей полнотой власти вплоть до своей смерти в 361 году.

Именно в этот период были назначены последние для IV столетия цезари. Констанций дал этот титул двоим своим двоюродным братьям — Галлу и Юлиану — единственным оставшимся в живых родственникам Константина Великого (не считая его сыновей). Также известно, что узурпатор Магненций, начав войну с Констанцием, назначил цезарями своих братьев. Одного, Деценция, он отправил в Галлию. О втором же (Дезидерии) источники практически ничего не сообщают.

Полномочия и деятельность цезарей на примерах середины IV века

Причины назначения цезарей

Во всех случаях — Галла, Юлиана и Деценция — назначение диктовалось необходимостью защиты от внешней угрозы. Так, Констанций, будучи правителем Востока, вел постоянные, хотя и безуспешные, войны с Сасанидами, и, отправляясь на войну с Магненцием, сделал Галла цезарем и немедленно отослал его в Антиохию-на-Оронте для организации обороны. Также поступил и его противник: для защиты Галлии от алеманнов он послал туда своего родного брата Деценция. Тот, однако, не смог их усмирить, и Констанций, вскоре после своей победы отправившийся опять на Восток (Галл был к тому времени уже казнён), оставил в Галлии Юлиана, наделив его титулом цезаря.

Все три назначения были сделаны в условиях внешней опасности и при невозможности старшего правителя находиться в данном регионе и командовать войсками. Интересен также тот факт, что назначения делались не в общеимперских масштабах, а для конкретных территорий — для Галлии и для Востока. Истоки подобного наделения властью в рамках какой-то части империи следует, очевидно, искать в третьем веке. До того императоры, разделяя власть с кем-либо, разделяли свой imperium, выступая как республиканские консулы, обладавшие равной властью, распространявшейся на всю территорию государства (например, Веспасиан и Тит, Нерва и Траян etc.). Во время же кризиса III века в рамках империи образовывались фактически самостоятельные государства, продемонстрировавшие свою жизнеспособность: «Британская империя» Караузия и Аллекта, «Галльская империя» Постума и Тетрика, Пальмирское царство Одената и Зенобии. И уже Диоклетиан, разделяя власть с Максимианом, разделил её именно территориально, взяв себе Восток, а соправителю предоставив Запад. Впоследствии все разделы власти происходили именно по территориальному принципу.

Цезари — и Галл, и Юлиан (о Деценции мы имеем слишком мало информации) — были весьма ограничены в своих возможностях, как в военной сфере, так и в гражданской.

Деятельность цезарей в военной сфере

Хотя основной функцией цезарей являлась защита провинций, всё же они не имели полного контроля над вверенной им армией. В первую очередь это видно в их взаимоотношениях с высшим офицерством. Юлиан, например, которому сразу же после назначения пришлось вести активные военные действия, столкнулся если не с прямым неповиновением армейской верхушки, то, по крайней мере, со скрытым противодействием. Так, магистр конницы Марцелл, «находившийся поблизости, не оказал помощи оказавшемуся в опасности Цезарю, хотя он был обязан в случае нападения на город, не будь там даже Цезаря, поспешить на выручку», а магистр пехоты Барбацион постоянно интриговал против Юлиана. Подобная ситуация складывалась вследствие того, что все эти офицеры зависели не от цезаря, а от августа, и цезарь не мог отстранить их от занимаемых должностей — Марцелл всё-таки был уволен в отставку за своё бездействие, но не Юлианом, а Констанцием. Власть цезарей над подчиненными им легионами также была относительной; они могли отдавать распоряжения во время военных действий, осуществляя либо общее, либо непосредственное руководство войсками, но в принципе подчинялись все легионы августу. Именно он, как обладатель всей полноты верховной власти, решал, где стоит находиться тому или другому легиону и какие части следует предоставить под командование цезаря. Как известно, именно распоряжение Констанция о переброске части галльских легионов на Восток вызвало солдатский бунт, следствием которого было провозглашение Юлиана августом.

Весьма ограничены были цезари и в финансовых вопросах, что в первую очередь влияло на их отношения с армией. Аммиан прямо пишет, что «когда Юлиан был послан в западные области в звании цезаря, причем его желали всячески ущемить и не предоставили никакой возможности делать подачки солдатам, и тем самым солдаты могли скорее пойти на всякий бунт, тот самый комит государственного казначейства Урсул дал письменный приказ начальнику галльской казны выдавать без малейших колебаний суммы, каких бы ни потребовал цезарь». Отчасти это сняло проблему, но жесткий финансовый контроль со стороны августа сохранялся. Констанций даже самолично определял расходы на стол Юлиана!

Деятельность цезарей в гражданской сфере

Неполновластны были цезари и в гражданской сфере. Все высшие гражданские чиновники на вверенных им территориях назначались августом и отчитывались тоже перед ним. Такая их независимость приводила к постоянным напряжённым отношениям с цезарями, которые зачастую вынуждены были чуть ли не упрашивать чиновников сделать то или иное действие. Так, и Галл, и Юлиан постоянно находились в большей или меньшей конфронтации с префектами претория. Префект Востока Талассий постоянно интриговал против Галла, посылая донесения Констанцию, а префект Галлии Флоренций позволял себе весьма запальчиво спорить с Юлианом по вопросу об экстренных взысканиях. Впрочем, решающее слово всё же оставалось за цезарем, и тот не подписал указ, о чём Флоренций не преминул тотчас же доложить августу. Непосредственным управлением провинциями занимался всё-таки префект, и когда Юлиан упросил (sic!) его отдать под своё управление Вторую Белгику, это было весьма необычным прецедентом.

Одной из важнейших функций цезарей была судебная. И если Галл, верша суд, «превышал предоставленные ему полномочия» и весьма необдуманно терроризировал знать на Востоке (за что, в конечном итоге, и поплатился), то Юлиан подходил к своим судебным обязанностям весьма взвешенно, стараясь не допускать злоупотреблений.

Цезарат как государственный институт

Как можно видеть, власть цезарей была весьма ограниченной — и территориально, и функционально; как в военной сфере, так и гражданской. Тем не менее, цезари были императорами и формально являлись соучастниками верховной власти. Принадлежность к императорской коллегии подчеркивалась и соответствующими браками: и Галла, и Юлиана Констанций женил на своих сестрах — первому была дана Константина, второму — Елена. Хотя по объёму властных полномочий цезари были сравнимы с крупными чиновниками, в глазах общества они стояли намного выше. Аммиан описывает прибытие Юлиана в Виенну:

…люди всех возрастов и положений устремились к нему навстречу, чтобы приветствовать его как желанного и храброго правителя. Весь народ и все население окрестных мест, завидев его ещё издали, обращались к нему, называя его милостивым и несущим счастье императором, и все с восторгом взирали на приезд законного государя: в его прибытии видели исцеление всех бед.

Институт цезарата обеспечивал работу и определенную стабильность государственного управления в середине IV века. С провозглашением Юлиана августом в подобном виде этот институт существовать перестал, возродившись лишь позже, во многом видоизмененный.

> См. также

  • Цезаризм
  • Цезаропапизм

Литература

  • Егоров А. Б. Проблемы титулатуры римских императоров. // ВДИ. — 1988. — № 2.
  • Антонов О. В. К проблеме своеобразия государственного управления Римской империи в IV в. // Власть, политика, идеология в истории Европы: сб. науч. статей, посвящ. 30-летию кафедры ВИМО АлтГУ. — Барнаул, 2005. — С. 26—36.
  • Коптев А. В. PRINCEPS ET DOMINUS: к вопросу об эволюции принципата в начале позднеантичной эпохи. // Древнее право. — 1996. — № 1. — С. 182—190.
  • Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284—602: A social economic and administrative survey. — Oxford, 1964. — Vol. 1.
  • Pabst A. Divisio Regni: Der Zerfall des Imperium Romanum in der Sicht der Zeitgenossen. — Bonn, 1986.
В Википедии есть портал
«Древний Рим»

  • Доминус
  • Август
  • Цезарь
  • см. также: Тетрархия

Магистратуры, должности и титулы в Древнем Риме
Республика Ординарные Экстраординарные Религиозные Военные Другие
Ранняя
Империя
Поздняя
Империя
Верховная власть Республиканские магистратуры Центральные административные
должности
Провинциальная администрация Титулы
См. также: Древний Рим, История Древнего Рима, Магистратура (Древний Рим) и Портал:Древний Рим

«Если человек держит в своих руках десять тысяч солнц… Если человек населяет сто тысяч миров своими сыновьями и дочерьми, отдавая им на попечение саму галактику… Если человек направляет мириад кораблей среди бесконечных звезд лишь силой своей мысли…Скажите же мне, если можете, как может такой человек быть чем-то меньшим, чем бог?» – Лоргар Аврелиан, Примарх Несущих Слово.

Символ Адептус Министорум

Имперский Культ (или Культ Императора) — религиозный культ, основанный на почитании Императора Человечества в качестве Повелителя, Защитника и Отца Человечества. Появился после его восхождения на Золотой Трон. В 41-м тысячелетии Имперский Культ — господствующая религия в Империуме. Любые ереси против него жестоко наказывается. Эта религия управляется Экклезиархией, также называемой Церковью Императора.

Имперский Культ — государственная религия Империума, и в каком-то смысле она обеспечивает его существование, объединяя человечество вместе идеей службы Императору и Империуму.

Имперское Кредо Править

Имперское Кредо — совокупность доктрин и элементов веры, проповедуемых в Империуме. Это слово самого Императора, переданное его святыми, и оно составляет ядро веры, которую разделяет каждый верующий Империума независимо от формы вероисповедания, принятого на его родной планете.

Практически, Имперское Кредо работает на нескольких уровнях. В утончённой атмосфере Священного Синода и Синода Министра кардиналы бесконечно обсуждают мелкие нюансы толкования слов святых. Споры о точном значении одной фразы могут бушевать в течение многих десятилетий, даже столетий, вызывая острые расколы среди различных фракций, когда люди порицают друг друга как отсталых дураков, опасных реформаторов, или даже еретиков. Действительно, было много случаев, когда между фракциями, придерживающимися противоположных взглядов на то или иное толкование, случались столкновения, и в особо тяжёлых случаях кардиналы соседних епархий собрали обширные армии из числа своих прихожан и шли войной на своих бывших братьев по вере.

Каждый день синоды распространяют кучу заключений и разъяснений изученных текстов и аннотаций существующих. Кардиналы должны проповедовать эти трактаты тем, кто стоит ниже них, тем самым распространяя слова истины по всему Империуму. Практически ни один человек не может быть сведущ во всех аспектах столь обширной доктрины, поэтому существуют целые армии специалистов и ученых, занимающиеся анализом некоторых отрывков для своих хозяев и пополнением архивов в обширных святилищах Министорума. Второй уровень, на котором воздействует Имперское Кредо, находится на противоположном конце шкалы — в душе каждого человека в Империуме. Большинство верующих живут среди бесконечного тяжелого труда и притеснения, где единственная альтернатива жизни презренного раба — быть посланным на далекую войну, чтобы быть убитым руками кровожадного чудовища-нелюдя. Для многих богослужение — короткая передышка среди чудовищности ежедневного существования, возможность избежать жестокости надзирателей, прежде чем снова вернуться к нелегкому труду. Конечно, тех, кто слишком замешкается перед алтарем, обычно наказывают сразу, и многие были осуждены на службу в штрафных легионах лишь за то, что вернулись из храма всего лишь на минуту позже отведенного времени.

Однако, поклонение Императору как спасителю человечества — единственное, что разделяют люди во всем Империуме. Лишь те, кто пойман в западню Тёмными Богами или находится в услужении у какой-либо из чужих рас, отвергают Императора. Человек может быть худшим из отродий, мятежником, пиратом или работорговцем, может презирать все законы Империума, и тем не менее он будет предан Богу-Императору Человечества.

Имперское Кредо является крайне гибким и изменяется миссионерами так, чтобы соединиться с местными культурой, религией и традициями мира, на который они несут его. Таким образом, традиции и догматы, почитаемые на одном мире, могут вызывать лишь отвращение на другом. Министорум не возражает против наличия широкого спектра традиций и верований, так как практически невозможно провести стандартизацию веры по всему Империуму.

Но Экклезиархия настаивает на сохранению ключевых догматов:

  • Император однажды находился среди людей, но Он является, и всегда был, Богом.
  • Император — единственный истинный Бог, вне зависимости от любых верований, в которых человек ранее находился.
  • Необходимо очистить еретиков, опасаться псайкеров и мутантов и ненавидеть инопланетян.
  • Каждый человек имеет место в божественном порядке Императора.
  • Необходимо без вопросов подчиняться власти Имперского правительства.

Еще одна повторяющаяся тема: понятие о Конце Времён, особенно распространившееся к концу 41-го тысячелетия. Считается, что в это время Император встанет с Золотого Трона и завершит то, что он начал 10 тысяч лет назад, и защитит верующих от зла Галактики. Большинство людей верят, что это будет время освобождения, в то же время находятся и те, кто считает, что теперь Император будет судить человечество, уничтожая тех, кому не хватило веры и ненависти к врагам.

Помимо основных принципов, есть множество разрешённых и запрещённых догматов, которые отличаются в различных секторах и служат предметом постоянных дебатов. В частности, постоянно обсуждается тематика жизни после смерти, так как во многих версиях Имперского Культа говорится, что благочестивые займут свое место рядом с Императором в вечности. Но другие представители Священного Синода рассказывают о других версиях загробной жизни, и представления о ней сильно варьируются в зависимости от культуры на какой-либо планете.

История Править

В M41 обычный имперский гражданин считает, что Император всегда почитался в качестве бессмертного и всемогущего Бога, однако это неверно. В начале Великого крестового похода Императора не существовало Экклезиархии. Сам Император запрещал любые формы организованной религии и заявлял, что она является источником значительного количества раздоров и невежества, не позволяющих человечеству полностью использовать свой потенциал. Идея поклонения была предана анафеме Императором, который хотел создать секуляризованную империю, управляемую разумом и наукой. Официальная имперская доктрина заключалась в том, что Император был крайне могущественным существом, праведным правителем человечества и его совершенным образом, но при этом — человеком.

Во время Великого крестового похода многие из обычных граждан Империума решили, что света разума и истины, который нёс Император, недостаточно, и стали поклоняться ему как божеству. Сам Император не хотел, чтобы его считали божеством, но его деяния во время Великого крестового похода и сам факт его существования — бессмертного человека, самого могущественного псайкера в истории Галактики, положили начало культу, известному как «Лектицио Дивинитатус», основанному на труде, написанном примархом Лоргаром, в котором утверждалось, что по факту Император является божественной сущностью.

Император стал объектом почитания после Ереси Хоруса и его заключении в Золотом Троне на Терре. В течение десятилетий после этого на просторах Империума возникали самостоятельные культы Императора, центральной темой которых было искупление человечества через самопожертвование Императора. Через несколько сотен лет за счет объединения ряда небольших культов появилась Экклезиархия, к которой постепенно отошли большая часть верующих в Императора. В М32 культ стал официальной религией Империума, получив название Адептус Министорум. Остальные культы преследовались и в основном были уничтожены.

Способы поклонения Править

Витраж, изображающий Бога-Императора

Несмотря на ошеломляющее разнообразие культур, одно неизменно: Бог-Император Человечества.

Вера в Императора — одна неизменная истина жизни, которая живёт в сердцах и умах людей, независимо от того какое из бесчисленных сообществ Империума их породило. От надушенных придворных планетарного двора до ничтожнейшего наркомана подулья все преклоняются перед Императором как перед единственным Богом, в чьих руках находится их собственная судьба. Спит ли человек на простынях из мерцающего пустотного шёлка или среди зловонных развалин переулков улья, он возносит молитвы Императору прежде, чем закрыть глаза, поскольку сущности, преследующие его в кошмарах, реальны, и ни богатство, ни статус не могут защитить его — только вера. В то время как все люди Империума поклоняются Императору, способ, которым они это делают, сильно разнится в зависимости от культуры. Настолько обширны владения Императора, и различны Его народы, что общими для них являются лишь некоторые аспекты веры. За пределами Адепта, с их специализированными языками, кодексами и жаргонами, большинство людей с трудом смогло бы общаться с жителем любой другой планеты, уже не говоря о понимании общества, из которого он происходит. Кроме того, много ответвлений веры уходят корнями в ушедшие тысячелетия, когда однажды потерянные народы были открыты вновь и воссоединены в галактическую цивилизацию. Имперские миссионеры часто тонко изменяли родные религии, вытесняя их так, чтобы через многие поколения все пантеоны богов представляли Императора и его святых.

Таким образом, так называемое «Имперское Кредо» принимает почти настолько же много форм, насколько много планет в Империуме. Хотя все поддерживают веру в одного Бога-Императора, верующие многих миров едва ли чувствовали бы какое-либо родство друг с другом или признали бы, что оба поклоняются одному богу. Есть миры, где священники бросают живых людей в жерла вулканов, полагая, что Император живёт в пламенных глубинах, и жертвы станут его почётными слугами. Другие верующие считают, что Бог-Император проживает в горящем сердце их солнца, и только постоянное поклонение дает гарантию того, что солнце будет подниматься над горизонтом каждый рассвет. Другие знают часть правды о том, что Император сидит на своем Золотом Троне на далекой Терре — но даже среди них есть бесчисленные различия в формах и стилях поклонения. Несмотря на эти миллионы местных проявлений Имперского Кредо, религиозная элита — бесчисленные чиновники Адептус Министорум — объединяются, чтобы сформировать охватывающее галактику учреждение, которое проповедует веру в Бога-Императора Человечества как живого бога, заносит бесконечное разнообразие в каталог верований, избавляется от действительно еретических культов, и принимает меры против неправедных доктрин. От имени Императора они призывают верующих к молитве, своевременным выплатам десятины и инициируют священные крестовые походы. В галактике, где война и притеснение являются нормой жизни, почитание Императора в любой форме, как принято считать, является единственным способом, которым можно победить бесчисленных врагов человечества. Проповедовать иначе означает быть отринутым человечеством, названным еретиком и быть проклятым навечно.

Существует множество способов поклоняться Императору. Некоторые почитают Его, как далёкий, патриархальный человеческий образ. Кто-то отождествляют Его с некоторыми природными явлениями, многие другие, например примитивные ифисианцы с Двимлихта, считают его звёздным богом, ибо Его посланники всегда спускаются с небес. Но все ветви культа сходятся на одном – есть только один Император. Поклоняться пантеону богов и ставить других богов в один ряд с Ним — ересь. Однако за тысячелетия многие люди, отмеченные Императором, становились Его святыми, и их почитают по всему Империуму. У каждого аспекта жизни есть свой святой, а торговля их реликвиями процветает на многих мирах.

Догматы веры Править

Имперское Кредо — конгломерация исконных религиозных принципов, измененных миссионерами, и бесчисленных эдиктов руководства Министорума. Также, обычаи, которых придерживаются в одном мире, могут быть сочтены отвратительными в другом, в зависимости от сочетания исконных, модифицированных и привнесённых верований. Министорум терпимо относится к огромному числу обычаев и верований, но есть определённые принципы веры, которые остаются неизменными от одного края Империума до другого.

В основе Имперского Кредо лежит тот факт, что Император однажды жил среди людей и что Он — Бог. Кроме того, неважно, какой силе поклонялись люди до прихода Императора, Он — единственный истинный бог, и никакому другому богу нельзя поклоняться наряду с Ним. Верования в любом мире могут испытывать некие колебания в рамках соблюдения этих основных канонов. Почти в каждом мире есть свои легенды относительно рождения Императора и его молодости. Самые старые источники утверждают, что Император был шаманом, который родился на древней Терре задолго до расцвета цивилизации, наблюдал и направлял развитие человечества в течение бесчисленных эр до того, как взял власть в свои руки на рассвете Века Империума.

Другие легенды говорят, что Император был одной из тысяч разных легендарных личностей, или, на самом деле, ими всеми, под их личиной живя среди людей и готовясь к тому времени, когда Он станет нужен. Даже официально санкционированные тексты, распространяемые Министорумом, сильно разнятся в этих вопросах, и каждый склонен представлять взгляды на какого-то святого, неизменно с помощью многоуровневых аллегорий. По большинству вопросов не представлено никакой объективной истины, есть лишь множество притч, которые проповедующие Имперское Кредо могут использовать, чтобы донести до верующих любую мысль, которую захотят.

Постоянным элементом является понятие о том, что у каждого человека есть место в божественном замысле Императора, и это выражено в иерархии Министорума. Местом подавляющего большинства является низ иерархии и беспрекословное выполнение приказов и заданий, данных свыше. Даже обладающие статусом и положением должны вести себя, будто власть и богатство являются трудностями, а не привилегиями. Не может быть никакого обсуждения официальных приказов, а совершивший подобное объявляется еретиком с той же уверенностью, что и воздвигающий хулу на Императора или вызывающий демона посреди проповеди кардинала.

Кроме этих основных догматов существует множество других официальных и неофициальных догм. Многие из них являются предметом обсуждения на высших уровнях, в то время как некоторые могут быть распространены в течение долгого времени прежде, чем уступить место более корректным, или могут быть яро проповедуемы в одних регионах, но лишь мельком упомянуты в других.

Повторяющейся темой доктрины является понятие Конца Света. Большинство писаний на деле принимают форму пророчеств, но они редко имеют что-то общее кроме того, что предсказывают войну галактического масштаба, пожирающую человечество. На протяжении десятитысячелетней Эпохи Империума такие писания возникали каждый раз в конце очередного тысячелетия, часто становясь самовыполняющимися, поскольку повергали людей в предапокалиптическое безумие. Часто предсказывают,что Конец Света примет форму последней битвы, в которой человечество будет признано неполноценным и разрушено, либо окажется достойным существования и войдёт в новый век, где унаследует галактику и изгонит или победит все другие разумные формы жизни. Само собой разумеется, поскольку 41-ое тысячелетие близится к завершению, в Империуме наблюдается подъём таких учений и апокалиптических культов. А так как Империум близится к десятитысячелетнему возрасту, можно ожидать ещё более разрушительного неистовства, нежели когда-либо ранее.

Часто с понятием Конца Света связывают веру в то, что Император поднимется со своего Золотого Трона и закончит работу, которую он начал десять тысяч лет назад, освобождая верующих от всех зол галактики. Хотя много разновидностей этой доктрины считают это временем избавления, большинство предупреждает, что Император также станет судьей всем людям, бросая тех, кому недостает веры, в адский огонь или не пуская их в славный век, который последует после Его окончательной победы над злом. Культы, посвящённые бичеванию и епитимии, стремятся подготовить человечество к возвращению Императора, впадая во всё большие крайности, дабы доказать, что они свободны от греха.

Многие учения Экклезиархии упоминают некую форму загробной жизни, в которой верующие навечно займут место рядом с Императором. Как это было с очень многими элементами Имперского Кредо, синоды обсуждали специфические особенности этой загробной жизни в течение многих тысячелетий, в то время как обычные люди меньше подвергались влиянию речей кардиналов, и больше — специфическим особенностям их собственной культуры. В мирах на самом краю Империума, отделённых от центральных властей огромными расстояниями космического пространства или бушующими варп-штормами, сама Терра может считаться местом последнего суда Бога-Императора, на который попадают верующие после смерти. Другие представляют загробную жизнь в более абстрактных понятиях, уча, что дух будет взят в золотое царство, чтобы слиться с теми, кто попал туда ранее. Учитывая, что много миров испытали длительный период изоляции, во время которого развились многие варварские верования, скорее всего, существует столько же представлений о рае, сколько планет в Империуме.

Конечно, те, кто верит в награду, должны также верить в наказание. Если тем, кто был признан достойными, разрешат купаться в славе Императора, тогда те, кто не был, должны быть прокляты. Часто случается, что проповедники Экклезиархии тратят гораздо больше времени, предупреждая своих прихожан о том, что случится с их бессмертной душой, если они отклонятся от Его пути, чем описывая то, что ожидает праведных.

Грех псайкера Править

Общим и часто проблемным вопросом для Имперского Кредо является вопрос псайкеров. В основе Имперской Доктрины есть противоречие относительно наделённых даром псайкера, или проклятых его касанием, в зависимости от точки зрения. Каждый год всё больше псайкеров рождается или обретает способности, и опасность, которую они представляют для человечества, не может быть преуменьшена. Псайкеры привлекают жителей варпа как кровь, пролитая в океане, привлекает акул, и те, кто слаб или незащищён обрядом Связывания Души с Императором, могут подвергнуть находящиеся рядом поселения ужасающему опустошению. Некоторые могут быть поглощены злыми импульсами и в то же время обнаружить у себя способность убивать взглядом. Другие могут увидеть, что их разум превратился в ворота в адские области космоса, через которые могут прорваться легионы демонов. Поэтому псайкеры, как часто говорят, представляют величайшую опасность самой душе человечества. В то же самое время Империум не мог бы существовать без псайкеров. Без астропатов рассеянные миры охватывающей галактику империи могли бы сообщаться с самой малой скоростью. Без навигаторов было бы возможно лишь субсветовое путешествие, и без ежегодной жертвы миллионов псайкеров благословенный свет Астрономикона не вёл бы корабли через погружённые во тьму глубины варпа. Кроме того, много частей вооружённых сил Империума используют псайкеров в качестве мощного оружия на полях сражений, включая библиариев Адептус Астартес и псайкеров примарис Имперской Гвардии. Кроме того, хотя многие не думали о Нём так, сам Император является сильнейшим псайкером из когда-либо живших. Множество учений Имперского Кредо проповедуют против псайкеров, которые часто считаются колдунами. В самом деле, хотя большинство обычных людей чувствует себя неуютно в присутствии астропатов и других «санкционированных» псайкеров, действительность диктует, что псайкеры — часть великого плана, который Император задумал для человечества. Истинная цель гнева Министорума — несанкционированный псайкер, скрывающийся среди верующих и использующий свои способности во вред. Немногие проповеди проходят без призывов к прихожанам быть бдительными к признакам такой угрозы в своем окружении.

Храмы Править

Святилище Имперского Культа

Поклонение Императору, как правило, хорошо организовано. Кафедральные комплексы есть в столицах всех миров со значительным населением. В густонаселённых, переполненных мирах-ульях они могут занимать целые шпили.

Изящное здание Император Триумфант, построенное после Второй войны за Армагеддон в улье Примус на Армагеддоне, грациозно устремляется к небу, а высота её главной башни достигает одного километра. С её вершины, касаясь тропосферы, милосердно взирает на лежащий внизу загрязнённый мир статуя Императора. В большинстве городов есть церкви и храмы Императора и даже в беднейших деревушках примитивнейших племен есть священные пещеры или рощи, посвящённые Ему.

Разумеется, есть такие места, где поклонение Императору заменяет собой все прочие аспекты жизни – это миры-святыни Империума, где, возможно, один из великих святых, или даже сам Император в далёком прошлом, свершил чудесное деяние. Эти планеты могут быть одним обширным религиозным комплексом или огромным миром-кладбищем, таким как Гранитор (богачи тратят огромные состояния за право хоронить там мёртвых членов своих семей, обычно тех, кто погиб на службе Императору). И наконец, есть кардинальские миры, оплоты культа, куда стекаются миллионы пилигримов. Эти планеты напрямую управляются Экклезиархией, там находятся высшие сановники Культа, ответственные за духовное здоровье громадных районов космоса.

Имперская готика Править

В охватывающем всю галактику Империуме строения, создаваемые человеком, бесконечно разнообразны, от полированных стальных башен до растянутых индустриальных кварталов, от хижины из необожжённой глины до бронированных куполов глубоко под поверхностью океана. Однако некоторые типы зданий выглядят в чём-то похожими, включая могущественные крепости Имперской Гвардии, мануфакториумы Адептус Механикус, и конечно, храмы Адептус Министорум.

От самого величественного собора до самого маленького из алтарей пилигримов, строения, построенные по велению Экклезиархии, созданы для того, чтобы возвеличить дух и вызвать в верующих чувство восхищения силой Императора. Изящные башни, поддерживаемые невероятно тонкими висячими опорами, уводят взгляд вверх к небесам, в то время как статуи бесчисленных святых Империума смотрят вниз с высоты своих постаментов под сводчатыми потолками. Изящные колонны поднимаются высоко в небо, и свет, проникающий сквозь древние витражи, кажется потусторонним на фоне красочных картин из жизни святых. Люди ощущают себя микроскопическими насекомыми, ползущими по залам богов. Строительство таких мест бросает вызов интеллекту, поскольку тонкие арки кажутся неспособными удержать столь большой вес каменной кладки. На самом же деле в самые большие соборы встроены огромные древние антиграв-генераторы, которые, в случае выхода из строя, вызовут обрушение всего сооружения на скопление людей внизу.

Ожидаемый эффект состоит в том, чтобы наполнить смотрящего на храм страхом и удивлением, чтобы напомнить ему о том, что ждёт его за гранью смертного существования, и объединить верующих всего Империума в поклонении единственному истинному Богу-Императору Человечества.

Павшие идолы Править

Во время Кровавого Царствия миры Империума были усыпаны колоссальными изваяниями, изображающими верховного лорда Вандира; многие из них были настолько массивны, что возвышались над статуями самого Императора. Во время Реформации, которая следовала за падением верховного лорда, многие из этих ненавистных идолов были сброшены людьми и либо уничтожены, либо увезены в отдаленные области миров, чтобы медленно разрушаться под действием сил природы. Существует множество таких «кладбищ павших идолов», но доступ к ним запрещен простым людям, что служит предостережением против зла верховного лорда. Это жуткие, гибельные места, гнетомые весом эпох и населенные призраками, места, куда осмеливаются заходить лишь безумцы либо заблудившиеся люди.

Некоторые статуи Вандира были слишком велики, чтобы их обрушить, либо служили опорой для соборов еще большего размера, таким образом, они не могли быть удалены без разрушения всего строения. Многие из этих статуй были переделаны по подобию других святых или самого Себастьяна Тора, их ненавистные лица были преображены в любимые людьми лики. Некоторые из изваяний были осквернены, и стоят по сей день как мрачное напоминание опасности поклонения кому-либо кроме Императора.

Гай Юлий Цезарь – великий политик и полководец

Гай Юлий Цезарь – величайший полководец и государственный деятель всех времён и народов, имя которого стало нарицательным. Цезарь родился 12 июля 102 года до н.э. Будучи представителем старинного патрицианского рода Юлиев, Цезарь ещё юношей окунулся в политику, став одним из лидеров партии популяров, что, однако, противоречило семейной традиции, поскольку члены семьи будущего императора принадлежали к партии оптиматов, представлявшей в сенате интересы старой римской аристократии. В Древнем Риме, как впрочем и в современном мире, политика тесно переплеталась с семейными отношениями: тётка Цезаря, Юлия, была женой Гая Мария, являвшегося в свою очередь тогдашним правителем Рима, а первая супруга Цезаря, Корнелия – это дочь Цинны, преемника всё того же Мария.
На развитие личности Цезаря повлияла ранняя смерть его отца, который скончался, когда юноше было всего 15 лет. Поэтому воспитание и образование подростка полностью легло на плечи матери. А домашним наставником будущего великого правителя и полководца был известный римский педагог Марк Антоний Гнифон – автор книги «О латинском языке». Гнифон обучил Гая чтению и письму, а также привил любовь к ораторскому искусству, воспитал в молодом человеке уважение к собеседнику – необходимое для любого политика качество. Уроки учителя, настоящего профессионала своего времени, дали возможность Цезарю по-настоящему развить свою личность: прочесть древнегреческий эпос, труды многих философов, познакомиться с историей побед Александра Македонского, освоить приемы и хитрости ораторского искусства – одним словом, стать чрезвычайно развитым и разносторонним человеком.

Сдача в плен Цезарю галльского вождя Версиренгеторикса. (Картина Лионеля Ройера. 1899г.)
Однако особый интерес молодой Цезарь проявлял к искусству красноречия. Перед Цезарем представал пример Цицерона, сделавшего свою карьеру во многом благодаря великолепному владению ораторским искусством – потрясающему умению убеждать слушателей в своей правоте. В 87 г. до н.э., уже через год после кончины отца, в год своего шестнадцатилетия, Цезарь облачился в одноцветную тогу (toga virilis), что символизировало его зрелость.
Возмужавший Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера, и просил руки Корнелии. Согласие девушки позволило молодому политику получить нужную поддержку во власти, что станет одной из отправных точек, предопределивших его великое будущее.
Однако политической карьере юного Цезаря не было суждено взлететь слишком быстро – власть в Риме захватил Сулла (82 г. до н.э). Он велел Гаю развестись с молодой женой, но, услышав категорический отказ, лишил его титула жреца и всего имущества. Лишь покровительственная позиция родственников Цезаря, находившихся в ближайшем окружении Суллы, спасла ему жизнь.

Тем не менее, этот крутой поворот в судьбе не сломил Цезаря, а лишь внёс свою лепту в становление его личности. Лишившись жреческих привилегий в 81 г. до н.э., Цезарь начинает военную карьеру, отправившись на Восток для принятия участия в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма, целью которой было подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). В ходе кампании к Цезарю пришла первая воинская слава. В 78 году до н.э при штурме города Митилен (остров Лесбос) за спасение жизни римского гражданина он был награждён знаком «дубовый венок».
Однако Цезарь решил не посвящать себя исключительно военному делу. Он продолжил карьеру политика, вернувшись в Рим после смерти Суллы. Цезарь выступал на судебных процессах. Речь молодого оратора была столь увлекающей и темпераментной, что послушать его собирались толпы людей с улицы. Так Цезарь множил своих сторонников. Хотя Цезарь не одержал ни одной судебной победы, речь его записывалась, а фразы расходились на цитаты. Цезарь был по-настоящему увлечён ораторским искусством и постоянно совершенствовался. Для развития своих ораторских талантов он отправился на о. Родос, чтобы поучиться искусству красноречия у прославленного ритора Аполлония Молона.
В политике Гай Юлий Цезарь сохранял верность партии популяров – партии, верность которой уже приносила ему определённые политические успехи. Но после того как в 67-66 гг. до н.э. сенат и консулы Манилий и Габиний наделили Помпея огромными полномочиями, Цезарь в своих публичных выступлениях стал всё чаще высказаться за демократию. В частности, Цезарь предлагал возродить подзабытую процедуру проведения суда народным собранием. Помимо демократических инициатив, Цезарь был образцом щедрости. Став эдилом (должностное лицо, наблюдавшее за состоянием городской инфраструктуры), он не скупился на украшение города и организацию массовых мероприятий – игр и зрелищ, чем завоевал огромную популярность среди простого народа, за что его избрали ещё и великим понтификом. Одним словом, Цезарь стремился всячески усиливать свою популярность среди граждан, играя всё большую роль в жизни государства.
62-60 годы до н.э. можно назвать поворотным моментом в биографии Цезаря. В эти годы он служил наместником в провинции Дальняя Испания, где впервые по-настоящему раскрыл свой незаурядный управленческий и военный талант. Служба в Дальней Испании позволила ему разбогатеть и рассчитывается с долгами, долго не дававшими ему вздохнуть полной грудью.
В 60 году до н.э. Цезарь с триумфом возвращается в Рим, где через год избирается на должность старшего консула Римской республики. В связи с этим на римском политическом олимпе оформляется так называемый триумвират. Консульство Цезаря устраивало как самого Цезаря, так и Помпея – оба претендовали на лидирующую роль в государстве. Сторонников у Помпея, распустившего своё войско, которое с триумфом подавивило испанское восстание Сертория, было недостаточно, нужно было своеобразное сложение сил. Поэтому союз Помпея, Цезаря и Красса (победителя Спартака) был как нельзя кстати. Коротко говоря, триумвират был своеобразным союзом взаимовыгодного сотрудничества денег и политического влияния.
Началом полководческого пути Цезаря стал его галльский проконсулат, когда в ведение Цезаря поступили крупные военные силы, позволившие ему начать своё вторжение в Трансальпийскую Галлию в 58 году до н.э. После побед над кельтами и германцами в 58-57 гг. до н.э. Цезарь приступает к покорению галльских племен. Уже в 56 году до н. э. обширная территория между Альпами, Пиренеями и Рейном оказались под властью Рима.
Цезарь стремительно развивал успех: форсировал Рейн и нанёс ряд поражений германским племенам. Следующим головокружительным успехом Цезаря стали два похода в Британию и её полное подчинение Риму.
Не забывал Цезарь и о политике. Пока Цезарь и его политические компаньоны – Красс и Помпей – находились на грани разрыва. Их встреча состоялась в городе Лука, там они вновь подтвердили действительность принятых соглашений, распределив провинции: Помпею досталось управление Испанией и Африкой, Крассу — Сирией. Полномочия Цезаря в Галлии были продлены на следующие 5 лет.
Однако положение в Галлии оставляло желать лучшего. Ни благодарственными молебнами, ни устраиваемыми в честь побед Цезаря празднествами не удавалось укротить дух свободолюбивых галлов, которые не оставляли попыток избавиться от Римского владычества.
С целью предотвращения восстания в Галлии Цезарь решил придерживаться политики милосердия, основные принципы которой легли в основу всей его политики в будущем. Избегая чрезмерного кровопролития, он прощал раскаивающихся, считая, что живые и обязанные ему жизнью галлы, нужнее мёртвых.
Но даже это не помогло предотвратить надвигающуюся бурю, и 52 год до н. э. ознаменовался началом Общегалльского восстания под руководством молодого вождя Вирцингеторикса. Положение Цезаря было очень сложным. Численность его армии не превышала 60 тысяч человек, тогда как число восставших доходило до 250300 тысяч человек. После ряда поражений галлы перешли к тактике партизанской войны. Завоевания Цезаря оказались под угрозой. Однако в 51 году до н. э. в битве под Алезией римляне, хоть и не без труда, но разбили восставших. Сам Вирцингеторикс был пленён и восстание стало стихать.
В 53 году до н. э. произошло судьбоносное для римского государства событие: в парфянском походе погиб Красс. С этого момента судьба триумвирата была предопределена. Помпей не желал соблюдения прежних соглашений с Цезарем и стал проводить самостоятельную политику. Римская республика оказалась на грани развала. Спор Цезаря и Помпея за власть стал приобретать характер вооружённого противостояния.
При этом закон не был на стороне Цезаря – он был обязан подчиниться сенату и отказаться от своих властных претензий. Однако Цезарь решает бороться. «Жребий брошен» — произнёс Цезарь и вторгся в Италию, имея в распоряжении лишь один легион. Цезарь выдвинулся в направлении Рима, а доселе непобедимый Помпей Великий и сенат сдавали город за городом. Римские гарнизоны, первоначально верные Помпею, присоединялись к армии Цезаря.
Цезарь вошел в Рим 1 апреля 49 года до н. э. Цезарь осуществляет ряд демократических реформ: отменён ряд карательных законов Суллы и Помпея. Важным нововведением Цезаря было наделение жителей провинций правами граждан Рима.

Противостояние Цезаря и Помпея продолжилось в Греции, куда бежал Помпей после захвата Рима Цезарем. Первое сражение с армией Помпея при Диррахии стало для Цезаря неудачным. Его войска с позором бежали, а сам Цезарь едва не погиб от рук своего же знаменосца.
Клеопатра и Цезарь. Картина художника Жана-Леона Жерома (1866 г.)
Следующая битва при Фарсале, состоявшаяся 9 августа 48 года до н. э., стала для Цезаря гораздо более успешной, закончившись полным разгромом Помпея, в результате которого он был вынужден бежать в Египет. Цезарь же приступил к подчинению Греции и Малой Азии. Теперь дорога Цезаря лежала в Египет. Впрочем, Помпей уже не представлял для Цезаря никакой угрозы – он был убит египтянами, почувствовавшими, в каком направлении дует ветер политических перемен в мире.
Почувствовал глобальные перемены и сенат, который полностью перешёл на сторону Цезаря, провозгласив его бессрочным диктатором. Но, вместо того чтобы воспользоваться благоприятной для себя политической конъюнктурой в Риме, Цезарь углубился в решение египетских дел, увлекшись египетской красавицей Клеопатрой. Активная позиция Цезаря по внутриполитическим вопросам вылилась в восстание против римлян, одним из центральных эпизодов которого было сожжение знаменитой Александрийской библиотеки. Однако Цезарь не оставил своих интервенческих намерений, и Клеопатра взошла на трон, а Египет перешёл под римское покровительство. После этого последовали девять месяцев, в течение которых Цезарь, сражённый красотой Клеопатры, оставив все государственные и военные заботы, пребывал в Александрии.
Однако беззаботная жизнь Цезаря вскоре закончилась. В Риме и на окраинах империи назревала новая смута. Парфянский правитель Фарнак угрожал владениям Рима в Малой Азии. Ситуация в Италии тоже накалилась — бунтовать начали даже преданные ранее ветераны Цезаря. Армия Фарнака 2 августа 47 года до н. э. была разбита войском Цезаря, известившем римлян о столь быстрой победе коротким сообщением: «Пришёл. Увидел. Победил.»
И в сентябре 47 года до н. э. Цезарь вернулся в Рим, одного его присутствия оказалось достаточно для прекращения волнений. Возвратившись в Рим, Цезарь справил пышный триумф, посвященной победе сразу в четырёх операциях: Галльской, Фарнакской, Египетской и Нумидийской. Щедрость Цезаря была беспрецедентной: в Риме было накрыто 22000 столов с угощениями для граждан, а игры, в которых участвовали даже боевые слоны, превзошли по зрелищности все массовые мероприятия, когда-либо устраиваемые римскими правителями.
Василий Суриков. Убийство Юлия Цезаря. Около 1875
Цезарь становится пожизненным диктатором, ему присваивается титул «император». Его именем называют месяц его появления на свет – июль. В его честь возводятся храмы, его статуи ставятся среди статуй богов. Клятвенная форма «именем Цезаря» становится общеобязательной при проведении судебных заседаний.
Пользуясь огромной властью и авторитетом, Цезарь разрабатывает новый свод законов («Lex Iulia de vi et de majestate»), реформирует календарь (появляется юлианский календарь). Цезарь планирует постройку в Риме нового театра, храма Марса, нескольких библиотек. Кроме того, начинается подготовка к походам против парфян и даков. Однако этим грандиозным планам Цезаря было не суждено осуществиться.
Даже политика милосердия, неуклонно проводимая Цезарем, не смогла предотвратить появления недовольных его властью. Так, несмотря на то что бывшие сторонники Помпея были прощены, для Цезаря этот акт милосердия окончился плохо.
Среди римлян поползли слухи о стремлении Цезаря к дальнейшей абсолютизации власти и переносе столицы в Малую Азию. Многие из считавших себя незаслуженно обделёнными при распределении чинов и званий, а также искренне обеспокоенные судьбой Римской республики граждане составили заговор, число участников которого достигало примерно 60 человек. Так Цезарь внезапно оказался в политической изоляции.
15 марта 44 до н.э., за два дня до даты своего выступления в поход на Восток, на заседании сената Цезарь был убит заговорщиками, возглавляемыми бывшими сторонниками Помпея. Планы убийц были реализованы на глазах многочисленных сенаторов – толпа заговорщиков набросилась на Цезаря с кинжалами. По легенде, заметив среди убийц своего верного сторонника юного Брута, Цезарь обречённо воскликнул: «И ты, дитя мое!» (или: «И ты, Брут») и пал к ногам статуи своего заклятого врага Помпея.
Литература:
Грант М. Юлий Цезарь. Жрец Юпитера. — М.: Центрполиграф, 2005.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Юлий Цезарь. М., 1964. Т. 3.
Утченко С. Л. Юлий Цезарь. М., 1984.
Фриман Филипп Юлий Цезарь. — СПб.: АСТ, Астрель, 2010

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *