Цвета в православии

Словарь библейских образов1

Цвета древние евреи видели прежде всего в природе; цветовое восприятие показывало им различия в составных частях физического мира. Небо – голубое, трава и растения – зеленые, кровь – красная, шерсть и снег – белые. Эти природные ассоциации остаются до определенной степени неизменными, однако в современном обществе, воспринимающем цвета главным образом через оттенки различных синтетических промышленных товаров, они несколько ослабли. Словарный запас евреев для обозначения цветов был ограниченным – всего три конкретных слова, четко относящихся к цветам, и, по сути, ни одного слова, связанного с живописью, изобразительным искусством или оттенками цветов.

Цвета играют в Библии символическую роль благодаря их ассоциативной связи с определенными ситуациями в древней культуре. Рассмотрим современный пример. В американской культуре красный и зеленый цвета в результате их частого использования в определенной ситуации стали связываться с Рождеством. К смыслу или празднованию Рождества не имеет прямого отношения ни один из цветов, но, тем не менее, в глазах американца праздник связывается именно с этими цветами. Так же и в Библии цвета играют роль символов не в том смысле, что «синий означает то-то», а «красный означает то-то». Цвета в Библии символичны, в первую очередь, своей ассоциативной связью со стихиями природы и их восприятием в разных культурах в библейские времена.

Цветовая гамма впервые показана в Библии на примере радуги, которую Бог установил на небе как знамение завета о сохранении жизни на земле после великого потопа (Быт. 9:12–17). Названия цветов впервые появляются в Библии в описании скинии и ее содержимого, которое Господь дал Моисею. Голубыми, пурпурными и багряными должны были быть льняные завесы, образующие скинию, одеяния первосвященника и покрывала для жертвенников и предметов скинии (Исх. 25 – 28). Ефод первосвященника делался из золота, голубой, пурпурной и багряной шерсти. Ефод украшали двенадцать разноцветных драгоценных камней, каждый из которых служил символом одного из колен древнего Израиля (Исх. 28:15–21). Использование различных цветов делало место, где Бог встречался со Своим народом, внешне привлекательным, и благодаря многократному их использованию в древней культуре цвета выглядели очень выразительными.

В древней культуре голубой, пурпурный и багряный символизировали богатство и царственность. Цветные ткани изготовлялись из натуральных красителей, которые были редкостью и стоили дорого. Позволить себе украшать дворцы разноцветными тканями могли только богатые и сильные цари (напр., Есф. 1:6; см. также частые упоминания о царских одеждах при дележе добычи, напр., Суд. 5:30; Нав. 7:21). В новозаветные времена Лидия содержала целое дело по торговле багряной одеждой (Деян. 16:14). В древнем Израиле скиния была раскрашена в голубой, пурпурный и багряный цвета, что указывало на Яхве как на богатого и могущественного Бога-Царя, выведшего бедный народ из египетского рабства и сделавшего его сильной нацией. Вследствие ассоциативной связи с божественностью и силой голубой и пурпурный цвета использовались, по-видимому, в библейские времена и для украшения идолов (Иер. 10:9).

Голубой цвет. По представлениям древних, небо отделяло место пребывания богов от человеческой сферы. Поэтому голубой цвет, то есть цвет неба, вполне естественно определял границу между Богом и людьми и служил символом Его величия. Голубой краситель, как и пурпурный, стоил дорого и связывался с богатством и высоким положением. В древнем Израиле голубой цвет был доминирующим в одеянии первосвященника (Исх. 28). Первосвященник носил голубую накидку поверх белой священнической одежды. Он стоял на границе между человеческой и божественной сферами и во время службы во Святом-святых пребывал в обеих из них.

Голубые покрывала отделяли святые предметы в скинии от людей. При разборке и перемещении скинии ковчег завета, стол хлебов предложения, золотой светильник, жертвенник и все служебные вещи оборачивались в голубые одежды (Чис. 4). Израиль был народом, отделенным для Бога, но особую роль в служении Господу играли первосвященник и святые предметы. В таких условиях голубой цвет символизировал границу, отделяющую святое для Господа. Голубые покрывала защищали святость святых вещей от израильтян во времена, когда скиния разбиралась и перемещалась.

Пурпурный цвет. В библейские времена, как уже говорилось выше, пурпурный краситель был дорогим. Поэтому пурпурную одежду носили только высокопоставленные лица при царском дворе (напр., Дан. 5:7, 16, 29 {«багряницу»}). В результате этот цвет ассоциировался с царской властью и богатством. Иисуса одели в пурпур, когда над Ним издевались воины (Ин. 19:2, 5 {«багряница»}). В древнем Израиле медный жертвенник покрывался при транспортировке пурпурной одеждой (Чис. 4:13). У Иоанна в апокалиптическом видении Вавилона великая блудница одета в пурпур (порфиру) – цвет политического процветания и власти – и в багряницу – цвет греха (Отк. 17:4; 18:16). Она являет собой образ мерзости мирского богатства и мирской власти, развращенной грехом.

Красный (алый или багряный) цвет. Багряный цвет крови тоже использовался для окраски льняных завес скинии. Один из слоев крыши скинии делался из окрашенных в красный цвет бараньих шкур (Исх. 26:14). Возможно, было бы преувеличением сказать, что скиния, место встречи Бога с Его народом, была символически покрыта кровью, но, вместе с тем, происходившие в ней обрядовые жертвоприношения животных лишь подчеркивают ассоциативную связь красного цвета с жертвенной кровью (ср. Лев. 14:4, 6, 49–52). В Послании к евреям очищающее действие этой жертвенной крови объясняется тем, что она предвосхищала Кровь конечной и наивысшей Жертвы – Иисуса Христа (Евр. 9:11–28). Автор послания напоминает, что Моисей использовал красную шерсть и кровь животных для очищения как народа, так и самой скинии (Евр. 9:19).

Противоположность багряного и белого наглядно показана в Ис. 1:18: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю». В противопоставлении багряного и белого выражается переход от греха к чистоте благодаря Божьему прощению. Библейское отождествление багряного цвета с грехом находит продолжение и в современной литературе, например, в книге Натаниэля Хоторна «Багряное письмо».

Образы багряного цвета как крови и как греха сливаются воедино в Откровении Иоанна, где великая блудница Вавилон одета в багряницу и сидит на багряном звере, покрытом богохульными именами. В этой ужасной сцене блудница упивается кровью свидетелей Иисуса (Отк. 17:3–6).

Черный цвет. Определение «черный» в Библии редко используется для обозначения цвета (Лев. 13:31, 37; Песн. 1:4; 5:11; Зах. 6:2, 6 {«вороные»}; Отк. 6:5 {«вороной»}). Оно часто ассоциируется с грозным присутствием Бога в темные времена Божьего суда над грехом и злом. В Ветхом Завете картины Божьего пришествия для суда рисуются в черных тонах. В гневе Своем Бог нисходит с неба на темных облаках под ногами; его окружает мрак, когда Он пускает Свои стрелы (Пс. 17:10,12). День Господень, день суда за грехи, изображается пророками как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Соф. 1:15; Иоиль 2:2). В евангелиях сообщается, что, когда Иисус умер на кресте, понеся Божье наказание за грех, всю землю покрыла тьма (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44). Характеристика «черный» относится обычно просто к цвету предмета, однако примерно в четверти случаев этот цвет связывается с Божьим судом. В Библии он не используется как образ греха.

Белый цвет. В библейской символике белый цвет используется для противопоставления черному и тьме. Он встречается в сценах избавления от Божьего гнева и подразумевает отсутствие тьмы. Это цвет небесных одеяний, и он символизирует ослепительную чистоту, рассеивающую мрак божественного гнева (Ис. 1:18; Дан. 7:9; Мк. 16:5; Отк. 3:4). Он часто используется при описании сияния света в противоположность тьме Божьего гнева, вызванного злом и грехом. Так, в отличие от образа Бога, окруженного мраком и спускающегося для суда (напр., Пс. 17:8–12), Иисус при преображении на горе показан в «белых как свет» одеждах (Мф. 17:2). В Книге Откровение искупленные тоже носят белые одежды (Отк. 3:4; 6:11; 7:14; в древних религиях посвященных одевали в белое льняное полотно), сидят на белых конях (Отк. 6:2) и получают белые камни, на которых написаны новые имена (Отк. 2:17; ср. с ангелами в белом, Ин. 20:12). Новое небо и новая земля в Откровении показаны белыми и наполненными светом. В них нет ничего черного или темного, ибо темная тень божественного суда никогда больше не падет на новое Божье творение, навеки очистившееся Кровью Агнца.

В Библии цветовая символика используется не часто. Однако в двух случаях мы видим блестящую гамму цветов. Первый – разноцветные камни на ефоде первосвященника (Исх. 28:15–21). Второй – видение небесного города, построенного из драгоценных камней (Ис. 54:11–12; Отк. 21:10, 18–21). В этих образах благодатность Божьего присутствия выражается в сочетании красоты цветов с великолепием драгоценных камней.

Трудно с точностью установить, о каких камнях здесь идет речь и в какой цвет они окрашены. Тем не менее можно представить себе восхищение, которое вызывал вид красных рубинов, голубых сапфиров, зеленых изумрудов, фиолетовых аметистов и белого жемчуга. Искрящиеся цвета на ефоде первосвященника предвосхищали красоту небесного города и давали понять, что быть с Богом значит пребывать в месте невообразимой красоты, силы и благополучия. Небесный город вечной жизни окрашен во все цвета радуги – Божьего знамения обетования сохранить, а не уничтожить сотворенную Им жизнь (Быт. 9:12–17).

См.также: БЕЛЫЙ ЦВЕТ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И МЕТАЛЛЫ, ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.

РУСКАТОЛИК.РФ

С незапамятных времён христианская символика присутствует в произведениях искусства и встречается в повседневной жизни. Но может ли современный человек истолковать надлежащим образом многочисленные символы, с которыми он встречается, познавая истины веры и участвуя в таинствах Церкви?

На основании личных наблюдений я пришла к выводу, что с правильной интерпретацией этих символов часто возникают проблемы. А ведь понимание содержания, происхождения и контекста определённых символов могло бы углубить переживание богослужения и познание истин веры.

Кроме того, что цвета сами по себе имеют символическое значение, в сочетании с другими символами они могут изменять или усиливать их значение (вспомните четырёх всадников Апокалипсиса, восседающих на конях разного цвета).

В литургии символика цвета играет немаловажную роль: цвет литургических облачений тесно связан с содержанием и характером определённых периодов литургического года. Канон красок литургических облачений священнослужителей в форме, существующей сегодня, утвердился в последней четверти XII в. В ту эпоху в литургии преобладали четыре цвета, с рассказа о которых я начну.

БЕЛЫЙ

Цвет радости и праздничного настроения. Белыми были одежды ангелов, упоминание о которых встречаются в Евангелии; одежды Христа во время преображения на горе Фавор «сделались белыми, как свет» (Мф 17: 2; Мк 9: 3; Лк 9:29). Согласно литургическим предписаниям, белые одежды надевают в праздники, посвящённые Богу Отцу и Христу (за исключением памяти о Страстях Господних), Божьей Матери, в торжества в честь ангелов, в день рождения Иоанна Крестителя, в день Всех Святых, а так же во время богослужений, на которых совершаются таинства крещения, миропомазания, венчания и др. (кроме таинства исповеди). Белый цвет стал символом начала, открытых возможностей, а так же чистоты и невинности. Поэтому дети получают белые одежды во время крещения; свадебные платья и платья для первого причастия тоже белые.

КРАСНЫЙ

Соответствует цвету крови, символизирующей жизнь. Красный цвет стал символом силы, молодости и любви. В древности существовало поверье, что он охраняет от ранений и различных опасностей, и даже отпугивает демонов. В Библии красный цвет – это цвет греха, раскаяния, кровавой жертвы. В литургии особенно подчёркивается символическая связь между красным цветом и Святым Духом. Именно поэтому в праздник Троицы и в последующие восемь дней после него, как и в благодарственных богослужениях в честь Святого Духа, используются облачения красного цвета. Этот цвет также обязателен в одеяниях священнослужителей во все дни памяти о Страстях Господних и Святом Кресте, а также в праздники апостолов, евангелистов и мучеников.

ЧЁРНЫЙ

Цвет ночи, разрушения, скорби и смерти. Как цвет, противоположный белому, чёрный является символом вечной темноты, греха и сатаны. В литургике чёрный цвет в значительной степени утратил своё значение, его заменил фиолетовый. Чёрный, однако, остался цветом одежд священнослужителей и монашествующих, он символизирует отречение от мира, смирение и скромность.

ЗЕЛЁНЫЙ

Это цвет пробивающихся ростков, символизирующих жизнь и надежду. Он радует глаз, успокаивает, говорит о жизни и молодости, обращает помыслы к непреходящим благам. В литургических предписаниях зелёный цвет обязателен в обычные дни литургического года, не носящие какого-либо особенного характера.

Кроме этих четырёх основных цветов, в литургии встречаются так же и другие цвета:

ГОЛУБОЙ

Это цвет небосвода и поэтому он символизирует всё, что каким-либо образом связано с небом. С одной стороны, голубой цвет разделяет символическое значение с пурпурным цветом, с другой стороны – с белым, как символом безупречности и целомудрия. Поэтому голубой цвет стал цветом Богородицы, а сочетание белого с голубым – символом особого посвящения себя Непорочной Деве Марии.

ПУРПУРНЫЙ И ФИОЛЕТОВЫЙ

В древности дорогой пурпур считался самым красивым и изысканным цветом. Этот цвет был священным, королевским и являлся символом жизни, поскольку он напоминал цвет живительной крови. В пурпур имел право одеваться кесарь и верховный священник Израиля. Фиолетовый, цвет одежд епископов и церковных сановников, стал не только символом высокого достоинства духовного сана, но также цветом Бога, которому принадлежат Им помазанные и хранители Его таинств. Цвет пунцово-пурпурных одеяний кардиналов это символ духа, огня, крови; кроме того, он является знаком готовности принять мученическую смерть. В литургических облачениях фиолетовый цвет используется, прежде всего, в период Адвента и Великого Поста – в этом можно узреть символ борьбы духа и тела. Фиолетовый цвет обязателен также во время поминального богослужения.

ЖЁЛТЫЙ И ЗОЛОТОЙ

В древнейшей культуре и религии Азии жёлтый цвет считался таким же красивым, как пурпурный, и был символом света и величия. Применяется также символика золота, которая в литургических облачениях может заменить любой другой церковный цвет. Золотой цвет указывает на вечный свет, славу, достоинство и силу.

Из книги Дороти Фостер «Мир христианской символики»

Источник: Журнал «Твой Благовестник», №1-2, 2000

Что обозначает цвет храма? Несет ли он в себе какой-то смысл? Почему все каменные храмы древней Руси были белыми, а потом с какого-то момента стали разноцветными? Рассказываем!

Цвет храма: значение

В отличие от цвета облачений у священника и в некоторой степени от цвета куполов у церкви, цвет, в который окрашен сам храм, не несет в себе никакого символического смысла или значения.

Синия церковь или она белая, или она красная, или она желтая — все это продиктовано исключительно вкусом того, кто строит и проектирует храм. Цвет храма даже может меняться со временем.

Единственное, что более или менее очевидно, это то, что на Руси до какого-то времени все церковные постройки были белыми. Но и это было вызвано исключительно практичностью, а затем традицией.

Никитский собор Никитского монастыря в Ярославской области.

Дело в том, что особенности архитектуры тех или иных стран или направлений (иными словами — архитектурные стили) изначально бывают продиктованы, как правило, исключительно климатом, а также теми строительными и отделочными материалами, которые когда-то были у людей «прямо здесь», «под рукой», — и ничем иным.

Например, православие на Руси ведет свои истоки с киевских земель, а архитектуре там — не только храмовой, но любой вообще, — были характерны «мазанки» — когда дом снаружи покрывался смесью вроде извести: например, чтобы скрывать кладку, которая не всегда получается красивой и аккуратной. Первые каменые храмы начали воздвигать такими же. Построили, убедились: удобно, практично, красиво — и после по тому же принципу стали отделывать снаружи храмы повсюду в России.

Церковь Спаса на городу в Ярославле.

Позже белый цвет (или белокаменность — если стены не покрывались снаружи ничем) перешел из разряда практичности в разряд традиции, которую старались блюсти. Во-первых, потому что белый храм или монастырь — это красиво. А во вторых, потому что в те времена традиции были практически равны правилам — слишком сильна была идея о том, что духовная сторона жизни — это не место для самовыражения. То же касалось и цвета храма.

Вот Спасо-Преображенский собор в Переслявле-Залесском. Построен позже белокаменных «мазанных» соборов. Но все равно белый:

Или куда позже — храм Симеона Столпника на Новом Арбате.

Сейчас в новостроящихся храмах белый цвет — это «отсылка» к древней Руси. Таким образом демонстрируется и уважение к традициям, и возможность еще раз зримо напомнить о них — в нашем суетном мире, где все постоянно меняется и сама жажда перемен становится чуть ли ни главной ценностью.

Зачатьевский монастырь на Остоженке в Москве

Цвета храмов — какие бывают

Белый цвет никогда и никуда не уходил в русском православии. Но приблизительно в Петровскую эпоху — или, вернее, начиная с нее самой, — городские и сельские церкви все чаще начали красить в разные цвета.

В этом не было никакого практического смысла и также не имелось никакого подтекста. Просто красиво. Ну, отчасти еще «латинское» влияние, которое проникало в православную архитектуру не только в виде разноцветности храмов, но и в виде их форм или отдельных элементов. Например, начали появляться колонны.

Храм великомученицы Варвары в Москве

Однако несмотря на то, что цвет храма это исключительно эстетический вопрос, все равно сложился набор оттенков, которые можно встретить чаще, и какие не встретишь никогда. Никогда не увидишь черный храм. Это понятно почему.

А вот желтые храмы — это очень распространенный цвет. Храм Николая Чудотворца в Москве возле метро Библиотека имени Ленина:

Храм Сорока Севастийских мучеников рядом с Новоспасским монастырем:

Колокольня Рождественского монастыря в Москве на Рождественке:

Еще чаще можно встретить церкви, окрашенные в красные цвета всех возможных оттенков. Цвет Пасхи! Наверное, красных храмов — по крайней мере в Москве — больше, чем всех остальных вместе взятых 🙂

Храм Михаила Архангела в Тропареве, Москва. У него необычная судьба.

Храм Живоначальной Троицы при Троицком Подворье:

Знаменский собор в Зарядье — Москва.

Храм в Барашах. Тоже красный цвет.

Архангельский собор в Ярославле:

Часто можно встретить голубые церкви. В Церкви это считается цветом Богородицы, но в случае с храмами это не так.

Это храм во имя преподобного Сергия недалеко от Таганки. Не совсем голубой, конечно: скорее, цвета морской волны…

Храм в Могильцах (недалеко от Старого Арбата) и он, как раз, в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Но еще недавно — в советское время — он был частично желтым. В тот период он не действовал, но это один из примеров, когда церковь — пусть и по обстоятельствам — меняет цвет.

Или еще один яркий пример: тот же Знаменский собор в Зарядье, о котором говориле выше. Вот, он сейчас:

А вот он же во времена СССР:

Ильинский храм в селе Селихово Тверской области. Это сейчас он белый, а еще недавно был голубым…

Оранжевые Церкви. Тот же храм великомученицы Варвары на Варварке, о котором говорилось выше:

Или известная церковь Воскресения Словущего в Брюсовом переулке:

Или сельский храм в подмосковном селе Новоникольское.

Есть розовые храмы. Женский монастырь Зосимова пустынь в Рассудово, и там — главный храм Живоначальной Троицы:

Или еще одна церковь в Зарядье (совсем, правда, другого оттенка):

Подводя итоги:

Цвета храмов — это еще один пример того, как традиция в церковной жизни со временем становится негласным правилом. Это значит, что с одной стороны, ее не запрещается нарушать, но с другой — само по себе нарушение становится настолько ненужным, что в нем пропадает вообще любой смысл — пускай, это и не объяснить логически.

Вот вы, например, можете представить себе фиолетовую церковь?

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм

Облачения Престола, жертвенника, богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью дня памяти святого или священного события. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различных цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. То же самое относится к настенным росписям и вообще к православным иконам.

Праздники Православной Церкви, которым соотнесены определенные цвета (белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный) одеяний, можно объединить в шесть групп.

1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа (прежде всего воскресные дни), а также особых помазанников Божиих – пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – золотой (желтый), являющийся цветом славы, величия и достоинства.

2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, Бесплотных Сил, дев и девственников. Цвет облачений – голубой и белый, цвет неба, таинственно-символически выражающий учение Церкви о Божией Матери, вместившей Христа-Небожителя в Своей Пречистой утробе.

3. Группа праздников и дней памяти Креста Господня. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный. В фиолетовом цвете соединены два цвета – красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (символически выражающий ту мысль, что Крестом открывается дорога в небо).

4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений – красный, являющийся символом неизреченной, пламенной любви Божией к человеку. Но так как это и цвет крови, то в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.

5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Цвет облачений – зеленый, соединяющий в себе два цвета: желтый и голубой. Он свидетельствует о том, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) и возводит его на небо.

6. В период постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный и черный, который употребляется во дни Великого поста, являясь символом отречения от пышности мирской суеты, цветом плача и покаяния. В воскресные и праздничные дни Великого поста употребляются облачения фиолетового цвета.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях совершают богослужения Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Кроме того, они используются для совершения крещений и погребений.

Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

В иконописи Божественный свет символизировался не только белым, но и золотым цветом, символизирующим сияние вечной жизни и чистоты в противоположность черному цвету ада, смерти и духовной тьмы. В связи с такой символикой черного цвета, иконописцы старались избегать его употребления и там, где изображаемый предмет имел естественно черный цвет, заменяли его на другой темный цвет спектра. По той же причине в древней иконописи избегали коричневого цвета, являющегося цветом земли и грязи.

Существует деление цветов, составляющих спектр радуги на две группы:

1. Непроизводные ( красный, желтый, голубой).

2. Производные ( зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий).

При наличии обычных красителей трех непроизводных цветов художник может получить путем их сочетания остальные производные цвета.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядок небесного и земного тварного существования. Они символизируют Троицу и Четвероевангелие; семь Таинств Церкви; семь светильников в небесном храме и т. д.

* * *

Вторая часть «Справочника православного человека» будет посвящена Священному Писанию: истории его создания, составу Ветхозаветных и Новозаветных книг, классификации библейских манускриптов (папирусов, унциалов, минускулов и лекционариев), современному состоянию дел в библейской археологии, толкованиям священных текстов и т. д.

Читатель в этой части сможет почерпнуть сведения о древних технологиях создания материалов для письма; хранении и использовании в богослужении зафиксированных на пергаменте или папирусе библейских текстов. В книге будут представлены сведения об известных Синайском, Ватиканском и Александрийском кодексах, Папирусах Бодмера, Честера Битти и многих других известных библейской науке древних рукописях. Будут рассмотрены самые важные археологические находки, совершенные в прошлом и позапрошлом веках: Кумранские рукописи, манускрипты монастыря св. Екатерины (на Синае), свитки Каирской генизы. Во второй части Справочника будет сохраняться принцип систематизации и структуризации общедоступного материала на эти темы и доступность его изложения.

Цветопсихология

Posted on Октябрь 25, 2014 by seveliya

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех.

Только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. В белых одеждах изображаются ангелы, святые, воскресший Христос. Белые одежды надевали новообращённые христиане.

Также белый цвет – это цвет крещения, причастия, праздников Рождества Христова, Пасхи, Вознесения. В православной церкви белый используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы.

Святой Дух изображается в виде белого голубя. Белая лилия символизирует чистоту, она сопровождает изображения Девы Марии.

Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.

Но позднее, жёлтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, предательства, лживости, ревности. В церковном искусстве Каина и предателя Иуду Искариота часто изображали с жёлтыми бородами.

Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звёздный свет.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.

Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую «святую кровь». Поэтому она символизирует в данном контексте возрождение.

Красным отмечали в календаре радостные события, посвящённые Христу, Богоматери и святым. Из церковного календаря к нам пришла традиция выделять красным цветом праздничные даты.

Пасха Христова в храмах начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы.

Синий – это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости.

Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному.

Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще. Мария в этом значении — Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор). В росписях храмов, посвящённых Богоматери, преобладает цвет небесной синевы.

Тёмно-синий характерен для изображения одежд херувимов, которые постоянно пребывают в благоговейных размышлениях.

Зелёный цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда). Зелёный отождествляется с великой Троицей. В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек.

Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также — смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому чёрный стал цветом монашества.

Чёрный ворон у христиан означал беду.

Но чёрный имеет не только такое трагическое значение. В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Фиолетовый – загадочный цвет в христианском искусстве. Он образуется смешением красного и синего (голубого). Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность. В раннем христианстве фиолетовый символизировал печаль, привязанность.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.

В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни. Серый цвет (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты.

После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, прежде всего, как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

Ирина Базан

Использованная литература: Б.А. Базыма «Цвет и психика». Е.Е. Голубинский «История Русской Церкви». О.В. Вовк «Энциклопедия знаков и символов». Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет). А. Каменский «Цвета и их значение в Православной Церкви» (интернет: kamensky.ru)

Поделиться «Цветовые символы христианства»

Что означают цвета облачений священнослужителей

О духовной символике цвета – архимандрит Назарий (Омельяненко), преподаватель литургики КДАиС.

– Отче, объясните, пожалуйста, почему священник то в желтом, то в белом, то в голубом, а ещё – зеленом, красном?.. Имеет ли каждый цвет свое символическое значение? Сколько всего используется цветов в богослужебных облачениях?

– Согласно Церковному Уставу, во время богослужений в Православной Церкви используется 7 цветов. Каждый цвет имеет символическое значение. К примеру, в служениях Католической Церкви применяются 5 цветов, но их использование отличается от православной традиции.

Золотой

– Начнем с золотого или желтого. В каких случаях используют этот цвет в облачении?

– Золотистый, желтый цвет сопровождает великие Господские праздники, воскресенья. Также в облачении этих цветов совершаются будничные богослужения. Золотая или желтая цветовая гамма выражает сияние славы Божией.

Белый

– А белый цвет что символизирует?

– Это цвет торжества и радости. Он применяется на двунадесятые Господские праздники, Пасху (на утрене), на праздники бесплотных Сил и дни памяти святых-девственников, подчеркивая чистоту их подвига.

Красный


– А о чем нам говорит красный цвет? В какие дни используют красные облачения?

– Красный цвет в Русской Православной Церкви особенный. До патриарха Никона в червленом цвете совершались богослужения всех Господских праздников. Он считался самым торжественным. Сейчас красный цвет используется за богослужением Пасхи, в Пасхальный период попразднства, в дни памяти мучеников.

Синий

– Цвет небесный, синий цвет,
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал…

Вспомнились строки стихотворения в переводе Б. Пастернака.

Голубые одеяния должны означать что-то очень трогательное и нежное. По-моему, их надевают в Богородичные праздники. Так ли это?

– Да, действительно, голубой или синий цвет – цвет небесной чистоты. Именно поэтому его используют во время богослужений Богородичных праздников.

Фиолетовый

– Фиолетовый цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а в какие особые дни еще применяют этот цвет?

– Кроме епископских мантий, фиолетовый цвет используется за богослужением в воскресные дни Великого поста. Также традиционно в фиолетовым служат на праздник Воздвижения Креста.

Зеленый

– Зеленый цвет используют на Троицу. С чем это связано? И в какие еще дни можно увидеть священников в зеленых облачениях?

– Совершать богослужение в День Святой Троицы и на Вход Господень в Иерусалим в зеленых облачения является практикой нашей Церкви, поскольку именно этот цвет символизирует благодать Святого Духа. Также в зеленом цвете облачений совершаются службы на праздники в честь преподобных и Христа ради юродивых.

Черный

– Черный цвет – цвет поста и покаяния?

– Черный цвет – будничный цвет Великого поста и Страстной седмицы. В черных облачениях совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в то время как полную Литургию в таком цвете служить не принято.

– Может быть, используются еще цвета, о которых я не упомянула?

– Иногда применяются определенные оттенки цветов: не строго желтый, а оранжевый, не красный, а багровый и т. д. Выбирая богослужебный цвет, священник всегда ориентируется на основную гамму из 7 цветов, при этом используя их оттенки или комбинации .

– Должны ли прихожане тоже стараться одеваться в соответствующие цвета?

– Иногда в приходах существует практика, когда благочестивые христиане, в основном женщины, пытаются подобрать часть своего гардероба под богослужебный цвет (хотя бы платок). Это является лишь благочестивой традицией, которая не противоречит Уставу, а значит, имеет право на существование.

Беседовала Наталья Горошкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *