Цвета в православии

Почему флористам и другим специалистам, которые служат похоронному делу, важно понимать и умело применять в жизни глубокий смысл каждого цвета? Потому что цвет имеет сакральный, то есть священный, божественный, неприкосновенный смысл, соответствующий каждому христианскому празднику. Нарушение христианского правила неизбежно приведет к конфликту между сакральными смыслами цвета и праздника, нарушит душевный мир человека, и, в конечном счете, отвратит христианскую душу от неуклюжего, невежественного похоронщинка. Поэтому грамотный, просвещенный подход к составлению похоронных венков и другой атрибутики, связанной с погребением — важнейший аспект в работе людей, зарабатывающих на жизнь в похоронной сфере.
Не секрет, служителям Церкви открыт сакральный смысл цветовой радуги. По просьбе редакции отец Дометиан делится с читателями журнала знаниями в этой области. В конце материала мы публикуем таблицу цветов церковных праздников, которая, надеемся, поможет флористам похоронной сферы успешно вести дело.
Задолго до христианства человек наделял различные цвета, наблюдаемые в природе, определенными свойствами, которые, по его мнению, влияли на судьбу, на обстоятельства жизни и смерти. Например, цвет дня (белый) и цвет ночи (черный) символизировали силы добра и зла. Цвет крови (красный) чаще всего подразумевал животворящие силы. Православие вкладывает в каждый цвет смысл, продиктованный Священным Писанием. Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым присвоены различные цвета одеяний, объединены в шесть основных групп. В радуге красок есть три самостоятельных цвета: красный, желтый и голубой (синий), от которых образуются остальные четыре цвета (зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий). Соответственно красный цвет может олицетворять Бога Отца, золотой или желтый — Бога Сына, а голубой или синий — Бога Духа Святого.

ЗОЛОТОЙ ЖЕЛТЫЙ
ПЕРВАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей имеет золотой или желтый цвет облачений по преимуществу. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности, славы и достоинства. Это объединяет золото с белым цветом. Желтый цвет является чаще заменой золота, но сам по себе не может заменить белого цвета, ибо он только замена золотого. Воскресные дни, памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются также в ризах золотого (желтого) цветов, так как это связано с представлением о Христе как о Предвечном Архиерее и о тех его служителях, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.

ГОЛУБОЙ, БЕЛЫЙ
ВТОРАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, всех Бесплотных сил, дев и девственников имеют голубой и белый цвет облачения. Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба и Благодати, которой от рождения была облечена Пресвятая Дева. Ее духоносность, как небесная чистота и непорочность, знаменуется голубым цветом, цветом высочайшей Божественности, что соответствует Духу Святому (Царю Небесному).

ФИОЛЕТОВЫЙ, ТЕМНО-КРАСНЫЙ
ТРЕТЬЯ ГРУППА праздников и дней памяти о Кресте Господнем имеет в облачении священства фиолетовый и темно-красный цвета. Матерь Божия изображается на иконах в темно-красном, вишневом или пурпурном покрывале, надетом поверх голубых или зеленых риз потому, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. А Божия Матерь и есть Царица Земли и Неба. Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец спектра радуги, а Крестная смерть Спасителя явилась завершением всех дел спасения человека в земном естестве. Фиолетовый цвет есть цвет глубочайшей духовности. Аметисты, особенно насыщенных мощных оттенков, всегда любовно употреблялись в украшении икон и облачений, что связано с их фиолетовым цветом.

КРАСНЫЙ
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти имеет в облачении священства красный цвет. Бог есть Любовь, а также Огонь, неоднократно проявлявшийся именно как пламень. Сказанное позволяет отнести красный цвет по преимуществу к мученичеству, в знак того, что кровь, пролитая святыми за веру во Христа, явилась ярким свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в Церковной символике является символом безграничной взаимной любви Бога и человека. Красные пасхальные облачения также напоминают нам именно об Искупительном подвиге Спасителя.

ЗЕЛЕНЫЙ
ПЯТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти преподобных, подвижников и юродивых по преимуществу использует в облачениях зеленый цвет. Этим цветом отмечены празднования дня Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Зеленый цвет образуется из сочетания голубого цвета, (указывающего на Бога Духа) и желтого, (указывающего на Бога сына). Это точно соответствует по смыслу тому, что Господь исполнил Свое обетование — все, имеющее жизнь, творится по воле Отца, через Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Церковном Писании, и в Церковном сознании. Так что обыкновенная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. И на день Святой Троицы мы видим в храмах много зелени. Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников означает, что из их подвигов, как из земли, произрастают живительные райские ростки всех добродетелей.

ТЕМНЫЕ
ШЕСТАЯ ГРУППА цветов облачений священства темно-синие, темно-зеленые, темно-красные, фиолетовые, черные отмечают собою период постов. Черный употребляется только во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений — черный; в воскресные и праздничные дни цвета темные с золотой или цветной отделкой.

БЕЛЫЙ
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (Рождество) в церковной символике не просто один из многих других цветов, но он есть символ Божественного, нетварного света, в том числе и Фаворского, виденного учениками Христа при его славном Преображении. Белый цвет или свет переливается всеми цветами радуги и как бы содержит их в себе, при этом не теряет своей сверкающей белизны. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, они были только повседневными. В 1730 году в России впервые было официально предложено петербургскому духовенству облачиться по возможности в черные ризы для участия в похоронах Петра II. Именно с тех пор черные облачения вошли в обиход как символ смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства для служб Великого поста. Заупокойные службы, панихиды, отпевание усопших служатся в белых священнических облачениях.

В заключение хотелось бы разъяснить, почему траурным флористам полезно понимать православный символизм цвета. Смысловая нагрузка каждого цвета формировалась веками. Цвета определяют различия между исцелением и смертью, радостью и горем, страданием и умиротворением, грехом и святостью. Любое смешение этих понятий, в том числе и отраженных в цвете, есть ничто иное, как суть дьявола, который многолик и который, чтобы завладеть душами, принимает самые разные формы и цвета. Вот почему Православие так строго относится к подбору цветов, к их глубокой символике.

Иеромонах Дометиан

Иные версии

Люди приходят в храм в поисках успокоения, для совместных молитв и разговоров с Богом. Чтобы ничего не отвлекало от этого, требуется, чтобы одежда была максимально строгой. Женщина обладает привлекательными частями тела, которые могут отвлекать на себя взгляды и мысли. Поэтому они должны надевать длинные юбки и закрытые блузы. Волосы являлись одной из тех интимных особенностей, которую позволительно было видеть только мужу. Вот зачем платок в храме — чтобы прикрыть волосы. И в мирской жизни женщине положено было закрывать голову. Считалось также, что она получает энергию из земли, и чтобы она сохранялась в теле и не улетучивалась через макушку, нужно создать барьер.

На мужчин же распространяется противоположное правило. Перед тем как зайти в храм, они должны снять головной убор. Этим они демонстрируют свое уважение и полное доверие Богу. Так как обнажая голову, снимают с себя полную защиту.

Раньше, когда ношение различных головных уборов было чрезвычайно популярно, по ним можно было понять, какой статус в обществе имеет их хозяин. Так как дом Божий не признавал социальной и общественной иерархии, входя в него, нужно было забыть о своей значимости в мирской жизни. Головной убор снимался, так как в церкви все равны. Такое правило было важно во время войн, так как враги на поле не должны были быть врагами в храме, так как это место свободное от них.

Цвет платка

Женщины, которые мало знакомы с правилами церковного этикета, не знают, что выбор цвета и орнамента платка для храма играет важную роль.

Так, светским дамам, заходящим в храм только по случаю какого-то мероприятия, рекомендуется иметь хотя бы три варианта этого головного убора:

  • Пастельных светлых тонов. Может быть однотонным или с неярким орнаментом, например, в цветочек. Его положено надевать по случаю праздников. Можно остановиться на простом белом платке.
  • Однотонный тёмный платок повязывают на голову по случаю траура и в дни постов.
  • Обычный платок, любого цвета. Может быть однотонным или с орнаментом. Он потребуется, если нужно зайти в церковь в обычный день.

Кто находится намного ближе к церкви и посещает ее постоянно, обычно имеет в своем гардеробе целую коллекцию этих головных уборов. Например, красный цвет актуален на Пасху и в последующий период до Вознесения. На Вербное воскресенье и дни Святой Троицы положен зеленый платок. А с рисунком «в цветочек» обычно надевают женщины, которые помогают храму и выполняют грязные виды работ.

Как завязать?

Не все знают, как завязать платок в храм. Самым правильным считается просто связать концы под подбородком. Этот способ и самый простой. Если он плохо держится и спадает, тогда следует обмотать шею и завязать его сзади. Для этого головной убор должен иметь достаточную длину. Если же изделие короткое, то можно прикрыть им лоб и завязать сзади. Но чтобы избежать сложностей, можно приобрести готовые православные платки. Они напоминают капюшон и фиксируются специальными завязками под подбородком. В магазинах можно найти достаточный ассортимент цветов, поэтому можно подобрать вариант для любого случая. Обычно на то, как завязан платок, не очень обращают внимание. Факт его наличия является намного более важным.

Несмотря на то, что жизнь изменилась, для верующего и уважающего церковь человека существует традиционные правила поведения в ней. Они касаются и одежды, поэтому женщины до сих пор надевают платок для храма, хотя некоторые это считают устаревшей традицией.

КАКОЙ ПЛАТОЧЕК НАДЕТЬ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В ХРАМ?

Те платочковицы, кто регулярно посещают православное Богослужене, непременно обращали внимание на то, что цвет облачения священников зависит от календаря. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики. Зная эту закономерность, благочестивые платочковицы так же надевают в храм разноцветные платочки.

Цветовую гамму облачений составляют все цвета радуги:
1) красный ,
2) желтый ,
3) оранжевый ,
4) зеленый ,
5) голубой ,
6) синий ,
7) фиолетовый ;
8) их совокупность — белый цвет ,
9) и противоположность белого — черный .
10) платочек в цветочек /платочег в цветочег/ (платочек для грязной работы, на котором не видны пятна)

Таким образом, вам необходимо иметь 9 праздничных платочков различного цвета. И понадобится еще один дежурный платочек, неважно какого цвета — для всякой грязной работы. Например, когда вас попросят помочь намазать подсвечники маслом (чтобы к ним не прилипал воск) вам первым делом надо будет надеть рабочий платочек, иначе ваш праздничный платочек будет весь в пятнах масла. Для тех, кто еще не освоил науку платочконошения, поясню: у платочка есть дурная черта — развязываться, а точнее — сползать на затылок. И такое происходит даже у опытных платочковиц. Эффективных средств борьбы с этим пока нет. Приходится его поправлять руками, а руки — в масле! То же самое касается таинства соборования. Некоторые очень-очень-очень благочестивые платочковицы имеют специальный платочек для соборований, но по моему это уже слишком. Таким образом, вам понадобиться 10 (десять) разноцветных платочков!

Носить разноцветные платочки — это конечно благочестиво и красиво. Однако, хорошо бы еще знать, что означают эти цвета. Каждый цвет сопоставлен определенной группе праздничных или постных дней — смотрите таблицу.

ПОЛНАЯ ТАБЛИЦА ПЛАТОЧНЫХ ЦВЕТОВ (на 10 платочков)

Для тех, кто не в силах справиться сразу с 10ю платочками, можно порекомендовать сокращенную таблицу платочных цветов, ориентированную на 3 (три) платочка.

СОКРАЩЕННАЯ ТАБЛИЦА ПЛАТОЧНЫХ ЦВЕТОВ

Для тех, кто не может справиться и с тремя платочками — рекомендую радикальный вариант — один платочек, не важно, какого цвета, главное, чтобы он был!

Внимание! Расцветка платков иногда м.б. такая, что в храм в таком платочке идти не прилично. Мы, платочковицы, называем такие платочки неплаточковичными, т.е. недопустимыми для платочковицы.

Т.к. я девица певчая, то мне с клироса все видно хорошо и далеко. Поэтому могу перечислить некоторые надписи и изображения на платочках, которые не совсем православные… Даже не знаю, что лучше — такой платочек или пустая голова. (:-)

  • На платочке (вернее косынке) название и лики рок-музыкантов.
  • На платочке изображена мечеть Омара в Иерусалиме.
  • На платочке изображены пирамиды и древнеегипетские божества
  • На платочке изображено капище индейцев
  • На платочке изображен американский флаг
  • На платочке надпись SEX
  • На платочке нарисованы рогатые черти с вилами
  • На платочке надпись Я Христос
  • На платочке надпись Христос мой брат
  • На платочке изображен герб СССР

На вопросы читателей отвечает иерей Андрей Чиженко .

Конечно же, это не обязательно. Это возможно, но необязательно. Женщина может надеть на Пасху красный платочек или на праздник Покрова Пресвятой Богородицы голубой, если поет ее душа и радуется празднику. И таким образом, надев платок соответствующего цвета, она хочет приблизиться к нему, почтить Бога. Тогда ее головной убор соответствующего цвета можно сравнить с вербной веточкой – символом Воскресения Христового, которую мы приносим в храм, чтобы встретить Христа-Царя. Это наш знак, наш символ победы Спасителя и с Ним всего человечества над злом, диаволом, грехом и смертью. Женский платочек тоже может стать чем-то подобным: личным символом любви к Богу конкретной женщины.

Но превращать платки определенного цвета в обязательную униформу, конечно же, не следует. Это личный выбор каждой женщины. В соответствии с канонами Православной Церкви голова молящейся женщины должна быть покрыта. Данное постановление имеет основание в Священном Писании: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.

Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор 11:3–16).

Святитель Иоанн Златоуст так трактует данный новозаветный отрывок: «Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель, ибо добродетель и честь подчиненного состоят в том, чтобы пребывать в послушании. Мужу не предписывается делать это, ибо он есть образ Самого Господа; а жене справедливо предписывается».

Интересно также толкование святителя Феофана Затворника: «Какая же мысль: Ангел ради? Стыдясь их, или боясь оскорбить их. Одна мысль о невидимом присутствии Ангелов должна остепенять и держать в своем чине. Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять…»

Т. е. мы видим, что важно не само покрытие головы как механический визуальный акт, но с каким намерением и в каком духе это делается. Целесообразно в обряде усматривать богообщение и жизнь духа, а не мертвую только букву. Потому что «…буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Интересны также слова отечественного святителя Феофана Затворника о том, что должно остепенять и держать в своем чине. Все в мире увязано Богом гармонично в единое целое. Все представляет словно единую неразрывную ткань «петелька-крючочек». Все Ангелы, люди ли занимают свое место в небесной и земной иерархии, и всем есть место, специально отведенное для них в этом мире. Главное только подчиниться Закону Божьему.

Приведем также цитату святителя Иоанна Златоуста по поводу вышеупомянутого отрывка из Первого Послания к коринфянам святого апостола Павла: «…если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала» (ст. 14). Вселенский учитель Церкви пишет: «Но, скажешь, если вместо одеяния дано, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? Для того чтобы показать подчинение не только по природе, но и по доброй воле. Природа наперед установила, чтобы ты была покрытой; а ты приложи нечто от себя, чтобы не показалось, что ты нарушаешь законы природы; противиться же не только нам, но и природе, есть знак великого бесстыдства». Т. е. мы видим, что важно человеку приложить свою добрую волю для исполнения заповеди Божьей, или апостольского предписания, или святых догматов, канонов Церкви.

Но также нам нужно следовать заповеди Христовой: «…и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые…» (Лк 11:46) и апостольским правилам. Вспомним постановление-послание I в истории Церкви Собора святых апостолов, произошедшего в 51 году по Рождестве Христовом: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого…» (Деян. 15:28).

Потому, дорогие братья и сестры, наша задача научиться с Божьей помощью отделять истину Божию от человеческих басней, пересудов и фантазий. Главный признак первой – внутренние общение и жизнь в Духе, главный признак второй – нормотворчество, направленное на обрядовую внешность, на формализм, показное благочестие.

По недоуменным вопросам обращайтесь к священнослужителям. Они поставлены Богом и обучены в семинариях, академиях, чтобы на эти вопросы отвечать.

А если женщина на Пасху желает надеть красный платочек как символ ее любви к воскресшему Господу, это очень хорошо. Но если она наденет красивый голубой головной убор, то в этом тоже греха не будет. Главное, чтобы все было в мире и любви, и истине, и в общении Духа, как часто нам повторял в своих Посланиях святой первоверховный апостол Павел.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (762) раз

Вячеслав Пономарев
Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм

Облачения Престола, жертвенника, богослужебные одеяния духовенства и даже аналойники могут быть того или иного цвета, в зависимости от празднуемого Святой Православной Церковью дня памяти святого или священного события. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различных цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику. То же самое относится к настенным росписям и вообще к православным иконам.

Праздники Православной Церкви, которым соотнесены определенные цвета (белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный) одеяний, можно объединить в шесть групп.

1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа (прежде всего воскресные дни), а также особых помазанников Божиих – пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений – золотой (желтый), являющийся цветом славы, величия и достоинства.

2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, Бесплотных Сил, дев и девственников. Цвет облачений – голубой и белый, цвет неба, таинственно-символически выражающий учение Церкви о Божией Матери, вместившей Христа-Небожителя в Своей Пречистой утробе.

3. Группа праздников и дней памяти Креста Господня. Цвет облачений – фиолетовый или темно-красный. В фиолетовом цвете соединены два цвета – красный (цвет крови Христовой и Воскресения) и синий (символически выражающий ту мысль, что Крестом открывается дорога в небо).

4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений – красный, являющийся символом неизреченной, пламенной любви Божией к человеку. Но так как это и цвет крови, то в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.

5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Цвет облачений – зеленый, соединяющий в себе два цвета: желтый и голубой. Он свидетельствует о том, что монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) и возводит его на небо.

6. В период постов цвет облачений – темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный и черный, который употребляется во дни Великого поста, являясь символом отречения от пышности мирской суеты, цветом плача и покаяния. В воскресные и праздничные дни Великого поста употребляются облачения фиолетового цвета.

Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, является символом Божественного нетварного света. В белых облачениях совершают богослужения Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Кроме того, они используются для совершения крещений и погребений.

Белый цвет принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв. В них испрашивается для умерших упокоение со святыми в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

В иконописи Божественный свет символизировался не только белым, но и золотым цветом, символизирующим сияние вечной жизни и чистоты в противоположность черному цвету ада, смерти и духовной тьмы. В связи с такой символикой черного цвета, иконописцы старались избегать его употребления и там, где изображаемый предмет имел естественно черный цвет, заменяли его на другой темный цвет спектра. По той же причине в древней иконописи избегали коричневого цвета, являющегося цветом земли и грязи.

Существует деление цветов, составляющих спектр радуги на две группы:

1. Непроизводные ( красный, желтый, голубой).

2. Производные ( зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий).

При наличии обычных красителей трех непроизводных цветов художник может получить путем их сочетания остальные производные цвета.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядок небесного и земного тварного существования. Они символизируют Троицу и Четвероевангелие; семь Таинств Церкви; семь светильников в небесном храме и т. д.

* * *

Вторая часть «Справочника православного человека» будет посвящена Священному Писанию: истории его создания, составу Ветхозаветных и Новозаветных книг, классификации библейских манускриптов (папирусов, унциалов, минускулов и лекционариев), современному состоянию дел в библейской археологии, толкованиям священных текстов и т. д.

Читатель в этой части сможет почерпнуть сведения о древних технологиях создания материалов для письма; хранении и использовании в богослужении зафиксированных на пергаменте или папирусе библейских текстов. В книге будут представлены сведения об известных Синайском, Ватиканском и Александрийском кодексах, Папирусах Бодмера, Честера Битти и многих других известных библейской науке древних рукописях. Будут рассмотрены самые важные археологические находки, совершенные в прошлом и позапрошлом веках: Кумранские рукописи, манускрипты монастыря св. Екатерины (на Синае), свитки Каирской генизы. Во второй части Справочника будет сохраняться принцип систематизации и структуризации общедоступного материала на эти темы и доступность его изложения.

Символика цвета в Православии


«Вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых» (Псевдо-Дионисий Ареопагит)
— эта формулировка, по мнению С. Аверинцева, легла в основу византийского понимания иконы,
— как изображения, хотя и существенно отличающегося от первообраза, однако
— несущего в себе реальное присутствие этого первообраза
— поэтому громадное значение придается символическому ряду в иконе и, в частности, символике цвета
Золотой цвет — образ Божиего присутствия
— на иконах золотом пишутся:
— фон иконы
— нимбы Троицы, ангелов и святых
— одежды Спасителя прописываются золотыми штрихами (ассистом)
— подножия Спасителя и ангелов
— Евангелие
— золотой или сияющий желтый цвет в иконографии, это образ:
— Божиего присутствия
— нетварного Фаворского света
— вечности и благодати
Белый — символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы
— в белых одеждах изображаются:
— воскресший Христос, ангелы и праведники.
Красный — обозначает мысль Бога о мире
— как пишет священник Павел Флоренский
— красный символизирует жертву Христа
— красным пишется София Премудрость Божия
— красное одеяние Богородицы говорит о предначертанности Ее удела
Синий — символизирует стремление мира к Богу
— синий цвет означает чистоту и целомудрие
— является атрибутом Богородицы, символом Ее приснодевства
Пурпурный – знак царского достоинства
Фиолетовый — передает особенность служения святого угодника
Багряный — символизирует величие
Зелёный — символизирует гармонию Божественного бытия, предвечный покой
Чёрный — символизирует пустоту
— отсутствие благодати, смерть, но также и отречение от мирской суеты, смирение и покаяние.
O символизме радуги:
— в одеждах священнослужителей используются все цвета радуги (не считая черного и белого цветов)
— в этом есть символическое значение: радуга была представлена Богом Ною после потопа
— в ознаменование того, что Всемирный потоп больше не повторится
— как знак любви Божией к тварному миру, радуга – образ сияния славы Божией

— как знамение вечного завета между Богом и мирозданием, «всякою душою живою, которая на земле»
— Радуга символизирует связь между Ветхим и Новым заветами, между жизнью временной и вечной
— в 4-й главе Апокалипсиса написано о радуге, сияющей вокруг престола Вседержителя
— в 10-й — апостол Иоанн Богослов видит ангела, «сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга»
Символическое значение имеют и цвета одежд церковно-служителей всех рангов
— Согласно православной традиции, изложенной, в частности, в «Настольной книге священнослужителя»
— цвет облачения зависит от периода годичного круга богослужений и от празднуемого Церковью события
— Например:
1. в воскресные дни, дни памяти пророков, апостолов, святителей:
— цвет одежды священника золотистый или желтый
2. в Богородичные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Успение), а также в период Успенского поста
— полагается одеяние голубого цвета
3. в период постов:
— цвет облачений темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный (облачение черного цвета употребляется преимущественно в дни Великого поста)
4. в дни памяти мучеников, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во время совершения таинства Венчания:
— священник надевает красные одежды
5. Службы в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также в день Святой Троицы, в день Святого Духа, в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим):
— совершаются в одеждах зеленого цвета
6. Рождество, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение:
— празднуются в белых облачениях.
7. Главный православный праздник – Пасха:
— начинается в светлых одеждах
— пасхальная же литургия и все богослужения Светлой недели служатся в красных ризах, символизирующих любовь Бога к человеческому роду
— в некоторых храмах существует обычай менять облачения на пасхальной утрене, так что на каждой из восьми песней канона священник предстает в одеждах другого цвета
Не следует, однако, воспринимать этот текст, как некий полный словарь символов
— Речь идет об общих тенденциях употребления цветовой гаммы
— значение имеют скорее сочетания цветов, чем отдельно взятый цветовой элемент.
Византийская иконопись принципиально отличается от западно-европейской религиозной живописи
— Иконописец, в отличие от живописца, не стремится к пробуждению чувственности
— При всем богатстве внутреннего мира, икона — аскетична, лишена внешней экспрессии, поскольку принадлежит вечности
— Насыщенная эмоциями и страстями западноевропейская живопись находится в плену у временного, земного мира
— пытаясь передать трансцендентное образами чувственного мира, живопись оказывается в ловушке тленного и преходящего,
— икона же, воздействует не на эмоциональную сферу, а на область внутреннего религиозного чувства, постигается интуицией и разумом
— икона дает нам возможность непосредственно созерцать Божественную Славу
Библиография
Настольная книга священнослужителя, М., 1983.
Архимандрит Рафаил (Карелин), «О языке православной иконы», Изд. «Сатис», 1997.
Инок Григорий Круг, «Мысли об иконе», Париж, 1978.
Успенский Л.А., «Cимволика храма», Журнал Моск. Патриархии, М., 1958, №1.
Свящ. П.А. Флоренский, «Иконостас», Богословские труды, №9, М., 1972.
________________________________________
Ольга Платонова, художник, иконописец, преподаватель. Родилась в Ленинграде, обучалась в рисовальных классах при Акад. Художеств им. Репина. С 1993 г. живет во Франции, издает и редактирует журнал «Стетоскоп».
Состоит в группе энтузиастов-нонконформистов. Организовала иконописную мастерскую во Введенской церкви при РСХД (Русском Студенческом Христианском Движении), изучает богословие в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.
http://www.ug.ru/archive/32917
====================================================================
Colors as symbols in Christianity
— in Christianity, color symbolism is primarily used in liturgical decorations (banners, vestments, etc.) and
— to a lesser degree in Christian art
— Symbolic colors are rarely used in the Bible.
Black is symbolic of death
— therefore the liturgical color for Good Friday
— Black can also represent sin, which results in death.
Blue, the color of the sky, is symbolic of heaven
— It may also be used to symbolize truth
— Blue is gaining acceptance as a liturgical color for Advent.
Brown is the color of spiritual death and degradation
Gray is the color of ash
— so is sometimes used to represent repentance and may be used during Lent.
Green is the color of plant life, abundant in spring
— It is used to represent the triumph of life over death
— Green is the liturgical color for the Trinity season in some traditions, and
— may be used during Epiphany in others.
Purple is the color for penitence and mourning
— It is also the color of royalty
— Purple is the liturgical color for the seasons of Advent and Lent.
Red is the color of blood
— therefore it is the liturgical color for the commemoration of martyred saints
— Red is used as the liturgical color for Pentecost, since it is the color of fire
White is a symbol of purity, innocence and holiness
— It is the liturgical color for the Christmas and Easter seasons
— White is sometimes represented by silver.
Yellow, as the color of light, may be used to represent divinity

В православной вере существует очень древний обычай, когда женщина входит в церковь у нее обязательно должна быть покрыта голова. Обычай покрывать голову платком начал свое существование еще с тех времен, когда апостол Павел говорил о том, что женщине нужно иметь на голове символ, означающие покорность и власть над ней е мужем. С тех пор молится или прикладываться к иконе без покрытой головы считается не только постыдным, но и грехом. С тех пор и зародился обычай.

Почему женщины в церкви в платках

Многих современных девушек и женщин интересует вопрос о том, можно ли в церковь без платка ходить. Как уже упоминалось выше платок на голове у женщины подчеркивает скромность, а общение с Всевышним становится чистым и светлым. Еще во времена античной культуры волосы считались самым ярким атрибутом женской красоты.

Благодаря такому атрибуту женщины могли привлечь к себе внимание, чего нельзя делать в пределах церкви. Так как это плохой и недобрый знак. Ведь перед Богом все должны быть равными и смиренными. Также приходя в церковь помолится голова должна быть очищенная от всех грешных мыслей. При этом у женщины не только должен быть платок на голове, но и скромная одежда. Если одежда будет яркой, то платок на голове теряет всякий смысл.

Существует еще одна легенда почему женщины покрывают голову в православии. Она говорит о том, что когда-то давным-давно люди приходили в церковь в разной одежде. В те времена не существовала определённого дресс-кода для посещения святых мест. Такое посещение не всегда доставляло радость Всевышнему. Поэтому он отправил послание на землю.

Однажды одна девушка легла ночью спать и ей приснился сон, в котором к ней пришел Бог и сказал, что молитвы будут услышаны если она будет посещать церковь в платке и юбке. Также ей было сказано, что в этом случае у нее появится Ангел-Хранитель, который будет ее оберегать от всего плохого. Данные атрибуты одежды помогут отличить ее от всех остальных.

Когда девушка решила посетить церковь она выбрала для этого именно длинную юбку и одела платок на голову. На удивленные расспросы остальных почему она так одета, девушка рассказала о своем ночном видении. С тех пор все девушки начали посещать святое место именно в таком одеянии. Вот почему в церкви одевают платок и по сей день.

Как выбрать платок

Какой платок одевать в церковь – этот вопрос всегда актуален среди православных верующих. Конечно, каждая женщина сама в праве выбрать какой платок ей одеть. Если она придет в храм в правильном одеянии и с ярким платком ее никто не выгонит. Но согласитесь если во время Великого поста, когда все прихожане в том числе и батюшка одет в одежду черного цвета женщина придет в белом платке, то она будет выделятся среди остальных.

Поэтому девушки и женщины, посещающие церковь постоянно на разные православные праздники, стараются одевать платки разных цветов. Например:

  • все время, сколько длится Великий пост, покрывают голову платком черного цвета как знак скорби и покаяния;
  • на праздник иконы Пресвятой Богородицы – голубой, так как священники на этот праздник одевают одежду голубого цвета;
  • на праздник Троицы – зеленый;
  • а вот в святой праздник Пасхи принято одевать платок красного или белого цвета; красный символизирует кровь, которую пролил Христос;
  • во время служб, не посвященных никакому православному празднику батюшка одевает желтую рясу, поэтому женщины стараются одевать платок желтого цвета.

Если у вас нет возможности купить платки нескольких разных цветов или вы посещаете церковь не регулярно, а только по большим церковным праздникам, тогда достаточно приобрести и иметь в своем гардеробе платки двух цветов – черного и белого. Белый цвет – это праздничный. Им можно покрывать голову на все праздники, а черный платок идеально подойдет для ношения в Великий Пост.

Согласно православной вере без платка можно посещать церковь маленьким девочкам, не замужним женщинам. Но современная бытность в давний обычай внесла некоторые изменения. Многие прихожане считают, что легче покрыть голову, чем навлечь на себя гнев не сведущих «бабушек».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *