Учебная псалтирь читать

Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX).

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Кафисма первая 1. Псалом Давида 2. Псалом Давида 3. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего 4. В конец. Песнь. Псалом Давида 5. О наследствующей. Псалом Давида 6. В конец. Песнь. Об осьмом (дне). Псалом Давида 7. 7. Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина 8. В конец. О точилах. Псалом Давида Кафисма вторая 9. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида 10. В конец. Псалом Давида 11. В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида 12. В конец. Псалом Давида 13. В конец. Псалом Давида 14. В конец. Псалом Давида. 15. Столпописание Давида 16. Молитва Давида Кафисма третия 17. В конец. Отрока Господня Давида, который произнес Господу слова песни сей в день, в который избавил его Господь от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: 18. В конец. Псалом Давида 19. В конец. Псалом Давида 20. Псалом Давида 21. В конец. Об утреннем заступлении. Псалом Давида 22. Псалом Давида 23. Псалом Давида. В первый день недели Кафисма четвертая 24. Псалом Давида 25. Псалом Давида 26. Псалом Давида. Прежде помазания 27. Псалом Давида 28. Псалом Давида. На исход скинии 29. Псалом песни. На обновление дома Давидова 30. В конец. Псалом Давида. При исступлении 31. Псалом Давида. В научение Кафисма пятая 32. Псалом Давида, не надписанный у Евреев 33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел 34. Псалом Давида 35. В конец. Отрока Господня Давида 36. Псалом Давида Кафисма шестая 37. Псалом Давида. В воспоминание. На субботу 38. В конец. Идифуму. Песнь Давида 39. В конец. Псалом Давида 40. В конец. Псалом Давида 41. В конец. В научение. Сынам Кореевым. Псалом Давида 42. Псалом Давида. Ненадписанный у Евреев 43. В конец. Сынам Кореевым. В научение 44. В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном 45. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом Кафисма седьмая 46. В конец. Чрез сынов Кореевых. Псалом 47. Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй (день) недели 48. В конец. Сынам Кореевым. Псалом 49. Псалом Асафа 50. В конец. Псалом Давида, когда вошел к нему Нафан пророк, После того, как он вошел к Вирсавии, жене Урия 51. В конец. В научение. Давида. Когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха 52. В конец. Радостная хоровая песнь. В научение. Давида 53. В конец. Песнь. В научение. Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: вот, Давид не у нас ли скрылся? 54. В конец. Песнь. В научение. Асафа Кафисма восьмая 55. В конец. О народе, удаленном от святынь. Давида. В столпописание. Когда удерживали его иноплеменники в Гефе 56. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда он убегал от Саула в пещеру 57. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание 58. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его 59. В конец. Об имеющих измениться. В столпописание. Давида. В научение. Когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч 60. В конец. Песнь. Давида. Псалом 61. В конец. Чрез Идифума. Псалом Давила 62. Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской 63. В конец. Псалом Давида Кафисма девятая 64. 64. В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить (из плена) 65. В конец. Песнь псалма воскресения 66. В конец. Песнь. Псалом песни Давида 67. В конец. Псалом песни Давида 68. В конец. Об имеющих измениться. Псалом Давида 69. В конец. Давида. В воспоминание о том, что спас меня Господь Кафисма десятая 70. Псалом Давида. Сынов Ионадавовых и первых пленников. Не надписан у Евреев 71. О Соломоне. Псалом Давида 72. Псалом Асафа 73. В научение. Асафа 74. В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа 75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине 76. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа Кафисма перваянадесять 77. В научение. Асафа 78. Псалом Асафа 79. В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа. Псалом 80. В конец. О точилах. Псалом Асафа 81. Псалом Асафа 82. Песнь-псалом. Асафа 83. В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом 84. В конец. Сынам Кореевым. Псалом Кафисма втораянадесять 85. Молитва Давида 86. Сынам Кореевым. Псалом песнь 87. Песнь-псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина 88. В научение. Ефама Израильтянина 89. Молитва Моисея, человека Божия 90. Хвалебная песнь. Давида. Ненадписан у Евреев Кафисма третиянадесять 91. Псалом песнь. В день субботний 92. В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида 93. Псалом Давида. В четвертый (день) недели 94. Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев 95. Хвалебная песнь Давида. Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев 96. Псалом Давида. Когда земля его устроялась. Не надписан у Евреев 97. Псалом Давида 98. Псалом Давида 99. Псалом Давида. Хвалебный 100. Псалом Давида Кафисма четвертаянадесять 101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое 102. Псалом Давида 103. Псалом Давида о бытии мира 104. Аллилуия Кафисма пятаянадесять 105. Аллилуия 106. Аллилуия 107. Песнь. Псалом Давида. 108. В конец. Псалом Давида Кафисма шестаянадесять 109. Псалом Давида 110. Аллилуия 111. Аллилуия. Псалом 112. Аллилуия 113. Аллилуия 114. Аллилуия 115. Аллилуия 116. Аллилуия 117. Аллилуия Кафисма седмаянадесять 118. Аллилуия Кафисма осмаянадесять 119. Песнь степеней 120. Песнь степеней 121. Песнь степеней 122. Песнь степеней 123. Песнь степеней 124. Песнь степеней 125. Песнь степеней 126. Песнь степеней 127. Песнь степеней 128. Песнь степеней 129. Песнь степеней 130. Песнь степеней 131. Песнь степеней 132. Песнь степеней 133. Песнь степеней Кафисма девятаянадесять 134. Аллилуия 135. Аллилуия 136. Давида. Иеремиею 137. Псалом Давида. Аггея и Захарии 138. В конец. Давида. Псалом Захарии, в рассеянии 139. В конец. Псалом Давида 140. Псалом Давида 141. В научение. Давида, когда он в пещере молился 142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Кафисма двадесятая 143. Псалом Давида. О Голиафе 144. Хвала Давида 145. Аллилуия. Аггея и Захарии 146. Аллилуия 147. Аллилуия. Аггея и Захарии 148. Аллилуия. Аггея и Захарии 149. Аллилуия 150. Аллилуия 151. Сей псалом писан особо, вне числа 150 псалмов, Давида, когда он единоборствовал с Голиафом.

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет:

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аще ли ни, глаголи умиленно:

Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:

Тропари сия, глас 6:

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава:

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне:

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй, 40. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дóндеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cиë «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Псалтирь

(180 голосов: 4.4 из 5)

О Псалтири

  • Псалтирь Библейская Энциклопедия
  • Христос в Псалмах

Текст Псалтири и переводы

  • Псалтирь в Библии с параллельным переводом
  • Псалтирь по кафизмам с ударениями и молитвами
  • Псалтирь, перевод на русский язык Бируковы
  • Псалмы Давидовы перевод С.С. Аверинцева

Толкования Псалтири

  • Объяснение Священной книги Псалмов прот. Г. Разумовский
  • Пособие к пониманию Псалтири епископ Ириней (Орда)
  • Беседы на Псалмы свт. Василий Великий
  • Беседы на Псалмы свт. Иоанн Златоуст
  • Толкование на Псалмы свт. Афанасий Великий
  • Толковая Псалтирь Евфимий Зигабен
  • Псалтирь прп. Ефрем Сирин
  • Толкование на 150 псалмов блаж. Феодорит Киррский
  • Избранные псалмы свт. Феофан Затворник
  • Толкование Псалтири проф. А. П. Лопухин
  • Псалтирь в святоотеческом изъяснении
  • Псалтирь по усопшим
  • Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви прот. Сергий Терновский
  • Толкование на Псалмы еп. Палладий (Пьянков)
  • Ключ к Псалтири Архим. Наум (Байбородин)
  • Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалтирь в Богослужении

  • Устав чтения Псалтири на православном богослужении
  • О чтении Псалтири в разных случаях преп. Арсений Каппадокийский
  • Аллилуарий свящ. А. Машков

Псалтирь в Аудиформате

  • Радио «Неусыпаемая Псалтирь»
  • Псалтирь в аудиоразделе
  • Псалтирь в видеоразделе

Псалти́рь или Псалтырь (от греч. ψαλτήριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах).

Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида.

Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: Пс. 6, 24, 37, 50, 129, 136), благодарственные (Пс. 17, 29), хвалебные (Пс. 103, 145), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например Пс.90. Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати (Пс. 2, 8, 15, 18, 21, 23, 39, 40, 44, 50, 67, 68, 71, 88, 96, 101, 109, 117, 118, 129, 131, 142).

В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении, причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири.

По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

В церковном употреблении Псалтирь разделяется на 20 частей – кафизм, или седальнов, т.е. таких отделений, после которых в древней церкви позволялось сидеть (во время полагавшихся вслед за чтением псалмов объяснений их).

Почему Псалтирь, будучи произведением ветхозаветной эпохи, так часто употребляется в Православном богослужении?

Псалтирь, как и все вообще Книги, вошедшие в Священный Канон (в состав Священного Писания), написана по вдохновению Святого Духа.

Главным Предметом содержания Книги Псалмов является Бог Сам в Себе и в Своём отношении к миру.

Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, в них много говорится о Христе (пророчески или посредством прообразов) (Пс.21:18-19).

Значительная часть содержания Псалтири представляет собой образцовые формы сердечной, возвышенной, благоговейной молитвы.

Некоторые псаломские стихи представляют собой хвалебные молитвы. В этих стихах Бог восхваляется и прославляется как Всесовершенный Создатель, Единый Небесный Владыка владык (Пс.8:2).

Другие отображают благодарственное отношение верующего к Богу за Его благодеяния, изливаемые в мир, за Его милости (Пс.27:6).

Немало стихов, если их обобщить, выражают вопль страждущего, гибнущего во грехах человека с просьбой о помощи (Пс.50:3-7).

Несмотря на то, что псалмы были составлены в дохристианскую эру, их нельзя назвать устаревшими. Глубина содержания этих величественных произведений не исчерпана до сих пор.

Все они вкупе и каждый в отдельности служат к назиданию верующих и могут использоваться в качестве поучающих пособий (Пс.1:1-5).

В силу этих причин чтение и пение псалмов было усвоено богослужебною практикой Церкви.

В качестве частных причин усвоения новозаветным богослужением ветхозаветных псалмов можно назвать и то, что первое время Церковь Христова приумножалась за счёт иудеев, которые были воспитаны на псалмах и которым они были особенно близки.

Известная на сегодняшний день форма развитого Православного богослужения появилось в Церкви не вдруг. Сугубо христианские песнопения, гимны, молитвы, даже Писания формировались медленно, постепенно. В этом отношении трезвое заимствование того лучшего, что входило в состав ветхозаветной богослужебной традиции, тоже было уместно.

О псалмопении

В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) — ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) — заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) — терпеть в молитве.

Ослаблять страсти — означает прежде всего не питать их греховными делами и помыслами, противостоять им, следуя церковным установлениям и приобщаясь святых таинств, вытесняя страсти приобретением христианских добродетелей.

В деле же очищения от страстей и воспитания души для Царствия Божия особое значение имеет псалмопение. На этом я хочу остановиться подробнее.

Книга Псалтирь заключает в себе собрание духовных песен и входит в канон Священного Писания Ветхого Завета. Свое названия эта книга получила от музыкального инструмента, игрой на котором пророк Давид сопровождал пение псалмов.

В богодухновенности и каноничности этой книги никогда и никто не сомневался. Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам, — так говорит святитель Иоанн Златоуст. Поэтому все псалмы проникнуты святостью. Псалтирь раскрывает людям Божественное домостроительство нашего спасения, преподает правила веры. Она, как писал святитель Василий Великий, «является книгой, во-первых, показывающей учение Откровения в жизни, а во-вторых, помогающей осуществить это… Книга псалмов объемлет все, что представляют все другие священные книги. Она пророчествует о будущем, и приводит на память бывшее, и дает закон для жизни и правила для деятельности».

Несомненное влияние на душу человека оказывает и сам дух Псалтири, имеющий, как и дух всего Священного Писания, великую очищающую силу. Книга псалмов, содержащая в сокращении все книги Священного Писания, представляет собой полную совокупность истин богопознания и богопочитания. Не случайно ее называют иногда «малой Библией».

«Во всем Священном Писании дышит благодать Божия, но в сладкой книге псалмов она дышит преимущественно», — считает святитель Амвросий Медиоланский. Действие и сила этой Божественной благодати распространяется на всех читающих, поющих и слушающих псалмы и очищает их души. «Надобно знать, — указывает древний христианский мыслитель Ориген, — что слово Божие имеет всякую силу и такую крепость, что может очищать пороки и загрязненному возвращать прежнюю цветность. Ибо живо слово Божие, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12)». На очищающую силу Своего слова указывал и Господь Иисус Христос, когда говорил ученикам: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3). «Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, — поучает святитель Иоанн Златоуст, — язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

Как и когда происходит это освящение? Следуя святоотеческому учению, ответить на этот вопрос можно следующим образом.

Слова или мысли, воспринимаемые человеком или возникающие в нем самом, заключают в себе некий образ. Этот образ несет в себе мысленную силу и оказывает на человека определенное воздействие. Какое влияние претерпевает человек, положительное или отрицательное, зависит от того, откуда исходят эти образы. Бог по снисхождению и благоволению Своему дает ведение о Себе в образах, доступных человеку. И если человек воспринимает эти Божественные образы, то они пожигают в нем страсти и освящают его. Тогда они противостоят образам, творимым самим человеком и внушаемым демонами. Последние, в случае их принятия душою, будут извращать духовный образ человека, созданного по образу и подобию Божию.

Следовательно, если при чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, то очень важно на протяжении определенного периода духовной жизни питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывают, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. «Всякое Писание богодухновенно и полезно (2Тим.3:16), для того написано Духом Святым, — объяснял значение Псалтири святитель Василий Великий, — чтобы в нем, как в общей врачебнице духа, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга».

«Как некоторое спасительное врачевство и средство для очищения грехов заповедали отцы, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — читать псалмы каждый вечер (в частности, «Господи, воззвах»), чтобы все, чем бы ни осквернились мы в продолжении дня… мы очистили при наступлении вечера посредством этих духовных песен. Они есть врачевство», которое истребляет все неподобное. Пение псалмов обуздывает силу сладострастия, окрыляет ум и возвышает душу. Святитель призывает и во время благоденствия, наслаждаясь дарами Божиими, «возносить Богу благодарственные песни, чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания».

Псалтирь стала главной учебной книгой в Древней Руси. Из предисловия к «Славянской грамматике» Мелетия Смотрицкого, изданной в Москве в 1721 году, видим, что «издревле российским детоводцам обычай бе и есть учити дети малые в начале азбуце, потом же Часослову и Псалтири». Псалтирь, как книга священная и постоянно употребляемая при богослужениях, воспринималась не только как учебник чтения. Считалось необходимым знать ее как книгу самую нужную, самую жизненную.

Научившись читать по Псалтири и к тому же выучив ее наизусть, русский человек уже никогда не расставался с ней. Она была настольной книгой наших предков, спутницей во всех путешествиях, иногда она так и называлась «дорожной книжицей».

Русский человек на основании своего глубоко религиозного чувства обращался к Псалтири для разрешения всех недоумений, находя в ней ответы на трудные жизненные вопросы и даже пользуясь ею для исцеления больных и одержимых нечистым духом.

Псалтирь и сегодня остается в частом употреблении как при богослужениях, так и в повседневной жизни. Это связано с тем, что слова Псалтири не только «очищают душу, — как свидетельствует святитель Иоанн Златоуст, — но даже один стих может внушить великое любомудрие, побудить к решению и принести великую пользу в жизни».

По сравнению с другими книгами Священного Писания «книга псалмов представляет для всех образец жизни души, — говорит святитель Афанасий Великий. — Кто читает другие книги, тот произносит написанное в них не как свои собственные слова, но как слова святых мужей или тех, о ком они говорят. Но, удивительное дело, кто читает псалмы, тот все написанное в них, за исключением пророчества о Спасителе и язычниках, произносит как бы от своего собственного имени, поет их, как будто они были написаны о нем или даже им самим. Согласно своей душевной расположенности, всякий желающий находит в псалмах врачевание и исправление для каждого своего движения». «Я думаю, — размышляет далее святитель, — что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движения мысли, так что в человеке ничего нельзя найти более».

Обозревая святоотеческое учение, мы видим, какое огромное значение имеет Псалтирь в нашей жизни. Поэтому при изучении православной культуры и в воспитательном процессе, основанном на православной культуре, нужно использовать опыт православной Руси и в первую очередь использовать Псалтирь, как, впрочем, и все Священное Писание, в качестве основы для устроения правильной жизни, поскольку «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).
игумен Петр (Пиголь)

«Какой приятный спутник для людей на всех пунктах их жизни пророк Давид. Как хорошо приспособляется он ко всякому духовному возрасту и разделяет всякого рода занятия! С младенцами Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, – всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты в жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк».
Св. Григорий Нисский

«Книга псалмов объясняет все полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче говоря, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Чему не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное Богословие, предречение о Пришествии Христовом во плоти, надежда Воскресения, обетования славы, откровения Таинств. Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге псалмов».
Св. Василий Великий

«По моему мнению, в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоумышлении, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа – для всего этого имеет наставление в Божественных псалмах… Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом».
Св. Афанасий Великий

> 3 книги о Псалтыри

Мы подобрали три книги, которые помогут прийти к пониманию текста Псалтири и раскроют читателю красоту псалмов.

«Псалтирь учебная»

В книге «Псалтирь учебная» текст Псалтири на церковнославянском параллельно сопровождается текстом гражданским современным шрифтом с постраничным объяснением непонятных слов.

Почти 40 страниц книги уделяются истории создания Псалтири, видах и предназначении псалмов, коротко и доступно дается информация об истории развития церковнославянского языка, основах и принципах церковнославянской орфографии, особенностях употребления букв и ударений.

В конце издания дан современный перевод текста, сделанный лучшим переводчиком дореволюционной России Петром Юнгеровым. Текст Юнгерова точно и ясно для читателя передает смысл Псалтири на русском языке. Также в книгу включен словарь церковнославянских слов, что может пригодиться в обучении. Издание отличается удобным форматом и крупным шрифтом.

В конец. Псалом Давида (в переводе П. Юнгерова)

Господи! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто поселится на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, Кто не льстил языком своим, и не делал зла ближнему своему, и не принимал поношения на ближайших своих, Тот, кто в глазах коего презрен лукавый, кто боящихся Господа славит; клянется своему ближнему, и не нарушает клятвы. Кто серебра своего не давал в рост, и даров против невинных не принимал. Делающий сие не поколеблется во век.

«Псалтирь. Опыт стихотворного переложения»

В предисловии к книге Владимира Шумейко «Псалтирь. Опыт стихотворного переложения» протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия и зав. Кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии, говорит о целях и задачах стихотворного осмысления текста ветхозаветной библейской книги, акцентируя внимание читателя на том, что художественное и научное прочтение Библии может не противоречить, а дополнять друг друга, а также отмечает важность для каждого верующего еще глубже понять Слово Божие.

В конец. О точилах*

Псалом Давида 8

Как чудно имя Твое, Господи,
По всей Земле,
Величие Твоё возносится выше небес!
Из уст младенцев и грудных детей
Устроил Ты хвалу врагам Твоим,
Чтобы мучителей и ворогов сгубить.
Смотрю на небеса – деянье рук Твоих,
На сотворенные Тобою звезды и луну/
И кто есть человек, что помнишь Ты его?
Иль человека сын, что посещаешь Ты его?
Пред Ангелами лишь немногим
Ты умалил его,
И славою, и честью увенчал.
Его поставил над делами рук Твоих
И все под его ноги положил.
Овец, волов и весь полевой скот,
Небесных птиц и рыб морских,
Морскими тропами плывущих.
Как чудно имя Твоё, Господи,
По всей Земле!

(*Точило – тиски, в которых давили виноград, и яма, в которой топтали кисти винограда, чтобы делать вино. Псалом этот, как торжественная песнь Богу, дающему земные и духовные плоды, пели на празднике сбора винограда)

Живая Псалтырь

Следующая книга, как и предыдущее издание, является живым опытом молитвенного чтения Книги Псалмов, помогает раскрыть и увидеть глубину истинного смысла текстов.

«Чтение Библии по-настоящему может и должно быть именно слышанием Библии. Не размышлением о прочитанном, не эмоциональным переживанием по его поводу, а именно слышанием».

На первых страницах своей книги Владимир Сорокин пишет, что издание не является окончательным комментарием к Псалтири, а лишь размышлением, которое отражает его личный молитвенный опыт. А протоиерей Павел Великанов отмечает, что «это не формальное перетолковывание священных строк, а попытка — на мой взгляд, вполне удачная! — ввести текст в наши реалии и будни».

Каждый псалом в книге сопровождается отрывком для молитвенного размышления на день.

«Каждый, кто обращается к Богу, вполне естественно, хочет, чтобы Бог его услышал. Но что это означает? Чего мы ждем от Бога, обращаясь к нему? И как Бог нас слышит? Псалмопевец обращается к Нему в ситуации, очевидно, далеко не простой: ему со всех сторон угрожают враги. А сам он хочет лишь одного: предстоять Богу. Быть в Его доме, в Его Храме. И просит Бога избавить себя от врагов именно ради этого, ради того, чтобы иметь возможность жить с Богом» (Пс 26:1-14).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *